Содержание статьи

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций , Гольбах, Монтескье, Руссо . Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо , 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Людмила Царькова

За сто лет - с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости.

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца XVII – начала XIX вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение».

Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева.

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Д. Локка (1632–1704) и его последователей Г. Болингброка (1678–1751), Д. Аддисона (1672–1719), А.Э. Шефтсбери (1671–1713), Ф. Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер/

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).

Период позднего Просвещения (конец XVIII – нач. XIX в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.



В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С. Баха (1685–1750) и В.А. Моцарта (1756–1791).

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Новое естествознание влечет за собой изменение картины мира. В центр интереса становится эмпирическое исследование окружающего мира. Лишь в XVIII веке становится общепринятым понимание солнечной системы, предложенное Коперником еще в XVI веке. Земля - больше не центр мироздания; человек в новом мировоззрении становится лишь песчинкой во Вселенной, но в то же время, благодаря своему разуму, он подчиняет себе эту Вселенную. Аристотелианское понятие формы сменяется механико-атомистическим миропониманием: мир состоит из неизменного пространства, вещи состоят из частиц, механически взаимодействующих друг с другом. Человек больше не воспринимает субстанциональные формы, но лишь материальные единицы, которые являются основными элементами мироздания. Следствием этого механистического объяснения природы становится принципиальное противопоставление между конечным и бесконечным, между материей и духом, чувственным и сверхчувственным. Тем самым оно далеко отходит не только от прежней схоластической метафизики, но и от картины мира в первоначальном лютеранстве (с его «ftnitum capax infmiti»). За этой новой картиной мира стоит убеждение в способности человеческого разума охватить мир и овладеть им, установить законы миропорядка, а также правила человеческого общежития. Рационалистическое объяснение природы и рационалистическое нравственное учение возникают как последствия нового отношения. Для эпохи Просвещения характерна наивная вера в человека и его возможности.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.

Для культуры эпохи Просвещения характерна тенденция к быстрой секуляризации. Естествознание в новом облике способствует имманентному объяснению мира. Светская культура вырастает независимо от церкви и конфессий. Государство также освобождается от религиозных целей и связи с христианскими конфессиями.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения - свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм - как политических, так и религиозных.

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль - рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызвали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилось и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.

характерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму широкое идейное движение в разных странах, связанное с борьбой буржуазии против феодализма. Уже у современников этого движения возникло представление о пришедшей на смену мрачному средневековью эпохе Просвещения (si?cle des lumieres, Zeit der Aufkl?rung). Термин "П." встречается у Вольтера, И. Гердера и др. и окончательно утверждается после статьи И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784). Передовые мыслители 18 в. верили, что подлинная связь вещей и событий до конца объяснима разумом, и именно эта уверенность способствовала их оптимизму, порождала концепцию ист. прогресса. Противниками П. были романтики, разочаровавшиеся в просветит. иллюзиях и неудовлетворенные вновь созданным бурж. строем. Они изображали П. как холодную рассудочную доктрину, враждебную поэзии и воображению. Г. Гегель в своей "Истории философии" различает в П. отрицат. направление - критику религии и государства - и положит. направление - материализм и атеизм. Первое он оправдывает, считая, что просветители воевали не против религии вообще, а против "презреннейшего суеверия и поповщины", не против гос-ва вообще, а против абсолютист. тирании тунеядцев, живших за счет народа; что же касается материализма просветителей, то Гегель третирует его как "скучное пустословие", по существу направляя свой удар против метафизич. характера философии 18 в. Дальнейшую реабилитацию П. взяли на себя прогрессивные историки и литературоведы 19 в.: Ф. К. Шлоссер, Г. Г. Гервинус, Г. Гетнер. Они характеризовали его как период безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эпоху крушения теологич. мышления, торжества науки над схоластикой средневековья. Хотя они уже связывали творчество писателей и философов П. с политич. и социальной борьбой эпохи, однако в целом и они, и вся последующая бурж. наука ограничивали П. "историей идей", не умея раскрыть полностью социальный смысл этих идей. В конце 19 - нач. 20 вв. интерес к П. падает. Идеалистич. реакция стремится извратить истинный смысл его борьбы. Ф. Гундольф, напр., видит в П. расшатывание "божественного" сковывающего порядка во имя индивидуальной свободы, а деятельность Г. Э. Лессинга сводит к "перенесению идеи божества внутрь человеческой индивидуальности". К. Маркс и Ф. Энгельс различали в П. его идеологию и породившие эту идеологию социальные цели и устремления. Они показали, что идеи П. были связаны с классовым самосознанием поднимавшейся буржуазии и были ничем иным, как идеологич. обоснованием бурж. революции. Марксистская историография, исходя из этого четкого понимания термина, значительно расширила объем понятия П. Наряду с узко рационалистич. доктринами в него стали включать и другие антифеод. идейные течения (напр., сентиментализм в Англии, эпоху "Бури и натиска" в Германии). В. И. Ленин в статье "От какого наследства мы отказываемся?" (1897) дал классич. характеристику осн. черт идеологии П. и впервые показал, что П. имело место не только в Зап. Европе, но и в России. Тем самым был открыт путь к расширению географич. диапазона П. В наст. время ист. наука, изучая проблемы П., привлекает материал не только касающийся П. в зап.-европ. странах, но и аналогичных идейных движений в странах Вост. Европы, Азии и Америки. В Зап. Европе П. открывается начавшимся еще в 17 в. общим прогрессом реального знания, необходимого для нужд материального произ-ва, торговли и мореплавания. Творчество Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона знаменует раскрепощение науки от духовной власти религии, выделение естеств. наук, бурный рост математики, механики, астрономии. Научно-технич. прогресс способствует борьбе бурж. идеологии против идеологии феодальной. На Западе П. было мн. нитями связано с Возрождением, но в 18 в. буржуазия требовала уже не просто свободного развития, а мечтала о политич. власти и ниспровержении всего феод. строя. Поэтому просветит. критика феодализма была острее и глубже, затрагивала всю структуру общества и гос-ва, сумела сделать антифеод. движение массовым и поставить ряд вопросов о практич. устройстве будущего бурж. общества. Борясь с обществ. неравенством, просветители в тех странах, где еще существовало крепостное право, осн. упор делали на освобождение крестьян. В. И. Ленин отмечал одушевление просветителей "...горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519 (т. 2, с. 472)). Просветители были идеалистами в вопросах обществ. развития. Они верили в магич. силу воспитания. Отвергнув церк. догму о "первородном грехе", об исконной испорченности человеческой природы, они создали рационалистич. догму о том, что человек по природе добр. Сталкиваясь с реальным эгоизмом и борьбой частных интересов, просветители относили их за счет противоестественности феод. строя, извратившего лучшие порывы человеческой души и превращавшего любого человека в воинствующего эгоиста. Этот эгоизм, по их мнению, можно было устранить, исправить, смягчить, установив золотую середину между эгоистич. личным интересом и абстрактным всеобщим благом. Они. верили, что после разрушения сословного строя наступит эпоха социальной гармонии. Они не понимали, что на смену феод. строю, где эксплуатация еще была прикрыта "религиозными и политическими иллюзиями", идет новый бурж. строй с его "...эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). Религ. мифам о происхождении человека просветители противопоставили свой рационалистич. миф о "естеств. состоянии", о том времени, когда, согласно учению Г. Гроция, человек находился в единстве с природой и обладал "естеств. правами", в частности свободой и равенством. Дж. Локк полагал, что в целях защиты личной свободы и частной собственности люди добровольно передоверили гос. власти свои "естеств. права" и, следовательно, в случае недостойного поведения правителей, народ вправе отстранить их от власти. Эта концепция нар. суверенитета вошла позднее в "Общественный договор" Ж. Ж. Руссо, а затем и в "Декларацию прав человека и гражданина". Однако Руссо считал первобытное естеств. состояние золотым веком человеческой истории и противопоставлял его противоестеств. и неразумному феод. строю. В отличие от Локка, он порицал частную собственность, как начало, разъединяющее людей, и в этом его учение перерастало рамки бурж. П. Просветители в своей пропаганде ограничивались формальным политич. равенством. Экономич. неравенство оставалось за пределами их критики. В области экономики они считали нормальным соревнование частных интересов. Заботу же об общем благе они отодвигали в сферу политич. законодательства. Борьба просветителей против феод. строя не касалась самого принципа гос. власти. На первых порах они даже возлагали свои надежды на просвещенного монарха, к-рый реформирует общество в желаемом ими духе. Они исходили из представления о том, что абсолютизм уже лишил политич. независимости феод. сеньоров, стянул их к подножию королевского престола, нивелировал провинциальную обособленность и установил политическое единство нации. Они ждали, что абсолютизм и в дальнейшем проведет необходимые буржуазные реформы. Отсюда и возникла идея т. н. просвещенного абсолютизма (Вольтер и др.). Если в неприятии феод. строя, в борьбе против абсолютизма просветители разных стран были едины, то в других вопросах они сильно различались, в зависимости от стадии экономич. зрелости страны и ее нац. и идеологич. традиций. Наконец, существовало размежевание и внутри лагеря П. (Вольтер и Руссо во Франции, В. Гете и Г. Форстер в Германии и т. д.). В зап.