Лексика научного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Однако это не означает его стилистической нейтральности. Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях. Приведем примеры терминов: «атрофия», «численные методы алгебры», «диапазон», «зенит», «лазер», «призма», «радиолокация», «симптом», «сфера», «фаза», «низкие температуры», «керметы». Значительная часть терминов является интернациональными словами.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами:

« К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть - инертный газ; порядковый номер его - 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222. »

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: «солнечное сплетение», «прямой угол», «наклонная плоскость», «глухие согласные», «деепричастный оборот», «сложносочиненное предложение», а также различного рода клише: «заключается в …», «представляет собой …», «состоит из …», «применяется для …» и пр.

Понятие научного стиля. Подстили – 2

Лексика научного стиля –3

Синтаксические особенности – 5

Основные типы речи – 6

Методы логической организации – 7

Заключение – 9

Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности

Понятие научного стиля. Подстили.

Одной из сфер человеческой деятельности является научно-профессиональная сфера. Ее обслуживает научный стиль.

Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчер­кивая тем самым сферу его распространения.

Специфические особенности этого стиля обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.

Научный стиль речи подразделяется на подстили:

o собственно научный (его жанры – монография, статья, доклад),

o научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание),

o научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог),

o учебно-научный (жанры – учебник, методическое пособие, лекция),

o научно-популярный (очерк и др.).

Отличительная черта собственно научного стиля - академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

Научно-информативный подстиль должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.

Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

Главная особенность научного стиля - точное и однозначное выражение мыслей.

Лексика научного стиля речи.

Задача науки – показать закономерности. Поэтому его чертами являются: отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, ясность, аргументированность, однозначность выражения мыслей. Задачи общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология.

Терминология воплощает точность научной речи. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятий дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)

К специфическим особенностям термина относятся:

o системность,

o наличие дефиниции (определения),

o однозначность,

o стилистическая нейтральность,

o отсутствие экспрессии,

o простота.

Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.

Терминология делится на 3 группы:

o общенаучную (анализ, тезис, проблема, процесс и др.),

o межнаучную (экономика, стоимость, рабочая сила и др.),

o узкоспециальную (только для определенной области знания).

Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.

В своей основе научная речь – это письменная речь, связанная нормами. Отвлеченно-обобщенный характер научной речи подчеркивается включением большого количества понятий, использованием специальных лексических единиц (обычно, всегда), пассивных конструкций (металлы легко режутся). Широкое применение находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные значения, существительные, обозначающие отвлеченные понятия (скорость, время). Используются конструкции, подчеркивающие соотношение межу частями высказывания: вводные слова (наконец, итак), такие конструкции, как далее отметим, перейдем к следующей части, большое количество предлогов, выражающих различные отношения и действия (благодаря, в связи, вследствие и др.).

Лексический состав научного стиля характеризуется однородностью, отсутствует лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Лексика научного стиля

При обмене научной информацией очень важно передать один, и только один смысл. Поэтому с точки зрения лексики лучше всего подойдут односмысленные слова. Этим же фактором объясняется любовь ученых всего мира к созданию терминов - новых слов, имеющих только один определенный смысл, одинаковый для всех. В учебной литературе, в частности, в учебниках, термины чаще всего получают прямое объяснение. Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Примеры терминов: атрофия, диапазон, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки. Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. Старые же слова языка в таких случаях зачастую подходят плохо, так как они за время своего существования обрастают дополнительными прямыми и переносными смыслами, в случае с научным текстом затрудняющими точное понимание. Эмоциональная загруженность слова в научном стиле воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в данном стиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Языковеды отмечают однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

Морфология научного стиля

Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предмета исследования. Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте.

В целях экономии языковых средств в научном стиле речи используют более краткие вариантные формы, в частности, формы существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета). Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации- утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль и обозначает действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа: приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании большого количества глаголов для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов), так как от них образуются формы настоящего времени, которые, имеют вневременное обобщенное значение. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся, -сь) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается на них самих, а не на производителе действия. В научном стиле изложения часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия. Своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: Я исследовал и пришел к выводу…). Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса. Из форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…, сличите данные…).

Именной характер - типичная черта научного стиля, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явления. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняется целью научного стиля - сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами -ние, -ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных. В научной литературе распространенным является употребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность. Использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного) не характерно для современного русского научного языка, особенно для его научно-технической разновидности. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Поскольку, например, в научных работах по математике результаты научных поисков должны быть изложены так, чтобы их можно было проверить экспериментально, получить воплощение в схемах, авторская стилистическая индивидуальность здесь почти не представлена. В научно-гуманитарной же литературе, предметом которой является общество и духовная деятельность человека, эмоциональные элементы представлены довольно широко. Особенно широко представлены эмоциональные элементы в тех разделах, где содержится научная полемика. Здесь эмоциональный элемент входит в словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевой однородности.

