О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Н.А. Заболоцкий

Вступление

Многие, кто изучал современную литературу в школе или университете, недоумевали: почему после величайших вершин русской литературы XIX века XX век выглядит очень скромно? Россыпь имен сменили два-три. И это все? Однако в короткий период, при первом ветре перемен в самом конце XX века стал развиваться туман неведения.
Обнаружилось, что русская словесность не скиталась по задворкам истории, а имела свой голос, силу и талант. Только той, так называемой коммунистической, власти совсем не хотелось, чтобы свободное слово поэтов и писателей будило в русских людях свободный ум и свободную душу. Одним из таких поэтов являлся величайший русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.
В короне российской поэзии это один из самых ярких бриллиантов. Его поэтическое слово не похоже на слова других поэтов, оно рождает узнаваемые чувства: именно так наши глаза видят, наши души так чувствуют, наш ум так понимает

Глава 1.Этапы творческого пути,

1.1. характеристика этапов.

Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера, а пришел он к медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная лирика - это "разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п.".
Условно творчество Николая Алексеевича Заболоцкого можно разделить на четыре этапа. Итак, «первый» Заболоцкий, (1926-1933гг): остроумие, дерзость, задор, ироничное отношение к миру характерны для этого этапа его творчества. «По выходе из армии я попал в обстановку последних лет нэпа. Хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей был глубоко чужд и враждебен мне. Сатирическое изображение этого быта стало темой моих стихотворений 1927-1938 гг, которые впоследствии составили книгу «Столбцов». («Белая ночь», «Новый быт», «На рынке», «Свадьба», «Вечерний бар»). Стихи этого периода направлены против бездуховности мещан, против жадности людей к материальным благам, против психологии собственника, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Острыми, резкими строками полосует поэт этот разноцветный, жуткий пейзаж торгашеского мирка.
В мире животных особая поэзия. Они «знают» все об этом мире, но язык дан не им, а тем, кто на пути к разуму потерял что-то самое важное… Так начинается «Второй» Заболоцкий и детские загадки с далеко не детскими ответами, отражающие напряжение философской мысли. В поэзию Заболоцкого этого этапа творчества (1933-1938гг) приходит его главная тема - тема природы. Сын учёного агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом, и очеловечивал её обитателей. «Я не знаю в нашей поэзии другого поэта, который с такой проникновенной задумчивостью остановился бы перед самым понятием природы, перед ее бесконечно многообразным воплощением, перед теми сложными, подчас поразительными отношениями, которые возникают год за годом между нею и человеком…» - сказал в свое время В. Каверин. По мысли Заболоцкого, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке. Он одухотворял образы коня, волка, птиц, деревьев. Поэт считал, что Человек не только детище природы, но он уже есть в ней, как необходимость отражения природы в самой себе, как ее самая подвижная и высшая закономерность. Человек- венец разума природы, “мысль её, зыбкий ум её”. Человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять ее, а бережно вести её от “дикой свободы”, “где от добра неотделимо зло”, в мир разума, гармонии и солнца. Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого. Стихи именно этой темы навсегда остались в поэтическом активе поэта.
«Третий» Заболоцкий. (1946-1948гг). В его натурфилософских стихах этого периода начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Их отличают жизнеутверждающий пафос и одическая интонация, навеянные лагерными впечатлениями. В стихотворении «Метаморфозы» он восклицает: “Как всё меняется! Что раньше было птицей, // Теперь лежит написанной страницей; // Мысль некогда была простым цветком; // Поэма шествовала медленным быком; // А то, что было мною, то, быть может, // Опять растёт и мир растений множит”. Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: “Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу. // Многовековый дуб мою живую душу // Корнями обовьёт, печален и суров. // В его больших листах я дам приют уму // И с помощью ветвей свои взлелею мысли, // Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли // И ты причастен был к сознанью моему”. Сын поэта, Никита, свидетельствует, что в книжечке Омара Хайяма поэт аккуратными кружками обвел номера семнадцати четверостиший (рубаи), в которых говорится о вечном процессе превращения материи:

Кувшин мой, некогда терзался от любви ты.
Тебя, как и меня, пленяли кудри чьи-то,
А ручка, к горлышку протянутая вверх,
Была твоей рукой, вкруг милого обвитой.

В связи с этим Никита Заболоцкий резонно замечает: "Но если у Хайяма превращение в материал кувшина означает для человека конец существования, для Заболоцкого это превращение - лишь одна из форм существования, но не уничтожение".
«Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза» - это то состояние удивления, в котором понятны и «полуулыбка» и «полуплач» человеческой души, - это начало «четвертого» Заболоцкого, который вышел в последний путь осторожной беседы с человеческой душой. "Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - написал Заболоцкий Симону Чиковани (грузинский поэт) в 1957 г. Н.А. Заболоцкий ставит проблемы истинной и ложной красоты. Красота души - признак богатства внутреннего мира, который мы “творим по мере наших сил”, она не “сосуд, в котором пустота”, а “огонь, мерцающий в сосуде”. Итогом сложного творческого пути поэта становится тема воспитания человеческой души, которая “обязана трудиться”, а не “скитаться по свету”, а также тема памяти и преемственности поколений («Журавли»).

1.2 Переводы.

