Новый учебный год в Германии начался с плохой новости. И так напряженная ситуация на рынке учителей, скорее всего, в ближайшие годы обострится в беспрецедентном масштабе. Миграция, динамичное повышение рождаемости требуют больше персонала, но многие учителя в настоящее время выходят на пенсию, а из университетов приходит слишком мало новых. Рассказывает Наталья Маурер.

Родители, ученики и педагоги Германии бьют тревогу. Катастрофическая нехватка учителей на начало нового учебного года ведет к серьезным пробелам в образовании. Больше всего учителей недостает в начальных и средних школах. На сегодняшний день это почти 40 тыс. "Эта худшая ситуация за последние 30 лет", - сказал президент Ассоциации учителей Германии (Deutsche Lehrerverband (DL) Хайнц-Питер Майдингер. В результате сильно увеличилось количество учеников в классах, а по некоторым предметам в аттестатах даже нет оценок, так как в течение года из-за отсутствия преподавателей по данному предмету вообще не проводились занятия.

Пробелы в знаниях практически невозможно заполнить в будущем, потому что в новом учебном году будет также некому заниматься с учениками дополнительно. Родители и дальше будут вынуждены платить за дополнительные занятия вне школы. Для страны без природных ресурсов, в которой самым важным являются образование и инновации, такая ситуация абсолютно неприемлема. Отмене занятий сегодня не радуются даже ученики.

Дефицит учителей будет расти

В будущем ситуация с нехваткой педагогов станет еще более драматичной. По информации Международного фонда Бертельсманн (Bertelsmann Stiftung), к 2025 г. в Германии ожидается на один миллион школьников больше. "Никто не рассчитывал на такое большое количество школьников", - сказал член правления Фонда Йорг Драгер. Основная причина - это миграционная волна 2015 г. В связи с неожиданным приростом населения к 2025 г. будет необходимо построить 2.400 новых детских садиков и начальных школ, а потом соответственно и средних школ. Расходы государства на образование, по мнению фонда, к 2030 г. должны увеличиться на 4,7 млрд евро . Данные для составления прогноза фонд Bertelsmann взял из статистики рождаемости за 2016 г.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105 тыс. учителей начальной школы, однако университеты в состоянии подготовить за этот период всего 70 тыс. молодых специалистов, что приводит к дефициту в 35 тыс. учителей начальных классов. Ситуация с воспитателями в детских садах ничуть не лучше. К 2025 г. в стране будет не хватать более 300 тыс. воспитателей.

Новый эксперимент

Обучение преподавателя – это длительный процесс, поэтому министерство образования старается решить проблему нехватки учителей привлечением в школы специалистов из других отраслей, так называемых Quereinsteiger. Это люди, изучавшие в институте математику, информатику, химию, биологию, спорт или музыку, не имеющие педагогического образования, но желающие работать в школе. Мотивы у всех разные: кто-то потерял работу и не может найти новое место, кто-то недоволен зарплатой и надеется, работая на государство, заработать побольше денег, кто-то хочет радикально сменить профессию и работать с людьми. Количество "учителей-непедагогов" в школах постоянно увеличивается, например в Берлине в 2017 г. оно составляло уже 41%.

Акция протеста учителей в Берлине

Преподавать в школе и параллельно изучать вечерами или по выходным педагогику, психологию и методику преподавания довольно тяжело. А вероятность того, что и эта профессия принесет разочарование, очень высока. Большая нагрузка и при этом невысокая зарплата по сравнению с педагогами, закончившими педагогические вузы, часто не соответствуют первоначальным ожиданиям "новых" педагогов. Они чувствуют себя людьми "второго класса" и поэтому выходят на улицы с акциями протеста. Одна из таких акций протеста прошла в Берлине: учителя требовали одинаковую оплату труда за одинаковую работу (Gleicher Lohn für gleiche Arbeit!). Пока сложно сказать, как этот эксперимент отразится на качестве школьного образования, но в любом случае лучше, когда хоть кто-то преподает, чем полная отмена уроков.