Таким образом, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования - человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой - машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. То же можно сказать и о математической науке. Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). Различают по сфере применения: общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб.); специальные сокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д.); индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания, например, для журнала определенной отрасли (П - плотина, ТС - термоэлектрическая система). В буквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.

Научная лексика

К числу наиболее значимых различительных признаков научного стиля на лексическом уровне относится широкое использование в нем терминов. Терминологическая лексика отражает более высокий уровень познания действительности и обобщения в терминах самых существенных признаков обозначаемых явлений. Следовательно, термин является многосторонней, наиболее четкой и емкой характеристикой предмета или явления. Кроме терминов и терминологических сочетаний, почти в каждой науке широко используются сокращения и аббревиатуры, например, ЭМУ (электронно-моделирующее устройство), Н --водород и так далее, а также отвлеченные слова типа абсолютизм активизация, бытие, видоизменение; глубина (мысли), догматизм, координация, пространство, функционирование и другие. Характерным лексическим признаком научной речи является наличие в ней особых слов и оборотов, способствующих максимальной логизации изложения мыслей. Ими являются, в первую очередь, разнообразные сложные сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова и другие, например: благодаря, ввиду, несмотря на, однако и другие. Как разновидность научной лексики в современном языке активно выделяется и все более обособляется производственно-техническая и профессионально-терминологическая лексика, в которую входят различные наименования: ломоносов речевой книжный лексика

  • а) технических процессов, производственных операций;
  • б) их результатов (по общеязыковой метонимической модели): дегазация, дождевание и так далее. В научной лексике, как правило, не используются слова, имеющие дополнительные эмоционально-экспрессивные оценки. Чрезвычайно редки случаи употребления слов в переносном значении. Если все-таки подобные лексические единицы использованы в научных терминологических системах, то яркая образность, присущая им в общеупотребительном языке, частично утрачивается. Например: благородные металлы; роза ветров, перистые облака и так далее.

Газетно-публицистическая лексика

Газетно-публицистическая лексика также неоднородна. Во-первых, именно в газетно-публицистическом стиле речи наиболее последовательно используются и функционально закрепляются слова, имеющие общественно-политическое значение: авангард, гуманизм, идея, мировоззрение и другие. Слова этой группы широко употребляются как для реализации функции сообщения, так и для реализации функции воздействия. Во-вторых, выделяется значительная группа лексики, характеризующейся особой возвышенностью, например, бессмертие, вдохновение, воинство, негодование, творец, шествие и другие. Эти слова (наряду с отдельными изобразительно-выразительными средствами) активнее используются в пропагандистских публикациях, призванных развивать теоретическое мышление читателей, углублять их научные представления о разнообразных явлениях общественной жизни.

Литературно-художественная лексика

В лексике литературно-художественного стиля употребляются слова из всех книжных и разговорного стилей, а также отдельные элементы из ограниченных по сфере употребления лексико-семантических групп. В произведениях данного стиля чаще, чем в собственно функциональных книжных разновидностях языка, используются слова с дополнительной эмоционально-экспрессивной стилистической окраской. В литературно-художественном стиле даже стилистически нейтральные лексические единицы могут стать особым изобразительно-выразительным средством.


Монография, диссертация, учебник, научная статья –это жанры…стиля

А. разговорно - бытового

В. художественного

С. научного

D. публицистического

Е. официально-делового

Общенаучные слова, термины характерны для…

А. разговорно - бытового стиля

В. художественного стиля

С. научного стиля

D. публицистического

Е. официально-делового стиля

Научный стиль предназначен для обслуживания…

А. научной сферы

С. ораторских выступлений

D. законодательной сферы

Е. все ответы верны

«Термин (лат. Terminus- грамматика, предел) - слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». Этот текст относится к…

А. официально-деловому стилю

В. научному стилю

С. разговорно - бытовому стилю

D. художественному стилю

Е. публицистическому стилю

Укажите слова, относящиеся к научному стилю речи

А. новаторство, зайчонок, орех

В. прикрытие, орех, река

С. морфема, диффузия, гипоним

D. побасенка, песенка, прикрытие

Е. все ответы верны

Укажите ряд слов, относящихся к общенаучной лексике

А. морфема, глобальный, имущественный

В. фонема, оператор, суфлер

С. деяние, атом, нейтрон, нейлон

D. операция, процесс, явление, задача

Е. рецессия, сессия, гетероним

Укажите значение общенаучного термина «деформация».

