Михаил Ярославович Хоробрит . Годы жизни:? - 1248 г.
Князь Московский : 1246 - 1248 гг.
Великий князь Владимирский: 1248 - 1248 гг.

Борис Михайлович (ум. 1263 г.) - сын Михаила Ярославича Храброго.
Князь Московский : 1248 - 1263 гг.
Умер в 1263 г.

Даниил Александрович

Даниил Александрович

Даниил Александрович (1261 г. - 4 марта 1303 г., Москва) - младший сын Александра Невского , первый удельный князь Московский (c 1263 г., фактически с 1276 г.); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.
Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 г. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, следовательно, князь Даниил родился в ноябре-декабре. Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261 г.).
В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце 23 ноября 1262 г). Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной). Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего. Юные годы Тверская грамота 1408 г. рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом III Ярославичем , братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 г. до своей смерти в 1271 г.

Брак и дети

Имя жены Даниила не известно.
Дети:
Юрий Даниилович (ум. 1325 г.) - московский князь в 1303-1325 гг., великий князь владимирский в 1319-1322 гг. (как Юрий III), князь новгородский в 1322-1325 гг. Иван Даниилович (Калита; 1288-1340 гг.) - князь Московский с 1325-1341 гг., Великий князь Владимирский с 1328-1341 гг., князь Новгородский 1328-1337 гг.
Александр Даниилович (ум. 1322 г.) Афанасий Даниилович (ум. 1322 г.) - князь новгородский (1314-1315 гг., 1319-1322 гг.).
Борис Даниилович (ум. 1320 г.) - князь Костромской с 1304 г.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 г., его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими княжествами.
В 1272 г. он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла.

Ок. 1276 г. – возникновение Московского княжества (1276 - 1547 гг.), столица Москва.

Князь московский: 1272/1276 - 1303 гг.

Политика

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем.
В 1282 г. вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась.
С 1283 г. действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.

Андрей в 1293 г. предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь.
В 1293 г. Москва была взята войском татарского царевича Тудана. Святой князь Даниил впустил их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.
Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире.
После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.
Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 г. открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью близ места, называемого Юрьево Толчище - и после переговоров заключен был мир.
В 1301 г. участвовал в Дмитровском съезде русских князей.
Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы.

Расширение владений

О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород (1296 г.), куда он был приглашен княжить в 1296 г.
В 1300 г. Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну (1301 г.). После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского (1302 г.) присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Строительство

При Данииле Александровиче в Москве основаны Богоявленский монастырь (1290-е гг.) и Данилов монастырь (кон. XIII в.), где была учреждена первая архимандрия.

Место погребения

О месте его захоронения существуют две версии: Одна восходит к сгоревшей в 1812 г. в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись видел Н.М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле.


Архангельский собор Московского кремля

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Память и почитание

В 1652 г. состоялось обретение мощей князя; по мнению Е.Е. Голубинского, в 1791 г. он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский.
Дни памяти: 4 марта и 30 августа (обретение мощей) по юлианскому календарю.

Имя князя Даниила носят основанный им Данилов монастырь в Москве, расположенные вблизи монастыря Даниловская площадь, Даниловская и Новоданиловская набережные, Даниловский вал, а также город Данилов в Ярославской области.


Памятник Св. князю Даниилу Московскому

В 1997 г. на площади Серпуховской заставы в Москве установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова.


Часовня святого благоверного князя Даниила Московского на площади «Серпуховская застава»

4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 г. учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней.

В подмосковном Нахабино, которое считается историческим центром инженерных войск МО РФ, построен Храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск России.


Церковь Даниила Московского в Нахабино

Богоявленский монастырь

Новгородская летопись так повествует об основании обители: «От 1296 года до 1304 г. бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана...»
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

В 1340 г. при Иване Калите было заложено первое каменное здание монастыря - четырёхстолпный Богоявленский собор. Он был разрушен в 1451 г. во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.
Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (в частности, появилась новая трапезная) монастырь снова сильно пострадал в 1547 г. во время великого московского пожара. А в 1571 г. Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 гг.), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 г. был построен новый каменный собор.
Монастырский собор строился в 1693-1696 гг. В 1685 г. в монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихуды была основана школа, через пару лет переехавшая в соседний Заиконоспасский монастырь. Так родилась знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
В 1693-1696 гг. был построен дошедший до наших дней Богоявленский собор в стиле т. н. «нарышкинского барокко», в нижней (подклетной) части которого сохранилась часть постройки 1624 г. Позднее арки поклета были заложены.
В 1737 г. монастырь вновь серьёзно пострадал от пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 г. построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней.
В 1747 г. собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 г. - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня.
В 1764 г. все монастырские земли были секуляризованы.
В 1782 г. церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.
В 1788 г. монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 г. им управляли епископы - викарии Московской митрополии.
Особенно же стал процветать монастырь с 1866 г., когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицы святых мощей мучеников: Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».
Предпоследним настоятелем монастыря был Епископ Трифон (Туркестанов).
В 1873 г. в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона. В нач. 1920-х гг. монастырь был закрыт.
Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена в 1990-е гг.

