Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

«Он коммуникабельный человек», - такую фразу можно услышать в адрес того, кто благодаря умению искусно вести беседу завоевывает расположение окружающих. Встречали ли вы человека, который может держать внимание большой аудитории? Это отличный оратор. Как в первом, так и во втором случае речь идет о человеке, который умеет правильно говорить. Так, что это достигает сердец и умов тех, кто его слушает. Как правильно и красиво говорить так, чтобы это благотворно влияло на ваши отношения с другими людьми? Как научить этому ребенка? В этой статье мы подробнее рассмотрим искусство вести беседу и узнаем, как стать таким оратором, речи которого будет приятно слушать.

Уверенность в собственных силах

Возможно, глядя на тех, у кого получается красиво говорить, вы можете сетовать, что никогда так не сможете. Однако всему можно научиться, ведь когда рождается ребенок, он вообще не умеет говорить. Со временем он расширяет знание родного языка, словно губка, впитывая все из окружающего мира. Из таких малышей вырастают военачальники, президенты и красноречивые ораторы. Поэтому будьте уверены, если они смогли, то сможете и вы! У вас получится освоить искусство говорить правильно и красиво! Не сомневайтесь в этом! Как этого достичь? Главное - это старания, постоянство и упорство. Что конкретно нужно делать? Попробуем разобраться.

Как научиться правильно говорить: с чего начать

В принципе, можно сказать, вы уже начали. Вы уже не один год изучаете родной язык, сами того не подозревая. Однако, чтобы ускорить процесс и понять, как правильно говорить по-русски, можно предпринять некоторые шаги. Во-первых, если вы не любите читать, тогда придется «приобрести» эту привычку. Без чтения научиться грамотно и красиво излагать мысли просто невозможно. С другой стороны, если оно войдет в привычку, тогда ваш мозг будет анализировать и запоминать новые слова и обороты речи, которые вы начнете использовать в обиходе. Во-вторых, выписывайте незнакомые слова и проверяйте их значение в толковом словаре. Так вы заложите основание красивой речи — расширите свой словарный запас. Однако что же еще нужно учитывать, чтобы определить, как научиться правильно говорить?

Правильное ударение

Нередко можно встретить человека, который бегло говорит на родном языке, но неправильно произносит слова. Если не знаете, как правильно выговорить то или иное слово, то снова помогут вам словари (если не во всех, то практически во всех таких книгах стоит ударение). Если у вас нет печатного издания, загрузите словарь на ваш планшет или смартфон (рекомендуются публикации Ожегова и Шведовой или Кузнецова). Это эффективный способ научиться расставлять правильное ударение в словах. Нередко можно встретить неправильное произношение таких слов, как «умерший», «кухонный», «звонят» и т. п. На какой слог, по-вашему, нужно поставить ударение? Правильным ответом будет: «уме"рший», «ку"хонный» и «звоня"т». Если вы ответили не так, то, несомненно, вам есть, в чём улучшиться.

Если есть проблемы с дикцией

При проблемах с произношением самое главное - не сдаваться. К примеру, если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то хвалите его, когда у него получается. Кроме того, можно пригласить логопеда-специалиста. Вместе с ребенком он будет разрабатывать его дикцию.

Если у вас или у вашего отпрыска имеется проблема — заикание, то нужно отметить ситуации, в которых человеку особенно трудно говорить плавно. Обычно это стрессовые ситуации, как, например, выступление перед аудиторией (коллегами по работе или соучениками). Когда вы начинаете заикаться, постарайтесь расслабиться, говорить медленно и, насколько это возможно, спокойно. Расслабьте мышцы, особенно находящиеся на лице. Либо определите, на каких словах у вас наступает ступор, и заменяйте их близкими по значению. С другой стороны, вы можете отрабатывать трудные слова, чтобы лучше их произносить. Главное, помните, что метод, который подойдет одному, может быть непрактичным для другого.

