Образование краткой формы

Большинство качественных прилагательных имеет две формы – полную и краткую: талантливый – талантлив ; благородный – благороден ; своенравный – своенравен ; свирепый – свиреп.

В современном русском языке краткая форма образуется от основы полной формы* с окончаниями: нулевым для мужского рода, , (соответственно для женскою и среднего родов. Иногда между конечными согласными основы в формах мужского рода появляется беглый гласный -е- ).

* В древнерусском языке полные формы, наоборот, были вторичными и образовывались от более древних кратких форм присоединением к ним указательных местоимений u (ь )ю, н, выполнявших функцию, аналогичную функциям определенных артиклей в западноевропейских языках: добръ + и (ь ) ® добрый ; добра + ю ® добрая ; добро + н ® доброе и т.д.

При этом необходимо обратить внимание на следующее: у многих прилагательных, оканчивающихся на-ственный ,-енный , краткая форма единственного числа мужского рода имеет усеченный суффикс: свойственный – свойствен ; торжественный – торжествен : существенный – существен ; болезненный – болезнен ; родственный – родствен и т.д. Образование именно форм с усеченным суффиксом, по наблюдениям ученых, отражает тенденцию развития этой группы прилагательных в современном русском языке* Возникающие в практике их употребления параллельные формы (безнравствен – безнравственен, бесчувствен – бесчувственен, многочислен – многочисленен, таинствен – таинственен и пр.) допустимы, но более строгим является вариант на-ен , а не на –енен **.

* См.: Граудина Л.К, Ицкович В.А. , Катлинская Л.П. Указ. соч. С. 231–232.

** Поэтому неудачны следующие случаи употребления прилагательных в газетных текстах: "Далее – работа с молодыми семьями. Кто ответственен за исполнение намеченного? Практически все" (Комс. пр. 1987. 22 мая); "Эта модель может подняться в воздух с очень короткой взлетной полосы, да и вообще такой самолет более маневренен. Размах основных крыльев – около 16 метров" (Комс. пр. 1989. 16 июля). Следовало использовать формы с усеченным суффиксом: ответствен, маневрен.

Лишь небольшое число прилагательных этой группы образует краткие формы, оканчивающиеся на

-енен : надменен, неприкосновенен, несомненен, обыкновенен, откровенен, проникновенен, почтенен, своевременен и нек. др.

Краткую форму образуют не все качественные прилагательные*. Ее не имеют:

1) прилагательные с суффиксами–ск-, -ическ-, -енск- ,-ов ,-ев- , ряд прилагательных с суффиксом-н- : "хамский поступок", "иронические нотки", "ханжеский голос", "рядовой сотрудник", "ключевая проблема", "раннее утро ";

2) некоторые отглагольные прилагательные, с суффиксом -л- : бывалый, талый ; а также многие прилагательные, являющиеся по происхождению действительными причастиями: выдающиеся (способности), опухшее (лицо) и пр.;

3) многие прилагательные с суффиксами субъективной оценки: толстенный, краснющий, чистенький, простенький ;

4) многие относительные по происхождению прилагательные, обозначающие цвета: кофейный, шоколадный, сиреневый ;

5) прилагательные, обозначающие масти лошадей: буланый, вороной, гнедой, саврасый ;

6) слова: младший, старший, большой, а также некоторые просторечные слова: меньшой, окаянный и др.

* Подавляющее большинство этиx прилагательных не образует и синтетических форм степеней сравнения.

Есть такие качественные прилагательные, которые употребляются только в краткой форме, а полной формы не имеют: рад, горазд, люб, надобен.

Некоторые многозначные прилагательные образуют краткую форму не к каждому из значений. Например, у прилагательного видный, имеющего три значения: 1) доступный зрению, видимый; 2) значительный, важный; 3) рослый, статный, представительный, краткая форма есть только в первом значении: "Дом виден издалека".

Есть прилагательные, у которых полная и краткая формы различаются значениями. Например: властный – склонный повелевать, подчинять себе ("властный мужчина") и властен – "имеющий власть распоряжаться, повелевать" ("Не властны мы в судьбе своей"– П.); должный – "такой, как нужно, подобающий, соответствующий" ("проявить должное внимание") и должен – "обязан" ("... Я должен был приготовить мастерам самовар"– М.Г.); "Мы Егору должны за пять месяцев... Не следует запускать жалованья прислуге"– Ч.).

