Арка Адриана (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арка Адриана - монументальные ворота в центре Афин, которые своим внешним видом напоминают Триумфальную арку в Риме. Ее построили в 131 г. н. э. на дороге, которая вела от центра Афин к восточной части города, где располагался храм Зевса Олимпийского , а посвятили это сооружение римскому императору Адриану. Кто именно и на чьи деньги построил арку, доподлинно неизвестно, но большинство историков полагает, что инициаторами были сами граждане Афин.

Арка Адриана высечена из цельного мрамора без использования цемента и других строительных смесей, только некоторые элементы конструкции прикреплены специальными скобами. Это особый пентеликонский мрамор, он отличается безупречно белым цветом с едва заметным желтым оттенком, который под солнечными лучами немного отсвечивает золотистым. Этот материал использовался при строительстве многих афинских сооружений, включая Парфенон и стадион Панатинаикос . Проход арки обрамлен пилястрами с коринфскими капителями. На верхнем уровне ранее можно было увидеть несколько колонн и пилястр, а сегодня остались три прямоугольных окна, в двух из которых располагались статуи Тесея и Адриана.

На стене с обеих сторон по центру над перекрытием высечены две надписи, которые называют Тесея и Адриана основателями Афин. Со стороны акрополя надпись гласит: «Это Афины, древний город Тесея», а со стороны Олимпейона говорится: «Это город Адриана, а не Тесея». Ученые сходятся во мнении, что это символизировало разделение города на старую и новую части.

В 2006-2008 гг. арку Адриана отреставрировали. Никаких масштабных работ не было - арка прекрасно сохранилась до наших дней, только провели химическую очистку монумента.

Практическая информация

Адрес: Athens, Arch of Hadrian, Leoforos Vasilissis Amalis.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: В разнообразных отелях в сердце греческой цивилизации – великолепных Афинах : здесь есть как «экскурсионные» «трёшки», так и фешенебельные отели бизнес-класса. За более неторопливой жизнью без отрыва от «шума городского» отправляйтесь в город-порт Пирей , ныне часть Афин. Атмосферу роскошного отдыха можно найти в Глифаде , а Вульягмени порадует неплохим выбором отелей и ароматами сосен и эвкалиптов. «Фишка» Лагонисси – спокойный отдых на берегах лазурного Эгейского моря.
  • Что посмотреть: В первую очередь – блистательные Афины , достопримечательностей которых с лихвой хватило бы на несколько средиземноморских стран. Ещё стоит подняться на холм Ликабет и насладиться панорамой города, а также посетить хотя бы некоторые из его 250 музеев. В Вульягмени можно совершить прогулку по берегам одноименного озера, увидеть пещеры, монастырь, храмы Геры и Посейдона. Пирей славен руинами древнего города и археологическим музеем. Также можно сплавать в круиз к

Арка Адриана – это монументальные ворота, несколько напоминающие известную Триумфальную арку в Риме. Находится это сооружение в городе Афины на проспекте Амалис.

Арка была построена в 131 году н.э. в честь римского императора Адриана на древней дороге, которая вела от центра Афин, а точнее, его старейшего района Плаки, в комплекс сооружений восточной части города, среди которых находился и храм Зевса Олимпийского (Олимпейон). Неизвестно, кто именно заказал арку, и кто занимался строительством и дизайном, хотя, скорее всего, это были граждане Афин.

На стене по центру над перекрытием с обеих сторон высечены две надписи, называющие и Тесея и Адриана основателями Афин. Со стороны акрополя надпись гласит «Это Афины, древний город Тесея». Со стороны Олимпейона надпись указывает, что «Это город Адриана, а не Тесея». Исследователи считают, что арка поделила город на старую и новую часть. Существует и вторая версия, согласно которой, надпись со стороны нового города свидетельствует об особой роли римского императора в жизни и развитии Афин, за что благодарные горожане и решили увековечить память о нём. Новую часть города стали называть Адрианаполисом.

Высота арки 18 м, ширина 13,5, а глубина 2,3м. Построена она из белого пентеликонского мрамора, который использовался при сооружении многих афинских строений, например, Парфенона и стадиона Панатинаикос. Хотя надо отметить, что для арки был использован мрамор более низкого качества, с различными примесями. При этом арка была высечена из цельного мрамора, без использования цемента и других строительных смесей. Отдельные части конструкции крепились специальными скобами особой конструкции. Арка полностью симметрична относительно центрального проёма.

В 2006-2008 гг была проведена реконструкция этого исторического памятника.

Арка Адриана (или ворота Адриана ) это монументальный проход, отчасти напоминающий римские Триумфальные арки. Эти ворота стояли на дороге, ведущей из центра Афин в новый район города, включавший комплекс храма Зевса Олимпийского. Учитывая, что до XX века арку Адриана не реставрировали и никак не охраняли, она дошла до нас в великолепном состоянии .

