В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.

Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.

Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.

Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.

Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.

Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг

Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.

Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.

Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».

Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.

Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.

Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Люби и охраняй природу (охрана природы) 7 класс

    Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины

  • Любовь! Как много смысла мы вкладываем в это слово. Оно имеет множество граней и определений, в нем заложена сила и слабость рода человеческого. С древних времен и до наших дней ее воспевают, ее проклинают

  • Анализ повести Бунина Деревня сочинение

    Повесть Бунина «Деревня» одно из самых первых его произведений написанных в прозе. Оно тут же приравняло его к самым известным писателям того времени. Написав эту повесть, Бунин полностью выполнил поставленную перед собой задачу

  • Сочинение Анализ оды На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова

    Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии

  • Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

    Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

Сочинение

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» - это один из самых прекрасных рассказов о природе. Тургенев описывает луг глазами охотника - человека, влюбленного в свой край, в родную природу. Охотник подошел к мальчикам, которые пасли лошадей. Он не хочет им мешать, поэтому любуется ночным лугом. Как он говорит, картина, открывшаяся его взору, была чудесная: «Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали». Этот ночной пейзаж вселяет в героя и читателя гармонию, спокойствие, какую-то тихую радость. Тургенев так мастерски рисует нам этот пейзаж, что мы не просто видим его, но еще ощущаем то же, что и мальчики, собравшиеся вокруг костра.

Природе в рассказе отведено много места. Тургенев не просто показывает нам красоту русской природы, но еще высказывает философские мысли. Глядя на ночное небо, охотник задумывается о беге времени, о космосе и ином: «Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
Такое философское настроение не проходит у героя и на рассвете, наоборот, он чувствует начало нового дня и новой жизни. Природа как бы говорит ему, что все меняется к лучшему, что за темнотой обязательно наступает рассвет, что окружающий мир прекрасен и этому надо радоваться.
В конце рассказа Тургенев дает восхитительную картину рассвета, которая заражает оптимизмом и бодростью: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг» Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Василий Шукшин Солнце, старик и девушка Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место – у коряги – и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки. Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос: – Здравствуйте, дедушка! Старик кивнул головой. С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках. – Отдыхаете? Старик опять кивнул головой. Сказал; – Отдыхаю. На девушку не посмотрел. – Можно, я вас буду писать? – спросила девушка. – Как это? – не понял старик. – Рисовать вас. Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. – Я ж некрасивый теперь,– сказал он. – Почему? – Девушка несколько растерялась.– Нет, вы красивый, дедушка. – Вдобавок хворый. Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала: – Вы очень красивый, дедушка. Правда. Старик слабо усмехнулся: – Рисуй, раз такое дело. Девушка раскрыла свой чемодан. Старик покашлял в ладонь: – Городская, наверно? – спросил он. – Городская. – Платют, видно, за это? – Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят. – Надо стараться. – Я стараюсь. Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку. – Вы здешний, дедушка? – Здешный. – И родились здесь? – Здесь, здесь. – Вам сколько сейчас? – Годков-то? Восемьдесят. – Ого! – Много,– согласился старик и опять слабо усмехнулся.– А тебе? – Двадцать пять. Опять помолчали. – Солнце-то какое! – негромко воскликнул старик. – Какое? – не поняла девушка. – Большое. – А-а… Да. Вообще красиво здесь. – А вода вона, вишь, какая… У того берега-то… – Да, да. – Ровно крови подбавили. – Да.– Девушка посмотрела на тот берег.– Да. Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине – между рекой и горами – тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго – тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря. – Ушло солнышко,– вздохнул старик. Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так – слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны. В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны. – Хорошо,– сказал негромко старик. А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..» Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! «Надо работать, работать, работать…» – Вы завтра придете сюда, дедушка? – спросила она старика. – Приду,– откликнулся тот. Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел. Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел – ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать. Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать. Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку – старался не шуметь. Молчали. Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны, На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал: – Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много – четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, Любют меня. По городам все теперь… Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала. – Трудно было жить? – невпопад спрашивала она. – Чего ж трудно? – удивлялся старик.– Я ж тебе рассказываю: хорошо жили. – Сыновей жалко? – А как же? – опять удивлялся старик.– Четырех таких положить – шутка нешто? Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью. А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря. – Ненастье завтра будет,– сказал старик. Девушка посмотрела на ясное небо: – Почему? – Ломает меня всего. – А небо совсем чистое. Старик промолчал. – Вы придете завтра, дедушка? – Не знаю,– не сразу откликнулся старик.– Ломает чего-то всего, – Дедушка, как у вас называется вот такой камень? – Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек. – Какой? – спросил старик, продолжая смотреть на горы. Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь. – Такой? – спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах.– Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали. Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел. – На… камешек-то, - сказал он и протянул девушке камень. – Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко – не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож – с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов,– синенькие, тоже с рябинкой с такой. Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой. – Вы где живете, дедушка? – А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом,– старик показал дом на берегу,– дальше – Бедаревы, потом – Волокитины, потом – Зиновьевы, а там уж, в переулочке,– наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было. – Спасибо. – Я пошел. Ломает меня. Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. «Нет, не слепой,– поняла девушка.– Просто слабое зрение». На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце – оно тоже просто встает и просто заходит, - думала девушка.- А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно. Не пришел старик и на третий день и на четвертый. Девушка пошла искать его дом. Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску. – Здравствуйте,– сказала девушка. Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул: – Здорово. – Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка… Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала. – Жил,– сказал мужик.– Вот домовину ему делаю. Девушка приоткрыла рот: – Он умер, да? – Помер.– Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку.– А тебе чего надо было? – Так… я рисовала его. – А-а.– Мужик резко зашаркал рубанком. – Скажите, он слепой был? – спросила девушка после долгого молчания. – Слепой. – И давно? – Лет десять уж. А что? – Так… Девушка пошла из ограды. На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.

