Следует различать отрицательные наречия с отрицательными и неопределёнными местоимениями (некоторые из них по форме похожи друг на друга):

85. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н...) (за) (что) благодарить, (н...) (за) (что) (н...) благодарил, (н...) кий, (н...) когда, (н...) кого просить, (н...) кого (н...) видел, (н...) куда, (н...) где, (н...) (на) (что) купить, (н...) (на) (что) (н...) обращать внимания, (н...) откуда, (н"...) чем заняться, (н...) когда, (н...) куда, (н...) (к) чему,

(н...) откуда, (н...) почём, (н...) (при) (чём), (н...) сколько (н...) устал.

Отрицательные наречия

Вот особенная встреча –

Учимся писать наречия.

И, конечно, без сомнения,

Повторим местоимения

Нéкто в двери постучал,



Но никто не отвечал.

Заперта чужая дверь,

Нéкуда идти теперь.

Нету дела никому,

Где заночевать ему.

Никого нигде не видно.

Грустно, страшно и обидно,

Когда нé с кем пообщаться…

Всё теперь понятно, братцы?

В наречиях, местоимениях

НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба…Дружба не пустяк!»

Слитное и раздельное правописание наречий

Правописание наречий - один из труднейших разделов орфографии. Это объясняется тем, что наречия образованы от различных частей речи разными способами. Наибольшие трудности вызывает правописание наречий, образованных от сущ. с предлогами.

Процесс образования наречий из предложно-падежных форм - живой процесс. В ряде случаев процесс перехода предложно-падежных форм в наречие закончился, а в других нет.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1. Слова, образованные соединением приставок с наречиями: запросто, навсегда, послезавтра. 1. Наречные сочетания сущ. с предлогом, если сущ.сохранило хотя бы некоторые падежные формы (за границу, за границей ) или используется в переносном значении (поставить в тупик ).
2. Слова, образованные соединением на-и в-с собирательными числительными: надвое, вдвоем. Но:по двое, по трое 2. Сочетания предлогов в, нас сущ., на -ах, -ях:на днях, на радостях, в сердцах.
3. Слова, образованные от местоимений и полных прилагательных (которые не начинаются с гласной) с предлогами: впрочем, вничью. 3.Сочетания предлога вс сущ. и прилагательными, начинающимися с гласной: в одиночку, в упор, в открытую.
4. Слова, образованные соединением предлогов с сущ., если между ними нельзя вставить определение: вброд, вдоль, вновь, исподтишка. 4. Предлоги: без до на под си др. на скаку (на полном скаку) (между предлогом и сущ. можно вставить определение).
5. Слова, образованные от кратких прилагательных с предлогами: досуха , набело , попросту , смолоду.
6. Слова, образованные соединением приставки по-со сравнительной степенью кратких прилагательных: почище, поярче.

Дефис между частями слова в наречиях (правило см. на стр. 39)

Е – О после шипящих на конце наречий (см. на стр. 46)

ОТЛИЧИЕ НАРЕЧИЙ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Наречия с приставками надо отличать от похожих существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

СЛИТНО - НАРЕЧИЕ РАЗДЕЛЬНО – ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
1. Наречия отвечают на вопросы где? как? когда?, относятся к глаголу: нырнул вглубь 1. Сущ. отвечает на вопрос косвенного падежа, имеет (может иметь) при себе пояснительное слово: нырнул в глубь озера (сущ., т. к. есть поясняющее слово)
2. Наречие: одеться по-зимнему (как?) 2. Прилагательное: по зимнему небу плыли облака. (по небу какому? зимнему )
3. Наречие отвечает на вопросы почему? когда? и др., выступает в роли союза, относится к глаголу, можно заменить только наречием (потому что, оттого, потом): Сначала читал, затем решал задачу. Сначала читал, потом решал задачу. 3.Местоимение можно заменить прилагательным или его убрать: За тем лесом находится озеро. За(хвойным) лесом. За лесом.

86. Раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

(на) четверо, (по) одиночке, (по) шестеро, (на) двое.

87. Выпишите наречия, которые пишутся через дефис.

