Олимпиада по русскому языку 7 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс

1. В каком ряду все предлоги непроизводные:

  • А) на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели
  • Б) от дальней горы, из-за тумана, через дорогу
  • В) по дороге, ввиду непогоды, с приездом

2. В каком варианте ответа в обоих наречиях пропущена одна и та же буква?

  • А) блестящ.., хорош..
  • Б) снов.., надолг..
  • В) издавн.., занов..
  • Г) искос.., дочист..

3. В каком предложении на месте точек пишется ни:

  • А) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
  • Б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.
  • В) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.
  • Г) Н.. раз выходил он победителем из боя.

4. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

  • А) Светилась, падая, ракета.
  • Б) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
  • В) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.
  • Г) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

5. Какую функцию выполняет план?

  • А) определить главную мысль текста
  • Б) определить количество абзацев
  • В) высказать мысли последовательно, не пропустить важное
  • Г) определить неизвестное

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) К старухе приходила помогать по дому соседская девчонка, по характеру своему угрюмая и всем (не)довольная.
  • Б) Женихи Пенелопы даже не подозревали, что (не)кто иной, как сам Одиссей, жестоко отомстит им.
  • В) По мнению Вольтера, если драматургу (не)достаёт вкуса и меры, то не стоит заниматься сочинительством.
  • Г) В финале трагедии, (не)взирая на все провокации Мефистофеля, ангелы спасают бессмертную сущность Фауста, чья жизнь «в стремлениях прошла».

7. Укажите признаки наречия:

  • А) не изменяется ни по числам, ни по лицам
  • Б) не изменяется ни по родам, ни по лицам
  • В) не изменяется ни по родам, ни по числам
  • Г) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по лицам

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) Слышался (не)прекращающийся шум ливня
  • Б) Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.
  • В) (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
  • Г) Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.

9. В каком ряду все предлоги пишутся слитно:

  • А) (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения
  • Б) (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток
  • В) (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы

10. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

  • А) тон…т в воде, увенч…нный
  • Б) распиш…шься, перенаправл…нный
  • В) движ…тся, муч…мый сомнениями
  • Г) покраш…нный, вспомн…вший

11. Какая часть слова отсутствует у деепричастия?

  • А) приставка
  • Б) суффикс
  • В) окончание
  • Г) корень

12. От глагола «улыбаться» образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени:

  • А) улыбающийся, улыбавшийся
  • Б) улыбающийся, улыбнувшийся
  • В) улыбавшийся, улыбнувшийся

13. По какому признаку деепричастие схоже с наречием?

  • А) не изменяется
  • Б) изменяется по родам, падежам, числам
  • В) оканчивается на о-е

14. Какая из нижеприведенных частиц служит для выражения сомнения?

  • А) лишь
  • Б) ли
  • В) же
  • Г) ни

15. Укажите союз:

  • А) что же
  • Б) чтобы
  • В) что-то
  • Г) по

16. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?

  • А) запуска…мый
  • Б) жела…мый
  • В) слыш…мый
  • Г) привлека…мый

17. Чем является в предложении "Птицы, поющие в лесу, нарушали тишину" действительное причастие «поющие»?

  • А) подлежащим
  • Б) определением
  • В) дополнением

Ответы к олимпиаде по русскому языку 7 класс

Номер задания Правильный ответ
1 Б
2 Г
3 Б
4 В
5 В
6 Б
7 Г
8 Г
9 А
10 Б
11 В
12 А
13 А
14 В
15 Б
16 В
17 Б

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 2014 - 2015 учебный год

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7-8 классов включают вопросы, позволяющие учащимся продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;

знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

знание русской фразеологии;

знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

навыки морфемного и словообразовательного анализа;

знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

осведомленность в области истории русского языкознания;

творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

2014-2015 учебный год

7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая -

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: [д , эн , ]: [д , ] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н , ] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло ?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха... Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека - по речам.

Конь играет удилами, болтун - языком.

Плохой человек славится озорством, хороший - умом.

Привычка - вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз...ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2014-2015 учебный год

8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример ?

7 баллов

Ответ

Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти .

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

БалУясь, понЯвший, мЕльком, дОсуха, удОбнее, нанесенА, киломЕтр, пО двое, нАчатый, дО смерти

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –
  • у него еще за ушами не просохло –
  • не стоит пороха и дроби –
  • птичка в руке стоит двух в кустах –
  • просто, как пирог –
  • возить уголь в Ньюкасл –
  • хранить в вате –
  • не стоит и пуговицы –
  • по самые локти –
  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
  • у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
  • просто, как пирог – как дважды два
  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
  • хранить в вате – беречь как зеницу ока
  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
  • по самые локти – сыт по самое горло
  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните происхождение наречия восвояси .

