Для того, чтобы успешной и конкурентоспособной организации необходимо проводить изменения, развиваться, формировать новое организационное устройство, адекватное происходящим изменениям во внешней среде. Организационные изменения сопровождаются переломом привычных разделяемых сотрудниками ценностей, шаблонов и норм, а также традиционных способов принятия решения, если они являются препятствием при адаптации организации к темпам и направлениям преобразований на рынке.

Процесс организационного развития включает несколько стадий:

  • выявление потребности в изменении, диагностика проблем,
  • изучение функциональных организационных зон и факторов окружающей среды,
  • планирование деятельности и формирование готовности к изменениям,
  • реализация изменений, переход в новое состояние,
  • оценка, закрепление и контроль.

Сущность определения готовности организации к изменениям

Перед любыми организационными преобразованиями важно оценить, насколько они необходимы и значимы. Необходимо учесть стадию жизненного цикла, на которой организация находится. С данной целью определяется показатель эффективности ее функционирования, оценивается его динамика на протяжении прошедшего периода, а на основании этого экспертным путем делаются выводы.

Чем размер организации больше, тем проведение изменений сложнее и тем выше степень сопротивления со стороны персонала. Размер связан отчасти со стабильностью самой организации и отчасти - с длительностью ее существования. В некоторой степени и то, и другое связано со своеобразной «кристаллизацией» в штате персонала, который более или менее положением дел удовлетворен.

Более эффективной является та корпоративная культура, организационные изменения в которой перестают рассматриваться как вынужденное приспособление к изменяющейся среде и начинают анализировать в качестве способа постоянного обеспечения организационного эффективности.

Диагностика представляет собой установление и изучение факторов, признаков, описывающих состояние объекта, с целью определения возможных отклонений, причин возникновения их и предотвращения ключевых нарушений в нормальном его функционировании.

Процесс диагностики готовности предприятия к проведению изменений является наиболее важным этапом их реализации, так как именно здесь появляется возможность предприятия осуществить ранее намеченные мероприятия по трансформации структуры системы управления или другие преобразования.

Модель поля сил

Модель поля сил К. Левина - это один из инструментов диагностики, в основе которой - положение о том, что каждая ситуация в любой момент времени не является статичной, а находится в динамическом равновесии, управляемом множеством факторов, которые оставляют все в виде, как есть.

Само понимание изменений подразумевает осознание понятия стабильности. Анализируя вопрос о силах, которые приводят к установлению и поддержанию равновесия, модель рассматривает факторы, к изменениям «подталкивающие», и силы, направленные на сохранение стабильности. Автором они названы соответственно «побуждающими» (или движущими) и «ограничивающими» (или сдерживающими) силами. При равенстве таких сил в организации появляется равновесие. На рисунке 1 графически факторы-силы представлены стрелками, отображающими направленность их, а толщина и длина стрелки характеризует силу и продолжительность ее влияния.

Рис. 1. Модель поля сил

Реализация изменений подразумевает возрастание значения побуждающих факторов или уменьшение ограничивающих, или некоторую комбинацию взаимодействий, нарушающую их баланс. Менеджер, стремящийся процесс изменений «подтолкнуть», должен сосредоточиться на уменьшении влияния ограничивающих сил, что должно способствовать снижению напряжения, при этом увеличение побуждающих сил сопротивление только усиливает.

Позитивное или негативное отношение людей к переменам определяется не столько результатами перемен, сколько тем, были ли удовлетворены потребности людей в контроле ведущей к переменам ситуации. Восприятие успеха перемен обусловлено не столько реальным состоянием дел, сколько отличиями в восприятии людей или организаций того, чего ждали они от перемен, и того, что произошло в действительности, с их возможностью приспособиться к изменяющейся ситуации.

Существует много движущих и сдерживающих сил. В случае одного только усиления движущие силы могут достаточно хорошо стимулировать перемены, но также при этом растет и напряжение за счет возникновения новых сил сопротивления. В случае, если были усилены движущие силы перемен, такой новый уровень баланса сил нуждается в постоянной поддержке, или же может быть утерян эффект перемен.