(По)январски морозно, (по)боевому настроен, (по)хорошему, (по)деловому поступил, (по)деловому вопросу пришёл, (по)вашему сказал, (по)вашему мнению вышло, (по)лисьи хитер, (по)всюду, (по)болгарски говорил, точь(в)точь по учебнику, едва(едва) ответил, крепко(накрепко) завязал, полным(полно) грибов, по(видимому), (бок)о(бок) жить, (след)в(след) ступать, крест(накрест), волей(неволей), чин(чином), свинья(свиньей), нежданно(негаданно), стоймя(стоит), (по)парно, (по)немногу, (кое)как, любо(дорого), (во)век, (на)веки, (по)латыни, мало(мальски), наконец(таки).

88 . Раскройте скобки.

1. Ребятишки быстро побежали (на)встречу.

2. В этот вечер (на)встречу с ним собрались многие.

3. (В)дали нарастал рёв паровоза.

4. (В)дали коридора кто-то промелькнул.

5. Почти (тот)час выскочила собака.

6. Мы запомним тот день и (тот)час.

7. Я смотрел (в)даль.

8. Он смотрел (в)даль морскую.

9. Приходите (во)время.

10. (Во)время отдыха мы купались.

11. (Из)дали видно башню.

12. (Из)дали моря тянуло свежестью.

13. (В)начале лета шли дожди.

14. (В)начале долго шли дожди.

15. Мы продвинулись (в)глубь, разрушая тыловые коммуникации противника.

16. Мы направились (в)глубь джунглей.

17. Они старались шагать след (в)след.

18. Он звал их за собою (в)след.

19. (По)пустому дому гулял ветер.

20. Не тратьте слов (по)пусту.

СУФФИКСЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Из- издавна

До- -А (как из окна) дотемна

С- снова

В- влево

На- -О (как в окно) направо

За- затемно

89. Вставьте пропущенную букву о или а.

1. Крышу нужно перекрыть занов... .

2. Издавн... так повелось.

3. Девушка искос... следила за ним.

4. Телеграмму получили затемн... .

5. Дотемн... загорелое лицо было привлекательно.

6. Лошадь изредк... вздрагивала.

7. Издалек... долетал шум прибоя.

8. Если стать лицом на север, то направ... будет восток, а налев... - запад.

9. Глина затвердела накрепк... .

