Марианна родилась в 1588 году в родовом замке своего отца, сандомирского воеводы Ежи Мнишека. Ее ожидала обычная жизнь польской панны с богатством и развлечениями, пирами, охотой и семейными хлопотами. Но в 1604 году в имении Мнишека неожиданно объявился незнакомец, утверждавший, что он чудом спасшийся сын русского царя Иоанна — царевич Дмитрий. «Царевич» влюбился в Марину и попросил ее себе в жены. Девушка была не в восторге такого не очень привлекательного собой жениха, но на нее оказал влияние отец и католическая церковь. Клирики надеялись, что с помощью Марины они смогут наконец-то провести католичество в Русское царство. Отец тоже выдвинул Лжедмитрию ряд условий: его дочь становилась русской царицей, получала в вотчину города Новгород и Псков, сохраняла католичество и в случае неудачи затеи Лжедмитрия могла выйти замуж за другого. Только так воевода согласился поддержать самозванца.

Лжедмитрий I и Марина Мнишек Гравюра Г. Ф. Галактионова начало XIX века

В 1605 году молодых заочно обручили, Лжедмитрия тогда представлял дьяк Власьев. А вот после того, когда Лжедмитрий занял Москву, Марина с пышностью и в сопровождении большой свиты приехала к своему жениху. Вместе с ней приехали и около двух тысяч поляков. Празднества начались задолго до свадьбы, Лжедмитрий осыпал невесту подарками — только одна шкатулка стоила 500 тысяч золотых рублей. «Царевич» подарил ей карету, украшенную серебром, для нее и ее свиты под Москвой разбили два шатра, балы и обеды сменялись один другим. И вот 8 мая 1606 года состоялось венчание и коронация Марины, которая стала единственной женщиной, коронованной в России до Екатерины I. Говорят, Мнишек впервые привезла в Россию вилку и ела ей на свадебном пиру, чем вызвала недовольство бояр, поскольку на Руси ели ложками. Со дня свадьбы Марина начала радостную жизнь царицы, но продлилась она чуть больше недели. Уже 17 мая вспыхнул мятеж, в результате которого ее мужа убили, над его телом многократно глумились и по преданию сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши. Марине удалось чудом избежать гибели, потому что бунтовщики ее не узнали.


Венчание Лжедмитрия и Марины Мнишек в Москве 8 мая 1606 года

Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до 1608 года. Согласно перемирию между Польшей и Россией, Марина переставала быть русской царицей и ее обязались доставить домой. Однако по пути ее перехватили бунтовщики и доставили в Тушинский лагерь. Там ее представили Лжедмитрию II, утверждавшему, что был теперь уже дважды чудом уцелевшим царевичем Дмитрием. Марина, хоть и испытывала отвращение к Тушинскому вору, вынуждена была признать в нем своего мужа и даже тайно обвенчаться. Жилось ей в лагере и так несладко, а с бегством Лжедмитрия II из Тушина стало еще хуже. Она опасалась быть убитой, поэтому, переодевшись гусаром и в сопровождении донских казаков, Марина бежала в Дмитров, а затем в Калугу к Тушинскому вору. Позднее они вместе перебираются в Коломну. Там под защитой атамана донских казаков Заруцкого, который остался при Мнишек и после смерти Тушинского вора в 1610 году, она прожила до 1611 года и родила сына Ивана, которого именовали «воренком».


Марина Мнишек с отцом под стражей

Марина пытается объявить своего сына наследником престола, но безуспешно. После того как к Москве подступило земское ополчение, Мнишек бежит сначала в Рязань, затем в Астрахань, и потом вверх по Яику. Но у Медвежьего острова ее нагнали стрельцы и, заковав, отправили вместе с сыном в Москву (1614). А между тем трехлетний «воренок» представлял реальную угрозу для избранного народом Миши Романова, он был сыном царицы, рожденным в законном браке. От мальчика решено было избавиться, да так, чтобы ни у кого даже помыслов не возникло об очередном чудесно спасенном «царевиче Иоанне». Из рук матери забрали спящего ребенка и прилюдно повесили. Говорят, обезумевшая от горя Мнишек прокляла весь род Романовых и заявила, что ни один мужчина в их роду не умрет своей смертью.


