Назад Вперёд

В северо-западной части Украины простираются песчаные и болотистые равнины. К востоку от Днепра находится Низ. Черное море, слегка наклонное к югу, с широкими долинами Днестра, Боху и Днепра. В юго-восточной части Украины они узко протянуты Надазовской возвышенностью; с северо-востока они граничат с Крымской возвышенностью, а Полли Волынский развил карст. Климат умеренный теплый континент. На юго-востоке сухая, только на южной оконечности Пл.

Азовского, всего 4% осушенный верхним течением реки Буг и притоками Сан - в бассейне реки Висла. Днепр в границах Украины составляет 981 км, его голова притоки: Припять, Десна, Тетерев, Рош, Сула, Псалле, Оракулы, Орел, Самара; юго-западная часть в бассейнах Днестра и Боху; самая большая река на востоке - Донец; У Украины есть исходный и верхний курс Пруту и ​​Тиса, а нижний Дунай - граница между Украиной и Румынией. Реки, принадлежащие Боху, Днепровскому и Днестровскому бассейнам и левым притокам Днестра, имеют самый высокий уровень воды в апреле, Карпатские реки - летом; Речная рыбалка длится 2-3 месяца.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей).

Озеро небольшое, в Полесье и в поймах Дуная, Днепра, Десны и Доньи; крупнейшие озера: Ялпуг и Кахул на Дунае и Сасык, Шаханы, Алибаба на побережье Черного моря; Между группой «Буг» и «Припять», насчитывающей более 30 карст, самый глубокий Свиат. На Днепских искусственных водоемах: Киовский, Каневский, Кржимениц, Днепрудзинский, Днепранский и Качовский. Естественная растительность Украины, особенно степной, в больших районах уступала место посевам. Северная и западная части страны находятся в зоне лиственных лесов; центральная часть лесной зоны; часть Украины к югу от Балтийско-Полтавской линии в сухой зоне устья.

ЗАДАЧИ:

I. Образовательные.

  • Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
  • Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.
  • Расширить знания о природных комплексах.

II. Развивающие.

  • Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

III. Воспитательные.

В Крыму растут дубы, сосновые и буковые леса, а также многие средиземноморские виды на южном побережье Крыма. Сейм, в середине Днепра и Даугавы и в Верхнем Днестре. Азов - каштановые почвы в комплексе с соотикзаками и подсолнухами; в аллювиальных долинах аллювиальных почвах; в Карпатах и ​​Г. Крымских бурых лесных почвах и высокогорных лугах.

Естественная среда Украины претерпела значительные преобразования и разрушения. Самая большая катастрофа экола. вызвало крах на Чернобыльской атомной электростанции; изотопы цезия 137 были заражены 21% страна. В бассейнах Донецка, Кшивороски и Днепрско-Донецка и в окрестностях Калуша был мхом. превращение, а иногда и полное разрушение почвенного покрова из-за добычи и удаления отходов. В южной части Украины, а также в районах, прилегающих к искусственным водоемам, наблюдается высокая соленость почв.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника” Приложение .

Водные отношения также изменились, особенно в долине Днепра и в Полесье. Азовского почти полное исчезновение рыбы, готовой для рыбалки. В мировой истории много загадок. Независимо от того, как современные ученые ломают голову, пытаясь понять загадку построения пирамид, пока нет убедительных версий. Некоторые эксперты считают, что пирамиды были сделаны из законченных каменных плит, другие говорят, что блоки были сделаны на месте строительства из каменных щебня и смеси «геополимерный бетон». Поскольку эти процессы требуют большой работы, все эти гипотезы неопределенны.

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.

ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.

Неясно, какими были пирамиды, рабы или фрилансеры, и сколько их было. Атлантида - легендарный континент или остров древнего мира. Платон подробно описал его, Геродота, Диодора из Сицилии, Посидония, Страбона, Прокласа в своих работах. Согласно Платону, остров находился на запад от столпов Геракла, перед Атлантическими горами. Во время сильного землетрясения она погрузилась под воду в течение одного дня. Атлантиду обыскали по всему миру, от Гибралтара до Перу и Бразилии, но сегодня нет научно обоснованной теории его местоположения.

