Басня это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца; это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинь аллегория невежества; осел глупости; кот; хитрости; Петух, кукушка бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,
Лисица стала и жирней,
Но все не сделалась честней…
…Выбрав ночку потемней,
У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой тупостью в пословицу вошел,
И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» это Наполеон. Можно сказать, что Волк это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописц не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?

После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Задачи:

    Изучить историю происхождения басен.

    Познакомиться с баснями И. А. Крылова.

    Провести сравнительный анализ басен.

Объект исследования - басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно - исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие - с ленью, скромность - с хвастовством, талант - с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно - исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев - 10, Осел, Собака, Овцы - 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея - 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» - всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» - неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» - глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» - жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте - хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта - хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

В басне «Лисица и Сурок» - желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» - рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? - Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» - умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд - то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» - умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По - своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека - Собаке , которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака - это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» - клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» - «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, -

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» - это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» - умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» - умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! -

С насмешкой отвечал Жужу, -

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» - желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», -

«Конечно, - Лошадь отвечала, -

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел , ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих , а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок» , где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца» , в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея , наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм - медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях» , герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Используемая литература.

    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. - М.: «Московский рабочий», 2015.

    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. - М.: «Kнигa», 2014.

    ru.wikipedia.org›wiki/

    Степанов Н. Л. Басни Крылова. - М.: «Художественная литература», 2011.

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

Шляпникова Эльвира 6 класс

Исследовательская работа по творчеству И.А.Крылова. Почему одни образы животных встречаются часто, а другие - нет? Какие качества человека отражаются в них? Почему И.А.Крылов использует их в своих Баснях?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с.Преображенка

Пугачевского района

Саратовской области»

Исследовательский проект

Частотность образов животных

В баснях И.А.Крылова.

Выполнила учащаяся 6 класса

Шляпникова Эльвира.

Руководитель

учитель русского языка и литературы

Куркутова Е.А.

2012 – 2013 уч.г.

  1. Введение. Стр. 3
  2. Основная часть. Стр.3 – 8
  3. Заключение. Стр.9
  4. Список литературы. Стр.10

Введение.

Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не.забудут этой были.
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. П. Вяземский

На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории. Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовалась таким вопросом: какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типическими? Целью моего исследовательского проекта был анализ известных басен И.А.Крылова с данной позиции. Основополагающий вопрос звучал так: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова? После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришла к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря - это "краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл". В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. И.А. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца - это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья - аллегория невежества; Осел - глупости; Кот - хитрости; Петух, Кукушка - бездарности и т. д. В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов - последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова - это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитала 118 басен и посчитала, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овца – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

«Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

«Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.

И серый рыцарь мой,

Обласкан по уши кумой,

Пошел без ужина домой.

В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

… на мысли Волку вспало,

Что Лев, конечно не силен,

Коль так смирен:

И лапу протянул к ягненку также он.

Ан вышло с Волком худо:

Он сам ко Льву попал на блюдо.

Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Ее характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

Чтоб этому была причастна я греху?»

В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

«Послушайте меня: докажем, что в лесах

Есть добрые сердца и что…» При сих словах

Малютки бедные все трое…

Попадали к Лисе, на низ.

Что ж кумушка? – Тотчас их съела

И поученья не допела.

В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

На взгляд – то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

«Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

Но иногда, как в басне «Лиса» – промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры.

Щепотки волосков Лиса не пожалей –

Остался б хвост у ней.

Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика: «Мирская сходка», «Щука», «Пестрые овцы», но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду, готового на лесть и подобострастие.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица». В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, лягнуть, как в басне «Лисица и Осел»:

«Пропал к нему весь прежний страх,

И поплатился он старинными долгами!

Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

По – своему:

Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

Где делся и совет и лад?

С Пиладом мой Орест грызутся, –

Лишь только клочья вверх летят.

В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…»

В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

«Чем служишь? Вот прекрасно! –

С насмешкой отвечал Жужу, –

На задних лапках я хожу».