Парадокс системы

В то время как в стране не хватает огромного количества учителей, более 5 тыс. преподавателей, окончивших педагогические вузы, работают по временным контрактам. Школы принимают их на работу к началу учебного года, а перед летними каникулами снова увольняют, чтобы не платить зарплату за 6 недель каникул. Только земля Баден-Вюртемберг экономит на этом 12,5 млн евро в год. В результате учителя становятся на этот период безработными и не имеют права на пособие по безработице, так как для этого надо проработать полные 12 месяцев. Учителя могут рассчитывать только на социальную помощь Hartz IV (социальная помощь для граждан, находящихся длительное время без работы, введенная в 2002 г.). Но получить ее не так просто, необходимо пройти длительную бюрократическую процедуру, поэтому не все временно безработные учителя обращаются за ней на биржу труда и реальное количество увольняемых на время летних каникул много больше.

Хорошо, если учитель уже в конце учебного года знает, что в начале года снова получит работу. Информацию о том, сколько рабочих часов ему предоставят и какие предметы будет преподавать, школа выдает непосредственно перед началом занятий. В такой ненадежной ситуации, чтобы не остаться совсем без работы, учителя вынуждены параллельно искать место в других школах. В некоторых учебных заведениях из-за этого постоянно меняются преподаватели. Каждый учитель использует свой метод преподавания, детям снова и снова приходится привыкать как к новому человеку, так и к новому методу преподавания. Государство экономит – дети страдают.

Временные контракты не дают преподавателям возможность отложить деньги, брать кредит в банке, планировать семью. Неудивительно, что все меньше и меньше молодых людей хотят работать в школе. Ситуация усложняется также большим количеством мигрантов, дети плохо владеют немецким языком, поэтому работать в начальной и общеобразовательной школе намного сложнее, чем в гимназии. Неудивительно, что все стремятся работать именно в гимназии: там проще работать и больше платят. Раньше в гимназии, как правило, принимали преподавателей только с очень хорошими оценками в дипломах, опыт работы не имел при этом большого значения. Сейчас же из-за дефицита кадров планка немного снизилась, и в этом году уже и у учителей со средними оценками появилась возможность получить место в гимназии. Многие учителя воспользовались этой возможностью и перешли из средней школы работать в гимназию. Снизив планку для квалификации преподавателей, гимназии тем самым решили проблему дефицита кадров.

Например, за пять лет обучения в Friedrich-Ebert-Gymnasium в Гамбурге у нашей дочери сменилось шесть классных руководителей, и почти каждый год меняются учителя по основным предметам (математика, немецкий и английский языки). Если вначале на родительских собраниях родители приветствовали нового учителя улыбками и аплодисментами, то теперь мрачно стучат по деревянному столу, боясь сглазить, ведь впереди еще целых четыре года. В этом году в гимназию пришло много новых учителей из средних школ, поэтому есть надежда, что ситуация улучшится.

Роль учителя в эпоху дигитализации

Технологический прогресс и дигитализация происходят сегодня настолько быстро, что обычные учителя за ними просто не успевают. Один из критиков немецкого образования - Рихард Давид Прехт - считает, что намного продуктивнее будет привлекать в старшие классы средней школы и в гимназии настоящих специалистов. Тех, кто использует физику, математику, химию, биологию и другие науки на производстве или в исследованиях. "На уроках математики сегодня три ученика из тридцати знают математику лучше преподавателя, в то время как остальные не понимают материал вообще", - объясняет Давид Прехт.

Вместо сухих и скучных уроков математики, физики или биологии ученикам было бы намного полезнее послушать лекции настоящих специалистов своего дела. Учитель, как правило, имеет только общие теоретические знания предмета и не имеет никакого отношения к практике. То же самое касается и гуманитарных наук, таких как философия, история или социология. Ученые и практики специализируются на каком-то одном вопросе, изучают его глубоко и соответственно, в отличие от учителя могут преподать ученикам актуальный интересный материал. Учитель же при такой системе образования – это скорее организатор учебного процесса, его задача не учить детей, а предоставить им возможность послушать интересные лекции специалистов онлайн или в режиме реального времени.