Глобальное наводнение упоминается не только в канонических библейских книгах, но и в поздних апокрифах, таких как книга Еноха. История о потопе встречается в других древних книгах и в разных книгах. Историки еще не смогли дать однозначный ответ. В Средиземноморском регионе произошел настоящий наводнение, когда землетрясение увеличило уровень Черного моря до 140 м, оно увеличилось в 1, 5 раза, появилось Азовское море. Может быть, это был «глобальный поток» для жителей этих мест?

ПЛАН-КОНСПЕКТ

I. Организационный момент.

Учитель :

Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.

II. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

  • Дайте определение понятию ПТК? (ПТК - Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
  • Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
  • Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
  • Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, природные зоны, фасции и т.д.).
  • О каком ПТК идёт речь (загадка)?
    Кругом вода, а с питьём беда. (море)
  • Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК). (слайд 1 ).

Учитель : Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.

Именно от нее Вавилон и Ассирия унаследовали свою культуру. До сих пор неизвестно, куда пришли шумеры в Месопотамию. Считается, что это горный регион, потому что шумерский язык «страна» и «гора» написаны таким же образом. В этой области должны были быть разработаны технологии - шумеры были пионерами во многих областях - от астрономии до физики. Считается, что не доказано, что это могла быть южная часть Индии.

Как умер Александр Македонский? До сих пор неизвестно, где похоронен Александр Македонский. Это значительно снижает шансы угадать главную загадку - от которой он умер в самый момент своего расцвета, когда ему было 32 года. Персы, которых он беспощадно мотивировал, утверждали, что солдат был наказан небесами за упрек короля Кира. Когда македонцы вернулись домой, они сказали мне, что великий солдат умер от пьянства и блудодеяния. Римские историки полагали, что он был отравлен ядами медленного действия.

Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров

  • Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
  • Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
  • Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). (слайд 2).
  • Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Учитель : В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.

Согласно самой распространенной версии, Александр умер от малярии. В чем была причина движения великих народов? Великое движение народов уничтожило Римскую империю. Хотя существует множество версий, до сих пор неясно, какова главная причина варварского движения. Обычно ученые говорят о множестве причин: это избыток населения в Скандинавии и изменение климата, а также перегруппировка социальных слоев.

Цивилизация майя была одной из самых развитых, но до прихода конкистадоров из майи остались только изолированные, слабо развитые племена. Они жили в колыбельных, не сажали величественные дворцы и храмы. Версии многочисленны: от эпидемии и от войны до инопланетян с других планет, но никто из них не доказан.

(учитель объявляет цели и задачи урока) (слайд 3 ).

Учитель : Ребята, вы будете путешествовать по двум морям Белому и Азовскому, и исследовать их природные условия. (слайд 4 ).

  • На чём Вы отправитесь в путешествие? (на исследовательских судах).

Учитель : Давайте построим исследовательские суда (ученики делают из бумаги кораблики и дают им название. Работу можно проводить под музыкальное сопровождение).

Где была индоевропейская «колыбель»? В прошлом Индия считалась индоевропейской, но лингвистический анализ ее отрицает. Как правило, в регионе, где формируется языковая семья, существует много разных языков и диалектов одной семьи, а в Индии есть только одна ветвь индоевропейских языков. Напротив, в Центральной и Восточной Европе существуют сотни индоевропейских языков. Наиболее распространенной версией является то, что индоевропейский главный герой находился в Центральной Европе, к северу от Черного моря и вниз по Дунаю.

Тайна Мегалитового комплекса до сих пор неизвестна. Некоторые утверждают, что он был построен друидами, другие - паром или старым британцем. Есть некоторые, которые утверждают, что Стоунхендж - тайна, она построена в наше время. Камни были перестроены с использованием подъемных кранов, но в средние века такого оборудования не было.

Т. К. сегодня мы исследуем разнообразие природных условий двух морей, то те, кто построил кораблик белого цвета – исследует природные условия Белого моря, а голубого цвета – Азовское море.

  • С какого населённого пункта мы отправимся в путешествие по Белому и Азовскому морям? (работа с картами атласа). (слайд 4 ).

Учитель : В ходе исследования морей мы будем заполнять дневник путешественника, а именно таблицу в дневнике.

Считается, что Шотландия была первым государством, которое исчезло во время Великого Движения Наций. Скауты сражались с Кармадами, готами и туманами. Когда последний победил их, большинство из них были убиты, а другие присоединились к победоносной армии. Некоторые историки приписывают своих потомков чеченцам и осетинам.