-европ. П. наиболее характерны и развиты были просветит. движения в Англии, Франции и Германии. В Англии в силу того, что героич. период революц. эпохи закончился в 1688 компромиссом между поднимающейся буржуазией и бывшими феод. землевладельцами, просветителям оставалось лишь завершить борьбу англ. буржуазии за гегемонию во всех областях культуры и обществ. мысли. В условиях невиданного прежде технич. прогресса и быстро развивающегося экономич. могущества Англии П. в нач. 18 в. проходило под знаком социального оптимизма. Идеолог этого направления А. Шефтсбери (1671-1713) создает учение о всеобщей гармонии. Согласно этой доктрине, человек творит добро не по расчету, не из выгоды, а в силу естеств. склонности, потому что ему приятно быть добрым. Его эгоистич. частный интерес совпадает с всеобщим благом, ибо мир устроен гармонически, и все, что в нем происходит, способствует высшим целям. Оптимизм Шефтсбери окрасил всю филос. и художеств. мысль Англии того времени ("Опыт о человеке" ("Essay on man" 1732-34) А. Попа; "Робинзон Крузо" Д. Дефо и др.). Против оптимистич. иллюзий Шефтсбери выступил Б. Мандевиль с его "Басней о пчелах" ("The fable of the bees", 1714). Он высмеивал миф о гармонии и универсальном добре и утверждал, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления. С этих же позиций выступал и Дж. Свифт. Он верит в благую природу человека, но считает, что в реальном, исторически сложившемся обществе царит борьба частных интересов, превращающая людей в жадных и порочных "йеху". Идеальное "естеств. состояние" он находит лишь в иронич. утопии - царстве разумных лошадей ("Путешествия Гулливера"). В романах Г. Филдинга сочетаются оптимизм Шефтсбери и суровая критика Свифта. Идеализированный "естественный человек" с его добродетелью берет, однако, верх над силами эгоизма и своекорыстия. В этом оптимистич. исходе сказывается не просто рационалистич. догма, но страстная вера в неограниченные возможности человека. Сочетание открытой критики социальных условий с утверждением просветит. идеалов - отличит. черта англ. лит-ры 18 в. К сер. 18 в., однако, англ. просветит. рационализм переживает кризис. Д. Юм производит скептич. переоценку возможностей человеческого разума. Разум, по мнению Юма, не в силах проникнуть в сущность явлений. Человеком правит не разум, а привычка. Эгоистич. личный интерес перевешивает "естественную доброту" человеческой природы. Эти сомнения находят, свое художеств. отражение в лит-ре сентиментализма (О. Голдсмит, Л. Стерн и др.). Во Франции П. на первых порах заимствует многие идеи у англичан. Однако просветит. критика здесь была более действенной и получала огромный обществ. резонанс, т. к. направлена была в первую очередь против феод. учреждений. Поэтому весь 18 в., по имени виднейшего деятеля франц. П., стали называть "веком Вольтера". Как историк, автор ряда ист. работ ("История Российской империи в царствование Петра Великого", "История царствования Людовика XIV и Людовика XV", "Философия истории" и др.), Вольтер требовал опоры на точные источники, стремился изучать социальные отношения, культуру, нравы, а не только жизнь королей и полководцев; он был одним из первых историков, к-рые вышли за рамки европоцентризма. Его ист. идеи на более поздней стадии П. продолжал и развивал Ж. А. Кондорсе ("Эскиз ист. картины прогресса человеческого разума", 1794), пытавшийся установить закономерности развития истории, движущие силы прогресса. Ист. эпохи он объявил этапами развития человеческого разума. Уже на раннем этапе франц. просветители борются за естеств. права человека. Основатель бурж. теории права Монтескье, вопреки Гоббсу, полагал, что естеств. состояние было периодом мира и равенства. Он утверждал, что обществ. жизнь подобно природе подчиняется естеств. закономерностям. Законы страны определяются ее географич. положением, климатом и почвой и лишь наряду с этим экономикой, религией и политич. учреждениями. В "Размышлениях о причинах величия и упадка римлян" (1734) Монтескье оспаривает теологич. подход к истории, требует науч. интерпретации фактов, вносит в историю политич. пафос. Вольтер и Монтескье верили в историч. прогресс, но не связывали его с политич. развитием масс. Вольтер возлагал свои надежды на "просвещенного монарха", а Монтескье пропагандировал конституц. монархию по англ. образцу с разделением власти на законодат., исполнит. и судебную. Оба они были деистами и с этих позиций боролись против мракобесов-теологов. Их последователи на втором этапе франц. П. - Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах - были материалистами и атеистами. Центр. событием второго этапа стал выпуск "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (35 томов, 1751-80). В этом издании, распространявшем антифеод. критику на все области идеологии, принимали участие Д´Аламбер, Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Ф. Кенэ, А. Р. Ж. Тюрго, Э. Кондильяк, Кондорсе, Ж. Ф. Мармонтель и мн. др. Но душой и гл. организатором всего издания был Д. Дидро. Дидро полагал, что "хорошие" законы и "разумное" правление должны создать положит. обществ. нравы. Человек, считал он, определяется его положением в обществе. Этому реалистич. тезису противостояла, однако, метафизич. догма о естеств. добродетели человека. Гельвеций считал, что правильно понятый личный интерес должен совпадать с интересами разумно организованного общества и следовательно с добродетелью. Но в реальном мире такого общества не было. Задача состояла в том, чтобы перестроить феод. мир на основах разума. Тогда и воцарится всеобщая добродетель. Творчество Ж. Ж. Руссо выражает нарастание и углубление революц. тенденций, это - третий этап франц. П. Критика феод. строя здесь становится еще более радикальной: человек родился свободным, а между тем он повсюду пребывает в оковах. Необходимо разбить эти оковы, сокрушить власть церкви, сословный строй, абсолютист. гос-во, раскрепостить личность и обеспечить ей свободное развитие. Но что станет с раскрепощенным от оков бурж. индивидом в будущем обществе, возникающем после революции? Руссо считает, что, избавившись от сословного строя, люди должны" добровольно ограничить свою свободу во имя обществ. договора. В будущем разумном обществе вместо суммы личных устремлений, противоречиво направленных и конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем к-рой выступит гос-во. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетич. добродетели учеников Руссо - якобинцев. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убежденность просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле служило лишь конкретным целям бурж. революции, было "... не чем иным, как идеализированным царством буржуазии..