АЛЁША КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.
Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй - это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор - последний и окончательный - между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось
ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все и за вся».
Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. - открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».
Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, - житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».
Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.
По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.
При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, - писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. - Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова
- персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы»
- двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского
- А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

Лит.: Гуардини Р. Херувим // Гуардини Р. Человек и вера. Брюссель, 1994; Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексия, человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. М., 1971; Альтман М.С. Алексей Карамазов // Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1976; Старосельская Н. «Бывают странные сближенья…» (Одна из версий пути Алексея Карамазова) // Достоевский и мировая литература. СПб., 1993. № 1.4. 2; Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как литературно-философская импровизация на заданную тему // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. № 6; Belknap R.L. The Genesis of The Brothers Karamazov. Evanston, Illinois, 1990; Thompson D.O. The Brothers Karamazov and the poetics of memory. Cambridge, 1991.
П.Е.Фокин

АЛЁША КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй - это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор - последний и окончательный - между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все»Шв.

Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. - открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».

Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, - житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».

Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.

По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.

При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, - писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. - Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова - персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы» - двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского - А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

В предисловии к «Братьям Карамазовым» («От автора») Достоевский однозначно утверждает, что приступает к жизнеописанию младшего из братьев Карамазовых — Алёши (Алексея Федоровича Карамазова). Намекая на его будущность, писатель называет его «деятелем». Тем не менее, повествование романа вертится вокруг убийства Фёдора Карамазова, в нем много говорится о Дмитрии, Грушеньке, Иване, Смердякове, поступки которых вызваны к романной жизни вовсе не Алёшей. Достоевский имел в голове замысел продолжения романа, в котором центральным персонажем являлся бы Алёша, но после завершения «Братьев Карамазовых» (декабрь 1880 г.), Достоевский, к прискорбию, скончался в январе следующего 1881 года.

Есть люди, которые утверждают, что Федор Михайлович не смог бы написать продолжение, даже если бы его не постигла кончина. Есть и несогласные с этим мнением. Конечно, конечный замысел писателя нам неизвестен, но в предисловии он ясно свидетельствует: первая часть романа будет посвящена юности Алёши. Поэтому логично предположить, что Достоевский хотел написать и вторую часть. Но мы имеем только тот текст, который имеем, и в нем заявляемый в качестве главного героя Алёша Карамазов не находится в центре событий.

Если попытаться определить функцию Алёши в имеющемся в нашем распоряжении тексте, то это будет функция слушателя, внимающего самым разным героям повествования. Все они (Дмитрий, Грушенька, Иван, Катерина, Лиза Хохлакова, Снегирёв, Красоткин, Ракитин) делают его объектом своих душевных излияний. Даже не доверяющий ни себе, ни людям Фёдор Карамазов не может вне его присутствия получать удовольствие от своего пьянства. Заключенный в тюрьму по подозрению в убийстве, Дмитрий спрашивает Алёшу, думает ли тот, что Дмитрий в действительности является убийцей. Таким образом, он взывает к нему, как если бы Алёша был настоящим свидетелем. Получив отрицательный ответ, Дмитрий чувствует облегчение. Даже подозрительный и образованный Иван говорит о своей любви к младшему брату. Даже мальчик Илюша, страдающий от холодности людей и пребывающий от этого в неподобающей его годам замкнутости, открывается Алёше. Все они как бы испытывают беспокойство: если не будет Алёши, то как тогда жить?

Учитывая сказанное, понятно, что Алексей Карамазов выполняет роль «конферансье», который выводит героев на сцену. Можно сказать, что он — интервьюер, который рядится в одежды исповедника.

Такова роль Алёши сточки зрения конструкции романа. Что до отношений его с другими людьми, то он выступает как объект доверия, он оказывает им помощь. Видимо, в этом смысле Достоевский и называет его «деятелем». Для Достоевского это был новый тип персонажа. Начиная с первых произведений писателя, его герой — страдающий человек, который хочет, но не может действовать. Желание самореализации сильно в нем, но он не способен к этому, погрязая в болоте своих обид, это персонаж, который движется в сторону самоуничтожения. Его вера сильна и прекрасна, но он, в сущности, человек жалкий и слабый — будучи погружен в свои иллюзии, он неуравновешен и страдает родом психического расстройства. Именно таких персонажей Достоевский постоянно описывает в своих произведениях. Федор Михайлович — это «жестокий талант», который привык изображать искореженных людей без жалости и улыбки.