Построение и анализ поля сил подразумевает исследование имеющегося множества факторов, оказывающих влияние на текущее состояние, группировку факторов и оценку характера влияния их. Из - за этого может происходить разделение и систематизация факторов на сдерживающие и побуждающие к изменениям таблица 1).

Таблица 1 - Группировка факторов, поддерживающих стабильность положения организации

Итак, готовность организации к изменениям базируется не только на установке. Она основана на осознании содержания нововведений, их коллективной и личностной значимости, способах и целях участия коллектива или личности в нововведениях.

Готовность организации может быть также частичной, основываться лишь на некоторых выше перечисленных составляющих, но в таком случае сформировать устойчивое активно позитивное отношение к нововведениям, по существу, не представляется возможным. Существенное влияние на формирование готовности к изменениям оказывает информированность персонала, его участие в подготовке нововведений, выбор исполнителей нововведения, подбор методов мотивации.

В силу того, что деятельность любой организации является достаточно специфичной, то формирование универсальной методики оценки готовности ее к реализации изменений является сложнейшей задачей. Описанные положения оценки имеют своей целью разработку общих принципов и условий проведения исследования, а конкретные критерии оценки и показатели определяются спецификой функционирования каждой анализируемой организации.


Для изучения готовности к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса были использованы психологические методики: личностный опросник на готовность к переменам (Personal change-readiness survey, PCRS) , опросник Зимбардо по временной перспективе в адаптации Сырцовой А. (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI); а так же ряд других анкет, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Всего опрошено от 60 до 104 бизнесменов – количество респондентов варьируется в зависимости от количества заполненных методик и анкет (комплект состоял из шести).

Корреляционные плеяды (пунктирные линии - обратная взаимосвязь)

Рассмотрим полученные исследовательские данные сквозь показатели индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS. Методика «Личностная готовность к переменам» – «Personal change–readiness survey» разработана канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом. Перевод и первичная апробация данной методики были проведены Н. Бажановой и Г.Л. Бардиер. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте.

Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики PCRS со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ).

Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность»** (N=68) (коэффициенты корреляции опущены; звездочками обозначены их уровни значимости: * - p<0,05; ** - p<0,01) и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.

Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики ZTPI).

Зимбардо с коллегами основываясь на концепции жизненного пространства К.Левина выдели пять временных шкал, пять временных ориентаций личности которые могут доминировать в мыслях человека. Так, Левин рассматривал как видение индивидом своего будущего или прошлого в своем настоящем и предполагал, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или будущем могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем и на стремления в будущем.

В методике представлены два аспекта ориентации на прошлое - негативное и позитивное прошлое, два аспекта ориентации на настоящее - гедонистическое и фаталистическое настоящее, а так же ориентацию на будущее. Последняя, характеризует наличие у респондентов целей и планов на будущее, а так же поведение направленное на выполнение этих планов и реализацию поставленных целей.

И как уже было указано выше «страстно-находчивый тип готовности к переменам» и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» обнаружили интересную взаимосвязь с ориентацией на будущее. Первый тип показал статистически значимую положительную взаимосвязь** (N=62), второй тип – отрицательную**. Таким образом, в качестве промежуточного вывода можно отметить, что готовность к изменениям – это не только готовность реагировать на изменения, но и готовность реагировать определенным образом, где степень ориентации на будущее выступает определенного рода знаменателем. Сразу предполагаем, что бизнесмены первого типа – планируют изменения и создают события, а вторые используют более гибкую стратегию за счет снижения проактивности.

Из общих свойств готовности к изменениям в их взаимосвязи с временными перспективами, можно отметить, что оба типа (СНГ и ТАГ) отрицательно связаны с ориентацией на негативное прошлое (** и * соответственно) и отрицательно с ориентацией на фаталистическое настоящее (** и * соответственно). Иными словами, готовность к изменениям не терпит пессимизма и предопределенности.

Специфика 2-х типов готовности к изменениям также раскрывается благодаря данным полученным по методике Майерс-Бриггс. Напомним, что последняя позволяет определить принадлежность респондента к тому или иному полюсу четырех дихотомических шкал личностных предпочтений: экстраверсии (E) – интроверсии (I), сенсорики (S) – интуиции (N), мышления (T) – чувства (F), организованности (J) – гибкости (P), и к одному из 16 личностных типов, образованных ими.

