Пожилой и высокомерный городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает в своем доме чиновников уездного городка и сообщает им ужасную новость - в ближайшее время прибудет ревизор. Мнение, что это связано с надвигающейся войной, тут же отметается, и городничий, обеспокоенный состоянием своих подчиненных, раздает приказы. Его волнует, что больницы находятся в ненадлежащем состоянии, и рекомендует Артемию Филипповичу Землянике, заведующему богоугодных мест, переодеть больных в чистое и навести порядок. Также он обращает внимание на то, что от заседателя постоянно пахнет водкой, а у судьи в передней бегают гуси. Городничий взволнован - в городе процветают взяточничество и казнокрадство.

К городскому консилиуму присоединяется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Сквозник-Дмухановский интересуется, возможно ли ознакомиться с содержанием писем - городничий переживает, что ревизор мог оказаться в городе из-за доноса. Почтмейстер со всей своей простотой отвечает, что делает это уже давно, из чистого интереса.

В дом к городничему вбегают помещики - это Бобчинский и Добчинский, они неимоверно похожи друг на друга и везде появляются вместе. Помещики наперебой сообщают, что в трактире пребывает подозрительный молодой человек: он не оплачивает счетов и смотрит всем в тарелки. Бобчинский и Добчинский уверяют городничего, что этот постоялец и есть ревизор.

Городничий в спешке приказывает вымести улицу, что ведет в трактир, надевает свой мундир и отправляется навестить незваного гостя.

В комнату входят Анна Андреевна, жена городничего, и его дочь, Мария Антоновна. Анна Андреевна вслед за мужем посылает в трактир бабу Авдотью - ей не терпится выведать все, что связано с приездом ревизора. Больше всего ее интересует наружность приезжего: какие у него усы и глаза.

Действие второе

Названый ревизор оказывается молодым разгильдяем, который тратит все свои деньги на азартные игры. Иван Александрович Хлестаков вместе со своим слугой Осипом очутился в городе без всякого намерения, проездом из Петербурга, где он окончательно разорился. Теперь он следует в родительский дом поправить свои дела.

Осип недоволен своим господином: Хлестаков до того наигрался в карты, что ему уже нечем платить за еду. Иван Александрович просит Осипа спуститься в трактир и попросить трапезу в долг, но слуга сообщает, что хозяин против и срочно просит оплаты. На это взбалмошный Хлестаков с криками посылает Осипа за трактирщиком.

Осип возвращается, приведя с собой трактирного слугу. Тот сообщает Хлестакову, что трактирщик уже готов донести на него городничему, и что никакого бесплатного обеда он не получит. Хлестаков раздосадован, свои сбережения он проиграл в Пензе пехотному капитану. Иван Александрович настаивает на том, чтобы Осип все же попробовал уговорить самого хозяина трактира.

И все же Хлестаков получает желаемый обед, но по заявлению трактирщика - это было в последний раз. Иван Александрович жалуется на плохую пищу: мясо слишком жесткое, а в супе плавают перья. Осип приносит своему хозяину новость: его хочет видеть сам городничий. Это неимоверно пугает молодого неплательщика, Хлестаков думает, что попадет в тюрьму.

В комнату входит Сквозник-Дмухановский с уверенностью в том, что перед ним сам ревизор. Хлестаков в страхе заикается и кричит, что напишет жалобу. Городничий считает, что молодой ревизор говорит о жалобе на состояние города. Постоялец же продолжает: у него совершенно не осталось денег. Сквозник-Дмухановский воспринимает это как прямую просьбу о взятке. Он приглашает Хлестакова в свой дом, вручая ему четыреста рублей.

Хлестаков вызывает трактирного слугу, теперь он может, наконец, расквитаться с долгами. Но городничий немедля уводит Хлестакова посмотреть на городские учреждения. Сквозник-Дмухановский пишет жене записку, в которой просит приготовить дом к приезду ревизора.

Действие третье

Добчинский возвращается в дом городничего вместе с письмом. Анна Андреевна в предвкушении приезда вместе с дочерью выбирает себе платье. Добчинский сообщает, что ревизор хоть и не является по факту генералом, но обладает по истине генеральской важностью. В дом приходит слуга Осип и с порога просит наконец-то его накормить.

