Солнечным днем 19 мая 1845 года на пристани английского Гринхайта собралась огромная толпа. Настроение царило праздничное: два корабля Королевского военно-морского флота - «Эребус» и «Террор» - отправлялись в Арк­тику. Высокие чины произносили патетические речи, играл оркестр, девушки прижимали к глазам платочки, провожая одетых в парадную форму моряков в плавание. Даже руководитель экспедиции сэр Джон Франклин махал ярким красно-зеленым платком своей жене леди Джейн и дочери Элеоноре, пока причал не заслонило следовавшее за «Эребусом» грузовое судно с припасами «Баретто Джуниор».

Корабли скрылись за горизонтом, и это был последний раз, когда 129 моряков видели в живых. Экспедиция Франклина бесследно исчезла, став одной из самых трагических и загадочных страниц в исследовании Арктики и заодно породив множество домыслов о судьбе моряков.

Пойти туда, не знаю куда

Перед экспедицией стояла цель - открыть, а точнее, дооткрыть Cеверо-Западный проход, самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий через Канадский архипелаг. Дело, казалось, было за малым. К середине XIX века лишь небольшая часть пути оставалась неразведанной. Ее-то и поручили нанести на карты Джону Франклину, чтобы еще раз утвердить Британию в статусе королевы морей.

Причем лучше было поторопиться, потому что в спину английским лордам уже дышала Российская империя, в те годы владевшая (через Российско-американскую торговую компанию) значительными территориями на Аляске, в Канаде и Калифорнии.

Маршрут экспедиции Франклина

❶ Корабли вышли из Грин­хайта в мае 1845 года.
❷ Последний раз экспедицию видели в море Баффина в августе того же года.
❸ На о. Бичи в 1850 году спасатели нашли записку Джона Франклина.
❹ Корабли вмерзли в лед у побережья о. Кинг-­Уильям.
❺ Остов «Эребуса» обнаружили в заливе Куин-Мод в 2014 году.

Поиски Северо-Западного прохода велись с середины XVI века, и довольно успешно. В 1576–1631 годах англичанами были открыты значительные территории: пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов пролив, Гудзонов залив и бассейн Фокса. В 20-е годы XIX века англичанин Уильям Парри открыл проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл; в следующей экспедиции - проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент.

Поэтому задача экспедиции Франклина не казалась невыполнимой: нужно было всего-навсего обследовать небольшой участок в Канадской Арктике. Правда, ни один корабль еще не заходил так далеко на юг от пролива Ланкастер и на запад от полуострова Бичи из-за тяжелых ледовых условий. Однако в этот раз Британское географическое общество решило пойти ва-банк.

Как вы судно назовете

Если бы белые медведи умели читать, они наверняка оценили бы английский юмор, увидев названия на бортах кораблей. Флагманский «Эребус» («Мрак») и «Террор» («Ужас») являли собой впечатляющее зрелище. На оснащении не экономили: на судах стояли экспериментальные паровые двигатели. Корпусы были усилены дополнительными металлическими пластинами, несколькими слоями тикового дерева и канадского вяза, добавленными к изначальной дубовой обшивке. К тому же «Эребус» и «Террор» уже успели пройти боевое крещение - участвовали в успешной антарк­тической экспедиции Джеймса Росса 1839–1843 годов. Так что суда могли пройти - и прошли - через такие льды, где ни одно другое судно того времени не смогло бы уцелеть.

Тем не менее тревожные звоночки начались уже на этапе подготовки: Адмиралтейство обратилось с почетным предложением возглавить новую экспедицию к организатору одного из первых походов к Северному полюсу Уильяму Парри, но тот вежливо ответил, что северному сиянию предпочтет скучную штабную должность в Лондоне. Второй кандидат - Джеймс Росс, считавшийся восходящей звездой полярных исследований, - отказался, объяснив, что после недавней свадьбы теплая постель молодой жены интересует его куда сильнее, чем вечная мерзлота. Третий претендент был слишком молод, а четвертый вообще ирландец! (Последние, к слову, все же попали в экспедицию: Джеймс Фитцджеймс стал капитаном «Эребуса», а Фрэнсис Мойра Крозье - капитаном «Террора».)

В результате, изрядно намучившись, Адмиралтейство пригласило Джона Франклина, который мало того, что имел за плечами три неудачные экспедиции, но еще и был староват для таких походов (на момент начала плавания ему исполнилось 59 лет). К тому же за глаза его называли «человеком, съевшим свои башмаки»: во время сухопутной экспедиции в Канаду, которую Франклин возглавил в 1819 году, ему и его людям, умиравшим от голода, пришлось включить в рацион спальные мешки из бычьей кожи и даже собственную обувь. Тогда, кстати, Джон Франклин искал все тот же Северо-Западный проход.