Так было выявлено, что «страстно-находчивый тип готовности к переменам» положительно связан с экстраверсией** (N=60), «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» с интуицией**, а «общая готовность к переменам» - как с экстраверсией**, так и с интуицией**. Т.е. наиболее сильную совокупную готовность к изменениям, реализующую себя по обоим указанным типам готовности, показали следующие типы: «новатор» (ENTP), «инициатор» (ENTF), «предприниматель» (ENTJ) и «наставник» (ENFJ).

Таким образом, «суммируя» полученные данные, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантно-адаптивный тип» не опирается на будущее, а в своей основе имеет интуитивные механизмы. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый – активный, расширяющий пространство субъекта, то второй – стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные бизнес ситуации, уровни развития бизнеса требуют от личности предпринимателя различных способностей и действий. Так было проведено дополнительное изучение корреляционных взаимосвязей шкал психологических методик со стадиями развития предпринимательских проектов.

В дополнительной анкете, предпринимателям было предложено определить стадию развития своих проектов . Мы использовали стадиальность предложенную экономистами Лазаревым В.Н. и Ведерниковым А.Ю в монографии «Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства)» (Ульяновск: УлГТУ, 2000.- 127 с.). Стадии характеризуются следующими показателями информационного обмена (специфика информационного обмена выбрана в качестве ключевого индикатора развития и деления бизнеса на стадии развития):

- Организация и запуск. Характеризуется необходимостью разработки стратегической модели ведения бизнеса, определения общих условий ведения деятельности и изучением параметров коньюктуры рынка.

- Разработка и становление. Характеризуется необходимостью разработки ресурсной модели, получению технико-экономической информации, поиском технологий, определении цены ресурсов и кредитов.

- Развитие и стабилизация. Характеризуется необходимостью укрепления позиций на рынке, определением оперативной коммерческой информации, работа с потребностями потребителей, формирование структуры предложения и товарных запасов.

- Стагнация и затухание. Предполагает завершение цикла. Специфика информационного обмена соответствует первой стадии.

Дополнительным корреляционным сравнением (вопросы о сложности работы с информацией) было установлено:

Стадия «организация и запуск» характеризуется сложностью применения знаний* (N = 84)

Зрелая стадия «развитие и стабилизация» бизнеса не вызывает сложности применения знаний**, в частности в связи с укреплением позиций на рынке** и работой с оперативной коммерческой информацией*. Данной стадия ставит перед предпринимателями затруднения в оценке, анализе и защите информации**. Это касается как укрепления позиции на рынке*, так и работы с оперативной коммерческой информацией**, выявлением потребностей потребителей, разработке структуры предложения и формирования товарных запасов**. Более того, озвучим данные выходящие за рамки данных тезисов – работа с оперативной коммерческой информацией даже снижает престиж профессии** (N = 82), престиж оценивался по 10-ти бальной шкале.


Между психологическими характеристиками личности предпринимателей, в частности готовностью к изменениям и стадиями развития бизнеса, с их специфическим информационным обменом обнаружены корреляционные взаимосвязи.

На стадии «развитие и стабилизация» на статистически значимом уровне проявляется толерантно-адаптивный тип готовности к переменам* (N = 67), а на стадии «организация и запуск» наблюдается обратная тенденция, стиль не выражен*. Как было нами замечено, данная реакция в первую очередь связана со шкалой «tolerance for ambiguity». «Толерантность к двусмысленности» опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным». На наш взгляд, данный результат вполне закономерен и вписывается в логику развития бизнеса – на первом этапе, предприниматель стремится уменьшить неопределенность, и у него как минимум должен быть достаточно четкий план действий по запуску дела. По мере же роста и развития бизнеса ясность действий, оценка бизнес-ситуации может затушевываться, рутинизироваться.