Возвращаются и городничий вместе с «ревизором» после поездки по различным учреждениям. Хлестаков интересуется, можно ли в этом городе поиграть в карты. Сквозник-Дмухановский откровенно теряется, чувствуя подвох, он говорит, что старается не тратить время на такие занятия. Иван выпивает и бахвалится: он врет о знакомстве с Пушкиным, о собственных сочинениях. Мнимый ревизор рассказывает о толпящихся в его приемной чиновниках, о своем возведении в фельдмаршалы.

Изрядно выпив, Хлестаков засыпает. Весь дом делится своими впечатлениями: Анну Андреевну волнует, на кого ревизор чаще обращал свой взор, городничий озадачен, он вызывает Держиморду и Свистунова, чтобы они охраняли вход от купцов и прочих - ведь они могут прийти жаловаться приезжему ревизору.

Городничий со своей свитой заискивают перед Осипом. Тот осознает всю абсурдность ситуации, но не брезгует воспользоваться своим приятным положением. Он рассказывает о статности и строгости своего хозяина-ревизора, нагоняя страх и трепет на городничего и его семью. Сквозник-Дмухановский по старой привычке дает слуге взятку.

Действие четвертое

Все управляющие уездного города собираются у спальни Хлестакова. Они обсуждают план, как дать взятку ревизору так, чтобы не нарушить закон.

Первым в комнату к Хлестакову решается зайти судья Ляпкин-Тяпкин: он ужасно волнуется, сжимая в кулаке купюры. Во время разговора с «ревизором» он роняет их, но Хлестаков не теряется и тут же просит дать ему эти деньги взаймы. То же происходит и со следующими: Шпекин отдает триста рублей, смотритель училищ с радостью вручает ту же сумму. Земляника пытается донести на неугодных ему Ляпкина-Тяпкина и Шпекина - и раскошеливается на четыреста рублей. Помещики Добчинский и Бобчинский находят при себе лишь шестьдесят пять целковых.

Хлестаков счастлив. Он удивляется происходящему и решает написать в Петербург своему другу-журналисту, чтобы тот обыграл этот курьёз в фельетоне или юмористическом рассказе.

В комнату входит Осип и умоляет своего хозяина поскорее покинуть город, ведь этот маскарад может закончится в любой момент. Хлестаков соглашается, но прежде просит слугу отнести письмо в почтовое отделение.

Держиморда пытается сдерживать наплыв купцов и просителей, которые хотят нанести визит ревизору. Хлестаков распоряжается впустить людей внутрь. В ответ на жалобы о городничем он заверяет, что замолвит слово, и снова берет «взаймы».

После прошений, которые прервал Осип, Хлестаков встречает дочь городничего Марью Антоновну - он падет перед ней на колени и признается в чувствах. Анна Андреевна становится свидетельницей этой сцены, она упрекает дочь, и та в слезах убегает. Хлестаков ничуть не смущен, он тут же делает похожее признание Анне Андреевне.

Мария Антоновна возвращается, и Хлестаков просит у Анны Андреевны благословения - он хочет вступить в брак с дочерью городничего. В это время прибегает сам Сквозник-Дмухановский, он хочет объяснить ревизору, что все просители нагло врут, но его огорошивают известием о сватовстве. Городничий незамедлительно соглашается. Хлестаков поспешно уезжает под предлогом, что ему срочно нужно навестить своего дядю.

Действие пятое

Городничий и его жена уже делят шкуру неубитого медведя, ведь ревизор вскоре станет их родственником. Анна Андреевна планирует построить большое поместье в Петербурге, а к городничему приходят купцы и приносят свои извинения за столь несвоевременные доносы.

Вся городская знать прибывает в имение городничего: каждый поздравляет Анну Андреевну и ее мужа. Все испытывают невероятное счастье и облегчение - они успешно избавились от ревизии, да еще каким образом! Помещики Бобчинский и Добчинский в порыве нежности, целуя руки Анне Андреевне и ее дочери, даже бьются лбами.

Всеобщую радость разрушает вбежавший почтмейстер. Он с досадой сообщает, что Хлестаков - не ревизор. Шпекин распечатал письмо, которое мнимый чиновник отправил своему другу в Петербург. Все собравшиеся читают послание, где каждый из них описан так, что городничий тут же невольно приходит в ярость - письмо наполнено язвительными характеристиками чиновничьего круга города. Сквозник-Дмухановский грозится уничтожить всех сочинителей, что так марают бумагу.

