Создателем науки кинесики является американский антрополог Рэй Бирдвистел. Годом ее рождения можно считать 1952-й, когда в свет вышла знаменитая монография Р.Бирдвистела «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела» (Бирдвистел 1952). В ней ученый представил результаты многолетних исследований в этой области, причем не только свои собственные, но и своих коллег. Кроме того, в этой книге он предложил оригинальную нотацию для записи . Р. Бирдвистел начал изучать жесты, будучи в аспирантуре. По ее окончании он уехал в Западную Канаду и поселился среди кутенаи с целью изучить и описать язык, обычаи, культуру и просто образ жизни этих людей. И тут, как впоследствии отмечал сам ученый, для него стало подлинным открытием то, что жестовое поведение аборигенов при разговоре между собой, то есть в процессе диалога на родном языке, разительно отличается от их жестового поведения во время беседы с чужими, когда они вынуждены переходить на английский или, реже, на французский язык. , кивки, выражения лица, движения рук, позы - все выглядело иначе.

Именно тогда, в Западной Канаде, Р. Бирдвистел задумал свой знаменитый проект, к реализации которого он приступил в 1959 году, возглавив кафедру теории коммуникации в городе Анненберге (штат Пенсильвания, США) и, чуть позже, лабораторию в Восточно-Пенсильванском институте психиатрии в г.Филадельфии (США), и который принес ему мировую славу не только среди антропологов, но также среди психологов, физиологов, специалистов в области семиотики и культурологов. Речь идет о создании каталога, или атласа, отдельных простейших человеческих движений и статичных поз - кинетических атомов и молекул. Еще ранее элементарные акты телесного человеческого поведения были названы им кинами (то есть «мельчайшие, далее не делимые, наименее заметные движения»; «кин имеет чрезвычайно малую длительность, приблизительно 1/50 сек», см. Бирдвистел 1952) и кинемами («более крупные единицы, с помощью которых происходит реальное общение людей»; «кинемы образуют структуру и объединяются в более крупные единицы - кинеморфы, кинеморфемы и кинесинтагмы»). Поскольку слово жест мы понимаем достаточно широко, слово кинема для нас - это просто его синоним. Наряду с понятием кина и кинемы важным является и введенное Р.Бирдвистелом понятие аллокина. Кинема - это имя класса сходных аллокинов, то есть движений, контекстно взаимозаменимых без изменения значения.

Дифференциальные значения кинов Р.Бирдвистел определял путем опроса информантов. В ходе работы над каталогом кинов и кинем ученый вместе со своими коллегами и учениками описал отдельные жесты в разных культурах и у разных народов. В частности, он обнаружил, что в его родной американской культуре люди регулярно используют в общении обычно порядка 50-60 кинем, из которых больше половины соотносятся с головой, главным образом с областью лица. Это 3 вида :
однократный кивок, двукратный и трехкратный, 2 вида поворотов головы в сторону (lateral head sweeps): одно- и двукратный поворот головы;
1 кинема: вскидывание головы вверх (head cock kineme);
1 кинема: наклон головы вперед (head tilt kineme);
3 вида связок (connectives), или движений всей головой (whole head motion kinemes): «голова поднята и некоторое время находится в таком положении», «голова опущена и находится в таком положении какое-то время»; «голова принимает какое-то иное положение»;
5 кинем бровей;
4 носовых кинемы: сморщенный нос, сжимать ноздри, «выдохнуть или высморкаться, сжимая одну ноздрю» (жест презрения);
«выдохнуть или высморкаться через две ноздри»;
7 кинем рта: сжатые , выпяченные губы, втянутые губы, «одна губа накрывает верхнюю часть другой», надутые губы, «чуть приоткрытый рот» (lax mouth opening) и «широко открытый рот» (large mouth opening);
1 кинема для языка (высунуть язык), 2 кинемы для подбородка: выдвинутый вперед подбородок и «движение подбородка в сторону» (anterior and lateral chin thrust)
и, наконец, 2 кинемы для щек: надуть щеки и втянуть щеки.

