Вза имоотношения общества и природы - воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Виды воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия - деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Разрушительное (деструктивное) воздействие - человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот ве­ществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Ста билизирующее воздействие - человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие - человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное - положительным (позитивным).

. Косвенное (опосредованное) воздействие - изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека

Непреднамеренное воздействие является неосознан­ным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-техничес кого прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу

Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Экологич. последствия = (числен. населения*стиль жизни)/ уровень экологич. сознания.

Экологический кризис. Экологическая катастрофа.

Несбалансированные взаимоотношения общества и при­роды, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) - экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на об­щественное развитие.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на при­родные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.

Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. Например, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; длительное и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т.д.

Разрушительное (деструктивное) воздействие человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления.Косвенное (опосредованное) воздействие – изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Вырубка леса в бассейне реки (отмечено крестами) приводит к усыханию малых рек – притоков, снижению уровня грунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере. Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, развитию цианей (сине-зеленых водорослей и других водных организмов) в связи с усиливающейся эвтрофикацией водоемов. Строительство плотины и ирригационной системы в целях накопления воды в реке и нормального режима увлажнения на полях не решает проблемы поддержания уровня грунтовых вод и прекращения усыхания озера. Напротив, расход воды на испарение в оросительных системах и с поверхности водохранилища усугубляет недостаток речного стока в озеро, задерживает твердый сток, а подпор вод плотиной вызывает подтопление местности, в том числе по городам, ее заболачивание. Ирригация вызывает дополнительное засоление почв, требующих промывки, а значит, большего расхода поливных вод, с которыми в водоем смываются органика и удобрения, что усиливает эвтрофикацию.

Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уровень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от истощения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу. Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Чем больше численность населения и выше стиль жизни, тем сильнее истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. И, наоборот, чем выше экологическое сознание населения, тем менее выражены эти негативные процессы.

При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к отсутствию вредного воздействия на природу. Пример тому – вырубка леса под посевы и ради заготовки дров.

Таким образом, важнейшее условие дальнейшего прогресса человечества – прекращение роста его численности, изменение стиля жизни и повышение экологического сознания. Только добившись популяционного равновесия, можно и дальше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом.

32. Понятие об экологическом аспекте. Примеры.

Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять.

Идентификация экологических аспектов включает не только определение степени воздействия на ОС тех или иных видов деятельности, но и оценку значимости для предприятия выделенных экологических аспектов. К значимым относятся такие экологические аспекты, которые оказывают существенное воздействие на ОС и требуют соответствующих мероприятий по их, снижению или поддержанию на оптимальном уровне там, где снижение невозможно.

Основными факторами, определяющими значимость экологических аспектов, являются:

* Степень воздействия на ОС;

* Состояние ОС в зоне воздействия;

* Соответствие требованиям действующего законодательства и установленным нормативам; Приоритеты заинтересованных сторон.

Примеры

Экологический аспект, соответствующий аспектам хозяйствующей деятельности:

· Выбросы в атмосферный воздух;

· Выбросы парниковых газов;

· Физическое воздействие на атмосферный воздух;

· Пользование водными объектами;

· Сброс загрязняющих веществ в системы канализации;

· Сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· Использование недр;

· Использование земель для строительства;

· Использование земель в пределах полос отвода;

· Земляные работы;

· Нарушенные земли;

· Обращение с отходами производства и потребления;

· Обращение с различными видами отходов.

33. Классификация загрязнителей окружающей среды по их природе и по происхождению

Загрязнение ОС - это поступление в природную среду веществ в твёрдом, жидком и газообразном состояниях, различных видов энергии в количествах и концентрациях, превышающих естественный для живых организмов уровень.

Существует ряд подходов классификации загрязнений.

По происхождению:

1. Природные загрязнения представляют собой загрязнения ОС, возникающие в результате естественных природных процессов. (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, сели, космическая пыль и т.д.)

2. Антропогенные загрязнения - это загрязнения вызванные деятельностью человека (заводы, фабрики, автомобили и т.д.)

По объектам загрязнения различают:

3. атмосфера

4. ландшафт.

По масштабу распространения:

1. локальные загрязнения - это загрязнения на небольшой территории (завод, город).

2. региональные загрязнения - это загрязнения в масштабах области или нескольких областей.

3. трансграничные загрязнения - это загрязнения в масштабах нескольких государств (реки, воздух).

4. глобальные загрязнения - это загрязнения в масштабе планеты.

По видам загрязнений

1. химическое загрязнение ОС (формируется в результате изменения естественных свойств ОС при поступлении в неё химических веществ несвойственных ОС или же в концентрациях, превышающих естественные нормы).