А. изменение формы

В. наращение формы

С. улучшение формы

D. обретение формы

Е. нет верного ответа

Укажите значение общенаучного слова «алогичный».

А. сверхлогичный

В. очень логичный

С. нелогичный

D. околологичный

Е. все ответы верны

Слово «интеграл» относится к...

А. терминам

В. жаргонизмам

С.диалектизмам

D. устаревшим словам

Е. общеупотребительным словам

Слово «фонема» характерно для...

А. официально – делового стиля

В. публицистического стиля

С. научного стиля

D. художественного стиля

Е. все ответы верны

«Параллелепипед», « куб» - это

А. узкоспециональные термины

В. общенаучные термины

С. общеупотребительные слова

D. возвышенная лексика

Е. бранная лексика

«Система», «структура», «задача» - это

А. узкоспециональные термины

В. общенаучные термины

С. общеупотребительные слова

D. возвышенная лексика

Е. бранная лексика

Определите научную отрасль по следующим терминам: «центральная нервная система», «аппендицит», «трепанация».

А. медицина

В. физика

С. археология

D. геология

Е. нет верного ответа

Определите научную отрасль по следующим терминам: «кальций», «оксид»,

«соляная кислота».

А. алгебра

В. геометрия

С. физика

Е. биология

Определите научную отрасль по следующим терминам: «синтаксис», «подлежащее», «префикс».

А. языкознание

В. литературоведение

С. искусствоведение

D. философия

Е. нет верного ответа

Укажите интернациональный словообразовательный элемент, с помощью которого формируются термины.

А. суб- (субморф)

В. сверх – (сверхсекретный)

С. пере – (передозировка)

D. меж – (межконфессиональный)

Е) не – (нелогичный)

Определите значение приставки анти –.

С. против

Укажите узкоспециальные термины

А. транспорт, диво, капитализация

В. терем, околоточник, зодчий

С. постановка, равенство, новый

D. синус, косинус, тангенс

Е. остроумный, консистенция, квалификация

К какому стилю речи относится учебный подстиль?

А. публицистическому

В. художественному

С. научному

D. разговорно-бытовому

Е. учебный не является подстилем

Для научного стиля характерны (исключите лишнее)

В. общенаучные слова

С. терминологическая лексика

D. узкоспециальные термины

Е. сниженная лексика

Задача, явление, процесс - это

А. общеупотребительная лексика

В.общенаучные слова

С. терминологическая лексика

D. просторечная лексика

Е. сниженная лексика

Фонема, лексема, фонология,сигнификативный - это

А. общеупотребительная лексика

В. общенаучные слова

С. термины

D. просторечная лексика

Е. разговорные слова

Для научного стиля не характерна...

А. точность

В. логичность

С. обобщенность

D. отвлеченность

Е. эмоциональность

Для научного стиля не характерно употребление слов:

А. задача, решение

В. предназначен, указанное

С. реализация, дифференциация

D. синус, косинус

Е. штукенция, бедненький.

Реферат – это…

A.краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением;

B. тезисы, аннотация, рецензия;

C. библиография;

D. критический отзыв на содержание статьи;

E. анализ и обобщение по материалам первоисточника;

Виды рефератов по содержанию:

A.индуктивный и дедуктивный;

B. индикативный и информативный;

C.логический и интуитивный;

D.реферат – резюме и реферат – аннотация;

E. компилятивный и обзорный

Структурная организация информативного реферата:

A. вступление, завязка, кульминация, развязка;

B. пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог;

C. вступительная часть, собственно- реферативная, заключительная;

D. вступление, основная часть, заключение;

E. тезисы, аннотация, рецензия.

Индикативный реферат (синонимичное понятие)

A. тезисы, аннотация, рецензия.

B. конспективный реферат

C. реферат - обзор

D.реферат-резюме или указательный реферат;

E. библиография

Индикативный реферат содержит …

A. критический отзыв на содержание статьи

B. краткое описание содержания и структуры работы

C. анализ и обобщение по материалам первоисточника

D. конспект статьи

E.основные положения реферируемого источника

B. давать характеристику основных положений статьи

A. давать характеристику основных положений статьи

C. критически оценивать положения, выдвигаемые автором статьи

E. делать анализ и обобщение по материалам первоисточника

B. указывать тему и проблему реферируемой статьи

C.давать описание основного содержания реферируемой статьи

E. делать анализ и обобщение по материалам первоисточника

B. указывать тему и проблему реферируемой статьи

E. делать анализ и обобщение по материалам первоисточника

Рецензия – это…

A. критическая оценка художественного сочинения, кинофильма, научной работы

B. тезисы, аннотация, реферат

C. конспект первоисточника

E. аннотирование источника

Отзыв – это…

A. краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением

B. небольшое критическое произведение, кратко описывающее книгу, фильм, картину

C. тезисы, аннотация, рецензия

D. краткая характеристика основного содержания книги

E. аннотирование источника

В заключительной части рецензии используются конструкции…(исключите лишнее)

