Из истории русского языка. Ушедшие буквы.
В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы и сейчас.

"При Петре Великом, - шутливо писал М. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (он имел в виду славянский старый шрифт) и нарядились в летние одежды". Под летними одеждами учёный подразумевал новую гражданскую азбуку.

В 1917-1918 годах произошла ещё одна языковая реформа - из русской азбуки исключили буквы ять, ижицу(V), фиту(Ѳ) и ер(ъ) в конце слова. Что же это были за буквы и почему их изгнали из алфавита?

Буква ЯТЬ
Буква ять по своему начертанию похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн: ℏ). Буквы ѣ и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер - ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер - ѣ. Наверное, вы согласитесь с тем, что такие трудности приносили школьникам много огорчений. Букву ять называли "буквой-пугалом", "буквой-страшилищем". Ученикам приходилось механически заучивать правила "на ять". Ошибки "на ять" считались самыми страшными. Выражение, которое сложилось в ту пору, было известно всем: знать на ять - оно означало "знать что-либо самым наилучшим образом".

Буква ИЖИЦА
Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" - V - и чем-то напоминала перевёрнутый кнут. Отсюда и пошло выражение прописать ижицу, что означало "выпороть, выдрать", а в более широком смысле - "устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй". И правда, попробуйте, даже опасаясь хорошего нагоняя, определить, в каких словах какую букву написать! Вот перед вами 3 слова:

Мир - "тишина, спокойствие",
мир - "вселенная",
миро - "душистое вещество".

Первый слог всех 3 слов произносится одинаково, но в зависимости от значения слова на письме обозначался 3 разными буквами. В первом слове писали букву и (мир), во втором - и с точкой (мiр), а в третьем - ижицу (мvро). И хотя сложностей и путаницы было немало, отменили ижицу очень нескоро. А. Пушкин в 1828 году напечатал эпиграмму на редактора журнала "Вестник Европы" М. Коченовского, который упорно восстанавливал ижицу во всех текстах (хотя, по мнению многих, её давно пора было исключить из русского алфавита):

Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный "Вестник" свой
Прыскал мёртвою водою,
Прыскал "ижицу" живой.

Но буква всё же просуществовала в алфавите вплоть до реформы 1917-1918 годов.

Буква ФИТА
Буквы ф и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились они совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике "Весь Петроград" люди с фамилией Фёдоров были помещены в различных местах: одни - на букву ф, другие - на фиту. Почему же? А потому, что фамилия Фёдоров могла писаться по-разному: и через ф, и через фиту.
В 1748 году В. Тредиаковский в статье "Разговор о правописании" писал: "На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ф? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах".

Буква ЕР
Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.
Л. Успенский в книге "Слово о словах" пишет, что только в одном дореволюционном издании (до реформы в языке) романа Л. Толстого "Война и мир" на 2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы ер собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы 70 с лишним страниц.
А сколько же это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? А если ещё представить, что на набор "Войны и мира" требовалось в то время примерно 100 рабочих дней, то 3,5 дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни только твёрдые знаки.
А сколько бумаги лишней тратилось! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

Игра составлена по принципу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Играем давно и с удовольствием.

Если игра проводится между классами, то оставляем две подсказки: 50/50 и помощь друга (класса). Если играем в классе (а чаще всего так и бывает), то используем цветные жетоны, которые потом можно обменять на оценки.

Каждый вопрос и жетон имеет “цену”. Например, зеленый -“3”, синий или три зеленых - “4”, красный или два синих - “5”. За первые два вопроса можно получить зеленый жетон, за третий и четвертый вопросы - синий, за пятый вопрос - красный жетон.

Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Пре6дварительно дети получают задание подготовиться к игре, в библиотеке выставлен материал.

Вопросы для отборочного тура

  1. Расположите слова по алфавиту: календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.
  2. Расположите падежи правильно: В.п, Д.п, И.п, Р.п, П.п, Т.п.
  3. Напишите как можно больше слов с корнем -един- (на время).
  4. Вспомните как можно больше названий букв кириллицы.

Первая игра

1. Мирское имя Кирилла?

А. Варфоломей
Б. Никон
В. Константин
Г. Мефодий

2. Есть выражение ходить фертом. С какой буквой кириллицы это связано?

А.
Б. Ф
В. Ђ
Г.

3. Какой буквы не было в кириллице?

А. Покой
Б. Добро
В. твердо
Г. небо

4. Какая буква в русском алфавите самая молодая?

А. Ф
Б. Э
В. Ё
Г. Й

5. Какого числа не было в древнерусском языке?

А. Тройственного
Б. Единственного
В. множественного
Г. двойственного

Вторая игра

1. Назовите последнюю букву кириллицы?

А. Ижица
Б. Фита
В. добро
Г. ять

2. Когда была проведена первая реформа азбуки?

А. В 18 веке
Б. В 17 веке
В. в 19 веке
Г. в 20 веке

А. Ожегов С. И.
Б. Даль В. И.
В. Ушаков Д. Н.
Г. Щерба Л. В.

4. Как прозвали Кирилла в Константинополе?

А. Проповедник
Б. Священник
В. философ
Г. книжник

5. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный
Б. Звательный
В. местный
Г. указательный.

Третья игра

1. Кем был отец братьев?

А. Военачальник
Б. Священник
В. воин
Г. крестьянин

2. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Аз
Б. Буки
В. како
Г. омега

3. Кто провел первую реформу азбуки?

А. Михаил Романов
Б. Петр 1
В. Александр 1
Г. Николай 2

4. Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом?

А. Буки
Б. Ижица
В. ять
Г. юс малый

5. Кто изобрел букву Ё?

А. Карамзин Н.М.
Б. Ломоносов М.В.
В. Тредиаковский
Г. Пушкин А.С.

Четвертая игра

1. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая 1 Великого?

А. Военачальник
Б. Советник
В. библиотекарь
Г. священник

2. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

А. Афины
Б. Солунь
В. Константинополь
Г. Рим

3. Сколько букв включала первоначально кириллица?

А. 43
Б. 40
В. 33
Г. 50

4. Какую букву называли “лодырем, дармоедом, бездельником”?

А. Ять
Б. Ижица
В. ер
Г. юс

5. Назовите год рождения буквы Ё?

А. 1797
Б. 1897
В. 1997
Г. 1800

Пятая игра

1. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

2. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Державина Г. Р.
Б. Пушкина А. С.
В. Ломоносова М. В.
Г. Лермонтова М. Ю.

3. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Живите
Б. Люди
В. слово
Г. зело

4. Когда на Русь пришла кириллица?

А. 988
Б. 862
В. 915
Г. 732

5. Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3?

А. Люди
Б. Аз
В. веди
Г. глаголь

Дополнительные вопросы

1. Когда была создана кириллица?

А. 988 г.
Б. 562 г.
В. 863 г.
Г. 735 г.

2. Когда был установлен праздник в честь Кирилла и Мефодия?

А. 855 г.
Б. 1349
В. 1412 г.
Г. 1813 г.

3. Какое числительное могло в древнерусском языке обозначаться словом полшеста?

А. 250
Б. 550
В. 350
Г. 150

Литература

1. Берштейн С.Б. Константин - философ и Мефодий.- М., 1984.

2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.- Л., 1968.

3. Караславов С.Х. Кирилл и Мефодий. - М.: Правда,1987.

4. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф.П. - М., Сов. Энциклопедия, 1979.

5. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. - М.: Детская литература. 1980.

6. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М., 1994.

Гость (10:24:35 05/03/2013):
Каково же написание буквы "фита"?

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:18:34 30/10/2013):
М-да... Если школьников учат таким образом, тогда точно... скатимся "до некуда", т.е., говоря современным языком, "в никуда". В русском языке изначально все знаки несли важную смысловую и речевую нагрузку. Взять хотя бы тот же пример со словом "мир": благодаря гласным уже на бумаге и без пояснений можно различить о каком мире идёт речь: о "мире" частном - покое, "мире" всеобщем - "вселенском", т.е. мире людей, обществе или "мире" культовом - о благовонии, к которому теперь приходится добавлять или "о" или "р", чтобы было "понятно")) Филология без логики, как и любая наука - из-мышление. В русском языке "ИЗ" означает "отживший". Например, "изгой" - это "чужой", т.е. "не наш" (евреи тут вовсе ни при чём))

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:47:53 30/10/2013):
По поводы буквы "фита" - обратите внимание на написание транскрипции в английском языке - там "фита" пишется и "читается" до сих пор и произносится так же)) Когда же и до филологов дойдёт очевидность того, что все языки мира произошли от одного - того, который они сами до сих пор не научились понимать, да ещё и другим вот так ис-толковывают...

??? (20:35:26 01/09/2014):
И всё же, если бы буквы, сейчас исключённые из алфавита, остались в нём, половина сегодняшних отличников ЕГЭ не сдала бы его: так много правил написания не сможет уместиться в голове обычного человека.

Маргоша (19:41:17 03/12/2014):
полностью согласно с любителем русской словесности.ещё пару реформ и мы с вами будем только мыкать и пыкать и извилины наши выпрямятся дабы нас не загружать

ЯнаR (15:30:28 19/03/2015):
"Седайте из ОБРАЗ-ного языка технический и Выъ сможiте управлять этим народом"... Ять-образ показывающий связь земного и небесного, Ижица-Образ божественного движения (Мvра - в храмах например писалась через ижицу), Фета - образ природной, высшей составляющей во всеж мирах, Яви, нави, прави и слави, и не каждое слово его несёт... Такъ что Дѣтки, оставайтесь детками с закрытыми глазами..

Екатерина (11:56:17 16/07/2015):
Хотелось бы обратиться к автору статьи. Ваш посыл - в том, что буквы ять, фита, ер и ижица не нужны. Мне кажется, что это не совсем так. Например, "ять" и "Е" в корнях похоже звучащих слов позволяют различить их смыслы. Если бы дети до сих пор писали эти слова по-разному, у них было бы более тонкое чувство языка и более глубокое его понимание. "Еръ" - не лишняя буква, отнюдь. Он обозначал полугласный звук, о-короткое. В церковном пении это до сих пор широко используется на практике: когда мы при пении в концах слов добавляем этот полугласный, то слушателям легче понять текст. Кроме того, в английском языке до сих пор имеет значение длительность гласных звуков: [i] - , [a] - , [u] - .

Струнников Михаил Евгеньевич (08:08:31 23/10/2015):
Как раз к извращенцам всякого вида и всякой ориентации приходят в башку идеи такого "возродительства". Современной орфографией пользоваться не могут, а им подавай "еры-ять, еры-юс". Шушера!

Денис (11:23:44 21/11/2015):
Многие не знают почему буквы в русском алфавите идут именно в такой последовательности. Тайны русской азбуки... В первой строке: – Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую. Во второй строке: – Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога. В третьей строке: – Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой. В четвертой строке: – Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала. В пятой строке: – Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство. В шестой строке: – Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода. В седьмой строке: – Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности. По вертикали 1 столбик: – Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной. 2 столбик: – Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию. 3 столбик: – Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа). 4 столбик: – Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? – В Правде!) 5 столбик: – Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени. 6 столбик: – Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе. 7 столбик: – Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени. Диагональ сверху вниз и слева направо: – Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

Случайный гость (22:52:33 19/04/2016):
С подобным враждебным отношением ко всему, что было до революции наше общество "далеко зайдёт", как же! Буквы, которыми писали наши предки - это достояние нашего языка! Как вообще можно называть их ненужными и какими-то "не такими"??? Я вообще не могу понять!!! Наш язык был таким сложным, что вызывает только уважение к его носителям!!! Славяне, кстати говоря, очень тонко чувствовали звуки, Кирилл и Мефодий не зря придумали для некоторых, на первый взгляд одинаковых звуков, несколько букв. У старых славян было различие в речи. Самый простой пример для современного человека - половина иностранцев не понимает разницу между "ш" и "щ". Вы посмотрите - какое красивое правописание было с "ять", и десятеричной и др.! А "Ъ" после согласных в конце слов делал наш язык уникальным! P.S. Считаю, только невежественные люди могут подобным образом обращаться со своим языком, с достоянием своего народа и свои предков! Стыдно!

Михаил (08:25:59 16/09/2016):
Изучали бы на русском историю языка и его видоизменения, давали все правила - пусть даже урезано без принуждения к этому запоминанию, тем кому иниересно сами бы углублялись и модно для таких факультативы организовывать. Где такие учителя? От того русский язык кто любит учить?

Анна (19:34:15 14/11/2016):
Господа! Язык - живая система, находящаяся постоянно в движении. Вполне естественно, что происходят реформы. Это обогащает языки, делает их легче для восприятия. Наш язык и без того сложен, а Вы, Михаил, не понимая специфики преподавания русского языка в школе, пытаетесь навязать свое априори неверное мнение (с точки зрения лингвистики): ни в коем случае нельзя "урезаННО" давать ничего (тем более историю языка, историческую грамматику, старославянский и т.п.)! Иначе это только отпугнет детей! Да, какие-то иллюстрации допустимы (в качестве небольших минутных примеров), но никак не повествование о системе формирования тех или иных принципов грамматики (объяснить хотя бы один из них не хватит времени урока!). Но ведь у нас все знают, как учить и лечить. Вот за что должно быть стыдно! И еще к вопросу об уникальности языка и людской невежественности. Главным образом, Случайный гость, невежественность носителей языка проявляется в их небрежном отношении к нему (что здесь в комментариях массово и наблюдается), а никак не в рациональном реформировании и упрощении сложной системы. Без естественных изменений язык начнет "хиреть" и постепенно "умирать", поскольку станет неудобным инструментом для общения. Многие, изучавшие английский, французский, согласятся, что орфографическая система этих языков нуждается в преобразованиях, иначе выходит, что пишем "Манчестер", а читаем "Ливерпуль". Стыдно за "специалистов широкого профиля", которые во всех областях найдут, куда вставить свои пять копеек.

Анастасия Юрьевна (13:26:46 12/02/2017):
Язык - трудная наука. Буквы убранные из алфавита нужны, так бы детки прочувствовали язык своего народа. Сейчас половина слов практически не имеет значения, а буквы Ижица, ерь должны вернуться в алфавит. Да и вообще я считаю, надо начать снова писать Кириллицей как было раньше.

Струнников Михаил Евгеньевич (09:10:21 17/03/2017):
Для полного счастья недостаёт написать эти учебники допетровской кириллицей.

Сварог (21:50:11 20/03/2017):
Случайный Гость! Без обид. Хотелось Вас поправить. Кирил и Мефодий ничего не придумали. Они обрезали Буковицу из 49 буков и оставили нам 44, а потом 43. Так что давайте не будем их хвалить!

Струнников Михаил Евгеньевич (08:42:18 10/04/2017):
Они, видать, испугались, что "язычник" Сварог (не Зевсыч ли по батюшке?) на сорока девяти буквах грыжу заработает. Ему бы с тридцатью тремя управиться. С той же целью Райты да Блерио одно крыло обрезали у самолёта, который "свароги" сварганили: а то он, бедный, заблудится в крыльях-то, как в трёх соснах... Можно дальше продолжить, да зачем? Сварог Перуныч накажет.

Дмитрий (11:34:27 17/02/2019):
давайте вернем конечно, всю технику переделаем - компьютеры и т.п. Мы от всего мира отстаем в развитии (не мозгом) технологически. Статью прочитал, интересно раньше было конечно... на этом считаю, что кому нужно пусть выражают мысли, как угодно! Дела вкуса! и изучают разные аллфавиты.

Дмитрий (11:41:10 17/02/2019):
В сторону поэтов, рифмоплетов и пр. Эти буквы как дополтельные бонусы... проще передавать мысль.. настоящему таланту никакие преграды не помешают и эти бонусы не нужны. Из "трех" букв напишет.

П лан

I. Из истории русского письма.

II. Тайны и загадки русской графики.

1. Отражение образности букв в русской фразеологии.

2. Реформа азбуки XVIII века.

3. Реформа азбуки начала XX века.

а). «Буква-страшилище», «буква-пугало».

б). Звук один, а буквы три.

в). «Прописать ижицу».

г). «Фита» или «ферт»?

д). Буква-бездельник.

III. Заключение.

Е сли хочешь познать истину, начинай с азбуки

(Пословица)

И стория русской графики, русского письма довольно сложна. Основанная на базе кириллицы, одной из двух древнейших славянских азбук, и названная кириллицей в честь славянского просветителя Кирилла (Константина) Философа, одного из ее создателей, она долгое время сосуществовала с церковнославянской графикой, постепенно совершенствуясь. Об этом и пойдет речь. (Слайд)

В прошлом каждая буква азбуки имела свое полное название, которое было похоже на обычное слово. Эти названия нужно было запоминать, что очень усложняло процесс обучения грамоте. (Слайд)

Вспомним, как М. Горький описал этот процесс в повести «Детство»:

«Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня: - Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди!..

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки». (Слайд)

О бразность букв осознавалась народом и вкладывалась в устойчивые выражения и загадки: два косяка с притолокой – буква П. Сам оником (буква О), а ручки фертом (как буква Ф). Стоять глаголем – в виде буквы Г и т.д. Буква аз стала символом начала, а ижица - символом конца: от аза до ижицы – значит «с начала до конца». Пословица Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет также включает в свой состав эти два названия, с их символическими значениями, и означает она, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного. Слово аз входит также в выражения изучать азы, сидеть на азах, твердить азы .