В дом входит жандарм и сообщает городничему, что в гостинице его ожидает настоящий ревизор. Эта новость поражает всех присутствующих, никто не может выговорить ни слова, застыв в разных позах. Пьеса заканчивается этой немой сценой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки. Ляпкин-Тяпкин даже выдвинул мысль о грядущей войне. Антон Антонович начинает раздавать указания, дабы не осрамиться перед проверяющим. Вскоре к ним присоединяется почтмейстер Шпекин, который из любопытства просматривал чужие письма, проходившие через него. По его уверениям, ничего о приезде ревизора он не слыхивал.

В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки. Ляпкин-Тяпкин даже выдвинул мысль о грядущей войне. Антон Антонович начинает раздавать указания, дабы не осрамиться перед проверяющим. Вскоре к ним присоединяется почтмейстер Шпекин, который из любопытства просматривал чужие письма, проходившие через него. По его уверениям, ничего о приезде ревизора он не слыхивал.

Оставшиеся мужчины начинают обсуждать, как бы задобрить ревизора. Все сходятся на идее взятки. Важное дело поручено Ляпкину-Тяпкину. Неожиданно входит проснувшийся Хлестаков, и Ляпкин-Тяпкин теряет всю свою решимость, роняет деньги и не может молвить ни слова. Хлестаков просит у всех взаймы. Позже Хлестаков в письме товарищу опишет этот курьёзный случай, когда его приняли за какого-то важного человека.

Источник: Краткое содержание Гоголь Ревизор очень кратко за 2 минуты пересказ сюжета
До собравшихся чиновников доходят слухи о том, что в местную гостиницу заселился незнакомец. Городничий сиюминутно приказывает облагородить улицы возле гостиницы.

В это время в гостинице сидит Хлестаков со своим слугой Осипом. Хлестаков глуп, расточителен и только что крупно проигрался. В гостиницу приезжает городничий, принявший Хлестакова за ревизора. Между ними происходит беседа, окончательно запутавшая всех. Рассказы Хлестакова о своих злоключениях принимаются за хитрую ложь. Антон Антонович в страхе даёт Хлестакову денег, зовёт погостить в свой дом и по пути осмотреть город. Хлестаков даёт своё согласие, и они едут.

В это время Анна, супруга городничего, готовится к встрече с важным гостем. Они громко обсуждают с дочерью, в каком наряде встретить ревизора.

Во время обеда, на который были созваны и другие чиновники, начинаются разговоры об успехах присутствующих в деле служения городу. Хлестакову по нраву такой приём, и вскоре он довольный отправляется спать в специально подготовленную для него комнату. Анна Андреевна и дочь Марья начинают спорить, на кого из них обратил внимание гость.

Оставшиеся мужчины начинают обсуждать, как бы задобрить ревизора. Все сходятся на идее взятки. Важное дело поручено Ляпкину-Тяпкину. Неожиданно входит проснувшийся Хлестаков, и Ляпкин-Тяпкин теряет всю свою решимость, роняет деньги и не может молвить ни слова. Хлестаков просит у всех взаймы. Позже Хлестаков в письме товарищу опишет этот курьёзный случай, когда его приняли за какого-то важного человека.

Сочинение

Реальные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма».

Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.

Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше». В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой спиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.

Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.

В «Ночи перед Рождеством», так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» фантастика в «Ночи перед Рождеством» представлена более широко. И в то же время здесь с большей выразительностью и силой осуществлено ее «снижение», развернуто своеобразное ее «обытовление». Переключенная в «бытовой» план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным. Фантастические фигуры и образы предстают в «Ночи перед Рождеством» и качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений. «Одна только ночь оставалась ему (черту) шататься на белом свете; но и в эту ночь оп выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц… Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее пол, руку и пустился нашептывать па ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Другие сочинения по этому произведению

Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831) состоит из отдельных повестей, собранных, а затем и изданных от имени пасечника Рудого Панька. Каждая повесть имеет свой собственный занимательный сюжет, своих героев, но художественные принципы изображения народной жизни одни и те же во всём цикле. Их можно рассмотреть на примере повести «Ночь перед Рождеством».