Выше озвученные результаты созвучны с данным полученными по шкале MBTI «организованность-гибкость». Если на стадии «организация и запуск» полюс смещен в сторону организованности** (N = 61), то на стадии «развитие и стабилизация» - уже в сторону гибкости*. Явление может объясняться в двух направлениях: с одной стороны, изменение личности в процессе профессиональной деятельности, с другой – разные типы личности по разному трактуют и оценивают стадию развития предпринимательского проекта и информационные потребности.

Рассматривая стадии развития бизнеса через анализ специфических информационных потребностей, присущих этим стадиям обнаружен ряд взаимосвязей.

Высокая потребность в информации о потребностях потребителей, структуре коммерческого предложения, складских запасов сопровождается низкими показателями по шкалам «страстность»* (N = 65), «оптимизм»* и страстно-находчивому типу готовности к изменениям*, а так же снижением ориентации на будущее** (N = 62) и увеличением ориентации на фаталистическое настоящее*. Увеличение ориентации на фаталистическое настоящее так же сопровождается повышением потребности в информации, направленной на укрепление позиции компании на рынке*.

Высокая «общая готовность к изменениям» сопровождается снижением потребности в информации, способствующей определению общих условий ведения предпринимательской деятельности*. Последняя информационная потребность положительно коррелирует с интроверсией* – интроверты, по всей видимости, хотят «охватить и перенести» всю внешнюю информацию об условиях ведения бизнеса во внутрь.

Резюмируя выше сказанное, отметим главное. К переходу предпринимательского проекта в стадию «развитие и стабилизация», по нашим полученным данным, у бизнесменов наблюдается выработка «толерантно-адаптивного стиля готовности к изменениям». Появляется гибкость (за счет снижения организованности), вырабатывается толерантность к двусмысленности, но и снижается страстность, так необходимая в начальной стадии разработки проекта, что так же может свидетельствовать о снижении первоначального мотивационного устремления. В ходе развития бизнеса у бизнесменов наблюдается небольшое увеличение ориентации на фаталистическое настоящее и снижение ориентации на будущее. На стадии «развитие и стабилизация» поиск и анализ информации, изучение потребностей потребителей, структуры предложения и товарных запасов – выходит на первый план и становится одной из ключевых проблемных областей в деятельности. Это происходит на фоне снижения оптимизма. Не исключаем, что это может быть связано как с общей тенденций профессиональной деятельности отечественных предпринимателей, так и с текущей ситуации так называемого «мирового финансового кризиса».


Теги: исследование предпринимательской деятельности, готовность к переменам
Материал подготовлен Руденко Владимиром

Как научиться жить на полную мощность Доббс Мэри Лу

Готовность к переменам

Готовность к переменам

Я была огорчена, когда узнала, что более трети женщин среднего возраста, участвующих в исследовании Американской ассоциации пенсионеров, сообщали о своем разочаровании в жизни. Некоторым казалось, что они к пятидесяти или к шестидесяти годам могли бы достичь более существенных целей. Одни хотели бы иметь более счастливую личную жизнь, а другие считали, что их финансовые перспективы были мрачными, поскольку их сбережения не способны были обеспечить им безбедную старость.

Большинство женщин задавали себе три вопроса: «Каково мое положение в жизни сейчас?», «Что я чувствую?» и «Что мне поможет?» Многие говорили, что они не хотят, чтобы их воспринимали как стереотипных людей среднего возраста, плавно приближающихся к закату жизни. Некоторые чувствовали на себе давление, подталкивающее их к уходу с хорошо оплачиваемой, но напряженной работы, которое зачастую исходило от руководства, стремящегося к омоложению штата сотрудников. Все женщины соглашались с тем, что хотели бы вести размеренную жизнь, иметь время для развития, быть независимыми и сохранять радостное настроение. Они хотели быть привлекательными за счет их собственной силы, эффективности и проявления их внутреннего вдохновения. Именно для тех женщин, которые испытывают ощущение безнадежного топтания на одном месте, и тех, которые говорят о желании иметь более полноценную и интересную жизнь, я решила написать о создании изобилия, комфорта и свободы в полном жизни и более пластичном пространстве.