Ученый попытался выделить типовые формы жестов, свойственные всем или большинству культур. Развивая идеи Р.Бирдвистела и дополняя его список, мы сегодня можем указать, например для , следующие, с семиотической точки зрения основные и, насколько можно судить по изученной нами литературе и беседам с многими зарубежными учеными и студентами, по большей части универсальные, положения. Справедливости ради отметим, что некоторые из приводимых ниже кинем были выделены и охарактеризованы Р.Бирдвистелом еще в 60-е годы (см. Бирдвистел 1967; о кинемах бровей см. также Экман 1979): (а) поднятые вверх брови (так называемая вспышка бровей, см. Грэммер и др. 1988), характерные для удивленных или изумленных глаз. У этой кинемы в русском языке имеются и другие синонимичные номинации: вскинутые {вверх) брови, брови поднялись, поползли вверх и др. (б) изогнутые брови, указывающие на удивление, а также, как утверждается в словаре Иорданская, Паперно 1996, с. 19, на непонимание или недоверие. Другой способ назвать тот же жест - использовать глагольные сочетания: изгибать брови (или: бровь), поводить, повести бровями (бровью)\ (в) брови, опущенные вниз и сдвинутые с силой к пере­ носице. Эта форма жеста, который по-русски называется насупленные (сдвинутые) брови. Насупленные брови сопровождаются характерным выражением всего лица и прежде всего особой формой губ. Такая комбинация кинем придает лицу суровый, угрюмый, мрачный или, как говорят также, насупленный вид и указывает на неудовлетворенность или гнев; (г) существует и другая, внешне напоминающая ее форма бровей - нахмуренные брови. При нахмуренных бровях ведущим сопутствующим движением является не смена положений губ, как при насупленных бровях, а изменившаяся по сравнению с нормальной форма лба. Морщины на лбу человека собираются в складки, вследствие чего его лицо приобретает несколько более «мягкое» - сердитое выражение, - или еще более мягкие формы, такие как недовольное, озабоченное или сосредоточенное, задумчивое лицо. Ср. также сочетания сердитый, недовольный, озабоченный, задумчивый вид лица или сердитое, недовольное лицо.

Жест нахмуренные брови указывает не только на отрицательное эмоциональное состояние человека, но и на возможней с его стороны мыслительный акт (сосредоточенное размышление над какой-то проблемой). Изменение формы лба обозначают словами нахмуренный лоб или наморщенный лоб; (д) опускание вниз бровей без их одновременного движения в горизонтальной плоскости. Такая жестовая форма, выделенная Р.Бирдвистелом в целом ряде невербальных культур За­пада, для русской культуры не характерна; (е) поднимание вверх (или опускание вниз) одной брови - то, что по-английски передается терминами lifted (lowered) (или: single-brow) movement. В русском языке данная кинема является мимическим выражением скепсиса. Кроме того, указанное движение брови часто сопровождает словесно выраженный вопрос, затрагивающий или волнующий жестикулирующего, то есть то, что называется вопрос личного свойства. Движения и положения бровей, как мы видим, тесно связаны с выражением разнообразных чувств и .

Важность кинем, связанных с бровями, для характеристики внешности и описания физических и психических свойств человека легко доказывается многочисленными примерами, взятыми из русской прозы и поэзии: из Н. В. Гоголя (Черные они и брови мелькнули, как молния), М. Ю. Лермонтова (Вот нахмурил царь брови черные / / И навел на него они зоркие), М. Е. Салтыкова- Щедрина (Брови у него насуплены, табанный дым так и валит изо рта), Л. Н. Толстого ([Наташа] оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты), А. Н. Толстого (Лицо ее было озабонено и брови сдвинуты), И. С. Тургенева (Вот как, - промолвил Павел Петровин и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. - Вы, стало быть, искусства не признаете?), М. И. Цветаевой (На проходимца вскинувши бровь - Как восклицаешь: - Будет любовь!) и др. Р. Бирдвистел, как мы уже говорили, не только создал атлас жестов, но и предложил для них достаточно полную и удобную систему записи. Так, для обозначения закрытого глаза ученый использовал знак «-», а для обозначения широко раскрытых глаз - знак «??». Символ «-?» в его системе обозначает подмигивание, «/» - наклон вперед, «N» - полный кивок головой вверх и вниз, а «о» - вертикальное положение тела. Подобные условные знаки Р. Бирдвистел называл кинеграфы. В его нотации тело делится на восемь областей, а движения каждой из них описываются особым видом кинеграфических символов. С помошью последовательностей, или цепочек, условных знаков можно описывать сложные движения, в которых естественным образом вычленяются структурно или содержательно важные элементы. Например, цепочкой АТА шифруется положение рук, параллельных туловищу, где часть цепочки АА указывает, что в движении участвуют обе руки, а не, скажем, одна. Последовательность RAC кодирует круговое движение, совершаемое правой рукой, а подпоследовательности С и RA обозначают, соответственно, кинеграфы «круговое движение» и «правая рука». Наконец, Р. Бирдвистелом (а также его учениками и последователями) были построены различные семиотические и функциональные классификации кинем, опирающиеся не только на формальные признаки, с помощью которых пытались классифицировать жесты и до него, но также и на содержательные.