Наталья Маурер

Человек, рассказывающий школьникам, об интересных открытия, экспериментах или инновациях на производстве, сам не должен быть педагогом. В этом как раз и есть отличие от педагогов-Quereinsteiger, которые меняют одну профессию на другую, и в результате становятся чем-то средним: и не совсем педагог и больше не специалист в своей области.

Школе необходима реформа

Острый дефицит учителей и воспитателей – это основной показатель кризиса системы немецкого образования в целом. Неудачные школьные реформы последних лет, различные системы образования в разных землях, постоянно меняющаяся длительность обучения в школе, недостаточное количество мест в педагогических университетах, наплыв мигрантов – все эти факторы сильно усложняют работу учителей и воспитателей, сильно демотивируют молодых специалистов. Совершенно ясно, что стране как можно быстрее необходим новый актуальный концепт и инвестиции в систему образования, иначе появится еще одно "потерянное поколение", неспособное найти свое место в эпоху дигитализации.

Нехватка молодых специалистов в школах

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Приятно видеть вас всех здесь. Сегодня мне хотелось бы озвучить свою позицию по одному из направлений развития общего образования.

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль исчезает.

Согласно статистике, сегодня по всей стране сложилась поистине драматическая ситуация с привлечением молодых специалистов для работы в школе. В кадровом составе образовательных учреждений постоянно увеличивается число педагогов пенсионного возраста. Средний возраст учителей по всей России составляет 52 года.

Приоритетным направлением развития образования на сегодняшний день является развитие учительского потенциала. Данное направление занимает в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое место. Одной из задач направления является необходимость пополнения школ новым поколением учителей.

На сегодняшний день проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования очень актуальна.

Но возникает вопрос «Где взять молодых педагогов? Ведь большинство выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности.

Как привлечь компетентного начинающего учителя и, самое главное, что необходимо для того, чтобы удержать такого специалиста в школе?

В своем выступлении я рассмотрю два основных вопроса. Для начала попробую сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя, в том числе я, работая первые годы в школе. После этого постараюсь сформулировать пути решения существующих проблем.

По данным статистики, меньше половины выпускников педагогических вузов выбирают школу для своей карьеры, а большинство из них уходят из образовательной сферы через несколько лет. Причин тому несколько: низкая заработная плата и статус учителя, трудная адаптация молодого специалиста и проблема взаимоотношений между учителем и учениками, а также их родителями.

Зарплата учителей считается важным фактором для привлечения выпускников к педагогической профессии. Заработная плата во многом определяется категорией, которую учитель получил за свою карьеру и педагогической нагрузки, по которой он работает. Но учитывая, что вначале учитель не имеет категории, становится понятно, что зарплата будет низкая. Конечно, каждый молодой специалист получает стимулирующие выплаты к зарплате, но они слишком малы.

Вопрос адаптации молодого педагога в коллективе и профессии в целом не менее актуален. Говоря об этом, замечу, что, по мнению психологов, обычно через полгода-год у молодого учителя проявляется синдром эмоционального выгорания (Синдром эмоционального выгорания –состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически). Вот почему многие молодые учителя в этот период уходят из школы. В моей практике такое тоже наблюдалось, но об этом чуть позже.

Следующая проблема, которую я хотела отметить - это взаимодействие между учениками и учителями. Как Вы считаете «Трудно ли учить СОВРЕМЕННОГО ребенка? (отвечают )

Да, это так. Но еще сложнее, если вы молодой учитель и у вас недостаточно педагогического опыта.

Есть еще одна проблема, на мой взгляд, которая может постигнуть, но к радости, не всех - конфликт с родителями. Получить классное руководство в первый же год работы в школе – серьезное испытание. Реакция некоторых родителей на действия именно молодого педагога может быть не всегда положительной. Иногда родители оказываются недостаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни, а не уходить в область критики и осуждения, замечая каждый промах, случайную ошибку.