Сам Достоевский называет своих «пациентов» людьми из подполья, людьми с «сознанием лучшего», но бессильными, мечтателями. Им оказывали помощь, в основном, девушки или же молодые женщины, похожие на девушек. Лиза («Записки из подполья»), Соня («Преступление и наказание»), Мари («Идиот»), Матрёна («Бесы»), снова Лиза («Вечный муж»), жена-ребенок («Кроткая») — все эти девушки или похожие на детей женщины стараются исцелить больных героев. Они не умудрены жизненным опытом, чистосердечны, они не настаивают на своей правоте, не борются — у них нет для этого сил. Они помогают «больным», но они всегда пассивны, являясь проявлением абсолютного добра. Эти девушки не обладают достаточными силами для осуществления своей спасительной миссии. Сами они тоже в каком-то отношении обижены жизнью, и потому их часто постигает крах — еще до того, как они успели осуществить спасение другого. В этом и состоит «безжалостность» Достоевского. Раненый ребенок, спасающий больного взрослого, — у этих отношений не много перспектив.

Однако в «Братьях Карамазовых» мы не ощущаем этой «безжалостности» и «жестокости». Да, в романе присутствуют конфликтные отношения, скандалы и безобразия, но этот мир находится в движении, в нем есть место для настоящей жизни. Это произведение выводит из болезненной замкнутости, в нем есть утверждение жизни и освобождение от оков — такова жизнь Зосимы, а вслед за ним и Алёши, который выступает «деятелем», помогающим восстановить покой людей и утишить их страдания.

Создав в конце своей жизни образ «деятеля», Достоевский противопоставил его образу «мечтателя», к которому он неизменно обращался в прошлом. Впервые в галерее его героев — нездоровых и душевно больных — появляется деятель — обладатель «действенной» любви. Это не такая «деятельность», которая присуща адвокату Фетюковичу, или же товарищу прокурора Ипполиту Кирилловичу — желающим прославиться людям, которые проявляют свои способности в суде и сведущи в делах практических. Алёша Карамазов у Достоевского далек от обывательской житейской мудрости, у него нет желания приобрести известность. Но у него есть силы любить людей и отвечать на их доверие, он способен проникнуться страданиями других. В этом и состоит его «действенность». Это хорошо видно в его отношениях с девочкой Лизой Хохлаковой — он однозначно встает на сторону «пациента» и врачует его душевные раны. Он продолжает дело старца Зосимы.

Создавая такой образ, Достоевский, вероятно, претерпел немало мучений. Его часто обвиняли в «мучительстве». Действительно, его талант проявлялся, по преимуществу, в описании ненормальной психологии своих «пациентов», в безжалостном издевательстве — в чем он и достиг больших успехов. Создание образа здорового молодого человека было, видимо, для Достоевского делом непростым. Когда Алёша Карамазов призывает молодежь стремиться к светлому будущему, в нем чувствуется какая-то неестественность — ибо Достоевский не был мастером таких сцен. И, тем не менее, он без колебаний выводит этого «деятеля» на сцену. И здесь нельзя ограничиться тем, чтобы сказать: Алёша — это просто-напросто мечта Достоевского.

Алёша Карамазов — это не Мышкин — «прекрасный» и глубоко больной человек. В своем утверждении этого мира, в его восхищении природой можно обнаружить сходство с Макаром из «Подростка». Вместе с тем, он отличается от Макара, который является носителем добра и мудрости в пределах заранее очерченного круга. Подобно Зосиме, Алёшу называют «человеком странным, даже чудаком», без всяких колебаний он вникает в проблемы своих ближних, он немедленно протягивает им руку помощи, в нем есть та излишняя простота, которую ему, человеку незрелому, не преодолеть без посторонней подсказки, в нем сильно желание окунуться в жизнь. Его образ — свидетельство того, что Достоевский был полон новых порывов.

Достоевский не смог успокоиться на живописании привычного ему мира больных людей, изгнанных из «райской жизни». В своем последнем романе он создал новый для себя тип героя, который рассеивает мглу этого мира. Таким образом, Достоевский сумел заново перестроить здание своей литературы.

Алеша Карамазов — обладатель действенной любви, он «пышущий здоровьем подросток» и готов прийти на помощь, но в романе не прояснено, каким человеком он станет, с какими проблемами он столкнется. Трудность состояла для Достоевского в том, чтобы подняться на ту вершину, на которой он еще не был. И если Федор Михайлович действительно не хотел ограничиваться образом сочувствующего интервьюера, ему предстояло подняться на еще непокоренную вершину. В этой новой и трудной задаче подспорьем для него служили жития российских святых. Советские исследователи указали на то, что Достоевский многое почерпнул из жития Алексия, глубоко чтимого русскими простыми людьми (его житие зафиксировано и в «Золотой легенде»). В «Братьях Карамазовых» Ракитин с иронией уподобляет Алёшу этому святому.