В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

«И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

А ночью дом я стерегу», –

«Конечно, – Лошадь отвечала, –

Твоя правдива речь:

Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, безаппеляционность суждений, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице(исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?»). Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях(Обезьяна, Кот, Медведь, Змея), наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга(услуг , повлёкшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана). В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при нужде дорога,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:

«Что изо всех зверей мне только одному

Никто не сделает упрека,

Чтоб мертвого я тронул человека».

На что получает ответ:

«Так лучше бы ты мертвых ел

И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела(в четырех баснях), Щука, Кукушка(в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь(в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я пришла к выводу, что образы зверей у Крылова - не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев - это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь - придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы - «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Частотность образов животных в баснях И.А.Крылова выполнила ученица 6 класса МОУ «СОШ с.Преображенка» шляпникова Эльвира руководитель куркутова Е.а. Исследовательский проект

Основополагающий вопрос: какова частотность образов животных в баснях И.А.Крылова?

Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера эзоп лафонтен лессинг

Какие же животные встречаются чаще всего? Волк – 14 басен Лиса – 12 басен Лев – 10 басен Осел, Собака, Овца – 7 басен Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 басен

волк тиранство, беззаконие озлобление, бессилие, лукавство. неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности. глупость, невезение жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда

Лисица хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно умение скрыть свое бессилие за оскорблением других умение иронизировать промашка, надежда на авось, желание ничем не поступиться даже ради спасения собственной шкуры

лев властитель тиран судья

собака пустобрехи приспособление к ситуации желание быть значительнее

осел глупость безаппеляционность суждений хвастовство высокое самомнение

медведь простодушие, доходящее до глупости дружелюбие желание помочь

ВЫВОД: баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют образы животных передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………………4

2. ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА……5

2. 1 Особенности языка басен Крылова…………………………………………5

2.2 Образы домашних животных в баснях И. А. Крылова……………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…12

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….13

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня басни не так популярны, как сказки, детские стишки, частушки. На наш взгляд, басни незаслуженно отошли на второй план, так как воспитательное значение их огромно.

Тема нашего проекта : «Образы домашних животных в баснях

И. А. Крылова».

Цель проекта: раскрыть аллегорическое значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова.

Задачи:

    Изучить имеющуюся по теме проекта литературу.

    Проанализировать басни И. А. Крылова.

    Выявить значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова.

    Освоить приемы литературного анализа басни.

    Подготовить сценарий к ученическому спектаклю «Басни Крылова».

Объект: басни И. А. Крылова.

Предмет: образы домашних животных в баснях И. А. Крылова.

Гипотеза: если мы прочитаем басни Крылова, проанализируем их, то сможем определить совпадают ли наши ассоциации, связанные с образами домашних животных, с их аллегорической ролью в баснях И. А. Крылова.

Практический выход: оформление проекта и постановка ученического спектакля «Басни Ивана Андреевича Крылова».

1. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

Басня – это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Повествовательной частью басня сближается со сказками (особенно о животных), моралистической частью – с пословицами.

Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи – животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных

имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками и недостатками. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Ещё

в шестом веке до н. э. в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его

советам, выраженным в иносказательной форме.

Из Греции басенный жанр распространился на Восток - в Индию, Сирию и Арабские страны. А затем - на Запад - в Римскую Империю, где творил гениальный Фёдр, в Византию, позже во Францию, на родину

великого баснописца Ж. Лафонтена. С помощью басни человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.

Басня - это аллегорический рассказ.

Аллегория - это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла). В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевлённые предметы (топор, бочка, пирог,) изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягнёнок - беззащитный.

Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или в конце текста. Мораль басни сформулирована не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеётся над ними.

2. ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА

2. 1 Особенности языка басен Крылова

Мы прочитали 143 басни. Из них выбрали те, которые подходят теме нашего проекта – это 18 басен Ивана Андреевича Крылова: «Осел», «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел и Мужик», «Кот и Повар», «Щука и Кот», «Волк и Кот», «Ягненок», «Ворона и Курица», «Волк и Ягненок», «Петух и жемчужное зерно», «Кукушка и Петух», «Орел и Куры», «Гуси»,

«Две собаки», «Собачья дружба», «Слон и Моська», «Прохожие и Собаки».