Также не могу оставить без внимания следующий момент: многие молодые семьи распадаются на первых этапах совместной жизни из-за нехватки понимая со стороны супруга (супруги);из-за постоянных составлений конспектов, из-за постоянной подготовки к занятиям, из-за нервных перегрузок на уроках у молодых учителей возникают проблемы в личной жизни.

Решения некоторых проблем молодого учителя, конечно, не в компетенции учебного заведения, но, по-моему мнению, проблема адаптации, создание дружеской атмосферы и методической поддержки могут быть решены в стенах школы.

Во-первых, у каждого молодого учителя должен быть тьютор (наставник), опытный преподаватель. Большинство начинающих учителей очень позитивно относятся к поддержке, которую они получают от опытного педагога, потому что это важно для них.

Во-вторых, на мой взгляд, администрация должна относится к молодым педагогам более снисходительно, предупреждать ошибки, а если они случаются, они должны стать средством роста, а не поводом для наказания.

В-третьих, в школе должен работать клуб молодого педагога, чтобы помочь адаптироваться к работе в школе, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания.

Мною был проведен опрос среди молодых учителей. Большинство молодых специалистов отметили, что им требуется больше времени и усилий на подготовку к урокам, нежели педагогам со стажем, и чтобы работа была более качественной и эффективной, для них просто необходима небольшая нагрузка. Кроме того, нехватка опыта может вызвать ощущение некомпетентности. Сокращение количества уроков (без изменения заработной платы) может быть очень существенной поддержкой молодому педагогу.

Я, как молодой педагог, придя в школу в 2015 году, тоже испытывала ряд трудностей. Но при умелом руководстве со стороны администрации школы, при доброжелательном отношении и наставничестве опытных педагогов, в частности руководителя школьного методического объединении учителей математики и физики, а также при огромной поддержки своей семьи, которые стараются с пониманием относиться к моей работе, моя адаптация в школе, в коллективе, можно сказать, прошла успешна. На сегоднешний день я чувствую себя в коллективе уверенно. Конечно, есть ряд вопросов, по которым я советуюсь с коллегами. Но гордо могу сказать, что некоторые вопросы я уже могу решать самостоятельно.

И закончить свое выступление мне хочется следующим стихотворением

Учитель – не профессия,

Учитель – жизнь моя.

В иной другой профессии

Не мыслю я себя.

Я в школу с увлечением

Который год иду

И снова до забвения

Уроки я учу.

Как сделать интересными

Занятия свои,

Чем душу тронуть детскую,

Чем сердце покорить?

Учитель вечно в поиске:

Как новое внедрить,

И чтоб при этом новеньким

Ребятам не вредить.

Сберечь здоровье детское,

Развить таланты, ум.

От творчества учителя

Зависит всё вокруг!

Спасибо за внимание!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущег Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

    Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем

    Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

    Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

    Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

    Переход на новые образовательные стандарты

    2. Развитие системы поддержки талантливых детей

    3. Совершенствование учительского корпуса

    4. Изменение школьной инфраструктуры

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

    6. Расширение самостоятельности школ

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

Министр Васильева решила этому не верить

На днях эксперты ОНФ обнародовали исследование, которое показало, что в российских школах наблюдается катастрофическая нехватка учителей. В ходе опроса (участвовало более 3000 педагогов) каждый второй учитель рассказал, что в его школе не хватает одного или нескольких предметников, а каждый четвертый пожаловался на отсутствие достаточного количества педагогов младших классов. Самый большой дефицит наблюдается среди преподавателей иностранного языка, русского языка и литературы и математики. При этом в сельских школах ситуация с кадровым составом вообще приближается к катастрофической: там некому вести еще и химию с физикой, а физкультурникам приходится по совместительству обучать детей музыке.

Однако министр просвещения Васильева отреагировала на это исследование в свойственной ей манере: этого не может быть, вы все придумываете. В частности, Ольга Юрьевна заявила, что «если говорить о фактической статистике, то в последние годы дефицит в кадрах в стране не превышает одного процента вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах».

Что имеет в виду под «фактической статистикой» глава нашего Министерства просвещения, к сожалению, неизвестно. Но обычно под ней понимается реальное положение дел - а оно в нашей стране как раз полностью соответствует результатам вышеупомянутого исследования. И участники образовательного сообщества об этом хорошо знают, а министр - нет.

Другое дело, что бесконечное латание кадровых дыр в образовании привело к тому, что формально большинство ставок педагогов в школах занято. Зачастую одного и того же учителя против его воли заставляют вести совершенно разные предметы. Так, географов посылают в свободное время на уроки истории, а учителей начальной школы - вести математику у старших ребят. Острый дефицит кадров сейчас наблюдается еще и в дополнительном и дошкольном образовании, поэтому на часть педагогов навешивают также группы продленного дня. В результате нагрузка становится поистине непосильной. Нетрудно догадаться, как подобные ротации в итоге сказываются на знаниях детей...

Но это не волнует ни администрации школ, ни различные «министерства фактической статистики». Главное ведь, чтоб было гладко на бумаге. Пусть еще спасибо скажут, лентяи, что их не отсылают по вечерам в детские сады, где нехватку воспитателей и нянечек можно уже реально назвать аховой. Боюсь, что и это уже не за горами.

Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам - зарабатывать себе на хлеб бизнесом. Не знаю, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации.

Практически все педагоги, с которыми мне удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности. Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов - они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.

Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой мы наблюдаем острую нехватку сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь. Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Не сомневаюсь, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес. Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает - значит, все не сбегут...

Российские школы сегодня испытывают нехватку учителей математики, иностранного и русского языка, а также начального образования. Почти половина педагогов из более трех тысяч опрошенных сообщает о нехватке в их школе одного или нескольких учителей-предметников. Несмотря на то, что все ставки формально заняты, один человек может преподавать совершенно разные предметы. Это показал мониторинг, проведенный экспертами ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования».

«Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр, – считает член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу».

Так, 39% педагогов сообщают о нехватке в их школе учителей по иностранному языку, 30% – по русскому языку и литературе, 26% – по начальному образованию. О том, что приходится работать в условиях дефицита учителей алгебры, геометрии, начального анализа, сообщают четверо из десяти педагогов.

«В результате получается, что учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе, – пояснила Духанина. – А ведь математика закладывает основы логического мышления, развивает пространственное воображение и навыки стратегического планирования, и пробелы, которые образовались в 5-м классе, неизбежно скажутся в старших классах».

О дефиците учителей математики в ходе круглого стола «Зарплата и нагрузка учителя», состоявшегося 6 июля 2018 г. на площадке Народного фронта, говорила и директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она отметила, что в сложившихся условиях заниматься цифровизацией школ будет просто некому.

В сельских школах дефицит предметников ощущается еще острее. Об этом сообщает более половины опрошенных педагогов. По их словам, больше всего не хватает учителей по математике, физике, русскому языку и химии.

Также в российских школах сохраняются проблемы повышения среднего возраста учительского корпуса и сокращения общей численности учителей, острая нехватка молодых кадров. Педагоги пишут: «В начальной школе проблема с кадрами. Учителя увольняются в течение года, приходится их заменять. Проводишь пять уроков в одну смену, пять – в другую. А дома тебя еще ждут тетради, которые нужно проверить» (г. Ульяновск); «2/3 учителей – пенсионеры, но вынуждены работать, так как их некем заменить, да и на одну пенсию не прожить» (г. Великий Новгород); «Огромная нагрузка, нет возможности полноценно отдохнуть после рабочего дня, отказаться от нагрузки тоже возможности нет, так как не хватает учителей в школе» (г. Иваново); «Большая нагрузка из-за нехватки кадров и низкой оплаты за одну ставку» (г. Златоуст, Челябинская область).

Учителя также сообщают о случаях, когда формально ставки закрыты, но предметы на должном уровне не ведутся: «В начальной школе один учитель ведет одновременно физкультуру и музыку» (с. Домна, Забайкальский край); «Из-за нехватки часов по профилю догружают часами домашнего обучения не по профилю, например, информатик ведет историю, биологию» (с. Манчаж, Свердловская область).

Ранее опрос более двух тысяч учащихся в возрасте от 13 до 18 лет, проведенный ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования», показал, что каждый третий школьник считает, что ему не хватает глубоких знаний по предметам, чтобы стать успешным после окончания школы. Многие учащиеся связали это с недостаточным профессионализмом учителей.

Проблема с предметным преподаванием – далеко не единственная для российской школы. Многие педагоги также не владеют достаточным объемом знаний в области воспитания. Таковы результаты еще одного мониторинга ОНФ «Воспитательная деятельность в образовательных организациях», проведенного в мае 2018 г. при участии более тысячи педагогов, 450 из которых – школьные учителя. Почти треть респондентов призналась, что в их образовательной организации воспитательная работа ведется «для галочки».

В части воспитания некоторые и вовсе полагаются только на семью или близкий круг общения ребенка. 73% педагогов сообщили, что для решения ряда проблем, связанных с воспитанием, им требуется дополнительная информация, консультация или помощь. При этом почти 14% не обсуждают их с коллегами: не хватает времени или доверия. В 2017 г. в ходе опроса ОНФ более половины из 600 учителей признались, что владеют лишь отдельными приемами реализации современных образовательных стандартов, а в целом все преподают как раньше.

«Сегодня возникла необходимость коренных изменений кадровой политики в сфере образования. Без этого будет невозможно выполнить пункт «майского указа» президента РФ о выведении российской школы в десятку лучших, – отметила Духанина. – Одним из инструментов решения этой проблемы должна стать национальная система учительского роста, введение которой обсуждается уже несколько лет. При этом как в образовательном стандарте есть требования к условиям образования, так и в национальной системе учительского роста должны быть предусмотрены требования к той среде, в которой работает учитель».

По ее словам, важно, чтобы эти требования – по количеству времени, отводимому на методическую работу, по наличию профильной литературы, по возможности проходить эффективные курсы повышения квалификации – были обязательными для исполнения органами управления образованием.

«Сложно ждать от педагога методического роста, если он вынужден вести непрофильные предметы, работая при этом на полторы-две ставки. При этом необходимо следить за тем, чтобы внедрение системы не привело к автоматическому увеличению бюрократической нагрузки учителя. Иначе вместо помощи будет оказываться дополнительное давление», – заключила Духанина.

С традиционной сменой календарного года у населения всегда связаны некоторые ожидания перемен. С 1 января меняются тарифы, проценты по налоговым ставкам, убираются и добавляются штрафы, но самое главное - меняется размер выплат.

Учителя - категория сотрудников бюджетных организаций, которая тревожится за размеры своих доходов постоянно. Это обусловлено не корыстными побуждениями, а реальной ситуацией в экономике страны. Постоянный рост инфляции ежегодно съедает преподавательские доходы, несмотря на то, что на бумаге они растут.

Но повысят ли зарплату в 2017 году педагогам? Каждый год вопрос об уровне зарплаты в следующем году становится для учителя не просто актуальным, а жизненно важным. По состоянию на конец 2016- начало 2017 годов уровень дохода этой категории работников колеблется в границах 18-30 тысяч рублей.

Однако, сотрудники росстата, публикующие такую статистику, в основном берут в расчет данные по городским жителям, где зарплата выше, чем в сельских учреждениях и много частных школ.

Далеко за городом, в деревнях, доход педагога едва ли превысит уровень в 15 тысяч.

Для городских жителей зарплата учителя в 2016 -2017 году 18-30 тысяч - отчасти приемлемая сумма с учетом возможности преподавателей работать на 1,5 ставки, но не более, так как переработки, превышающие 20 часов, сейчас запрещены.

Но, даже за короткий годовой промежуток часть этих денег успевает обесцениться под влиянием негативных экономических процессов. Неудовлетворительный уровень оплаты труда работников сферы образования провоцирует нехватку кадровых ресурсов, значительное снижение интереса к профессии и ее престижа.

Будет ли повышение зарплаты в 2017 году

Следующий год работники образования вправе встречать с оптимизмом. По зарплате учителей в 2017 году последние новости выглядят так: правительство активно занимается вопросом и уже поступило предложение об увеличении годового фонда на 30 процентов. Официально решение еще не принято, но само желание государства найти средства и запустить повсеместное увеличение зарплаты 2017 году - знак позитивный. Кроме того, уже подписан указ Президента, по которому состоится повышение зарплаты учителям в 2017, добившимся заметных успехов. Ведущие работники отрасли могут рассчитывать на премию размером до половины от собственного оклада.

Однако, это решение правительства нашло одобрительный отклик далеко не у всех педагогов. Повышение фонда заработной платы на треть не означает автоматический рост доходов работников образования. Новые деньги в бюджете могут быть освоены по-разному - решение принимают региональные власти. По закону Российской Федерации, именно чиновники на местах должны распределять эти средства.

Помимо желания повысить фонд зарплат, по слухам, чиновники планируют переформатировать требования к педагогам и пересмотреть сами механизмы оплаты труда. Так, возможно министерство образования введет новые профессиональные стандарты, по которым работать со средним профессиональным образованием будет запрещено, а количество допустимых часов, превышающих основную рабочую ставку - сокращено.

Изменения в зарплате в 2017

Говорить о том, что зарплата учителям в 2017 в России изменится, можно с уверенностью. В первую очередь, состоится регулярная плановая прибавка, которая привязана к базовому инфляционному уровню. Ожидать значительного роста по регионам, тем не менее, не стоит - бюджет сферы образования ежегодно сокращается на несколько процентов.

Но, если с прогнозами на повышение доходов для бюджетников ситуация понятна, то о противоположном сценарии развития событий публичных высказываний не так много. Между тем, тяжелое экономическое положение государства очевидно и в ряде регионов работники образования заинтересованы больше не в дальних перспективах повышения доходов, а в сохранении того положения, которое есть сейчас.

Такое желание не случайно, ведь в 2016 году изменились правила расчета средней зарплаты по регионам. Он проходит по новому показателю статистики - среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ. Показатель заменил прежний параметр - средние зарплаты учителей в 2017 году в России по региону.

Предыдущие показатели учитывали только сотрудников организаций, а новые - всех людей работающих по найму. За счет этого, несмотря на плановое увеличение ассигнований на оплату труда, реальный доход конкретного бюджетника снизился. Безусловно, новшество коснулось и учителей.

Официальные лица государства - премьер-министр правительства и руководитель министерства труда неоднократно высказывались по этому поводу. Уровень зарплат работникам бюджетных организаций, учителям, в том числе, не будет снижен в ближайшие годы. Первые лица государства заверили: любые реформы и незначительные изменения не должны ухудшать экономическое положение и зарплаты педагогов в 2017 году, исходить нужно, прежде всего, из этого.

Индексация зарплат 2017

Новый метод расчета заработной платы, принятый в 2015 году (О совершенствовании статистического учета), понизил этот показатель более чем на 12 процентов. Исходя из этого, правительство не планирует проводить индексацию выплат бюджетникам и зарплата с 1 января 2017 года не повысится. Таким образом, учительские зарплаты вступают в зависимость от среднего показателя по региону. Перед каждым регионом поставлена задача на повышение зарплаты учителям в 2017 году, но она будет решаться разными способами. Судя по имеющимся на эту минуту новостям, официально индексация для бюджетников будет проведена с 1 апреля 2017 года.

Актуально сегодня:

Возможно Вас заинтересуют.