Ответ оставил Гость

1 Проведите прямую, обозначьте ее буквой а и отметьте точки A и B, лежащие на этой прямой, и точки Р, Q и R, не лежащие на ней. Опишите взаимное расположение точек А, В, Р, Q, R и прямой а, используя символы ∈ и ∉.2 Отметьте три точки A, B и C, не лежащие на одной прямой, и проведите прямые AB, BC и CA.3 Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи.4 Отметьте точки A, B, C, D так, чтобы точки A, B, C лежали на одной прямой, а точка D не лежала на ней. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых?5 Проведите прямую а и отметьте на ней точки A и B. Отметьте: а) точки М и N, лежащие на отрезке АВ; б) точки Р и Q, лежащие на прямой а, но не лежащие на отрезке АВ; в) точки R и S, не лежащие на прямой а.6 Проведите прямую и отметьте на ней три точки. Сколько отрезков получилось на прямой?7 На рисунке 10 изображена прямая, на ней отмечены точки А, В, С и D. Назовите все отрезки: а) на которых лежит точка С; б) на которых не лежит точка B. Глава I. Начальные геометрические сведения. §2 Луч и угол8 Проведите прямую, отметьте на ней точки A и B и на отрезке АВ отметьте точку С. а) Среди лучей AB, BC, CA, AC и BA назовите совпадающие лучи; б) назовите луч, который является продолжением луча СА.9 Начертите три неразвернутых угла и обозначьте их так: ∠AOB, ∠hk, ∠M.10 Начертите два развернутых угла и обозначьте их буквами.11 Начертите три луча h, k и I с общим началом. Назовите все углы, образованные данными лучами.12 Начертите неразвернутый угол hk. Отметьте две точки внутри этого угла, две точки вне этого угла и две точки на сторонах угла.13 Начертите неразвернутый угол. Отметьте точки А, B, М и N так, чтобы все точки отрезка AB лежали внутри угла, а все точки отрезка MN лежали вне угла.14 Начертите неразвернутый угол АОВ и проведите: а) луч ОС, который делит угол АОВ на два угла; б) луч OD, который не делит угол АОС на два угла.15 Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении двух прямых?16 Какие из точек, изображенных на рисунке 17, лежат внутри угла hk, а какие - вне этого угла?17 Какие из лучей, изображенных на рисунке 18, делят угол АОВ на два угла? Глава I. Начальные геометрические сведения. §3 Сравнение отрезков и углов18 На луче с началом О отмечены точки А, В и С так, что точка В лежит между точками О и А, а точка А - между точками О и С. Сравните отрезки OB и ОА, ОС и OA, OB и OC.19 Точка О является серединой отрезка AB. Можно ли совместить наложением отрезки: а) ОА и OB; б) ОА и AB?20 На рисунке 25 отрезки AB, BC, CD и DE равны. Укажите: а) середины отрезков AC, AE и CE; б) отрезок, серединой которого является точка D; в) отрезки, серединой которых является точка С.21 Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Сравните углы АОВ и АОС.22 Луч I - биссектриса угла hk. Можно ли наложением совместить углы: а) hl и Ik; б) hl и hk?23 На рисунке 26 углы, обозначенные цифрами, равны. Укажите: а) биссектрису каждого из углов АОС, BOF, АОЕ; б) все углы, биссектрисой которых является луч ОС. Глава I. Начальные геометрические сведения. §4 Измерение отрезков24 Измерьте ширину и длину учебника геометрии и выразите их в сантиметрах и в миллиметрах.25 Измерив толщину учебника геометрии без обложки, найдите толщину одного листа.26 Найдите длины всех отрезков, изображенных на рисунке 31, если за единицу измерения принят отрезок: a) KL; б) АВ.27 Начертите отрезок АВ и луч h. Пользуясь масштабной линейкой, отложите на луче h от его начала отрезки, длины которых равны 2AB, ½AB и ¼AB.28 Начертите прямую и отметьте на ней точки A и B. С помощью масштабной линейки отметьте точки C и D так, чтобы точка В была серединой отрезка АС, а точка D - серединой отрезка ВС.29 Начертите прямую АВ. С помощью масштабной линейки отметьте на этой прямой точку С, такую, что АС = 2 см. Сколько таких точек можно отметить на прямой АВ?30 Точка В делит отрезок АС на два отрезка. Найдите длину отрезка АС, если АВ = 7,8 см, ВС = 25 мм.31 Точка В делит отрезок АС на два отрезка. Найдите длину отрезка ВС, если: а) АВ = 3,7 см, АС = 7,2 см; б) AB = 4 мм, АС = 4 см.32 Точки А, B и С лежат на одной прямой. Известно, что AB = 12 см, BC= 13,5 см. Какой может быть длина отрезка АС?33 Точки B, D и М лежат на одной прямой. Известно, что BD= 7 см, MD = 16 см. Каким может быть расстояние BM?34 Точка С - середина отрезка AB, равного 64 см. На луче СА отмечена точка D так, что CD=15см. Найдите длины отрезков BD и DA.35 Расстояние между Москвой и С.-Петербургом равно 650 км. Город Тверь находится между Москвой и С.-Петербургом в 170 км от Москвы. Найдите расстояние между Тверью и С.-Петербургом, считая, что все три города расположены на одной прямой.36 Лежат ли точки А, B и С на одной прямой, если АС=5 см, AB = 3 см, BC=4 см?37 Точка С - середина отрезка AB, точка О - середина отрезка АС. а) Найдите АС, СB, АО и ОB, если AB = 2 см; б) найдите AB, АС, АО и ОB, если СB =

Среди окружающих нас предметов встречаются такие, которые имеют одинаковую форму и одинаковые размеры. Например, два одинаковых листа бумаги, две одинаковые книги, два одинаковых автомобиля. В геометрии две фигуры, имеющие одинаковую форму и одинаковые размеры, называют равными.