Король Артур - исторический человек? Легенда о Артуре была бестселлером в средние века, и в наше время она стала одним из феноменов массовой культуры. Но до сих пор не было достоверно доказано, что Артур был настоящей исторической личностью. Вероятно, настоящим прототипом Артура было иначе, или это синтез многопрототипа.

1. Особенности природы Белого и Азовского морей (заполнение таблицы; работа с картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературой; решение проблемного вопроса в виде эвристической беседы, беседа с элементами объяснения).

Особенности природы Белого и Азовского морей(слайды 5 – 15)

Название моря
показатели
Белое море Азовское море
1. К бассейну, какого океана относится? Северного Ледовитого Атлантического
2. Площадь моря в кв. км. 90 тыс. 39 тыс.
3. Положение моря относительно океана. внутреннее внутреннее
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов).

Мезенская губа,

Как построена статуя на острове Пасхи? Как они перевозят 50 тонн колосса, неясно. Тур Хеердал также не смог объяснить, как насадки весом до 2 тонн были размещены на гигантских головах. До сих пор текут легенды о бесчисленном богатстве тамплиеров. После племени тамплиеров он увидел, что сокровища и золотые сокровища появились не так много. Где исчезло тамплиеровское золото? Известно, что часть накопленного богатства ускользала от тамплиеров, затопленных кораблями, но где - неясно. Если мы верим в легенды, золото тамплиеров было найдено в Новой Шотландии, на территории современной Канады.

Двинская губа,

Онежская губа,

Кандалакшский залив.

Береговая линия сильно изрезана.

Залив Сиваш,

Таганрогский залив.

5. Глубина моря:

а) средняя в (м);

60 7
б) максимальная в (м). 340 15
6. Солёность в (0 / 00)

(создание проблемной ситуации)

Считается, что часть его была доставлена ​​на остров Оук, где потомки храмовых рыцарей скрывали его в укрытии с большим количеством ловушек. Почему неандертальцы умерли? Человеческие и неандертальские геномы совпадают примерно на 99, 5%, но это не означает, что мы исходим из неандертальцев. Наши и обезьян-геномы совпадают с 98 процентами. Хотя принято считать, что неандертальцы были фахверковыми, они даже не научились создавать музыкальные инструменты. Ни одна из этих версий до сих пор не была научно доказана.

Существует много двусмысленности в истории пандемии в Европе, которая в средние века просто «посеяла» Европу. Дикие районы грызунов, удаленные с севера, не были идентифицированы. Не было ответа на вопрос о том, почему «черная умирающая» пандемия поразила Европу в той же последовательности в тех же областях и за тот же период времени, что и первая - пандемия Юстиниана?

20 - 30 11 - 12
7. Температура воды, 0 С; - 1,6 0
б) лета. 6 - 15 23
8. Биологические ресурсы. Белуха, гренландский тюлень. Треска, корюшка, сельдь, сёмга.

Морской гребешок, мидии.

Морские звёзды, губки.

Ламинария.

Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис. Водоросль энтероморфа.
Упражнения для глаз
9. Экологические проблемы. Уменьшение видового разнообразия, истребление тюленей, загрязнение нефтепродуктами и тяжёлыми металлами. Уменьшение видового разнообразия, повышение солёности, загрязнение нефтепродуктами и удобрениями.

Проблемная ситуация.

Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?

  • Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)
  • А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).
  • Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).
  • Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).
  • Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.)

После заполнения таблицы ученики делают вывод.

Учитель : Путешествие подходит к концу, что мы выяснили в ходе исследования природных условий. В чём проявляются черты сходства и различия морей? (слайд 16).

а) черты сходства: моря внутренние, береговая линия сильно изрезана, сходные экологические проблемы.

б) черты различия: площадь, глубина, солёность, температура, биологические ресурсы.

2. Причины разнообразия морей (беседа).

  • Чего больше черт сходства или различий? (различий).
  • В чём причины различий двух морей России? (решение проблемы поставленной в начале урока)
  • Почему Россию омывают моря разнообразные по природным условиям?

На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы. (слайд 17).

III. Закрепление изученного материала. (слайд 18).

а) Выбери один правильный ответ и букву правильного ответа вставь в матрицу. (максимальная оценка “5”)

1. Местное название заливов Белого моря.