Если проблемы с дикцией у ребенка

Как научить ребенка правильно говорить, если он заикается? Помните, что ни в коем случае нельзя высмеивать его недостаток. Если он махнет на себя рукой, то поднять его дух будет труднее, чем справиться с самой проблемой. В тот момент, когда он начинает заикаться, не нужно заканчивать мысль за него. Однако если дефект сильный, это допустимо, пока он не сможет вновь говорить нормально. Так, к примеру, в компании он не будет чувствовать себя ущемленным. Поставьте себя на место ребёнка. Он может чувствовать неуверенность в себе и страх. Это могут быть настолько сильные, неотступающие эмоции, что он вообще опустит руки. Такой человек постоянно переживает: «А вдруг я скажу что-то не так? А что, если они будут смеяться?» Хотя, возможно, вам трудно побывать на месте заикающегося, тогда попробуйте понять его чувства. Тогда вы поймете, в чем он больше всего нуждается - в заботе, внимании и поддержке.

Расширьте ваш круг общения

Как правильно говорить с иностранцем? Скорее всего, вы скажете, что для этого нужно выучить язык того человека и больше общаться. Тот же принцип применим, если мы хотим узнать, как правильно говорить на родном языке. Об изучении последнего мы уже упоминали выше. Обсудим, как можно развивать навык общения.

Нередко люди, у которых возникают проблемы со словарным запасом и красотой речи, сами ограничивают себя. Они могут днями просиживать в социальных сетях, полностью устраняя из своей жизни реальное общение. Конечно, и переписки в какой-то мере могут посодействовать вашему успеху, но стоит отметить, что настоящих результатов вы не добьетесь. Совет, который можно дать в таком случае, - общайтесь, общайтесь и общайтесь! И делайте это с живыми людьми. Попробуйте к любому разговору подходить с научной точки зрения - больше узнавайте о людях, их мышлении и качествах. Чтобы узнать, как научиться правильно говорить, наблюдайте за теми, кто это уже умеет делать. Как они строят слова в предложении? Попробуйте понять, благодаря чему речь этого человека звучит особенно благозвучно.

Скорее всего, вы заметите, что этот человек образован или коммуникабелен. Причем истинное образование не всегда именуется высшим. Помните, не все известные ученые справлялись на «отлично» в школе. Не все даже полюбили тот предмет, который впоследствии принес им известность. Что же помогло им добиться таких высот? Они были всесторонними людьми, интересовались многими вещами и общались со многими. Тогда ответить на вопрос, как правильно и красиво говорить, для вас не составит большого труда.

Ваш кругозор

Как добиться высот в этом деле? Как вычислить для себя формулу того, как правильно говорить? Станьте любознательным человеком. Интересуйтесь разными сферами жизни людей: спортом, литературой, наукой. Но только делайте это не только через книги, но и в реальной жизни. Ведь искусство говорить - это, прежде всего, практика общения. Секрет коммуникабельных людей в том, что они понемногу знают обо всем. Конечно, никто не будет отрицать, что нужно ставить жизненные цели и быть сосредоточенным на них, но то, что вы будете расширять свой кругозор, не помешает вам в этом, а только поможет.

Когда нужно слушать

Чтобы людям приятно было с вами общаться, научитесь не только говорить, но и слушать. Если у человека горе, то вопрос, что и как правильно говорить, может быть не важен. Приоритетнее для такого человека будет ваше умение слушать. Однако это не означает, что нужно постоянно молчать. Всем своим видом показывайте свое сочувствие. Но не лицемерно. Задавайте вопросы и постарайтесь проникнуться горем человека.

Умение задавать вопросы

Если хотите узнать что-то стоящее, научитесь правильно задавать вопросы. Оказывается, в повседневной жизни мы используем несколько их видов. Риторический вопрос - тот, который не требует ответа. Его используют, чтобы завладеть вниманием человека или подчеркнуть какую-либо мысль. Вопрос относительно точки зрения человека помогает показать, что вы интересуетесь им и стремитесь узнать его мнение. Так, при разговоре с дочерью отец или мать вместо того, чтобы выказывать свое недовольство, может спросить: «Почему ты так считаешь? Что об этом думают твои одноклассники? Что бы ты посоветовала своей дочери, если бы она так поступила?» Главное - не превращать это в перекрестный допрос. Искусство вести беседу требует того, чтобы мы разбирались в психологии общения, думали, что нужно сказать сейчас, а что оставить до лучших времен. Помимо этого, можно пользоваться вопросами, вызывающими на разговор. Большинство из нас, сами того не подозревая, применяют этот подход. Примеры таких вопросов:

  • Дорогой, как прошел день?
  • Рад тебя видеть. Как дела?
  • Вижу, у тебя был нелегкий день. Что произошло?