5 баллов

Ответ

К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» - « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет .

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ

Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих , праздно болтающих ,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

Ответ

Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст узел

избиение изобилие

Лукулл конюшня

Елисейский футляр

Тришкин шпат

Авгий ложе

лебедь Пенелопа

имя младенец

рог пир

Гордий поле

человек кафтан

Исландия натр

Работа песня

едкий число

7 + 3 = 10 баллов

Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как (будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты - все распол…жилось (в) порядке образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;
  2. логика в аргументации основного тезиса;
  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;
  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

Задания 7- 8 класс

Задание 1.

    Перепишите слова, вставив пропущенные буквы: г..рбатый, г..рдиться, г..ревать, г..рловый, г..рняк, г..рючее.

    В каком слове есть чередующийся гласный корня?

    Почему он обозначается этой буквой? Выпишите слова с омонимичными корнями и приведите к каждому слову по одному примеру однокоренной единицы. (8 баллов)

Задание 2.

    Определите, чем отличаются слова коров, сов, основ, подков от слов столов, ковров, дубов, зубов. Объясните, в какой ряд будет включена форма голов . (10 баллов)

Задание 3.

    Прочитайте словосочетания и выпишите имена числительные. К каким частям речи относятся остальные выделенные в словосочетаниях слова? Двадцать лошадей, двое друзей, двойные рамы, играть впятером , очередная двойка , пятидесятилетний мужчина, пятисотый посетитель, удвоение расходов, утроить сумму, шестидесятые годы. (10 баллов)

Задание 4.

    Каким членом предложения может быть выделенное слово? От чего это зависит? На сверкающем золотом штиле развевался флаг. (3 балла)

    Свинцовые тучи, свинцовая пластина, свинцовые туманы, свинцовая усталость.

    Шоколадный загар, изумрудные глаза, бархатная кожа, пшеничные усы. (4 балла)

Задание 6. Прочитайте отрывок из Псковской 3-ей летописи и выпишите два наречия меры и степени

В то время в нощь бысть туча грозна и страшна велми, молниа и блистаниа и гром страшен

зело, и взя перемирье с вороначаны; и вороначани послаша весть ко Пскову, и он взя

перемирье убояшася страшныа и грозныа тоа туча. (4 балла)

Задание 7. Даны фразы из энциклопедии для детей, расположенные не по порядку. Восстановите

    Автотрофы (от греч. «автос» - «сам» и «трофос» - «пища») питают себя сами, т.е создают органические вещества из минеральных, используя энергию света.

    Всем живым существам нужна пища как источник энергии для роста и жизнедеятельности.

    Гетеротрофы (от греч. «гетеро» - другой и «трофос» - «пища») нуждаются в уже готовых органических веществах и должны поедать другие организмы.

Задания 7- 8 класс (ответы)

Задание 1.

    Горбатый, гордиться, горевать, горловый, горняк, горючее – 0,5 б за правильное написание, всего 3 балла.

    Горючее – 1 б за указание слова. 1б – за объяснение: в безударной позиции пишется корень ГОР, в ударной – ГАР (2б)

    Горючее, горняк, горевать (по 0,5б за слово, всего -1,5б); гореть, горелка и т.п, гористый, горка и т.п, горе, горемыка. (по 0,5 б за слово, всего 1, 5б). (8 баллов )

Задание 2. Первый ряд образуют сущ-ные женского рода 1 склонения с нулевым окончанием,

выражающим значение Родит. падежа множеств. числа. (1б за указание нулевого

всего 3балла).

Второй ряд образуют сущ-ные мужского рода 2 склонения с окончанием- ОВ,

выражающим значение Родит. падежа множеств. числа. (1б за указание

окончания, 1 б за указание значения окончания, 1б за указание рода сущ-ного/ склонения,

всего 3балла).

Форма голов может быть включена в оба ряда: Род.п множ.ч слова – голова и Род. п.

множ.ч слова – гол .(0,5 б за отнесение слова только к первой группе, или 0,5б за

отнесение слова только ко второй группе, или 3 балла за отнесение слова к обеим группам.

(10 баллов)

Задание 3. 1б – за числительное: двадцать , двое , пятисотый , шестидесятые . (Всего -4б).

(10 баллов) 1б – за определение части речи: впятером (наречие), двойка, удвоение (сущ-

ное), двойные, пятидесятилетний(прилагат), утроить (глагол). (Всего – 6б) (10 баллов).

Задание 4. По 1б – за определение синтаксической роли. 1 б – за комментарий.

На сверкающем (как?) зОлотом (обстоятельство);

на (каком?) золотОм шпиле (определение). (3 балла)

Задание 5. Найдите четвёртое лишнее. Поясните свой выбор.