В) ворота.

2. Белуха обитает в;

О) Чёрном море;

П) Азовском море;

Р) Белом море.

3. Белое море относится к бассейну:

А) Северного Ледовитого океана;

Б) Атлантического океана;

В) Тихого океана.

4. Самое мелководное море России.

А) Каспийское;

В) Азовское.

4. Судак, ёрш обитает в:

О) Азовском море;

П) Белом море.

б) Карточки. (дополнительные задания для тех, кто справится с первым заданием).


Рефлексия. Ребята выражают своё мнение об уроке с помощью фигур.


VI. Домашнее задание. (слайд 19).

а) Параграф 22. Ответить на вопросы в конце параграфа.

б) Устный ответ на следующий вопрос.

В Белом море произрастает промысловый вид водоросли – ламинария сахарная. К каким последствиям приведёт чрезмерная добыча водорослей человеком?

V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.

Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.

Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно книги читать
И много нового узнавать.

Слайд 20.

Список литературы

  1. Баринова, И. И. География России. Природа. 8 класс / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.
  2. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 8 класс / Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. – 349 с.

Введение

Обширные пространства России омываются рядом различных по природным условиям морей, расположенных в основном по периферии российской территории. Вместе с природными особенностями хозяйственная деятельность на морских и прибрежных пространствах формирует экологическое состояние моря, то есть реальные во времени и в пространстве экологические условия. Они непостоянны во времени и в пространстве, что обуславливает изменчивость экологического состояния моря.

Темой моей дипломной работы является экологическое состояние морей России. Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенных воздействий на морские экосистемы в результате загрязнения морей и океанов. Распространение многих загрязняющих веществ приобрело локальный, региональный и даже глобальный масштабы. Поэтому загрязнение морей и их биоты стало важнейшей проблемой страны, а необходимость охраны морской среды от загрязнений диктуется требованиями рационального использования природных ресурсов. Никто не будет оспаривать целесообразность охраны морей и развитой в нем жизни от вреда, который могут нанести выбросы отходов. В силу этого, выбранная тема работы является в настоящее время очень актуальной.

Цель работы заключается в комплексной характеристике экологического состояния морских вод России. Главными задачами являются:

1) Рассмотрение морей России как крупных природных комплексов, выделение их основных свойств;

2) Определение основных загрязняющих морские воды веществ и источников их попадания в акваторию морей;

3) Анализ современного экологического состояния морей России (бассейнов Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также Каспийского моря-озера);

4) Оценка экологических последствий загрязнения морских вод, выяснение основных мер по охране и способов контроля загрязнения морей.

Структура дипломной работы соответствует поставленным задачам. Материал изложен в трех основных главах.

Первая глава дает представление о морях, омывающих берега России, как о крупных природных комплексах.

Во второй главе находит отражение анализ современного экологического состояния морей России (а также характеристика основных загрязняющих веществ и источников их поступления в морские воды).

Третья глава посвящена экологическим последствиям загрязнения морей, а также проблеме охраны морей от загрязнения.

При подготовке дипломной работы были использованы различные источники информации - литературные, периодическая печать, статистические данные, картографические материалы, ресурсы глобальной информационной сети Интернет (в тексте имеются ссылки).

> Моря России как крупные природные комплексы

Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну (рис.1). Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.

Рисунок 1. Моря России

Общая площадь территориальных вод и исключительной экономической зоны России составляет около 7 миллионов квадратных километров.

Площадь континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации - около 5 миллионов квадратных километров, что составляет около 1/5 площади шельфа Мирового океана.

Дальневосточный морской заповедник - единственный заповедник в России, основанный в 1978г. как исключительно морской. Кроме него морская природа охраняется еще в 8 заповедниках и 2 заказниках Дальнего Востока, 2 арктических заповедниках, 2 заповедниках и 1 заказнике на Баренцевом и Белом морях и 2 заповедниках на Каспии (см. приложение 1).

Моря России имеют ряд уникальных особенностей:

· Баренцево, Берингово и Охотское моря относятся к наиболее продуктивным морям в мире, а продуктивность Западно-Камчатского шельфа - наивысшая в мире и составляет около 20 т/кмІ.