Анализируя образы домашних животных, нельзя не отметить особенности языка И. А. Крылова. Конкретность языка, точность описаний Крылов передает через действия. Умение рисовать действие особенно пригодилось Крылову для изображения речи героев. Речь – тоже действие. Его герои говорят самым естественным, самым живым языком. Они действуют с помощью речи («Две собаки», «Кукушка и Петух» и т. д)

Проанализировав басни, мы обратили внимание, что диалогическая форма басни, в которой участвуют два персонажа, наиболее часты у Крылова. Крылов широко варьирует виды диалога:

    Одно лицо говорит, а одно действует («Кот и Повар»).

    Два – три говорящих героя («Кукушка и Петух», «Две собаки» и т. д. )

целой группы персонажей. В басне «Гуси» - это стадо гусей, которые обращаются к прохожему с жалобой на мужика: «Но Гуси иначе об этом толковали…», «Вот как на Мужика пеняли».

2. 2 Образы домашних животных в баснях И. А. Крылова

Мы выбрали для анализа образы осла, кота, ягнёнка, петуха, курицы, гусей, собаки.

П. Кропоткин отмечал: «...Каждый зверь в них (баснях Крылова) носит

свой определенный характер и изображен с удивительной верностью природе».

Прежде чем начинать работу над проектом, мы провели опрос учащихся 5 – 11 классов, чтобы выявить их ассоциативные представления, связанные с образами этих домашних животных.

Мы опросили 38 человек. Результаты опроса оформлены в следующей таблице:

животное

осел

кот

ягненок

петух

курица

гуси

собака

качества

Упрямый

28

Красивый

28

Беззащитный

15

Крикун

18

Несет яйца

21

Драчуны

15

Друг

11

Глупый

18

Ласковый

10

Маленький

11

Злой

13

Пугливая

3

Важные

11

Злая

11

Трудолюбивый

4

Добрый

6

Красивый

8

Задира

12

Добрая

3

Злые

9

Сторож

10

Противный

4

Хитрый

6

Шустрый

6

Красивый

11

Хорошая мать

3

Гадкие

6

Верная

12

Хитрый

3

Умный

5

Добрый

6

Сильный

4

Умная

11

Какими же качествами наделил этих животных Иван Андреевич Крылов?

Образ Осла служит для обозначения не просто глупца, а знатного, но глупого карьериста «Осел»:

В породе и в чинах высокость хороша;

Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Или в басне «Парнас»

Мне хочется, невеждам не во гнев,

Весьма старинное напомнить мненье:

Что если голова пуста,

То голове ума не придадут места.

Осел самоуверен, берется за дело, в котором ничего не понимает, как в баснях «Осел и Соловей», «Осел и Мужик». Не имея слуха (об этом Крылов говорит и в басне «Парнас» ), он берется оценить пение Соловья. Чем же заканчивается его «суд»?

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

«Изрядно, - говорит, сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом:

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немного поучился»

Крылов восклицает в конце басни:

Избави бог и нас от этаких судей!

А в басне «Осел и Мужик» Осел берется стеречь огород от птиц. В результате огород был вытоптан, и Мужик остался без урожая. Однако автор высмеивает не только Осла, ни и осуждает и Мужика:

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;

Он точно виноват (с тем сделан и расчет),

Но, кажется, неправ и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

Образ Кота в баснях неоднозначен: в одних он наделён хитростью, наглостью, а в других – умом, рассудительностью.

В басне «Кот и Повар» Кот нагло съедает пирог, жаркое, ничуть не смущаясь Повара. Что же делает Повар, видя такую наглость? Он просто стыдит Кота, не наказав за бесцеремонность. Автор восклицает:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по- пустому,

Где нужно власть употребить.

Однако в басне «Волк и Кот» автор изображает Кота умным и справедливым: он пытается помочь Волку, но когда узнает о его злодеяниях, осуждает его:

…сам себя вини:

Что ты посеял – то и жни.

В басне «Щука и Кот» Кот пытается предупредить самонадеянную щуку об опасности ее идеи поменяться «ремеслом»

«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

Стал Щуке Васька говорить. –

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говориться,

Что дело мастера боится».

И в морали к басне Крылов подчеркивает

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдёт на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело всё погубит,

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

То есть Кот здесь «честный и знающий»

Ягнёнок в баснях Крылова глупый

Ягненок сдуру,

Надевши волчью шкуру,

Пошел по саду в ней гулять. («Ягненок» )

Финал басни печален – Ягненка чуть не разорвали сторожевые псы.