Даниил. Этот князь, оставшийся после смерти отца (1263) ребенком, вначале боролся (1283) в союзе с другими князьями против утвердившегося на великом Владимирском столе старшего брата, Дмитрия Александровича. Потом Даниил вместе с сыном Дмитрия, Иваном, и Михаилом Тверским воевал против другого своего брата – Андрея Городецкого (1296). При жизни дядей и старших братьев Даниил не мог иметь законных притязаний на великое княжение Владимирское, и он никогда им не владел. Зато Даниил употребил всю свою энергию на увеличение собственного Московского удела. Он сделал два важных примысла к нему – Коломну и Переяславль-Залесский.

Еще прежде Суздальские князья стремились отрезать от Рязанской области ее пограничный город Коломну, который по своему положению на левой стороне Оки тянул более к Суздальской земле . Коломна кроме того запирала устье реки Москвы. Даниил воспользовался княжескими усобицами Рязани, затеял войну с Рязанским князем Константином Романовичем, захватил Коломну, разбил противника под стольным Переяславлем Рязанским и какою-то хитростью взял его в плен (1301 г.). В то же время главных северорусских князей немало волновал вопрос о том, кому перейдет в наследство Переяславль-Залесский после смерти его князя, больного, бездетного Ивана Дмитриевича (внука Невского). К этому наследству стремились и родные его дяди Андрей с Даниилом, и двоюродный Михаил Тверской. Но Даниил Александрович Московский сумел привлечь племянника на свою сторону и, после его смерти (1302 г.), по духовному завещанию, наследовал Переяславль с весьма значительною по тому времени волостью.

Несмотря на татарские разорения (особенно при нашествии Дюденя в 1293 г.), Москва после княжения Даниила Александровича была сравнительно цветущим и крепким городом. Памятником этого князя, между прочим, служит основанный им за Москвой-рекою Данилов монастырь. Даниил Александрович скончался в 1304 г. (по другому известию в 1303 г.), в возрасте с небольшим сорок лет и был погребён в том же Даниловом монастыре.

Памятник князю Даниилу Александровичу в Москве

У князя Даниила осталось пять сыновей. Старший из них, Юрий Данилович, сидел в Переяславле-Залесском, когда пришло известие о кончине отца. Переяславцы при этом известии не пустили Юрия в Москву на отцовское погребение, опасаясь, вероятно, захвата со стороны Михаила Тверского или Андрея Городецкого. А может быть жители старого города желали, чтобы княжеский стол был утвержден в нем, а не в Москве. Но Юрий Данилович занял стол Московский, а Переяславль передал следующему за ним брату .

Князь московский, сын великого князя Александра Ярославича Невского и супруги его, княгини Вассы, род. в 1261 г., умер 5 марта 1303 г. Князь Даниил, родоначальник князей московских, впоследствии государей и царей "всея Руси" - первый виновник усиления московского княжества; ему, как младшему сыну Александра Невского, достался незначительный удел - город Москва с тянувшимися к ней землями.

Первоначальную территорию московского княжества в XIII в. можно с вероятностью определить так: на западе граница его начиналась при впадении p. Рузы в р. Москву, поднималась по Рузе к сев.-зап., затем круто поворачивала на сев.-восток по водоразделу правых притоков Волги, рек Ламы и Дубны, с одной стороны и левых притоков Москвы и Клязьмы с другой; перейдя речку Шерну, приток Клязьмы, граница поворачивала на юг, между речками Гжелкой и Перской пересекала Москву и, дойдя на юге до водораздела правых притоков Москвы и левых притоков Оки, направлялась на запад по самому водоразделу, упиралась в речку Нару (приток Оки) и, повернув к северу, подходила к устью Рузы; следовательно в состав Московского княжества XIII века входили теперешние уезды: московский, звенигородский, рузский, южная часть дмитровского, богородский, бронницкий и подольский.

