Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 2014 - 2015 учебный год

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7-8 классов включают вопросы, позволяющие учащимся продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;

знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

знание русской фразеологии;

знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

навыки морфемного и словообразовательного анализа;

знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

осведомленность в области истории русского языкознания;

творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

2014-2015 учебный год

7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая -

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: [д , эн , ]: [д , ] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н , ] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло ?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха... Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека - по речам.

Конь играет удилами, болтун - языком.

Плохой человек славится озорством, хороший - умом.

Привычка - вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз...ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

Первый (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2014-2015 учебный год

8 класс

Задание 1

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример ?

7 баллов

Ответ

Воз – вёз, нос – нёс, пыл – пил, быт – бить, даль – дал, быль – бил, пример – примерь.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 7 баллов

Задание 2

Расставьте ударения в следующих словах: балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти .

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

БалУясь, понЯвший, мЕльком, дОсуха, удОбнее, нанесенА, киломЕтр, пО двое, нАчатый, дО смерти

Задание 3

Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

  • птицы одинакового оперения держатся вместе –
  • у него еще за ушами не просохло –
  • не стоит пороха и дроби –
  • птичка в руке стоит двух в кустах –
  • просто, как пирог –
  • возить уголь в Ньюкасл –
  • хранить в вате –
  • не стоит и пуговицы –
  • по самые локти –
  • убить двух птиц одним камнем –

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Ответ

  • птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки
  • у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло
  • не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит
  • птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе
  • просто, как пирог – как дважды два
  • возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром
  • хранить в вате – беречь как зеницу ока
  • не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит
  • по самые локти – сыт по самое горло
  • убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Объясните происхождение наречия восвояси .

5 баллов

Ответ

К себе домой (восвояси отправился, убраться восвояси). Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания «во своя вђси» - « в свои деревни, домой».

Задание 5

Приведите как можно больше однокоренных слов к слову привет .

За каждый пример по 1 баллу, но не больше 6 баллов

Ответ

Приветливый, приветствие, приветствовать, поприветствовать, приветливость, приветственный.

Задание 6

Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час».

От ликующих , праздно болтающих ,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

3 балла

Ответ

Причастия ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих воспринимаются здесь как существительные.

Задание 7

Подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал.

Прокруст узел

избиение изобилие

Лукулл конюшня

Елисейский футляр

Тришкин шпат

Авгий ложе

лебедь Пенелопа

имя младенец

рог пир

Гордий поле

человек кафтан

Исландия натр

Работа песня

едкий число

7 + 3 = 10 баллов

Ответ

Гордиев узел
Рог изобилия
Авгиевы конюшни
Человек в футляре
Исландский шпат
Прокрустово ложе
Работа Пенелопы
Избиение младенцев
Лукуллов пир
Елисейские поля
Тришкин кафтан
Едкий натр
Лебединая песня
Именованное число

(Картина А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Задание 8

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как (будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты - все распол…жилось (в) порядке образующем к…ртину.

10баллов + сочинение

Ответ

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты - все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения;
  2. логика в аргументации основного тезиса;
  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста;
  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка).

В 7 классе задания для школьного этапа по русскому языку достаточно сложные: нужно объяснить значения слов, записать числительные словами, найти грамматическую основу, определить количество звуков, правильно записать слова.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

1 этап

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю чья была вина…
Закат замлел над дымкой пара
Алея как поток вина.
В. Брюсов.

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения, а значит, и неодинакового понимания.

2 этап

№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце , кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать .

Я. Козловский.

№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

(Шерсте)заготовительная контора, (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически:

а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.

№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Я вольный ветер, я вечно вею…
Волную волны, ласкаю ивы…
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.
К. Бальмонт

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

3 этап

№1. Расставьте ударение в словах: ворожея, торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, апостроф, форзац, завсегдатай, танцовщица, кремень, щавель, тигровый, диспансер.

№2. Как правильно писать слово (с,сс(ж,жж)е(н,нн)ый ? Обоснуйте свой ответ.

№3. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить.

Постарайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

№4. Перед вами предложение на непонятном языке, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли сделать морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих? Докажите. Какие грамматические категории невозможно определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?

Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.

№5. Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят.

№6. Разберите по составу слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками: сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.

№7. В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного:

«Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщенный?

Внимай же! Придет возмездия час,

Писанием нам предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду, лиях и лиях,

С тобой пред судьёю предстану».

(Так Курбский писал к Иоанну).

Что же именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.

№8. В международном детском лагере встретились мальчики Ян, Ованес, Джон, Джек, Вано, Жан, Хуан, Иоганн, Хосе, Иван. Определите, кто из какой страны приехал. Найдите лишнее имя. Обоснуйте свой ответ.

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, глаголы «осудить» и «обсудить», существительные «судьба» и «рок». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:

  • Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
  • Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

№3. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означают эти слова в тексте.

Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев , как он, в Петровский, в Сокольники и Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами . Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам , не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное.

Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь. Путешественник прошел обеими дорогами и выяснил, что затраченное время оказалось одинаковым. Ему было непонятно, почему эти люди спорили. Об этом он записал в своем дневнике.

№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы.

Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!.. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

№7. Вот начало русской народной сказки «Морозко»:

Живало-бывало, - Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе):

У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой.

Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть разделительный Ь
  • Слова, где только мягкие согласные звуки
  • Слова, где звуков столько же, сколько и букв

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье -
Не пример для подражанья.
Б. Заходер.

Задания 7- 8 класс

Задание 1.

    Перепишите слова, вставив пропущенные буквы: г..рбатый, г..рдиться, г..ревать, г..рловый, г..рняк, г..рючее.

    В каком слове есть чередующийся гласный корня?

    Почему он обозначается этой буквой? Выпишите слова с омонимичными корнями и приведите к каждому слову по одному примеру однокоренной единицы. (8 баллов)

Задание 2.

    Определите, чем отличаются слова коров, сов, основ, подков от слов столов, ковров, дубов, зубов. Объясните, в какой ряд будет включена форма голов . (10 баллов)

Задание 3.

    Прочитайте словосочетания и выпишите имена числительные. К каким частям речи относятся остальные выделенные в словосочетаниях слова? Двадцать лошадей, двое друзей, двойные рамы, играть впятером , очередная двойка , пятидесятилетний мужчина, пятисотый посетитель, удвоение расходов, утроить сумму, шестидесятые годы. (10 баллов)

Задание 4.

    Каким членом предложения может быть выделенное слово? От чего это зависит? На сверкающем золотом штиле развевался флаг. (3 балла)

    Свинцовые тучи, свинцовая пластина, свинцовые туманы, свинцовая усталость.

    Шоколадный загар, изумрудные глаза, бархатная кожа, пшеничные усы. (4 балла)

Задание 6. Прочитайте отрывок из Псковской 3-ей летописи и выпишите два наречия меры и степени

В то время в нощь бысть туча грозна и страшна велми, молниа и блистаниа и гром страшен

зело, и взя перемирье с вороначаны; и вороначани послаша весть ко Пскову, и он взя

перемирье убояшася страшныа и грозныа тоа туча. (4 балла)

Задание 7. Даны фразы из энциклопедии для детей, расположенные не по порядку. Восстановите

    Автотрофы (от греч. «автос» - «сам» и «трофос» - «пища») питают себя сами, т.е создают органические вещества из минеральных, используя энергию света.

    Всем живым существам нужна пища как источник энергии для роста и жизнедеятельности.

    Гетеротрофы (от греч. «гетеро» - другой и «трофос» - «пища») нуждаются в уже готовых органических веществах и должны поедать другие организмы.

Задания 7- 8 класс (ответы)

Задание 1.

    Горбатый, гордиться, горевать, горловый, горняк, горючее – 0,5 б за правильное написание, всего 3 балла.

