Ст. 3 Закона об арбитражных судах устанавливается система арбитражных судов в РФ.

Система арбитражных судов - это внутреннее устройство, организация органов судебной власти, наделенных компетенцией по рассмотрению экономических споров. Система арбитражных судов РФ предполагает разделение компетенции между всеми арбитражными судами РФ, а также определенные отношения между этими судами, их взаимосвязь и порядок взаимодействия. Любое такое взаимодействие должно происходить на основании закона.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает в себя четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

  • - ВАС РФ;
  • - федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • - арбитражные апелляционные суды;
  • - арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Таким образом, очевидно, что система арбитражных судов не совпадает с системой судов общей юрисдикции. Прямо не связана она и с административно-территориальным устройством РФ.

Характерно, что первым звеном в этой системе являются арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

Система арбитражных судов строится таким образом, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять и несколько арбитражных судов, хотя, как правило, в одном субъекте РФ действует только один арбитражный суд.

И со стороны ученых, и со стороны практиков в адрес такого правила не раз звучала критика, поскольку это во многом затрудняет обращения хозяйствующих субъектов в арбитражный суд, излишне обременяет их, делает процедуру арбитражного разбирательства еще дороже. К тому же во многом это ставит хозяйствующих субъектов в неравное положение и затрудняет доступ к правосудию. Не раз высказывались мнения о необходимости изменить эту систему, причем первым звеном должен стать городской или районный арбитражный суд, однако законодатель эту идею не воспринял. В пользу этого предложения говорит и то, что в настоящее время арбитражные суды перегружены. Однако ее воплощение влечет для государства существенные затраты и, по-видимому, ее воплощение - дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. В какой-то степени указанную проблему призвана решить возможность организации в структуре арбитражных судов субъектов РФ и апелляционных арбитражных судов постоянных судебных присутствий. Подробнее об этом см. комментарии к ст. 33.11 и 43.1 комментируемого ФКЗ. Формирование постоянных судебных присутствий является новеллой отечественного права.

Арбитражные суды субъектов РФ являются первой инстанцией в отношении подавляющего большинства дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, за исключением случаев, когда эти дела подведомственны ВАС РФ в силу специального указания Закона (такая норма содержится в ч. 2 ст. 34 АПК РФ). Это значит, что только ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ способны выступать в качестве судов первой инстанции, в то время как арбитражные апелляционные и арбитражные кассационные суды, как следует из их наименований, в качестве первой инстанции выступать не могут. В то же время арбитражные суды субъектов РФ полномочны в некоторых случаях пересматривать решения третейских судов.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Всего таких судов в России на сегодняшний день двадцать, т.е. по два в каждом федеральном округе.

Конкретное место пребывания таких судов определяется решением Пленума ВАС РФ, оформляемого в виде постановления (например, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 8 "Об определении места постоянного пребывания Шестого арбитражного апелляционного суда". Текст постановления официально опубликован не был), при этом учитываются ряд самых разнообразных факторов, способных повлиять на работу апелляционного арбитражного суда (например, наличие определенной материально-технической базы, квалифицированных кадров, коммуникаций и т.п.)

Арбитражные апелляционные суды являются судами второй инстанции и выступают в качестве судов второй инстанции по отношению к арбитражным судам субъектов РФ. Они рассматривают дела по правилам, предусмотренным гл. 34 АПК РФ "Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции".

Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Основное отличие апелляционного порядка обжалования от кассационного заключается в том, что в апелляционном порядке может быть обжаловано решение, не вступившее в законную силу, а в кассационном порядке - решение, вступившее в законную силу.

Поэтому второй инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов могут являться и федеральные арбитражные суды округов, например, в том случае, если лицо, по делу которого арбитражным судом субъекта РФ принято решение, не согласно с этим решением, пропустило срок подачи апелляции или по иным причинам не захотело обжаловать это решение в апелляционном порядке. Тем не менее во второй инстанции преимущественным является апелляционный порядок обжалования.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Таким образом, в федеральных арбитражных судах округов в кассационном порядке могут быть обжалованы как решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, так и постановления арбитражных апелляционных судов.

К федеральным арбитражным судам округов относятся федеральные арбитражные суды Волго-Вятского округа, Восточно-Сибирского округа, Дальневосточного округа, Западно-Сибирского округа, Московского округа, Поволжского округа, Северо-Западного округа, Северо-Кавказского округа, Уральского округа, Центрального округа.

Федеральные округа, представляющие собой административно-территориальные единицы, были образованы Указом Президента РФ от 13 марта 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (с изменениями от 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля 2004 г., 5 октября 2004 г., 21 марта 2005 г.) (СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112) и существенно повлияли на структуру органов государственной власти.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В структуру ВАС РФ входит Пленум ВАС РФ (ст. 12 ФКЗ Об арбитражных судах), действующий в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ, и Президиум ВАС РФ (ст. 15 ФКЗ Об арбитражных судах). В ВАС РФ создаются судебные коллегии из числа судей ВАС РФ, которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ (ст. 18 ФКЗ «Об арбитражных судах»).