C. Итак, основные положения статьи сводятся к следующему…

A. основной части рецензии

B. во вводной части рецензии

C. в заключительной части

D. в любой части рецензии

E. варианты А,В

Исключите лишнее

D. конспект

E. реферат

Краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением – это…

D. конспект

E. реферат

Критическая оценка научного сочинения, спектакля

A. рецензия

D. конспект

E. реферат

Основные положения реферируемого источника содержатся в…

A. конспекте

B. информативном реферате

C. индикативном реферате

Информативный реферат – это..

A.критическая оценка научного сочинения, спектакля, кинофильма

B. конспект первоисточника

C. развернутый анализ преимуществ и недостатков статьи

D. реферат, который содержит информацию из реферируемого источника в сжатом виде

E. краткое изложение содержания книги, статьи, а также доклад с таким же изложением

При написании рецензии следует ответить на следующие вопросы (исключите лишнее):

A. Какова основная тема статьи?

E. О чем данная статья?

При рецензировании придерживаются следующего плана (исключите лишнее):

B. Краткое изложение вопросов, поднимаемых автором

C. Оценка по шкале «хорошо» - «плохо» содержания статьи

D. Положительные моменты исследования

A. основной

B. вводной

C. варианты А,В

D. заключительной

E. в любой

Спорные моменты исследования (факты, положения, вызывающие сомнения) рассматриваются рецензентом в …части рецензии.

B. вводной

C. варианты А,В

D. заключительной

E. основной

Положительные моменты исследования (актуальность, новизна, проблематичность, оригинальность подхода к решению проблемы) содержатся в … части рецензии

A. основной

B. вводной

C. варианты А,В

D. заключительной

Во вводной части рецензии (отзыва) указываются…(исключите лишнее)

B. выводы и оценки рецензента

C.год издания

D.количество страниц источника

E. название работы

Во вводной части рецензии (отзыва) указываются…

A. положительные моменты исследования

C. выводы и оценки рецензента

D. спорные моменты исследования

E. краткое изложение вопросов, поднимаемых автором в статье

Рецензия и отзыв отличаются от других жанров научной речи…

A. объемом текста

B. стилистически

C. наличием развернутых описаний

D. наличием оценки первоисточника

E. диалоговой формой речи

Термины «рецензия» и «отзыв» по смысловым отношениям являются…

A. синонимичными понятиями

B. антонимами

C. не совпадают в оценочности и стилистической окрашенности

D. являются омонимичными словами

E. противоположными друг другу

«Краткая характеристика книги, статья в виде перечня главнейших вопросов, включающая в свой состав данные об авторе, название текста, выходные данные, краткое содержание, указание адресата».

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

Укажите виды аннотации по целевому назначению

B.Общие и специализированные

C.Подробные и сжатые

D.Устные и письменные

E. Простые и сложные

Укажите виды аннотации по полноте охвата содержания документа и читательскому назначению

B.Общие и специализированные

C.Подробные и сжатые

D.Устные и письменные

E. Простые и сложные

A. Иллюстративный материал

D. Библиография

Назовите обязательную часть аннотации

A. Иллюстративный материал

B. Композиция первичного текста

C. Адресат первичного текста

D. Библиография

A. Иллюстративный материал

C. Адресат первичного текста

D. Библиография

Назовите факультативную часть аннотации

A. Композиция первичного текста

C. Адресат первичного текста

D. Библиография

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА…, В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ, ЦЕЛЬ СТАТЬИ – ПОКАЗАТЬ…

A. Характеристика работы

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. В библиографии

В какой части аннотации используются следующие языковые обороты:

КНИГА СОСТОИТ ИЗ … ЧАСТЕЙ, СТАТЬЯ ДЕЛИТСЯ …ЧАСТИ, В КНИГЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ …ГЛАВЫ

A. Характеристика работы

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. В библиографии

В какой части аннотации используются следующие языковые обороты:

A. Характеристика работы

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. В Библиографии

Укажите жанр данного вторичного текста:

Успенский В.A., Семенов А.Л., Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения. – М., 2013.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

УСПЕНСКИЙ В.A., СЕМЕНОВ А.Л., ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ: ОСНОВНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ. – М., 1987.