    Горючее – 1 б за указание слова. 1б – за объяснение: в безударной позиции пишется корень ГОР, в ударной – ГАР (2б)

    Горючее, горняк, горевать (по 0,5б за слово, всего -1,5б); гореть, горелка и т.п, гористый, горка и т.п, горе, горемыка. (по 0,5 б за слово, всего 1, 5б). (8 баллов )

Задание 2. Первый ряд образуют сущ-ные женского рода 1 склонения с нулевым окончанием,

выражающим значение Родит. падежа множеств. числа. (1б за указание нулевого

всего 3балла).

Второй ряд образуют сущ-ные мужского рода 2 склонения с окончанием- ОВ,

выражающим значение Родит. падежа множеств. числа. (1б за указание

окончания, 1 б за указание значения окончания, 1б за указание рода сущ-ного/ склонения,

всего 3балла).

Форма голов может быть включена в оба ряда: Род.п множ.ч слова – голова и Род. п.

множ.ч слова – гол .(0,5 б за отнесение слова только к первой группе, или 0,5б за

отнесение слова только ко второй группе, или 3 балла за отнесение слова к обеим группам.

(10 баллов)

Задание 3. 1б – за числительное: двадцать , двое , пятисотый , шестидесятые . (Всего -4б).

(10 баллов) 1б – за определение части речи: впятером (наречие), двойка, удвоение (сущ-

ное), двойные, пятидесятилетний(прилагат), утроить (глагол). (Всего – 6б) (10 баллов).

Задание 4. По 1б – за определение синтаксической роли. 1 б – за комментарий.

На сверкающем (как?) зОлотом (обстоятельство);

на (каком?) золотОм шпиле (определение). (3 балла)

Задание 5. Найдите четвёртое лишнее. Поясните свой выбор.

    В первой цепочке лишнее словосочетание свинцовая пластина , т.к прилагательное употреблено в прямом значении « сделанный, изготовленный из свинца », а в остальных случаях в переносном.

    Во второй цепочке лишнее словосочетание бархатная кожа, т.к в основе переноса наименования лежит сходство общих впечатлений, а в остальных случаях – сходство цвета. Баллы: за каждый правильный ответ по 1; за каждое пояснение по 1б. (4 балла)

Задание 6. Велми, зело по 2б за каждое слово. (4 балла)

Задание 7. Порядок фраз: 2 -4 -1 -3 (1б)

Обоснование: Текст может начинаться только с предложения 2, которое содержит общее

утверждение о свойстве всех живых существ (1б).

В предложении 4 живые существа называются организмами и делятся на две группы.

Это предложение должно быть вторым. Предложения 2 и 4 связаны с помощью синонимов

существа и организмы , однокоренных слов пища и питание (1б)

В предложениях 1 и 3 характеризуется каждая группа организмов.

Предложения 4 и 1, 4 и 3 связаны с помощью лексического повтора автотрофы и

гетеротрофы (2б).

Предложение 1 следует раньше предложения 3, т.к автотрофы , о которых в нем идет речь,

во втором предложении текста упоминаются первыми (1б) (6 баллов).

7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая -

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: [д , эн , ]: [д , ] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н , ] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло ?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека — по речам.

Конь играет удилами, болтун — языком.

Плохой человек славится озорством, хороший — умом.

Привычка — вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.

Материалы для подготовки к олимпиадам

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для 7 класса

Цели и задачи : Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «...Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. … то дурному утеха... Привычка.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответы
  1. Устаревшее значение слова «рухлядь» - домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь - меха; серебряная рухлядь - изделия из серебра. Современное значение слова - ненужные домашние вещи, старье.
  2. «Угол» - это 25-рублевая купюра. «Четверть угла» - 6 рублей 25 копеек.
  3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
  4. Коня узнают по зубам, человека - по речам. Конь играет удилами, болтун - языком. Плохой человек славится озорством, хороший - умом. Привычка - вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному - утеха.
  5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
  6. Правильнее сказать «надень пальто». Приставка о- выражает идею окружения чем-либо или облечения во что-либо (ср.: одеяло (не одежда!). Одежду на себя надевают. Переходные глаголы одеть и надеть различаются управлением по смыслу: первый предполагает в качестве косвенного дополнения (во что) примерно те же предметы, что второй - в качестве прямого дополнения.
  7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
  8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
  9. 5, 4, 6
  10. Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.