Таким образом, ВАС РФ:

  • - рассматривает в качестве суда первой инстанции отдельные категории дел (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, экономические споры между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами РФ);
  • - пересматривает судебные акты арбитражных судов РФ в порядке надзора, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности данных актов (гл. 36 АПК РФ).

При четкой иерархичности системы арбитражных судов в РФ не следует рассматривать арбитражные суды как бюрократическое образование или, по выражению И.Л. Петрухина, "централизованную "судебную вертикаль" с "начальством" во главе". Каждый арбитражный суд самостоятелен, а каждый судья арбитражного суда РФ независим, и его независимость обеспечивают гарантии, предусмотренные законодательством РФ. Иерархия - это обязательный признак любой системы, в том числе и системы арбитражных судов. Иное противоречило бы принципам организации судебной системы РФ, затрудняло бы возможность обжалования и надзора за законностью и принятых судебных актов.

Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

Задачи арбитражных судов

Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

  • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
  • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
  • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
  • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
  • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
  • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
  • общения.

Нормативное регулирование системы арбитражных судов

Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.

АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

  • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
  • апелляционные судебные учреждения;
  • суды первой инстанции субъектов РФ;
  • специализированные суды.

Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

Судебная реформа 2014 года

Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

  • в ФКЗ «О Верховном суде»;
  • в ФКЗ «О судебной системе».

В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

Так или иначе, системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

Окружные суды: особенности выполнения функций

Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

  • апелляционный арбитражный суд;
  • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.

При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

Апелляционные суды

Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

Арбитражи в субъектах РФ

Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

Субъектом РФ считается и Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

Специализированные арбитражи

Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

Суд по интеллектуальным правам

Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

Назначение судей в арбитражах

Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • законом РФ «О статусе судей».

Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

Финансирование деятельности арбитражей

Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

Численность и структура арбитражей

Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Аппарат арбитражного суда

Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

  • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
  • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
  • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
  • ведение учета различных дел;
  • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
  • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
  • информационная, а также справочная работа;
  • статистический учет в рамках основной деятельности;
  • материально-техническое обеспечение учреждения;
  • организация исполнения изданных судом актов.

Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

Резюме

Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.

Истощение природных ресурсов – одна из основных проблем, обусловливающих глобальный экологический кризис.

Ресурсы – тела и силы природы, необходимые человеку для жизни и хозяйственной деятельности.

Природоресурсный потенциал страны – совокупная способность всех природных ресурсов страны обеспечить собственное и здоровое воспроизводство и условия жизнедеятельности населения. Природоресурсный потенциал России огромен. В принципе Россия – вполне самодостаточная страна и по природным ресурсам не испытывает никакой зависимости от других государств.

Существуют различные виды классификации природных ресурсов. Экологическая классификация основана на признаках исчерпаемости и возобновляемости их запасов. По этим признакам ресурсы можно разделить на практически неисчерпаемые и исчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы – солнечная энергия, термальное (подземное) тепло, приливы, отливы, энергия ветра, осадки.

В зависимости от географического положения разные регионы земного шара по-разному одарены солнечной энергией . В низкоширотных странах при достаточном орошении снимают по два и более урожая в год. В наше время в этих регионах используются солнечные батареи, дающие весомый вклад в энергоснабжение. Россия – северная страна, значительная часть ее территории находится в средних и высоких широтах, поэтому аккумулированная солнечная энергия практически не используется.

Термальное тепло – там, где оно есть, успешно применяется не только в лечебных целях (горячие источники), но и для отопления жилищ. В России самые крупные термальные источники находятся на Камчатке (Долина гейзеров), но серьезно пока не используются, так как находятся довольно далеко от крупных населенных пунктов.

Энергия океанских приливов и отливов тоже пока не нашла повсеместного применения из-за технологических сложностей, но известно, например, что на берегу пролива Ла-Манш на приливной волне работают две электростанции: одна во Франции, другая в Великобритании.

Энергия ветра – новое, хорошо забытое старое. Еще в прошлые эпохи человек научился использовать энергию ветра – ветряные мельницы. В конце ХХ в. в северной Европе (Германии, Нидерландах, Бельгии) появилось довольно много современных «ветряков» – гигантские агрегаты, похожие на вентиляторы, поднятые на высоту 20–30 м. Экономисты в этих странах подсчитали, что такая ветряная мельница окупается за два года, а затем начинает приносить чистый доход. Правда, при эксплуатации возникла другая экологическая проблема: такие «ветряки» работают очень шумно.

Все остальные ресурсы планеты относятся к исчерпаемым, которые, в свою очередь, подразделяются на невозобновляемые и возобновляемые.