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). Вместе с тем просветит. социальная утопия сыграла прогрессивную роль. Она несла идеалы свободы, равенства и счастья народов, к-рые опережали свой век. Эти идеи были затем подхвачены утопическим социализмом, а впоследствии вошли в состав социализма научного. В Германии П. отличалось тем, что оно развивалось в отсталой, политически раздробленной стране, где экономически слабое бюргерство не могло рассчитывать на ниспровержение феод. абсолютизма. Поэтому творчество нем. просветителей носит умозрительный, теоретический характер. Напр., философию Канта Маркс называл "...немецкой теорией французской революции..." (там же, т. 1, с. 88). Свое первое яркое выражение нем. П. получило в сфере науки и философии. Труды Хр. Томазия, Г. В. Лейбница, Хр. Вольфа знаменуют собой ранний оптимистический этап П., связанный с ощущением всемогущества разума, к-рый способен снять и разрешить любые противоречия реального мира. На этой стадии важно было развивать светское безрелиг. мышление, отделить философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль, эмансипировать науч. знание. Мысль Лейбница о том, что мы живем в лучшем из всех возможных миров, хотя и служила оправданием совершенства божия, вместе с тем противостояла христ. отвращению к "земной юдоли плача" и утверждала возможность счастья на земле, а не на небе. Однако благодушный оптимизм первых нем. просветителей, как и во Франции, сильно контрастировал с реальными условиями жизни. Вскоре он сменился критикой существующего строя, протестами против феод. произвола, борьбой за общенем. нац. идею, к-рая в условиях Германии выражала прогрессивную цель создания единого гос-ва вместо множества мелких монархий и княжеств. На втором этапе центр. фигурой П. стал Г. Э. Лессинг с его борьбой против абсолютист. произвола ("Эмилия Галотти", 1772), религ. нетерпимости ("Натан Мудрый", 1779), за общенац. демократич. искусство. И. И. Винкельман, в противовес нем. условиям жизни, превозносит породившую великое искусство демократию древних греков. Гердер в своих "Идеях к философии истории человечества" и в "Письмах для поощрения гуманности" утверждает единство ист. процесса. Подобно тому как природа образует ряд "восходящих форм и сил" от неорганич. мира к растению, затем к животному и, наконец, к человеку, так и человеческое общество в "едином поступат. движении" проходит ряд ступеней, где нет высших и низших рас и народов, где каждая культура ценна своим своеобразием и где развитие идет от древних культур Китая и Индии, через Грецию и Рим, к средневековью и к нашему времени. Смысл истории он видит в "гуманности", которой принадлежит будущее. Творчество Гердера открывает третий этап нем. П., период "Бури и натиска". Воспитанные на идеях Руссо, Гердера и англ. сентименталистов, представители "Бури и натиска" выступают с апологией непосредств. чувства, с проповедью эмансипации естеств. человека, за своеобразие отдельной нац. культуры. Наконец, четвертый этап нем. П. охватывает канун Франц. революции и время после ее осуществления. Если нем. "якобинцы" - Г. Форстер, И. Г. Зейме - с восторгом приветствовали революцию, то Гете и Шиллер, к-рых она привлекала как разрушительница феод. уклада, но пугала и отталкивала террористич. формой этого разрушения, устремляют свои поиски в сторону гуманистич. морали, призванной облагородить буржуа, нейтрализовать волчью борьбу частных интересов. Неразрешенность задач бурж. революции в Германии вызвала здесь в 19 в. оживление идей П., что нашло выражение в филос. творчестве Л. Фейербаха. Кроме Англии, Франции и отчасти Германии, где был создан богатый арсенал просветит. идей, с различной силой П. развивалось и в др. странах Европы. Истоки просветительского движения в России восходят к реформам Петра I. Его представителями были М. В. Ломоносов, Я. П. Козельский, А. Я. Поленов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др. (развернутую характеристику П. в России начиная со 2-й пол. 18 в. см. ниже). В Италии П. ("Illuminismo") охватывает период 1760-89. Наиболее выдающимися его деятелями были экономисты Ф. Галиани и П. Верри, юрист Ч. Беккариа, литературовед С. Беттинелли, критики Ф. Альгаротти и Дж. Баретти. Важную роль сыграла художеств. лит-ра итал. П. и, в частности, деятельность К. Гольдони. В Польше П. ("Oswiecenia", букв. - просвещение) началось во 2-й пол. 18 в. и было связано с нац.-освободит. идеями. Во главе его стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей С. Сташиц и Г. Коллонтай - антиклерикалы, материалисты и противники сословного строя. Развивалось П. и в Болгарии (И. Селиминский, Л. Каравелов), в Югославии (Р. И. Бошкович), в Венгрии (Д. Бешшеньеи, И. Мартинович, М. Чоконаи-Витез) и др. странах. В Сев. Америке просветит. движение было связано с борьбой за освобождение колоний из-под власти англ. метрополии. Б. Франклин организовал филос. просветит. об-во, к-рое стояло на позициях деизма. Последователь Локка и друг Мандевиля, он противопоставил церковной морали утилитарист. светскую этику, основанную на вере в добродетельный разум человека. Т. Джефферсон, в отличие от Франклина, находился под влиянием не англ., а франц. П.; исходя из прирожденного равенства людей, он придерживался идеи обществ. договора, хотя и обосновывал естеств. право с позиций деизма. Самым радикальным из американских просветителей был ученик Руссо Т. Пейн - решительный сторонник уничтожения сословного строя. Формы, во многом отличные от европейских, принимало антифеод. движение в странах Азии и Африки. Это относится и к филос. и лит. традициям, и к религ. борьбе и атеизму. Нередко в странах Востока П. переплеталось с антиколон. борьбой. Просветит. этап в развитии культуры этих стран датируется по-разному. В араб. странах, напр., он относится к кон. 19 в., в некоторых др. странах он продолжился в 20 в. Характер идейной борьбы не позволяет провести в ряде стран четкую грань между Возрождением (в европ. смысле слова) и П. Так, нек-рые исследователи отмечают в япон. культуре конца 17-18 вв. черты позднего Возрождения и раннего П. По всем этим вопросам в среде сов. востоковедов нет единого мнения. В Китае нек-рые черты П. можно обнаружить во 2-й пол. 17-18 вв. Логика антифеод. борьбы порождала идеи, весьма близкие к идеям Зап. П. Ранние просветители: Хуан Цзун-си, Гу Янь-у, Ван Фу-чжи, Тан Чжэнь, активные политич. деятели, стояли на позициях т. н. просвещенного абсолютизма, но, восхваляя идеального монарха, резко критиковали реально существующие феод. отношения. Мыслители этого периода требовали децентрализации политич. власти, сотрудничества "просвещенного монарха" с "мудрыми сановниками", подбираемыми, как и весь аппарат чиновников, не на основе знатности и богатства, а в зависимости от их знаний и опыта. Тан Чжэнь создал концепцию "обществ. равенства" всех людей, говорил о "естеств. правах" человека, Хуан Цзун-си развивал идею разделения властей как необходимую гарантию гражд. свободы. Гу Янь-у и нек-рые его последователи использовали пропаганду старины и конфуцианского учения о "золотом веке" для "постижения настоящего", т. е. для обоснования необходимости радикальных реформ. Ван Фу-чжи критиковал феод. строй, считал древнее общество примитивным и полагал, что оно существенно уступает совр. цивилизации. Он указывал, что в истории общества происходят непрерывные изменения, имеющие тенденции к прогрессу; а поскольку история не повторяется, и прошлое отжило свой век, то незачем возрождать его учреждения. Мысль Ван Фу-чжи о прогресс. развитии человечества перекликается с аналогичной идеей Кондорсе. Ван Фу-чжи объяснял подъем и падение династий тем, что каждое событие - результат действия ист. сил, проповедовал "усовершенствование человеческой природы" путем "практич. знания", дошел до понимания детерминирующей роли среды и поэтому считал, что для воспитания хороших людей надо улучшать среду, условия существования. Просветители второго этапа (19 в.) были знакомы с европ. формами жизни, стремились к "всесторонней европеизации" Китая. Гун Цзы-чжэнь, Вэй Юань, Ван Tao боролись против политики "закрытых дверей", выступали за активные контакты с др. странами, обновление науки и культуры, демократизацию политич. строя. Гун Цзы-чжэнь и Вэй Юань отрицали незыблемость феод.