Готовность и способность подвергнуться риску жизненных перемен зависит от предыдущего опыта. Азиатские философы полагают, что личная история каждого человека развивается по спирали. Если в раннем возрасте мы подвергались воздействию нисходящей энергии, то мы будем постоянно воссоздавать ощущения, возвращающие нас к старой истории жизни. Вместо этого мы можем решить подняться на самый верх спирали, где увидим огромное количество возможностей и с готовностью воспримем преобразования и присоединение к движению в потоке изобилия.

Преобразование часто ускользает от нас, так как укоренившиеся модели поведения не позволяют нам полностью доверять процессу самопознания. Как мы убедились на примерах Кэтрин Грэм и Валери Плейм Уилсон, события, находящиеся за пределами их контроля, заставили их прислушаться к внутреннему голосу и на основе творческого подхода создать совершенно новые истории жизни. Точно так же может поступить каждый из нас, когда сталкивается с бесперспективной работой, исчерпанными отношениями или ухудшением финансового положения. Мы способны понять, что подобные события и обстоятельства чудесным образом могут раскрыть перед нами совершенно новую область возможностей.

Из книги Руководство по исправлению личности автора Бендлер Ричард

Сила бессознательного: путь к переменам Представьте, что ваш разум состоит из двух частей - сознательной и бессознательной. Сознательный разум - это та часть, которая постоянно анализирует, критикует и мыслит логически. Бессознательное - это та часть, которая управляет

Из книги Белое танго успеха автора Шерстенников Николай Иванович

Часть вторая. ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ Глава 6. ЗАСЛОНЫ НА ПУТИ К УСПЕХУ Подсознание контролирует все физиологические процессы в организме, в том числе связанные с продолжением рода, зачатием, вынашиванием и рождением ребенка.Когда молодожены познают секс, наполненный

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

6. Отвращение к личным переменам Пример: попытка бросить курить или пить, или перейти на диету. Ваше подсознание противится этому. Иногда, признавая ценность задания, подсознание идет на уступки, позволяя вам отказаться, например, от конфет вместо того, чтобы вообще

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Содействие переменам Модель метанойи выделяет три фактора, сопутствующие переменам: социальное влияние, методы разрешения проблем и религиозные источники.Социальное влияние. Социальное влияние - это та сила, посредством которой мы воздействуем на других людей нашими

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Будьте готовы к переменам Еще один способ предотвратить возможные проблемы – заранее приготовиться к переменам, которые могут произойти по ходу дела. Как говорят китайцы, наш мир – это мир перемен, поэтому всевозможные изменения здесь происходят постоянно. И мы

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Вы готовы к переменам? Готовность – это то состояние, которое позволяет что-то изменить, в данном случае – наше мышление, избавив его от привычки обращаться к методам силового давления или контроля. Готовность проявляется в заинтересованности формированием новых

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Сопротивление переменам Понять, сопротивляетесь ли вы переменам, очень важно безотносительно к тому, что вы собираетесь изменить. Пытаетесь ли вы поправить здоровье или заработать больше денег, скрытые установки всегда одинаковы. Поэтому я продолжу озвучивать мысль,

Из книги Сердце перемен. Как добиваться изменений легко и надолго автора Хиз Чип

Глава 6 Сократите путь к переменам – 1 –В 2007 году ученые Алия Крам и Эллен Лангер опубликовали исследование, посвященное отношению горничных{51} к физическим упражнениям. Тема работы, прямо скажем, вряд ли способна вызвать массовый интерес, однако результаты ее оказались

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

Почему люди сопротивляются переменам Перемены не приветствуют большинство людей. Когда-то я думал, что лидеры любят перемены, а все остальные – нет. Теперь, после десятилетий преподавания и инвестирования в лидеров, я пришел к мысли, что они сопротивляются

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Путь к рациональным переменам Я приступил к игре на саксофоне в зрелом возрасте. Подростком я бренчал на фортепиано и недолго занимался музыкой в колледже (у нас была посредственная группа). После этого жизненная суета заставила меня забыть об игре на фортепиано,

Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

Глава 8 Устремитесь к переменам Введение плана в действие.Этапы перемен в поведении.Сочувствие к себе.В предыдущих главах вам предлагалось поразмыслить о рациональных переменах и кое-что сделать. Мы говорили о пяти наборах инструментов, которые можно использовать