Невозобновляемые ресурсы – горючие полезные ископамые (нефть, природный газ, уголь, торф), руды металлов, благородные металлы и строительные материалы (глины, песчаники, известняки).

Чем больше человечество их добывает и использует, тем меньше остается следующим поколениям.

Крупнейшим мировым нефтедобывающим регионом является Ближний Восток (Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Ливия, Иордания, Кувейт). В России также имеются значительные запасы нефти и природного газа , расположенные в основном в Западной Сибири. Своеобразным «нефтяным центром» является Тюменская область. Крупнейшие запасы природного газа – Уренгой, Ямбург (крупнейшие в мире). Экспорт нефти и газа сегодня дает весомый вклад в бюджет России.

Истощение запасов нефти и газа является крупнейшей ресурсной проблемой XXI в. Поэтому современная научная и техническая мысль в нынешнем столетии должна быть направлена на разработку альтернативных источников энергии, на то, каким образом человечеству научиться жить без газа и нефти.

Мировых запасов угля , по оценке геологов, хватит на 2–3 века (если темпы его добычи многократно не возрастут в связи с истощением нефтяных и газовых потоков).

Запасы руд металлов в недрах также не безграничны, хотя с ними ситуация не столь напряженная, как с горючими ископаемыми. Однако как в нынешнем, так и в последующие века темпы добычи железа и цветных металлов будут неуклонно возрастать, что, несомненно, следует учитывать при оценке их запасов и времени их использования. Все это относится к благородным металлам.

Может показаться, что запасы строительных материалов (глин, песчаников, известняков) на Земле беспредельны. Однако, несмотря на то, что по сравнению с другими невозобновляемыми ресурсами, запасы строительных материалов кризисной ситуации пока не предвещают, следует помнить, что правило «чем больше добываем, тем меньше остается» распространяется и на них.

Возобновляемые ресурсы – почвы, растительный и животный мир, вода и воздух (последние частично возобновляемые).

Почвы – тонкий (в глубину не более 10 м) поверхностный плодородный слой литосферы, который кормит весь растительный и животный мир, включая человека и домашний скот. Почвы выполняют целый ряд экологических функций, но интегрирующей является плодородие. Почва достаточно инертное тело по сравнению с водой и воздухом, поэтому ее способность к самоочищению ограничена. И антропогенные загрязнения, попавшие в нее, как правило, накапливаются, что приводит к снижению и даже потере плодородия. Кроме загрязнения, существенным фактором потери плодородия является эрозия (ветровая, водная) как результат неграмотной вспашки земель, уничтожение лесов, техногенез и т. п.

Зеленые растения – составляют основу биомассы земли, это продуценты, обеспечивающие питанием и кислородом все остальные живые организмы планеты. Среди природных растительных сообществ наибольшее значение имеют леса (40 % площади всей суши) как национальное богатство любого народа и легкие всей планеты. С началом земледелия начался процесс обезлесения планеты. Сейчас на земле остались по существу три крупнейших лесных массива – джунгли Амазонки, сибирская тайга и леса Канады. Грамотно и по-хозяйски к своим лесам относится только Канада. Бразилия варварски вырубает леса – свое национальное богатство.

В России ситуация также плачевная. Хищнически и безграмотно вырубаются леса в европейской части (Карелия, Архангельская область) и в Сибири. Экспорт древесины является одной из доходных статей бюджета страны. Новые леса на месте рубок вырастают не менее чем за 40 лет, а скорость уничтожения намного превышает скорость естественной регенерации (восстановления), потому для предотвращения вымирания лесов необходимы новые лесопосадки, которые в последнее время не осуществляются. Между тем, помимо экономической пользы (древесина), леса имеют колоссальную рекреационную ценность, которая иногда может превосходить стоимость получаемой от них продукции. Однако здесь возникает другая проблема: растущие города оказывают все большую антропогенную нагрузку на окрестные леса, горожане замусоривают и вытаптывают их. Возникновение пожаров по вине человека – также один из факторов потери лесов.

Российские леса имеют не только национальное, но и общепланетарное значение, поставляя кислород Европе и оказывая глобальное влияние на общеклиматические изменения. Ученые полагают, что сохранение колоссальных лесных массивов Сибири поможет приостановить процесс глобального потепления климата Земли.

Животный мир – имеются в виду только дикие животные, находящиеся в состоянии естественной природы. Животные испытывают огромное антропогенное давление, связанное с глобальным экологическим кризисом (потеря биоразнообразия и пр.). В этих условиях ряд европейских стран ввели запрет на охоту на своей территории. Россия пока лишь регламентирует ее, но эти ограничения не выполняются, процветает браконьерство, особенно рыбное.