МБОУ ООШ с. Пестровка.

Конспект урока – практикума

по литературе на тему

«Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Класс: 6

Учитель: Л.А.Сорокина.

Тема урока:

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

И.С.Тургенев – мастер пейзажа.

Цель и задачи урока:

    показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

    учить сравнительному анализу текстов разных авторов на одну тему;

    развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;

    развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;

    осуществлять межпредметные связи урока литературы и русского языка;

    воспитание трепетного отношения к природе.

Оборудование урока: ид

Презентация, портрет писателя.

Теория литературы: пейзаж, экспозиция.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста, сравнительный анализ текстов разных авторов на одну тему, тест.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Настрой на рабочий лад : нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

А чтобы результаты работы у нас были хорошие, проведем физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения.

1. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

2. Слово учителя. (тема, цели, задачи, эпиграф)

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется».

3. Практическая часть урока:

а) Озаглавить отрывки – описания природы словами текста.

Показ слайдов (по мере озаглавливания отрывков)

А) «Прекрасный июльский день» - с.171-172.

Б) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» - с. 173-174

В) « У костра: запах русской летней ночи» - с. 176- 177.

Г) « Торжественно и царственно стояла ночь» - с. 190.

Д) «Недолги летние ночи!» - с. 196.

Е) «Утро зачиналось» - с. 196.

Ж) «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» - с. 196-197.

Учитель: Впечатления детства и юности во многом определили содержание «Бежина луга», в котором автор нарисовал яркую картину средней полосы России с её пейзажами.

Вспомним, определение пейзажа.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Показ слайда

Слайд:

б) - Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день»?

При описание неба, солнца, облаков, ветра найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения). (Каждому дать таблицу для заполнения.)

(После проверки – показ слайда)

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Физкультминутка.

А мы ручками- хлоп-хлоп-хлоп

А мы ножками топ-топ-топ

А мы глазками миг-миг-миг

А мы плечиками жик-жик-жик.

Повернулись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Потянулись, мы – деревья и тянемся к солнцу.

Посмотрели на кончики пальцев, посчитали глазами свои пальчики.

в) Проблемный вопрос:

Как на протяжении рассказа писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой?

Анализ эпизодов.

1) Чтение первого отрывка « Прекрасный июльский день» (с.171 – 172): начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая» и ответы на вопросы:

- Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.

- Какую функцию она выполняет в данном рассказе?

(Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию .)

- Какое настроение создает это описание? (Радостное, бодрое, ясное )

.2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» (с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…» до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…» и ответы на вопросы:

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).

1- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)

2- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

4-Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Рассмотрим эпизод с собакой. (с. 174.)

- Почему герою стало совестно перед своей Дианкой? (Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям. Какое чувства вызывает у вас этот эпизод? (смех, юмор)

3) а) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».

б) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа (с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

- Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке?

(Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

- Что значит природа для мальчиков? (« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок.

2) Решение проблемного вопроса.

Выводы учащихся:

-Как показана связь природы и человека в начале рассказа?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба».

В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб», « летучие мыши уже носились,.. таинственно кружась и дрожа», «какая-то неторная дорожка», «все кругом быстро темнело и утихало», « нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «вдруг очутился над страшной бездной».

- Как проявляется эта связь, когда человек вышел к людям?

Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи».

Утром: И церковь, и звук ее колоколов тоже вписан в пейзаж, тоже гармонируют с природой.

Для мальчиков природа с одной стороны – праздник, с другой - полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.

г) Сравнительный анализ текстов.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» и И.С.Тургенев «Бежин луг». (Описание ночи).

Тест. Слайд.

Прочитайте отрывки из рассказов: И.С.Тургенева «Бежин луг» - «Ночь у костра» и Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» - «Зимняя ночь». Выполните следующие задания:

1.Какой общей мыслью можно объединить тексты:

А) «…торжественно и царственно стояла ночь…».

Б) «…еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари…».

В) «…вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…».

Г) «…день … прошел, наступила ночь…».

2. Определите стиль и тип речи:

А) Художественный, повествование.

Б) Художественный, описание.

В) Публицистический, повествование.

Г ) Художественный, описание с элементами повествования.

3. В каком значении употреблено слово месяц?

А) Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная

одной двенадцатой части года.

Б) Тридцать дней, посвященных какому –либо общественному

мероприятию, пропаганде чего - либо, месячник.

В) Диск луны или его часть.

Найдите синоним этого слова в тексте И.С.Тургенева. (луна)

Какие средства выразительности используются в текстах чаще всего:

А) эпитеты

Б) метафоры

В) антитеза

Г) сравнения

Приведите примеры.

Проверка.

4 . Выводы урока. Слайд

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1.Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2.Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

5.Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

5 . Оценки

Слайд

6. Домашнее задание : выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбору.

Задание к уроку развития речи : написать небольшое сочинение – описание, взяв за основу главную мысль, объединяющую тексты Н.В.Гоголя и И.С.Тургенева.

План
Введение
Природа играет важную роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Основная часть
Рассказчик чувствует и понимает природу.
Все события рассказа происходят на фоне природы.
Природа отражает эмоции, чувства героев.
Заключение
Автор относится к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью.
Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы. Природа играет важную роль в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» из сборника «Записки охотника». Уже сам образ рассказчика выбран писателем не случайно. Это охотник, который чувствует и понимает природу, растворяется в ней. Как и сам рассказчик, другие герои произведения, крестьянские мальчишки (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня), тоже изображены писателем на фоне природы. Они сидят возле костра и стерегут табун на Бежином лугу. Любые малейшие изменения в природе находят отклик в душе мальчишек. Будь-то крик птицы, вой зверя или шелест травы на лугу. Ребята тонко чувствуют природу, так как живут в неразрывной связи с ней.
Обратимся непосредственно к тексту самого рассказа, который начинается с описания природы: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разли- вается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило». Читатель сразу видит пейзажную зарисовку июля. Об этом времени года идёт речь в рассказе. Красота, разлитая в природе, поражает писателя своим великолепием. Солнце - это «могучее светило» или «алое сияние». Постепенно цветовая гамма в произведении меняется. На смену светлым цветовым эпитетам приходят: «темным и круглым бугром», «места, ...потонувшие во мгле», «над страшной бездной». Природа темнеет, и на душе рассказчика становится неспокойно, так как он понимает, что заблудился.
Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Пейзаж в тургеневском рассказе не только фон, но через описание природы раскрываются чувства, переживания героев произведения.