Мнишек с сыном Иваном «Воренком»

Что же касается самой царицы, то данные о ее судьбе разнятся. По сообщениям русских послов польскому правительству, что «Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнен, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла». Другие источники утверждают, что ее повесили или утопили. Даже существует версия, что ее заточили в Круглой башне Коломенского Кремля, где Мнишек и умерла. Так бесславно закончилась жизнь первой коронованной русской царицы.

, Львовская область

Смерть: или
Маринкина башня Коломенского кремля , Коломна Место погребения: Род: Мнишеки Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Ежи Мнишек Мать: Тарло, Ядвига Супруг: Царь Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I , Лжедмитрий II) Дети: Царевич Иван Дмитриевич (Иван Ворёнок) Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мари́на или Мариа́нна Ю́рьевна Мни́шек (польск. Maryna Mniszech, Maryna Mniszchówna, Marianna Mniczech , Мнишех ; род. ок.1588 г. в родовом замке в Ляшках Мурованных , ум. в 1614/15 году) - дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло , жена Лжедмитрия I , венчанная с ним в мае , незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II , выдававшего себя за первого. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени .

Биография

Представительница шляхетского рода Мнишеков .

Украшенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась из-за желания стать царицей и под влиянием уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в Русское царство . При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Здесь трёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле »; по другим источникам, она повешена или утоплена. Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых , будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля , где и скончалась.

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому . Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек», составленный, однако, не ею (и не от её лица), а человеком из её свиты.

Источник «Дневника Марины Мнишек»

Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова , которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди ». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице, например: «Дочь воеводы привезли в Краков».

В художественной литературе

Напишите отзыв о статье "Мнишек, Марина Юрьевна"

Примечания

Литература

  • Хмыров М. Д. Марина Мнишек: Исторический очерк. СПб., 1862.
  • Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Вып. 3, СПб., 1874.
  • Мордовцев Д. Л. Русские исторические женщины в допетровское время. СПб., 1874.
  • Козляков В. Н. Марина Мнишек / Вячеслав Козляков. - М .: Молодая гвардия , 2005. - 352 с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 935). - 5 000 экз. - ISBN 5-235-02790-6. (в пер.)

Ссылки

  • . Восточная литература . Проверено 29 марта 2011. .