В книге дается обзор важнейших достижений теории алгоритмов за последние полвека. Излагаются в систематизированном виде основные открытия, связанные с понятием алгоритма.

Адресована специалистам по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.

A. Выходные данные книги

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. Реферат

Какая часть аннотации выделена особым шрифтом

Успенский В.A., Семенов А.Л., Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения. – М., 1987.

В КНИГЕ ДАЕТСЯ ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА. ИЗЛАГАЮТСЯ В СИСТЕМАТИЗИРОВАННОМ ВИДЕ ОСНОВНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОНЯТИЕМ АЛГОРИТМА.

Адресована специалистам по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.

A. Характеристика текста

B. Композиция работы

C.Назначение текста

D. Библиография

Укажите вторичный текст

A.реферат

C.повесть

D.рассказ

E.автобиография

Жанры-это…

A.модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу

B.второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета

C.главный член предложения, который обозначает действие предмета

D.главный член предложения, который обозначает предмет

E. самостоятельные и служебные части речи

Лекция, статья, монография - жанры …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Конспект, учебник, диссертация – жанры … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Курсовая и дипломная работы, аннотация, реферат, библиографический обзор - жанры … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи - это …

Научный труд, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса

A.рецензия

B. монография

C.аннотация

A.стихотворение

B.аннотация

C.научная статья

D.рецензия

В … дается изложение содержания книги, статьи, используются оценочные элементы и указывается адресат, т.е. кому адресуется это произведение.

A.аннотации

B.реферате

C.рецензии

Критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение о чем-нибудь, оценка чего-нибудь.

A.аннотация

D.репортаж

Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, картине, спектакле, фильме, научном труде и т.д.

A.аннотация

B.рецензия

В каком стиле должен быть выполнен реферат?

A.разговорном

B.научном

C.художественном

D.публицистическом

E.официально-деловом

В каком стиле должна быть выполнена аннотация?

A.художественном

B.научном

C.разговорном

D.официально-деловом

E.публицистическом

Лекция-жанр …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Конспект – жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Курсовая работа- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Рецензия- -жанр …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Учебник – жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Аннотация- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Монография-жанр …стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Диссертация – жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Дипломная работа- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Библиографический обзор- жанр … стиля.

A.художественного

B.разговорного

C.научного

D.публицистического

E.официально-делового

Если предложения взяты из текста, то план называется

А. цитатным

B. назывным

C.вопросным

D.простым

E.сложным

Тезисы- это

А. кратко сформулированные основные положения текста

B. косвенная речь

C.прямая речь

D. диалогическое единство

E.монологическая речь

Определите жанр научного стиля по описанию:

Краткое изложение, существенная запись без смысловых потерь.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

Какой из вторичных текстов включает в себя следующие этапы работы:

1) отбор из предлагаемой информации самой существенной

2) перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением

3) запись сокращенного текста.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

В каком из вторичных текстов используется сжатие текста, сокращение, использование сокращений, авторских помет.

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

Перед написанием текста составляется план. Далее, по мере необходимости, на отдельные пункты плана «наращивается» текст – цитаты или свободно изложенный текст

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

Укажите вид конспекта по описанию:

Конспект, представляющий монтаж цитат из первичного текста.

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

Укажите вид конспекта по описанию:

Конспект, являющийся кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам.

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

Укажите вид конспекта по описанию:

Конспект, представляющий собой свободное изложение темы, включающий и цитаты, и собственные формулировки.

A.Плановый

B.Текстуальный

C.Тематический

D.Свободный

В каком из вторичных текстов используются сокращение и авторские пометы?

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

В каком жанре вторичного текста возможно данное в отрывке оформление:

Атом имеет сложн. строение. Атом – сложн. частица элемента, в которой имеются протоны, нейтроны и электроны. Протоны и электроны - это элементарные частицы

A. Рецензия

B.Аннотация

D. Конспект

E. Реферат

В библиографии в заголовок описания входят…

A. место издания, наименование издания, издательство

B.фактическое количество страниц

D.сведения об отличии данного издания от других изданий

E. выходные данные

В библиографии запись производится в следующей последовательности (расположите элементы по номерам): 1- фамилия и инициалы автора, 2 – общее количество страниц, 3-год и место издания, 4- точное название книги.

В каком порядке выстраивается библиография в работе (реферате, докладе, статье)?

A. алфавитном

B. варианты А,С

C. по мере упоминания в тексте

D.по месту издания

E. по году издания