На рисунке 19 изображены фигуры Ф 1 и Ф 2 . Чтобы установить, равны они или нет, поступим так. Скопируем фигуру Ф 1 на кальку. Передвигая кальку и накладывая её на фигуру Ф 2 той или другой стороной, попытаемся совместить копию фигуры Ф 1 с фигурой Ф 2 . Если они совместятся, то фигура Ф 1 равна фигуре Ф 2 .

Рис. 19

Мы можем представить себе, что на фигуру Ф 2 накладывается не копия фигуры Ф 1 , равная этой фигуре, а сама фигура Ф 1 . Поэтому в дальнейшем будем говорить о наложении самой фигуры (а не копии) на другую фигуру. Итак, две геометрические фигуры называются равными , если их можно совместить наложением.

Сравнение отрезков и углов

На рисунке 20, а изображены два отрезка. Чтобы установить, равны они или нет, наложим один отрезок на другой так, чтобы конец одного отрезка совместился с концом другого (рис. 20, б). Если при этом два других конца также совместятся, то отрезки полностью совместятся и, значит, они равны. Если же два других конца не совместятся, то меньшим считается тот отрезок, который составляет часть другого. На рисунке 20, в отрезок АС составляет часть отрезка АВ, поэтому отрезок АС меньше отрезка АВ (пишут так: АС < АВ).


Рис. 20

Точка отрезка, делящая его пополам, т. е. на два равных отрезка, называется . На рисунке 21 точка С - середина отрезка АВ.


Рис. 21

На рисунке 22, а изображены неразвёрнутые углы 1 и 2. Чтобы установить, равны они или нет, наложим один угол на другой так, чтобы сторона одного угла совместилась со стороной другого, а две другие оказались по одну сторону от совместившихся сторон (рис. 22, б).


Рис. 22

Если две другие стороны также совместятся, то углы полностью совместятся и, значит, они равны. Если же эти стороны не совместятся, то меньшим считается тот угол, который составляет часть другого. На рисунке 22, б угол 1 составляет часть угла 2, поэтому ∠1 < ∠2.

Неразвёрнутый угол составляет часть развёрнутого угла (рис. 23), поэтому развёрнутый угол больше неразвёрнутого угла. Любые два развёрнутых угла, очевидно, равны.


Рис. 23

Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла. На рисунке 24 луч l - биссектриса угла hk.

Задачи к § 3

18. На луче с началом О отмечены точки А, В и С так, что точка В лежит между точками О и А, а точка А - между точками О и С. Сравните отрезки ОВ и ОА, ОС и ОА, ОВ и ОС.

19. Точка О является серединой отрезка АВ. Можно ли совместить наложением отрезки:

    а) ОА и ОВ; б) ОА и АВ?

20. На рисунке 25 отрезки АВ, ВС, CD и DE равны. Укажите: а) середины отрезков АС, АЕ и СЕ; б) отрезок, серединой которого является точка D; в) отрезки, серединой которых является точка С.


Рис. 25

21. Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Сравните углы АОВ и АОС.

22. Луч l - биссектриса угла hk. Можно ли наложением совместить углы: a) hl и lk; б) hl и hk?

23. На рисунке 26 углы, обозначенные цифрами, равны. Укажите: а) биссектрису каждого из углов АОС, BOF, АОЕ; б) все углы, биссектрисой которых является луч ОС.


Рис. 26

Ответы

18. ОВ < ОА; ОС > ОА; ОВ < ОС.

19. а) Да; б) нет.

21. ∠AOC < ∠AOB.

2 Отметьте три точки A, B и C, не лежащие на одной прямой, и проведите прямые AB, BC и CA. 3 Проведите три прямые так, чтобы каждые две из них пересекались. Обозначьте все точки пересечения этих прямых. Сколько получилось точек? Рассмотрите все возможные случаи. 4 Отметьте точки A, B, C, D так, чтобы точки A, B, C лежали на одной прямой, а точка D не лежала на ней. Через каждые две точки проведите прямую. Сколько получилось прямых? 5 Проведите прямую а и отметьте на ней точки A и B. Отметьте: а) точки М и N, лежащие на отрезке АВ; б) точки Р и Q, лежащие на прямой а, но не лежащие на отрезке АВ; в) точки R и S, не лежащие на прямой а. 6 Проведите прямую и отметьте на ней три точки. Сколько отрезков получилось на прямой? 7 На рисунке 10 изображена прямая, на ней отмечены точки А, В, С и D. Назовите все отрезки: а) на которых лежит точка С; б) на которых не лежит точка B.

Название темы:

8 Проведите прямую, отметьте на ней точки A и B и на отрезке АВ отметьте точку С. а) Среди лучей AB, BC, CA, AC и BA назовите совпадающие лучи; б) назовите луч, который является продолжением луча СА. 9 Начертите три неразвернутых угла и обозначьте их так: AOB, hk, M. 10 Начертите два развернутых угла и обозначьте их буквами. 11 Начертите три луча h, k и I с общим началом. Назовите все углы, образованные данными лучами. 12 Начертите неразвернутый угол hk. Отметьте две точки внутри этого угла, две точки вне этого угла и две точки на сторонах угла. 13 Начертите неразвернутый угол. Отметьте точки А, B, М и N так, чтобы все точки отрезка AB лежали внутри угла, а все точки отрезка MN лежали вне угла. 14 Начертите неразвернутый угол АОВ и проведите: а) луч ОС, который делит угол АОВ на два угла; б) луч OD, который не делит угол АОС на два угла. 15 Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении двух прямых? 16 Какие из точек, изображенных на рисунке 17, лежат внутри угла hk, а какие - вне этого угла? 17 Какие из лучей, изображенных на рисунке 18, делят угол АОВ на два угла?

Название темы:

18 На луче с началом О отмечены точки А, В и С так, что точка В лежит между точками О и А, а точка А - между точками О и С. Сравните отрезки OB и ОА, ОС и OA, OB и OC. 19 Точка О является серединой отрезка AB. Можно ли совместить наложением отрезки: а) ОА и OB; б) ОА и AB? 20 На рисунке 25 отрезки AB, BC, CD и DE равны. Укажите: а) середины отрезков AC, AE и CE; б) отрезок, серединой которого является точка D; в) отрезки, серединой которых является точка С. 21 Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Сравните углы АОВ и АОС. 22 Луч I - биссектриса угла hk. Можно ли наложением совместить углы: а) hl и Ik; б) hl и hk? 23 На рисунке 26 углы, обозначенные цифрами, равны. Укажите: а) биссектрису каждого из углов АОС, BOF, АОЕ; б) все углы, биссектрисой которых является луч ОС.

Название темы:

24 Измерьте ширину и длину учебника геометрии и выразите их в сантиметрах и в миллиметрах. 25 Измерив толщину учебника геометрии без обложки, найдите толщину одного листа. 26 Найдите длины всех отрезков, изображенных на рисунке 31, если за единицу измерения принят отрезок: a) KL; б) АВ. 27 Начертите отрезок АВ и луч h. Пользуясь масштабной линейкой, отложите на луче h от его начала отрезки, длины которых равны 2AB, ½AB и ¼AB. 28 Начертите прямую и отметьте на ней точки A и B. С помощью масштабной линейки отметьте точки C и D так, чтобы точка В была серединой отрезка АС, а точка D - серединой отрезка ВС. 29 Начертите прямую АВ. С помощью масштабной линейки отметьте на этой прямой точку С, такую, что АС = 2 см. Сколько таких точек можно отметить на прямой АВ? 30 Точка В делит отрезок АС на два отрезка. Найдите длину отрезка АС, если АВ = 7,8 см, ВС = 25 мм. 31 Точка В делит отрезок АС на два отрезка. Найдите длину отрезка ВС, если: а) АВ = 3,7 см, АС = 7,2 см; б) AB = 4 мм, АС = 4 см. 32 Точки А, B и С лежат на одной прямой. Известно, что AB = 12 см, BC= 13,5 см. Какой может быть длина отрезка АС? 33 Точки B, D и М лежат на одной прямой. Известно, что BD= 7 см, MD = 16 см. Каким может быть расстояние BM? 34 Точка С - середина отрезка AB, равного 64 см. На луче СА отмечена точка D так, что CD=15см. Найдите длины отрезков BD и DA. 35 Расстояние между Москвой и С.-Петербургом равно 650 км. Город Тверь находится между Москвой и С.-Петербургом в 170 км от Москвы. Найдите расстояние между Тверью и С.-Петербургом, считая, что все три города расположены на одной прямой. 36 Лежат ли точки А, B и С на одной прямой, если АС=5 см, AB = 3 см, BC=4 см? 37 Точка С - середина отрезка AB, точка О - середина отрезка АС. а) Найдите АС, СB, АО и ОB, если AB = 2 см; б) найдите AB, АС, АО и ОB, если СB = 3,2 м. 38 На прямой отмечены точки О, А и B так, что ОА= 12 см, ОB = 9 см. Найдите расстояние между серединами отрезков ОА и ОB, если точка О: а) лежит на отрезке AB; б) не лежит на отрезке AB. 39 Отрезок, длина которого равна а, разделен произвольной точкой на два отрезка. Найдите расстояние между серединами этих отрезков. 40 Отрезок, равный 28 см, разделен на три неравных отрезка. Расстояние между серединами крайних отрезков 16 см. Найдите длину среднего отрезка.

Название темы:

41 Начертите три неразвернутых угла и один развернутый угол и обозначьте их так: AOB, CDE, hk и MNP. С помощью транспортира измерьте углы и запишите результаты измерений. 42 Начертите луч ОА и с помощью транспортира отложите от луча ОА углы АОВ, АОС и AOD так, чтобы AOB = 23°, AOC = 67°, AOD = 138°. 43 Начертите угол, равный 70°, и с помощью транспортира проведите его биссектрису. 44 Начертите угол АОВ и с помощью транспортира проведите луч ОС так, чтобы луч ОА являлся биссектрисой угла ВОС. Всегда ли это выполнимо? 45 Градусные меры двух углов равны. Равны ли сами углы? 46 На рисунке 37 изображены лучи с общим началом О. а) Найдите градусные меры углов АОХ, BOX, АОВ, СОВ, DOX; б) назовите углы, равные 20°; в) назовите равные углы; г) назовите все углы со стороной ОА и найдите их градусные меры. 47 Луч ОЕ делит угол АОВ на два угла. Найдите AOB, если: a) AOE = 44°, EOB = 77°; б) AOE = 12°37", EOB = 108°25". 48 Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Найдите угол СОВ, если AOB = 78°, а угол АОС на 18° меньше угла BОС. 49 Луч ОС делит угол АОВ на два угла. Найдите угол АОС, если AOB = 155°, а угол АОС на 15° больше угла СОB. 50 Угол АОВ является частью угла АОС. Известно, что AOC= 108°, AOB = 3 BOC. Найдите угол АОВ. 51 На рисунке 38 угол AOD- прямой, AOB = = BOC = Z COD. Найдите угол, образованный биссектрисами углов АОВ и COD. 52 На рисунке 39 луч OV является биссектрисой угла ZOY, а луч OU - биссектрисой угла XOY. Найдите угол XOZ, если UOV = 80°. 53 Луч I является биссектрисой неразвернутого угла hk. Может ли угол hl быть прямым или тупым?

Название темы:

54 Начертите острый угол АОВ и на продолжении луча ОВ отметьте точку D. Сравните углы АОВ и AOD. 55 Начертите три угла: острый, прямой и тупой. Для каждого из них начертите смежный угол. 56 Начертите неразвернутый угол hk. Постройте угол h1k1 так, чтобы углы hk и h1k1 были вертикальными. 57 Начертите неразвернутый угол MON и отметьте точку Р внутри угла и точку Q - вне его. С помощью чертежного угольника и линейки через точки Р и Q проведите прямые, перпендикулярные к прямым ОМ и ON. 58 Найдите угол, смежный с углом ABC, если: a) ABC = 111°; б) ABC = 90°; в) ABC= 15°. 59 Один из смежных углов прямой. Каким (острым, прямым, тупым) является другой угол? 60 Верно ли утверждение: если смежные углы равны, то они прямые? 61 Найдите смежные углы hk и kl, если: a) hk меньше kl на 40°; б) hk больше kl на 120°; в) hk больше kl на 47°18"; г) hk = 3 kl; д) hk: kl = 5: 4. 62 На рисунке 46 углы BOD и COD равны. Найдите угол AOD, если COB = 148°. 63 Даны два равных угла. Равны ли смежные с ними углы? 64 Найдите изображенные на рисунке 41 углы: а) 1, 3, 4, если 2 = 117°; б) 1, 2, 4, если 3 = 43°27". 65 Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если: а) сумма двух из них равна 114°; б) сумма трех углов равна 220°. 66 На рисунке 41 найдите углы 1, 2, 3, 4, если: a) 2 + 4 = 220°; б) 3( 1 + 3) = 2 + 4; в) 2- 1 = 30°. 67 На рисунке 47 изображены три прямые, пересекающиеся в точке О. Найдите сумму углов: 1+ 2+ 3. 68 На рисунке 48 AOB = 50°, FOE = 70°. Найдите углы АОС, BOD, СОЕ и COD. 69 Прямая а пересекает стороны угла А в точках Р и Q. Могут ли обе прямые АР и AQ быть перпендикулярными к прямой а? 70 Через точку А, не лежащую на прямой а, проведены три прямые, пересекающие прямую а. Докажите, что по крайней мере две из них не перпендикулярны к прямой а. 71 Отметьте четыре точки так, чтобы никакие три не лежали на одной прямой. Через каждую пару точек проведите прямую. Сколько получилось прямых? 72 Даны четыре прямые, каждые две из которых пересекаются. Сколько точек пересечения имеют эти прямые, если через каждую точку пересечения проходят только две прямые? 73 Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении трех прямых, проходящих через одну точку? 74 Точка N лежит на отрезке МР. Расстояние между точками М и Р равно 24 см, а расстояние между точками N и M в два раза больше расстояния между точками N и Р. Найдите расстояние: а) между точками N и Р; б) между точками N и М. 75 Три точки К, L, М лежат на одной прямой, KL = 6 см, LM= 10 см. Каким может быть расстояние КМ? Для каждого из возможных случаев сделайте чертеж. 76 Отрезок АВ длины а разделен точками Р и Q на три отрезка АР, PQ и QB так, что АР = 2PQ = 2QB. Найдите расстояние между: а) точкой А и серединой отрезка QB; б) серединами отрезков АР и QB. 77 Отрезок длины т разделен: а) на три равные части; б) на пять равных частей. Найдите расстояние между серединами крайних частей. 78 Отрезок в 36 см разделен на четыре не равные друг другу части. Расстояние между серединами крайних частей равно 30 см. Найдите расстояние между серединами средних частей. 79* Точки А, В и С лежат на одной прямой, точки М и N - середины отрезков АВ и АС. Докажите, что ВС = 2MN. 80 Известно, что AOB = 35°, BOC = 50°. Найдите угол АОС. Для каждого из возможных случаев сделайте чертеж с помощью линейки и транспортира. 81 Угол hk равен 120°, а угол hm равен 150°. Найдите угол km. Для каждого из возможных случаев сделайте чертеж. 82 Найдите смежные углы, если: а) один из них на 45° больше другого; б) их разность равна 35°. 83 Найдите угол, образованный биссектрисами двух смежных углов. 84 Докажите, что биссектрисы вертикальных углов лежат на одной прямой. 85* Докажите, что если биссектрисы углов ABC и CBD перпендикулярны, то точки A, B и D лежат на одной прямой. 86 Даны две пересекающиеся прямые а и b и точка А, не лежащая на этих прямых. Через точку А проведены прямые m и n так, что m a, n b. Докажите, что прямые m и n не совпадают.

Ответьте на вопросы:7. Какие фигуры называются равными?
8. Объясните, как сравнить два отрезка.
9. Какая точка называется серединой
отрезка?
10. Объясните, как сравнить два угла.
11. Какой луч называется биссектрисой
угла?

№ 18 На луче с началом O отмечены точки A, B и C
так, что точка B лежит между точками O и A,
а точка A – между точками O и C. Сравните
отрезки OB и OA, OC и OA, OB и OC.
C
A
B
O
OB < OA;
OC > OA;
OB < OC.

№ 20 На рисунке 25 отрезки AB, BC, CD и DE
равны. Укажите: а) середины отрезков AC,
AE и CE; б) отрезок, серединой которого
является точка D; в) отрезки, серединой
которых является точка C.
а) B, C, D;
б) CE;
в) BD и AE.

№ 23 На рисунке 26 углы, обозначенные цифрами,
равны. Укажите: а) биссектрису каждого из
углов AOC, BOF, AOE; б) все углы, биссектрисой которых является луч OC.
а) OB, OD, OC;
б)
BOD;
AOE.

14.09.2018
Классная
р а б о т а.
Измерение отрезков

В чём измеряется длина отрезка?
Измерение отрезков основано на
сравнении их с некоторым отрезком,
принятым за единицу измерения (его
называют также масштабным отрезком)
A
M
B
N
AB = 3MN

Единицы измерения длины.
1 м
1см
1мм
1км
1дм

Другие единицы измерения
длины
1 морская миля равна 1,852 км
1 световой год – путь, который
свет проходит в течение года

10.

км
1000
: 1000
м
10
: 10
дм
10
: 10
см
10
: 10
мм

11.

Какими инструментами пользуются для
измерения расстояний?
масштабная миллиметровая
линейка
штангенциркуль
рулетка

12.

Начертите отрезок AB длиной 5 см.
Отметьте на этом отрезке точку C.
Измерьте отрезки AC и BC.
AC = 3,6 см
Сравните AB и AC + BC.
BC = 1,4 см
A
C
B
AB = AC + BC
Когда точка делит отрезок на два отрезка,
длина всего отрезка равна сумме длин этих
двух отрезков.

13.

14.

Оформление задачи
Дано:
Рисунок
Найти:
Решение:

15.

№ 30 Точка B делит отрезок AC на два отрезка.
Найдите длину отрезка AC, если AB = 7,8 см,
BC = 25 мм.
7,8
A
Дано: AB = 7,8 см, BC = 25 мм
2,5
B
C
Найти: AC
Решение:
AC = AB + BC
AC = 7,8 + 2,5 = 10,3 см
Ответ: 10,3 см

16.

§ 4, вопросы 12 – 13 (устно, стр. 25);
Решить задачи № 26; 31(а); 35.

17.

Запишите
номера
верных
ответов

18.

1. Найдите MF
11см
ПОДУМАЙ!
N
М
1
32,5 см
2
10,5 см
3
4
10,5 м
32 см
21,5см
ВЕРНО!
ПОДУМАЙ!
ПОДУМАЙ
!

19.

2. Найдите NF
ПОДУМАЙ
!
11 см
ПОДУМАЙ!
1
10,5 см
2
32 см
3
32,5 см
21,5см
N
М
ВЕРНО ПОДУМАЙ!
!
4 Невозможно вычислить
?

20.

3. Найдите NМ
ПОДУМАЙ
!
1
10,5 см
ПОДУМАЙ
!
21,5см
2
32,5 см
3
- 10,5 см
4
Невозможно
?
N
М
ПОДУМАЙ!
11 см
ВЕРНО!

21.

4. С – середина АВ, О – середина АС. Найдите АС.
Верно!
1
6 см
2 3 см
3
4 см
4
8 см
?
ПОДУМАЙ!
В
С
О
ПОДУМАЙ!
ПОДУМАЙ!
12 см

22.

5. С – середина АВ, О – середина АС. Найдите СВ.
?
Верно!
1
6 см
2 3 см
3
4 см
4
8 см
ПОДУМАЙ!
В
С
О
ПОДУМАЙ
!
ПОДУМАЙ!
12 см

23.

6. С – середина АВ, О – середина АС. Найдите АО.
ПОДУМАЙ!
1
6 см
?
О
2 3 см
3
4 см
4
8 см
В
С
Верно!
12 см
ПОДУМАЙ
!
ПОДУМАЙ!