Небольшое это княжество занимало важное стратегическое и, отчасти, торговое положение: оно граничило с княжениями: рязанским, смоленским, тверским, переяславским и владимирским; через г. Москву пролегали наиболее удобные пути из южной и западной Руси и земли рязанской в землю ростово-суздальскую; по Оке, Москве, ее притоку Сходне, Ламе, Волге и Тверце шел водный торговый путь из южной Руси к Новгороду.

Умный и энергичный князь Даниил понял значение своей вотчины: будучи слишком молодым и (по родовым понятиям) слишком слабым для того, чтобы домогаться великокняжеского стола, он примкнул к союзу младших князей, чтобы ослабить власть и значение великого князя; так, в 1282 г., он, в союзе с братьями Андреем Городецким и Святославом Тверским и новгородцами, действует против великого князя Димитрия Александровича; но когда, в 1294 г., Андрей Александрович Городецкий окончательно сел на великокняжеском столе, то очень скоро между ним и прежними его союзниками произошло нелюбие; для прекращения вражды князья северной Руси съехались во Владимире 1296 г., причем кн. Даниил, вместе с кн. Михаилом Тверским и Иваном Димитриевичем Переяславским, был против великого князя; заключенное в присутствии татарского посла, при участии духовенства, примирение оказалось непродолжительным; кн. Иван Переяславский поспешил в Орду, и вел. князь сделал было попытку захватить его вотчину, Переяславль (Залесской), но князья тверской и московский преградили ему дорогу.

Отстаивая дружно свои вотчины от великого князя, младшие князья деятельно хлопотали об увеличении их. Кн. Даниил в этом отношении действовал особенно удачно: в 1301 г. он воевал с Константином, князем рязанским, разбил его у Переяславля (рязанского) и взял в плен; следствием этой победы и было, вероятно, присоединение к Москве Коломны и Серпухова. - Князья рязанские были старинными врагами князей владимирских, потомков Всеволода III; воюя с ними и расширяя свои владения на счет их, кн. Даниил не встречал противодействия со стороны своих родичей - князей; скорее, напротив, он мог рассчитывать на их содействие.

В 1302 г. умер бездетным старый союзник московского князя, кн. Иван Димитриевич Переяславский: свою вотчину, Переяславль, он завещал кн. Даниилу.

Хотя вел. кн. Андрей и пытался было снова захватить Переяславль, но кн. Даниилу, опиравшемуся на сочувствие Переяславцев, удалось утвердить там свою власть; любопытно, однако, что Переяславль не был присоединен к Москве и впоследствии не считался московским городом (см. духовные Калиты): он остался в числе городов владимирских.

Скончался кн. Даниил 5 марта 1303 г., приняв перед смертью пострижение и схиму. Современные летописи сохранили нам немного известий о кн. Данииле.

В эпоху ослабления родовых отношений, господства физической силы, кн. Даниил является типичным представителем северорусского князя, блюдущего интересы своей семьи и вотчины; с несомненною политическою ловкостью он действует сначала с Андреем Городецким против старшего брата, Димитрия, потом с сыном этого Димитрия против прежнего союзника, - кн. Андрея; кн. Константина рязанского Даниил пленил "некоею хитростью". Не возвышаясь над нравственным уровнем современников, кн. Даниил превосходил их ловкостью и умом: детям своим он передал Московское княжение увеличенное, по крайней мере, вдвое против того, что он сам получил от отца, и тем подготовил успехи своих преемников.

У кн. Даниила осталось пять сыновей: Юрий, Иван (Калита), Александр, Афанасий и Борис. Похоронен был кн. Даниил в деревянной церкви св. Михаила, стоявшей на месте нынешнего Архангельского собора.

Иоанн Грозный возобновил пришедший в совершенный упадок Данилов монастырь, основание которого приписывается кн. Даниилу.

Летописи: Лаврентьевская Академич. спис., Никоновская, Воскресенская Софийская и др. В исторической литературе о кн. Данииле писано много: 1) в общих трудах по Русской истории, - Карамзин, Ист. Гос. Росс., т. IV, Соловьев, Ист. Росс. т. III, гл. IV, Бестужев-Рюмин, Русс. Ист. т. I, гл. VII, Иловайский, Ист. Росс., т. І и-2) в трудах, посвященных первоначальной истории Московского княжества: Погодина, "О Москве" (Ист. - крит. отр. I), Станкевича "О причинах пост. возвышения Москвы (Уч. зап. Моск. Унив. 1834 г.) Вишняков: О возвыш.

Моск. княж. и др. С. Середонин. {Половцов}

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".