Например, морская рыба идет на нерест в пресные воды, она поднимается вверх по большим и малым рекам. Здесь она попадает в створы плотин и сети браконьеров. В результате в десятки раз сократилось поголовье осетровых на Каспии (сейчас там действует полный запрет на вылов осетровых), лососевых на Дальнем Востоке.

Частично возобновляемые ресурсы – воздух, вода.

Вода – в глобальном масштабе водные ресурсы планеты неисчерпаемы, но они распределены очень неравномерно и местами оказываются остродефицитными. В природе постоянно идет круговорот воды, сопровождающийся ее самоочищением. Способность к самоочищению – удивительное и уникальное свойство природы, позволяющее ей противостоять антропогенным воздействиям. Запасы пресной воды на планете составляют менее 2 %, чистой еще меньше. Это серьезная экологическая проблема, особенно для стран, расположенных в аридных зонах.

Атмосферный воздух – как и вода, является уникальным и необходимым всему живому природным ресурсом, способным к самоочищению. Огромную роль в этом процессе, как и в круговороте воды, играет Мировой океан. Но ассимиляционный потенциал природы не бесконечен. Пресная вода, используемая для питья, атмосферный воздух, необходимый для дыхания, ныне нуждаются в дополнительной очистке, поскольку биосфера уже не справляется с колоссальной антропогенной нагрузкой.

Повсеместно требуется принятие решительных мер по рациональному использованию природных богатств. Биосфера нуждается в охране, а природные ресурсы в экономии.

Основные принципы такого отношения к природным ресурсам изложены в международном документе «Концепция устойчивого экономического развития» (далее – «Концепция»), принятом на второй Всемирной Конференции ООН по ООС в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

По поводу неисчерпаемых ресурсов «Концепция» настоятельно требует возврата к их повсеместному использованию, и там, где это возможно, заменить невозобновляемые ресурсы на неисчерпаемые. Например, уголь заменить энергией солнца или ветра.

В отношении невозобновляемых ресурсов в «Концепции» отмечено, что их добычу следует сделать нормативной, т. е. уменьшить темпы извлечения полезных ископаемых из недр. Мировому сообществу придется отказаться от гонки за лидерство по добыче того или иного природного ресурса, главное – не объем извлеченного ресурса, а эффективность его использования. Это означает совершенно новый подход к проблеме добычи полезных ископаемых: надо добывать не столько, сколько может каждая страна, а столько, сколько нужно для устойчивого развития мировой экономики. Разумеется, к такому подходу мировое сообщество придет не сразу, для его реализации потребуются десятилетия.

Для современной России минеральные ресурсы составляют основу экономики. В России добывается более 17 % мировой нефти, до 25 % газа, 15 % угля. Главная проблема при их добыче – неполное извлечение из недр: нефть из скважины выкачивают в лучшем случае на 70 %, каменный уголь добывают не более чем на 80 %, не менее крупные потери и при переработке.

Создание и внедрение новых технологий позволит повысить долю извлеченной нефти, угля, руд металлов. Для этого нужны немалые средства. В России увеличивается число «неперспективных» затопленных шахт, брошенных нефтяных скважин.

К задаче более полного извлечения из недр полезных ископаемых примыкает другая – комплексное использование минерального сырья. Анализ некоторых руд Урала показал, что кроме основного добываемого металла (например, меди), в них содержится большое количество редких и рассеянных элементов, стоимость которых часто превышает стоимость основного материала. Однако это ценное сырье остается в отвалах из-за отсутствия технологии его извлечения.

Кроме того, горнопромышленный комплекс превратился в один из самых крупных источников загрязнения и нарушения окружающей среды. В местах добычи полезных ископаемых, как правило, страдают леса, травяной покров, почва; в тундре, например, природа вынуждена десятилетиями восстанавливаться и самоочищаться.

Принципы охраны окружающей среды требуют от природопользователя:

Максимально полного извлечения из недр полезных ископаемых и их рационального использования;

Комплексного извлечения не одного, а всех содержащихся в рудах компонентов;

Обеспечения сохранности природной среды в районах проведения горнодобывающих работ;

Безопасности для людей при проведении горных работ;

Предотвращения загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и др. горючих материалов.

Возобновляемые ресурсы – «Концепция» требует, чтобы их эксплуатация производилась хотя бы в рамках простого воспроизводства и общее их количество не сокращалось во времени. С точки зрения экологов, это означает: сколько взяли у природы (например, леса), столько и верните (лесопосадки).