Описание кинем и особенностей их употребления было далеко не единственной проблемой, интересовавшей Р.Бирдвистела на протяжении всего его в высшей степени продуктивного и стимулирующего научного творчества. Очень важным для него было определение того влияния, которое те или иные жесты оказывают на речевое общение, и того вклада, который вносят в коммуникацию людей вербальный и невербальный коды порознь и вместе. В какой мере эти коды самостоятельны и независимы, а в какой не могут обойтись один без другого, каким образом речь и жесты могут дополнять друг друга, может ли один из кодов мешать другому, и если да, то при каких обстоятельствах, какой из кодов и в каких ситуациях оказывается доминирующим - вот лишь несколько из вопросов, занимавших ученого.

Кроме того, Р. Бирдвистел, по-видимому, был первым, кто поставил проблему соотношения голоса и жеста. В частности, он был уверен в существовании жесткой корреляции между голосовыми и кинетическими признаками, считая отношения между ними причинно-следственными и утверждая, что при достаточной тренировке можно научиться по голосу определять, какое движение делает человек в данный момент произнесения, и наоборот, наблюдая за жестами в момент речи, можно установить, каким голосом говорит человек. Примерно в то же время, явно не без влияния научного и чисто человеческого авторитета Р. Бирдвистела, стали появляться многочисленные теоретические и экспериментальные работы в области кинесики, то есть начался буквально исследовательский бум.

Например, появились первые исследования, относящиеся к анализу явлений межкультурной омонимии и синонимии жестов, пионерские работы по типологии функций и ролей жестов в интерактивном общении, стали вестись систематические наблюдения над взаимодействием вербальных и невербальных единиц и категорий в разного рода коммуникативных актах. В нашей отечественной науке исследование жестов тоже велось в разных направлениях. Правда, в основном это были работы биологического и психологического планов, относящиеся к таким разным областям знаний, как теория движений, развитие детей, обучение языку, теория коммуникации и пр. Лингвистов жесты интересовали в меньшей степени, и отечественных научных лингвистических сочинений, специально посвященных кинесике и невербальной семиотике, не так уж много.

Назовем работы Акишина, Кано 1980; Верещагин, Костомаров 1981; Волоцкая и др. 1962; Галичев 1986; Горелов 1980; Горелов, Енгалычев 1991; Красильникова 1977; Красильникова 1983; Муханов 1989; Николаева, Успенский 1966; Панькин, Филиппов 1979; Смирнова 1971; Сорокин 1999; Формановская 1982, Шелгунова 1979. Хотя метод анализа, который применяли в своих исследованиях эти ученые, был преимущественно дескриптивный, все они рассматривали невербальную коммуникацию как сложное целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и частей, то есть как систему. Анализ невербальной коммуникации тоже должен быть системным - именно такой точки зрения я придерживаюсь. Системный подход к невербальной коммуникации предполагает, что межличностное невербальное поведение имеет структуру (в чисто формальном, логико-математическом смысле слова, понимаемую как множество единиц с заданными на нем отношениями) и совершается по определенным правилам, которые я предлагаю называть правилами невербального поведения.

Первоочередной задачей кинесики является описание как самой этой структуры, так и правил невербального поведения. Невербальное поведение человека, которое представляет интерес для лингвистики и семиотики, в своей основе является, как и вербальное, осмысленным, интерактивным, социальным и культурным, в то время как его другой вид, неосознанное и неконтролируемое поведение, - это, прежде всего, предмет изучения не лингвосемиотики, а биологии, психологии и, возможно, других наук. При таком понимании вербальный и невербальный знаковые коды предстают хотя и отдельными, но во многих отношениях неразделимыми, интегральными частями одной коммуникативной интерактивной системы. Приведу здесь всего лишь два простых примера, свидетельствующих о спаянности речевого и неречевого кодов в реальном устном общении: (а) нельзя сказать: «Посмотри, на кого ты похож!» и при этом не смотреть на собеседника; (б) нельзя произнести Я во как наелся и не показать это жестом.

Замечание. Много позже, основываясь на тесной связи жестов и речи, некоторые ученые, в частности замечательный американский психолог и кинесиолог Дэвид МакНил (см., например, монографию МакНил 1992), выдвинули и попытались обосновать интересную, хотя и весьма спорную гипотезу, по которой жесты (имеются в виду только мануальные жесты) являются компонентами вербального, а вовсе не невербального поведения. Это предположение базируется на сходстве смысловых структур речевых и жестовых единиц, на общности их прагматических свойств (в частности, на единообразии реакций адресата на вербальные и невербальные высказывания и - если воспользоваться терминологией из области теории речевых актов - перлокутивного воздействия на партнера), на параллелизме их временной организации и на идентичности эволюционных характеристик.