Проявляя наблюдательность и подлинный интерес, вы сможете достичь успеха.

Выражение лица и жестикуляция

В том, как правильно говорить слова, очень большое значение играет выражение лица и жесты. Следите не только за тем, в каком тоне вы передаете мысли, но и что в этот момент отражает ваше лицо, так как, кроме словесного общения, мы используем мимику и жесты. Что можно сказать об эмоциях, которые вы выражаете? Видно ли по вас, что вы спокойны и невозмутимы или же легко заметить, что вы вот-вот взорветесь от гнева?

Кроме того, следите за тем, какие эмоции выражает ваш собеседник. Не придирайтесь к словам. Попробуйте увидеть, что на самом деле имеет в виду ваш собеседник, и что он (она) чувствует. Подавлен ли он? Плохо ли он себя чувствует? Часто можно услышать, что настоящий друг за улыбкой сможет заметить горе. Но подобная проницательность не приходит сразу, она появляется с годами у людей, которые любят общение, и которым на самом деле не все равно, что происходит в жизни других. Такие люди не эгоцентричны, а всегда готовы помочь. К таким друзьям люди тянутся. Жаль только, что сами иногда так не поступают.

Итак, мы рассмотрели несколько практичных рекомендаций. Однако увидеть их пользу можно только после применения на практике.


Мы живём в странное время. С одной стороны, нам говорят, что в различных сферах ценится прежде всего профессионализм, а не то, как ты одет, как говоришь и как подаёшь себя. С другой стороны, повсеместно приходится сталкиваться с обратным: о человеке судят не по тому, чем он является, а по тому, каким он кажется. Поэтому при приёме на работу красиво говорящий кандидат с сомнительными профессиональными данными имеет больше шансов, чем настоящий мастер своего дела, который не умеет разговаривать. Так что любому человеку, независимо от его рода деятельности, весьма полезно . Даже если его профессия не связана с публичными выступлениями.

Умение убеждать

Что касается публичной деятельности, то правильная и красивая речь – это гарантия эффектного выступления. Речевые ошибки выдают либо не слишком образованного и некомпетентного человека, либо неуверенного в себе выступающего; такому горе-оратору вряд ли хочется довериться. Получается, знание орфоэпии – это не просто показатель «общей грамотности», но и выгодная вещь – с её помощью можно убеждать публику в чём угодно.

Политтехнологи, подготавливающие политиков к выступлению и кандидатов к предвыборной кампании, много внимания уделяют именно речи своих «подопечных». Во многом благодаря хорошей речи наша нынешняя «политическая элита» пришла к власти и надёжно её удерживает, несмотря на сомнительные профессиональные и моральные качества и образование.

Не исключено, что свержение Януковича состоялось благодаря его неграмотной речи. В самом деле, тотальная безграмотность украинского «президента в законе» как в русском, так и в украинском языке была известна на всю страну и за её пределами. О ней сочиняли анекдоты; и вопиющим недоразумением казался тот факт, что Янукович официально был признан самым плодовитым и высокооплачиваемым украинским писателем, его «труды» издавались большими тиражами. Способность разговаривать у Януковича невысокая, ведь с детских лет его школой и университетом была знаменитая ОПГ «Пивновка», в которой он «совершенствовался как личность». Если бы он овладел (на худой конец – поработал над орфографией и орфоэпией), у него наверняка было бы больше шансов остаться у власти. Неграмотный лидер страны не устраивал даже тех, кто был лоялен к режиму и извлекал из него пользу: Янукович портил имидж своей страны и партии, своей речью обнажал всю сущность украинской (как, в общем-то, и российской) политической системы, поэтому на своём посту выглядел неубедительно.

Мы видим, к каким последствиям может привести неграмотная речь. Тем более важно умение в сферах, далёких от «дел государственных».

Правильная речь и единство народа

Язык – это часть менталитета того или иного народа, он хранит мысли и образы, которыми народ жил веками. Демонстрируя умение говорить на своём языке, оказывает, что он не отдаляется от своих слушателей и от сограждан в целом. Правильная речь устраняет социальные, профессиональные и прочие барьеры, разделяющие общество. В самом деле, говорящего на профессиональном жаргоне специалиста широкая публика не поймёт, а может и смутиться – ведь собеседник выставил слушателей идиотами, неспособными понять «простые вещи».

Таким образом, литературный язык – это всеобщий язык страны, которым пользуются (во всяком случае, должны пользоваться) граждане всех возрастов, профессий, социальных групп и прочих категорий для взаимопонимания.

Портит ли речь жаргон?

К жаргонным словам консервативные исследователи относятся с неодобрением, считая, что они только портят речь выступающего. Однако понятие о «красоте» в этом случае чисто субъективное; более того, «литературный» язык часто может быть недостаточно выразителен, иметь устаревшие или неактуальные для данной ситуации единицы и конструкции. Так что такая формально правильная речь на деле окажется некрасивой, неумелой и уродливой. Подобный педантизм в речи характерен для людей лицемерных или имеющих завышенное самомнение.

Некоторые виды жаргонов в наше время полностью или частично понятны основной массе российских граждан. Это молодёжный сленг, блатная «феня», ряд профессиональных слов из речи программистов и др. Такое стало возможным благодаря современной культуре, для которой характерны доступность высоких технологий, сложившийся ещё в советское время «лагерный» менталитет и бурное развитие поп-культуры. Разумеется, перенасыщать элементами этих жаргонов свою речь не следует, но и совсем отказаться от них не получится – без них невозможно ясно и доходчиво выразить мысль, кроме того, они позволяют сделать речь более яркой.

Кто создаёт правила?

Не так давно общество бурно обсуждало постановление наших политиков – узаконить средний род слова «кофе» параллельно с мужским. Некоторые восприняли этот указ правительства в штыки, другие одобрили его – дескать, давно пора; есть и такие, кто одобрил бы указ, если бы он исходил от маститых учёных-русистов, а не от циничных и безграмотных политиков.

И вот тут встаёт резонный вопрос: а кто, собственно, сочиняет все эти правила? Почему говорить «килограмм помидоров» — правильно, а «килограмм помидор» — неправильно? Ответ: «Потому что так учат в школе» — неверный: со временем стандарты и орфоэпии меняются, что нетрудно пронаблюдать, открыв какую-нибудь книгу, скажем, 50-х годов. В знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище» 1953 года издания о холодильнике сказано, что это бытовой прибор, который «работает электричеством»; в наше время такой речевой оборот считается грубой ошибкой, а носителями языка воспринимается как дикая невежественность. Современный читатель морщится от слов «диэта», «диэтические продукты». Если покопаться, то можно в этой книге найти ещё немало устаревших написаний и речевых оборотов.

Конечно же, учёные никакие правила не изобретают. Наука, как всегда, выступает лишь сторонним наблюдателем процессов, происходящих в обществе. Язык изменяется постоянно и бесконечно, и «автором» новых правил выступает сам народ. Если говорить точнее, то за основу правильного произношения берётся речь «образцовой» части населения; новые правила закрепляются в произведениях «большой» литературы и публицистики, авторы которой обслуживают эту часть населения. Под эту группу подстраивается остальное население, чтобы получить профессию, доход, приобщиться к научным и культурным достижениям и т. д. До революции «образцовой» социальной группой было дворянство, оно и выстраивало языковые нормы. В советское время это положение должны были занять квалифицированные рабочие, крестьяне и свободная интеллигенция, однако де-факто формирователем языкового кода выступала партийная номенклатура. Постсоветские годы – весьма трудный период для русского языка, поскольку кардинально меняется социальная структура общества, а сам язык воспринимает очередную волну иноязычных и внутренних (из жаргонов, просторечия и т. д.) заимствований. Внимание общества, в том числе новой криминально-политической «элиты», к собственному языку очень низкое; но с другой стороны, потребность во взаимопонимании и развитом языке осталась, вследствие чего и происходят изменения в лексике, произношении, а иногда и в – наиболее устойчивых пластах языка. Общество создаёт новые, более удобные формы устной и , и науке остаётся только фиксировать их. Разумеется, постоянный пересмотр правил не имел бы смысла, в этом случае язык как система перестал бы существовать.