2. биологическое загрязнение (это появление в экосистеме не характерных для неё видов живых организмов, негативно влияющих на здоровье человека и его хозяйственную деятельность).

3. физическое загрязнение (это проявления в отклонениях от норм в температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств).

4. механическое (это загрязнение относительно инертными в физико-химическом отношении бытовыми и производственными отходами-например древесина, бумага).

ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ

Растения могут накапливать тяжелые металлы, являясь промежуточным звеном в цепи почва -> растение -> животное -> человек (или минуя животных). Однако растения не повторяют химических состав почвы, так как способны к избирательному поглощению. Главным показателем здесь является коэффициент биологического поглощения - отношение содержания элемента в золе растения к концентрации в почве. Медь накапливают растения семейства гвоздичные, кобальт - перцы, цинк поглощают карликовые березы и лишайники и т.д.

Тяжелые металлы являются ядами. Механизмы их токсического действия различны. Многие металлы при определенных концентрациях ингибируют действие ферментов (медь, ртуть). Некоторые металлы образуют хелатоподобные комплексы с обычными метаболитами, нарушая обмен веществ (железо). Другие металлы повреждают клеточные мембраны, изменяя их проницаемость и другие свойства. Некоторые металлы конкурируют с необходимыми организму элементами (Sr-90 может замещать в организме Ca, Cs-137 - калий, кадмий может замещать цигк.).

ПЕСТИЦИДЫ

Пестициды поступают в биосферу путем непосредственного внесения, с протравленными семенами, отмирающими частями растений, трупами насекомых, мигрируют в почве и водах. Особую опасность представляют стойкие и кумулятивные (т.е. накапливающиеся в экосистемах) пестициды, которые обнаруживаются спустя десятки лет после применения.

В результате накопления пестицидов уменьшается численность популяций некоторых видов рыб. Отмечены многочисленные случаи массовой гибели птиц и насекомых в местах интенсивного использования пестицидов. Выявлены такие негативные аспекты воздействия пестицидов на биологические объекты как мутагенный, канцерогенный, аллергенный


Похожая информация.


Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу»

Тест 1.

А1. Экология -это

I) с нерациональным использованием природных ресурсов

3) с экологическим кризисом

4) открытие новых залов пейзажной живописи в Национальном музее

А4. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов

2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

А5. К экологическим проблемам относится

1) предотвращение распространения СПИДа

2) возрождение культурных ценностей

3) тенденция глобального потепления

4) стабилизация демографической ситуации

А6. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

1) общества и личности

2) гражданина и государства

3) общества и природы

4) производства и потребления

А7. Верны ли следующие суждения об обществе и о природе?

А) По мере совершенствования техники и технологий хозяйственное воздействие общества на природу усиливается

Б) Взаимосвязь природы и общества составляет основу единства материального мира

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах ?

А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится

к экологическим проблемам

Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы ?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о взаимовлиянии общества и природы?

А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества

Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Определите, что из перечисленного относится к причинам , а что к последствиям экологического кризиса

а) ухудшение среды обитания человека

б) грубые механические приемы земледелия

в) нерациональное использование ресурсов

г) исчезновение многих видов животных и растений

д) потребительское отношение к природе

е) увеличение промышленных отходов

ж) рост наследственных заболеваний

А. Причины экологического кризиса: __________________________________

Б. Последствия экологического кризиса: ________________________________

Тест 2.

А1. Примером негативного влияния общества на природную среду является

1) организация заповедника

3) загрязнение почвы промышленными отходами

4) посадка деревьев и кустарников

А2. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы

2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры

4) экологии и морали

А3. К глобальным проблемам относится

1) Кризис финансовой системы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

А4. Примером влияния общества на природу является

1) изобретение громоотвода

2) строительство пирамид в Древнем Египте

3) загрязнение вод Мирового океана

4) открытие закона всемирного тяготения

А5. К экологическим проблемам относится

1) распространение наркомании

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) утрата нравственных ценностей

А6. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение реки промышленными отходами

4) разрушение дороги селевыми потоками с гор

А7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей

Б. Природные условия не влияют на развитие духовной культуры общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о влиянии природы на развитие общества?

А. Природа является источником ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей человека, общества в целом

Б. Природные условия влияют на культурное творчество, традиции и обычаи людей

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа».

А. Экологический кризис: __________________________________________

Б. Экологическая катастрофа: _______________________________________

Виды и степень воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреаци­онных, культурных и других его интересов, вносящая физиче­ские, химические, биологические и другие изменения в при­родную среду.

Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. Например, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; пред­намеренное и непреднамеренное; длительное и кратковремен­ное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глу­бинное и приповерхностное; глобальное, региональное и ло­кальное; механическое, физическое, химическое и биологи­ческое и т.д.