Интересно обратить внимание на следующее. Хотя наличие краткой формы традиционно считается специфической грамматической особенностью качественных прилагательных, ею обладают и некоторые относительные прилагательные. Так, 4-томный "Словарь русского языка" АН СССР приводит краткую форму к таким, например, прилагательным, как бездетный, бездомный, безоружный, бесплатный, беременная, беспрецедентный, одноцветный и др., которые являются относительными, так как: 1) обозначают признак, который не может количественно изменяться; 2) имеют синонимичные конструкции со словом, от которого они образованы: бездетный – не имеющий детей, бездомный – не имеющий дома, беспрецедентный – не имеющий прецедента, одноцветный – окрашенный в один цвет и т.д.; 3) не изменяются по степеням сравнения.

В одних случаях различие между полными и краткими прилагательными мало заметно и сводится к разговорному характеру первых и книжному характеру вторых, например: книга полезная - книга полезна, вопрос неясный - вопрос неясен, положение опасное - положение опасно и т.п. В других случаях различие оказывается более существенным; ср.: этот юноша глухой от рождения - брат глух к моим просьбам; ваш совет плохой - больной совсем плох и т.п. (подробнее о различии между полными и краткими прилагательными в роли именной части составного сказуемого см. в § 88). Краткие формы прилагательных не только редко встречаются в устной речи, но и недостаточно используются в различных жанрах письменной речи, хотя во многих случаях они явно предпочтительнее, а иногда только они и уместны. Ср.: эта вещь дорога как память; наша молодежь очень талантлива; эти требования неприемлемы; девушка молода и красива; ответ неточен и т.п. При образовании краткой формы встречаются некоторые особенности. Так, в одних словах появляется беглый гласный между конечным согласным корня и суффиксом, в других словах беглый гласный отсутствует. Ср.: кислый - кисел, светлый - светел, теплый - тепел, но: круглый - кругл, мокрый - мокр, смуглый - смугл, тухлый - тухл. В современном литературном языке от прилагательного полный образуется краткая форма полон. Колебания наблюдаются в образовании краткой формы от прилагательных на -нный: в одних случаях краткие прилагательные имеют в мужском роде на конце -нен, в других -ен. Форму на -нен имеют: 1) прилагательные, образованные с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н-, например: длинный (длина) - длинен, безвременный (время - времен) - безвременен, своевременный - своевременен; 2) прилагательные, образованные с помощью суффикса -н- от существительных на -ание, -ение, например: бездыханный (дыхание) - бездыханен, вдохновенный (вдохновение) - вдохновенен, дерзновенный - дерзновенен, необыкновенный - необыкновенен, неприкосновенный - неприкосновенен, несомненный - несомненен; 3) прилагательные, образованные с помощью суффикса -и- от глагольных основ на -и-, например: неизменный (изменить) - неизменен, непреклонный (преклонить) - непреклонен; 4) прилагательные, образованные с помощью суффикса -енн- от существительных с основой на -н- при предшествующем согласном, например: безбоязненный (боязнь) - безбоязнен, безжизненный - безжизнен, болезненный - болезнен, безукоризненный - безукоризнен, неприязненный - неприязнен; 5) прилагательные искренний - искренен, священный - священен. Форму на -ен (без предшествующего w, т.е. не на -нен) имеют прилагательные на -енный, образованные от существительных с основой, оканчивающейся на два или более согласных, например: бедственный (бедствие) - бедствен, бездейственный - бездействен, безнравственный - безнравствен, беспочвенный - беспочвен, бесчувственный - бесчувствен, величественный - величествен, воинственный - воинствен, двусмысленный - двусмыслен, злокачественный - злокачествен, искусственный - искусствен, легкомысленный - легкомыслен, многочисленный - многочислен, мужественный - мужествен, невежественный - невежествен, ответственный - ответствен, посредственный - посредствен, соответственный - соответствен, торжественный - торжествен. В случае колебаний и наличия параллельных форм на -ен и -енен (естествен - естественен, медлен - медленен, родствен - родственен, свойствен - свойственен) выбор решается в пользу первой формы (на -ен), исходя из большего распространения слов этой категории. Некоторые краткие прилагательные, образованные от страдательных причастий, совпадают в мужском роде с краткой формой последних, например: воспитанный - воспитан, ограниченный - ограничен. Однако иногда есть различие между краткими формами прилагательных и причастий, например: случай вполне определенен (ясен) - срок отъезда уже определен (установлен, намечен), старец весьма почтенен (достоин почтения) - он почтен нашим вниманием (его почтили); вид его принужденен (натянут, неестествен) - он принужден (делает по принуждению). Прилагательные, утратившие связь с глаголом-причастием, образуют формы на -енен, например: откровенный - откровенен, сокровенный - сокровенен.