Решающим фактором и условием для производства и понимания жеста Р.Бирдвистел и многие его последователи справедливо считали контекст, а кинетическое поведение человека рассматривалось ими как функция от двух вещей - от характеристик самого жестикулирующего и физических или социальных свойств контекста, в котором он действует. Один из самых почитаемых и обильно цитируемых его учеников, выдающийся современный американский психолог и антрополог А. Кендон в одной из работ (Кендон 1972) приводит пример человека, стоящего с поднятым вверх кулаком. Вне контекста нельзя понять, что это за жест и каков его смысл, - то ли это жест приветствия, то ли угрозы, а может быть, это политический символ власти или знак, отражающий принадлежность чело­ века к определенной политической партии. Точно так же, при виде человека, стоящего на земле на коленях, и интерпретируя его поведение как знаковое, мы можем прийти к различным заключениям о том, какой смысл выражает данная поза - «боль», «смирение», «выражение любви (предложение руки и сердца)», «поиск предмета на земле» и др., - в зависимости от целого ряда признаков как самого человека, так и внеязыкового контекста, в котором тот находится.

Что первым приходит вам в голову, когда речь заходит об общении людей? Скорее всего, большинство сразу же начнёт представлять себя, разговаривающим с кем-либо, или других людей, ведущих беседу друг с другом. И это понятно, ведь все мы привыкли к тому, что общение – значит, разговор или хотя бы монолог.

Однако помимо того, что мы общаемся с другими людьми посредством речи, мы постоянно взаимодействуем с ними на уровне телесного языка, т.е. на уровне языка тела – , мимики, поз и т.д. Навык распознавания и чтения языка тела других людей и корректировки своего собственного языка тела является очень полезным для каждого человека, ведь он способен не просто наладить или улучшить взаимопонимание с другими людьми, но и помочь выстроить крепкие деловые, дружеские и даже романтические отношения.

Язык тела – что это?

Под словосочетанием «язык тела» принято понимать знаковые фрагменты движений различных частей тела и поз, с помощью которых, также как и с помощью слов, структурируются, оформляются и кодируются мысли людей, а также их чувства, и предаются эмоции и идеи. К языку тела можно отнести и незнаковые движения, например, позы, походку, жесты ног и головы, мимические жесты и т.д.

Отсюда и многообразие языков тела. Всего их выделяют несколько:

  • Язык тела, который существует и взаимодействует со словесным языком в процессе коммуникации
  • Язык пантомимы
  • Жестовые языки, не соотносящиеся с речью, созданные людьми со слуховыми нарушениями
  • Ритуальные жестовые языки
  • Профессиональные жестовые языки и диалекты
  • Жестовые изобразительные языковые подсистемы кино и театра
  • Языки танцев

Наука, которая занимается изучением языка тела и его составляющих, называется кинесикой. Вместе с наукой, изучающей звуковые коды невербальной коммуникации – паралингвистикой, она входит в центральную область невербальной семиотики – науки, занимающейся изучением невербальных знаковых систем. Но исследованиями в сфере невербальной коммуникации занимаются ещё и такие дисциплины как психолингвистика, история, этнография и прикладная .

Люди воспринимают и расшифровывают язык тела на подсознательном уровне, и, как правило, этот язык находится вне контроля человека, который на нём разговаривает. По этой причине, время от времени слова, мимика и жесты расходятся друг с другом.

Бытует мнение, что язык жестов постичь очень трудно. Но, вопреки этому заблуждению, научиться его понимать и распознавать весьма легко – для этого лишь нужно быть внимательным к тому человеку, с которым вы ведёте беседу.

Ниже мы сделали для вас подборку самых распространённых элементов языка тела, в которую входят жесты руками, рукопожатия, походка, осанка и некоторые другие. Смело включайте их в свой арсенал знаний и применяйте в своей повседневной жизнедеятельности.

Жесты руками

  • Руки, скрещенные на груди, говорят о том, что имеет место определённая . Такой жест является защитной и оборонительной позицией, вызванной, как правило, реакцией на потенциальную опасность или угрозу. Если вы заметили такой жест, то тему беседы лучше сменить. Подобное же действие следует произвести, если ваш собеседник сжал кулаки.
  • О том, что человек готов к разговору и открыт, вам скажут руки, повёрнутые ладонями вверх. Согласно языку тела, открытые ладони являются символом открытости и искренности человека. Люди, которые настроены дружественно, могут также расстегнуть пиджак или куртку, или даже снять их. А вот люди, которые в чём-то виноваты, лукавят или насторожены, будут прятать свои руки за спину или в карманы.
  • Мечтание или задумчивость выражаются на языке жестов в оценивающих жестах. К примеру, человек, который опирается на руку щекой, скорее всего, находится в состоянии глубокого раздумья. Об этом же может сказать и то, что человек опирается подбородком на ладонь.
  • Если голова собеседника наклонена к вам, значит, он проявляет к вам повышенное внимание.
  • Человек, принимающий решение, может протирать очки, почёсывать подбородок или вертеть в руках какой-то предмет.

Рукопожатия

  • Человек, располагающий при рукопожатии свою руку поверх вашей, хочет сказать о своём физическом превосходстве над вами. О превосходстве также могут сказать находящиеся снаружи большие пальцы рук человека, когда он держит их в карманах.
  • Если при рукопожатии рука человека повёрнута вверх ладонью, значит, он готов вам подчиниться.
  • Прямое и крепкое рукопожатие говорит о том, что человек уверен в себе, но не собирается ни давить на того, с кем здоровается, ни потакать ему. Также такое рукопожатие является признаком уважения.

Походка

  • Помните, что при походке очень важны такие показатели как постановка ног, величина шагов, степень напряжения и скорость.
  • Скорость походки зависит от и серьёзности его намерений. Об этом может сказать быстрая, активная, беспокойная, нервная, спокойная или расслабленная походка.
  • Если человек идёт медленно и ярко выражено широко расставляет ноги, скорее всего, он пытается показать себя.
  • Тяжесть и сила в походке говорит о том, что человек считает себя превосходящим, много значимым и сильным. Однако зачастую это лишь видимость.
  • Расслабленно идущий человек, вероятнее всего, не проявляет в данный момент ни к чему особого интереса, или же является .
  • «Деревянная походка», угловатая, с неестественно напряжёнными ногами – это отражение робости, зажатости и недостатка контактов с другими людьми.
  • Порывистые шаги и размахивание в разные стороны руками является признаком активности, и наличия каких-то желаний в данный момент времени.
  • Человек, широко шагающий – это целеустремлённый человек, деловой, предприимчивый и желающий чего-то достичь. Вероятно, что его действия направлены на .
  • Короткие и небольшие шаги у женщины считаются отражением осторожности, расчётливости, сдержанности, приспособляемости, быстрого мышления и хорошей реакции.
  • Если человек идёт быстро и часто шагает, нарушая ритм, он боится или взволнован.
  • Походка с чётким ритмом и раскачивающимися из стороны в сторону бёдрами присуща самоуверенным людям.
  • Ленивые, вялые и медлительные люди ходят, шаркая ногами.
  • Несколько театральная, гордая и грузная ходьба – признак высокомерия и самовлюблённости.

Осанка

  • Прямая и хорошая осанка является признаком открытости и восприимчивости личности, а также отражает ощущение безопасности и доверие.
  • Сутулость – яркий признак покорности, угодничества и смирения.
  • Напряжённая и неподвижная осанка означает, что человек стремится себя защитить, находится не на «своём месте» и хочет отстраниться.

Другие жесты

  • Если человек стучит ногой по полу, щёлкает ручкой, что-то рисует «на автомате» или имеет отсутствующий взгляд, значит ему скучно.
  • Человек, расхаживающий из стороны в сторону, пытается решить какую-то проблему или задачу. Об этом же говорит пощипывание переносицы при сомкнутых глазах.
  • Прихорашивание символизирует желание понравиться собеседнику. Как правило, женщины поправляют и приглаживают одежду и волосы, смотрятся в зеркало или крутятся перед ним; могут гладить себя по коленям и бёдрам, медленно скрещивать ноги или покачивать полуснятой туфелькой – всё это означает, что даме приятно в компании собеседника. Мужчины же, как правило, поправляют пиджак или галстук, поднимают и опускают подбородок, выпрямляют тело.
  • Человек, тело или ноги которого обращены по направлению к выходу, хочет поскорее окончить беседу или уйти.
  • Если руки человека прикрывают его рот или он смотрит в сторону, значит, он не особо желает раскрывать свою позицию по какому-то вопросу.
  • Частые покашливания и/или локти, поставленные на стол и образующие собой пирамиду, говорят о беспокойстве и нервозности, а также о желании что-то утаить.
  • Нечестность или подозрительность выражаются в потирании пальцами носа.

Это далеко не все жесты языка тела, но уже этого хватит, чтобы хотя бы немного «прочитать» человека. Наше , а сознание других их улавливает, и наоборот. Но главное – это научиться понимать эти сигналы. Учитесь языку тела, и вы сможете намного эффективнее использовать свой потенциал для более гармоничного и конструктивного взаимодействия с окружающими вас людьми.

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Тело и душа человека находятся в неразрывной связи. Поэтому невозможно отделить характер от его внешних проявлений. Что снаружи, то и внутри. Психология человека по поведению и жестам дает возможность с легкостью определить характер. Давайте и мы с вами этому научимся.