    В первой цепочке лишнее словосочетание свинцовая пластина , т.к прилагательное употреблено в прямом значении « сделанный, изготовленный из свинца », а в остальных случаях в переносном.

    Во второй цепочке лишнее словосочетание бархатная кожа, т.к в основе переноса наименования лежит сходство общих впечатлений, а в остальных случаях – сходство цвета. Баллы: за каждый правильный ответ по 1; за каждое пояснение по 1б. (4 балла)

Задание 6. Велми, зело по 2б за каждое слово. (4 балла)

Задание 7. Порядок фраз: 2 -4 -1 -3 (1б)

Обоснование: Текст может начинаться только с предложения 2, которое содержит общее

утверждение о свойстве всех живых существ (1б).

В предложении 4 живые существа называются организмами и делятся на две группы.

Это предложение должно быть вторым. Предложения 2 и 4 связаны с помощью синонимов

существа и организмы , однокоренных слов пища и питание (1б)

В предложениях 1 и 3 характеризуется каждая группа организмов.

Предложения 4 и 1, 4 и 3 связаны с помощью лексического повтора автотрофы и

гетеротрофы (2б).

Предложение 1 следует раньше предложения 3, т.к автотрофы , о которых в нем идет речь,

во втором предложении текста упоминаются первыми (1б) (6 баллов).

Материалы для подготовки к олимпиадам

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для 7 класса

Цели и задачи : Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «...Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. … то дурному утеха... Привычка.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответы
  1. Устаревшее значение слова «рухлядь» - домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь - меха; серебряная рухлядь - изделия из серебра. Современное значение слова - ненужные домашние вещи, старье.
  2. «Угол» - это 25-рублевая купюра. «Четверть угла» - 6 рублей 25 копеек.
  3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
  4. Коня узнают по зубам, человека - по речам. Конь играет удилами, болтун - языком. Плохой человек славится озорством, хороший - умом. Привычка - вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному - утеха.
  5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
  6. Правильнее сказать «надень пальто». Приставка о- выражает идею окружения чем-либо или облечения во что-либо (ср.: одеяло (не одежда!). Одежду на себя надевают. Переходные глаголы одеть и надеть различаются управлением по смыслу: первый предполагает в качестве косвенного дополнения (во что) примерно те же предметы, что второй - в качестве прямого дополнения.
  7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
  8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
  9. 5, 4, 6
  10. Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.

(10 б.)

  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

(10 б.)

  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ферт – название буквы Ф.
  3. Кузен – двоюродный брат.
  4. Чело – голова.
  5. Челобитная – наказание.

(10 б.)

(6 б.)

  1. узы, оковы, путы
  2. усердие, одолжение, услуга

(3 б.)

(10 б.)

(10 б.)

(10 б.)

  1. Запишите числа словами.

(3 б.)

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..ся.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев.. бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

Из(за) шума ветра мы (со)всем (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

Через (не)сколько секунд перекат свирепо грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

(25 б.)

Предварительный просмотр:

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

7 класс

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ:

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. увлечься, мальчонка, съешьте;
  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ: 4)объедки, уязвить, обжечься .

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ: интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
  3. Ферт – название буквы Ф.
  4. Кузен – двоюродный брат.
  5. Чело – голова.
  6. Конка – городской транспорт с конной тягой
  7. Челобитная – наказание.
  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

  1. Ветрило – парус.
  2. Ланиты – щеки.

5) Чело – лоб.

7) Челобитная – письменная просьба в древней Руси с XIV века.

8)Наперсник – любимец,пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

(6 б.)

  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

  1. О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

  1. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ: козел отпущения.

  1. О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ: семь пятниц на неделе.

  1. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ: собака на сене.

  1. Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ: кожа да кости.

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
  1. узы, оковы, путы
  2. воображение, фантазия, вымысел
  3. усердие, одолжение, услуга
  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

  1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый верный способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию.
  5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться ею.
  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с и бирская осе нн яя ноч ь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извил и стой и порож и стой ре чк и. Третий день по-осе нн ему моросит мелкий , не пр е кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст ян ая одежда и непром о каемые кож ан ые сапоги. Но все-таки н и кому из нас никак не удае тся спастись от дождя. Он прон и кает повсюду, не давая н и какой пощ а ды , не ост а вляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежиш ь и не спряч ешь ся.

Справа в и днею тся крутые берега, а слева бе с конечной лентой тянется зеленый лес. К ночи нужно об я зательно д о бра ться до села, а впереди ещ е самый страшный перекат. Чтобы пр е од о леть его, нужно ра сс читать время с точност ь ю до полминуты . Вот он шумит. Издалека слыши тся звер ин ый рев его волн.

Из-за шума ветра мы совсем не зам е чаем, как подходим к перекату почти вплотную.

Через несколько секунд перекат, свирепо грохоч у щий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100