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Упражнение на выявление отношений к переменам (1) Вам потребуется лист бумаги размером 20 на 30 см. Разделите его на две части. Слева напишите: «Изменения», а справа – «Мое отношение к ним». Затем в левый столбец запишите несколько наиболее важных перемен, произошедших в

Из книги автора

Упражнение на выявление отношений к переменам (2) Сядьте удобно, расслабьтесь, выпрямите спину. На несколько секунд сосредоточьте свое внимание на дыхании. Мягко отпустите свои мысли, позвольте им постепенно утратить напряжение… Теперь вспомните время или событие, когда

Из книги автора

Тест «Мое отношение к переменам Напротив каждого утверждения сделайте отметку в соответствующей колонке. При выполнении этого задания не может быть хороших или плохих ответов. Если вам подходят утверждения 2, 4, 6, 11, 15 и 16, то вы можете принимать перемены с легкостью. Если

Готовность к переменам - важнейшее условие для того, чтобы изменить свою жизнь. Однако определить - даже для самого себя - готов ли к переменам, или нет - бывает довольно сложно. Практически каждый человек, приходящий к психологу или начинающий менять свою жизнь с 1 января, ощущает, что он хочет изменения ситуации, в которой находится.

Однако хотеть перемен и быть готовым к ним - большая разница. Интересно, что мало кто из тех, кто обращается за помощью, готов покинуть зону собственного психологического комфорта. Иными словами, перемены в жизни должны наступить без серьезных потрясений. «Я готов совершать усилия, делать все, что нужно, но только чтобы это не вызывало у меня внутреннего протеста!». Замечали, наверное, такой феномен: мы склонны соглашаться с теми людьми, чья точка зрения ближе к нашей. Не та, которая убедительнее, не с большим количеством фактов, а та, которая ближе к нашему привычному ходу мыслей. И тогда бессмысленными становятся, например, голосования во время дебатов: люди начинают жать на кнопки еще ДО того, как оппоненты изложили свои точки зрения. Здесь невозможны перемены. В таких голосованиях побеждают стереотипы, а не живая мысль.

С подобной ситуацией сталкиваешься неоднократно. Может прийти клиент, который просит предложить ему варианты действий, а он уже будет выбирать, какой из них ему подходит. Разумеется, что выбран будет тот, который больше всего соответствует привычному опыту , а значит, с большой долей вероятности, отвергнуты будут все «неправильные» (с точки зрения клиента) варианты действий, а психолог/психотерапевт обесценен. Потому что он попытался расшатать зону комфорта. Например, привычная манера поведения - это страдание жалобы и рыдания, что неизменно вызывает сочувствие окружающих. Но вот психолог, например, не спешит сострадать, не торопится утешать, а то и вовсе ввергает в недоумение словами «Ты знаешь, я как-то не очень верю сейчас в твои слезы». Зона комфорта пошатнулась… Как отреагирует клиент? Скорее, обида и гнев на того, кто отказался играть в привычную игру.

«Я не желаю об этом говорить», - еще один сигнал о том, что в зону комфорта происходит вторжение. Казалось бы: ты пришел за изменениями, но отчаянно защищаешь то, что как раз и нужно пересматривать… И постепенно открывается простая истина: очень многие люди приходят не за тем, чтобы что-то изменить, а за тем, чтобы убедиться, что изменить ничего нельзя . Что ни один психолог не сможет справиться с моей проблемой (и это подтверждает мнение о психологах как о шарлатанах). За тем, чтобы усилить свои психологические защиты, заручиться поддержкой психолога в борьбе за правое дело с супругом, детьми, коллегами, а отказ психолога встать под знамена воспринимается как предательство. Ведь не перемены нужны, нужен союзник.