История поиска

По самому оптимистичному прогнозу «Эребус» и «Террор» должны были преодолеть Северо-Западный проход за лето 1845 года, достичь Аляски, России и Китая и выйти в теплые воды Тихого океана. Но в Лондоне понимали, что, скорее всего, кораблям придется минимум раз перезимовать во льдах. Поэтому первые три года никто особо не беспокоился из-за отсутствия вестей.

Первой тревогу забила леди Джейн Франклин, жена Джона Франклина. В 1848 году она призвала Адмиралтейство направить корабли на поиски ее мужа. Чтобы немного подстегнуть инертную бюрократическую машину, леди Франклин развернула кампанию в прессе и объявила о награде любому, кто сообщит информацию об экспедиции.

Последними, кто видел в живых корабли Франклина, были экипажи двух китобойных судов в море Баффина в августе 1845 года, то есть спустя три месяца после начала экспедиции. Тогда же, во время последней стоянки в заливе Диско на западном побережье Гренландии, пять человек из экипажа были высажены на суда сопровождения и отправлены домой. Наверняка впоследствии они не раз рассказывали эту историю в портовых пабах за кружкой эля.

По следам «Эребуса» и «Террора» отправились корабли «Энтерпрайз» и «Инвестигейтор» под руководством капитана Джеймса Росса, за три года до этого дальновидно отказавшегося возглавить экспедицию. Но спасатели сами столкнулись с суровыми погодными условиями, и, проведя три зимы во льдах, вернулись не солоно хлебавши.

Обычно капитаны возводили пирамиды из камней на островах по пути следования корабля, оставляя в них письменные сообщения для спасателей. Но не в этот раз. Как выяснится потом, из 200 выданных специально для этой цели медных цилиндров Джон Франклин использовал только один в конце мая 1847 года, причем записка была составлена путано и неинформативно. По необъяснимой причине Франклин неправильно указал год, перепутал координаты острова, рядом с которым находились корабли, и завершил записку оптимистичным «All good!», что можно трактовать и как «Все в порядке», и как «У всех все хорошо». И это при том, что на тот момент умерли минимум три члена команды! А вот каким курсом пойдут корабли дальше - в документе не было ни слова.

То же самое касалось и запасного плана - складов с продовольствием на тот случай, если морякам придется оставить корабли и возвращаться пешком, что было нередкой практикой. Спасатели не нашли ни намека на них! Корабли и люди словно испарились в воздухе.

Эта неудача и солидная сумма в 20 000 фунтов подстегнули всеобщий интерес. К 1850 году пропавших искали в общей сложности 13 кораблей из Англии и США и несколько сухопутных экспедиций. Тогда-то на острове Бичи были найдены три могилы моряков экипажа Франклина, датированные апрелем 1846 года. Но судьбу остальных участников экспедиции и кораблей это не прояснило.

Новые данные появились спустя четыре года, причем абсолютно случайно. Путешественник Джон Рэй, исследовавший полуостров Бутия для Компании Гудзонова залива, повстречал группу эскимосов, и те рассказали ему о 35–40 погибших от голода белых людях и даже показали предметы, им принадлежавшие. На вилках, ложках и ножах стояло клеймо корабля «Эребус».

В Англии Джон Франклин, несмотря на провал экспедиции, считался народным героем, мужественно сложившим голову во славу короны. Так что эта находка могла бы прославить Джона Рэя и сделать его на родине всеобщим любимцем. Но в отчете, направленном в Адмиралтейство, он указал, что, со слов эскимосов, в последние дни моряки с «Эребуса» и «Террора», судя по состоянию трупов и содержимому котелков, занимались каннибализмом.

Такого пятна на репутации народного героя Джона Франклина британская общественность стерпеть не могла. В прессе началась травля Джона Рэя. Несколько разгромных статей написал даже Чарльз Диккенс. Чтобы английские офицеры опустились до людоедства? Немыслимо! Разумеется, кощунственная мысль, что одной только христианской моралью и чувством долга перед родиной сыт не будешь, в голову никому не приходила.

Как бы то ни было, Адмиралтейство не могло и дальше выделять средства на поиски моряков, так как, во-первых, было очевидно, что спустя почти десять лет вряд ли кто остался в живых, а во-вторых, более актуальной повесткой дня стала Крымская война с Россией. Члены экспедиции были официально объявлены «трагически погибшими при исполнении служебного долга».