беззащитный

У сильного всегда бессильный виноват:

(«Волк и Ягнёнок» )

Очень интересно изображены домашние птицы. Петух и Куры в баснях - неразборчивые, любят похвалу, малообразованные.

Когда таланты судишь ты,-

Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,

Умей различны их постигнуть высоты.

(«Орёл и куры» )

Интересно, что образ Петуха схож с образом осла:

Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк

(«Петух и жемчужное зерно» )

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

(«Кукушка и Петух» )

В басне «Гуси» в образе гусей Крылов изобразил неприглядную картину общества, в которой привилегии дворян, по мнению автора, были необоснованными. Несправедливость привилегий дворянства Крылов подчеркивает их важность, сравнивает с притязаниями на знатность Гусей, чьи предки «Рим спасли». От себя автор добавляет:

Оставьте предков вы в покое:

Им поделом была и честь;

А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Мы все привыкли к выражению: «Собака – друг человека». Но Иван Андреевич воплощает в образе Собаки другие качества: подобострастие перед господином («Две собаки»), желание прославиться («Слон и Моська» ). Автор с горечью рисует дерущихся из – за кости двух Собак («Собачья дружба» ), которые уверяли друг друга в вечной дружбе, пока хозяин не бросил им лакомую косточку.

Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя мол вить, не греша,

что в дружбе все они едва ль не одинаки:

послушать, кажется, одна у них душа,-

А только кинь им кость, так что твои собаки!

Интересно, что Крылов наделяет Собаку таким качеством, как зависть

Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогую ступай:

Полают, да отстанут.

(«Прохожие и собаки» )

Таким образом мы видим, что образы животных в баснях Крылова – это не просто точное описание внешнего вида животного, а аллегорическое изображение, которое ассоциируется с человеком, его достоинствами и недостатками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом мы проанализировали басни, «рисующие» домашних животных (осла, кота, ягнёнка, петуха, курицы, гусей, собаки), и попытались сопоставить ассоциативные

представления школьников гимназии «Торжан» об этих животных и аллегорические представления И. А. Крылова.

Совпали представления об осле, коте, ягненке, гусях

Не совпали – о петухе, курах, собаке.

Выявив аллегорическое значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова, мы можем отметить, что необычность образов Собаки, Петуха, Курах связана прежде всего, на наш взгляд, влиянием на наши представления о них народных сказок. В них Собака – преданная, Петух – сильный, защитник обиженных, Куры – заботливые домоседки. Все это подтверждает лишь тот печальный факт, что жанр басен незаслуженно отошел на второй план, и школьники предпочитают читать сказки. А зря.

Басни учат видеть не только смешное, но и несправедливость окружающего мира, задумываться о последствиях своих поступков.

Стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь – «крылатыми словами» из басен мы доказываем, обосновываем свое мнение, опровергаем чужое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Крылов И. А. Басни/ Сост., авт. предисловий и коммент. А. В. Десницкий. – М.: Просвещение, 1985.

    Крылов И. А. Басни. Рис. к басням А. Лаптева. – М.: Детская литература, 1975.

    Крылов И. А. Проблемы творчества / под ред. Сермана И. З. – Ленинград: Наука, 1975.

    Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под. ред.

Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1990.

    Степанов Н. А. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. – М.: Худ. литература, 1949.

    Степанов Н. А. Мастерство Крылова – баснописца. – М.: Советский писатель, 1958

    Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост.

М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.

    Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост.

В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.

ГЛОССАРИЙ

    Аллегория - это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла).

    Басня - это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом.

    Образ – в художественной литературе: тип, характер.

    Парнас – гора в Греции, по античной мифологии – место обитания девяти муз-богинь, покровительниц искусств и наук.

Приложение 1

Иван Андреевич КРЫЛОВ

(1769 – 1844)

Приложение 2

Биография Ивана Андреевича Крылова

Ванюше было пять лет, когда отец решил уйти в отставку и переехать в Тверь, где жила у него старуха мать.

