3 6 413 0
Каждый третий ребенок становится жертвой травли одноклассников. Чаще всего насмешки и издевательства касаются новеньких.
Ситуация, когда приходиться переводить ребенка в другой класс или школу – не редкость. Причины перевода могут быть разные:
- Родители меняют место жительства.
- Серьезные конфликты ребенка с одноклассниками.
- Смена обычной школы на профильную.
- Неподходящая для уровня развития ребенка программа.
В новой школе ребенок часто сталкивается с непринятием в коллектив. Из-за этого нарушается процесс нормальной социализации школьника.
В конечном итоге ребенок не может найти друзей, ощущает психологический дискомфорт, который будет только расти.
Обязанностью родителей является поддержка ребенка в этот нелегкий период и предоставление помощи. Рекомендации нашей статьи помогут принимать посильное участие в школьной жизни чада, чтобы вовремя замечать все изменения в поведении и избежать конфликтов.
Сложности во время адаптации в новом коллективе
Одноклассники не принимают
Это не всегда так. Дети могут присматриваться к новичку прежде, чем вступить с ним в тесный контакт. Новенькие вначале находятся под протекцией учителя, что может сковывать одноклассников в желании как-то проявить себя по отношению к новому другу.
Настоящее неприятие ребенка может произойти лишь в том случае, если школьник проявит себя с нехорошей стороны, начнет задирать других, насмехаться.
Приучите ребенка к объективному восприятию окружающей действительности. Не только он приспосабливается к новому классу, но и класс тоже приспосабливается к нему.
Ребенок не умеет наладить контакт
Новички не знают, как наладить контакт со сверстниками и держатся в стороне. Это нормальное явление, поскольку лишняя навязчивость может отпугнуть друзей. Общение между детьми сводиться к уровню рабочих отношений: «Передай, пожалуйста, дневник», «Одолжи ручку». Весь коллектив или группы детей сами проявляют интерес к новичку. Они первыми идут на контакт и вовлекают ребенка в общеклассную жизнь.
Если же класс отторгает ребенка, нужно обратиться к школьному психологу для дальнейшего разбора причин, которые привели к данному исходу.
Борьба за лидерство
В устоявшемся коллективе уже есть свои лидеры и заводилы, которые составляют классное самоуправление.
Перейдя в новый класс, не стоит сразу заявлять свои намерения перетянуть на себя лавры первенства. Нужно пытаться органично смотреться в коллективе и предлагать свои услуги по мере возможности.
Также не стоит забывать, что всеми процессами в классе должен руководить учитель. Если у вашего ребенка есть лидерские качества, он обязательно их заметит и направит в нужное русло.
Не знаете, как ? Тогда читайте нашу статью.
Ребенок много душевных и физических сил тратит на то, чтобы успешно влиться в коллектив, привыканием к новому учителю. У него не остается энергии на учебу.
Все учителя по-разному преподают один и тот же предмет. Чтобы привыкнуть к новому педагогу и его манере, тоже нужно определенное время. Не судите ребенка слишком строго за его неудачи.
Адаптация длится до 2 месяцев. Если ситуация продолжается, это повод посетить педагога или классного руководителя для выяснения причин плохой успеваемости.
Пообщайтесь с учителем
Переход ребенка в другую школу несет колоссальный стресс и для родителей. Это связано с перестройкой привычного уклада жизни.
Чтобы снизить негативные последствия перехода в другую школу к минимуму, психологи советуют делать это в начале учебного года.
Обязательно перед этим нужно встретиться с классным руководителем, познакомиться, задать волнующие вопросы, узнать о правилах школы, дресс-коде, расписании уроков.
Чем больше информации вы сможете получить, тем больше вероятность, что вашего ребенка с порога не воспримут белой вороной.
Также важно как можно больше рассказать учителю о ребенке:
- черты характера;
- успеваемость в предыдущей школе;
- какие предметы даются легко, а какие с трудом;
- хобби и посещения секций и кружков.
Чем больше информации получит от вас учитель, тем легче ему будет ввести чадо в коллектив и сплотить его.
Подготовьте школьника
После разговора с учителем вы сможете объяснить ребенку все ключевые моменты в новой школе, какие предметы будут преподаваться, в какое время начинаются переменки, какую форму одежды носить.
Переход должен активно обсуждаться в семье. Ребенку следует понимать, что вы интересуетесь его жизнью и переживаете за него.
Нужно обязательно говорить с ним, оговаривать все возможные ситуации и устанавливать доверительные отношения настолько, насколько это возможно. От доверия школьника к родителям зависит успешность адаптации.
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка
Дети, столкнувшиеся с необходимостью покинуть старую школу, чувствуют себя одинокими и брошенными.
Так происходит из-за отсутствия внимания со стороны родителей к сложившейся ситуации. Это приводит к таким проблемам:
- Неспособность адаптироваться к новым правилам и требованиям;
- падение успеваемости;
- депрессивное состояние;
- частые болезни.