Тема данной повести — изображение народной жизни, жизни свободных, ещё не закрепощённых украинских казаков. Время действия «Ночи...» — царствование Екатерины Второй, когда Г.А.Потёмкин готовил ликвидацию Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине в 1783 году: именно об этих государственных преобразованиях планируют говорить запорожцы с матушкой-императрицей в конце повести, отправляясь в Зимний дворец. Екатерина и Потёмкин представлены Гоголем как сказочные герои, только внешне похожие на реальных. Екатерина, например, выполняет в «Ночи...» роль доброй волшебницы, помогающей герою. Других исторических привязок и лиц в повести нет, поэтому время в ней условно (панхронично), как и в любой сказке. Идея повести — показ «достойной человека жизни», как отмечал сам Гоголь. Именно так, достойно и правильно, живут обитатели Диканьки. По сути, в повести писатель опоэтизировал (идеализировал, как в сказке) сельскую жизнь и простого человека, то есть показал не заботы и тяготы казаков, а их отдых в весёлый праздник Рождества: весело поют колядки девушки и парубки под окнами хат в рождественскую ночь, дети катаются с гор, уважаемые селяне собираются на праздничный обед к дьяку...

Главный герой повести — народ, участник действия и судья всех персонажей сказки. Фон действия повести составляют народные сцены. Весёлые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклоре. Истинная народность художественного произведения, по мнению Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» (Н.В.Гоголь «Несколько слом о Пушкине»). В «Ночи...» показаны положительные, с народной точки зрения, герои — душевно чистые, простые и цельные люди, не подверженные мучительным противоречиям и рефлексии романтических героев-дворян.

В центре повести образ кузнеца Вакулы. В характере этого молодца подчёркиваются: ум (ловко перехитрил чёрта), сильный, настойчивый характер (несмотря ни на что, добивается любви Оксаны, хотя остальные кавалеры уже отступились от капризной красавицы), удальство (чего стоит его путешествие за одну ночь в Петербург), самостоятельность (не покоряется ни Оксане, ни Чубу, ни обстоятельствам), благородство (страдает от любви, но не оскорбляет Оксану). Эти черты проявляются в истории любви Вакулы к гордой красавице Оксане, во время путешествия на чёрте в Петербург, на приёме у царицы. Все эти моральные качества демонстрируют, с народной точки зрения, наивысшую ценность человека.

Кроме Вакулы Гоголь изображает и других героев, которые тоже взяты из народных сказок и побасёнок: богатый и глупый Чуб, сластолюбивый дьяк, хитрая кумушка Солоха, писарь, «выходящий на четвереньках из шинка», и т.д. Образ своенравной деревенской красавицы, которую преданно и горячо любит герой-добрый молодец, возник из лирических народных песен. Задорная девица смеётся над героем и в то же время нежно любит его; её желание иметь царские черевички — только повод поддразнить кузнеца.

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник — дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже чёрт изображаются юмористически. Комизм характеров переплетается с ко мизмом ситуаций (например, борьба кума и его жены-сокровища за огромный мешок, в котором сидят Чуб и дьяк).

Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создаётся в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой. Для автора важно отразить характер казаков — вольный, открытый, добродушный.

Отмечая народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», В.Г.Белинский писал, что в них «народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но всё поневоле принимаешь за быль» (В.Г.Белинский «О русских повестях и повестях Гоголя», 2). Справедливость этого замечания можно подтвердить многими сценами из «Ночи...». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звёзды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата. Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют чёрта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадётся. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увёртывающимся от побоев чёртом. Всеобщего осмеяния чёрт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность (кузнец и его роспись в церкви) и фантастику (чёрт, желающий отплатить за «обидную карикатуру»). Чёрт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

Стало быть, можно отметить, что в «Ночи...» соседствуют черты реализма и романтизма. Реализм в повести выражается в умеренно детализированном описании бытовых сцен. Романтизм же проявляется в том, что, рисуя Диканьку и её весёлых, свободных жителей, писатель показывает свою мечту о разумных, справедливых человеческих отношениях.

Юмор в повести чередуется с лиризмом авторского повествования. Лиризм проявляется в разнообразных пейзажах и в авторских комментариях к действию. В начале повести Гоголь помещает торжественное описание ясной зимней ночи (звёзды, месяц, безлюдье, глубокая тишина), которое всё построено на олицетворении (одушевлении) природы. Величественная космическая картина соседствует с комическим рассуждением о сорочинском заседателе, известном знатоке ведьм и людей. С удовольствием изображает автор яркий, шумный, весёлый народный праздник Коляды в Диканьке. Чудесная картина ночного неба с толпой разнообразной нечисти возникает, когда Вакула летит на чёрте в Петербург.