Разрушительное (деструктивное) воздействие человечес­кая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых ле­сов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природ­ной среды в результате как хозяйственной деятельности чело­века, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушен­ной в результате хозяйственной деятельности человека или при­родных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, вос­становление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицатель­ным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие изменение при­роды в результате прямого воздействия хозяйственной дея­тельности человека на природные объекты и явления.Косвен­ное (опосредованное) воздействие – изменение природы в ре­зультате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда че­ловек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вслед­ствие роста населения и развития научно-технического прогрес­са приводит к их истощению и увеличению загрязнения при­родной среды отходами производства и отбросами потребле­ния. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение при­родной среды.


Вырубка леса в бассейне реки (отмечено крестами) приводит к усыханию малых рек – притоков, снижению уровня грунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере. Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, развитию цианей (сине-зеленых водорослей и других водных организмов) в связи с усиливающейся эвтрофикацией во­доемов. Строительство плотины и ирригационной системы в целях накопления воды в реке и нормального режима увлажнения на полях не решает проблемы поддержания уровня грунтовых вод и прекращения усыхания озера. Напротив, расход воды на испарение в оросительных системах и с поверхности водохранилища усугубляет недостаток речного стока в озе­ро, задерживает твердый сток, а подпор вод плотиной вызывает подтопление местности, в том числе по городам, ее заболачивание. Ирригация вызывает дополнительное засоление почв, требующих промывки, а зна­чит, большего расхода поливных вод, с которыми в водоем смываются органика и удобрения, что усиливает эвтрофикацию.

Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уро­вень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от исто­щения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу. Глубина экологи­ческих последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Численность населения х Стиль жизни

Экологические последствия = –––––––––––––––––––––––

Уровень экологического сознания

Чем больше численность населения и выше стиль жизни, тем сильнее истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. И, наоборот, чем выше экологическое сознание населения, тем менее выражены эти негативные про­цессы.

При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к от­сутствию вредного воздействия на природу. Пример тому – вырубка леса под посевы и ради заготовки дров.

Таким образом, важнейшее условие дальнейшего прогрес­са человечества – прекращение роста его численности, изме­нение стиля жизни и повышение экологического сознания. Только добившись популяционного равновесия, можно и даль­ше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом.

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. Влияние географическое среды опосредуется общественными условиями, прежде всего, - уровнем развития производства. Масштаб антропогенных воздействий на природу позволяет наметить четыре периода, каждый из которых характеризовался своей спецификой влияния общества на природу.

1) Прединдустриальный период . Он характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища) – добывающая промышленность . На ранних этапах развития общества люди зависели от естественных источников средств жизни. В первобытном обществе люди усваивали вещества природы, сами практически не создавая ничего такого, чего не было бы в природе. Главный объект собственности – человек и земля.

Возникают эмпирические исследования. Происходит внеэкономическое принуждение к труду.

2) Индустриальный период . Переход от прединдустриального общества к индустриальному – промышленная революция. По мере совершенствования орудий труда, зависимость от природы уменьшается. Идет процесс преобразования природы. Происходит экстенсивный рост земледелия, ремесел, гужевого транспорта, городов. Характеризуется обрабатывающей промышленностью . В конце периода – мануфактурное производство. Использование парового двигателя, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот втянуты огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Происходит отчуждение труда и возникновение науки (теоретические исследования на уровне законов).

3) Постиндустриальный период . Постиндустриальное общество возникает после научно-технической революции XX в. Этап начала техногенной цивилизации . Техногенный круговорот вещества и энергии отличается от биологического и геологического количеством и качеством (тенденции стремительного нарастания, большие объемы потребления (автоматическая форма труда) и преобразование природных ресурсов). Техногенный круговорот включает в себя вещества, которых не знала природа: использование ядерной энергетики, выход человека в космос, замена логической функции человека машинами. Характеристики периода : использование новых форм энергетики; производство материальных ценностей, удовлетворяющих потребности человека (бытовая техника и т.д.);

повышение требований к профессиональному уровню производителя (дипломированные производители); экономическое принуждение; развитие фундаментальных научных исследований.

4) Информационный период . Переход к этому этапу – дальнейшее развитие НТР. Возникает новый главный объект собственности – информация. Характеристики периода : информация – это объект общественной собственности; происходит господство общественной собственности; наблюдаются производственные отношения типа сотрудничество и партнерство; преодоление отчуждения труда (труд приобретает творческий характер); высокая оплата труда; исчезает принуждение к труду (труд как потребность); дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований и выход на ведущую позицию в деятельности общества. Информационное общество – это такое общество, о котором говорил К.Маркс: «...общество людей, одинаково богатых, как в своем богатстве, так и в своем потреблении».