Еще вариант: нужны перемены, но все сделать должен другой. Психолог, супруг, дети. «Я хочу перемен, но эти перемены должны осуществляться другими». Пусть моя жена перестанет меня доставать… Пусть учителя вдруг станут добрыми по отношению к моим детям… Мой ребенок непослушен и не желает никак реагировать на меня? Проблема в ребенке, я же нормальный человек…

Выход за зону комфорта ввергает нас в тревогу и ощущение беспомощности. Именно в этот момент присутствие психолога рядом становится по-настоящему важным и оправданным. Более того, одной из главных задач психолога является способствовать выходу из зоны комфорта , иногда по-настоящему фрустрируя человека. Для этого он здесь, иначе чем отличается психолог от друзей и подруг, задача которых - поддерживать нашу зону, а не испытывать ее на прочность… Это может быть больно и мучительно для клиента… Критерием, позволяющим понять, кто рядом - садист или действительно профессиональный психолог - будет то, затрагивает ли он вашу личность, или нет. «Ты ничего не соображающая дура!» или «Да, похоже, ты причинила много боли родным». И если не торопится. Психолог, с первой же сессии бросающийся взламывать защиты и оборонительные рубежи (и только этим и занимающийся…) скорее может дополнительно травмировать, чем помочь. Нельзя разрушать зону комфорта извне - так как она обеспечивает нам стабильность, опору, надежность и уверенность. Из зоны комфорта можно выйти только самому , а не ворваться снаружи - тогда будет завоевание и разрушение, а не помощь.

А как набраться храбрости и решиться-таки на перемены: уехать в другой город, развестись, познакомиться, сменить работу, пойти на учебу, начать бизнес? Я вспоминаю слова, услышанные однажды на терапевтической группе: «только тогда, когда тебе по-настоящему, до тошноты, до физической рвоты станет плохо в той ситуации, в которой ты находишься - только тогда ты сможешь сделать что-то реальное, чтобы ее изменить». Если просто «дискомфортно» - не стоит обольщаться, это слишком малый стимул, чтобы подвергнуть себя ужасу, охватывающему за пределами привычного мира… Можно раз за разом «стравливать» энергию, не давая дискомфорту дойти до настоящей точки отчаяния. Отчаяние - хороший стимул, надежда - нет, она всегда оставляет лазейки. Сущность надежды, что как-нибудь что-нибудь «устаканится» - удержать от действия. Иногда это полезно, чаще - нет.

Из нетерапевтического разговора в компании у костра…

Я никак не могу подойти и познакомиться с девушкой, которая мне нравится… Хотя она тоже как-то на меня посматривает.

Могу дать совет. Прекрати мастурбировать.

Прекрати мастурбировать - хотя бы недели на две. Тогда будешь сметать все преграды.

Через неделю парень познакомился. Стало просто невозможно.

Почему так случается, что вместо достижения целей мы топчемся на месте?
Почему наши желания исполняются у других?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, достаточно просто понять - а готовы ли вы к таким изменениям?

К примеру, мечтая о повышении в должности, внутренне можно оказаться совершенно не готовым к этому. Ведь с повышением могут прийти командировки, более высокая ответственность и сверхурочная работа. А вам комфортно на том месте, где вы сейчас - после работы к любимому дивану, выходные с семьей и друзьями. И если нет готовности покидать свою зону комфорта, то при достижении цели постоянно возникают препятствия. Подсознание-то не обманешь!
Выход: ещё раз прислушаться к себе: а точно ли вы хотите этого повышения? Или может быть просто мечтаете больше зарабатывать?
А мечтая больше зарабатывать - точно ли нужны именно деньги? Или просто хотите на эти деньги больше путешествовать?
Задавайте себе вопрос «Для чего мне это нужно?» до тех пор, пока не найдёте истинную цель.

Второй момент неготовности: это когда то, о чем вы мечтаете, начинает сбываться у других.

  1. Во-первых, это хороший знак - Вселенная как бы говорит вам: у него получилось, и ты это сможешь!
  2. Во-вторых, это своеобразная проверка для вас - действительно ли вы этого хотите? Готовы ли вы себе это позволить?
    И если вы сокрушаетесь, за что вам такое наказание, то проверку вы провалили.
Что нужно сделать: искренне и от души порадуйтесь за других. Вам может стать легче, если вы мысленно скажете: «Спасибо Вселенная, что слышишь меня. Я рад, что это получается у других, и с благодарностью принимаю это для себя».
Тогда и ваша мечта осуществится очень скоро.

Если наши желания искренни и от души - они всегда реализуются самым наилучшим образом. Просто позвольте себе это принять.