В заключение отметим, что в «Ночи...» можно наблюдать сложное сочетание самых разнообразных приёмов описания: романтизма и реализма, лирики и юмора, реальности и фантастики. В повести объединены реальные детали быта украинских казаков, включая диалектную речь, и описание невообразимой по красоте природы. В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях (чёрт, ведьма Солоха, колдун-запорожец Пузатый Пацюк). Всё вместе — это странный мир, который невозможно отнести ни к конкретному времени, пи к конкретной местности, то есть «Ночь...» по существу волшебная сказка

В повести царит радостное восприятие жизни: окружающий мир расцвечен яркими красками, описание героев и событий «искрится» задорным юмором, сказовая речь рассказчика и колоритная речь героев оживляют действие.

Необходимо подчеркнуть, что изображение народной жизни в повести не реалистическое, даже одностороннее, так как писательно показал реальной жизни простого человека, а представил в своём произведении светлый мир сказки. В этом отношении можно сравнить повесть Н.В.Гоголя «Ночь...» и поэму Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». В поэме Н.А.Некрасова тоже переплетаются сказка и реальность, но жизнь народа показана вполне реалистично. Некрасов рисует и картины труда, и страдания крестьян, Дарья вспоминает счастливые моменты в своей жизни, а рядом описываются похороны её мужа Прокла. При всех различиях в упомянутых произведениях отношение к народу у Гоголя и Некрасова очень схоже. Некрасов с уважением описывает силу характера, красоту и великодушие Дарьи, которая, как и Вакула у Гоголя, становится главной положительной героиней поэмы.

/ / / Образ Чуба в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя высоко оценили и современники автора и потомки. В чем же секрет успеха этого произведения? В том, что Гоголю мастерски и правдиво удалось отобразить жизнь простого народа Украины с его поверьями и традициями. К тому же, автор с особой любовью описывает родные ему места. Так как в детстве он бывал на хуторе Диканька.

Одной из самых запоминающихся повестей сборника является «Ночь перед Рождеством». В ней писателю удалось показать дух Рождества, какую-то чарующую магию этого праздника для жителей Диканьки. Галерея образов повести очень яркая. Здесь есть реальные и фантастические герои. Автор не пытается разоблачить своих персонажей, однако очень тонко подмечает все их слабости и пороки. А так же подчеркивает достоинства своих главных героев.

К реальным образам относится казак Чуб. Это известный на хуторе богач, у которого есть красавица дочь на выданье. Ее зовут Оксанка, и она свела с ума всех парубков, но через чудной характер к ней боятся свататься. И только один кузнец Вакула продолжает добиваться ее расположения. Но Чуб против такого зятя, потому что тот не богат. Уже даже рассматривая этот факт, становится понятным, что за человек казак Чуб. Он смотрит свысока на бедняков, ведь сам достаточно богат. Для него не важны настоящие чувства ни дочери, ни Вакулы. Решающий аргумент – только деньги и связи. Ведь кроме денег Чуб считает, что занимает солидное положение в обществе, что его все уважают.

К другим людям герой предъявляет много требований, но сам не является идеалом. Он любит вкусно покушать и весело поболтать с приятной женщиной Солохой. К ней он часто тайно захаживает, веря в то, что он у нее такой один. И для этого были причины – Солоха всегда ему улыбалась и угодливо кланялась, больше чем остальным. Но жениться он не спешил. Автор показывает, что для Чуба – мораль существует лишь на словах, а на деле – главное, чтобы никто ни о чем не узнал. И поэтому когда однажды раньше времени домой возвращается сын , Вакула, то он соглашается спрятаться в мешке. Чуб выставляет себя трусом в этой ситуации, потому что боится попасться на глаза Вакуле, с которым у него были не лучшие отношения. Да и огласка о его посиделках у Солохи ему была ни к чему.

Образ казака Чуба – неоднозначный, в нем видно комическое противоречие. Он считает себя солидным паном, который имеет право поучать других. Однако сам герой по своей сущности ничтожен, труслив и любит развлечения. Герой полагает, что все жители уважают его, но на самом деле он ненавистен многим. Ведь такие богачи, как он, всегда притесняли простой народ, думая, что одарив кого-то великодушным взглядом, сделали им милость.

После того, как смог достать для Оксаны черевички, тем самым став героем для всего хутора, казак Чуб вынужден согласиться на их свадьбу. Герой приспосабливается к ситуации, а значит не имеет своей позиции.

Казак Чуб не является воплощением зла в повести, но и особого добра он никому не приносит.