Приехав в Тверь, Андрей Прохорович поступил на службу в магистрат - городское управление. Постепенно Крыловы обжились, устроились, зажили тихо, уединённо. Жалование Андрей Прохорович получал небольшое, взяток никогда в жизни не брал – был он честный, прямой и простой человек. В его паспорте значилось, что он дворянин, он был дворянин «ненастоящий» - так в то время называли людей, которые делались дворянами по своему чину и не имели ни поместий, ни крепостных крестьян.

Вместе с разным домашним имуществом привезли в Тверь и простой походный сундучок, в котором хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность – книги. Их собирал он много лет, тратил на них последние гроши и все свободное время проводил за чтением. Очень рано начал он учить сына грамоте. Но учитель он был плохой, и нелегко давалась грамота маленькому Ванюше, хоть и был он бойкий и умный мальчик. Вместе с сыном училась мать – она была неграмотная.

Скоро родился у Крыловых второй сын, Левушка, а старшего, Ваню, как только исполнилось ему восемь лет, записали на службу. В то время дворянских детей записывали на службу часто с самого рождения.

Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему, и его постоянно ставили в пример другим детям. Особенно усердно занимался он итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить.

Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень понравилось, но этот первый его опыт оказался неудачным.

Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него не осталось – ни денег, ни крепостных, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу. Бралась за всё, чтобы только не отрывать сына от учения. Работала она с утра до ночи, оставляя своего младшего сына Лёвушку на попечение старшего брата, и всё-таки денег не хватало. Пришлось Ванюше поступить на службу в тверской губернский суд. Ему было одиннадцать лет, и он был в чине подканцеляриста. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник-повытчик – не раз бил его. Он уже перечитал всё, что было в отцовском сундучке: и арабские сказки, и произведение русских писателей - Ломоносова, басни Хемницера, Дмитриева, стихи Сумарокова. Умный, наблюдательный от природы мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали, о чём говорили его сослуживцы, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а бедняк оказывался виноватым. В магистрате Крылов прослужил три года. Зимой 1782 года Крылов с матерью и братом переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. Первое время ему не платили жалованья - он только приучался к делу, а потом назначили около девяноста рублей в год. Жить было ещё труднее, чем в Твери, но Крылов нашёл в Петербурге то, о чём мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался.

Мать умерла. Из жизни Крылова ушёл лучший друг, «первая радость, первое счастье моей жизни», как он говорил. С братом Крылов виделся очень редко - он служил офицером и скитался с полком по России.

Для Крылова начались годы странствий; он жил в Москве, в Нижнем Новгороде, в Тамбове, в Саратовской губернии, на Украине, жил в городах, в помещичьих усадьбах. Узнал много новых мест, новых людей, увидел, как и чем живут все эти люди вдали от столицы.

Но всё чаще думал Крылов о том, что басни - это действительно его «род». Как много правды о жизни, о людях можно сказать в таком стихотворном рассказе, как басня! И гораздо легче обмануть цензуру, если действующие лица этой басни - звери, птицы, деревья, вещи, вся природа! И в журналах одна за другой стали появляться его басни: «Ворона и Лисица», «Лягушка и Вол», «Волк и Ягнёнок»…

Через несколько лет, в 1809 году, вышла и первые книга басен Крылова. В ней было двадцать три басни. «Можно забыть, что читаешь стихи, - так рассказ лёгок, прост и свободен, и между тем какая поэзия!»- писал Василий Андреевич Жуковский, прочитав книгу.

Крылову в это время было сорок лет. Он как бы снова вошёл в литературу, на этот раз избрав свой, особый путь. С этого пути он не сворачивал уже до конца своей жизни. На протяжении почти тридцати лет своей деятельности баснописца Иван Андреевич Крылов написал до двухсот басен.

АННОТАЦИЯ

Казак Оксана Николаевна г.Назарово, МОУ СОШ №3, 5А класс

«Образ Волка в баснях И.А.Крылова»

руководитель: Кабашева Оксана Леонидовна, учитель русского языка и литературы.

Цель научной работы: показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней.