Внешний вид человека может сказать о многом

Если одежда человека отличается своей необычностью и вычурностью, броскостью, то это говорит о художественном типе личности, об артистической натуре. Есть люди, которые пренебрегают внешним видом. Пообщавшись с ними, вы легко поймете, это его творческое отношение к жизни или банальная неряшливость.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Если человек одет с иголочки, будто только сошел с подиума, это зачастую говорит о том, что он хочет утвердиться с помощью одежды. Это знак внутренней неуверенности и беспомощности.

Внешность человека должна гармонировать с одеждой, дополнять образ. Шизоидные типы личности этого принципа не придерживаются.

Яркие цвета в одежде любят эмоциональные и любвеобильные люди, а полутона – люди спокойные и уравновешенные. Часто люди, которые тяжело привыкают и адаптируются к новым обстоятельствам, носят одежду не по сезону.

Рукопожатие

Рукопожатие – общепринятая форма знакомства мужчин. Если человек издалека идет к вам с протянутой рукой, то можно сказать, что он жизнерадостный и общительный, ничего не скрывает за душой. Если он еще активно трясет вашу руку и быстро говорит – это личность активная, энергичная.

Скрытные люди обычно пожимают руку ладонью вниз и с большим сгибом руки в локтевом суставе. Такое движение будто говорит «ничего не отдам». Часто такие люди оказываются двуличными, безжалостными. Если вашу ладонь будто прижимают вниз, то перед вами личность властная, подавляющая и черствая.

Вялое рукопожатие говорит о лени и безынициативности. Застенчивые и скромные люди пожимают руку неуклюже.

Зона общения

Психология человека по поведению помогает распознать людей неприятных и назойливых.

Агрессивные и бесцеремонные люди неприятны в общении. Они часто нарушают допустимую дистанцию. Это вы чувствуете подсознательно. Они могут хлопать вас по плечу. Долго держать руку или заглядывать в глаза. Если малознакомый человек приближается к вам очень близко, менее 50 см, то это вызывает желание отодвинуться, а также гнев и негодование.

Стеснительные, неуверенные в себе люди держатся на большом расстоянии.

Чем дольше люди общаются и становятся ближе друг другу, тем расстояние между ними сокращается.

Поза, походка, жесты и мимика

Психология человека по поведению и жестам не всегда так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Так как человека с детства воспитывают придерживаться определенных правил и норм поведения, то иногда очень трудно определить характер человека. Например, по улыбке трудно судить, что происходит в душе человека, ведь она может быть настоящей или «сквозь слезы».

Двойственность натуры человека также мешает понять его. Если человек мягкий и безотказный, но не хочет таким казаться, то он соответственно будет вести себя по-другому и контролировать свои действия.

Для понимания языка тела важную роль играют именно непроизвольные, неосознанные движения.

Если у человека асимметричное лицо, то можно сказать. Что рациональное и эмоциональное не в ладу друг с другом. Когда происходит постоянная внутренняя борьба, угрызения совести, это очень отражается на лице.

Если у человека неестественная, зажатая походка (то есть ноги, таз и поясница будто туго связаны между собой), это говорит о проблемах в сексуальной сфере.

Важную роль играют напряженность или расслабленность движений. Когда человек расслаблен он отдыхает душой и открыт для восприятия окружающих.

Психология поведения человека помогает определить черты характера по основным признакам:

  • Беззаботность и недисциплинированность проявляются расхлябанной походкой, непринужденными позами;
  • Неуверенность и боязливость выражаются в закрытых позах рук и ног, руки в карманах или закрывающие часть лица. Также покраснение, прерывистый голос выдают человека неуверенного в себе. Эти люди склонны себя постоянно накручивать и делать из мухи слона;
  • Нервозность, беспокойство выдают ритмичные движения пальцев рук. Перебирание предметов, ерзание на стуле.
  • Широкая и медленная походка говорит о человеке, желающем выставить себя на показ. А театральность жестов говорит о завышенной самооценке;
  • Прямолинейные и сдержанные движения говорят о холодности, расчетливости натуры;
  • Резкие и неупорядоченные движения говорят о раздражительности, нервозности;
  • Если движения тела закругленные и плавные, это характеризует человека эмоционального и беззаботно относящегося к миру.

Глаза и взгляд

Глаза отражают внутренний мир человека. Они первыми реагируют на внутренне состояние. Когда мы грустим, то и в глазах появляется грусть. Если веселимся, то и глаза сияют счастьем.