Ваша поддержка важна для школьника. Необязательно постоянно выспрашивать у ребенка все, он должен сам хотеть делиться с вами. Также можно искать пути решения проблем за просмотром мультиков, чтением сказок, проводить параллели между сложившейся ситуацией и другими случаями из жизни. Это предоставит ребенку бесценный опыт и даст возможность увидеть результат при разных вариантах решения проблемы. Искренность вашего участия в школьной адаптации поможет облегчить переход в новый коллектив.
Поддерживайте и заботьтесь, но не кудахтайте над чадом
Относитесь к ребенку как к равному, уважать его предпочтения и взгляды, мягко их корректировать, направлять в правильное русло. Но не забывайте, что из-за отсутствия жизненного опыта ребенок может совершать ошибки и не критикуйте его строго.
Вы можете помочь малышу сделать поделку для школьного конкурса или выставки. Или устройте праздник для детей и пригласите одноклассников, подготовьте конкурсную программу с командными или коллективными играми.
Такие мероприятия помогают наладить общение между детьми в неформальной обстановке. Ребенок будет чувствовать себя не так скованно, поскольку остальные будут находиться на его территории. Дайте ребенку понять, что стремление нравиться всем никогда не увенчается успехом. Достаточно и уважение к другим.
Как ребенку произвести правильное впечатление на одноклассников
Подготовьте одежду
Она должна быть чистой и выглаженной. Лучше одеться нарядней.
Сложите портфель заранее
Не оставляйте этот процесс на утро, поскольку из-за переживаний вы можете что-то забыть.
Откройтесь новым впечатлениям
Заходите в школу с гордо поднятой головой и ровной спиной. Никто не должен заметить вашего переживания. Будьте спокойны и уверенны в том, что все получится.
Вежливость
С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?
Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.
То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.
Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.
Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.
Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.
По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.
Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .
Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.
Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.
Непохожесть на остальных – частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.
Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность – даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.
Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников – не забывайте об этом.
Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?
Как понять, что ребенок стал изгоем?
Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?
Ребенок радуется любой возможности не идти в школу – например, из-за болезни.
Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.
Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.
Из школы всегда возвращается в плохом настроении.
Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.
Главный принцип – не навреди!
Естественное желание любящего родителя – защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.
Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?
Первое, что необходимо сделать, – обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он – связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.
Если этого не случилось, следующая инстанция – директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.
Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его – он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.
В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться – спорт, творчество, учеба? Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.
Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.
Правила общения
Любую проблему легче предотвратить, чем впоследствии разрешить. Как наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива? Помогут несколько простых правил.
На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.
Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.
Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.
Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.
Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.
Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.
Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.
Об авторе
– специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.
Психологическая атмосфера в коллективе имеет большое значение. Она влияет на общее состояние людей, уровень их взаимодействия. Нередко сотрудники покидают хорошее место работы только из-за того, что не сложились отношения с коллегами, а ученики переходят в другую школу, потому что не получается установить контакт с одноклассниками. Зачастую влиться в новый коллектив бывает непросто, поскольку к незнакомому человеку относятся настороженно, а ему приходится вписываться в уже сложившуюся обстановку. С этой проблемой сталкиваются те, кто начинает работать на новом месте, учиться или заниматься творчеством. Как установить хорошие отношения с коллегами, одноклассниками, снять напряжение? Важно знать некоторые особенности вхождения в новый коллектив, помнить советы и целенаправленно устанавливать эмоциональный контакт с окружающими.
Вливаемся в новый коллектив. Некоторые особенности установления контакта
- В первую очередь вам необходимо адаптироваться к новым условиям труда, учёбы. Начните установление нужной психологической атмосферы с работы над собой. Даже если вы были вынуждены трудиться или учиться в конкретном месте, но сами не испытывали желания менять обстановку, постарайтесь выработать положительное отношение ко всему окружающему. Вам потребуется убедить себя в рациональности ваших действий, преимуществах нового коллектива, достоинствах перемен. Когда вы сумеете позитивно смотреть вокруг, демонстрировать искреннюю доброжелательность, у вас появится внутренняя уверенность в себе, а люди почувствуют ваш благоприятный настрой и ответят взаимностью.
- Чтобы ваше позитивное отношение было действительно искренним, вам понадобится его обосновать. Тщательно проанализируйте ситуацию. Возьмите ручку, листок бумаги и запишите по пунктам все плюсы нового места, коллег, руководства, вашей должности. Даже если вам можно вставать на полчаса позже, вы тратите на 10 минут меньше на проезд, в школе большие светлые коридоры – это уже преимущество. Любая приятная деталь должна занять своё место в вашем анализе. Обязательно отметьте положительные черты характера, внешности каждого члена нового коллектива. Подумайте, они обязательно найдутся.