Методы проведенных исследований: изучение, анализ, обобщение

Основные результаты научного исследования (научные, практические): проведено сравнение нескольких басен, на основе которого выявлены разные характеры и образы аллегорического персонажа – Волка.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность (слайд№2 ). Еще в Древней Греции жанр басни прославил остроумный Эзоп. В России в 18 веке басня стала одним из самых любимых жанров в литературе. Крылатые выражения из басен расходились в народе. Мораль басни всегда ненавязчиво поучала, передавала мудрость от старших поколений младшим. Прославленным баснописцем стал Иван Андреевич Крылов. Из большинства детских сказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память и возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками. Часто люди могут сказать, что Крылов писал совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсем не понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крылова читать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок. В наши дни нередко басни используют сатирики для высмеивания каких-либо пороков в обществе, своих политических соперников.

Цель работы (слайд №3) – показать, как в разных баснях через образы волка Крылов изображал представителей различных социальных уровней: царей, вельмож, чиновников и т.д., какие человеческие пороки, высмеянные в образе волка, сохранились до наших дней.

Гипотеза(слайд №4). Волк в баснях Крылова - олицетворение жадности, глупости, несправедливости и других пороков людей.

Задачи(слайд№5):

    проанализировать выбранные басни,

    обобщить аллегорические образы, сделать выводы,

Методы (слайд №6): изучение, анализ, обобщение.

Объект изучения – басни И.А.Крылова.

Предмет изучения – образ Волка в баснях Крылова.

Глава I. АЛЛЕГОРИЯ КАК СРЕДСТВО

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В БАСНЕ

Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятся различные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютно разных жизненных ситуациях, и, обращаясь к ним, мы не перестаем удивляться таланту Крылова.

Что же такое басня? Согласно толковому словарю, это "краткий, в основном стихотворный, нравоучительный текст", то есть сказка, содержащая в себе поучение, имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности, основанным на таких моральных идеалах, как добро, отзывчивость, долг, справедливость и другие. Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметы или растения, которые наделяются различными человеческими качествами.

Как троп , аллегория используется в стихах , притчах , баснях. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах и обретают переносное значение.

Глава II. ОБРАЗ ВОЛКА В БАСНЯХ КРЫЛОВА

    «Волк и Ягненок»

2. «Волк на псарне»

3. «Волк и журавль»

4. «Волк и овцы»

5. «Волк и лисица»

Выберем для анализа несколько наиболее известных басен.

1.Басня Крылова «Волк и Ягненок»(слайд №9), на первый взгляд, представляет собой достаточно традиционное толкование известного сюжета. В басне два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого. Если вспомнить сюжет произведения, то уже в его элементах можно увидеть отчетливо выраженное авторское начало: "голодный Волк" рыщет возле ручья, рассчитывая каким-то образом утолить свой голод, и в это время к тому же самому ручью приходит Ягненок, который хочет напиться... "Голодный" хищник просто не может отказаться от появившейся пищи! Не идти же, в самом деле, ему искать еще какую-нибудь "еду", если она уже появилась? Самое страшное в его поведении, по мнению Крылова, не это. Автор, вероятно, не нашел бы, за что ему следовало бы осудить Волка, если бы хищник сразу же съел несчастного Ягненка? Тогда, собственно говоря, и басни бы не было. Для показа же не просто силы, а силы безнравственной, лицемерной и этим особенно страшной в моральном плане, Крылов изображает Волка, который настойчиво стремится оправдать свое отношение к беззащитному Ягненку какими-то, если и не моральными, то хотя бы "законными" основаниями. Именно с помощью использования эпитета "законный" и раскрывается нравственно-эстетическая позиция Крылова. Само значение этого слова, сама "законность" подразумевает, что Волк хочет с помощью высоких мотивов оправдать свое поведение в глазах... того же самого Ягненка. Ведь никто и никогда не узнает, что же именно произошло между Волком и Ягненком, никому и дела не будет до того, что Волк съел последнего - еще одна жертва свирепого хищника... А если бы кто и узнал, разве кто-либо из той среды, в которой живут герои басни, посмел бы осудить.

Персонаж Волка:

- Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением.

Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности.

Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом.

Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство.

Мораль басни «Волк и Ягненок»

«У сильного всегда бессильный виноват»… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что, мол, кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне «Волк и Ягненок» описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости.

    В басне "Волк на псарне"(слайд №10) уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образом волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал "на псарню" вместо "овчарни"...