-сословных отношений. Ван Tao пропагандировал не только технику Запада, но и его демократич. социальные ин-ты. В самом кон. 19 в. просветитель Кан Ю-вэй и его соратники Лян Ци-чао и Тань Сы-тун получили возможность реально осуществить нек-рые бурж. реформы, добившись издания ряда указов, имевших целью обновление Китая и превращение его в независимое и сильное гос-во (см. "Сто дней реформ"). В своих теоретич. трудах Кан Ю-вэй и др. реформаторы говорили о неумолимой поступи истории, об обществ. договоре и естественных правах народа, к-рому и должна принадлежать политич. власть в стране. Просветит. иллюзии реформаторов ярче всего проявились в "Книге великого единения" ("Датун-шу") Кан Ю-вэя, где дана утопич. картина будущего общества, в к-ром индивиду будут предоставлены все возможности для свободного развития и где будут царить всеобщая гармония и равенство. В Корее П. на раннем этапе (2-я пол. 17 - 1-я пол. 18 вв.) было связано со школой "реальных наук" ("сирхак"), представители к-рой (Пак Че Га и др.) настаивали на необходимости развивать реальные, практически полезные науки и знакомиться с научно-технич. достижениями др. стран. Антифеод. направленность идей кор. просветителей ярче всего выступает в произв. Чон Як Ёна "Думы о порабощенном народе" ("Мекмин симсе") и Пак Чи Вона "Трактат о земледелии" ("Кванон сочхе") и "Об ограничении земельных владений отдельных лиц" ("Ханмин менджен-ый"). Многие высказывания кор. просветителей Пак Чи Вона и Чон Да Сана о землепользовании, о происхождении правителя, об отношении народа к плохому правителю, требования реформ, проводимых "просвещенным монархом", совпадают с аналогичными высказываниями кит. просветителей Гу Янь-у и Хуан Цзун-си. В Корее, так же как и в Китае, просветит. идеи оказали большое влияние на лит-ру, обусловив ее гуманистич. антифеод. направленность. Кор. П. второго этапа (2-я пол. 19 в. - начало 20 в.) носит менее радикальный характер: вопросы воспитания и просвещения оттесняют в нем социальные и политич. проблемы. Чжи Сок Ён, Пак Ын Сик и др. выступают как пропагандисты европ. наук и технич. достижений, требуют широких реформ нар. образования. Они считали, что образование - гл. средство обновления страны, ратовали за внедрение в лит-ру разговорной речи и нац. алфавита (онмун). П. в Японии обычно соотносится с двумя эпохами ее истории (18 в. - сер. 19 в. и 60-70-е гг. 19 в.). В 18 в., в период глубокого кризиса феодализма, япон. мыслители противопоставили конфуц. схоластике опытное знание. Они призывали к знакомству с европ. наукой (Миура Байэн, Ямагата Банто), развивали материалистич. идеи (Ито Дзинсай, Андо Сеэки, Камада Рюо), участвовали в идеологич. подготовке "революции Мэйдзи" (1867-68). Второй этап, начавшийся после "революции Мэйдзи", характеризуется большим радикализмом политич. взглядов просветителей, объединяющихся вокруг об-ва "Мэйрокуся", осн. в 1873. Журн. этого об-ва "Мэйроку-синси" вел пропаганду зап. П., публиковал статьи по вопросам политики, этики и просвещения. На япон. язык переводятся работы Монтескье "Дух законов" (1875) и Руссо "Общественный договор" (1882). С 1872 по 1876 Фукудзава Юкити выпускает 17 кн. в серии "Призыв к науке" ("Гакумон-но сусумэ"), в к-рых он развивал идею свободной просвещенной личности и создал теорию "независимости" человека, полагающегося только на свои собственные силы. Фукудзава пропагандировал практич. науку, видя в ней единств. средство уничтожения социального неравенства. Он выступал с критикой официальной историографии, дававшей искаженное представление о сущности гос-ва и роли народа в истории. Накамура Масанао ратовал за воспитание здравого смысла и нравств. добродетелей, подчеркивал необходимость активной деятельности отд. личностей на пользу гос-ва и общества. Гл. пропагандистом "естеств. прав" в Японии был поклонник Руссо Наказ Темин. В ряде его работ излагаются научно-филос. основы франц. идеологии того времени. В "Беседах на политические темы" ("Сейриседан", 1881) он говорит о правах народа, свободе, равенстве, разоблачает политич. систему мейдзийского общества. Зачинателем просветит. движения в Индии был Раммохан Рай, к-рый знакомил своих соотечественников с идеями Бэкона, франц. просветителей, англ. утопич. социалистов. Развитию просветит. движения в Сев. Индии способствовало инд. нац. восстание 1857-1859, вызвавшее большие перемены в жизни инд. общества. В разных областях страны возникают просветит.-реформаторские общества и группы (Бенгалия, Пенджаб, Махараштра). Эти группы переводят на инд. языки европ. учебную, научную и обществ.-политич. лит-ру, борются за открытие учебных заведений зап. образца. Ведущей фигурой инд. П. в кон. 19 в. был Свами Вивекананда, создавший утопич. теорию преобразования инд. общества. Сирия и Египет первыми из араб. стран стали на путь бурж. развития. Араб. просветители универсальным средством переделки общества считали распространение европ. образованности. Просветит. движение на араб. Востоке представляли Рифаа ат-Тахтави, Бутрус аль-Бустани (см. в ст. Бустани), Франсис Марраш, Абдаррахман аль-Кавакиби. Рифаа ат-Тахтави был редактором первой в Египте газеты на араб. языке, выступал как переводчик Вольтера, пропагандировал взгляды франц. просветителей. Бутрус аль-Бустани развивал идеи П. в газ. "Аль-Джинан" с 1870. Ф. Марраш - сторонник т. н. просвещенного абсолютизма, выступал за развитие пром-сти и науки, пропагандировал идеи Руссо. Близкими по духу к руссоизму были и идеи аль-Кавакиби, к-рый в своей работе "Мать городов" ("Умм аль-Кура") и др. соединял идею т. н. просвещенной монархии с принципом народоправства, призывал к нац. объединению. Связь араб. просветит. движения с мусульм. реформацией, стремление создать новую араб. культуру, не ломая ср.-век. традиций, сказались на попытках писателей этого времени вкладывать новое содержание в старые лит. формы. Большую роль в развитии просветит. движения в Иране играли Сев. Азербайджан и Армения. Крупнейший иран. просветитель Мальком-хан находился под непосредств. влиянием M. P. Ахундова. Распространены были также идеи арм. просветителя X. Абовяна, Мальком-хан основал просветит. об-во "Ферамушхане", где обсуждались общественно-политич. проблемы, велась пропаганда за превращение Ирана в конституц. монархию. Мальком-хан утверждал, что народы Азии не уступают европейцам по своим природным способностям. Распространение науки и просвещение он считал важнейшим средством социального и нац. освобождения иран. народа. Аналогичных взглядов придерживался и Зейн-оль-Абедин Мерагеи, резко критиковавший феод. строй Ирана и пагубное влияние Англии на экономику страны. Большой вклад в иран. П. сделал Абд-ор-Рахим Талибов, автор ряда соч., в к-рых поднимались общественно-политич. и филос. проблемы, - "Вопросы жизни" ("Масаель-оль-хаят", 1906), "Пути добродетелей" ("Масалек-оль-мохсенин", 1904) и др. Талибов был сторонником конституц. монархии, требовал уничтожения феод. собственности на землю, отстаивал неограниченные возможности человеческого разума в познании мира, придавал большое значение распространению науч. знаний в преобразовании общества. Просветит. характер носило на первом этапе и конституционное движение в Турции, связанное с именами И. Шинаси и Намика Кемаля. Созданные ими в 1861 "Османское об-во просвещения" и "Книжное об-во" развернули просветит. деятельность, организовывали публич. лекции по различным науч. дисциплинам. Тур. просветители требовали уничтожения абсолютизма, введения конституц. монархии, пропагандировали бурж. культуру, вели решит. борьбу с мусульм. догматикой. Н. Кемаль перевел "Дух законов", часть "Общественного договора" на тур. язык. Просветит. идеи нашли отражение в лит. произв. самого Н. Кемаля и известного писателя X. З. Ушаклыгиля. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 16-17; Ленин В. И., От какого наследства мы отказываемся?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2 (т. 2); Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М.-Л., 1934; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; Елистратова A. A., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Державин К. Н., Вольтер, М., 1946; Соколов В. В., Вольтер. (Общественно-политические философские и социологические воззрения), М., 1956; Луппол И. К., Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения, М., 1960; Гулыга А. В., Гердер (1774-1803), М., 1963; Гриб В. Р., Избранные работы, М., 1956; Фридлендер Г. М., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Тронская М. Л., Нем. сатира эпохи Просвещения, Л., 1962; Баскин М. П., Философия амер. просвещения, М., 1955; Гуковский Г. A., Очерки по истории рус. литературы и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Макогоненко Г., Рус. Просвещение и литературные направления XVIII в., "Рус. лит-ра", 1959, No 4; Проблемы рус. Просвещения в литературе XVIII в., М.-Л., 1961; Макогоненко Г. П., Н. Новиков и рус. Просвещение XVIII в., М.-Л., 1952; Хачатурян А. Б., Великий арм. просветитель-демократ X. Абовян и передовая рус. культура, "ВФ", 1953, No 5; Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Фишман О. Л., Кит. сатирич. роман. (Эпоха Просвещения), М., 1966; Троцевич А. Ф., Идеи "сирхак" в корейской литературе XVIII в., в сб.: Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока, M., 1961; Конрад H. И., Первый этап япон. бурж. литературы, в сб.: Проблемы литературы Востока, (в. 1), 1932; Жуков Е. М., Из истории японского либерализма (70-е и 80-е гг. XIX столетия), "ИАН СССР. Серия истории и философии", 1944, т. 1, No 2; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; Крачковский И. Ю., Избранные соч., т. 3, М.-Л., 1956; Петросян Ю. A., К характеристике общественно-политич. взглядов Намыка Кемаля, "КСИНА",(в. 30), М., 1961; Желтяков А. Д., Петросян Ю. A., История просвещения в Турции (Конец XVIII - нач. XX вв.), М., 1965; Hazard Р., European thought in the XVIII century, New Haven, 1954; Frankel Ch., The faith of reason. The idea of progress in the French enlightenment, Oxf., 1948; Hearnshaw F. J. С. (ed.), Social and political ideas of some great French thinkers of the age of reason, N. Y., 1950; Brumfitt J. H., Voltaire historian, (L.), 1958; Lin Mou-sheng, Men and ideas, Toronto, 1942; Liang Ch´i-chao, Intellectual trends in the Ch´ing period, Camb., 1959 ("Harvard East Asian Studies", No 2); Levenson J. R., Liang Ch´i-chao and the mind of modern China, Camb., 1953; Се Го-чжэнь, Хуан Ли-чжоу сюэпу (Летопись жизни Хуан Цзун-си), Шанхай, 1952; Ян Тин-фу, Мин-мо сань да сысянцзя (3 великих мыслителя конца эпохи Мин), Шанхай, 1955; Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История ранней просветительской мысли в Китае), Пекин, 1956; Ван И., Ван Чуань-шань-ди шэхой сысян (Общественные взгляды Ван Фу-чжи), Шанхай, 1956; Се Го-чжэнь, Гу Тин-линь сюэпу (Летопись жизни Гу Янь-у), Шанхай, 1957. О. Л. Фишман, А. Г. Левинтон. Ленинград. Просвещение в России, как и зап.-европ. П., представляло собой процесс духовного подготовления бурж. революции, характерную форму антифеод. идеологии, пока и поскольку эта идеология выступала как надклассовая, общечеловеческая, отражая нерасчлененность антифеод. сил. Как и на Западе, она характеризовалась следующими чертами: критика феод. устоев и особенно крепостничества, сословного неравенства, самодержавного произвола, религ. суеверий, морального догматизма; борьба со схоластич. псевдонаукой, рационалистич. рассмотрение явлений природы и общества с точки зрения "здравого смысла" "нормального человека" (теории "естеств. права", "обществ. договора", "разумного эгоизма" и т. п.). Объединенные общей задачей борьбы с феод. идеологией, рус. просветители расходились при разработке положит. программ. Одна группа просветителей выдвигала концепцию т. н. просвещенного абсолютизма: образованный монарх может радикально реформировать общество в социальном и политич. отношениях, что позволит избежать кровопролитий, неизбежных при резких обществ. переворотах, осуществляемых нар. массами (в лит-ре существует точка зрения, отождествляющая П. только с этим реформистским течением). Представители др. направления считали необходимым приобщить к науке и активному, не только разрушительному, но и созидат. обществ. действию широкие круги трудового народа, доходя до идеи общенар. восстания против деспотизма, до требования демократич. республики и политич. равенства граждан. Поскольку развитие России во многом повторяло путь, пройденный передовыми странами Зап. Европы (отсюда родств. черты между рус. и зап.-европ. освободит. движением), постольку антифеод. лозунги П. в России и на Западе совпадают. Вместе с тем своеобразие рус. ист. процесса обусловило ряд особенностей рус. П. Важнейшей особенностью являлась необычайная острота в постановке крест. вопроса: проблема ликвидации крепостничества была средоточием всей идеологич. и политич. борьбы в течение 18-19 вв. Рус. самодержавие - гл. оплот феод. порядков, причем более сильный, нежели англ. или франц. абсолютизм кануна европ. революций 17-18 вв., - учась на "уроках Запада", уже с сер. 18 в. начинает сознавать неотвратимость обществ. преобразований и делает попытки - сначала разговорами о реформах (Екатерина II, Александр I), а затем и реформами (Александр II) предупредить надвигающуюся революцию. Эта тактика самодержавия раскалывала ряды П., порождая у части просветителей веру в возможность ликвидации крепостничества в России руками царя. Существенно отличался в России и социальный состав участников антифеод. движения, в особенности на начальных этапах рус. П., когда носителями антифеод. требований выступают не

Эпоха Просвещения - время расцвета интеллектуальной жизни человечества, появлении новых идей, новой философии, ориентированной на ценность жизни и личности каждого человека и признание человеческого ума главной ценностью. Согласно изречению великого немецкого философа И. Канта, «просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине».

Эпоха просвещения - философия и основные постулаты учения .

Начало было положено еще в эпоху географических открытий, когда кругозор человека, только что вышедшего из темного средневековья начал стремительно расширяться. новые земли, расширение торговли - все это способствовало развитию науки, обогащению культуры и философских идей. Передовые люди эпохи уже не могли довольствоваться религиозными догмами, постулатами веры и древней философии. Наука нового времени - открытия Коперника, И. Ньютона и других породила новую касту людей, обладавших особым мировоззрением, отличным от общего. В их картине мира основное место занимали понятия «естественное право», «разум», «природа». Мир представлялся передовым умам неким совершенным механизмом, единожды отлаженным и действующим в точности с определенным законом. Роль Бога свелась лишь к «началу всего», он признавался силой, придумавшей порядок вещей, но непосредственно не вмешивающейся в жизнь. Это учение получило название «деизма» и было весьма популярно среди философов 17-18 века.

Человеческое общество считалось всего лишь небольшим слепком с природы. Философы эпохи просвещения - Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Ломоносов и другие считали, что нужно лишь «найти» те естественные законы, на которых зиждется человеческое общество и сделать их обязательными для выполнения. Они провозглашали естественным правом веры, совести и выбора человеческое достоинство, равенство сословий. Отношения между правителями и народом должны были строиться на основе естественного договора между ними, который ограничивал бы крайнюю деспотию владык. Этот подход был поистине революционным - до монарха считалась данной свыше, а государь, коронованный высшими церковными иерархами, считался наместником Бога на земле. Именно поэтому большинство философов адресовали свои послания, прежде всего, монархам.

Философы Эпохи Просвещения нещадно критиковали тогдашний образ жизни - неограниченная королевская власть, костры инквизиции, засилье церкви, нищенское и бесправное положение третьего сословия и трудящихся - все это казалось им диким пережитком прошлого. Философы доказывали, что все это является плодами несоблюдения монархами своих обязанностей по отношению к подданными и злоупотреблением властью. Они предлагали в качестве примера для подражания «просвещенного монарха», который правил бы государством, обеспечивая соблюдение естественного закона.

Многие деятели эпохи Просвещения испытали на себе гонения власти и церкви, их труды сжигались, подвергались жестокой цензуре, авторы зачастую не знали, проснутся ли они завтра живыми и свободными людьми. Так, одна из первых ласточек эпохи просвещения - Энциклопедия Дидро была во Франции запрещена к печати, а автор вынужден был искать богатых просвещенных покровителей. Однако эти преследования не останавливали философов и писателей. Эпоха Просвещения стала предвестником показав людям достойный пример для подражания и дальнейший путь развития.

Эпоха Просвещения принесла один из самых богатых вкладов в современную культуру, многие ее постулаты легли в основу современного права стран Европы, всемирных деклараций ООН и других документов.

Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе - в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и тому подобное. Поэтому XVIII век во Франции носит имя века Просвещения , и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей.

Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись в вопросе о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции.

Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века (историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин) привело к развитию книгопечатания. Правительство, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, тем самым вызвало к ним еще больший интерес. По свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках.

Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается сельский кюре Жан Мелье (1664- 1729), сочинение которого «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других.

Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иготиранического господства… ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех наших тиранов».

Шарль Луи Монтескье

Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), занимавший

видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),- писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока - Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.

Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции.

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал (Франсуа- Мари Аруэ, 1694-1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,- отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715- 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли - эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена - это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.