Достоевский вовлекает молодого «святого» Алёшу Карамазова — в качестве сына и брата — в российские современные события, связанные с убийством. Он соединяет святое имя с фамилией «Карамазов» — «окрашенный в черное». Это свидетельствует о том, что и в жилах Алёши течет черная жаркая кровь.

Старший брат Иван рассказывает историю о том, как некий генерал затравил собаками до смерти мальчика на глазах у матери. Он спрашивает Алёшу, какого наказания тот заслуживает. Алёша отвечает: «Расстрелять!» Услышав эти мстительные слова от человека, посвятившего себя служению богу, Иван с иронией и любовью отмечает: «Браво! Так вот какой у тебя бесенок в сердечке сидит, Алёшка Карамазов!» Алёше не достичь сразу ангельского чина. После смерти Зосимы он осознает, что он тоже — Карамазов... В дальнейшем эта тема не получает раз вития, но Достоевский, который приступал к новому восхождению, вероятно, предчувствовал, что «деятеля» Алёшу еще ждут многие испытания.

«Братья Карамазовы» были первой частью замышлявшегося романа «Житие великого грешника». Однако вторая часть написана так и не была. Как это можно понять из писем Достоевского, Алёше Карамазову предназначалось стать «великим грешником»: потерять свою чистоту, предаться душевным метаниям, присоединиться к раскольникам, стать революционером. В «Братьях Карамазовых» юный Алёша проходит «обкатку» в качестве «деятеля» в среде своей семьи. Во второй части ему надлежало выйти на широкий простор, стать главным героем повествования, встретиться с различными трудностями, преобразиться, вырасти в «деятеля», который станет трудиться для возрожденной России. От истории семьи Карамазовых — разбитой семьи российского XIX века, Достоевский собирался перейти к рассказу о современном российском обществе в целом.

Если соперничество между Фёдором и Дмитрием, убийство, совершенное Иваном и Смердяковым, можно расценивать как свидетельства неверия Достоевского в Россию, отвращения к ней, то утешитель Зосима и деятельное сочувствие Алёши следует считать знаком веры писателя в будущее России, в радость ее возрождения.

Раса: Место жительства:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Возраст:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Скотопригоньевск

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семья:

Отец: Фёдор Павлович Карамазов
Братья: Иван , Дмитрий

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род занятий: Прототип:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Роль исполняет: link=Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Цитаты]] в Викицитатнике Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алексе́й Фёдорович Карама́зов - персонаж романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы ». Сын Фёдора Павловича Карамазова , младший брат Дмитрия и Ивана .

На момент начала событий романа ему двадцать лет. В авторском предисловии Достоевский представляет Алёшу Карамазова как главное действующее лицо. В планировавшемся втором романе Алёша должен был стать главным героем, о чём не раз говорил Достоевский .

История создания персонажа

Сохранившиеся заметки писателя к первой книге романа начинаются с четвёртой главы «Третий сын Алёша» и относятся к началу сентября 1878 года. В этих черновых набросках Алёша часто называется Идиотом, что показывает его схожесть в замыслах автора с князем Мышкиным из романа «Идиот ». В «Идиоте» писатель отказался от идеи показать, что человек «более действителен» именно в главном герое, непохожем на окружающих, вернувшись к этой мысли в образе Алексея Карамазова. «…Не только чудак „не всегда“ частность и обособление, а напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи - все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…» - пишет Достоевский об Алёше. В печатном варианте писатель решил не вызывать прямых ассоциаций с князем Мышкиным .

В черновиках писателя определяется и характер персонажа. Алёша, по задумке Достоевского, противопоставлялся «желающим беспорядка» юношам, поэтому хоть и принадлежал к «новому поколению», активному и стремящемуся к истине, но отличался отсутствием «фанатизма», который заменяла любовь. Таким образом, в отличие от революционно настроенной молодёжи, сознательно идущей на раннюю гибель, подвиг Алёши должен был состоять в служении людям: «Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига». «Мистик ли? Никогда! Фанатик? Отнюдь!» - пишет Достоевский, настаивая на том, что уйти в монастырь героя побудило человеколюбие .

Внешность

«Статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем < …> подросток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, тёмно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими тёмно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный».

В событиях романа

В романе Алёша выступает в роли слушателя. Все остальные персонажи: Дмитрий , Иван , Грушенька , Катерина, Лиза, Снегирёв, Красоткин, Ракитин , - на протяжении всего романа по очереди изливают ему свою душу . Таким образом, Алёша по одному «выводит героев на сцену» .

Характеристика

Исследователь русской литературы Кэнноскэ Накамура, многие годы занимавшийся изучением творчества Фёдора Михайловича Достоевского, охарактеризовал его как новый для писателя тип персонажа - «деятель». Алёша выступает в романе объектом доверия, помогает остальным персонажам. До Алёши, основным типом героя Достоевского был страдающий человек, который хочет, но не может действовать .

Достоевский говорит об Алёше: «В этой путанице можно было совсем потеряться, а сердце Алёши не могло выносить неизвестности, потому что характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог; возлюбив, он тотчас же принимался и помогать» .

Образ «деятеля» противопоставляется всем предыдущим образам «мечтателя» в творчестве писателя. Алёша умеет любить людей, отвечать на их доверие, проникнуться страданием других. Накамура замечает, что создание подобного «здорового» образа наверняка было мучительно непростым для Достоевского, привыкшего к ненормальной психологии своих героев, поэтому в Алёше видна некоторая неестественность. Однако, этот образ является мечтой писателя, поэтому он появляется в романе .

Бунт Ивана

В главе «Бунт» Алёша является идейным единомышленником Достоевского. Младший Карамазов не согласился «основать здание» на «слезках ребёнка» и одновременно напоминает атеисту Ивану о боге, о том, что в мире есть существо, которое может и имеет право простить всё .

Прототип

Так как Алексей является главным героем романа, то по мнению филолога Моисея Альтмана, смысл фамилии «Карамазов» скрыт именно в его образе . Один из теоретиков черносотенного движения Константин Головин , а позже советский литературовед Леонид Гроссман писали о предполагаемой «не столь миролюбивой» роли персонажа, намекая на Дмитрия Каракозова , покушавшегося на императора Александра II . Поэт и историк литературы Пётр Вейнберг отмечал, что это покушение произвело на Достоевского сильное впечатление . По словам Алексея Суворина , писатель планировал после монастыря сделать Алёшу революционером, которого бы казнили за политическое преступление. Тем самым он повторил бы судьбу Каракозова .

По поводу происхождения имени было озвучено несколько вариантов. Так, Дмитрий Каракозов конспиративно был известен как Алексей Петров . С другой стороны, Леонид Гроссман отметил, что литературным прототипом Алёши мог стать инок Алексей, герой романа Жорж Санд «Спиридон» . Владимир Поссе предположил, что прототипом Алёши также мог послужить митрополит Алексей Храповицкий в молодости, поскольку писатель подолгу общался ним . Кроме того, по мнению филолога Моисея Альтмана, имя героя могло быть взято от «Алексея, божьего человека» из «Жития святых», так как Достоевский планировал писать книгу соответствующего направления, а самого персонажа подобным образом несколько раз называют окружающие .

Алёша в экранизациях

  • 1958 - Уильям Шетнер в фильме «Братья Карамазовы »
  • 1968 - Андрей Мягков в фильме «Братья Карамазовы »
  • 1990 - Дмитрий Черниговский в фильме «Мальчики »
  • 2009 - Александр Голубев в многосерийном фильме «Братья Карамазовы »

Напишите отзыв о статье "Алексей Карамазов"

Примечания

Литература

  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. - 280 с.
  • Кийко, Е. И. Примечания. §3 // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. Г. М. Фридлендера. - Ленинград: Наука, 1976. - Т. 15. - С. 411-447. - 624 с. - 200 000 экз.
  • Кийко, Е. И. Достоевский и Гюго (Из истории создания «Братьев Карамазовых») // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. - Ленинград: Наука, 1978. - Т. 3. - С. 166-172. - 296 с. - 27 200 экз.
  • Медведев, А. А. // Соловьёвские исследования. - 2015. - Вып. 1(45). - С. 30-42.
  • Накамура, К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. - Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. - 400 с. - ISBN 978-5-89332-178-4.

Отрывок, характеризующий Алексей Карамазов

– О, да везде! Особенно у «чёрной горы». Во-он там, за деревьями. Хотите, мы тоже с вами пойдём?
– Конечно, мы только рады будем! – сразу же ответила обрадованная Стелла.
Мне тоже, если честно, не очень-то улыбалась перспектива встречаться с кем-то ещё, «жутким и непонятным», особенно в одиночку. Но интерес перебарывал страх, и мы, конечно же, пошли бы, несмотря на то, что немного побаивались... Но когда с нами шёл такой защитник как Дин – сразу же становилось веселее...
И вот, через короткое мгновение, перед нашими широко распахнутыми от изумления глазами развернулся настоящий Ад... Видение напоминало картины Боша (или Боска, в зависимости от того, на каком языке переводить), «сумасшедшего» художника, который потряс однажды своим искусством весь мир... Сумасшедшим он, конечно же, не был, а являлся просто видящим, который почему-то мог видеть только нижний Астрал. Но надо отдать ему должное – изображал он его великолепно... Я видела его картины в книге, которая была в библиотеке моего папы, и до сих пор помнила то жуткое ощущение, которое несли в себе большинство из его картин...
– Ужас какой!.. – прошептала потрясённая Стелла.
Можно, наверное, было бы сказать, что мы видели здесь, на «этажах», уже многое... Но такого даже мы не в состоянии были вообразить в самом жутком нашем кошмаре!.. За «чёрной скалой» открылось что-то совершенно немыслимое... Это было похоже на огромный, выбитый в скале, плоский «котёл», на дне которого пузырилась багровая «лава»... Раскалённый воздух «лопался» повсюду странными вспыхивающими красноватыми пузырями, из которых вырывался обжигающий пар и крупными каплями падал на землю, или на попавших в тот момент под него людей... Раздавались душераздирающие крики, но тут же смолкали, так как на спинах тех же людей восседали омерзительнейшие твари, которые с довольным видом «управляли» своими жертвами, не обращая ни малейшего внимания на их страдания... Под обнажёнными ступнями людей краснели раскалённые камни, пузырилась и «плавилась» пышущая жаром багровая земля... Сквозь огромные трещины прорывались выплески горячего пара и, обжигая ступни рыдающим от боли людским сущностям, уносились в высь, испаряясь лёгким дымком... А по самой середине «котлована» протекала ярко красная, широкая огненная река, в которую, время от времени, те же омерзительные монстры неожиданно швыряли ту или иную измученную сущность, которая, падая, вызывала лишь короткий всплеск оранжевых искр, и тут же, превратившись на мгновение в пушистое белое облачко, исчезала... уже навсегда... Это был настоящий Ад, и нам со Стеллой захотелось как можно скорее оттуда «исчезнуть»...
– Что будем делать?.. – в тихом ужасе прошептала Стелла. – Ты хочешь туда спускаться? Разве мы чем-то можем им помочь? Посмотри, как их много!..
Мы стояли на чёрно-буром, высушенном жаром обрыве, наблюдая простиравшееся внизу, залитое ужасом «месиво» боли, безысходности, и насилия, и чувствовали себя настолько по-детски бессильными, что даже моя воинственная Стелла на этот раз безапелляционно сложила свои взъерошенные «крылышки» и готова была по первому же зову умчаться на свой, такой родной и надёжный, верхний «этаж»...
И тут я вспомнила, что Мария вроде бы говорила с этими, так жестоко судьбой (или ими самими) наказанными, людьми...
– Скажи, пожалуйста, а как ты туда спустилась? – озадачено спросила я.
– Меня Дин отнёс, – как само собой разумеющееся, спокойно ответила Мария.
– Что же такое страшное эти бедняги натворили, что попали в такое пекло? – спросила я.
– Думаю, это касается не столь их проступков, сколько того, что они были очень сильные и имели много энергии, а этим монстрам именно это и нужно, так как они «питаются» этими несчастными людьми, – очень по-взрослому объяснила малышка.
– Что?!.. – чуть ли не подпрыгнули мы. – Получается – они их просто «кушают»?
– К сожалению – да... Когда мы пошли туда, я видела... Из этих бедных людей вытекал чистый серебристый поток и прямиком заполнял чудищ, сидящих у них на спине. А те сразу же оживали и становились очень довольными. Некоторые людские сущности, после этого, почти не могли идти... Это так страшно... И ничем нельзя помочь... Дин говорит, их слишком много даже для него.
– Да уж... Вряд ли мы можем что-то сделать тоже... – печально прошептала Стелла.
Было очень тяжко просто повернуться и уйти. Но мы прекрасно понимали, что на данный момент мы совершенно бессильны, а просто так наблюдать такое жуткое «зрелище» никому не доставляло ни малейшего удовольствия. Поэтому, ещё раз взглянув на этот ужасающий Ад, мы дружно повернули в другую сторону... Не могу сказать, что моя человеческая гордость не была уязвлена, так как проигрывать я никогда не любила. Но я уже также давно научилась принимать реальность такой, какой она была, и не сетовать на свою беспомощность, если помочь в какой-то ситуации мне было пока ещё не по силам.
– А можно спросить вас, куда вы сейчас направляетесь, девочки? – спросила погрустневшая Мария.
– Я бы хотела наверх... Если честно, мне уже вполне достаточно на сегодня «нижнего этажа»... Желательно посмотреть что-нибудь полегче... – сказала я, и тут же подумала о Марии – бедная девчушка, она ведь здесь остаётся!..
И никакую помощь ей предложить мы, к сожалению, не могли, так как это был её выбор и её собственное решение, которое только она сама могла изменить...
Перед нами замерцали, уже хорошо знакомые, вихри серебристых энергий, и как бы «укутавшись» ими в плотный, пушистый «кокон», мы плавно проскользнули «наверх»...
– Ух, как здесь хорошо-о!.. – оказавшись «дома», довольно выдохнула Стелла. – И как же там, «внизу», всё-таки жутко... Бедные люди, как же можно стать лучше, находясь каждодневно в таком кошмаре?!. Что-то в этом неправильно, ты не находишь?
Я засмеялась:
– Ну и что ты предлагаешь, чтобы «исправить»?
– А ты не смейся! Мы должны что-то придумать. Только я пока ещё не знаю – что... Но я подумаю... – совершенно серьёзно заявила малышка.
Я очень любила в ней это не по-детски серьёзное отношение к жизни, и «железное» желание найти положительный выход из любых появившихся проблем. При всём её сверкающем, солнечном характере, Стелла также могла быть невероятно сильным, ни за что не сдающимся и невероятно храбрым человечком, стоящим «горой» за справедливость или за дорогих её сердцу друзей...
– Ну что, давай чуть прогуляемся? А то что-то я никак не могу «отойти» от той жути, в которой мы только что побывали. Даже дышать тяжело, не говоря уже о видениях... – попросила я свою замечательную подружку.
Мы уже снова с большим удовольствием плавно «скользили» в серебристо-«плотной» тишине, полностью расслабившись, наслаждаясь покоем и лаской этого чудесного «этажа», а я всё никак не могла забыть маленькую отважную Марию, поневоле оставленную нами в том жутко безрадостном и опасном мире, только лишь с её страшным мохнатым другом, и с надеждой, что может наконец-то её «слепая», но горячо любимая мама, возьмёт да увидит, как сильно она её любит и как сильно хочет сделать её счастливой на тот промежуток времени, который остался им до их нового воплощения на Земле...
– Ой, ты только посмотри, как красиво!.. – вырвал меня из моих грустных раздумий радостный Стеллин голосок.
Я увидела огромный, мерцающий внутри, весёлый золотистый шар, а в нём красивую девушку, одетую в очень яркое цветастое платье, сидящую на такой же ярко цветущей поляне, и полностью сливавшуюся с буйно пламенеющими всеми цветами радуги невероятными чашечками каких-то совершенно фантастических цветов. Её очень длинные, светлые, как спелая пшеница, волосы тяжёлыми волнами спадали вниз, окутывая её с головы до ног золотым плащом. Глубокие синие глаза приветливо смотрели прямо на нас, как бы приглашая заговорить...
– Здравствуйте! Мы вам не помешаем? – не зная с чего начать и, как всегда, чуть стесняясь, приветствовала незнакомку я.
– И ты здравствуй, Светлая, – улыбнулась девушка.
– Почему вы так меня называете? – очень удивилась я.
– Не знаю, – ласково ответила незнакомка, – просто тебе это подходит!.. Я – Изольда. А как же тебя по правде зовут?
– Светлана, – немного смутившись ответила я.
– Ну вот, видишь – угадала! А что ты здесь делаешь, Светлана? И кто твоя милая подруга?
– Мы просто гуляем... Это Стелла, она мой друг. А вы, какая Изольда – та, у которой был Тристан? – уже расхрабрившись, спросила я.
У девушки глаза стали круглыми от удивления. Она, видимо никак не ожидала, что в этом мире её кто-то знал...
– Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она.
– Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли... Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами?
– Нет, милая, он далеко... Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти... – печально ответила Изольда.
И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет.