Добрый день! Скажите, в каких случаях в бессоюзном сложном предложении перед тире ставится запятая. Ниже примеры: нужно ли ставить запятые, чтобы закрыть деепричастный оборот и определительные придаточные? От каких условий зависит постановка знаков в подобных случаях? Буду очень признательна за ссылку на подробный справочный материал. Обсуждайте дела, поддерживайте связь с семьёй, поздравляйте друзей с важными событиями. Вы можете переписываться в беседах, не отрываясь от разговора(,) - достаточно просто свернуть звонок. Безопасность вызовов обеспечивает сквозное шифрование, которое происходит на Вашем устройстве(,) - поэтому никто не может узнать содержание разговоров. Пересчитали комментарии с учётом только уникальных пользователей, которые оставляют меньше 11 комментариев в сутки (чтобы исключить ботов)(,) - всё равно рост от года к году.

Правило таково. При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а после нее тире. То есть тире не поглощает запятую. В справочнике Д. Э. Розенталя это глава "Сочетание знаков препинания".

Верно: Вы можете переписываться в беседах, не отрываясь от разговора, - достаточно просто свернуть звонок. Пересчитали комментарии с учетом только уникальных пользователей, которые оставляют меньше 11 комментариев в сутки (чтобы исключить ботов), - всё равно рост от года к году.

Второе приведенное Вами предложение сложноподчиненное, тире в нем лучше не ставить.

Вопрос № 299327

"Пишется хорошо, только живя в русской деревне." (И. Тургенев) Есть ли ошибка в этом предложении, и можно ли его использовать в качестве эпиграфа? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

По современным правилам деепричастный оборот использован неверно, но в XIX веке это считалось допустимым. Это точная цитата, и ее вполне можно использовать в качестве эпиграфа.

Вопрос № 299173

Уважаемая Грамота! Ответьте, пожалуйста (пишу третий раз), а то сразу после новогодних выходных надо сдать рукопись на верстку. Уточните, надо ли выделять запятыми словосочетание «недолго думая». В ответе на вопрос № 294847 Вы пишите: «Сочетание недолго думая запятыми выделяется, но не как вводное, а как деепричастный оборот», аналогичный ответ Вы даете и на вопрос № 288830. Ответ же на вопрос № 202641 звучит так: «_Недолго думая_ не обособляется. Этот оборот тесно связан со сказуемым и образует вместе с ним смысловой центр высказывания». Спасибо за Вашу работу.

Ответ справочной службы русского языка

Слова недолго думая чаще всего обособляются как деепричастный оборот, но в некоторых случаях, действительно, приобретают значение образа действия, непосредственно примыкая к глаголу, например: На его просьбу она ответила недолго думая.

Вопрос 202641 исправлен.

Вопрос № 298861

Наверное, здесь есть ошибка в употреблении деепричастного оборота. Если да, то посоветуйте, пожалуйста, как сказать правильно, не меняя смысл. (Это перевод.) "Образцы были осторожно измельчены с помощью пестика и ступки, избегая перемалывающего действия."

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот употреблен некорректно. Возможный вариант: Образцы осторожно измельчили с помощью пестика и ступки без перемалывания.

Вопрос № 298492

Добрый день! Нужно ли выделять запятыми название товара для интернет-магазина, если присутствует деепричастный оборот? Пример: "розовая блуза декорированная жемчугом"

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед причастным оборотом нужна: розовая блуза, декорированная жемчугом.

Вопрос № 297938

Добрый день! Очень нужна ваша помощь! Как быть с запятой после слова "сама" в предложении: Сидя на спектаклях, сама, будучи актрисой, она с ужасом представляла, каково это – выходить на сцену в отсутствии публики.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после сама не требуется, так как это слово входит в деепричастный оборот сама будучи актрисой .

Вопрос № 297889

Добрый день. В предложении "Узнать подробности вы можете[,] перейдя по ссылке" требуется запятая в указанном в квадратных скобках месте? Фраза "перейдя по ссылке" является деепричастным оборотом? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая нужна. Да, перейдя по ссылке – это деепричастный оборот.

Вопрос № 297804

И вот ещё вопрос в продолжение. "Он рассмеялся, но, заметив мое уныние, сразу осекся". Нужна ли запятая перед "заметив"? Или правильнее будет "но заметив мое уныние, сразу осекся"? Ведь "заметив" и "осекся" связаны между собой по смыслу, то есть он осекся, потому что заметил. Но я не знаю правило, которым следует руководствоваться в данном случае.

Ответ справочной службы русского языка

Все запятые нужны: Он рассмеялся, но, заметив мое уныние, сразу осекся . Деепричастный оборот обособляется, т. к. его легко можно отделить от союза и переставить в другое место предложения, ср.: Он рассмеялся, но сразу осекся, заметив мое уныние.

Вопрос № 297619

Правильная ли пунктуация, а то режет глаз: "Я стал предельно аккуратно и, стараясь не поднимать шума, рыться в шкафчиках"?

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны. Если деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством, то такой оборот не обособляется. Ср.: Алёша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина (Дост.)

Вопрос № 297540

Нужна ли запятая в предложении: И не будет ли лучше тренировать все это играя и получая удовольствие. Если да, то почему. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Обособляется деепричастный оборот: И не будет ли лучше тренировать все это, играя и получая удовольствие.

Вопрос № 296238

Подскажите, верно ли запятые: Парень не обгоняет и не мешается, а являясь будто помощником или даже слугой, следует по пятам.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно обособить деепричастный оборот: Парень не обгоняет и не мешается, а, являясь будто помощником или даже слугой, следует по пятам.

Вопрос № 296068

Дорогая справочная служба, в ответе на вопрос № 284941 вы написали, что правильно «Пользуясь случаем...» Здесь же ошибка не только в знаках препинания: неправильно употреблён деепричастный оборот. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Деепричастный оборот, не выражающий действие подлежащего, может использоваться в безличном предложении при инфинитиве. В предложении из вопроса 284941 есть инфинитив поблагодарить, поэтому деепричастный оборот употреблен верно.

Вопрос № 295890

Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, нужна ли запятая или нет и почему в предложении: Это было красивое место, увидев которое, ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Ответ справочной службы русского языка

Если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который , то деепричастный оборот не обособляется.

Также обратите внимание, что в предложении не хватает запятой после слова грезы (после придаточного).

Верно: Это было красивое место, увидев которое ты чувствуешь, как в душе рождаются, словно смутные стихи, самые неистовые грезы, и где испытываешь настоящую тоску, почему-то не видя их вокруг.

Вопрос № 295567

Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, может ли употребляться деепричастный оборот в страдательных конструкциях (сказуемое был казнён)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Приведите, пожалуйста, пример интересующей Вас конструкции.

Вопрос № 294847

Здравствуйте! выделяется ли запятыми как вводное "недолго думая"? Они с Эммануэлем, недолго думая, решили поселиться в Елисейском дворце.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание недолго думая запятыми выделяется, но не как вводное, а как деепричастный оборот.

Как многие знают, деепричастный оборот имеет значение добавочного сказуемого, поэтому обособляется, выделяется запятыми. Обычно это не вызывает сложностей у учащихся. Однако есть случаи, когда деепричастный оборот в обособлении не нуждается. Эти случаи мы сейчас и рассмотрим подробнее.

1. Деепричастный оборот (чаще всего это оборот со значением обстоятельства образа действия) обозначает не добавочное действие, а наоборот, будучи тесно связанным со сказуемым, сам становится смысловым центром высказывания. В таком случае его нельзя убрать или переместить без искажения либо потери смысла предложения.

Он стоял чуть вытянув шею, печальный и задумчивый (главное, что он не просто стоял, а стоял чуть вытянув шею).

Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка (смысл в том, как именно она читала, а не в том, что она читала вообще).

Это упражнение делают обязательно сидя на полу (смысл в том, каким именно образом выполняют данное упражнение).

2. Деепричастный оборот является фразеологизмом.

Мальчик спешил сломя голову, чтобы позвать на помощь спасателей.

Печатник трудились не покладая рук.

После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз.

Вот некоторые из таких фразеологизмов: спустя рукава, едва переводя дыхание, кричать не переводя духа, мчаться высунув язык, лежать уставясь в потолок, сидеть затаив дыхание, работать засучив рукава, метаться не помня себя, слушать развесив уши др.

Некоторые деепричастные фразеологические сочетания выступают в роли вводных, тогда они обособляются.

По совести говоря, выполнить упражнение можно было гораздо качественнее.

Судя по всему, можно уже отправляться в путь.

3. Когда перед деепричастным оборотом находится усилительная частица И.

Можно было об это сообщить и не начиная ссориться.

Скромный человек остается скромным и победив сильного врага.

Ты можешь идти домой и не дожидаясь результата экзамена.

4. Если деепричастный оборот разрывается словом , входящим в состав придаточного предложения либо в состав простого предложения. Обычно это касается придаточных определительных предложений с союзным словом который . Также подобные случаи можно найти в некоторых стихотворных текстах.

Налево была дверь, выйдя через которую возможно было попасть в гримерную.

Вчера вышел на экран новый фильм Джима Джармуша, посмотрев который нетрудно понять его творческий рост.

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась… (И. А. Крылов).

Но рабскую верность Шибанов храня, своего отдает воеводе коня (А. К. Толстой).

5. Деепричастие может утрачивать свое глагольное значение , тогда оно не выделяется запятыми. Обычно в таких случаях его можно опустить без ущерба для смысла предложения.

Почтамт находится не доходя площади Восстания.

Вузы принимают абитуриентов по новым правилам начиная с конца прошлого года

К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня (слово начиная можно опустить, структура и смысл предложения не изменятся).

Однако если оборот со словом начиная не связан с понятием времени или служит для уточнения, пояснения, то он обособляется .

Все казалось нам подозрительным, начиная с его интонации

Капитан, начиная с Крымской войны, участвовал во всех военных операциях, кроме японской (слово начиная нельзя опустить, структура и смысл предложения изменятся).

Обороты исходя из и смотря по в большинстве случаев не входят в деепричастную конструкцию и не обособляются.

Задание составлено исходя из ваших пожеланий.

Будем поступать смотря по обстоятельствам.

6. Деепричастный оборот выступает вместе с обычным необособленным обстоятельством и они являются однородными. В этом случае деепричастный оборот не выделяется запятыми.

Мы научим вас решать примеры и задачи с легкостью и не прибегая к справочникам.

Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь.

Подпоручик отвечал по-в оенному и не смущаясь.

Однако в данном случае обособление возможно, если автор хочет поставить смысловой акцент или дать попутное объяснение.

Немного виновато и всхлипывая, мать п опрощалась с Алешей.

В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие капельки звезд (М. Горький).

Как видите, не все просто со знаками препинания при деепричастном обороте, но надеемся, Вам помогли наши объяснения. Если же что-то осталось не совсем понятным, Вы всегда найдете помощь у наших репетиторов!

Удачи Вам и красивого, грамотного, понятного русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

ОБОСОБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ И

ОДИНОЧНЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Цели урока:

Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о и деепричастном обороте, повторить постановку знаков препинания при деепричастном обороте;

б) познакомить с особенностями обособления дееприч. об. и одиночных деепричастий.

Практические:

а) закрепить умение находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты, выделять их, видеть связь деепричастия с глаголом-сказуемым;

б) сформировать умение различать обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, и необособленные одиночные деепричастия, по значению близкие к наречию, а также устойчивые сочетания слов.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Что такое деепричастие? (Д. – это самостоятельная , которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия, показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему? И т. д.)

Назовите признаки деепричастий. (В предложении зависит от глагола и является обстоятельством).

Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами).

Как на письме выделяется деепричастный оборот? (всегда, запятыми)

Домашнее упражнение – текст. Необходимо заменить выделенные глаголы деепричастиями, образовав деепричастные обороты. Определить стиль текста и тип речи.

В воздухе пахнет весной. Деревья в лесу отбрасывают на снег лиловые тени и стоят неподвижно.

Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Почти над самой головой послышались звонкие удары. Это лесной музыкант – дятел выбрал сухое дерево и барабанит по нему. Прислушаешься внимательно и непременно услышишь эти звуки. Дятел-барабанщик как бы перекликается с кем-то и торжественно приветствует приход весны.

Вот прогрелась лучами мартовского солнца и свалилась с макушки дерева белая шапка, она рассыпалась снежной пылью. Ветка освободилась от зимних оков и долго ещё колышется точно живая.

Стал ли текст выразительнее?

2. Объяснение материала.

Изучив в деепричастие и деепричастный оборот, мы знаем, что


Но мы знаем, что в предложении может быть не одно деепричастие или деепричастный оборот, а несколько. Как же быть? Рассмотрим несколько подобных случаев.

Несколько Д. или Д. О., которые относятся к одному сказуемому и соединяются неповторяющимся союзом И:

Лиса, курятинки накушавшись досыта

И добрый ворошек припрятавши в запас,

Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.

(«Волк и Лисица»)

Запятой д. о. не разделяются, как и однородные члены в аналогичном положении.


Д. О., которые относятся к разным сказуемым.(Союз И соединяет не д. о., а сказуемые).

Со стороны прибыв далекой

В дремучий лес, Орел с Орлицею вдвоем

Задумали навек остаться в нем

И, выбравши ветвистый дуб высокой,

Гнездо себе в его вершине стали вить,

Надеясь и детей тут вывести на лето.

(«Орел и Крот»)

Примеры выбраны не случайно. В этом году исполняется 240 лет со дня рождения., чьи басни вам с детства знакомы. Назовите.

(«Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне», «Мартышка и очки» и т. д.)

У вас на листах – отрывки из басен. Ваша задача расставить знаки препинания, подчеркнуть деепричастия и деепричастные обороты, а также сказуемые, к которым они относятся.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась…

(«Ворона и Лисица»)

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор –

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…

Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

(«Волк на псарне»)

Пастух под тенью спал, надеяся на псов,

Приметя то, змея из-под кустов

Ползет к нему, вон высунувши жало;

И Пастуха на свете бы не стало,

Но, сжаляся над ним, Комар, что было сил,

Сонливца укусил.

(«Комар и Пастух»)

Мы говорили о деепричастиях и деепричастных оборотах, которые обособляются. Но есть случаи, когда Д. О. не выделяются по смыслу, интонационно и запятыми.



Объясните значение этих выражений. Что вы можете сказать о правописании НЕ с деепричастиями?

Задание на листах: замените деепричастные обороты устойчивыми сочетаниями слов.

Мы слушали, забыв обо всем, рассказ о подвигах партизан. (не помня себя)

Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.(не смыкая глаз)

Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.(очертя голову)

Просители ушли, ничего не добившись.(не солоно хлебавши)

Составьте 3-4 предложения с этими словами.


Цель урока : повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.

Задачи урока :

  • Образовательная : закрепить знания учащихся по данной теме; повторить правила, связанные с деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи.
  • Развивающая : развивать познавательный интерес к предмету "русский язык"; развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной; развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка.
  • Воспитательная : воспитать трудолюбие, аккуратность; повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Тип урока: урок применения ЗУН.

Форма урока: практикум.

Методы и приемы: репродуктивный, частично поисковый, синтаксический разбор, игра, тренировочные упражнения, творческий диктант.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Слайды 1–2)

Сегодня, ребята, мы ещё раз поговорим о деепричастии и деепричастном обороте, будем учиться определять его границы и ставить правильно знаки препинания.

II. Синтаксический разбор предложения (у доски работает один ученик).

(Устно характеризуем предложение. Это предложение повествовательное; невосклицательное; простое, двусоставное; подлежащее – мы, выраженное местоимением, сказуемое (однородные) - спустились и вышли, выраженное глаголами; распространенное, второстепенные члены предложения – обстоятельства места и образа и способа действия; осложнено деепричастным оборотом).

Что в предложении обособляется? (Деепричастный оборот)

III. Повторение. (Слайд 3)

Расскажите об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. (Слайд 4) (Через домик)

  • Выделяются запятыми на письме обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
  • Не обособляются (на письме не выделяются запятыми)
    • одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия;
    • одиночные деепричастия, близкие к наречиям (лежа, сидя, стоя и др.);
    • деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящее после союза а ;
    • деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, затаив дыхание и др.).

IV. Тренировочные упражнения.

1. Задание : запишите, расставляя знаки препинания, 8 предложение из упр. 327 (I). Обозначьте графически главные члены предложения и обособленные члены предложения (один ученик работает у доски).