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. (Слайд)

«При Петре Великом, - шутливо писал М. В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». (Слайд 4)

1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены ять , ижица , фита и ер в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита? (Слайд)

Б уква ять по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы ять и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер - вьтер . В слове вечер писали е , а в слове ветер - ять. (Слайд)

«Если бы от меня зависело, я упразднил бы и ять, и фиту, и ижицу, и ер. Эти буквы мешают только школьному делу... и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики» ,- писал А. П. Чехов.

До изгнания из азбуки ять называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на ять . Зазубривать слова, в которых следовало писать ять , было настоящей мукой для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где полагалось писать эту букву. (Слайд)

Ошибки на ять считались самыми страшными. Вот как в рассказе А. П. Чехова «Мыслитель» тюремный смотритель Яшкин рассказывает приятелю о своих бедах через ять:

«- Да и секли же меня за это ять! - продолжает Яшкин.- Помню это, вызывает меня раз учитель к черной доске и диктует: «Лекарь уехал в город». Я взял и написал лекарь с е. Выпорол. Через неделю опять к доске, опять пиши: «Лекарь уехал в город». Пишу на этот раз с ятем. Опять пороть. За что же, Иван Фомич? Помилуйте, сами же вы говорили, что тут ять нужно! «Тогда, говорит, я заблуждался, прочитав же вчера сочинение некоего академика о ять в слове лекарь, соглашаюсь с академией наук. Порю же я тебя по долгу присяги...» Ну, и порол. Да и у моего Васютки всегда ухо вспухши от этого ять... Будь я министром, запретил бы я вашему брату ятем людей морочить.» (Слайд)

Об избавлении от буквы ять мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.

З наменитый ять был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мiр – «вселенная», мYро - «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился одинаково, а на письме один и тот же звук и обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир ), во втором и с точкой (мiр ), в. третьем ижицу (мYро ). Ставить точки над и - значит доводить дело до конца (имеется в виду буква i ) . Буква и называлась и восьмеричное , а буква i называлась и десятеричное . Откуда эти названия? Тысячу лет назад, заимствуя греческий алфавит, наш и предки заимствовали и свойственное греческому письму обозначение чисел буквами: буква а обозначала 1 , в - 2 , г - 3 , л - 4 и т. д.; буквы б в греческом алфавите не было, она была «придумана» для древнерусского и старославянского языков и поэтому была «ущербной» - не имела цифрового значения. Итак, буква и обозначала число 8 , i - число 10 , отсюда и их названия. (Слайд)

И жица выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу , что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле - «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй», а если учитывать, что очень часто прописные буквы писали красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии этого выражения. Место ижицы в алфавите отражено в выражении дошли до ижицы , т.е. до конца. (Слайд)

Б уквы ферт и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах. Одни на букву ферт , другие - на фиту , потому что фамилия эта могла писаться двояко: и через ферт , и через фиту . Строгого правила распределения этих букв по словам не было. Трудность в написании этих букв породила пословицы: От фиты подвело животы , Фита да ижица – к ленивому плеть ближится . (Слайд)

Фитой , по свидетельству В.И. Даля, называли грамотея, дошлого писаку. Интересно использовал различные признаки этих букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф.Глинке: (Слайд)

Поэт Фита, не становись Фертом!

Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

Здесь даже названия букв даны с большой буквы, что говорит об их символическом значении. Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подпершего руки в бока. В эпиграмме и говорится, что стоять горделиво этому поэту нет оснований, поскольку он Ижица (т.е. последний) среди поэтов.

Еще в 1748 году В. К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал:

«На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ферт? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

Б уква ер , так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же, скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд , разъезд ). А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: д ом ъ , дуб ъ , ехал ъ , город ъ . Букву ер называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква ер на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд, их скопище заняло бы 70 с лишним страниц.

А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира. (Слайд)

В от и окончен мой экскурс в мир русской графики. Я хотела показать, насколько увлекателен этот мир, как он неразрывно связан с жизнью народа-языкотворца. Рассказывая о тайнах русской графики, я стремилась заинтересовать вас, сделать исследователями, возбудить у вас желание самим заняться наблюдениями за этим удивительным миром, миром русской графики. Любое познание бесконечно, и я призываю вас в путь, в дальнейший путь, который никогда не окончится, но всякое знание обогатит вас.

С писок использованной литературы

  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ил. – (Мир знаний).
  2. Григорян Л.Г. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
  3. О.Д. Ушакова пословицы, стихи и загадки о русском языке. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
  4. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
  5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980.
  6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985.
  7. Художественная литература:

а) Горький А.М. Детство.

б) Пушкин А.С. Эпиграммы.

в) Чехов А.П. Мыслитель.