· В дальневосточных морях России сосредоточены запасы промысловых видов, имеющих мировое значение: минтай, тихоокеанские лососи, камчатский краб.

· В арктических и тихоокеанских водах сохранились значительно большие (по сравнению с Северной Атлантикой) запасы трески.

· В российских морях - самое высокое в мире разнообразие осетровых и лососевых рыб.

· Вдоль побережья российских морей проходят важнейшие пути миграций морских млекопитающих и птиц северного полушария.

· В российских морях открыты уникальные экосистемы: реликтовая экосистема озера Могильного, реликтовые экосистемы келпов в Арктике (Чаунская губа), мелководные гидротермальные сообщества в заливах Курильских островов.

Моря Северного Ледовитого океана располагаются в пределах материковой отмели (шельфе). Глубина их редко превышает 200 м, а соленость ниже океанической. Береговая линия сильно изрезанна. Климат почти всех северных морей очень суровый, исключение составляет лишь Баренцево море, в которое поступают воды теплого Северо-Атлантического течения.

Большинство морей в течение 8-10 месяцев скованы льдом.

Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь - важная транспортная магистраль России. Это самый короткий путь из Санкт- Петербурга до Владивостока.

Баренцево море -- окраинная акватория Северного Ледовитого океана на границе с Атлантическим океаном, между северным берегом Европы на юге и островами Вайгач, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа на востоке, Шпицберген и Медвежий остров на западе (рис. 2). Площадь моря 1424 тыс. кмІ, глубина до 600м. Море расположено на континентальном шельфе. Юго-западная часть моря зимой не замерзает из-за влияния Северо-Атлантического течения. Юго-восточная часть моря называется Печорским морем.



Рисунок 2. Баренцово море

На Западе граничит с бассейном Норвежского моря, на юге -- с Белым морем, на востоке -- с Карским морем, на севере -- с Северным Ледовитым океаном. Район Баренцева моря, расположенный к востоку от острова Колгуев, называется Печорским морем. Берега Баренцева моря преимущественно фьордовые, высокие, скалистые, сильно изрезанные.

Солёность поверхностного слоя воды в открытом море в течение года составляет на юго-западе 34,7-35,0 промилле, на востоке 33,0-34,0, на севере 32,0-33,0. В прибрежной полосе моря весной и летом солёность понижается до 30-32, к концу зимы возрастает до 34,0-34,5.

Климат Баренцева моря находится под влиянием тёплого Атлантического океана и холодного Северного Ледовитого океана. Частые вторжения тёплых атлантических циклонов и холодного арктического воздуха определяют большую изменчивость погодных условий. Зимой над морем преобладают юго-западные, весной и летом -- северо-восточные ветры. Часты штормы. Средняя температура воздуха в феврале изменяется от?25°C на севере до?4°C на юго-западе. Средняя температура августа 0°C, 1°C на севере, 10°C на юго-западе. В течение года над морем преобладает пасмурная погода.

Поступление тёплых атлантических вод определяет относительно высокую температуру и солёность в юго-западной части моря. Здесь в феврале -- марте температура воды на поверхности составляет 3°C, 5°C, в августе повышается до 7°C, 9°C. Севернее 74° с. ш. и в юго-восточной части моря зимой температура воды на поверхности ниже?1°C, а летом на севере 4°C, 0°C, на юго-востоке 4°C, 7°C. Летом в прибрежной зоне поверхностный слой тёплой воды толщиной 5-8метров может прогреваться до 11-12°C.

Баренцево море богато различными видами рыб, растительным и животным планктоном и бентосом. У южного побережья распространены морские водоросли. Из 114 видов рыб, обитающих в Баренцевом море, наиболее важны в промысловом отношении 20 видов: треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и др. Из млекопитающих водятся: белый медведь, нерпа, гренландский тюлень, белуха и др. Ведётся промысел тюленя. На побережьях изобилуют птичьи базары (кайра, чистики, чайки-моёвки). В 20 веке был завезён камчатский краб, который смог адаптироваться к новым условиям и начать интенсивно размножаться.

Моря Тихого океана омывают восточные берега России от Чукотки до Владивостока. Они отделены от океана архипелагами островов, но свободно сообщаются с ним многочисленными проливами.

Эти моря отличаются значительной глубиной - от 2500 до 4000м.

Берингово море -- море на севере Тихого океана, отделяется от него Алеутскими и Командорскими островами; Берингов пролив соединяет его с Чукотским морем и Северным Ледовитым океаном. Берингово море омывает берега России и США. Зимой покрыто льдом.

Площадь 2,304 млн. кмІ. Средняя глубина -- 1600м, максимальная -- 4773м. Температура воздуха над акваторией до +7, +10°C летом и?1, ?23°C зимой. Соленость 33-34,7 промилле.

Охотское море -- часть Тихого океана, отделяется от него полуостровом Камчатка, Курильскими островами и островом Хоккайдо (рис. 3). Море омывает берега России и Японии.

Рисунок 3. Охотское море

Площадь 1,603 млн. кмІ. Средняя глубина 1780м максимальная глубина 3521м. Западная часть моря имеет малую глубину, и расположена на континентальном шельфе. В восточной части расположена курильская котловина, в которой глубина максимальна.

С октября по май-июнь северная часть моря покрыта льдом. Юго-восточная часть практически не замерзает.

Побережье на севере сильно изрезано, на северо-востоке Охотского моря расположен самый крупный его залив -- Залив Шелихова.

Японское море - море в составе Тихого океана, отделяется от него Японскими островами и островом Сахалин. Омывает берега России, Кореи и Японии, КНДР. В Корее Японское море называют «Восточным морем». На юге заходит ветвь тёплого течения Куросио.

Площадь 1,062млн.кмІ. Наибольшая глубина 3742м. Северная часть моря зимой замерзает.

К бассейну Атлантического океана относятся моря Балтийское, Черное и Азовское, связанные с океаном через соседние моря и узкие проливы.

Черное море - внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы -- с Эгейским и Средиземным морями (рис. 4). Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией.



Рисунок 4. Черное и Азовское моря

Площадь 422000 кмІ (по другим данным -- 436400 кмІ). Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг -- 580км. Наибольшая глубина -- 2210м, средняя -- 1240м.

Море омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии. На северо-восточном побережье Чёрного моря расположено непризнанное государственное образование Абхазия.

Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах свыше 150--200м за счет насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.

Азовское море - северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керченским проливом (рис. 4). Это самое мелкое море в мире, его глубина не превышает 15метров.

Самая большая его длина 343км, самая большая ширина 231км; длина береговой линии 1472км; площадь поверхности -- 37605кмІ. (в эту площадь не входят острова и косы, занимающие 107,9 кв. км).

По морфологическим признакам оно относится к плоским морям и представляет собой мелководный водоем с невысокими береговыми склонами. По отдалённости от океана в материк Азовское море является самым континентальным морем планеты.

По биологической продуктивности Азовское море занимает первое место в мире. Наиболее развит фитопланктон и бентос. Гидрохимические особенности Азовского моря формируются в первую очередь под влиянием обильного притока речных вод (до 12 % объёма воды) и затрудненного водообмена с Черным морем.

Соленость моря до зарегулирования Дона была в три раза меньше средней солености океана. После создания Цимлянского гидроузла соленость моря начала повышаться (до 13 промилле в центральной части). Средние сезонные колебания величин солености редко достигают 1 %.

В течение XX века практически все более-менее крупные реки, впадающие в Азовское море, были перегорожены плотинами для создания водохранилищ. Это привело к значительному сокращению сброса пресной воды и ила в море.

Балтийское море (c древности и до XVIII века в России было известно как «Варяжское море») -- внутриматериковое окраинное море, глубоко вдающееся в материк (рис.5). Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.

Рисунок 5. Балтийское море

Площадь: 415 тыс. кмІ. Глубина: средняя -- 52м, максимальная -- 459м. Балтийское море богато морепродуктами, кроме того, имеются запасы нефти, в частности ведётся разработка месторождения Д-6 (территориальные воды Калининградской области Российской Федерации)

Каспийское море -- самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 ‰ близ устья Волги до от 11--13 ‰ на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время -- примерно?28 м ниже уровня Мирового океана. Площадь Каспийского моря в настоящее время -- примерно 371000кмІ, максимальная глубина -- 1025м (рис.6).

Рисунок 6. Каспийское море

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во внешнеторговых перевозках. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях омывающих территорию нашей страны обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того побережья морей это места отдыха.

В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная программа.