Взгляд также бывает разным. К примеру, жесткий, колючий, холодный, злой, беспардонный, ласковый, нежный, хмурый, хитрый, упрямый, уверенный, свирепый, возбужденный…

Любое общение сопровождается взглядом. Если происходит нормальное, спокойное общение, то и взгляд будет таким же. Если взгляд уходит вдаль, значит человек отвлекся или задумался. Взгляд искоса выражает недоверие, скрытность. Прищуренные глаза выражают недоверие, злость и мстительность натуры.

У политиков часто наблюдается такая картина, когда одна бровь приподнята. Но складки на лбу остаются горизонтальными. Это говорит о сильной воле, пренебрежении и враждебности к окружающему миру.

Взгляд сверху вниз говорит о высокомерии и презрении. И наоборот, взгляд снизу вверх о подчиненности и услужливости.

Продолжительный, прямой и твердый взгляд говорит о том, что человек хочет подчинить вас своей воли. Так смотрят следователи и работники прокуратуры при допросах.

«Бегающий» взгляд характеризует людей, которые испытывают страх или угрозу. Такие глаза часто бывают у уголовников, которые долгое время провели в тюрьме, а также мошенников.

Психология человека по поведению и жестам иногда помогает определить, какую профессию имеет человек, какую должность занимает и к какому социальному классу относится.

Лицо

При общении, лицо – это первое, на что вы обращаете внимание. Здесь важно рассмотреть нос, губы и складки возле них. Они вам расскажут многое.

Есть так называемая «страдальческая складка», которая придает человеку страдальческое выражение лица. Это люди со слабым характером. Слабой волей, беспомощные и терпеливые. Всегда отступающие перед трудностями.

О силе характера судят по крыльям носа. Если они сильно раздуваются при дыхании, то перед вами человек темпераментный и энергичный.

Уголки рта показывают общее состояние человека. Опущенные уголки выдают пессимиста, вечно недовольного жизнью.

Степень напряжения человека показывает замкнутый рот. Это говорит о решимости и твердости характера. Приоткрытый рот говорит о расслабленности, пассивности.

Улыбка и смех

Все люди улыбаются и смеются по-разному. Смех бывает заразительный, тихий, насмешливый, злой, искренний, лающий, наглый, искусственный и т.д.

Чистый беззаботный смех показывает легкую, свободную, непринужденную натуру.

Если же в человеке есть агрессивность, зависть, злость или презрение, то эти чувства мешают смеяться легко и свободно. Получается что-то типа «хе-хе-хе». Молодые люди, которые хотят обратить на себя внимание, обычно «хихикают». Смех типа «хо-хо-хо» как бы говорит: «Ну скажите тоже…». Он отражает высокомерие, хвастовство, желание унизить, усомниться в сказанном.

Об истинности улыбки каждый человек может судить, полагаясь на свою интуицию. Она подскажет, приятен человек или нет, нравится-не нравится, « скользкий тип» или «как-то он не так улыбается». Интуиция обманывает редко. Психология человека по мимике дает возможность определить, в первую очередь, искренность человека.

Осанка

  • Опущенные или поднятые плечи вместе со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком говорят о покорности, слабости, чувстве неполноценности человека;
  • Слишком высоко поднятая голова и выпяченная грудь признак гордости, тщеславия и высокомерия;
  • Напряженная и неподвижная осанка отгораживает чувствительных и стеснительных людей от внешнего мира;
  • Иногда чувствительные люди пытаются это скрыть, внешне показывая жесткость, холодность, как бы ощетиниваясь на окружающих. Тогда появляется некая угловатость осанки;
  • Человек, обладающий чувством собственного достоинства, имеет свободную непринужденную осанку с гордо посаженной головой. Это демонстрирует доверие, открытость и уважение к людям.

Психология человека по поведению и жестам изучается на протяжении многих лет. Эта наука называется язык тела. Достижения современной психологии в этой области дали толчок этому направлению, а спрос на эти знания с практической точки зрения подтолкнул психологов на дальнейшее исследования связи души и тела. Так как любое наше внутреннее переживание, движение души вызывают ответную реакцию в теле, мимике, жестах, движениях.

Зачастую мы видим все эти внешние проявления и наш мозг обрабатывает их мгновенно на уровне «приятно — неприятно», «вызывает доверие – не вызывает доверие» и т.д. Ведь часто бывают в жизни такие ситуации, когда мы говорим «что-то мне не нравится в этом человеке» или «какой он скользкий тип». То есть, мы не знаем, чем вызвана такая наша реакция, но подсознательно чувствуем это. Доверяя своей интуиции и подучив немного язык тела, в повседневной жизни вы сможете определять характер человека с первого взгляда.

Речь занимает важное место в жизни человека. Ведь при помощи нее люди общаются, обмениваются информацией. Но немаловажную роль также играет невербальное общение. Именно данную область изучает кинесика.

Что это такое

Кинесика - это наука, изучающая общения. Что же подразумевает под собой невербальное общение? Это мимика, позы, жесты. Если свою речь человек может контролировать, то с другими сигналами не все так просто. Часто именно по ним можно определить истинный смысл того, что хотел сказать собеседник.

В психологии все взаимосвязано, и часто мимика и жесты предоставляют больше информации о собеседнике, чем его речь. Если изучает невербальное общение кинесика, то другие способы информации изучают более узкоспециализированные психологические науки. Данный вид коммуникации изучает вместе с кинесикой проксемика - она исследует пространственные взаимоотношения.

Создатель этой методики

Рэй Бирдвистел, американский антрополог, является создателем науки кинесики. Именно он решил объединить свои исследования, а также исследования коллег, и, проанализировав их, пришел к выводу, что большинство жестов люди используют в определенных ситуациях. В 1952 г. была издана его монография "Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела".

Это издание и стало началом становления кинесики. В своих исследованиях ученый пытался создать нечто похожее на каталог жестов, в котором бы описывались универсальные для всех народов значения жестикуляции и мимики. Во время своих путешествий Бирдвистел заметил, что у одних народов есть жесты, которые используются только между ними, а с гостями они общаются совершенно по-другому. И именно тогда исследователь задался вопросом о соотношении речи и

Рэй Бирдвистел одним из первых заинтересовался вопросом о соотношении жестов и высоты голоса. Таким образом, кинесика - это не только наука о жестах, она охватывает гораздо большую область.

Какую информацию несет жестикуляция

Несмотря на то что исследования на тему невербальной коммуникации ведутся не первый год, для большинства людей остается непонятным смысл изучения жестикуляции. Для чего же нужно ее изучать?

  1. Жесты дополняют информацию, полученную вербальным путем. С помощью них можно понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к участникам или самой теме беседы.
  2. С помощью жестов можно определить, насколько эмоционально близки обсуждаемые вопросы для человека.
  3. Обычно жест появляется раньше фразы, поэтому можно спрогнозировать то, что человек хочет сказать.

Какое место занимают взгляд, позы и походка в невербалике

Кинесика - это и изучение взгляда, позы и походки, потому что это тоже относится к области невербальной коммуникации. И если жесты и позы человеку контролировать легче всего, то взгляд и походку - сложнее. Почему же?

Зрительный контакт считается очень важным при разговоре с собеседником. По его длительности всегда можно определить, говорит ли человек правду, приятен ли ему собеседник или тема разговора. Если его продолжительность человек может попытаться проконтролировать, то размер зрачков - нет. А именно они являются частой причиной, по которой можно догадаться об истинном отношении.

Позы, которые человек принимает во время разговора, могут рассказать интересную информацию о собеседнике. Если жесты и мимику человека с раннего возраста учат контролировать, то контролю поз уделяется мало внимания. По положению тела человека можно определить, готов он идти на контакт или нет, склонен ли он к доминированию и какое у него эмоциональное состояние.

По походке определяется отношение человека к жизни, его физическое и психическое состояние. У людей, которые уверены в себе и смотрят на жизнь с оптимизмом, походка легкая, осанка прямая, при ходьбе они активно размахивают руками. Люди, которые находятся в подавленном состоянии, уставшие, обладают "тяжелым" стилем передвижения. Их плечи ссутулены, а руки обычно находятся в карманах.

Поэтому неправильно при изучении области невербалики отдавать предпочтение изучению только одного - в кинесике все взаимосвязано, все дополняет друг друга, помогая составить правильный психологический портрет человека.

Самые распространенные жесты

Кинесика - это область, которая изучает невербальную коммуникацию во всем ее многообразии. Поэтому невербальные сигналы не всегда можно интерпретировать только с одной точки зрения. Но имеются жесты, которые во всех культурах имеют одинаковое значение:

  • если человек касается уха, то ему не нравится то, что говорит его собеседник;
  • человек подпирает подбородок, когда ему становится скучно;
  • скрещенные руки и (или) ноги свидетельствуют о том, что человек не хочет общаться;
  • если человек касается шеи, то он смущен или не уверен в себе;
  • если человек прикрывает рот ладонью, то он говорит ложную информацию;
  • человек барабанит пальцами по столу, смотрит на часы или подергивает ногой, то это является признаком нетерпения;
  • потирание очков говорит о том, что собеседник размышляет.

Значений невербальных сигналов - много, еще больше их становится, когда они рассматриваются в сочетании с вербальной информацией. Поэтому важно не только знать, что означает то или иное невербальное действие, но и как его можно объяснить в сочетании с другими сигналами. Это и есть то, чем занимается наука кинесика.