Лес по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), суммарные ежегодные потери в мире за первые 5 лет XXI в. составили 7,3 млн га. Частично потеря лесов в одних странах компенсируется увеличением их площади в других. Ежегодно площадь лесов Земли сокращается на 6 120 млн га (0,18 %). Это несколько меньше, чем в период с 1990 по 2000 гг., когда среднее ежегодное сокращение площади лесов Земли составляло 8,9 млн га. Максимальная скорость сокращения площади лесов характерна для Южной Америки (4,3 млн га в год) и Африки (4,0 млн га в год). В Океании ежегодное сокращение площади лесов составляет 356 тыс. га, а в Северной и Центральной Америке – 333 тыс. га. Существенно изменилась ситуация в Азии (без азиатской части России). В 1990-е годы сокращение площади лесов в Азии составляло около 800 тыс. га в год, а теперь оно сменилось ежегодным приростом примерно на миллион гектаров. Это объясняется крупномасштабным лесоразведением в Китае. В Европе (включая Россию целиком) общая площадь лесов как увеличивалась в 1990-е годы, так и продолжает увеличиваться в настоящее время, хотя и с меньшей скоростью. Средний ежегодный прирост площади лесов Европы (включая Россию целиком) составляет за период с 2000 по 2005 гг. около 660 тыс. га, а прирост накопленных запасов древесины в этих лесах – около 340 млн. м 3 в год. Предполагается, что усилия по восстановлению леса за следующие полвека приведут к увеличению площади лесов на 10 %. Однако уменьшение скорости обезлесения не решает уже созданных этим процессом проблем.

Скорость обезлесения сильно зависит от региона. В настоящее время скорость вырубки лесов наиболее высока (и увеличивается) в развивающихся государствах, расположенных в тропиках. В 1980-х годах тропические леса потеряли 9,2 млн га, а в последнее десятилетие XX в. – 8,6 млн га.

Человечество с давних пор вырубало лес, используя древесину в строительстве и в качестве топлива или отвоевывая землю у леса для ведения сельского хозяйства. Позже у человека возникла потребность в создании инфраструктуры (городов, дорог) и добыче полезных ископаемых, что подхлестнуло процесс обезлесения территорий. Однако главной причиной вырубки лесов является увеличение потребности в площадях для выпаса скота и посева сельскохозяйственных культур.

Лесное хозяйство не в состоянии произвести столько же пищи, как очищенное от деревьев угодье. Тропические и таежные леса практически не в состоянии поддерживать соответствующий уровень жизни населения, поскольку съедобные ресурсы слишком разбросаны. Метод подсечно-огневого земледелия для краткосрочного использования богатой золой почвы леса применяется 200 миллионами коренного населения по всему миру.

В России в течение последних 15 лет объемы рубок многократно возросли (древесина – одна из доходных частей бюджета), а лесопосадок в этот период не проводилось вообще. Вместе с тем для восстановления лесов после рубок требуются 2–3-кратные по площади лесопосадки, для воспроизводства полноценного леса требуется 35–40, 50 лет.

Отсутствие необходимых мероприятий приводит к тому, что в настоящее время из-за пожаров, вредителей и болезней погибает около 1 млн га лесов в год. Влияние на лесные ресурсы оказывают природные и антропогенные факторы. Так, сплошные рубки с 1987 по 1993 г. проводились на площади около 1 млн га в год. Крайне ощутимо влияние пожаров: с 1984 по 1992 г. на 1,6 млн га. Совокупный ущерб, по оценкам на 1996 г., составил 26,5 млн га лесов, причем 99 % из них приходится на Сибирь и Дальний Восток. В Центральной Сибири (территория Красноярского края), где сосредоточена значительная часть бореальных лесов (21,5 % от площади лесов России), основными экзогенными факторами, обусловливающими потерю лесного фонда, являются пожары, вырубки, вспышки массового размножения шелкопряда. Периодически ущерб, наносимый пожарами, вредителями, болезнями и промышленным загрязнением в лесостепи и южных таежных лесах края, затрагивает 62–85 % их площади, в результате сохранилось лишь 5–10 % девственных сообществ спелых и перестойных насаждений. В последние годы возросли негативные процессы в сохранении, использовании и воспроизводстве лесных ресурсов. Идет снижение объемов заготовки древесины и в то же время растут площади лесов, уничтоженных пожарами. Так, с 1990 по 1996 г. лесные территории были пройдены рубками на площади 430 тыс. га (21 %), уничтожены пожарами – 840 тыс. га (42 %), шелкопрядом - на 740 тыс. га (37 %). От выбросов газа и пыли Норильского горно-металлургического комбината погибло или сильно деградировало около 500 тыс. га. Участки леса, страдающего от этих выбросов, расположены на расстоянии до 200 км, а на расстоянии 80–100 км выживаемость почти нулевая. В то же время лесными службами Красноярского края проводится определенная работа по лесовосстановлению – на 1 января 1998 г. площади лесовосстановительных земель лесного фонда составляли 1 795,4 тыс. га, из них 989,1 тыс. га восстанавливались естественным образом, 402 тыс. га благодаря содействию естественному возобновлению и 4 04,9 тыс. га – за счет создания лесных культур.

Земельные ресурсы – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.

По существу почва является «невозобновимым» природным ресурсом. Для восстановления 1 см 2 почвы требуется в зависимости от природно-климатических условий от нескольких лет до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва в отличие от других природных ресурсов может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.

Площади плодородных почв катастрофически сокращаются во всем мире: загрязняются, разрушаются воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения (отвода под строительство и другие цели несообразные их (почв) главному предназначению). Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1,5 млн га в год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд долларов.

Занимающая обширную территорию Восточной Европы и всю Северную Азию Россия обладает огромным земельным фондом в 1709,8 млн га. Почвенный покров ее представлен множеством разных типов почв – от арктических пустынь и тундр, таежных подзолов и болот до лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь, субтропических коричневых почв и красноцветных terra rossa. Более половины площади России занимают разные северные почвы и около третьей части – почвы горных ландшафтов, преимущественно также холодных. На половине площади России залегает вечная мерзлота. Лишь четверть земельного фонда страны в разной степени благоприятна для сельского хозяйства, так как в северной и средней лесной зонах недостает солнечного тепла. Годовая сумма среднесуточных температур выше 10 о С в этих местах не превышает 1 400 градусодней. В южных континентальных районах недостает атмосферной влаги (меньше 400 мм в год). Всего 13 % территории России занято сельскохозяйственными угодьями, а пашней и того меньше – всего 7 %, причем более половины пашни сосредоточено на черноземах. Ежегодно и эти площади сокращаются в результате эрозии, нецелевого использования (строительство, свалки), заболачивания, проведения горных работ (добыча угля открытым способом).

Для защиты от эрозии используют:

лесозащитные полосы;

вспашку (без переворачивания пласта);

вспашку поперек склонов и залуживание (в холмистых районах);

регулирование выпаса скота.

Нарушенные загрязненные земли восстанавливаются сельскохозяйственной и лесной рекультивацией. Рекультивирование земель может осуществляться с помощью создания водоемов, строительства жилья. Земли могут оставляться и под самозарастание.

Водные ресурсы – по объему пресноводные источники (в том числе и ледники) составляют около 3 % гидросферы, остальное – Мировой океан. Россия обладает значительными запасами водных ресурсов. Территория омывается водами двеннадцати морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковому Каспийскому морю. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн больших и малых рек, более 2 млн озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда.

Самоочищение воды происходит за счет живущего в воде планктона. Мировой океан стабилизирует климат планеты, находится в постоянном динамическом равновесии с атмосферой, продуцирует огромную биомассу.

Но для жизни и хозяйственной деятельности человеку нужна пресная вода . Стремительный рост населения планеты и бурное развитие мировой экономики привели к дефициту пресной воды не только в традиционно засушливых странах, но и тех, которые недавно считались вполне обеспеченными водой. Практически всем отраслям экономики, кроме морского транспорта и рыболовства, требуется пресная вода. На каждого жителя Российской Федерации в год приходится в среднем 30 тыс. м 3 суммарного речного стока, 530 м 3 суммарного водозабора и 90–95 м 3 воды бытового водоснабжения (т. е. по 250 л в сутки). В крупных городах удельное водопотребление составляет 320 л/сут, в Москве – 400 л/сут. Средняя водообеспеченность населения у нас одна из самых высоких в мире. Для сравнения: США – 320, Великобритания – 170, Япония – 125, Индия – 65, Ирак – 16 л в сутки. Однако по сравнению со многими другими странами пресная вода у нас расходуется крайне неэкономно. В то же время в ряде районов на юге России, в Поволжье и Зауралье существуют трудности с обеспечением населения качественной питьевой водой.

При создании водохранилищ сильно сократился сток рек и увеличилось испарение и истощение водных объектов. Больших объемов воды требует для полива сельское хозяйство, при этом также возрастает испарение; огромные количества расходуются в промышленности; для бытовых нужд также нужна пресная вода.

Загрязнение Мирового океана и пресных источников – также одна из экологических проблем. В настоящее время отработанные сточные воды загрязняют более трети всего мирового речного стока, поэтому необходима жесткая экономия пресной воды и недопущение ее загрязнения.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Охрана окружающей среды. Общества по охране окружающей среды, движения и дружины по охране природы. Заповедники. Заказники и памятники природы. Меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Рациональное использование водных ресурсов.

    реферат , добавлен 24.08.2008

    Последствия человеческой деятельности. Рациональное природопользование как возможность управления природными экосистемами. Направления охраны природы в процессе ее использования. Учет взаимосвязей в экосистемах при использовании природных ресурсов.