Можно сказать, что в последние годы формирователями новых правил и норм являются средства массовой информации. Литература, даже современная и коммерческой направленности, всё-таки пользуется ограниченным спросом, а вот телевидение, газеты и особенно интернет-сайты просматривают едва ли не все граждане страны.

Возвращаясь к узаконенному среднему роду слова «кофе», следует отметить, что это наверняка не единственное новшество в . Изучая пространство Рунета, можно предположить, какие новые постановления нас ожидают в будущем. К примеру, ошибочное, но невероятно популярное словосочетание «килограмм помидор» может быть узаконено одним из первых, ведь значительная доля населения, в том числе экономически активная, не знает правильного варианта – «помидоров».

ЗвОнит или звонИт?

Приведённые ниже примеры как раз иллюстрируют, насколько правила русского языка (в данном случае – постановки ударения в глаголах) непостоянны и подвижны.

В наше время чаще всего можно услышать вариант «звОнит». Однако все словари и учебники настойчиво призывают говорить «звонИт». Откуда же взялась ошибочная форма? Традиция ставить ударение на первый слог живёт в разговорном языке уже около сотни лет; и по правилам начала ХХ века ударение в этом слове было именно таким.

Похожая ситуация со словом «вклЮчит/включИт». Основные словари считают нормативным именно второй вариант, однако около года назад Большой орфоэпический словарь внёс первый вариант в качестве допустимого, что вызвало бурю неодобрительных эмоций у образованной общественности. Составители словаря оправдывались: «Что делать? Раз люди так говорят, значит, это надо зафиксировать». Совершенно правильная для учёных точка зрения: не устанавливать правила, опираясь на некую «традицию», а фиксировать явление живого языка.

Вообще со времён А. С. Пушкина идёт медленная тенденция переносить ударение в таких глаголах с окончания на основу. Проще говоря – было время, когда говорили «курИт», «варИт», «поИт»; множество примеров этого можно найти в произведениях русских поэтов. Перенос ударения происходил постепенно, и словари фиксировали и узаконивали всё новые и новые формы – сначала с пометой «разговорное», а затем и без неё.

Свидетель «переходного» этапа – мультфильм «Пластилиновая ворона», в котором персонажи не могли понять, «Подарок сразу врУчат» или «вручАт». Путаница в этом слове имеется и в наше время, поскольку разные словари считают правильным то первый вариант, то второй.

Для слова «ржаветь» «Словарь образцового русского ударения» М. А. Штудинера считает правильным только ударение на втором слоге, а вот упоминавшийся уже Большой орфоэпический словарь допускает ударение и на первом, и на втором слоге.

Карлсон в советском мультфильме допускает ошибку, когда говорит: «А мы тут плюшками бАлуемся». Однако Большой орфоэпический словарь в наше время считает такой вариант допустимым, но приоритетным всё равно объявляет «баловАться».

«ДождАлись», «собрАлись» и другие подобные варианты основные словари считают грубой ошибкой: только «дождалИсь» и т. д. Но совсем недавно Большой орфоэпический словарь узаконил этот вариант в качестве допустимого.

«ОблЕгчить», «углУбить»: неправильное ударение в этих словах стало популярным благодаря выступлениям Михаила Горбачёва. Некоторые ими даже пользуются, однако чаще всего эти варианты фигурируют в ироническом контексте (например, в анекдотах); словари по-прежнему не желают фиксировать «нововведение» Горбачёва как разрешённый вариант.

«ТанцовщИк», «танцовщИца»: словарь Ушакова считает такое ударение допустимым в разговорной речи, однако в литературной правильный вариант всё-таки на втором слоге. Другие словари считают правильным только второй слог. «Неверное» ударение можно услышать в песне Розенбаума «Вальс Бостон».

Как правильно сказать?

Однако немало правил произношения жёсткие и однозначные. «ТОрты» — так и только так. И при склонении это слово также имеет ударение на первом слоге. То же касается и слов «бант», «порт» и других. Но вот «мостЫ», «мостА» — здесь правило другое. Возможно, неправильное ударение в вышеуказанных словах в разговорной речи появилось в результате аналогии с «мостАми».

«КрасИвее» — ещё одно слово, не терпящее другого ударения. Однако многие люди привыкли говорить «красивЕе».