- После первого дня на новом месте подумайте, насколько хорошо вы пообщались с коллегами, как в целом прошло ваше знакомство. Запишите все, что удалось, обозначьте свои ошибки. Наметьте план: как лучше себя вести, какой подход нужен к конкретным людям, что вам требуется исправить, над чем поработать.
- Заранее решите, что вы будете отвечать, если вас спросят о предыдущем месте работы, учёбы. Следует отметить, что очень важно воздержаться от негативных характеристик бывшего коллектива, начальства, обстановки в целом. Можно отметить какую-то внешнюю причину, например, желание сократить время, затрачиваемое на проезд, или стремление расширить кругозор, занять более интересную должность, начать трудиться в более перспективном направлении. Постарайтесь найти и обозначить позитивные причины вашего перехода на новое место.
- Влиться в новый коллектив вам поможет доброжелательное отношение к окружающим, искренний интерес к делам компании, вуза или школы, внутрикорпоративным отношениям. Всегда здоровайтесь с коллегами, улыбайтесь при встрече. Избегайте конфликтов, не принимайте участие в спорах, даже если тема вам интересна, у вас есть своё мнение на этот счёт. Не занимайте чью-либо сторону в ссорах, старайтесь придерживаться нейтральной позиции. Отлично, если вы сможете найти компромиссное решение и деликатно предложить его.
- Проявляйте собранность, будьте аккуратны и пунктуальны. Помните, что уровень вашей работы, учёбы тоже отразится на отношениях с коллективом. Старайтесь не отставать, не снижать общие показатели.
- Воздержитесь от демонстрирования своих преимуществ, умений. Если вы сразу резко выделитесь, пусть и в положительном смысле, это не понравится вашим коллегам. Когда что-то вам удаётся, вы владеете навыками, которых нет у членов нового коллектива, постарайтесь помочь коллегам, вовремя дать совет, корректно поправить и доступно объяснить непонятное. В таком случае ваша поддержка непременно вызовет положительную реакцию, окружающие действительно оценят ваши способности и будут им рады.
- Даже если вы не очень любите шумные компании, развлечения и вечеринки, не нужно на первом этапе работы или учёбы отказываться от участия в корпоративных мероприятиях. Подобное поведение может быть воспринято как проявление вашего отрицательного отношения. Позднее, когда вы лучше узнаете коллег, сможете постепенно проявить себя и немного рассказать о ваших предпочтениях, вы вполне сумеете пояснить, почему не очень стремитесь стать участником вечеринок. Важно всё делать не спеша, деликатно.
- Рабочее место – ваша своеобразная визитная карточка. Помните, что оно должно отражать вашу собранность, ответственность, умение следить за порядком. На рабочем месте важно поддерживать чистоту, не оставлять ненужные вещи, держать всё в строгом порядке. Желательно не расставлять в первое время на столе фотографии, различные сувениры, личные вещи. Таким образом тоже подчёркивается обособленность человека. Потом вы постепенно придадите вашему рабочему месту «индивидуальный» облик, но не спешите с этим.
- Приложите максимум усилий, вписываясь в новую среду, рабочий или учебный процесс. Помните: на первоначальном этапе вам понадобится трудиться больше, стараться не допускать ошибок и не отставать от коллег, чтобы влиться в новый коллектив. Безусловно, в первое время вам будет непросто, поскольку нужно не только проявить все свои способности, но и привыкнуть к новой среде, требованиям. Но уже в ближайшем будущем вы увидите, что ваши старания приносят плоды: вы быстрее справляетесь с работой, запоминаете всё больше важной информации, постепенно приближаетесь по результативности к опытным коллегам. Пока вам необходимо стремиться создать нужную базу для дальнейшей деятельности на новом месте.
- Деловые отношения в коллективе не надо смешивать с личными. Вам важно установить именно деловые контакты, потому старайтесь не обращать внимания на индивидуальные качества людей, которые вам не очень приятны. Сохраняйте небольшую дистанцию, особенно в первое время. Если вы сразу резко сблизитесь с кем-то, вам будет гораздо сложнее поддерживать ровные отношения с остальными.
Оказавшись в новом коллективе, очень важно действительно почувствовать себя его частью, действовать продуманно, соблюдать правила вежливости и этикета, внимательно относиться к людям. Тогда у вас всё получится.
- Будьте вежливы, доброжелательны, деликатны.
- Налаживайте отношения постепенно, не оказывайте на окружающих давления, ведите себя естественно.
- Относитесь с искренним интересом ко всему происходящему вокруг.
- Устанавливайте именно деловые отношения, старайтесь не переводить их в личные хотя бы первое время. Вам нужно хорошо общаться со всеми коллегами.
- Помните о вашей деятельности на новом месте. Не отставайте от коллег.
- Избегайте критики, излишней демонстрации своих преимуществ.
Не обсуждайте коллег и не участвуйте в спорах. - При необходимости обращайтесь за советом. Если нужно, помогайте коллегам, но делайте это деликатно, не подчёркивая своего превосходства.