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Мнишек, Марина Юрьевна

– Врачам, которые от Бога, не нужно подобное «сатанинское действо»! – гневно вскричал Караффа. – Человек умрёт, если так решил Господь, так что, лучше бы Ваши «горе-врачи» заботились о его грешной душе!
– Ну, о душе, как я вижу, весьма усиленно «заботится» церковь!.. В скором времени, думаю, у врачей вообще работы не останется... – не выдержала я.
Я знала, что мои ответы его бесили, но ничего не могла с собой поделать. Моя раненая душа кричала... Я понимала, что, как бы я ни старалась быть «примерной», моего бедного Джироламо мне не спасти. У Караффы был на него какой-то свой ужасающий план, и он не собирался от него отступать, лишая себя такого великого удовольствия...
– Садитесь, Изидора, в ногах правды нет! Сейчас Вы увидите, что слухи об инквизиции не являются сказками... Идёт война. И наша любимая церковь нуждается в защите. А я, как Вы знаете, самый верный из её сыновей...
Я удивлённо на него уставилась, подумав, что Караффа понемногу реально становится сумасшедшим...
– Какую войну Вы имеете в виду, Ваше святейшество?..
– Ту, которая идёт вокруг всех нас изо дня в день!!! – почему-то вдруг взбесившись, вскричал Папа. – Которая очищает Землю от таких, как Вы! Ересь не должна существовать! И пока я жив, я буду истреблять это в любом проявлении – будь это книги, картины, или просто живые люди!..
– Ну, что касается книг, об этом у меня, с Вашей «светлой» помощью, сложилось весьма определённое мнение. Только оно как-то никак не совмещается с Вашим «священным» долгом, о котором Вы говорите, Святейшество...
Я не знала, что сказать, чем его занять, как остановить, только бы не начинался этот страшный, как он его назвал, «спектакль»!.. Но «великий инквизитор» прекрасно понимал, что я всего лишь, в ужасе от предстоящего, пытаюсь затянуть время. Он был великолепным психологом и не разрешил мне продолжать мою наивную игру.
– Начинайте! – махнул рукой одному из мучителей Караффа, и спокойно уселся в кресле... Я зажмурилась.
Послышался запах палёного мяса, Джироламо дико закричал.
– Я же Вам сказал, откройте глаза, Изидора!!! – в бешенстве заорал мучитель. – Вы должны насладиться истреблением ЕРЕСИ так же, как наслаждаюсь этим я! Это долг каждого верного христианина. Правда, я забыл с кем имею дело... Вы ведь не являетесь христианкой, Вы – ВЕДЬМА!
– Ваше святейшество, Вы прекрасно владеете латынью... В таком случае Вы должны знать, что слово «HАERESIS» по латыни означает ВЫБОР или АЛЬТЕРНАТИВА? Как же Вам удаётся совмещать два столь несовместимых понятия?.. Что-то не видно чтобы Вы оставляли кому-то право свободного выбора! Или хотя бы уж малейшую альтернативу?.. – горько воскликнула я. – Человек ДОЛЖЕН иметь право верить в то, к чему тянется его душа. Вы не можете ЗАСТАВИТЬ человека верить, так как вера идёт от сердца, а не от палача!..
Караффа минуту удивлённо разглядывал меня, как будто перед ним стояло какое-то невиданное животное... Потом, стряхнув с себя оцепенение, тихо сказал:
– Вы намного опаснее, чем я думал, мадонна. Вы не только слишком красивы, Вы также слишком умны. Вы не должны существовать за пределами этих стен... Или не должны существовать вообще, – и уже обернувшись к палачу, – Продолжай!
Крики Джироламо проникали в самые глубокие уголки моей умирающей души и, взрываясь там ужасающей болью, рвали её на части... Я не знала, сколько Караффа намеревался мучить его, перед тем, как уничтожить. Время ползло нескончаемо медленно, заставляя меня тысячу раз умирать... Но почему-то, несмотря ни на что, я всё ещё оставалась живой. И всё ещё наблюдала... Страшные пытки заменялись пытками пострашней. Этому не было конца... От прижиганий огнём перешли к дроблению костей... А когда закончили и это, начали уродовать плоть. Джироламо медленно умирал. И никто не объяснил ему – за что, никто не счёл нужным хотя бы что-то сказать. Его просто-напросто методично медленно убивали на моих глазах, чтобы заставить меня делать то, что желал от меня новоизбранный глава святой христианской церкви... Я пыталась мысленно говорить с Джироламо, зная, что уже не удастся что-то по-другому ему сказать. Я хотела проститься... Но он не слышал. Он был далеко, спасая свою душу от нечеловеческой боли, и никакие мои старания не помогали... Я посылала ему свою любовь, стараясь окутать ею его истерзанное тело и хоть как-то уменьшить эти нечеловеческие страдания. Но Джироламо лишь смотрел на меня помутневшими от боли глазами, будто цеплялся за единственную тончайшую ниточку, связывающую его с этим жестоким, но таким дорогим ему, и уже ускользавшим от него миром...
Караффа бесился. Он никак не мог понять, почему я оставалась спокойной, так как прекрасно знал, что своего мужа я очень и очень любила. «Святейший» Папа горел желанием меня уничтожить... Но не физически. Он хотел всего лишь растоптать мою душу, чтобы полностью подчинить моё сердце и ум своим странным и необъяснимым желаниям. Видя, что мы с Джироламо не спускаем друг с друга глаз, Караффа не выдержал – он заорал на палача, приказывая выжечь моему мужу его чудесные глаза...
Мы со Стеллой застыли... Это было слишком ужасно, чтобы наши детские сердца, какими бы закалёнными они не являлись, смогли это принять... Бесчеловечность и ужас происходящего пригвоздили нас на месте, не позволяя дышать. Этого не могло происходить на Земле!!! Просто не могло! Но бесконечная тоска в золотых глазах Изидоры нам кричала – могло!!! Ещё как могло!.. И мы лишь бессильно наблюдали дальше, не решаясь вмешиваться, задавая какие-нибудь глупые вопросы.
На какое-то мгновение, моя душа упала на колени, прося пощады... Караффа, сразу же это почувствовав, удивлённо впился в меня горящими глазами, не веря в свою победу. Но тут же понял, что слишком быстро обрадовался... Сделав над собой невероятное усилие и собрав всю свою ненависть, я взглянула прямо ему в глаза... Караффа отшатнулся, получив сильнейший мысленный удар. На секунду в его чёрных глазах промелькнул испуг. Но так же быстро исчез, как и появился... Он был на редкость сильным и волевым человеком, который восхитил бы, если бы не был до такой степени ужасным...
Моё сердце сжалось в дурном предчувствии... И тут же, получив одобрительный кивок от Караффы, палач, как мясник, спокойно нанёс прямо в сердце беспомощной жертвы точный удар... Мой любимый муж, мой нежный Джироламо перестал существовать... Его добрая душа улетела туда, где не было боли, где было всегда спокойно и светло... Но я знала, что он будет ждать меня и там, когда бы я не пришла.
Небо обрушилось, извергая потоки нечеловеческой боли. Лютая ненависть, поднимаясь в моей душе, крушила преграды, пытаясь вырваться наружу... Вдруг, запрокинув голову, я взвыла неистовым криком раненного зверя, возводя к небу непослушные руки. А из моих светящихся ладоней выплеснулась прямо в Караффу «магия смерти», которой учила меня когда-то моя умершая мать. Магия струилась, окутывая его худое тело облаком голубого сияния. Свечи в подвале погасли, густая непроглядная темнота, казалось, поглотила нашу жизнь... И только Караффа всё ещё светился призрачным бело-голубым светом. На какую-то долю секунды я увидела его расширенные злобой глаза, в которых плескалась моя смерть... С ним ничего не происходило!.. Это было абсолютно невероятным! Ударь я любого обычного человека «магией смерти», он не прожил бы и секунды! Караффа же был живым и здоровым, несмотря на испепеляющий его жизнь удар. И только вокруг его обычной золотисто-красной защиты, теперь змеями вились вспыхивающие синеватые молнии... Я не могла поверить своим глазам.
– Так-так!.. Мадонна Изидора пошла в атаку! – прозвучал в темноте его насмешливый голос. – Ну что ж, во всяком случае, это уже становится интереснее. Не беспокойтесь, дорогая Изидора, у нас с Вами будет ещё множество забавных минут! Это я могу обещать Вам.
Исчезнувший палач вернулся, внося в подвал зажжённую свечу. На стене висело окровавленное тело мёртвого Джироламо... Моя истерзанная душа взвыла, снова видя эту горестную картину. Но, ни за что на свете, я не собиралась показывать Караффе своих слёз! Ни за что!!! Он был зверем, любившим запах крови... Но на этот раз это была очень дорогая мне кровь. И я не собиралась давать этому хищнику ещё большее удовольствие – я не оплакивала моего любимого Джироламо у него на глазах, надеясь, что на это у меня будет достаточно времени, когда он уйдёт...
– Убери это! – резко приказал палачу Караффа, показывая на мёртвое тело.
– Подождите!!! Разве я не имею права даже проститься с ним?! – возмущённо воскликнула я. – В этом не может мне отказать даже церковь! Вернее, именно церковь должна оказать мне эту милость! Не она ли призывает к милосердию? Хотя со стороны святейшего Папы, как я понимаю, этого милосердия нам не видать!
– Церковь Вам ничего не должна, Изидора. Вы колдунья, и как раз-то на Вас её милосердие не простирается! – совершенно спокойно произнёс Караффа. – Вашему мужу уже не поможет Ваш плачь! Идите лучше подумайте, как стать сговорчивее, тем же самым не заставляя более себя и других так сильно страдать.
Он удалился, как ни в чём не бывало, будто и не прерывал только что чью-то драгоценную жизнь, будто на душе у него всё было просто и хорошо... Если душа, как таковая, была у него вообще.
Меня вернули в мои покои, так и не разрешив отдать умершему мужу последнюю дань.
Сердце стыло в отчаянии и печали, судорожно цепляясь за крохотную надежду, что, возможно, Джироламо был первым и последним из моей несчастной семьи, кого этот изверг в папской сутане заставил страдать, и у которого он так просто и развлекаясь отобрал жизнь. Я знала, что ни смерть моего отца, и уж тем более – смерть Анны, я, вероятнее всего, не смогу пережить. Но меня ещё более пугало то, что я понимала – Караффа тоже это знал... И я ломала голову, составляя планы один фантастичнее другого. Но надежда уцелеть хотя бы на ближайшее время, чтобы попытаться помочь своим родным, таяла, как дым.
Прошла неделя, Караффа всё ещё не появлялся. Возможно, ему (так же, как и мне!) нужно было время, чтобы обдумать свой следующий шаг. А возможно его отвлекли какие-то другие обязанности. Хотя в последнее мне верилось с трудом. Да, он был Римским Папой... Но в то же время, он ещё был и невероятно азартным игроком, пропустить интересную партию для которого, было свыше его сил. А игра со мной в «кошки-мышки» доставляла ему, я думаю, истинное удовольствие...

Жизнь Марины Мнишек, этой удивительной женщины, истинной дочери авантюрного семнадцатого столетия, подобна приключенческому роману, в котором есть и любовь, и сражения, и погони. Нет только счастливого конца.

Марина была дочерью сандомирского воеводы Ежи Мнишека. Она родилась в 1588 году в родовом замке своего отца. Ее происхождение, красота и богатство сулили ей жизнь польской панны, полную довольства и развлечений, в которой был бы и блестящий выезд в свет, и веселые пиры и охоты, и хозяйственные заботы по управлению имением мужа, и, наконец, нашлось бы место и романам, куда ж без них польской красавице в семнадцатом веке! Однако, судьба распорядилась иначе.

В 1604 году в имении Ежи Мнишека объявился некто, именовавший себя счастливо спасшимся царевичем Дмитрием, сыном русского царя Иоанна.

Вряд ли Марина сильно интересовалась делами соседней России, это были заботы вельможных панов на сейме, да и собой новоявленный «царевич» был не особенно хорош. Однако пришелец влюбился в Марину, и вскоре ее убедили ответить на его страсть католические монахи, надеявшиеся таким образом сделать первый шаг к окатоличиванию России. Свою помощь сандомирский воевода обещал «царевичу Дмитрию» только на следующих условиях: его дочь становится русской царицей, в вотчину она получает города Новгород и Псков, сохраняет за собой право исповедовать католичество, а в случае неудачи «царевича» может выйти за другого. На таких условиях состоялось обручение молоденькой Марины и Лжедмитрия.

Впрочем, возможно, свою роль сыграла и личная харизма самозванца. Он, по всему судя, был человеком очень незаурядным, а для молодых девиц харизма значит, иной раз, больше, чем красивая внешность.

Когда Лжедмитрий занял Москву, к нему с большой пышностью, в сопровождении огромной свиты, прибыла и Марина. 3 мая 1606 года состоялось венчание и коронация Марины. Кстати, она была единственной женщиной до Екатерины I , коронованной в России.

Для Марины началась жизнь, полная балов и праздников. Началась и продлилась… всего неделю. 17 мая вспыхнул мятеж, стрельцы и взбунтовавшиеся против иноземцев москвичи ворвались во дворец, устроили резню. Лжедмитрий погиб, а Марина спаслась, поскольку ее не узнали.

Какое-то время Марина провела в ссылке в Ярославле, а затем была отправлена на родину. Однако, по пути она была перехвачена бунтовщиками, которые шли на Москву, прикрываясь новым самозванцем, Лжедмитрием II, который выдавал себя за будто бы вторично спасшегося царевича, сына Ивана Грозного. Марина была доставлена в его лагерь и вынуждена признать в этом человеке своего супруга. В Тушинском лагере она прожила до 1610 года, а затем сбежала, переодевшись гусаром. Однако, далеко бежать ей не удалось. Страна была охвачена гражданской войной, опасности подстерегали бедную Марину на каждом шагу, и она вынуждена была вернуться под покровительство Тушинского вора – так называли Лжедмитрия II.

Когда Тушинский вор пал, Марина меняла покровителей, убегая то с казаками, то с польскими воеводами, то в Рязань, то в Астрахань, то к Яику. Дело осложнялось тем, что в 1611 году у нее родился сын. Его нарекли Иваном, но чаще именовали «воренком». Марина стремилась не только сберечь его от опасностей, но и провозгласить наследником русского престола. В этом она не преуспела.

Скитания Марины по России и ее бурная жизнь завершились в 1614 году, когда она была схвачена московскими стрельцами и в оковах доставлена в Москву.

Там в ту пору уже был претендент на царство – избранный народом юный Миша Романов. И на его пути к престолу стоял маленький Иван, «воренок», сын Марины Мнишек и какого-то проходимца, скрывавшегося под именем Дмитрия. Марина была венчанной русской царицей, сын ее был прижит в освященном церковью браке, поэтому вполне понятно, что трехлетний малыш и в самом деле был серьезным препятствием. И понятно, что избавиться от него надо было публично, на глазах у всего народа, избавиться раз и навсегда, чтобы не возникало потом новых «царевичей Иоаннов».

Поэтому конец «воренка» был страшным. Палач повесил его принародно, взяв спящего ребенка из рук матери.

Говорят, Марина Мнишек прокляла весь род Романовых, пообещав, что ни один из мужчин Романовых не умрет своей смертью. Если посмотреть внимательно на историю этой царственной семьи, то невольно придет в голову, что проклятие обезумевшей от горя матери действительно сработало. Почти все Романовы умирали или от странных болезней, которые частенько приписывали действию ядов, или были убиты. Особенно показательна в этом смысле страшная судьба последних Романовых.

Сама Марина Мнишек умерла то ли в заточении (одна из башен Коломенского кремля так и называется «Маринкина башня»), то ли была утоплена или задушена. Это, в общем, уже неважно. Очевидно, что жизнь Марины закончилась в то мгновение, когда палач вырвал из ее рук спящего малыша.

Мнишек Марина (или, по-польски, Марианна) - дочь сендомирского воеводы, жена первого Лжедимитрия. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедывать католичество. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя. 3 мая 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что сначала не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу, и там, по слухам, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она была перехвачена Зборовским и доставлена в тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 г.) и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609 г.) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно, на что последовал гордый отказ. В Калуге она прожила до начала 1611 г., под покровительством Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.), с сыном Иваном, называемым Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило ее бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний ее сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, "умерла с тоски по своей воле"; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем "Маринки безбожницы", "еретицы" и "колдуньи". Сохранились многочисленные письма ее к отцу, королю и папе, и ее дневник.

(или по-польски Марианна Юрьевна ) - дочь сандомирского воеводы, жена первого Лжедмитрия. Изукрашенное романтическими рассказами знакомство Марины Мнишек с Лжедмитрием произошло около 1604 г., и тогда же последний после своей известной исповеди был помолвлен с нею. Быть женою неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина Мнишек согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего ее своим орудием для проведения католичества в "Московию". При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедмитрия. В нояб. 1605 г. состоялось обручение Марины Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя, а 3 мая 1606 г. она с большою пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Марины. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа начинается для нее бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым (см.).

В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину Мнишек на родину, с тем чтобы она не называлась моск. царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Марина Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сент. 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и Папе, но стало еще хуже с его бегством (27 дек. 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февр. 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев после победы Жолкевского над русскими войсками она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи для занятия Москвы.

Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность – быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким (см.), она прожила здесь до начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в дек. 1610 г.) и с сыном Иваном, назыв. Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвою, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний ее сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, "умерла с тоски по своей воле"; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем "Маринки безбожницы", "еретицы" и "колдуньи":

"А злая его (Лжедмитрия) жена Маринка безбожница
Сорокою обернулася
И из палат вон она вылетела".

От Марины Мнишек сохранились многочисленные письма к отцу, королю и Папе и дневник. - Ср. Мордовцев, "Русские исторические женщины в допетровское время" (СПб., 1874); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" (вып. 3, СПб., 1874); Хмыров, "Марина Мнишек" (СПб. 1862 г.).