«СвЁкла» — ударение на первом слоге. Просторечный вариант «свеклА», возможно, пришёл из южнорусского говора.

«КаталОг» , «некролОг» . Неверный вариант «катАлог», может быть, появился под влиянием «анАлога». А «некрОлог» — в результате сближения с «биОлогом».

«ДоговОр» — только так. Сотрудники «органов» давным-давно привыкли говорить «дОговор», однако все словари считают этот вариант неверным. То же самое и со «средствАми» — словари настойчиво требуют лишь «срЕдства».

«ЖалюзИ». Слово французское по происхождению и несклоняемое, в переводе означает «ревность» (их изобретатель изготовил их для того, чтобы прохожие мужчины не могли любоваться красотой его жены, пока он на работе). Откуда появился неуклюжий вариант «жАлюзи» — непонятно.

«СтолЯр». Однако даже в советской поэзии нередко встречалось «стОляр».

«ТУфля». Знаменитая фраза из фильма: «Чей туфлЯ? – Моё!» — иронически показывает неграмотную речь.

«КвартАл». Популярное «квАртал» словари считают неправильным.

Вариант «маркЕтинг» сегодня многие считают общеупотребительным. Но большинство словарей предписывают лишь «мАркетинг», как и в языке-источнике – английском.

«КОлледж» — слово, пришедшее из английского, в котором на первый слог падает ударение в большинстве слов. Его французский аналог – «коллЕж»; во французском языке ударение падает всегда на последний слог, причём не слова, а фразы.

«СупЫ, сОусы». Повара, продавцы в продовольственных магазинах часто говорят «супА», «соусА»; некоторые даже оправдываются, называя это профессиональным жаргоном (также как и «дОговор» у полицейских). Однако литературная речь требует только первый вариант.

Как научиться правильно и красиво говорить?

Вот несколько советов тому, кто желает усовершенствовать свою речь.

Ударение в русском языке, в отличие, например, от французского или польского, – свободное. Оно может падать на любую часть слова: быть в его начале, основе или окончании. Поэтому трудности с его корректной расстановкой могут быть не только у тех, для кого русский является иностранным, но и у носителей языка.

Вконтакте

Трудности и досадные ошибки

Практически каждый человек испытывал неуверенность по поводу того, как правильно ставить ударение в том или ином слове. В – слова с подвижным ударением. Это означает, что расстановка его может меняться при изменении словоформы.

Поэтому люди часто сомневаются, как правильно произнести: из аэропОрта или аэропортА , каталОг или катАлог, тОрты или тортЫ , закУпорить или закупОрить – то есть ставить ударение на втором или третьем слоге. В словах облилась и включит на окончание или на основу? Список сомнений можно продолжить.

К хрестоматийному примеру укоренившейся ошибки в массах можно отнести словосочетание вы прА вы, которое упорно произносят вы правЫ, или звОнит вместо звонИт . В официальной речи, докладах и т.д. часто вместо договОр можно услышать дОговор. Можно составить перечень «офисно-канцелярских » слов, которые неправильно произносят вполне грамотные люди, к тому же на своем родном языке. Ошибки повторяются, закрепляются и переходят в разряд типичных.

Правильная речь многое говорит о степени образованности человека , профессионализме, интеллекте и личностных качествах. Как же избежать досадных ошибок?

Что делать?

Как правильно ставить ударение в заимствованных слова х в языках со статичным ударением, легко запомнить, так как существует единое правило орфоэпии. Например, во французских, прочно вошедших в наш обиход: жалюзИ, шассИ, купЕ , – ударение всегда падает на последний слог.

В русском языке единое правило о том, как правильно ставить ударение в «трудных» словах , отсутствует. Конечно, как проверить правильное ударение с помощью орфоэпического словаря , знает каждый. Для справки можно использовать как электронную, так и бумажную версию. Но не все знают, что существуют и другие методы. С их помощью можно не только проверить ударение в слове , но и закрепить в памяти правильное произношение.

Можно проверить правильное ударение с помощью орфоэпического словаря.

Память бывает разная

Специалисты выделяют разные виды памяти. Каждый из них играет свою роль в формировании грамотности человека:

  1. Зрительная память поможет сохранить визуальный образ. Правильное ударение , выделенное ярким маркером, запомнится наверняка. Список можно повесить как дома, так и в рабочем кабинете.
  2. Всегда верно ставить ударение в «трудных» случаях поможет слуховая память . Для этого нужно несколько раз произнести слова вслух или даже пропеть их. Расстановка «осядет» в памяти. Ведь не случайно строчки шлягеров так легко запоминаются.
  3. Речедвигательная память с помощью физических органов речи поможет запомнить, как ставится корректное ударение в определенном случае. Слово нужно четко произнести вслух несколько раз. Мышечная память сохранит схему сделанного движения.

Внимание! Все способы запоминания основаны на определенных видах человеческой памяти. Обычно у каждого человека преобладает какой-то отдельный вид памяти. Поэтому важно знать, какая память наиболее развита у вас.

Способы запоминания

Всегда на виду

Легче запомнить слова с правильным ударением , которые сопровождаются смешными картинками. Их можно распечатать или нарисовать и держать на видном месте.

Слова с правильным ударением слов часто употребляемой деловой можно включить в такой список и повесить у себя дома или в офисе:

  • каталО г;
  • включИ т;
  • девЕ лопмент;
  • обеспЕ чение;
  • квартА л;
  • ходА тайство;
  • принЯ в;
  • по средА м;
  • деньгА ми;
  • договО р.

Перед выступлением или докладом владельцу списка достаточно пробежать перечень глазами, и в слове включит ударение на последнем слоге отложится в памяти.

Правильное ударение в словах.

Внимание! Грамотная публичная речь с продуманной логикой построения, правильным произношением и интонацией произведет желаемое впечатление на слушателей.

Смешные рифмы

Расстановка слогового ударения очень важна для формирования стихотворной рифмы. Поэтому рифму можно использовать, чтобы в случае сомнений определить ударение, которое является нормой. Определить ударение в словах в большинстве случаев помогут рифмованные стихи.

Смешные стишки-запоминалки – хороший способ запомнить, как правильно произносятся слова, которые вызывают затруднения. Например:

  • Моя кофточка снятА, оказалось, что не та.
  • Я поеду в Куршавель, чтобы кушать там щавЕ ль.
  • Впопыхах я напилА сь и водою облилА сь!
  • Тот, кто любит тО рты, не наденет шорты!
  • Если ты с деньгА ми – едем на Майами!
  • Я учел наш уговор и составил договО р!
  • Нынче приходил малЯ р, а вчера зашел столЯ р.
  • Ой! Вы только посмотрите: на моей стене – граффИ ти!
  • У меня в ушах звенит или кто-то мне звонИ т?
  • Он устал и сел на пень, затянул себе ремЕ нь.

Как видно из забавных рифмовок, определить нормативное ударение в «коварных» словах совсем не трудно. Подобные стихи для тренировки памяти можно найти в Интернете, специальной литературе или придумать самому. Этим легким способом запоминания часто пользуются выпускники при сдаче по русскому языку.

На протяжении тысячелетий народ создавал удивительное, богатое орудие, которое так необходимо каждому из нас в социальной жизни – это русский язык. С его помощью мы можем выражать свои эмоции, делиться ценным опытом, мыслями и взглядами.

Однако порой по незнанию многие из нас допускают серьезные ошибки в разговоре. Мы не правильно произносим слова, не в том месте ставим ударение…

В этой статье Новостной портал «сайт» подготовил для Вас несколько очень простых и веселых шпаргалок, прочитав которые несколько раз и заучив не сложные стихотворения, вы больше не будете сомневаться в том правильно или нет, произнесли некоторые из слов в русском языке.

Одеть брюки или надеть брюки?


Займи мне или одолжи мне?


Пожарник или пожарный?


Согласно чего или согласно чему?


Договоры или договора?


Носок или носков, чулок или чулков?


По срЕдам или средАм?


Подпись или роспись?


ОдноврЕменно или одновремЕнно?


Поделитесь этими шпаргалками и со своими детьми школьниками. Вы можете распечатать их и расклеить по дому, что позволит быстрее добиться желаемого результата.

В присутствии маленьких детей старайтесь всегда говорить правильно, ведь они полностью копируют Вас.