    презентация , добавлен 21.09.2013

    Международное экологическое сотрудничество по охране окружающей среды на современном этапе. Конференции и соглашения по охране природы. Предмет и функции экологического менеджмента. Новый подход к оценке стоимости биотических компонентов экосистем.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2010

    Изучение деятельности ООН в области охраны окружающей среды: международный союз охраны природы и природных ресурсов, европейская экономическая комиссия. Цели и задачи Международного Социально-экологического Союза. Заключение международных договоров.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Антропогенное воздействие на биосферу. Государственная политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Влияние горного производства на природный ландшафт. Рациональное использование водных ресурсов.

    курс лекций , добавлен 22.12.2010

    Определение сущности окружающей среды, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека. Виды природных ресурсов: минеральные, земельные, климатические, водные, биологические. Причины истощения или полного исчезновения ресурсов.

    презентация , добавлен 10.10.2011

    Роль природы в жизни человека и общества. Ошибочные тенденции в природопользовании. Антропогенные факторы изменения природы. Законы экологии Б. Коммонера. Глобальные модели-прогнозы развития природы и общества. Концепция экологического императива.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Проблемы сохранения окружающей среды, включающие технологию рационального природопользования. Реализация принципов экологической безопасности, приоритеты городского развития в данной сфере. Охрана водных ресурсов, атмосферного воздуха, зеленых насаждений.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2012

«В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды»

Статья 18 Конституции СССР

Охрана природных ресурсов -- система мероприятий, обеспечивающая возможность сохранения природой ресурсовоспроизводящих и средовоспроизводящих функций, а также сохранение невозобновимых природных ресурсов.

Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменение биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимания ученых. В первой половине нынешнего столетия эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Стремясь к улучшению условий свой жизни, человек постоянно, наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Это создает угрозу существованию и биосферы, и самого человека. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального использования природных ресурсов, и в благоразумии человека.

Третий закон экологии: "любое производимое нами вещество не должно нарушать ни один природный биогеохимический цикл". Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней.

Рациональное использование природных ресурсов.

Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования.

Проблема использования минеральных ресурсов.

Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд тонн минеральных ресурсов, включая топливные, из которых 90 млрд тонн превращается в отходы. Поэтому ресурсосбережение и снижение уровня загрязнения окружающей среды - две стороны одной медали. Как остановить или замедлить этот процесс истощения ресурсов? Единственная возможность - смоделировать в промышленности биосферный круговорот веществ. Нужно чтобы полезные элементы, содержащиеся в сырье, не попадали на свалки, а многократно использовались.

Рациональное использование водных ресурсов.

Водоотводящие системы и сооружения -- это один из видов инженерного оборудования и благоустройства населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, обеспечивающих необходимый санитарно-гигиенические условия труда, быта и отдыха населения. Системы водоотведения и очистки состоят из комплекса оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для приема и удаления по трубопроводам бытовых производственных и атмосферных сточных вод, а также для их очистки и обезвреживания перед сбросом в водоем или утилизацией.

Количество производственных сточных вод определяется в зависимости от производительности предприятия по укрупненным нормам водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. Норма водопотребления -- это целесообразное количество воды, необходимого для производственного процесса, установленная на основании научно обоснованного расчета или передового опыта. В укрупненную норму водопотребления входят все расходы воды на предприятии. Нормы расхода производственных сточных вод применяют при проектировании вновь строящихся и реконструкции действующих систем водоотведения промышленных предприятий. Укрупненные нормы позволяют дать оценку рациональности использования воды на любом действующем предприятии. Эффективность использования воды на промышленных предприятиях оценивается такими показателями, как количество использованной оборотной воды, коэффициентом ее использования и процентом ее потерь.

Рациональное использование почвенных ресурсов.

Неуправляемое влияние на климат в совокупности с нерациональным ведением сельского хозяйства (внесение избыточного количества удобрений или средств защиты растений, неправильное ведение севооборота) способно привести к значительному снижению плодородия почв, большим колебанием урожайности культур. А ведь уменьшение производства продовольствия даже на 1% может привести к гибели от голода миллионов человек.

Под действием хозяйственной деятельности происходят засоления почв, исчезновение многолетних растений, наступание песков, а в современное время эти процессы ускорились и приняли совсем другие масштабы. За свою историю человек превратил в пустыню не менее 1 млрд гектаров некогда продуктивных земель.

Чрезмерная концентрация животных на незначительных площадях с неустойчивым растительным покровом, возобновление которого затруднено из-за нехватки влаги и бедности почв, приводит к перевыпасу и, как следствие, к разрушению почв и растительности. Поскольку в засушливых районах почвы часто песчаные, то на местах перевыпаса возникают участки с незакрепленными песками, которые развеиваются ветрами.

Опустынивание признано одной из глобальных проблем человечества, решение которой требует объединение усилий всех стран. Поэтому в 1994 году была принята Конвенция ООН по борьбе с опустыниваем.

Рациональное использование лесных ресурсов.

Сейчас все леса занимают лишь треть поверхности суши. Уже первые земледельцы выжигали обширные участки лесов, чтобы расчистить территорию для посевов. С развитием сельского хозяйства промышленности леса стали быстро исчезать.

Сокращение лесных площадей и деградация лесов - обезлесение - стали одной из глобальных экологических проблем. Причиной обезлесения в развивающихся странах остается, в частности, потребность в топливе. Почти 70% населения этих регионов по прежнему для приготовления пищи и обогрева домов и используют дрова и древесный уголь. Из-за уничтожения лесов уже почти 3 млрд человек столкнулись с острой нехваткой древесного топлива. Цены на него растут, и не покупку дров нередко уходит почти 40% семейного бюджета. В свою очередь, высокий спрос на древесное топливо подхлестывает дальнейшую вырубку лесов.

Рациональное использование природных ресурсов необходимо, т.к. леса - "легкие нашей планеты", а значит, если произойдет полная вырубка леса, то резко уменьшится выработка кислорода.

Реутилизация, как одно из важнейших направлений производства по сокращению расходов первичных ресурсов.

Реутилизация, или рециклинг - это повторное или многократное использование ресурсов. В мире наметился ощутимый прогресс в развитии рециклинга. Например, за период 1985-1995 год вторичное использование стекла в мире возросло с 20 до 50%, а металлов - с 33 до 50%, сегодня эти показатели еще выше.

Ресурсосберегающие технологии.

В настоящее время огромное количество металла уходит в стружку. Некоторые машины (экскаваторы, станки, машины, трактора)весят очень много, что затрудняют их утилизацию. Порошковая металлургия - один из важнейших способов экономии металла. Если при металлообработке литья и проката в стружку уходит 60-70% металла, то при изготовлении деталей из пресс-порошков потеря материалов не превышает5-7%. Это не только экономит сырьё, но и энергию, снижает загрязнение атмосферы и воды. Без стружки можно обойтись при использовании точного литья, листовую и объёмную холодную штамповку.

Комплексное использование сырья.

Значительную экономию первичных ресурсов может обеспечить комплексное использование сырья, т.е. получение из него сразу многих полезных веществ.

Повышение эффективности использования продукции.

Одним из важнейших аспектов ресурсосбережения является повышение эффективности использования ресурсоёмкой продукции и продление срока её службы начиная с сх техники, автомобилей и заканчивая одеждой и обувью. Ремонт товара, чем замена его новым, не только экономически выгоден, он создаёт и новые рабочие места особенно в области ремонта бытовой техники, компьютеров, автомобилей. Удвоение срока эксплуатации автомобиля в 2 раза сокращает использование ресурсов, необходимых для его производства.

Информационные технологии как один из путей снижения расхода некоторых ресурсов.

Электроника последних десятилетий ХХ века создала телекоммуникационные сети. В каждой ячейке этих сетей - монитор, телефон, модем, компьютер. Экономится бумага, материалы, энергия, затрачиваемая на полиграфическое производство и доставку печатной продукции. Отпадает необходимость в дальних и длительных командировках/ Использование Интернета экономит материальные ресурсы, время и энергию. Сегодня уже говорят об информационной "постиндустриальной цивилизации". Меняются и сами информационные средства. Они становятся меньше по размерам, даже миниатюрными.

Информационные технологии позволяют снизить энергоёмкость и материалоёмкость соответствующих изделий и меняет коренным образом всю индустриальную сферу. 12.11.04 в Кемерово открыта новая шахта, производительностью 3 млн. т. угля в год с использованием компьютеров и современных технологий.

Международное сотрудничество.

В 1992 г. (3 - 14 июня) в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне глав государств и правительств состоялась Всемирная конференция "Окружающая среда и развитие" UNCED. Была проведена огромная работа, и в результате встречи в Рио были заключены два международных соглашения, приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития. Принципы и правила охраны природы. Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Природу надо использовать и охранять. Основной принцип охраны природы - охрана в процессе ее использования.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья, однако леса имеют водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план. Река не может служить только транспортной магистралью или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать реку как место для стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов. Поэтому использовать реку только в интересах одной отрасли, как э часто бывает, нерационально. Необходимо комплексное ее использование в интересах различных отраслей производства, здравоохранения, туризма с учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем пасов воды.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.

Там, где лесов много и они неосвоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, в центральных промышленно развитых и густо населенных областях России, где лесов мало, лесные ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении. Правило региональности действует и в отношении животного мира. Один и тот же вид промыслового животного в одних районах нуждается в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный его промысел.

Нет ничего более губительного, чем интенсивное расходование ресурса там, где он в недостатке, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке. Согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть от того, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Охрана водоема от загрязнения - это одновременная охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесной растительности нормального гидрологического режима местности - это и предупреждение эрозии почвы. Охрана насекомоядных птиц и рыжих лесных муравьев - это одновременная охрана леса от вредителей.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана лося местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.