Н.А. Заболоцкий несколько лет провел вне литературы, вне поэзии. Это были трудные для него годы, о которых он не рассказывал ничего или почти ничего. Это были годы, когда, работая землекопом, дорожным рабочим, чертежником, он совершил подвиг (иначе не назовешь) – перевод «Слова о полку Игореве», который является одной из вершин его мастерства. Мало кто из ныне живущих людей читали «Слово» в подлиннике. Это очень трудно. Гениальный памятник древнерусской литературы, в сущности говоря, никогда не читался. До появления перевода Заболоцкого «Слово о полку Игореве» никогда не было «чтением». Более того – увлекательным чтением. Заболоцкому удалось с исчерпывающей точностью передать смысл каждого слова – в этом легко убедиться, положив рядом оригинал и перевод; ему удалось передать трагедию Руси, потерпевшей одно из тяжких своих поражений; он понял «Слово» как интересное чтение и сумел передать его читателю. Заболоцкий сделала то, что до него не удавалось другим переводчикам, среди которых были великие поэты. Он перевел «Слово» на язык современной поэзии. «Моя работа над «Словом о полку Игореве» не претендует на научную точность строгого перевода и не является результатом новых текстологических изысканий, - говорил поэт – Это свободное воспроизведение (курсив Н. З.) древнего памятника средствами современной поэтической речи. Оно предназначено для читателя, которому трудно разобраться в оригинале, но который хочет иметь о памятнике живое поэтическое представление. По мере своих сил я пытался воспроизвести древнюю героическую поэму русского народа во всей полноте ее социального и художественного значения»
Близка ему и грузинская поэзия, в которой всегда были сильны мотивы рыцарской морали. Он переводил разных, не похожих друг на друга поэтов – Гурамишвили, Орбелиани, Важа Пшавела. Каждый раз нужно было открыть новый потайной ход к чужой душе, разгадать новую тайну. Очень много времени переводам Заболоцкий отдавал в сороковых годах и пятидесятых.
Все, что перевел Заболоцкий, стало фактом русской поэзии, как это в свое время произошло с переводами Лермонтова, Жуковского. С удивительной силой он видит и чувствует личность другого поэта, в себе самом находит его черты и передает их так же сильно, как они выражены в оригинале.
Глава 2. Тема природы в творчестве поэта

Зима. Огромная, просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит,
как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов
над выступами сада.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В оттенках грифеля клубится
ворох туч,
И звезды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне.
Но лишь заря прорежет небосклон
И встанет солнце, как, подобно чуду,
Свет тысячи огней возникнет
отовсюду,
Частицами снегов в пространство
отражен.

Многое в опыте Заболоцкого представляется нам сегодня ценным и поучительным. И все же, если говорить о самом значительном и сокровенном в нем, то это – опыт, воссоздавший философский характер отношений человека с природой.
Природа врачует душу человека, учит его мужеству и терпению, достоинству и чести, помогает переносить удары судьбы, как бы тяжелы они не были. Такое понимание природы в жизни и судьбе человека всегда было свойственно русской классической литературе. Заболоцкий же значительно раздвинул эти рамки. Его художественная мысль искала сокровенных связей сотворчества человека и природы, философского осмысления ее начал. Она способствовала творческим поискам поэта по проблеме личности и личного бессмертия. Писатель Николай Чуковский вспоминал: «В наших рассуждениях и спорах он неизменно объявлял себя «материалистом» и «монистом». Под «монизмом» разумел он понятие, противоположное «дуализму», и отзывался о «дуализме» с презрением. «Дуализмом он называл всякое противопоставление духовной жизни материальной, всякое непонимание их тождества, полной слитности. Поэтому, говоря о бессмертии, он вовсе не имел ввиду существование души вне тела. Он утверждал, что все духовные и телесные свойства бессмертны, потому что в природе ничего не исчезает, а только меняет форму».
Николаю Заболоцкому идея покорения природы и последующего изымания из ее недр всевозможных благ всегда была органически чужда и вызывала в его душе глубокий внутренний протест.

«Я царь»…

Таким он видел себя в своем удивительном, сказочном мире, полном «очаровательных тайн». Каким же представлялся ему окружающий мир? - Светлым и чудесным, исполински-прекрасным и непрерывно изменяющимся, сияющим храмом и необозримым мирозданьем, а порой и угрюмым, и маленьким, и бедным. Но, прежде всего - «огромным, певучим источником величья », о чем поэт прямо сказал в одном из своих стихотворений. Один из юношеских друзей, Яков Друскин, как-то сказал о Заболоцком, что в нем « нет жалкого» , так как он «важен, как генерал» . И это было сказано не о внешности поэта. В первую очередь, это говорилось о поэзии и поэтике. Заболоцкий величествен в своем художественном мире вследствие особого ощущения пространства. Его художественный мир, интегрировавший и внешние восприятия, и внутренний опыт, если говорить на его собственном языке, - огромен, необъятен, необозрим. Множество подтверждений тому находится в стихах: отчизна - необъятная, дороги ее - великие («Слепой»); поля и дубравы - беспредельные, поляна ромашек - это целое государство («Я воспитан природой суровой»). Его Сибирь - это огромный безмолвный простор («Тбилисские ночи»); его земля после долгой зимы занята неизмеримой работой («Оттепель»); а небо есть «колоссальный движущийся атом» («Когда вдали угаснет свет дневной»). Его мир простирается от моря до моря, от края до края («Читайте, деревья, стихи Гезиода»); само пространство - мировое («Бетховен»); просторы Казахстана - необозримые («Город в степи»), и «варево дальневосточных болот» необозримо тоже («Творцы дорог»).
Внутренне велик, как и внешне огромен, и сам автор - лирический герой таких стихов, ощущающий себя новым Коперником, исполинским лесорубом с огромным канадским топором в ледяной амурской тайге, или несгибаемым кленом, или одиноким дубом «среди своих безжизненных равнин» , то есть тем эпическим героем, тем воином, который «воин в поле, даже и один».

Большое в мире поэта может представиться малым, а микроскопическое, даже не видимое невооруженному глазу - космически огромным, а далекое - близким, и наоборот. Абсолютная мера всему - природа и мир ее непостижимых тайн, недаром само слово «природа» у Заболоцкого столь частотное и любимое. В стихотворении «Прогулка» бык,

….беседуя с природой, удаляется в луга.
Над прекрасными глазами светят белые рога…

Лексическое значение каждого слова в первом предложении приведенной цитаты таково, что самопроизвольно возникает эффект величия, значительности предметов и понятий, их огромности и их простора. Так, бык (один из любимых Заболоцким знаков-символов величия природных объектов) - большое животное, которое удаляется (глагол с семантикой торжественно-величественной поступи) в луга (существительное со значением неограниченного простора). Вдобавок, «беседуя с природой». Беседовать (не болтать и даже не просто разговаривать) - глагол высокого стилистического употребления, тем более в сочетании с «природой», которая в данном контексте выступает, пожалуй, синонимом Вселенной. В результате такого лексического подбора все четверостишие звучит магически-торжественно, и подобных «формул» у поэта огромное множество.

Любое произведение Заболоцкого, связанное с мотивикой природы, звучит гимном ее величию и беспредельности пространств, ее великой созидательной силе, движимой непостижимой тайной воле.

Глава 3. Концепция творчества Заболоцкого.

В Заболоцком поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.
Николай Заболоцкий не искал признания. Он прежде всего искал себя. Он сам чувствовал, что его путь – в поисках своего, верно и точно найденного слова, своего не похожего на других стиха. Он испытал на себе разные влияния: от Блока до Есенина, от Маяковского до Ахматовой. Однако в своем творчестве Заболоцкий все более сосредоточивался на философской лирике. Он активно интересовался философскими проблемами естествознания. В начале 1932 года познакомился с работами К.Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В письме к ученому и великому мечтателю поэт писал: «… Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих напечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их». Эта натурфилософская концепция стала лейтмотивом всего творчества Заболоцкого. В основе ее лежит представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех ее элементов. И основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению К. А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека". Поэтому именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая "вековечная давильня" заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.
Г лава 4. Творческая лаборатория поэта
(Художественное своеобразие лирики)

Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. Его образы полны красок, пластичны и живописны. В них “золото дубравы” и “серебро березняка” («Подмосковные рощи»), “зелёный луч” морского заката («Зелёный луч»), “белый блеск вольтовой дуги” («Гроза идёт»). В них “с портрета Рокотова” смотрят “прекрасные глаза” Струйской, звучит «Болеро» Равеля, прикасается к музыке миров Бетховен. В них звучит призыв: “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!”
Поэзию Н.А. Заболоцкого называют “поэзией мысли”. По его мнению, высказанному в статье «Мысль–Образ–Музыка», “чтобы торжествовала мысль, он (поэт) воплощает её в образы, чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль–Образ–Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт”.
Живопись – одна из постоянных привязанностей поэта на протяжении всего творческого пути. Заболоцкий любил ее за то, что она «наука и законная дочь природы, ибо она рождена природой» (Леонардо да Винчи), а значит, оттачивает поэту глаз, зрение учит точно наблюдать, конкретно видеть, строить свои образы , не повторяя известных. Он умел видеть мир глазами художника.
Но и музыка была не менее нужна ему, чем живопись, для выражения неизреченных, сокровенных состояний человеческого сердца:

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой…

И все же Заболоцкий никогда не поступался музыкой и образом ради главного – мысли.
Ранние стихотворения Н.А. Заболоцкого (те, что составили сборник « Столбцы») отличались трагизмом абсурда, поэтикой гротеска, нарочитым косноязычием, гоголевской фантасмагорией, резкостью сравнений и неожиданностью словосочетаний.

Вечерний бар
В глуши бутылочного рая,
Где пальмы высохли давно,
Под электричеством играя,
В бокале плавало окно.
Оно, как золото, блестело,
Потом садилось, тяжелело,
Нал ним пивной дымок вился…
Но это рассказать нельзя
……………………………………

Прочитав «Столбцы» А. Македонов восхищался: «Яркость, новизна, напряженная ассоциативность, смелая метафоричность, эксцентризм, своеобразное карнавальное начало, динамический напор предметных образов, многосоставные слитные и «смещенные» интонации, повелительная энергия ритма – все это будоражило, захватывало, покоряло… ». А С. Липкин так охарактеризовал поэтику Заболоцкого: «Меня, юного стихотворца, «Столбцы» поразили не только оригинальностью содержания, трагизмом абсурда, не вымышлено-литературного, а того, который возникает из-за разрыва между духовно-прекрасным и угрюмо-низменным, - поразили меня эти стихи и классичностью формы, той строгой простатой и естественностью, с которой слово двигалось в строке». В своем очерке «Несколько страничек о Заболоцком» Липкин подробно касается особой рифмы поэта: рифма у Заболоцкого традиционная, не притягивающая к себе внимания (разве что иногда непрофессиональной бедностью, например: «меня - говоря» ). Рифмы самые необходимые: стены – сирены, колес – волос. А если рифма не получается, то строки остаются без нее:

Но вот все двери растворились,
Повсю ду шепот пробежал:
На службу вышли Ивановы
В своих штанах и пиджаках.

Не зарифмовано, - значит, так и надо, это ведь лучше, чем звонкая, яркая, острая лжерифма, как честное безденежье фальшивого купона.
Даже эпитеты в «Столбцах» Заболоцкого точные, реалистичные. Реалистический эпитет – излюбленный художественный прием поэта, поражающий своей внезапностью, неожиданностью. И становится ясно, что у ракеты живот именно бенгальский, у больного вспотевший лоб – прямоуголен, у коров улыбка – бледная; и рядом – эпитеты совсем уж простые: тело футболиста - стремительное, герой – воинственный, стены – каменные, все, как должно быть.
Поздние стихотворения более спокойны, написаны пятистопным ямбом. «Прекрасное должно быть величаво». Заболоцкий это знал и утверждал. Прекрасная величавость «Лебеди в зоопарке» веет смелостью литературы XX века; раньше поэт не сказал бы о высокой лебеди: «Красавица, дева, дикарка», а тем более – «Животное, полное грез».

Лебедь в зоопарке
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка –
Высокая лебедь плывет.
……………………………….
Стихотворения принимают формы сюжетного стихотворения, поэтического раздумья, широкой оды, пафосного взрыва, философского размышления.
Формулируя в конце пути свои эстетические взгляды, он высказывался в защиту содержательной поэзии: «Сердце поэзии – в ее содержательности. Содержательность стихов зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического мироощущении и мировоззрения».
Как работает поэт?
«Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами. Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество».
Трудно понять, как достигается это на практике. Это то, что составляет одно емкое понятие: Мастер.

Заключение
«Поэзия, завещанная потомкам»

Литература должна служить народу,
это верно,
но писатель должен прийти
к этой мысли сам,
и при том каждый своим
собственным путем,
преодолев на опыте собственные
ошибки и заблуждения .
Н.А. Заболоцкий

Так что же сказал нам о жизни Заболоцкий?
Жизнь – всюду, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где человек глубоко чувствует природу.
Путь к читателю у Заболоцкого проходит через Произведение – и только через него. Такие его стихи, как «Прощание с друзьями», «В этой березовой роще», «Прохожий», «Журавли», «Некрасивая девочка» не спутаешь ни с какими другими, как не спутаешь стихи Блока или Есенина…
Все чаще и чаще на вопрос: кто ваш самый любимый поэт, от самых разных людей слышишь в ответ имя – Николай Заболоцкий. Высокое чувство призвания и ответственности за него, напряженность духовных исканий, глубина и красота художественной мысли, верность традиции, самоотверженность в познании мира – вот, что стоит за этим именем. И – верность самому себе.
Прочитав наиболее полный его прижизненный сборник Заболоцкого (64 стихотворения и избранные переводы), авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного критикой поэта: "Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" -- подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом" (5 июня 1957 г.).
Предсказание К. И. Чуковского сбывается. В наше время поэзия Н. А. Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, всесторонне и серьезно изучается литературоведами, о ней пишутся диссертации и монографии. Заболоцкий сохранил свое неповторимое лицо, свое совершенно особое место. Поэт достиг той цели, к которой стремился на протяжении всей своей жизни, - он создал книгу, достойно продолжившую великую традицию русской философской лирики, и эта книга пришла к читателю.

&
Использован ная литература

    1. А. Македонов. «Николай Заболоцкий» - М., 1968;
    2. «Воспоминания о Заболоцком» - М., «Советский писатель», 1977;
    3. Н. Заболоцкий СС в 3 т., т.1. - М., «Художественная литература», 1983;
    4. Н. Заболоцкий, серия «Поэтическая Россия» - М., 1985;
    5. «Вешних дней лаборатория» - М., «Молодая гвардия», 1987;
    6. Н.А. Заболоцкий. Столбцы и поэмы. – М.: худ. лит., 1989;
и т.д.................

Заболоцкий говорил, что поэзия для него имеет общее с живописью и архитектурой и ничего общего не имеет с прозой.Предположительно, он написал две первые части декларации обэриутов (1928), где поэтов призывают: «Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты». Заболоцкий в этой декларации характеризуется как «поэт голых конкретных форм, придвинутых вплотную к глазам зрителя». В первом сборнике поэта «Столбцы» (22 стихотворения) город представлен чуждым и зловещим, но по-особому живописным.

Обыватель изображен сатирически («Вечерний бар», «Новый быт», «Свадьба»), с элементами черного юмора («Обводный канал»). Мир живого показан как униженный и оскорбленный («Движение»). Широко используются фантастика, гротеск («Офорт», «Красная Бавария»). Отмечен «оккультизм», вероятно, заимствованный у Хармса: так, слова «Звезды, розы и квадраты» суть символы тайных учений.Заболоцкий использует эмоциональность высоких слов («Лицо коня», «Цирк»), контрастно сочетая их со стилистически сниженными: «Тут девка водит на аркане Свою пречистую собачку» («Народный дом»). Поэт переосмысляет традицию оды и анакреонтической лирики Ломоносова и Державина («Часовой», «Прогулка»). Отмечаются отзвуки Пушкина, так, вариант «Прогулки» содержал парафраз из «Брожу ли я вдоль улиц шумных »: «Перед ним сияют воды, льется сумрак голубой, и веселая природа бьет о камень гробовой». Складывается и поэтика индивидуальных контекстов, например, образ коня обретает свое значение в общем контексте «Лица коня», «Движения», «Торжества земледелия». «Натурфилософские» поэмы Чувство родства с «косноязычной» природой, жаждущей понимания, явленное в «Смешанных столбцах», нашло здесь полное выражение.

Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике.

Вселенная в них как бы только возникает из первобытного хаоса, преображается - в этом глубинная связь с «Фаустом» Гете, отмеченная применительно к «Торжеству земледелия» (1929-30) уже в 1936; о ней говорит и эпиграф из «Фауста» в черновике «Безумного волка» (1931), смыкаясь с цитированными в примечаниях к «Деревьям» (1933) идеями В. Вернадского и Г. Сковороды. В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, но пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире, где «Волк ест пирог и пишет интеграл.

Волк гвозди бьет ». Дискуссионные собрания в животном или растительном мире происходят с участием человека или без него. Волк-студент («Безумный волк») как идеолог «трезвого мира» продолжает линию Солдата из «Торжества земледелия», а Безумный Волк развивает тему Хлебникова, героя «Торжества », о том, что «мир животный с небесами Тут примирен прекрасно-глупо». Если в трех поэмах фантазия изобретательна, а поэтическое чувство «заперто», то «Лодейников» (1932-1934, 1947) - это скорбь духа, потрясенного «вековечной давильней» натуралистически изображенной природы, что косвенно отражает и социальную жизнь страны. Выход «Торжества земледелия» (журнал «Звезда», 1933) вызвал критические обвинения как «пасквиль на коллективизацию» и «циничное издевательство над материализмом под маской юродства и формалистических вывертов», и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света.

Средства к жизни доставляла работа в детской литературе (Заболоцкий сотрудничал в детских журналах «Еж» и «Чиж»), переводы и переложения для детей книг Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», де Костера «Тиль Уленшпигель» и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели (в 1950-х гг. был сделан полный перевод). 1930-е годы Еще до 1929 стихотворения «Обед» и «Руки» обозначили новую, «классическую», эстетику Заболоцкого, о которой он писал: « спокойно должно быть и лицо стихотворения.

Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца». В начале 1932 Заболоцкий знакомится с работами Циолковского, близкими его представлению о мироздании как единой системе , где живое и неживое находится в постоянном взаимопревращении.

Элегия «Вчера, о смерти размышляя » (1936), полемически развивая традицию Боратынского, начинаясь с темы «нестерпимой тоски разъединенья» человека и природы, восходит к апофеозу разума как высшей ступени эволюции: «И сам я был не детище природы, Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!». Заболоцкому дорога идея бессмертия.

В «Метаморфозах» (1937), как и в «Завещании» (1947), которое восходит к «Завету» Гете: «Кто жил, в ничто не обратится», - через смерть завершается круг развития, а вечная обновляемость показана как залог жизни духа. В 1936 поэт был вынужден принять участие в дискуссии о формализме, где, не отрекаясь от ранних произведений, он называет стихотворение «Север» как опубликованный образец своей «простой, доступной для широкого читателя» поэзии.

В 1937 вышла «Вторая книга» (17 стихотворений). В 1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, на следствии проявил редкостное мужество.

До 1944 отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края (стихов не писал), с весны до конца 1945 в ссылке в Караганде (работал чертежником), где завершил работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), оказавшим благотворное влияние и на его судьбу - как произведение, прошедшее в печать, и на творчество - как образец уникальной поэтики.

Московский период В 1946 Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, сначала жил в Переделкино, затем, наконец-то, получил жилье в Москве, зарабатывал переводами. В оригинальном творчестве подъем 1946-48 сменился спадом в 1949-52 и новым подъемом в 1956-58, когда было создано около половины стихотворений московского периода.Возобновляется «натурфилософская» тема («Читайте, деревья, стихи Гезиода », «Я не ищу гармонии в природе »), включающая искусство в картину естественного бытия («Гомборский лес», «Бетховен») по формуле «мысль-образ-музыка». Новый этап знаменуется вниманием к человеческой личности и ее этике, что проявилось в ранее несвойственной ему автобиографичности («В этой роще березовой », цикл «Последняя любовь»), в посвящении памяти обэриутов «Прощание с друзьями», в психологизированных портретах («Портрет», «Некрасивая девочка») с элементами драматического сюжета («Жена», «В кино», «Старая актриса», «Где-то в поле возле Магадана»). Начатая в стихотворениях 1938 года («Север», «Седов») тема человеческого созидания, вписанного в творчество природы, развивается в «Творцах дорог», «Городе в степи» (оба - 1947) и других произведениях, основанных на впечатлениях от восточных строек.

Интерес к истории и эпосу соседствует в поэме «Рубрук в Монголии» (1958) - о путешествии монаха-миссионера 13 в. - с характерными для лирики поэта мотивами отчуждения и одиночества.

О разных прочтениях Заболоцкого Заболоцкий ушел очень рано (после двух перенесенных инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно и в компромиссных формах, разные читатели приемлют его поэзию на основаниях, порою взаимоисключающих.

Для многих Заболоцкий остается в ряду поэтов, ангажированных советским официозом, как автор «Ходоков», «Прощания», «Горийской симфонии», которые читались в дни юбилейных торжеств. «Смерть врача», «Некрасивую девочку» и др. иногда связывают с сентиментальным примитивом городского фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм, на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом и др. В серии «Библиотека поэта» (1965) «Столбцы и поэмы» были «спрятаны» во второй половине книги и объявлены данью «формальному экспериментаторству». Завещанная самим поэтом форма итогового сборника (Заболоцкий Н. Столбцы и поэмы: Стихотворения.

М 1989) определена им в 1958; она «скрывает» этапы творческого пути.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)
Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал ка¬рандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и.. Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в мате¬рии духа несомненно.. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохнове¬ния и терзаний Микеланджело в его..

Творчество Ван Дейка
На картине изображен тот момент, когда Армида, наклонившись над спящим Ринальдо, обвивает его с помощью порхавших амуров гирляндой цветов. Несмотря.. Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные.. Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины – широко и свободно написанный..

Творчество Айвазовского
Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении! Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и.. Основанная греками в VI веке до н.э Феодосия знала время славы, богатства, в.. Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен, рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX..

Творчество И.Е. Репина
Это было в январе 1864 г Репину шел двадца¬тый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал.. Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху¬дожественных.. Она называ¬лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину..

Творчество Иосифа Бродского
Обретенная свобода оказалась не по зубам этому народу, она ему принесла не чаемое счастье, а, наоборот, худшее несчастье - за малым вычетом тех.. Роль высокого чтения в процессе духовного роста человека трудно переоценить. .. Конечно, всему свое время и место: в определенной ситуации и «Клен ты мой опавший» падает в душу, но вся загвоздка в..

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полю­бить этого человека, эту героическую личность, не приклониться пе­ред его жизненным.. Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было.. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена..

Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами.. Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов советской.. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом..

Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора
Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с.. Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже.. Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных..

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха
В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное.. За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись.. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое..

Творчество народных певцов-композиторов Казахстана
С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом.. Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в.. До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел..

0.037

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — русский поэт. Родился под Казанью в семье интеллигентов: отец работал агрономом, мать была сельской учительницей. Детство Заболоцкого прошло в Вятской губернии, в селе Сернур, вблизи провинциального города Уржума. Учился будущий поэт сначала в сельской школе, затем, с 1913 по 1920 год, в реальном училище, находившемся в его же селе. После окончания училища Заболоцкий уезжает в Москву, где поступает в Московский университет сразу на два факультета — медицинский и филологический. В 1921 году молодой человек переезжает в Петроград и поступает в Педагогический институт им. А.И. Герцена на отделение языка и литературы, окончательно определив своё призвание.

После окончания института Заболоцкий служит в армии, а позднее, с 1927 года, начинает работать редактором в отделе детской книги, сотрудничает с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». В 1938 году в жизни Заболоцкого произошёл драматический поворот: по ложному доносу в антигосударственном заговоре поэт был арестован и репрессирован. Пять лет Заболоцкий отбывал заключение в лагерях на Колыме, в 1943 году получил статус ссыльного поселенца и работал строителем на Дальнем Востоке, Алтае и в Казахстане.

В 1950 году Заболоцкий возвращается из ссылки и живёт в Москве. Он много пишет, спешит наверстать безвозвратно утраченные годы. Однако невыносимая жизнь в лагере, тяжёлые условия ссылки подорвали его здоровье: в 1950-е годы Заболоцкий болеет и в 1958 году умирает от второго инфаркта.

Творчество Заболоцкого

Интерес к литературе у Заболоцкого проявился уже в детские годы: известно, что в третьем классе сельской школы он «издавал» рукописный журнал, куда вписывал свои детские стихотворения. В годы учёбы в пединституте Заболоцкий сблизился с группой молодых поэтов и сам сочинял стихотворения. Но по самокритичному выражению Заболоцкого, результат поэтической деятельности этого времени — «объёмистая тетрадь плохих стихов». Первые настоящие стихотворения, в которых уже ощущалась индивидуальная поэтическая манера, Заболоцкий пишет в 1926-1927 годах во время службы в армии.

Активный творческий период начался с работы в отделе детской книги: Заболоцкий выпускает книги для детей в стихах и прозе «Резиновые головы» и «Змеиное молоко», пишет в журналах «Ёж» и «Чиж». К этому времени относятся и его творческие связи с известными поэтами Даниилом Хармсом и Александром Введенским. За десятилетие творческой деятельности, предшествовавшее аресту в 1938 году, Заболоцкий становится большим поэтом, он выпускает две книги стихотворений: «Столбцы» (1929) и «Вторая книга» (1937), пишет поэмы, создаёт для детей переводы — пересказы знаменитых произведений мировой литературы: «Гаргантюа и Пантагрюэль» французского писателя Франсуа Рабле, «Путешествия Гулливера» английского писателя Джонатана Свифта, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля де Костера, поэма «Витязь в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставели. В эти годы Заболоцкий увлекается также живописью и философией.

После лагерей и ссылки Заболоцкий создаёт ряд замечательных литературных произведений. Лирика Заболоцкого приобретает глубокий философский характер, в ней появляется трагическое звучание, навеянное тяжёлыми впечатлениями прошлых лет. В это время Заболоцкий также заканчивает полный перевод поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и делает один из лучших переводов величайшего памятника древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве».

Одними из самых известных стихотворений Заболоцкого являются стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) и «Не позволяй душе лениться» (1958). Эти стихотворения относятся к философской лирике поэта, особенностью которой было изображение обычной, будничной жизни. Заболоцкий поднимает такие значимые философские темы, как жизнь человека и его душа или природа красоты, обращаясь к повседневной действительности. Например, он пишет стихотворение «Некрасивая девочка», словно глядя из окна на играющих во дворе соседских детей, а в стихотворении «Не позволяй душе лениться» лирический герой размышляет о душе человека, её совершенствовании через труд и заботу о ближнем.

(1903-1958) русский поэт

Поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха - таким вошел Николай Алексеевич Заболоцкий в нашу поэзию. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил после себя только томик своих поэтических произведений да несколько книг переводов, единодушно признанных образцовыми.

Николай Заболоцкий родился в Казани. В ту пору его отец служил агрономом на ферме Казанского земства в семи километрах от города. Поэт гордился своей родословной. Его дед был николаевский солдат, отец - сельский агроном. Детские годы Николая прошли в Вятской губернии, в селе Сернур, неподалеку от города Уржума. Впечатления от тамошней природы, ее девственной свежести на всю жизнь сохранились в душе поэта, сказались в его творчестве. Здесь он окончил три класса начальной школы, здесь впервые начал писать стихи. Семилетним ребенком он уже выбрал свою будущую профессию.

В 1913 году Николай Заболоцкий был принят в Уржумское реальное училище и с этого времени жил вне семьи, приезжая домой только на каникулы. Его юношеский мир складывался в годы Первой мировой войны в обстановке маленького провинциального городка, расположенного в 180 километрах от железной дороги. Такая жизнь мало устраивала юношу, он рвался в центр, к живой жизни, к искусству.

После окончания реального училища в Уржуме Заболоцкий в 1920 году семнадцатилетним юношей едет в Москву продолжать образование и поступает там одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета.

Однако жизнь в Москве его не устроила, и в августе 1921 года он уехал в Петроград, где поступил в педагогический институт им. Герцена на отделение языка и литературы общественно-экономического факультета. Педагогом поэт быть не собирался. Он лишь хотел получить филологическое образование, необходимое для писательской работы. Жил Николай Заболоцкий в студенческом общежитии, много писал, подражая то Маяковскому , то Блоку , то Есенину . Собственного голоса в поэзии он тогда еще не имел, но считался способным студентом и одно время даже думал посвятить себя всецело науке. Однако привязанность к поэзии оказалась сильнее, и Заболоцкий оставил эти мысли.

В 1925 году он окончил институт, имея к тому времени объемистую тетрадь не очень хороших стихов и небольшую корзинку с имуществом. Но молодой человек во что бы то ни стало хотел стать писателем, поэтому был настойчив и целеустремлен. «Надо покорять жизнь, - писал он в феврале 1928 года. - Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - его песня спета. Вера и упорство, труд и честность. ..Моя жизнь навсегда связана с искусством - вы это знаете. Вы знаете - каков путь писателя. Я отрекся от житейского благополучия, от «общественного положения», оторвался от своей семьи - для искусства. Вне его - я ничто... »

В 1926 году Николай Алексеевич Заболоцкий был призван в армию и служил в Ленинграде в команде краткосрочников. Он был членом редакции воинской стенгазеты, которая считалась лучшей в округе. В 1927 году, сдав экзамен на командира взвода, он был уволен в запас.

Следует отметить, что в это время Николай Заболоцкий активно сотрудничает в детской литературе - пишет в журналах для детей «Еж» и «Чиж», «Пионер» и «Костер». Он выпустил несколько детских книг, лучшими из которых были обработки «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле и «Тиля Уленшпигеля» Ш. де Костера. Конечно, детская литература не исчерпывала его интересов, и он продолжал писать лирику. В 1929 году вышла первая книга стихов Заболоцкого «Столбцы», выдержанная в сатирическом духе по отношению к окружавшей поэта обывательской, нэповской реальности.

В 1930 году молодой поэт женился на Е.В. Клыковой, через два года в семье родился сын Никита, а через пять лет - дочь Наташа.

В своем творческом развитии Николай Алексеевич Заболоцкий постоянно обращался к чистым родникам классической русской поэзии - стихам Пушкина, Тютчева , Баратынского . Поэзия Николая Заболоцкого - это поэзия мысли, которая выражена в метафорической, образной форме. Поэта неизменно волнует проблема творчества. Многие стихи его воссоздают самый процесс рождения произведения искусства - вдохновение, зарождение подсознательного замысла и торжество мысли в завершенном целом. В стихотворении «Бетховен» мысль творца возникает «перед лицом пространства мирового», становится музыкой:

И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал... Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Природа воспринимается поэтом как историческая действительность, изменяющаяся под воздействием человеческого разума и труда. Отсюда путь к таким стихотворениям, как «Город в степи», «Север», «Творцы дорог», в котором постройка дороги совершается в условиях девственной природы Дальнего Востока. В ее строительстве принимал участие и сам поэт. Никита Заболоцкий вспоминал: «О своей жизни и работе на стройках отец рассказывал скудно. Помню только его рассказ о том, как однажды на работе в карьере, где добывали строительный камень, отцу пришлось лезть на высокую, почти отвесную скалу, чтобы закрепить наверху веревки, необходимые для подготовки к очередному взрыву.

Приходилось всем телом прижиматься к обрыву и тщательно выбирать едва заметные уступы, куда можно было поставить ногу. И вдруг какой-то торчащий из камней корень зацепился за дужку очков, и очки повисли на одном ухе. Потеря очков в такой ситуации близорукому человеку грозила падением со скалы. Руки были заняты, и только изгибаясь всем телом, с невероятными усилиями удалось вернуть очки на свое место».

В поздних стихах Заболоцкого величие и духовность мира приобретает особую прозрачность. В них природа не подавляет человека, не противостоит ему, а дает радость узнавания, она для него воплощается в знакомом и близком сердцу пейзаже родного края:

Я воспитан природой суровой. Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый. Подорожника твердый клинок...

Николай Алексеевич Заболоцкий - поэт с обостренным чувством цвета, живописности. Эта особенность его поэтического видения проявлялась на всем протяжении творческого пути.

Отношение поэта к природе определяется как узнавание мира, его «живых черт», как единство человека с природой. Познание природы становится более интимным, более человечным, так же как и сама природа проявляется в реальности изображаемого пейзажа:

Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина. Или запела щегла окарина, Или малиновка, маленький друг. Мне на закате ответила вдруг?...

Николай Заболоцкий всегда любил живопись. Он увлекался работами П. Филонова, М. Шагала, старых фламандцев. Поэт высоко ценил цельность и зоркую наивность таких художников-примитивистов, как Анри Руссо и Нико Пиросманишвили . Он любил творчество Питера Брейгеля , чье ощущение природы, картины крестьянского труда и веселья были особенно близки поэту.

В жизни Николая Заболоцкого был один трагический период, который он перенес мужественно и с достоинством. 19 марта 1938 года поэт был арестован органами НКВД и приговорен к пяти годам заключения. Лишь в мае 1946 он получил разрешение переехать в Москву и продолжать литературную работу.

Говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть его многочисленные переводы из грузинской поэзии (ему принадлежит перевод поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), стихотворное переложение «Слова о полку Игореве», над которым он работал около восьми лет.

В последние годы жизни Заболоцкого в его творчестве все более заметно обращение к человеку, появление личной темы, интерес к быту. В это время он пишет такие стихи, как «Некрасивая девочка», «В кино», «Генеральская дача», «Старая актриса» и другие. Особенно широкую известность получило стихотворение «Некрасивая девочка» - о судьбе девочки, еще не сознающей, что она «лишь бедная дурнушка».

В эти годы у Николая Заболоцкого появляется и любовная лирика, которая нашла свое выражение в цикле стихов «Последняя любовь» (1956-1958). Это стихи о любви, которая сохранила свою неизменную власть и особенно болезненно переживается в разрыве:

Можжевеловый куст, можжевеловый куст.

Остывающий лепет изменчивых уст.

Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

Каждый творческий этап Николая Алексеевича Заболоцкого не следует понимать как механическую схему. Каждый из них, сохраняя своеобразие поэтической структуры, оставлял свой след в его дальнейшем творчестве, обогащал его новыми открытиями. Потому и «классичность» стихов последнего периода отнюдь не обращена к прошлому, не является стилизацией классики, а глубоко современна, даже полемична по отношению к современной поэзии.

Лето и осень последних двух лет жизни поэт проводит в Тарусе на Оке. К этому времени он перенес инфаркт, тяжело болел. Вообще не очень-то любивший длительные прогулки, он вел теперь из-за болезни малоподвижный образ жизни, часто отдыхал на лавочке в саду под огромной грушей. В Тарусе ему как-то особенно хорошо работалось. Там были написаны многие лирические стихотворения. Но здоровье Николая Заболоцкого ухудшалось, и 14 октября 1958 года он скончался от второго инфаркта.

Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Смерть застала его в расцвете творческой деятельности, в преддверии новых замыслов и работ.

Сознание высокой миссии поэта делало его особенно требовательным как к себе, так и к окружающим. Недаром Александр Александрович Фадеев как-то сказал о нем Н.К. Чуковскому: «Какой твердый и ясный человек!»

7 мая 1903 года родился Николай Алексеевич Заболоцкий

Один из самых недооцененных поэтов Серебряного века был поэт Николай Заболоцкий. Все знают, что Ахматова - гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все - но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это - Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи его ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны - самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой - вопиющая несправедливость по отношению к автору. Для ученого он был слишком поэт, для поэта - слишком обыватель, для обывателя - слишком мечтатель.

Дух Заболоцк ого никак не соответствовал его телу. Блондин среднего роста, круглолицый и склонный к полноте, Заболоцкий производил впечатление человека основательного и степенного. Солидный молодой человек весьма прозаической наружности никак не соответствовал представлениям об истинном поэте - чувствительном, ранимом и мятущемся. И только люди, знавшие Заболоцкого близко, понимали, что под этой внешней бутафорской важностью скрывается удивительно чуткий, искренний и жизнерадостный человек.

Откройся, мысль!

Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца,

Чтоб мир торжествовал!

Литературный кружок, в котором оказался Николай Алексеевич Заболоцкий, был «неправильный». Обэриуты - беспардонные, смешливые, парадоксальные, казались самой неподходящей компанией для серьезного молодого человека. А между тем Заболоцкий был очень дружен и с Хармсом, и с Олейниковым, и с Введенским.

Еще один парадокс несоответствия - литературные предпочтения Заболоцкого. Известные советские поэты оставляли его равнодушным. Не любил он и высоко ценимую окололитературной средой Ахматову. А вот неприкаянный, мятущийся, призрачно-сюррелистичный Хлебников казался Заболоцкому поэтом великим и глубоким. Мировосприятие этого человека болезненно контрастировало с его внешностью, его образом жизни и даже происхождением.



В 1930 году Николай Заболоцкий женился на Екатерине Клыковой. Друзья-обэриуты отзывались о ней исключительно тепло. Даже язвительные Хармс и Олейников были очарованы хрупкой молчаливой девушкой. Жизнь и творчество Заболоцкого были тесно связаны с этой удивительной женщиной. Заболоцкий никогда не был богат. Более того, он был беден, иногда попросту нищ. Скудные заработки переводчика едва позволяли содержать семью. И все эти годы Екатерина Клыкова не просто поддерживала поэта. Она полностью передала ему бразды правления семьей, никогда ни в чем с ним не споря и ничем не упрекая.

Друзья семьи поражались преданности женщины, отмечая, что есть в такой самоотверженности что-то не совсем естественное. Уклад дома, хозяйственные решения - все это определял только Заболоцкий.



Когда в 1938 году поэта арестовали, жизнь Клыковой рухнула. Все пять лет заключения мужа она провела в Уржуме, в крайней бедности. Заболоцкий был обвинен в антисоветской деятельности. Несмотря на длительные изнуряющие допросы и пытки, он не подписал обвинительных заключений, не признал существование антисоветской организации и не назвал никого из предполагаемых ее членов. Возможно, именно это и спасло ему жизнь. Приговором было лагерное заключение, и Заболоцкий провел пять лет в Востоклаге, расположенном в районе Комсомольска-на-Амуре. Там, в нечеловеческих условиях, Заболоцкий занимался стихотворным переложением «Слова о полку Игореве». Как потом объяснял поэт - чтобы сохранить себя как личность, не опуститься до того состояния, в котором уже невозможно творить.



В 1944 году срок был прерван, и Заболоцкий получил статус ссыльного. Год он жил на Алтае, куда приехала и жена с детьми, потом перебрался в Казахстан. Это были тяжелые для семьи времена. Отсутствие работы, денег, вечная неуверенность в завтрашнем дне и страх. Боялись ареста, боялись, что выгонят из временного жилья, боялись всего.

В 1946 Заболоцкий возвращается в Москву. Он живет у друзей, подрабатывает переводами, жизнь начинает медленно налаживаться. И тогда случается еще одна трагедия. Жена, бесконечно верная преданная жена, мужественно перенесшая все лишения и тяготы, вдруг уходит к другому. Не предает из страха за свою жизнь или жизнь детей, не бежит от нищеты и невзгод. Просто в сорок девять лет эта женщина уходит к другому мужчине. Это сломило Заболоцкого. Гордый, самолюбивый поэт мучительно переживал крах семейной жизни.


Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю,—
Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…

Жизнь Заболоцкого дала крен. Он заметался, лихорадочно ища выход, пытаясь создать хотя бы видимость нормального существования. Предложил руку и сердце малознакомой, в сущности, женщине, причем, по воспоминаниям друзей, даже не лично, а по телефону. Спешно женился, какое-то время провел с новой супругой и расстался с ней, попросту вычеркнув вторую жену из своей жизни. Именно ей, а вовсе не жене, было посвящено стихотворение «Драгоценная моя женщина». Заболоцкий ушел в работу. Он много и плодотворно переводил, у него были заказы и наконец-то он начал прилично зарабатывать.

На закате

Когда, измученный работой,
Огон души моей иссяк,
Вчера я вышел с неохотой
В опустошенный березняк.

На гладкой шелковой площадке,
Чей тон был зелен и лилов,
Стояли в стройном беспорядке
Ряды серебряных стволов.

Сквозь небольшие расстоянья
Между стволами, сквозь листву,
Небес вечернее сиянье
Кидало тени на траву.

Был тот усталый час заката,
Час умирания, когда
Всего печальней нам утрата
Незавершенного труда.

Два мира есть у человека:
Один, который он творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторяд моих чудес.

Душа в невидимом блуждала,
Своими сказками полна,
Незрячим взором провожала
Природну внешнюю она.

Так, вероятно, мысль нагая,
Когда-то брошена в глуши,
Сама в себе изнемогая,
Моей не чувствует души.

1958

Заболоцкий смог пережить разрыв с женой - но не смог пережить ее возвращения. Когда Екатерина Клыкова вернулась, у него случился сердечный приступ. Полтора месяца Заболоцкий проболел, но за это время успел привести в порядок все свои дела: рассортировал стихи, написал завещание. Он был человек обстоятельный в смерти так же, как и в жизни. К концу жизни у поэта были и деньги, и популярность, и читательское внимание. Но это уже не могло ничего изменить. Здоровье Заболоцкого было подорвано лагерями и годами бедности, а сердце пожилого человека не выдержало нагрузок, вызванных переживаниями. Смерть Заболоцкого наступила 14.10.1958 года. Он умер по пути в ванну, куда шел, чтобы почистить зубы. Врачи запрещали Заболоцкому вставать, но он всегда был человеком аккуратным и даже немного педантом в быту.

И довершат строение природы, —

Пускай мой бедный прах покроют эти воды,

Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг…