Содержание

Введение………………………………………………… …………… 3 стр.
1. Византия-Хранительница древних знаний………………………. 5 стр.
1.1 Византийская империя …………………………………………… 5 стр.
1.2 Образование и наука……………………………………………… 6 стр.
1.3 Изобретения и достижения ……………………………………… 12 стр.
2. Грамматик Фотий …………………………………………………. 16 стр.
3. Лев Математик …………………………………………………… …21 стр.
Заключение ……………………………………………………………. 25 стр.
Список использованной литературы………………………………….26 стр.

Введение
Европейское средневековье долго считалось эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, механических часов, массовому внедрению в производство водяных мельниц, разработки технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия XVI в., ни научная революция XVII в., ни промышленная революция XVIII в..
Это были времена, когда укрепленный замок, знаменовавший власть, служил убежищем... Когда паломники и крестоносцы устремлялись на Восток... Когда в Европе строились монастыри и соборы... Когда за городскими стенами шумели ярмарки и свирепствовала чума... Когда возникшая из волн Венеция создала на торговле морскую империю.
Наука в средние века, как и в любой другой период своей истории, существовала одновременно в двух ипостасях: в виде безличной системы знаний о мире и как одна из сфер духовной жизни общества. В качестве последней она не могла не подвергнуться воздействию других сфер общественной жизни.
Говоря о социокультурном влиянии на науку, следует различать влияние двоякого рода. Изменения в способах производства, технические усовершенствования, сдвиги в социальной структуре, рост народонаселения, развитие коммуникаций, политические и идеологические движения оказывают сильнейшее влияние на науку, поставляя ей проблемы для исследования, фокусируя внимание ученых на решении тех или иных задач и одновременно предопределяя социальную организацию научных исследований, предпосылки и условия научной работы.
Поскольку христианство определяло систему ценностных ориентаций, характерную для средневекового общества, оно накладывало свой отпечаток на любой вид деятельности, в том числе и на само отношение человека к труду. Средневековый ученый в Западной Европе - это, как правило, монах или клирик. Почти все авторы натурфилософских трудов писали сочинения на богословские темы. Естественно, что человек, одновременно являвшийся и богословом и ученым, был способен перенести формально-упорядочивающие принципы и интуиции, выработанные в рамках одной системы знания, в другую, подобно тому как одни и те же методы математики используются в настоящее время в разных дисциплинах.
Динамичное развитие технических усовершенствований, введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве новых технологий не могло не сказаться на духовном климате средневековья, в том числе и на научном творчестве. Но это влияние не было прямым. Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники. Поэтому не технические достижения и проблемы не имели непосредственного влияния на средневековую науку, не она, в свою очередь, не оказывала сколько-нибудь заметного воздействия на развитие техники. Но опосредованное влияние техники и технологии на развитие науки было огромным. Во-первых, были созданы предпосылки для расширения социальной базы науки. Слой буржуазии, растущий в процессе урбанизации Европы, оперативно утилизируют технические нововведения. Благосостояние населения, несмотря на затяжные периоды экономического спада, возрастают. Все это постепенно подготавливает условия для последовавшего в XVI - XVII вв. взрыва научной активности. Во-вторых, создавалась особая атмосфера предприимчивости, формировались новые практические установки по отношению к природе, новые ценностные регулятивы.

    Византия-Хранительница древних знаний.
1.1 Византийская империя.
Византийская империя получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324-330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, - Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами - «ромеями», а свою империю - «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев», и столица империи долгое время называлась «Новым Римом». Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV - VII вв. нередко называют Восточной Римской империей.
Территория империи превышала 750 000 кв. км. На севере ее граница проходила по Дунаю до его впадения в Черное море, затем - по побережью Крыма и Кавказа. На востоке она тянулась от гор Иберии и Армении, примыкала к рубежам восточного соседа Византии - Ирана, вела через степи Месопотамии, пересекая Тигр и Евфрат, и далее вдоль пустынных степей, населенных североарабскими племенами, на юг - к развалинам древней Пальмиры. Отсюда через пустыни Аравии граница выходила к Айле (Акабе) - на побережье Красного моря. Здесь, на юго-востоке, соседями Византии были южноарабские племена, Химьяритское царство - «Счастливая Аравия». Южная граница Византии шла от африканского побережья Красного моря, вдоль пределов Аксумского царства (Эфиопия), пограничных с Египтом областей, населенных полукочевыми племенами влеммиев, и далее - на запад, по окраинам Ливийской пустыни в Киренаике, где с Византией граничили воинственные мавретанские племена авсуриан и макетов.
1.2 Образование и наука
Все важнейшие отрасли знания в Византийской империи в основном продолжали и развивали наследие классической Греции эллинистического и римского периода; этому наследию придавалась богословская направленность или же оно перерабатывалось в соответствии с христианским вероучением. Развитие научной теории, однако, приостановилось: ведь основой античной науки являлась философия, которая в средние века уступила место богословию. В силу того, что «мировоззрение средних веков было по существу теологическим», а «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления», светские науки обычно принимали в Византии, как и повсеместно в средневековье, богословскую окраску; сведения по естествознанию, географии, математике, истории зачастую можно найти в богословских сочинениях. Особенность средневековых наук состояла также в том, что редко кто из мыслителей (то же имело место и в древности) ограничивался какой-либо одной областью знания: большинство занималось наукой в широком смысле слова; многие писали сочинения по философии, богословию, математике, медицине - словом, по ряду наук, позднее дифференцировавшихся.
Византийская школа была хранительницей традиций. Византийцы пренебрегали экспериментом. Это пренебрежение основывалось на четкой теоретической основе: византийцы считали, что опыт и наблюдение лишь скользят по поверхности явлений, тогда как спекулятивные рассуждения, основанные на авторитетах - Библии, трудах отцов церкви, сочинениях проникнуть в суть вещей, видных античных философов, - позволяют к источнику знания. Истинность не подлежала проверке - она была априорно дана в лучших из книг.
Математические расчеты широко применялись в астрономии, которая имела первостепенное значение для навигации и при определении календарных дат, необходимом, например, для исчисления налогового обложения, а также для церковной хронологии. Летописцам важно было определить год «сотворения мира», от которого велся счет всей светской и богословской исторической хронологии; кроме того, духовенству требовалось знать точные даты главных событий жизни Христа (его рождение, крещение и пр.), к которым приурочивались церковные службы и праздники. Самым значительным из последних был праздник пасхи: в соответствии с ним устанавливались дни празднования многих событий церковного года. Специальные приемы вычисления времени этого наиболее чтимого в церковном календаре праздника являлись довольно сложными. Они были связаны с серьезной математической обработкой результатов астрономических наблюдений.
Учеными сочинениями по географии в глазах византийцев были только описания земли, составленные античными авторами, например Страбоном. Сочинения эти изучались и комментировались на всем протяжении византийской истории. Но для практических нужд государства, церкви и торговли составляются и сочинения другого рода, посвященные описанию земли и современных той эпохе стран и народов. Ряд сочинений принадлежал купцам, описавшим виденные ими страны и собравшим сведения о путях сообщения.
В Византии рассматриваемого времени появился ряд произведений по зоологии и ботанике. В них либо описывались чудеса животного мира далеких стран (Индии), либо содержались сведения, предназначавшиеся для практических надобностей, связанных с сельским хозяйством.
Химия в IV-VII вв. развивалась наиболее плодотворно в практическом своем применении - поэтому для изучения ее истории важны рецепты, использовавшиеся ремесленниками в процессе производства. Теория химии развивалась в пределах алхимии, считавшейся тайной, священной наукой о трансмутации металлов с целью производства и увеличения объема серебра и золота, а также о философском камне - чудодейственном средстве, которое якобы должно было превращать в золото другие металлы, служило бы панацеей от всех болезней, способствовало продлению жизни. Несомненно, что в ранней Византии были известны специальные знаки для обозначения химических веществ; эти знаки не имели магического характера, но заменяли современные нам химические формулы.
Основой медицинских знаний на протяжении всего существования Византийской империи служили сочинения двух великих медиков древности: Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н. э.) и Галена (131-201 гг.). Извлечения из сочинений этих двух античных авторов входили во вновь составлявшиеся компиляции и сохранились во множестве списков.
Важнейшей особенностью византийского просвещения рассматриваемого периода следует считать постепенную замену унаследованной от эллинистического периода системы языческого образования новой системой, создававшейся под покровительством церкви в интересах монархии. Стараясь искоренить языческое образование и заменить его христианским, церковь в то же время заимствует методику, сложившуюся в течение сотен лет в античной и эллинистической Греции.
Начальное образование состояло из изучения орфографии, основ арифметики и грамматики, под которой разумели ознакомление с произведениями классических авторов, в первую очередь с «Одиссеей» и «Илиадой» Гомера. Со временем наряду с Гомером стали читать книги Ветхого и Нового завета, а особенно тщательно учили Псалтирь, которая в течение многих веков служила первой книгой для чтения не только в Византии, но и на Руси.
За общей начальной ступенью обучения следовало обучение в высшей школе. Светские науки, изучавшиеся в высшей школе согласно предложенной еще Платоном (в его «Республике») системе, распределялись по двум группам, а именно: «тривиум», включавший грамматику, риторику и диалектику, и «квадривиум», состоявший из арифметики, музыки, геометрии и астрономии. Однако круг византийских научных штудий не ограничивался отраслями знания, входившими в эти циклы. Кроме них, изучали право, медицину, а также богословие.
Высшие учебные заведения контролировались императорской властью. Имелись и частные школы. Согласно традициям, обучение велось устно, урок импровизировался преподавателем. Приблизительно до V в. н. э. сохранялся и принятый в античной Греции прием чтения вслух изучаемого текста. Лишь в V в., в связи с распространением монашества, считавшего молчание одной из высших христианских добродетелей, переходят к чтению про себя. Важнейшим методом обучения был экзегетический метод, т. е. толкование, комментирование сочинений, избранных для изучения.
Особую роль играло юридическое образование, поскольку юристы были очень нужны в государственном аппарате. Право являлось одним из главных предметов преподавания в Афинской, Александрийской и Бейрутской школах.
Уголовное право и судопроизводство не изучались. Метод преподавания был целиком экзегетическим и страдал беспорядочностью и неполнотой. В результате обучения студенты не получали никаких практических навыков.
Развитие филологических наук было тесно связано с потребностями образования, и происходило преимущественно в процессе изучения и комментирования произведений античной литературы, а позднее также - произведений ранней христианской литературы.
Лексикография рассматриваемого периода еще не стала столь важной отраслью знания, как в последующие века. В этой области наиболее интересны двуязычные словари (греко-латинские, латино-греческие, коптско-греческие), составление которых вызывалось потребностями обширных международных связей империи.
В результате Четвертого крестового похода судьбы византийской культуры претерпели существенные изменения. Важнейший центр византийской науки и просвещения - Константинополь, с его старыми традициями и издавна существовавшей высшей школой и библиотеками, был утрачен. Многие жители столицы, принадлежавшие к образованным кругам, бежали в Малую Азию.
Силой обстоятельств средоточием науки и образования в XIII столетии стала Никея, где, как и в соседних городах Малой Азии, по-видимому, интерес к сохранению традиций византийской культуры не ослабевал.
В XIII столетии современники, говоря об учености, уподобляли древним Афинам не Константинополь, а Никею. Императоры из дома Ласкарисов покровительствовали просвещению и считали необходимым не только выступать в роли меценатов, при дворе которых находили убежище видные деятели науки и литературы, но и сами подвизались на этом поприще. Стремление противопоставить древнюю империю ромеев, хранительницу традиций античной образованности, варварскому латинскому Западу играло в политике этих императоров немаловажную роль.
Феодор I Ласкарис широко практиковал приглашение ученых к своему двору. Он специально поручил Никифору Влеммиду (1197 г. – 1272 г.) - видному ученому и церковно-политическому деятелю - обследовать с целью собирания греческих рукописей, создания библиотек Фракию, Македонию, Фессалию и афонские монастыри и собрать там имеющиеся рукописи. Сам же Влеммид основал школу в Имафийском монастыре, где преподавали такие дисциплины как логика, метафизика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия, богословие, этика, политика, юриспруденция, пиитика и риторика. В учебном процессе использовались специально составленные учебные пособия, представлявшие собой обычно переработку или, говоря точнее, переложение соответствующих сочинений античных писателей и ученых, а также отцов церкви. Влеммид внес не малый вклад в развитие науки, им были составлены учебники по логике, физике и пособия по географии в который входили знания по астрологии, астрономии, богословию.
Таким образом, не только в Никее, но и в некоторых других городах на территории Никейской империи традиции науки и образования не были прерваны.
После восстановления империи, в отвоеванном Константинополе императоры продолжали политику Ласкарисов по сохранению традиций науки и просвещения. Георгий Акрополит получил специальное задание от Михаила VIII Палеолога восстановить систему высшего образования в столице. Сам Акрополит взял на себя преподавание философии Аристотелями математики по Евклиду и Никомаху. Наряду со светскими школами в 60-х годах XIII в. в столице возобновила свою деятельность и школа при патриархии, возглавляемая «вселенским учителем». Главой школы был в те времена «ритор риторов» Мануил Оловол.
Оловол являлся весьма яркой личностью. Мануил Оловол преподавал в школе грамматику, логику, риторику и принадлежал к числу немногих византийцев, владевших латынью.
Об обычном школьном обучении можно судить по жалобам на недостаток средств, на невзнос учениками платы за обучение. По-видимому, занятие должности учителя являлось государственной службой.
Учебные заведения более высокого типа давали учащимся всестороннее знакомство с произведениями античных авторов. Такова была школа выдающегося византийского ученого прогрессивного направления, предшественника западноевропейского гуманизма - Максима Плануда (1260 г. - 1310 г.). Школа Максима Плануда была рассчитана на учеников, имевших уже предварительную учебную подготовку. Большое внимание там уделялось чтению и комментированию классиков, риторике, математике. Интересно, что в этой школе в состав преподавания были включены предметы, ранее в византийских школах отсутствовавшие, - латинский язык и литература.
На закате Византии слава Константинополя как центра науки стала меркнуть. С Константинополем на территории Византии с успехом конкурировал в это время новый центр - столица Морей Мистра.
Последний период развития византийской науки и просвещения характеризуется также развитием юридической науки. К этому периоду относится деятельность известного юриста и фессалоникского судьи Константина Арменопула. Составленное им «Шестикнижие законов» принадлежит к числу популярнейших руководств по праву, неоднократно использовавшихся последующими законодателями в странах Юго-Восточной Европы. «Шестикнижие» получило признание и на Западе. Основой этого юридического памятника явились более ранние источники византийского права, скомпонованные по-новому для удобства пользования в судебной практике.
1.3 Изобретения и достижения
Вот лишь некоторые достижения того времени:
В земледелии стали вводиться пахотные орудия плужного типа с железными лемехами, не только рыхлившими, но и переворачивавшими верхний почвенный слой. Эти орудия назывались сохи-косули. Для уборки урожая применялись косы и серпы, а так же грабли и вилы. Для обмолота - цепы.
Уже с раннего средневековья распространялись водяные, а позднее и ветряные мельницы. Строительство водяных мельниц стало заметным явлением уже в IX в., а начиная с X и по XIII в. темп его все время нарастает. Благодаря этим изобретениям оказалось возможным заставить воду работать не только в обычных мельницах, где мелют зерно, но и приводить в движение различные машины: механические решета для просеивания муки, молоты в кузницах, машины в сукновальнях и сыромятнях. К началу XII в. такие машины получили широкое распространение.
Одной из важных отраслей ремесленного производства был гончарный промысел. Помимо посуды из глины изготавливались приспособления для литейного дела (тигли, формы для литья), строительные и отделочные материалы, а также глиняные игрушки. Изделия мастеров нередко расписывались и покрывались разноцветной глазурью.
Горное дело начало развиваться, подталкиваемое острой нуждой Европы в железе. В качестве сырья для выплавки железа использовалась болотная или озерная железная руда как наиболее доступная и легко поддающаяся разработке. Горное дело развивалось главным образом в сельских местностях и постепенно превратилось в отдельную сферу трудовой деятельности. Появляется особая профессия - ремесленников-горняков, занимавшихся поисками и Добычей полезных ископаемых.
Токарные станки раннего средневековья в конструктивном отношении не отличались от древнейших образцов. Но затем потребность в изготовлении значительного количества более сложных изделий заставила искать способы улучшения конструкции станков. Прежде всего, нужно было освободить для работы над изделиями обе руки токаря. Этого достигли введением ножного привода. Устройство его состояло из педали, соединенной гибкой связью с деревянной пружиной. Последняя применялась в двух вариантах: в виде очепа и лука.
Лентоткацкий станок - особая разновидность ткацкого станка, приспособленная для одновременного тканья нескольких лент, на котором осуществляемая ткачом операция над одной лентой воспроизводиться на всех лентах.
Достижения в военном деле были связаны с производством железа. Рыцарь обладал дорогим воинским снаряжением: мечом, копьем, шлемом и кольчугой. На протяжении столетий броневая защита головы совершенствовалась. Если в X - XI вв. носили простой шлем с наносьем (пластина прикрывавшая нос), то позднее появился глухой шлем. Разнообразной формы, снабженный забралом или без него, шлем имел на лицевой стороне прорезь для воздуха и обзора. Боевой доспех завершался щитом. Воин нес его на руке, продетой в укрепленную с тыльной стороны петлю. Ратные доспехи изготовлялись в особых оружейных мастерских. Кольчуга была дорогим доспехом это железная рубаха, составленная из множества колечек диаметром в 1 см, соединенных друг с другом посредством щипцов. Прикрывая голову или оставляя ее открытой, она имела разрез спереди и сзади для того, чтобы можно было сесть на коня. Голени защищались кольчужными поножами. Конные рыцари, искусные в воинском деле, составляли цвет ратной силы. Наряду с "благородным" оружием - мечом и копьем - употреблялось и иное, менее почтенное, но не менее действенное, лук и арбалет.
Производство химических товаров того времени скорее можно назвать промыслом. Обычно это были коллективы с небольшим количеством работников, которые чаще всего носили семейный характер. Уже в период раннего средневековья были развиты солеварение, производство красок, селитры, пороха и лесохимических продуктов (поташ, деготь, смола, древесный уголь). В меньших количествах изготовлялись лекарства и другие химикалии. Из различных красок раньше других (в XI в) упоминается киноварь - сернистая ртуть. Тогда же главным образом для крашения тканей употреблялась красная краска «червец», добываемая из насекомого червеца. Для окраски тканей в красный цвет применяли также растительную краску - марену. Большой известностью пользовалась минеральная красная краска - сурик кашинский. Для желтых красок применяли природную охру, или, как ее тогда называли, «вохру». Растительная желтая краска «шишгель» получалась из крушины. Большой известностью пользовались желтые краски - сандал и шафран. Наиболее распространенной зеленой краской, известной еще в XV в. была ярь, или ярь медянка. В качестве белой краски применяли чаще всего свинцовые белила, упоминание о которых относится еще к XI в. Дефицитной была синяя краска - лазурь, получаемая из редкого минерала лазурита. Темные краски - серые, коричневые и черные - давали богатые дубильными веществами части растений: дубовая кора, чернильные орешки, ягоды черники и др. в смеси с соединениями железа. Для фресок брали «земляные краски», получавшиеся измельчением различных природных минералов, например цветной гальки. Иногда гальку предварительно прокаливали, отчего цвет краски часто менялся. Для получения более ярких тонов к «земляным» краскам прибавляли киноварь, лазурь, ярь-медянку и др.
Краски применяли и в качестве косметических средств, и в качестве лекарственных препаратов - наружных и нередко даже внутренних. Так, к XII в. относятся упоминания о пользовании краской «вапой» для лечения кожных болезней. Упоминалась и мазь против чесотки, изготовлявшаяся из серы, селитры, купороса и яри.
Судоходство и торговля, тесно связанные между собой понятия. С развитием торговли стало необходимо искать кратчайшие пути и возможности доставки товаров, а также развивать технику для перевозки. Наиболее громоздкие грузы переправлялись морем, невзирая на известные опасности подобного путешествия. Важное техническое новшество - килевой руль, укреплявшийся по оси киля - способствовало значительному развитию морских перевозок.
Ког, созданный ганзейскими мореходами, распространился в Европе как наилучшее грузовое судно. Он мог принять в свое объемистое нутро до 200 тонн товара. Оснащенный килевым рулем, длинным килем и квадратным парусом, ког отличался быстротою хода, покрывая в день до 110 миль.
Суда, ставшие более послушными и простыми в управлении, могли выходить в открытое море и перевозить грузы между торговыми городами Италии и портами Северной Европы.
Ради удобства ведения доходов и расходов от торговых перевозок принимается точный календарь. Церковное летоисчисление, в котором новый год начинался то 22 марта, то 25 апреля, было постепенно заменено единым календарем, в котором отсчет времени нового года начинался 1 января. Для того чтобы можно было судить о скорости судов и продолжительности перевозок, торговцы стали делить сутки на часы. В XIV веке на башнях городских ратуш и соборов появились часы.
Наравне с книгой ведения доходов весы и гири составляли главный рабочий инструмент торговца. Весы были нужны, чтобы удостоверится в правильности веса приобретаемого товара, поскольку местные меры веса различались.
    Грамматик Фотий
Св. Фотий, патриарх константинопольский (память 6/19 февраля), - яркий церковный и политический деятель, ученый и богослов, - по выражению прот. Иоанна Мейендорфа: «едва ли не одна из самых крупных фигур Византийского периода истории Церкви».
Дата его рождения точно неизвестна, скончался патриарх около 890 - 891 года. Будущий Константинопольский патриарх был родом из богатой и знатной семьи (брат его был женат на сестре имп. Феодоры) и получил блестящее образование, какое только можно было получить в его время. Начал свою деятельность Фотий с государственной службы, и, причем на самом высоком уровне. Он занимал высшие государственные посты. Известно, что «он путешествовал с дипломатической миссией ко двору арабского халифа» и занимал пост первого секретаря в государстве (был протосекретарем). Будучи очень образованным человеком, он преподавал различные науки. Среди его учеников были люди из самых высших слоев общества: он обучал императора Михаила и Константина Философа. Следует отметить, что в те времена иметь отличное образование означало владение в совершенстве богословием.
В 858 году Фотий, еще будучи мирянином, был возведен на патриарший трон, пройдя за шесть дней последовательно через все низшие степени священства от чтеца до епископа. В том, что мирянин был избран патриархом, не было ничего необычного - история знает много таких случаев (Тарасий, Никифор, Амвросий Медиоланский). Итак, Фотий прямо от светских должностей перешел к исполнению обязанностей патриарших. Но следует признать, что к этому он был готов.
Интронизация состоялась 25 декабря 857, в день Рождества Христова. Правил св. Фотий дважды: 857-867 и 877-886 гг. Патриарх держался того же примирительного действия, как и прежде патриархи Тарасий, Никифор, Мефодий. Не идти против течения, а управлять течением - во имя благоденствия Церкви и государства - было стремлением Фотия.
и т.д.................

Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX-Х вв. Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.

Образование

Поскольку Восточно-Римская империя в IV-V вв. не подверглась нашествиям варваров, ее старые центры античной науки уцелели - Афины, Александрия, Бейрут,

Газа; были созданы и новые. В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, хотя обучались в таких школах дети богачей. Созданная комиссия в Константинополе, в которую входили лучшие знатоки греческого и латинского языков, вели поиск редких книг, которые переписывали для императорской библиотеки. Византия стала государством, в котором была открыта первая в Европе высшая школа. Она начала функционировать в IX в. в Константинополе. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Уже тогда было продумано медицинское обслуживание населения города. За каждым врачом столицы закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.

Научные знания

Достигли успехов византийские географы: они умело чертили карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии не замирало научное творчество. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики. Значительными были успехи в медицине. Врач Орибазий (326-403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались обширные выписки из трудов древних медиков, а также собственные выводы и обобщения автора.

После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. - школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой образованности. В конце IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.

С утверждением позиций церкви наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии. По представлению Косьмы, форма Земли - плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается рай. Это сочинение было распространено не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси.

В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло - изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей, которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и изготовлении тканей.

Большинство медицинских трудов этого периода пыталось объединить медицину с богословием. Только некоторые медики продолжали отстаивать достижения античной науки, обобщали свою собственную практику. Среди них Александр Тралльский, изучавший патологию и терапию внутренних болезней. Его работы были переведены впоследствии на латинский, сирийский, арабский и еврейский языки. Павел Эгинский - составитель большой энциклопедии, которая пользовалась в дальнейшем авторитетом у арабов, прежде всего по хирургии и акушерству.

Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. «Греческий огонь» широко применялся при осаде крепостей в VII-XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил сборник по хирургии (IX в.). Имелся ряд произведений исторического плана, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.

В IX в. в Константинополе была восстановлена высшая светская школа, закрытая в VII в.

Нас не удивляет, что в Византии VI–X веков работам по физике эллинского периода уделяли большое внимание: ведь эти работы именно тогда и появились. В это время в физику включали всю совокупность знаний о природе, а именно собственно физику, географию, зоологию, ботанику, минералогию и медицину.

Историки сообщают, что сведения по естествознанию византийцы черпали из книг, в частности из трудов Аристотеля. Но вдруг оказывается, что этот интерес к трудам классика требовал их новых изданий; что последовательность расположения книг внутри отдельных произведений нередко была нарушена, а места их перепутаны; что смысл ряда текстов был затемнен, и по содержанию списки тоже не совпадали; что в Византии делались краткие резюме основных идей Аристотеля, и эти резюме хоть и придерживались текста оригиналов, но часто дополнялись новым материалом, выдержками из работ более поздних ученых, высказывавшихся на эту же тему… По свидетельству Симпликия, тексты аристотелевой «Физики», оставшиеся от двух его ближайших учеников – Феофраста и Евдема, значительно отличались друг от друга.

Все это означает, что в Византии труды Аристотеля не только редактировались, но, по сути, создавались заново.

До нас дошли комментарии Фемистия, Симпликия, Иоанна Филопона, Олимпиодора к Аристотелю и к сочинениям других «древних». Эти комментарии имеют неоценимое значение; они во многом облегчают понимание науки, особенно наиболее трудных мест из Аристотеля и других. А что значит, разъяснить трудные для понимания места? Это значит, написать свою работу на данную тему.

Каждый из названных авторов по-разному подходил к решению стоящих перед ним задач. Самыми знаменитыми комментаторами произведений Аристотеля были ученики Аммония, профессора Александрийской школы, – Симпликий и Иоанн Филопон. Их отличала всесторонняя и глубокая образованность, самостоятельность в решении физических проблем и ясность мышления. При этом Симпликий не выходил в своих комментариях за рамки неоплатонической традиции. Иоанн Филопон был христианином, но несмотря на это, по некоторым теологическим вопросам высказывал мнения, существенно расходившиеся с догматами христианского вероучения. В споре с язычником-неоплатоником Олимпиодором Иоанн Филопон отрицал вечность Вселенной и доказывал идентичность природы небесных тел и предметов подлунного мира.

Фемистий же неотступно следовал за Аристотелем. Как и его кумир, он считал воздух, окружающий брошенное тело, одновременно и движущимся, и приводящим в движение. Напротив, Симпликию такое объяснение казалось искусственным. Он предположил, что бросающий снаряд сообщает движение ему, а не воздуху. Тем не менее Симпликий не решался отказаться от гипотезы Аристотеля.

Эту концепцию и ряд других положений натурфилософии Аристотеля подвергал критике Иоанн Филопон. Он утверждал, что бросающий камень передает некую внутреннюю силу, поддерживающую в течение определенного времени движение камню, а не воздуху, который ничего не привносит в движение, а если привносит, то очень мало. Характеризуя эту силу, Иоанн Филопон представлял ее бестелесной и не имеющей ничего общего ни с воздухом, ни с какой другой средой. От ее величины зависит скорость бросаемого предмета. Сопротивление среды, в которой он летит, может только уменьшить его скорость, которая будет максимальной в пустоте. В средневековых латинских текстах сила, которая сообщается движущемуся телу, называлась импетус (импульс, напор, натиск, стремление вперед). Идея импетуса являлась предвосхищением понятий импульса и кинетической энергии.

Вполне возможно, что Иоанн Филопон проводил какие-то опыты с падением предметов в различных средах. Экспериментировал и Симпликий. Изучая поднятый Аристотелем вопрос об изменении веса тела по мере приближения его к «естественному» месту, он на основании своих опытов отрицал разницу между пустым бурдюком и бурдюком, наполненным воздухом. Аристотель же считал вес надутого бурдюка больше, чем пустого, ненадутого.

Большой интерес к проблемам механики проявляли математики Евтокий, Анфимий из Тралл и Исидор Милетский, которым были известны не только труды Архимеда, но и работы Герона, в частности его «Механика». Свое знание законов механики, творчески усвоенных, последние применили при строительстве храма св. Софии.

Познания византийцев в области оптики – науки о зрении, катоптрики – теории отражения лучей от зеркальных поверхностей и диоптрики – учения об оптических измерениях, основывались на трудах Аристотеля, Евклида, Герона, Птолемея.

Трактат Евклида «Оптика», излагающий теорию перспективы, был обработан и переиздан Феоном Александрийским. Закономерности отражения параболических зеркал были сформулированы в работе Анфимия из Тралл «О зажигательных зеркалах». По-новому подошел к решению вопроса о прямолинейном прохождении световых лучей Олимпиодор. В отличие от Герона, который в своей «Катоптрике» установил зависимость прямолинейности световых лучей от бесконечно большой скорости их распространения, более поздний византийский философ доказывал целесообразность устройства всего в природе, которая, по его словам, не терпит никаких излишеств. Это имело бы место, если для прохождения света она выбрала бы не самый короткий путь.

Таким образом, в христианской Византии были подвергнуты критике отдельные положения эллинских ученых и высказаны некоторые верные догадки по ряду вопросов физики. Но теория этих дисциплин развивалась медленно. Византийцев, полагают историки, больше интересовала практическая сторона дела, они старались применить достижения своих предшественников к решению насущных технических проблем, а в области теории всего лишь пытались осмысливать идеи, высказанные древними.

Ученые из числа ортодоксальных христиан стали рассматривать физику как вспомогательную науку, находящуюся на службе религиозной метафизики. У них был и свой взгляд на природу. Если для эллинов природа – реальная действительность, то для христиан она – творение Бога, Его символ, воплощение Его идей. Во всех явлениях природы они видели действие божественного промысла, иллюстрацию религиозных и моральных истин.

Однако наличие двух систем понимания природы – эллинской и христианской (аллегорическо-дидактической) не могло не привести к появлению синтезированной из их элементов идеи. И она появилась в Византии в труде Михаила Пселла «Всеобщее наставление» и в монодии, написанной им для утешения пострадавших от землетрясения в сентябре 1063 года. Хотя он считал Бога творцом видимого мира, природа выступает у него в ином качестве, она предстает отдельной от создавшего ее Творца, существующей самостоятельно, независимо от Него. Она живет и действует, подчиняясь лишь закономерностям, которые были ей даны при сотворении и которые могут быть познаны человеком. Природа у Пселла является объектом самостоятельного рассмотрения. Он стремится дать рациональное объяснение природным явлениям окружающего мира.

Пселл, рассказывая о различных природных явлениях, указывает на первопричину и непосредственную причину, вызвавшие их. Оставаясь человеком своего времени, под первопричиной он подразумевал Бога, а в своем объяснении причинной связи явлений природы пытался совместить законы «Физики» Аристотеля с действиями божественного промысла. В труде «Всеобщее наставление», трактате по метеорологии, комментарии к «Физике» Аристотеля и других работах много внимания он уделял разработке физических проблем. Им были собраны и обработаны сведения о материи, движении, цвете, эхо, дожде, громе, молнии и т. п.

Византийцы высказывали огромный интерес к самым разнообразным проявлениям природы; не только ученые, но и историки, и агиографы, и авторы богословских трудов считали своим долгом рассказать об атмосферных явлениях, землетрясениях и других стихийных бедствиях, вскрыть их сущность и причины.

О грозных атмосферных явлениях, падающих звездах, блуждающих огнях, кометах писал патриарх Никифор. Он считал их наказанием Творца за оскорбления, нанесенные ему иконоборцами. Одновременно он критиковал, называя искусниками людей, которые пытались дать этому естественно-научные объяснения.

Анна Комнина сравнивала с физическими явлениями те или иные события царствования своего отца. Так, повествуя о прибытии Алексея I в Фессалонику, она сравнивает направившихся ему навстречу жителей окрестных регионов с тяжелыми телами, которые стремятся к центру. Иоанн Дамаскин в «Источнике знаний» рассуждает о происхождении термальных вод. Патриарх Фотий в «Библиотеке» также касается физических вопросов и прежде всего фиксирует свое внимание на природе землетрясений. Симеон Сиф в «Общем обзоре начал естествознания» поместил данные о субстанции неба и земли, материи и форме, месте и времени, душе и духе и пяти чувствах. Евстратий Никейский в своих сочинениях также останавливается на вопросах происхождения дождя, снега, града, грома, молнии, землетрясений, термальных вод.

Рассказывая о природных явлениях, византийцы большое внимание уделяли их описанию, а не изучению закономерностей. Понятие об эксперименте было им чуждо. Все спорные вопросы решались умозрительно. Основным источником их знаний об окружающем мире были не сама природа или наблюдения за ее явлениями, а книги, прежде всего труды Аристотеля и его комментаторов: Олимпиодора, Прокла, Иоанна Филопона и других.

Долгое время обсуждался вопрос о причинах землетрясений. Ортодоксы считали их божьей карой за грехи человечества. Ученые же стояли на точке зрения Аристотеля, разработавшего теорию, согласно которой землетрясения вызываются воздухом, скопившимся в трещинах Земли. А патриарх Фотий полагал, что они порождаются избытком воды в недрах Земли, а не обилием воздуха и не грехами. Впрочем, это не мешало ему в других сочинениях трактовать землетрясение как чудо.

По мнению Михаила Пселла, землетрясения порождает Бог, однако непосредственная их причина – исходящий из недр Земли воздух, который из-за большой ее твердости уплотняется и под давлением устремляется наружу, что и вызывает сотрясение Земли. Также и Симеон Сиф, и Евстратий Никейский первоначально указывают сверхъестественную причину землетрясений, утверждая, что без божественного позволения в природе ничего не происходит, а потом вспоминают и причину физического порядка.

Естественными причинами объясняет Евстратий Никейский и происхождение термальных вод. Он категорически отвергает мнение Ефрема Сирина, считавшего их источником Ад, на том основании, что если бы вода вытекала из ада, то она была бы вредоносной и несла бы смерть и разрушение. В действительности же она обладает терапевтическими и даже целебными свойствами.

Евстратий Никейский придерживался концепции, согласно которой тело Земли пронизывают воздушные, огненные и водяные жилы, по которым соответственно струятся воздух, огонь и вода. Огненные протоки, расположенные поблизости от водяных, нагревают иногда до кипения текущую в них воду, которая в таком состоянии появляется на поверхности. Воздушные жилы, прилегающие к водоносным, наоборот, охлаждают в них воду, и она, становясь холодной, изливается из источников. По обычаю, эту концепцию также приписывали Аристотелю.

Используя собственные наблюдения, решают византийские ученые вопросы солености морской воды. Так, Симеон Сиф объясняет причины этой солености постоянными, происходящими с поверхности моря испарениями, которые делают ее более плотной, а в результате вода приобретает соленый вкус. Данное явление он сравнивает с выделением соленого пота организмом человека, несмотря на то что он потребляет только пресную воду. Теоретические положения для таких выводов опять же без всяких оснований приписывают Аристотелю. Впрочем, Симеон Сиф ссылается и на вмешательство божественного промысла, якобы по воле которого вода, становясь соленой, не подвергается гниению и не издает зловония.

Размышляли византийские мыслители и о том, почему при грозе человек сначала видит свет и только спустя некоторое время слышит звук. Михаил Пселл пытался объяснить данное явление естественными причинами: глаз улавливает свет раньше, чем ухо – звук, потому что глаз имеет выпуклую форму, а ухо – полую. Симеон Сиф дал более рациональное объяснение: звуку для распространения требуется время, а свет в нем не нуждается.

Представленные в работах Михаила Пселла, Симеона Сифа и Евстратия Никейского концепции физического строения окружающего мира во многом отличаются от библейских представлений об устройстве мироздания, а в своих существенных чертах совпадают с работой «О возникновении и уничтожении», опять же приписываемой Аристотелю.

Все работы этих ученых, посвященные рассмотрению физических явлений окружающего мира, свидетельствуют о попытке согласовать эллинское учение с христианским вероучением, а христианскую доктрину – с принципами эллинского миросозерцания. Однако и рационализм, зародившийся в науке во второй половине XI века, был ограничен. Принималось лишь то, что не вступало в явные противоречия с догмами христианства.

В палеологовский период, после латинского господства, в Византии продолжалось развитие научной мысли. Упомянем одного из ученых этого времени, Феодора Метохита. Он, говорят, уже видел ущербность идей, приписываемых Аристотелю, – хотя на самом-то деле он подвергал критике некое канонизированное учение прошедшего периода, что и логичнее и вернее. Метохит обвинял аристотелизм в недооценке математики. Анализируя сочинения адепта Аристотеля Хумны, Метохит показывал, что его мышление в сфере физики, хотя и свидетельствует о некоторых заимствованиях у Платона, тем не менее статично и целиком покоится на качественной физике Аристотеля. Метохит упрекает своего противника в незнании Платона, в упущении одной из важнейших его посылок – количественного аспекта теории элементов, что в конечном счете является следствием недооценки значения математики .

Эта идея Метохита была своего рода провозвестницей научной революции XVII века, значительно расширившей применение математических методов в изучении физического мира.

Но надо иметь в виду, что многого из византийской науки мы не знаем, потому что немало книг (иногда вместе с учеными) было вывезено в XIII–XV веках в Западную Европу, и там они были использованы без ссылки на первоисточник.

В течение всего раннего средневековья Византийская империя являлась центром яркой и своеобразной духовной и материальной культуры. Своеобразие ее в том, что в ней сочетались эллинистические и римские традиции с оригинальной, восходящей к глубокой древности культурой не только греков, но и многих других народов, населявших империю,- египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма, а также поселившихся в империи славян. Известное воздействие на нее оказали также арабы. В течение раннего средневековья города Византии оставались очагами образованности, где на основе достижений античности продолжали развиваться науки и ремесла, изобразительное искусство и архитектура. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.

Вся история византийской культуры окрашена борьбой господствовавшей идеологии правящих классов с оппозиционными течениями, выражающими устремления широких народных масс. В этой борьбе противостоят друг другу, с одной стороны, идеологи церковно-феодальной культуры, отстаивающие идеал подчинения плоти духу, человека - религии, прославляющие идеи сильной монархической власти и могущественной церкви; с другой стороны, представители свободомыслия, облаченного обычно в одежды еретических учений, защищающие в известной степени свободу человеческой личности и выступающие против деспотизма государства и церкви. Чаще всего это были выходцы из среды оппозиционно настроенных городских кругов, мелкопоместных феодалов, низшего духовенства и народных масс.

Особое место занимает народная культура Византии. Народные музыка и пляска, церковные и театральные представления, сохраняющие черты античных мистерий, героический народных эпос, сатирическое басенное творчество, обличающее и высмеивающее пороки ленивых и жестоких богачей, хитрых монахов, продажных судей, - таковы многообразные и яркие проявления народной культуры. Неоценим вклад народных мастеров в создание памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и художественных ремесел.

Развитие научных знаний. Образование

В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Однако наступление христианской церкви на античную языческую образованность привело к упадку некоторых из них. Был уничтожен научный центр в Александрии, во время пожара погибла знаменитая Александрийская библиотека, в 415 г. фанатичное монашество растерзало выдающуюся женщину-ученого, математика и философа Ипатию. При Юстиниане была закрыта высшая школа в Афинах - последний очаг античной языческой науки.

В дальнейшем центром образованности становится Константинополь, где в IX в. создается Магнаврская высшая школа, в которой наряду с богословием преподавались и светские науки. В 1045 г. в Константинополе был основан университет, имевший два факультета - юридический и философский. Там же была создана высшая медицинская школа. По стране были разбросаны низшие школы, как церковно-монастырские, так и частные. В крупных городах и монастырях встречались библиотеки и скиптории, где переписывались книги.

Господство схоластического богословского мировоззрения не смогло задушить в Византии научное творчество, хотя и тормозило его развитие. В области техники, особенно ремесленной, благодаря сохранению многих античных приемов и навыков Византия в период раннего средневековья значительно обгоняла страны Западной Европы. Более высоким был уровень развития и естественных наук. В математике наряду с комментированием древних авторов развивалось и самостоятельное научное творчество, питаемое потребностями практики - строительного дела, ирригации, мореплавания. В IX-XI вв. в Византии начинают применять индийские цифры в арабском написании. К IX в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который изобрел систему светового телеграфа и заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов.

В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных успехов достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт.

Потребности ремесленного производства и медицины стимулировали развитие химии. Наряду с алхимией развивались и начатки подлинных знаний. Здесь сохранялись античные рецепты производства стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя и даже воспламеняющаяся при соприкосновении с ней. Состав «греческого огня» долго держался в глубокой тайне, и лишь позднее установили, что он состоял из нефти, смешанной с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» на длительное время обеспечило Византии перевес в морских сражениях и во многом способствовало ее гегемонии на море в борьбе с арабами.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии - «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.

Восточная Римская империя явилась преимущественногреческим государством, в подавляющем большинствехристианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия городаВизантий, на месте которого император Константин I Великийзаложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохиВозрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ееРимской. Несмотря на достаточно сомнительный выборназвания, термин «Византийская империя» широко используетсяв современной исторической науке. Сами жители восточнойРимской империи называли себя «ромеями» (ρωμαίοι), то есть«римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией»(Ρωμανία).Западные современники называли её «империягреков» из-за решающей роли в ней греческого населения икультуры. На Руси её также обычно называли «Греческимцарством».

Византийская наука оказала мощное воздействие намногие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византииносила сложный, противоречивый характер, сочетавшийантичные языческие традиции и христианское миропонимание,что отразилось на путях развития византийской науки. Несмотряна то, что христианство в империи ромеев было признаногосударственной религией, сохранялось глубокое уважение кзнаниям античной философии, поскольку в сознаниивизантийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римскимантичным миром. В то время, когда варварская Западная Европавступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римскаяимперия оказалась единственным очагом цивилизации икультуры во всей Европе, обеспечивая более высокийсоциально-экономический и культурный уровень натерриториях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана схристианским учением. При этом особый интерес былнаправлен на античную философию, и попытку ее развить.Византийское научное мышление складывалось впротиворечивой обстановке утверждения христианскогомиросозерцания на основе этических и естественно-научныхвоззрений античности. Таким образом, наука базировалась надвух различных картинах мира: языческого эллинизма, с однойстороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерностремление к систематизации, что свойственно христианскомумировоззрению вообще, а также обусловлено влияниемгреческой античной философии, прежде всего Аристотеля,задавшего тенденцию к классификации. В Византии создаютсятруды обобщающего характера, в которых происходитклассификация и систематизация всего, что было достигнуто кэтому времени в науке. Основные интеллектуальные усилиявизантийских ученых заключались в формальном изучениивновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации ужедостигнутого, что приводило к энциклопедичности. Веласьбольшая работа по систематизации и комментированиюантичных авторов. Составляются энциклопедии по истории,сельскому хозяйству, медицине, собирается богатыйэтнографический материал о жителях сопредельных стран.


Науку в Византии понимали в соответствии с античнойтрадицией как умозрительное знание, в противоположностьпрактическому, эмпирическому знанию, считавшемусяремеслом. Следуя античному образцу, под названиемфилософии были объединены все науки – математика,естествознание, этика грамматика, риторика, логика,астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскинразделял философию на теоретическую, касающуюся знания, ипрактическую, относящуюся к добродетелям. В теоретическийраздел он включал физику, математику, и теологию, а впрактический раздел – этику, экономику (бытовая этика) иполитику. Логику он считал инструментом философии. ИоаннДамаскин дал систематическое изложение философско-логических понятий, а также космологических, психологическихи других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишьпассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясьпростым усвоением знаний, приобретенных в предшествующиевека, в ряде отраслей византийцы совершили определенныешаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, чтоскорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математиквпервые применил буквы в качестве алгебраических символов.

С ростом провинциальных городов, подъемомремесленного производства большее значение стало отводитьсяразвитию знаний, направленных на решение практических задачв области медицины, сельского хозяйства, строительства.

Успешно развивались кораблестроение, архитектура,добывающая промышленность. Происходит накоплениепрактических знаний, вызванных потребностями мореплавания,торговли. Развиваются естественные науки, что сопровождаетсярасширением представлений о природе. Подъем научных знанийсвязан с зарождением рационализма в философской мыслиВизантии.

Представители рационалистического течения ввизантийском богословии и философии пытались примиритьверу и разум, так же как и западноевропейские схоласты. Встремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что дляприближения к постижению Бога необходимо изучатьокружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологиюестественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новымэтапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере,основанной на авторитете, приходит изучение причинностиявлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистическоготечения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаныстремлением освоить и использовать античное наследие,обеспечить ему достойное место в системе христианскогомировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностейхристианского учения, Пселл использует высказывания оприроде души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занималсяпроблемами естествознания, космологии. Причем в вопросыестествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По егомнению науки должны взять от математики ее числовой метод игеометрическое доказательство, которые обладают свойствомлогически принуждать к признанию положений истинными илиложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и неполучили в Византии широкого распространения. В отличие отзападной Европы рационализм не стал ведущим направлением ввизантийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию,восходящую к античности, практической науке в Византииудалось достичь определенных результатов в решении многихутилитарных задач, что долгое время обеспечиваломатериально-техническое превосходство империи. Наиболеезнаменитый в литературе пример – используемый в военномделе так называемый «греческий огонь», представлявший собойсмесь нефти и серы.

В империи активно развивалось горное дело как отрасльнауки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки,извлечения из недр и первичной обработки полезныхископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период,в Византии добывались строительные, отделочные иполудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь,свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степеньразвития металлургии – важный показатель технико-экономического уровня страны, поскольку представляет собойочень обширную область экономики, науки и техники,охватывающую процессы получения металлов, изменения иххимического и физического состава и придания определенныхформ. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть,окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавыприменялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленномпроизводстве, военном деле. Производство черных металлов –чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийскойэкономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства,городского ремесла являлась всеобъемлющая государственнаярегламентация. С одной стороны, поддержка государства

обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличиегосударственных заказов, безопасность на дорогах и в городахимперии, с другой, цехи теряли свою самостоятельность ипопадали под строгий контроль центральной власти, что вело кпотере инициативы, застою в развитии. Противоречивыепоследствия для развития и внедрения практических знанийимела и установка византийцев на сохранение античногонаследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII векаоставаться Византии самым передовым государством в Европе вобласти производства керамики, стекла, строительства,кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация насохранение античных традиций неизбежно стала тормозомтехнического развития, и постепенно наметилось отставаниебольшинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение.

Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством,в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию вАфинах, где язычники изучали и преподавали классическуюгреческую философию. Было запрещено вестипреподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам.

Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников,потерю ими существовавших ранее привилегий, учебныезаведения продолжали работать. Константинопольскийуниверситет занимал ключевое место в культурной жизнигосударства, представляя собой крупнейший образовательный инаучный центр. На протяжении всей истории Византии еежители в сравнении с жителями средневековой западной Европыв целом были существенно более образованными. Византийскиешколы являлись важнейшим источником знаний об античности.

Конечно, постепенно церковная литература проникала вобразовательные программы светских учебных заведений. Но,несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин,школы оставались светскими, а сама система образования,особенно в начальной школе, была очень близка к античной.

Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера,Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Длялучшего понимания античных работ учащимся давали сведенияпо античной истории и мифологии. В трактате «К юношам отом, как с пользой читать языческих писателей» ВасилийКесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться кчтению произведений античных авторов и толковать их в светехристианской морали, но считает эти произведения безусловнополезными.

Интересно, что тетради византийских школьниковобнаруживают определенное сходство с античными учебниками.Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, теже сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаютсялишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычныхупражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также вобращении к Богу в начале первого листа и нарисованном крестев начале каждой страницы. Школьный курс состоял из изученияграмматики, риторики, философии, математики, юриспруденциии музыки. Включение в школьные программы музыки, илигармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой,которая наряду с математикой и астрономией помогалапознавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались нетолько количественные свойства звуков, но и их физическаяприрода.

В изучении математики в качестве основного пособияиспользовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы.Как учебные руководства применялись «Арифметика»Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» ГеронаАлександрийского. В изучении астрономии как науки о числах,прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест»Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовалсякак пособие по астрологии, которая также была включена впрограмму преподавания. В VII в. более популярным сталучебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средствомразвития и совершенствования личности. Сословныхограничений на получение риторического образования несуществовало, однако им могли овладеть лишь те, кто былспособен оплатить достаточно дорогое обучение в школахриторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, которыйставился выше других ораторов.

Начальные школы в империи функционировали не тольков городах, но и в сельской местности. Высшее образованиеможно было получить только в крупных городах. Основнымцентром просвещения в государстве был Константинополь. В425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе былсоздан университет. Было определено число преподавателей внем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2преподавателя права и 1 философ. Они считалисьгосударственными чиновниками и получали жалованье изимператорской казны. Феодосий специальнымигосударственными актами обеспечил задачу контролягосударства над студентами. Каждый студент был обязанпредставить документальное свидетельство о происхождении, осостоянии его родителей, требовалось указать науки, которымион намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие вразвитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VIМудрый известен как ученый, написавший большое числосветских и богословских сочинений. Кесарем Вардой былаучреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначенкрупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школарасполагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике,геометрии и астрономии. Разносторонними познаниямиотличался император Константин VII Багрянородный. По егораспоряжению и при непосредственном участии былисоставлены многие энциклопедии (около полусотни) поразличным отраслям знаний. Император Константин IXМономах создал две школы: философии и права. Императорлично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции.

Руководителем философской школы был назначен МихаилПселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этогопереходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованиемпроизведений Платона, которого считал наиболее значительныммыслителем и даже ставил на один уровень с ГригориемБогословом.

Покровительственное отношение императоров кобразованию и науке объяснялось не только и не столько ихлюбовью к знаниям, сколько практическими соображениями, таккак успешное функционирование византийскогогосударственного аппарата требовало наличия грамотных иобразованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получатьопределенные знания и информацию, и, в дальнейшем,генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бызанять место в бюрократической структуре, соответствующееопределенной квалификации. Познавательная мотивация ввизантийском обществе была слабой, знания не былисамоцелью, они были подчинены принципам функционированиябюрократической машины.

Высокая квалификация государственных служащих долгоевремя обеспечивала преимущество Византии в сравнении сЗападной Европой. Не только светская, но и церковнаяадминистрация в значительной степени состояла из тех, ктоуспешно окончил школу. Выпускники школ, независимо отсоциального статуса их родителей, могли стать чиновникамиимператорской или церковной канцелярии. Родители не жалелиденег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей.

(При этом сами преподаватели обычно получали такжежалование от государства.) Теоретически существовалсвободный доступ к самым высшим должностямгосударственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел наэто деньги. Разветвленный бюрократический аппарат для своегоуспешного функционирования нуждался в образованных играмотных людях, в связи с чем, светское образованиеприобретало особую значимость. Это объясняет, почемуВизантийские школы, в отличие от западноевропейских, небыли подчинены церкви. Конечно, наряду со светскимишколами существовали и церковные учебные учреждения. С IXвека, например, существовала духовная школа (патриаршаяакадемия), программа обучения которой была сосредоточена натолковании священных текстов. Но учащиеся также изучалириторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византиибыла подвергнута огосударствлению, а организаторские иуправленческие функции взяла на себя бюрократия.Административные предписания в области науки ипроизводства информации становятся одним из критериевистины, которая, должна соответствовать формальнымтребованиям, контролируемым бюрократией. Бюрократизация игосударственная регламентация имели двойственныепоследствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитиювизантийской науки и образования, а в других условияхстановились препятствием их развития. Чрезмернаяформализация стала характерной чертой византийской науки,бюрократизация привела к ее окостенению. Доминировалоутилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов иобработка ранее полученных знаний. Господствовала установка,согласно которой научную мудрость можно обнаружить вантичном прошлом, прямыми наследниками которого считалисебя византийцы. В результате формализованное античноенаследие превращалось в причину стереотипного мышления, недающего развития оригинальному научному творчеству.

Античные классики, а также Библия, составляли совокупностьвсего необходимого знания. Основой познания являласьтрадиция, которая, по мнению византийцев, обращалась ксущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь споверхностными проявлениями окружающего мира.Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи,которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом,воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление наВизантийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года палКонстантинополь. Этот черный день знаменовал конецВизантии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали иберегли науку античного прошлого. Политический упадокВизантии привел к активной трансляции научного опыта наЗапад, что стало важнейшим фактором, подготовившимзападноевропейское Возрождение.