Описание арки Адриана

Арка Адриана полностью сделана из пентелийского мрамора , то есть мрамора, привезённого с горы Пентели, находящейся в 18 километрах к северо-востоку. Он был не такого высокого качества, как камень, привезённый для других, более значимых зданий, поскольку в нём было больше вкраплений. Для крепления блоков друг с другом использовался не цемент или строительный раствор, а скобы . Здание абсолютно симметрично и одинаково с обоих фасадов; оно насчитывает 18 метров в высоту , 13,5 метров в ширину и 2,5 метра в ширину.

Ворота Адриана на фоне Акрополя

Арка Адриана со стороны храма Зевса

Проход с одной аркой, обрамлённой пилястрами с коринфскими капителями, был 6,5 метра в ширину. Похожие, но более высокие пилястры были сделаны на внешних сторонах нижнего уровня. Пространство между внешними пилястрами и проходом было заполнено квадратными и прямоугольными блоками. Справа и слева от прохода с обеих сторон на прямоугольном основании стояли коринфские колонны (сейчас их нет). Нижний уровень завершался архитравом (перекладиной) в Ионическом стиле с дентикулой (зубчатым орнаментом) и гейсоном (верхней частью карниза).

Арка Адриана со стороны дороги

Верхний уровень арки Адриана представлял собой несколько коринфских колонн и пилястр, разделявших пространство на три прямоугольных «окна». Правое и левое «окно» завершались ионическим архитравом с дентикулой и гейсоном, как и нижний уровень. По сторонам от центрального отверстия стояли анты (сильно выступающие торцы в виде пилястр) с коринфскими полуколоннами, поддерживающими выступающий треугольный фронтон , под которым были также сделаны дентикула, гейсон и сима (завершающий облом), соединяющиеся с соответствующими частями справа и слева. На вершине фронтона стоял маленький акротерий (скульптурное украшение) в виде растения. Центральное «окно» первоначально было заложено камнями толщиной 7 сантиметров и, возможно разрисовано . Вероятно, что, как было принято в архитектуре того времени, в боковых «окнах» верхнего уровня стояли статуи. Судя по надписям, это могли быть Тесей и Адриан.

Реконструкция арки Адриана

Надписи были выгравированы на архитраве нижнего уровня арки с обеих сторон непосредственно над проходом. На северо-западной стороне (стороне Акрополя) было написано ΑΙΔ’ ΕIΣΙΝ ΑΘΗΝΑΙ ΘΗΣΕΩΣ Η ΠΡΙΝ ΠΟΛΙΣ («это Афины, древний город Тесея»). На юго-восточной стороне (стороне ) надпись гласила: ΑΙΔE ΑΔΡΙΑΝΟΥ ΚΟΥΧI ΘΗΣΕΩΣ ΠΟΛΙΣ («это город Адриана, а не Тесея»). Существуют две точки зрения на значение последней надписи:

  1. В пометках на полях манускрипта Аристида (117-181) говорится, что император Адриан, расширяя защитную стену Афин, на границе старого и нового районов города сделал надпись, похожую по содержанию на ту, что можно прочитать на арке. Таким образом, самая очевидная её интерпретация состоит в том, что арка стояла на линии Фемистокловой стены, разделявшей старый город Тесея и новый город Адриана. Благодаря доминированию этой версии, новый район на востоке Афин, построенный при Адриане, для удобства в научных дискуссиях стали называть «Адрианополис».
  2. Вторая интерпретация смысла надписи, предложенная Адамсом , состояла в том, что Адриан не делил Афина на две части, а претендовал на них все. Таким образом, обе надписи следует читать как «это Афины, которые однажды были городом Тесея; это город Адриана, а не Тесея». То есть, согласно первой интерпретации император претендовал лишь на часть города, а согласно второй – на весь.


Надпись со стороны храма Зевса

Надпись со стороны улицы почти не видна

Стюарт и Реветт, осуществившие самое первое и пока что единственное полное историко-архитектурное исследование арки Адриана в 1751 – 1753 годах, были поражены тем фактом, что арка не связана с храмом Зевса Олимпийского , хотя и находится всего в 20 метрах от его ограждающей стены. Их раскопки показали, что арка стояла на древней дороге, которая примерно совпадает с современной улицей Лисикрата (Λυσικράτους). Вероятно, она была построена здесь в знак благодарности императору Адриану, очень много сделавшему для города. Адриан, скорее всего, проходил через эту арку во время церемонии освящения храма Зевса Олимпийского, который был завершён в 131 или 132 году. Арка была поставлена, вероятно, на средства афинян или панэллинов – ассоциации всех греческих городов.

Арка Адриана и храм Зевса Олимпийского в 1870 году

Вид на арку Адриана с Акрополя

Достопримечательности поблизости: памятник Лисикрата, городской парк, Акрополь, музей Акрополя,

Предположительно арка была построена в честь прибытие римского императора Адриана, по случаю освещения близлежащего храмового комплекса в 131 или 132 г. н.э. Арка расположена в 325 м на юго-востоке от Акрополя. Точно неизвестно, кто занимался постройкой арки, хотя, возможно, что жители Афины или другие греческие группы отвечали за ее строительство и оформление. На арке было две надписи, повернутые в противоположных направлениях, где были указаны имена Тесея и Адриана, как основателей Афин. В то время как надпись в честь Адриана вполне понятна, остается неизвестным, шла ли речь о городе как о чем-то цельном или о городе, разделенном на две части: старом и новом. Первоначальная идея заключалась в том, что арка была построена на линии старой городской стены, которая являлась разделителем между старой и новой частью города. Последующие раскопки доказали несостоятельность этой гипотезы.

Постройка и оформление

Материалы и оформление

Весь архитектурный памятник выполнен из мрамора, добытого на Горе Пентеликон, в 18,2 км к северо-востоку от арки. Мрамор Пентеликтона использовался для постройки Пантеона и многих других знаменитых сооружений в Афинах. Мрамор, который использовали для постройки арки, худшего качества, чем те вставки, которые имелись у лучших афинских зданий. Арка была построена без всякого цемента или известкового раствора, полностью из твердого мрамора с использованием скоб для связи между камнями. Ее высота – 18 м, ширина – 13,5 м, глубина – 2,3 м. Дизайн полностью симметричен, как между передней частью и задней, так и между боковыми стенками арки.

Переход с единственной аркой на нижний уровень был шириной 6,5м и поддерживался пилястрами с капителями коринфского ордера. Такие же, но более высокие пилястры, окружают наружные углы нижнего уровня. Пространство между внешними пилястрами и аркой было заполнено квадратными камешками со спиленными краями, чтобы они лучше вписались в дизайн. На другой стороне центрального перехода – коринфская колонна на прямоугольной, приподнятой базе, спроектированной от центра стены. Нижний уровень был коронован ионическим архитравом с дентикулами.

Верхний уровень арки (аттический) состоял из серии коринфских колонн и пилястров, разделявших пространство на три прямоугольных части. Каждая из них была увенчана ионическим архитравом с дентикулами, на манеру нижнего уровня. Однако центральная часть по бокам была окружена антами, опирающимися на коринфские полуколонны, поддерживающие треугольный фронтон, возвышающийся чуть-чуть над дентикулами, соединенными с этими двумя крыльями. Центральная часть верхнего уровня сначала была прикрыта тонкими пластинами из камня, толщиной в 7см. На сегодняшний день сохранились только щели в стенах, куда их вставляли.

Надписи и расположение

Две надписи сделаны на архитраве нижнего уровня арки, они смотрят друг на друга, находясь на разных сторонах. С северо-западной стороны (по направлению к Акрополю) надпись гласила следующее:

  • это Афины, древний город Тесея

На юго-восточной стороне (лицом к Олимпейону) следующая:

  • это город Адриана, а не Тесея

Древние заметки на полях на манускрипте Аристида указывается, что император Адриан, расширяя городскую стену (Афин), написал на границе между старыми и новыми Афинами две надписи с одним смыслом, но разными словами, по сравнению с арочными. На основе прочтения надписей на арке и надписей впервые была выдвинута теория о том, что арка стояла на линии стены Темистокляйна и являлась границей между старым городом Тесея и новым городом Адриана.

Поэтому вторая надпись имела в виду новую городскую секцию на восточной стороне Афин, созданную Адрианом, и – для удобства – это место называют Адрианополисом в ходе соответствующих научных дискуссий. Эта новая римская секция города, вероятно, добавилась к греческому городу в период «Римского мира».

Адамс предположил что надписи, скорее не разделяют Афины на старый город Тесея и новый город Адриана (Адрианополис), поскольку он был полностью реконструирован императором. С этой точки зрения надписи должны читаться следующим образом: «это Афины, бывший город Тесея; это город Адриана, а не Тесея». В этом случае обе части города приписываются императору. Адамс боролся за идею, что арка находилась на линии стены Темистокляйна, и его позиция представляется наиболее вероятной. Ворота в стене Темистокляйна были проделаны в 140 м к востоку от арки, что позволило окончательно разрешить вопрос. Археологи Стюарт и Реветт, которые первыми полностью провели архитектурное изучение арки в 1751-53гг. н.э., были сбиты с толку тем фактом, что арка не находится на одной линии с Храмом Олимпийского Зевса, хотя стоит всего лишь в 20 м от стены от комплекса. Дальнейшие раскопки показали, что арка лежит на линии со старой дорогой, сейчас совпадающей с современной улицей Лисикратес. Арка смотрит на Памятник Лисикратеса высотой в 207 м, расположенный на северо-западе вдоль той же улицы.

Попечительство

Попечительство над аркой было поручено афинскому государству, недавно сформированной ассоциации греческих городов, базирующейся в Афинах. Ученые заявили, что афиняне ответственные за ее создание, поскольку качество материалов и выполненных работ не соответствует другим зданиям Адриана в Афинах, и что император, настолько любивший Афины, не мог быть так заносчив, чтобы сделать надпись о себе на столь грандиозной структуре. Две арки такого же размера и дизайна были построены в святилище Деметры и Коры в городе Элевсин позже во II в. н.э. и были посвящены императору (вероятно Марку Аврелию) Панелленесом. Эти арки стоят по боками от входа в святилище, являясь началом дорог к Мегара и к заливу соответственно.