Объясните, почему после и стоит запятая, а перед и не стоит? (И соединяет однородные сказуемые, а дальше граница деепричастного оборота). (Слайд 5)

Сколько здесь обособленных обстоятельств? (Два, разделяются на письме запятой).

Переделайте и запишите предложение, связав два обособленных обстоятельства союзом и . Объясните знаки препинания.
Поезд достиг переезда и, тяжко проворачивая колеса и дыша всею силой своего огня во тьму, миновал одинокого человека с фонарём.

Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения.

2. «А ну-ка, отгадай!» (Слайд 6)

Ребята, очень часто деепричастия можно встретить в загадках. Найдите деепричастия и деепричастные обороты, подчеркните их одной чертой и отгадайте загадки.

1) В воде родившись, всю жизнь воды боится. (Соль)

2) Черненькая собачка свернувшись лежит;

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

3) Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)

4) Поевши, конь в ясли пал. (Нож)

Бабушка Андреевна,
Сгорбившись, сидит,
Рученьки расширила,
Всё хочет схватить. (Соха)

3. «Расшифруй пословицу» (Слайд 7)

Однажды я попросила ребят, чтобы они зашифровали известную пословицу, в которой есть деепричастный оборот. Вот что у них получилось. Попробуйте расшифровать пословицу. (Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.)

Чему учит нас эта пословица, как вы понимаете её смысл?

4. Игра «Кто, что и как?» (Слайд 8)

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Что, где и как?»

Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки.

Что я? Царь или дитя? –
Говорит он не …. (шутя)

Вот …. с ума свела
Такого молодца, -
Подумала Овца. (нехотя)

Мы долго … отступали,
Досадно было, боя ждали. (молча)

Я, наверное, паша –
Говорил он …, -
Я отец государю,
Вам приказ я отдаю. (не спеша)

Вот милое дитяти
Шагнув назад …
И, опрокинувшись, упал. (не глядя)

5. «Кто быстрее?» (Слайд 9)

Преобразуйте предложения, используя в них деепричастные обороты. Победит самый «быстрый».

1) Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. – Выпив воду, вспомни об источнике.

2) Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний. – Путешествуя, приобретаешь много знаний.

3) Друзьям и смерть не страшна, когда они верят друг другу. – Веря друзьям, и смерть не страшна.

4) Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. – Идя за плохим, плохое и найдешь.

6. «Верните на место». (Слайд 10)

Из русского поэтического творчества в современный русский язык пришли устойчивые образные выражения, которые мы используем в своей речи. Как они называются? (Фразеологизмы)

Русский язык по запасу фразеологизмов – один из богатейших в мире. А теперь попробуем «собрать» известные вам фразы. (Вспомнить, что не обособляются, не выделяются запятыми).

Слушать …… рот (раскрыв, разинув)

Кричать …….. дыхания (не переводя)

Работать ……. рукава (спустя, засучив)

Бежать …….. голову (сломя)

7. Творческий диктант. (Слайд 11)

Записать предложения под диктовку, затем заменить деепричастный оборот устойчивым сочетанием слов, выбрав подходящий на слайде:
Сломя голову, не смыкая глаз, затаив дыхание, не помня себя, разиня рот, не солоно хлебавши.

1. Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. – Всю ночь разведчики пролежали в засаде не смыкая глаз. 2. Просители ушли, ничего не добившись. – Просители ушли не солоно хлебавши.

8. Задание (Слайд 12) : определите, обособляются или не обособляются данные члены предложения. Заполните таблицу (записать номера предложений).

(Слайд 13)

  1. Ветер листья срывает_беснуясь.
  2. Летчик улыбался, шутил, но смотрел на старушку_не отрываясь.
  3. Катер дал сигнал и_набирая скорость_шёл по косой линии к берегу.
  4. Смеясь и шутя_мы побежали к реке.
  5. Задачу я решил _шутя.
  6. Враг отступил_отстреливаясь.
  7. Он не погасил свет_уходя.
  8. Он бежал по коридору_сломя голову.
  9. Он_подумав_решил задачу.
  10. Вот_нехотя_с ума свела.

V. Итог урока. (Слайд 14)

  • О чем мы сегодня говорили на уроке?
  • Какие пунктуационные правила повторили?

Домашнее задание .

  • упр. 325 (2ч.);
  • найдите пословицы, в которых есть деепричастия или деепричастные обороты.