Мораль басни «Волк на псарне»

Басня Крылова «Волк на псарне» – патриотическое произведение о значительных исторических событиях 1812 года. Ловчий – Кутузов, Волк – Наполеон, но даже подробное знание и понимание истории со сравнением поведений этих личностей не покрывают полностью глубокую мораль басни «Волк на псарне».

В басне Крылова много внимания уделено передаче живописности всех картин и настроений участников. Тревога на псарне взбудораживает использованием ярких и образных выражений: “псы рвутся на драку”… Причем особенно четко описана опасная хитрость волка и изворотливость: “ Я пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”. Поведение волка лицемерно, скрывая свою злую сущность, он пытается льстить.

Крылов очень легко передает ум Ловчего, показывая, что тот даже не дослушивает волка, ведь и так понятно его лицемерие в попытке спасти свою шкуру. Сопоставляя волка и пса, автор отдает предпочтение второму, слова которого становятся началом появляющейся морали: “Ты сер, а я, приятель, сед”.

Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

    В басне ” Волк и журавль “ два главных героя. Волк в этой басне хитрый и коварный. А журавль глупый, потому что повелся на такую хитрость.

Мораль басни:

Порой бывает так, что вместо благодарности, коварные люди говорят, что не они должны, а мы им обязаны, что все так хорошо закончилось. Действительно, при других обстоятельствах журавль мог стать обедом для волка. Поэтому не стоит, оказывая помощь таким людям, рассчитывать на их благодарность. Мораль кроется гораздо глубже, поскольку в басне говорится о том, что журавль не только нос унес, а и свою глупую голову из пасти волка смог спасти. Слушателям нужно извлечь урок, что сталкиваясь в жизни с коварным и злобным человеком, не стоит оказывать ему помощь, рассчитывая получить вознаграждение. Волк в этой басне – олицетворение коварства и жестокости.

    В басне “Волк и овцы” говорится о том, что правительство зверей решило защитить овец и приняли закон:

Как скоро Волк у стада забуянит,

И обижать он Овцу станет,

То Волка тут властна Овца,

Не разбираючи лица,

Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,

В соседний лес иль в бор.

Но волки всё-таки овец таскали.

Мораль басни: Во времена Крылова было много законов, которые защищали права лишь сильного сословия, а те, кто находился в крепостной зависимости, были абсолютно бесправны. В этой басне высмеивается такой закон, который невозможно исполнить, и каждому понятно, что он не защитит бесправного. Сильные, т.е. волки могут поступать как им вздумается, несмотря на то что по закону слабым, т.е. овцам можно было самим расправляться с обидчиками. В реальной жизни это невозможно осуществить, т.е. такой закон – лишь лицемерие. Волк в этой басне – образ помещика, вельможи, который понимает, что ему все дозволено.

    В басне «Волк и лисица» говорится о том, как лиса, насытившись в курятнике, еще и прихватила про запас. Вдруг к ней приходит волк голодный, лисичка хитрая ему ни слова про запас, но предложила ему поесть сена. Сбитый с толку ласковыми словами лисы, Волк ушел одураченный и голодный.

Мораль:

Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим.

Мы это басней поясним,

Затем что истина сноснее вполоткрыта.

Волк в этой басне – олицетворение неудачника, наивного и глупого человека, которого легко одурачить. Он купится на любое ласковое слово или лесть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий, живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого(слайд №11).

Стихи Крылова, легко запоминаясь, сделались пословицами, вошли в золотой фонд народной речи. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: «А ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и Ягненок»), «Рыльце у тебя в пуху» («Лисица и Сурок»), «Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона» («Слон и Моська»), «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар») и много-много других не менее замечательных и выразительных.

Крылов - подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.

В баснях Крылова ненавязчиво через образы животных высмеиваются пороки людей. В народных сказках Волк чаще всего – олицетворение зла. Следуя традиции фольклора, Крылов также приписывает Волку разные злодеяния, коварство, жестокость. Но у Крылова Волк еще и глупый, наивный.

Итак, в баснях Крылова встречается образ Волка – жадного, коварного, хитрого, жестокого, наивного, глупого, и даже есть Волк в образе Наполеона.

НИЯ

Приложение 1. Басни И.А.Крылова

Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» - «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Волк и журавль

Что волки жадны, всякий знает;

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает,