Стихотворение «Школьник» датировано 1856 годом. Гражданская лирика. 10 строф. Написано в стиле реалистической школы.

Анализируя стихотворение, невозможно не упомянуть о событиях, участником которых оказался Николай Некрасов, глубоко отразившихся на его прозе и поэзии. Дело в том, что отец его был жестоким помещиком, карточным игроком, домашним тираном. Проиграв в карты имение, он стал исправником. По службе брал маленького сына с собой. Мальчик часто видел много народного горя - выбивание долгов, мёртвых крестьян, нужду.

В юности, поступив на филологический факультет, вопреки воле отца, Николай хлебнул своего горя - остался совсем без денег, голодал, видел жизнь солдат, нищих, разорившихся помещиков. Всё это способствовало тому, что он стал приверженцем школы реализма в поэзии и изобрёл свой, Некрасовский реалистический метод.

Первая строфа содержит описание заурядного, привычного пейзажа российской глубинки - «небо, ельник, песок » да невесёлая дорога… Главный герой встречает одинокого путешественника.

Во второй и третьей строфах становится известно, что путник - полунищий, грязный мальчик, который добирается до города, чтобы учиться:

«Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…»

Герой ободряет мальчика, призывает не стесняться своего немытого тела и плохой одежды, ведь шаг к другой жизни им уже сделан, он - на «многих славном пути ».

Далее (четвёртая и пятая строфы) наш герой, не спрашивая мальчика, размышляет сам в себе: чей это ребёнок, кто способствовал тому, что в его жизни появилась хотя бы надежда на обучение (народ на то время был массово неграмотен, не было денег на еду и лечение, не говоря об образовании). Наверное, «издержал последний грош » отец, да добрая дьячиха «отдала четвертачок », да «проезжая купчиха подарила на чаёк». Вот так - с миру по нитке - шьётся одежда надежды.

В шестой строфе - главный герой как бы рисует мальчику будущее: «скоро сам узнаешь в школе… » Значит, не печалься, будет школа, будет. И ты не один такой - тут упоминается знаменитый «архангельский мужик» - Михайло Ломоносов, который в возрасте 19 лет пришёл из Архангельска пешком в Москву, выучился, и стал первым академиком, геохимиком и поэтом.

В седьмой строфе картина будущего становится светлее и шире:

«Будешь в университете -
Сон свершится наяву!»

Ведь если желаешь учиться очень сильно, то кто-то да поможет, «кто-нибудь свезёт в Москву ».
Последние три строфы - гимн родной Руси, которая «выводит из народа столько славных ». Главное - не бояться и трудиться! Ведь если среди глупых и злых, не видящих своей ограниченности, людей есть «столько добрых, благородных, сильных любящей душой», то у такой страны есть будущее!

Стихотворение написано эмоционально ярко - как будто бы сам герой прошёл такой или похожий путь. Читая, заражаешься сочувствием к тяжёлой судьбе мальчика, верой в то, что у него всё получится, надеждой на лучшее, не смотря ни на что!

Николай Алексеевич Некрасов - один из самых удивительных и продуктивных литературных деятелей Золотого века русской поэзии. Хотя поэтический дебют его был неудачным, он продолжал писать. Он считается национальнейшим, если можно так сказать, русским поэтом. Некрасов обогатил поэзию оборотами, выражениями простого народа.

Он экспериментально соединял лирические и элегические мотивы в одном произведении! На литературном некрасовском наследии воспитывались поэты Серебряного века. Помимо всего Некрасов был успешным издателем (впервые напечатал многих, сегодня известных, писателей и поэтов), имел порядок в делах, был обеспечен.

Стихотворение «Школьник» волнует читателя искренней добротой, с которой автор говорит о крестьянском мальчишке. Мальчик отправляется в город учиться. Он беден, его родители не смогли ему купить приличной одежды, дать с собой денег в дорогу. Но, несмотря на это, у мальчика есть надежда на лучшее, он стремится вырваться из привычной серой жизни ради будущего. Николай Алексеевич Некрасов надеется, что когда-нибудь ситуация изменится.

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова – яркий тому пример. У безграмотных крестьянских детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. Идея стихотворения «Школьник» прослеживается в том моменте, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, «славного пути» и «широкого поприща».

Стихотворение «Школьник» ясно показывает надежды автора на то, что когда-нибудь жизнь достойных, благородных, добрых людей обязательно изменится к лучшему.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Цензура обратила внимание на то, что в стихотворении «автор хочет доказать, что великие и гениальные люди преимущественно могут выходить только из простого народа». Но, следует отметить, что интерес поэта к теме не случаен. В 1861 году Некрасов отправляет директору ярославского лицея прошение об открытии на родине, в Абакумцеве, школы «для обучения крестьянских детей грамоте». Дом пожертвовал для школы отец поэта, а обустройством занялся брат Федор. Поэт высылал книги для школы. «Училище может быть открыто для всех желающих детей, – писал он священнику отцу Иоанну, – посему Вы можете... принимать в него всякого, кому захочется учиться».

Н. Некрасов симпатизировал крестьянам. Поэт считал, что среди них много незаурядных умов, достойных занимать почетные места в обществе. В то же время Николай Алексеевич понимал, насколько трудно крестьянскому сыну пробиться в люди. По его мнению, это возможно сделать только путем упорного труда и науки. В 1856 году был написан стих «Школьник», в котором воплотились мысли поэта о месте крестьян в современном ему обществе.

Тема анализируемого стихотворения – тернистый путь к образованию выходца из простого народа. В произведении реализуется идея о том, что ум человека не определяется его происхождением и достатком, а зависит лишь от врожденного таланта и умения упорно идти к цели.

В стихотворении Н. Некрасова два ключевых образа – лирический герой и школьник. Из монолога лирического героя можно сделать вывод, что это зрелый мужчина, который многое видел в жизни и точно знает, о чем говорит. Лирический герой встречает школьника и приветливо просит его садиться рядом. О симпатии к ребенку говорит обращение "дружок".

Школьника читатель видит глазами лирического героя. Мужчина не знает мальчика, но делает несколько предположений: это сын дьяка, за обучение которого отданы последние гроши или же это отпущенный дворовой. Догадки возникают под впечатлением от внешнего вида мальчика. Он босой, грязный, в рваной одежде. Единственное сокровище мальчонки – котомка с книжкой. Лирический герой понимает, что в таких условиях нелегко заставить себя не то что учиться, но даже появляться среди чистеньких, хорошо одетых ребят. Поэтому следующие строфы монолога подбадривают школьника, придают ему уверенности в себе.

Лирический герой уверяет, что сама судьба поможет школьнику попасть в университет и вскоре он займет свое место среди умных и благородных людей. Как пример простого мужика, который "стал разумен и велик", Н. Некрасов упоминает Ломоносова, называя его «архангельским мужиком».

Стихотворение Н.А. Некрасова неоднородное с точки зрения художественных средств. В первых строфах автор ограничивается эпитетами и только во второй половине произведения появляются метафоры: «не без добрых душ на свете», «не бездарна та природа», «тут уж поприще широко, знай, работай, да не трусь...». При помощи перифраза автор вводит в текст упоминание о Ломоносове. Эпитеты в последних строфах помогают автору охарактеризовать разных людей.

Стихотворение Н. Некрасова «Школьник» поделено на десять катренов, в которых используется перекрестная рифмовка. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Так как стих написан в форме обращения, в нем есть восклицательные предложения. Некоторые из них адресованы мальчику-школьнику, другие – риторические.

Стихотворение «Школьник» – изложение прогрессивных идей, которые, как оказалось стали предвестниками революции.

Некрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом. Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник». Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова. Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части. В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя. Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей. Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете - Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны. В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело». В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Реализм и ни слова лжи - вот главная особенность творчества Николая Некрасова. Путешествуя просторами родного государства, поэт успел многое увидеть: глубокую печаль, нужду и несгибаемую силу русского духа. В его стихах отчетливо отображаются эти реалии. Каждая строчка произведений наполнена болью и грустью, но за ними скрывается надежда на лучшее будущее. Говорить об особенностях творчества поэта можно долго, но для наглядности лучше провести анализ стихотворения Некрасова «Школьник».

Лирический герой

На этом пункте и заканчивается комплексный анализ. Из анализа стихотворения Некрасова «Школьник» становится понятно, что в качестве лирического героя выступает сам автор, описывая свои поездки страной. В основу произведения положены размышления Некрасова о тяжелой судьбе своего народа, но он уверен, что среди простых крестьян есть много талантов. Он хочет поддержать детей, что желают учиться и выбрать другую судьбу, нежели у родителей. Лирический герой, а вместе с ним и сам Некрасов, призывают не стыдиться нищеты, ведь упорный труд будет вознагражден.

О поэзии

Николай Некрасов известный русский поэт, признанный классиком русской литературы. В свое время он прославился, как революционный демократ, а его нравственность и неоднозначные поступки все еще вызывают много спорных мнений. Некрасов стал известным благодаря таким произведениям, как стихотворение «Дед Мазай и зайцы», поэмы «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо».

Все его работы были посвещены исключительно проблемам русского народа. Он ярко описывал трагедию крестьянства и красоту окружающего мира. Фольклорное разнообразие и богатство народного языка были широко использованы в произведениях поэта. Благодаря этому приему Николаю Алексеевичу удалось расширить границы русской поэзии. Поэта по праву можно считать первопроходцем, который не побоялся использовать в своих стихотворениях сочетание элегии, лирики и сатиры, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие литературы. Даже анализируя стихотворение Некрасова «Школьник», можно заметить эту отличительную характеристику.