Образование краткой формы
Большинство качественных прилагательных имеет две формы – полную и краткую: талантливый – талантлив; благородный – благороден; своенравный – своенравен; свирепый – свиреп.
В современном русском языке краткая форма образуется от основы полной формы* с окончаниями: нулевым для мужского рода, -а, -о (соответственно для женскою и среднего родов. Иногда между конечными согласными основы в формах мужского рода появляется беглый гласный -е-).
* В древнерусском языке полные формы, наоборот, были вторичными и образовывались от более древних кратких форм присоединением к ним указательных местоимений u(ь)ю, н, выполнявших функцию, аналогичную функциям определенных артиклей в западноевропейских языках: добръ + и(ь) ? добрый; добра + ю? добрая; добро + н? доброе и т.д.
При этом необходимо обратить внимание на следующее: у многих прилагательных, оканчивающихся на -ственный, -енный, краткая форма единственного числа мужского рода имеет усеченный суффикс: свойственный – свойствен; торжественный – торжествен: существенный – существен; болезненный – болезнен; родственный – родствен и т.д. Образование именно форм с усеченным суффиксом, по наблюдениям ученых, отражает тенденцию развития этой группы прилагательных в современном русском языке* Возникающие в практике их употребления параллельные формы (безнравствен – безнравственен, бесчувствен – бесчувственен, многочислен – многочисленен, таинствен – таинственен и пр.) допустимы, но более строгим является вариант на -ен, а не на –енен**.
* См.: Граудина Л.К, Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Указ. соч. С. 231–232.
** Поэтому неудачны следующие случаи употребления прилагательных в газетных текстах: "Далее – работа с молодыми семьями. Кто ответственен за исполнение намеченного? Практически все" (Комс. пр. 1987. 22 мая); "Эта модель может подняться в воздух с очень короткой взлетной полосы, да и вообще такой самолет более маневренен. Размах основных крыльев – около 16 метров" (Комс. пр. 1989. 16 июля). Следовало использовать формы с усеченным суффиксом: ответствен, маневрен.
Лишь небольшое число прилагательных этой группы образует краткие формы, оканчивающиеся на
-енен: надменен, неприкосновенен, несомненен, обыкновенен, откровенен, проникновенен, почтенен, своевременен и нек. др.
Краткую форму образуют не все качественные прилагательные*. Ее не имеют:
1) прилагательные с суффиксами –ск-, -ическ-, -енск-, -ов, -ев-, ряд прилагательных с суффиксом -н-: "хамский поступок", "иронические нотки", "ханжеский голос", "рядовой сотрудник", "ключевая проблема", "раннее утро";
2) некоторые отглагольные прилагательные, с суффиксом -л-: бывалый, талый; а также многие прилагательные, являющиеся по происхождению действительными причастиями: выдающиеся (способности), опухшее (лицо) и пр.;
3) многие прилагательные с суффиксами субъективной оценки: толстенный, краснющий, чистенький, простенький;
4) многие относительные по происхождению прилагательные, обозначающие цвета: кофейный, шоколадный, сиреневый;
5) прилагательные, обозначающие масти лошадей: буланый, вороной, гнедой, саврасый;
6) слова: младший, старший, большой, а также некоторые просторечные слова: меньшой, окаянный и др.
* Подавляющее большинство этиx прилагательных не образует и синтетических форм степеней сравнения.
Есть такие качественные прилагательные, которые употребляются только в краткой форме, а полной формы не имеют: рад, горазд, люб, надобен.
Некоторые многозначные прилагательные образуют краткую форму не к каждому из значений. Например, у прилагательного видный, имеющего три значения: 1) доступный зрению, видимый; 2) значительный, важный; 3) рослый, статный, представительный, краткая форма есть только в первом значении: "Дом виден издалека".
Есть прилагательные, у которых полная и краткая формы различаются значениями. Например: властный – склонный повелевать, подчинять себе ("властный мужчина") и властен – "имеющий власть распоряжаться, повелевать" ("Не властны мы в судьбе своей"– П.); должный – "такой, как нужно, подобающий, соответствующий" ("проявить должное внимание") и должен – "обязан" ("... Я должен был приготовить мастерам самовар"– М.Г.); "Мы Егору должны за пять месяцев... Не следует запускать жалованья прислуге"– Ч.).
Интересно обратить внимание на следующее. Хотя наличие краткой формы традиционно считается специфической грамматической особенностью качественных прилагательных, ею обладают и некоторые относительные прилагательные. Так, 4-томный "Словарь русского языка" АН СССР приводит краткую форму к таким, например, прилагательным, как бездетный, бездомный, безоружный, бесплатный, беременная, беспрецедентный, одноцветный и др., которые являются относительными, так как: 1) обозначают признак, который не может количественно изменяться; 2) имеют синонимичные конструкции со словом, от которого они образованы: бездетный – не имеющий детей, бездомный – не имеющий дома, беспрецедентный – не имеющий прецедента, одноцветный – окрашенный в один цвет и т.д.; 3) не изменяются по степеням сравнения.
Грамматические свойства кратких прилагательных
В современном русском языке краткие прилагательные не склоняются, а изменяются только по числам, а в единственном числе и по родам.
Примечание. В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись; отражением этого являются устойчивые обороты, где сохранились падежные окончания, принадлежавшие прежде кратким формам: "средь бела дня", "от мала до велика", "мал мала меньше".
В предложении краткие прилагательные выступают чаще всего в роли сказуемого: "Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравиться., что я больна не вами" (Цвет.); "Ты меня не любишь, не жалеешь, разве я немного не красив" (Ес.). В функции определения они могут употребляться лишь тогда, когда являются обособленными. В этой роли они используются главным образом в речи: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой" (П.); "Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна сидит в раздумье одиноком" (Л.); "Но, верно, вспомню на лету, как запылал Ташкент в цвету, весь белым пламенем объят, горяч, пахуч, замысловат, невероятен" (А.Ахм.).

В 1870 году написал Островский "Лес". Краткое содержание этой комедии и ее анализ представлены в нашей статье. Комедия состоит из пяти действий. В 1871 году в журнале "Отечественные записки" опубликовал свое произведение Александр Островский.

"Лес": краткое содержание

Действие комедии происходит во владениях богатой помещицы Гурмыжской. Пьеса "Лес" (Островский), краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, начинается следующим образом. Господин Буланов пытается завоевать девушку Аксинью. После того, как она уходит, его лакей предлагает ему начать ухаживать за Гурмыжской.

Помещица в это время находится с Милоновым и Бодаевым. Раиса Павловна хочет выдать Аксинью замуж за Буланова и отыскать единственного своего наследника. Купец Восмибратов желает, чтобы девушка вышла за Петра, его сына. Он стремится к этому для того, чтобы приобрести лес. Восмибратов не вносит денег за него. Ему отказывают в замужестве.

Приобретение леса

Несмотря на все-таки приобретает лес, причем весьма выгодно. Он уезжает вместе со своим сыном, не оставив расписки. Раиса Павловна вынуждает Аксинью к тому, чтобы та сыграла роль невесты Буланова. Гурмыжская злится, так как девушка ненавидит "жениха". Петр и Аксинья влюблены друг в друга. Тайком ото всех они видятся в лесу.

Встреча Несчастливцева со Счастливцевым

Несчастливцев и Счастливцев сталкиваются на своем пути. Один из них следует из Керченя, а другой - из Вологды. Они говорят друг другу, что играть в этих городах не выйдет, так как нет труппы. Без денег, пешком, они продолжают свой путь.

Несчастливцев Геннадий Демиянович в рюкзаке несет сломанный пистолет и несколько хороших платьев. У Счастливцева же в узелке легкое пальто, украденные им где-то ордена и несколько книг. Они хотят создать труппу, однако хорошую актрису отыскать весьма непросто. Пообщавшись между собой и немного повздорив, Аркадий и Геннадий удаляются.

Сон Раисы Павловны

Помещица Раиса Павловна заигрывает с Булановым. Рассказом о сне Гурмыжской продолжается комедия Островского "Лес". Краткое содержание его следующее. Помещица рассказывает Буланову, что ей приснился сон о пропавшем родственнике - племяннике, который убил Буланова. Вскоре нелепый разговор между ними завершается - приезжает барин.

Геннадий и Аркадий в гостях у помещицы, разоблачение Восмибратова

Геннадий Демиянович представляется всем офицером в отставке. Он говорит, что Счастливцев - его лакей. Входят Восмибратов и Петр. Карп отказывается докладывать об их приезде. Буланов, общаясь с Геннадием Демияновичем, говорит, что учеба - не его ума дело, поскольку мышление у него изумительно от природы. Сам же он хочет научиться блефу в карточных играх.

Прибывшие гости устраиваются в беседке. Забирая расписку, Восмибратов лжет помещице Раисе Павловне, а также намекает Гурмыжской на отказ в сватовстве. Помещица недовольна. Она решает сообщить об этом Буланову. Пойманы Восмибратов с сыном. Купец после того, как речь заходит об обмане, громко кричит, выставляя себя грозным. Несчастливцев в итоге забирает деньги и передает их Раисе Павловне.

Намеки Геннадия, разоблачение помещицы

Помещица довольна оказанной ей помощью. Она обещает, что отдаст Несчастливцеву такую же сумму. Тот не верит ей. Однако он показывает влечение к помещице, делая (весьма обходительно) практически прямые намеки. Несчастливцев клянется сделать из женщины идола, обещает молиться на нее.

Аркадий из-за куста наблюдает за происходящим. Он видит, как помещица насмехается над актером, все свои деньги отдавая Буланову. Аркадий ночью хвалится Несчастливцеву, что оказался умен, поскольку смог отужинать за одним столом с барином и взял у ключницы в долг. Он опасается Геннадия, последнюю фразу договаривая из-за кустов.

Несчастливцев рассказывает, кто он на самом деле

Геннадий уверен, что не сможет простить барыню. Приходят Карп и Улита, а следом за ними входит Счастливцев. Улита (ключница) появляется из-за предстоящего свидания. Карп шутит над ней. Он рассказывает сплетни о барыне, приписывает ей различные романы. Улита остается наедине с Аркадием и говорит ему, что ей не нравится ее положение.

Геннадий продолжает держать в страхе Счастливцева. Он рассказывает ненароком Улите, что не является на самом деле офицером. Несчастливцев говорит, что он и его мнимый лакей - актеры. Аксинья и Петр находятся в саду. Купец Восмибратов соглашается получить меньшее приданое, чем ему полагалось. Влюбленные просят денег у Геннадия, он легко располагает Аксинью и Петра к себе. Девушка в отчаянии, однако Несчастливцев объясняет, что с финансами у него даже хуже, чем у нее. Тогда Аксинья говорит, что утопится в озере. Ее останавливает Геннадий.

Аксинья решает стать актрисой

Комедия "Лес" (Островский) продолжается тем, что Несчастливцев предлагает девушке работать актрисой в труппе, которую он создает. Она соглашается. Геннадий говорит, что они смогут прославиться на всю Россию. Аксинья, Петр и Несчастливцев уходят. Появляются Улита и Раиса. Улита рассказывает Гурмыжской новости, зовет Буланова и уходит.

Гурмыжская заигрывает с Булановым

Помещица вновь заигрывает с Булановым. Она просит его отгадать, что нравится ей. Гурмыжская лезет к нему с поцелуем, затем, отталкивая Буланова, говорит, что он Раиса Павловна просит его покинуть ее усадьбу. Однако тот не уходит. Утром он задевает Карпа своими шутками. Карп говорит, что не потерпит беспорядки в доме. Буланов опасается Несчастливцева, который издевается над ним. Однако у Геннадия нет выбора, ему приходится уйти, сказав, что этого пожелала помещица. Покидая дом, он случайно обнаруживает шкатулку с деньгами.

Геннадий получает тысячу рублей

Уже подходит к финалу пьеса "Лес" (Островский). Сюжет ее непростой, но весьма интересный. Гурмыжская заводит с Аксиньей беседу по поводу Буланова. В конце концов она ревнует своего возлюбленного к ней. Аксинья уходит, появляется Геннадий. Угрожая, он уговаривает помещицу отдать шкатулку. Гурмыжская отдает ему 1000 рублей, однако он говорит, что застрелится. Несчастливцев просит подать ему экипаж, предвкушая договоры, весьма выгодные для себя. Аксинья ищет Петра, чтобы попрощаться и уехать играть в труппе. Восмибратов соглашается получить тысячу рублей в приданое. Аксинья умоляет помещицу выделить им эту сумму.

Заключительные события

Буланов и Раиса решают вступить в брак. По этому случаю Геннадий пытается уговорить помещицу дать приданое, однако та отказывает. Буланов поддерживает ее. Геннадий сам отдает деньги влюбленным. Девушка благодарна ему, а Бодаев так удивлен благородным поступком, что собирается сообщить об этом в газете.

Монологом завершает свое произведение Островский ("Лес"). Краткое содержание его следующее: говорится о том, что молодые девушки хотят уйти из дома как можно скорее, а старые женщины имеют шанс выйти замуж за молодых парней. Аркадий сообщает Карпу, что если приедет повозка с лошадьми, следует развернуть ее обратно для того, чтобы молодые могли совершить приятную прогулку.

Перейдем к анализу пьесы, которую создал Островский ("Лес"). Краткое содержание ее наверняка вызвало множество вопросов у читателей. Это и понятно, ведь произведение является одним из самых сложных в творчестве Александра Николаевича. Давайте разберемся в том, что хотел сказать нам Островский.

"Лес": анализ

Пьеса "Лес", написанная в 1870 году, открывает десятилетие, в котором популярными были семейные романы. Основная мысль их - нерасторжимость общества и семьи. Островский, так же как Салтыков-Щедрин и Толстой, хорошо почувствовал, что в России пореформенного периода все изменилось и "только укладывается" (Толстой). Перемены в обществе отражает именно семья.

Все это и хотел показать в своем произведении Островский ("Лес"). Анализ пьесы позволяет убедиться в том, что через семейный конфликт в ней просвечивают большие сдвиги, которые произошли в жизни российского общества. В пьесе ощущается ветер истории. Он сдвинул многих людей из прочных и жестких ячеек государства, иерархически организованного. Все они сталкиваются между собой, спорят, сражаются в гостиной Гурмыжской. Это люди, которых невозможно было раньше представить в диалогическом общении: бедная воспитанница, неграмотный купец, уездная знать, недоучившийся гимназист из бедного семейства дворян, помещик Гурмыжский (который стал актером Несчастливцевым), актер из мещан.

Комедия "Лес" (Островский, как известно, создал не одно произведение подобного жанра) - одно из самых сложных и совершенных творений Александра Николаевича. Это нашло выражение в конструкции произведения, в сложности сюжетного построения. В формах народной комедии разработана история любви Петра и Аксиньи. Она напоминает раннее Эта линия не выдвигается в произведении на первый план, хотя драматическая борьба и развитие действия сосредоточены именно на ней. Участь Аксиньи, можно сказать, является поводом для развертывания еще одной линии - борьбы между свободным художником Несчастливцевым, "блудным сыном" Гурмыжских; и миром помещичьей усадьбы, главным идеологом которой является помещица Гурмыжская.

Высокая, героическая линия связана с образом Геннадия Несчастливцева. Однако она раскрывается во всей полноте и в связи с сатирической направленностью пьесы. Анализ "Лес" позволяет утверждать, что на семейном конфликте дается социальная характеристика (отчасти и политическая) общества пореформенных лет. В столкновении со своими антагонистами Геннадий является подлинно высоким героем.

Почему Островский назвал комедию "Лес"? Этот образ имеет аллегорический характер. Он является символом дикости нравов дворян, благовоспитанных внешне, однако развращенных внутренне. Ведь дворянская усадьба, в которой происходит действие, со всех сторон окружена лесом.

Пьеса Островского "Лес", анализ которой мы провели, является одним из самых интересных произведений в творчестве Александра Николаевича. Надеемся, вам захотелось познакомиться с оригиналом этой комедии. Ведь в рамках этой статьи невозможно передать художественные особенности, которые заложил в пьесу "Лес" Островский. Краткое содержание по действиям только описывает сюжет произведения.

Далеко не все мы тут переглядели. И – всё крепчает талант, всё уверенней лепка. Вот опять – дворяне, ещё по-новому. Изысканец в розовом галстуке, мягкоречивый, готовно льстивый; и старый отставной кавалерист, грубо брызжущий трезвыми насмешками. (О земстве : «Никакой пользы, один грабёж», «не заплачу ни копейки, пока жив».) И оба рядом представлены они в гостиной у пятидесятилетней помещицы Гурмыжской, вдовы, с первых реплик ханжи, куда потоньше Кабанихи : «Разве я для себя живу? все мои деньги принадлежат бедным». (Правда, после смерти мужа остался 15-летний племянник, его покинула без помощи бродить по России, и тоже уже 15 лет.) Наготове хоть и о крестьянской реформе : «Как жаль, что наши отеческие меры к нашим меньшим братьям прекратились!» – «Понимает меня только наш губернатор да отец Григорий…» (Льстивый гость: «Строгостью своей жизни украшаете нашу губернию».) – «Испытавши, я получила отвращение к замужеству». (Кавалерист: «Но не к мужчинам?») – И в первом же действии, сперва сдержанными полунамёками, открывается нам, что содержит барыня бездельного молодого недоученного дворянчика, по тайному плану своей похоти, а для прикрытия – нищую родственницу Аксюшу якобы готовит ему в невесты, да только не выдаст никогда – и за любимого тоже не отпускает её, за каждым шагом Аксюши следит шпионка-ключница. (Увы, автор недостаточно доверился догадке зрителя, дальше всё разъясняется нам слишком напрямую.) – И в ярком же контрасте с этим дворянским домом – вот и прижимистый купец из сметливых мужиков, приехал леса подкупить у помещицы, заодно и посватать Аксюшу (если с приданым) за сына, ему-то здешнее плетение хитростей невдогляд: «Нам ежели Бога забыть, Творца нашего милосердного, нам в те поры, сударыня, податься некуда». – И во всю эту сцену умело вплетено чтение давнего письма к Гурмыжской – в возвышенно драматических фразах, от того мужнина племянника, который иногда присылает тётке диковинные подарки из разных уголков России, а своего адреса не даёт никогда.

Лес. Фильм В. Мотыля по пьесе А. Островского, 1980

И второй акт, сценою в лесу, на развилке дорог, за безутешной, скрытной встречей Аксюши с её возлюбленным, являет нам встречу двух актёров, пеше бредущих, один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду (это врезалось в нашу классику афоризмом) в поисках актёрской работы и средств для жизни – трагика Геннадия Несчастливцева (тут мы понимаем и стиль слышанного нами письма) и комика Аркадия Счастливцева. И вся их встреча дальше – блистательно остроумный, искристый диалог о бродячей актёрской жизни – неожиданный подарок от драматурга не только зрителям, но самой театральной братии, пьеса в пьесе. (Уж за двадцать лет попризадумался Островский об актёрской судьбе.)

В имение к тётушке трагик надевает из дорожного ранца более сходный костюм с бутафорскими орденами, выдаёт себя полковником в отставке, а комика изображает своим лакеем. Тётка сперва сильно озабочена приездом нежданного племянника. Но тут же случается ему удачно вмешаться в спор Гурмыжской с купцом. Столкновение психологий. У дворянки: «Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума можно прожить» – и купеческий расчёт не переплатить за лесной участок лишку. Трагик возвышенно-гневно вмешивается в конфликт, цветисто использует цитаты из разных своих ролей и вынуждает ошеломлённого купца уступить тысячу. (Ситуация очень новая в театре, и передана в потешном диалоге.) Сам же трагик, к радости добродетельной помещицы, великодушно отказывается взять отспоренную тысячу себе в подарок.

Впрочем – сразу вослед подкапливаются и разоблачения: комик открывает трагику разнюханную от ключницы правду о благочестивой тётушке, а ключнице в обмен – об актёрском обмане «полковника». (Все они, и благоразумный, рассудительный лакей хозяйки – очень верные характеры.) А у Аксюши подступило горе: или две тысячи на приданое, или купец не примет её в невестки. Мысль Аксюши: попросить у братца-полковника. Вот и он, лунной ночью в саду. Открывает Аксюше, что беден, это «ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу опохмелиться». Но потрясён страстностью её горя и с большим вдохновением уговаривает её высшими благородными словами, и из «Гамлета », успевает помешать ей кинуться тут же в озеро, и – идея! – «Зачем же даром изнашивать свою душу!», своё такое яркое страдание! – «Если половину этих сокровищ ты бросишь публике, театр развалится от рукоплесканий, тебя засыплют цветами, подарками… Ты будешь моей гордостью, моей славой. А я буду тебе отцом. Я посвящаю тебя в актрисы!» (Богатейшая роль!) И призывает комика: теперь у них есть труппа! они объедут все театры России. – Очень разнообразная пьеса: театральная тема врывается почти как главная.

А Гурмыжская, узнав всё от ключницы, только радуется актёрскому саморазоблачению: теперь – всех прочь из имения! Распоряжаться за неё взялся юный её фаворит, но трагик размашисто обрывает его: «Да ты что такое? оруженосец, паж? менестрель?.. Нельзя равнодушно разговаривать с котёнком». (Сам трагик минувшую ночь утешал Аксюшу вдохновительными монологами, наизусть.) А Гурмыжская объявляет Аксюше, что менестрель больше не намечается ей в женихи, и надо ей дом покидать. Трагик же наталкивается на ту сбережённую им тысячу и с бутафорским пистолетом убеждает помещицу подарить её ему на дорогу. Теперь – на тройке до пристани, и дальше беззаботные актёры поедут первым классом парохода. «Покутим, братец!» – Но тут узнаётся, что купец раздобрился: готов на приданое всего одну тысячу. Гурмыжская отказывает (её паж тоже велит ей деньги беречь), Несчастливцев: «Тётушка, я краснею за вас… Да если б у меня были…» А что такое? Вспомнил: тысяча у него и есть в кармане на груди. «Не мешало бы старому псу и поберечь их на чёрный день…» И – дарит Аксюше. – Между тем пожаловали уже знакомые нам гости – тот льстец, и тот кавалерист. Нарядно переодетая, хозяйка объявляет им: «Я выхожу замуж… При всём моём желании остаться навсегда вдовой». А жених гостям: «Вы найдёте во мне самого горячего защитника наших интересов и привилегий». И барыня-невеста: «Он рождён повелевать, а его заставляли чему-то учиться в гимназии». А лакей уже подаёт, разливает шампанское. Пьют на прощание и бродячие актёры.

Эта комедия – из лучших у Островского, и сюжетом весьма отметна от других. Но – не удерживается автор: надо же послужить и общественному мнению, разъяснить. И Несчастливцев произносит прощальный разоблачительный монолог: «Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор?.. Нет, мы благородные артисты, а комедианты – вы. Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили?» – И ещё новым голосом, самым возвышенным: «Люди, люди! Порождение крокодилов… О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!» – Юный жених: «Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!» Кавалерист: «Да просто к становому. Мы все свидетели!» – Несчастливцев вынимает из-за пазухи «Разбойников» Шиллера : «Цензуровано. Смотри! Одобряется к представлению».

Примечание. Первые постановки комедии «Лес» – 1 ноября 1871 года в Александринском театре, 26 ноября – в Малом. «Лес» широко ставился на провинциальной и частной сцене. В советское время пьеса была чрезвычайно популярна, помимо множества постановок в крупных городах и республиканских столицах СССР ставилась в Праге, Берлине, Дрездене, Хельсинки, Осло, Милане, Стратфорде (Королевская шекспировская компания) и др. Много постановок осуществлено и в постсоветское время. Существует полнометражный фильм (1980, Ленфильм) и несколько фильмов-спектаклей: Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина (1953), Малый театр (1975, 2002), МХАТ им. А.П. Чехова (2004).