Стойкая леди Джейн Франклин отказалась от звания вдовы и причитавшейся ей военной пенсии и снарядила еще одну экспедицию за свой счет, купив паровую 177-тонную яхту «Фокс». И в 1859 году на острове Кинг-Уильям удалось найти три скелета и записку, нацарапанную на полях документа, оставленного ранее Франклином. Она-то отчасти и пролила свет на события.

Если тон первого письма был мажорно-приподнятым, то от второго, написанного всего через год, разило отчаянием. Автор, капитан «Террора» Фрэнсис Мойра Крозье, сообщал, что после двух невероятно сложных зимовок во льдах оставшиеся в живых моряки покинули корабли и 22 апреля 1848 года пешком отправились на юг. Еще в послании было сказано, что руководитель экспедиции сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года. А значит, он никоим образом не мог быть замешан в каннибализме или других поступках, неподобающих джентльмену, о чем Джейн Франклин с гордостью сообщила в газеты.

Поиски останков моряков и самих кораблей продолжались вплоть до 1880-х, однако в целом особых успехов не достигли. Но спасательные экспедиции внесли огромный вклад в открытие арктического региона, нанеся на карту тысячи километров береговой линии Канадской Арктики. По иронии судьбы, потеря экспедиции принесла гораздо больше географических знаний, чем могло бы ее успешное возвращение.

Новая волна интереса к экспедиции Франклина поднялась спустя сто лет. При помощи современных технологий исследователи нашли еще несколько артефактов и останков людей Франклина с отметинами от режущих предметов, что, увы, подтвердило версию о каннибализме. Поиски экспедиции Франклина стали отдельным жанром у любителей приключений. На этом поприще отметился даже знаменитый «выживальщик» Беар Гриллс. В 2010 году он на двух жестких надувных лодках прошел Северо-Западным проходом, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления.

Остов «Эребуса» был найден в сентябре 2014-го на глубине 11 метров в восточной части залива Куин-Мод. А спустя два года неподалеку от острова Нунавут нашелся и «Террор».

Остров невезения

С 1819 по 1836 год в экспедициях, пытавшихся открыть Северо-Западный проход, участвовало 513 человек, из них погибло семнадцать. Ни одна из экспедиций, исследовавших регион как до, так и после Франклина, не понесла столь существенных потерь. Поэтому судьба «Эребуса» и «Террора» наводила на мысль, что произошло нечто экстраординарное. Какие только версии не появлялись в прессе - от загадочной болезни, поразившей всю команду, до гигантского и, по всей видимости, довольно морозоустойчивого спрута!

Жюль Верн в «Путешествии и приключениях капитана Гаттераса» предположил, что экспедиция Франклина наткнулась на огромный действующий вулкан под Северным полюсом, а Дэн Симмонс в романе «Террор» одного за другим скормил моряков кровожадному эскимосскому демону в обличье белого медведя Туунбаку. (Кстати, в апреле по этому роману выходит одноименный сериал, в числе продюсеров которого Ридли Скотт!)

Пропажа двух кораблей, оснащенных по последнему слову техники, да еще с лучшими моряками Королевского военно-морского флота на борту, казалась невозможной. И разрозненные находки только добавляли загадок.

Теперь, когда корабли найдены и путь экспедиции реконструирован, ясно, что к катастрофе привел не какой-то один фактор, а череда несчастливых случайностей и закономерностей.

Начать с того, что Джон Франклин выбрал неправильный маршрут. Примерно в конце августа 1846 года корабли достигли острова Кинг-Уильям, и руководителю экспедиции нужно было решить, идти вдоль западного побережья или восточного. По уставу такое решение могло быть принято только после разведки местности ледовыми боцманами. Их в экспедиции было двое, причем весьма опытных. Они должны были сообщить, что, хотя путь на запад короче, именно там сильный ветер гонит паковый лед прямиком из Северного Ледовитого океана. Восточное побережье Кинг-Уильяма покрывается льдом минимум на месяц позже. Джон Франклин тем не менее решил идти на запад, и уже через неделю корабли намертво вмерзли в лед, о чем и сообщал в своей записке капитан Крозье.

Пойди они тогда на восток - судьба экспедиции могла бы быть совсем другой. И это вовсе не сослагательное наклонение, которое, как все знают, не терпит история. Через каких-то 50 лет норвежец Руаль Амундсен на небольшом судне «Йоа» обошел злополучный Кинг-Уильям с востока и стал официальным первооткрывателем Северо-Западного прохода.

К тому же лето 1847 года выдалось экстремально холодным, и, когда моряки поняли, что кораблям не удастся выбраться из ледяного плена, было уже слишком поздно предпринимать пеший поход за помощью (она была от них в 2900 километрах).

Низкие температуры лишили людей возможности охотиться на тюленей, моржей или карибу - обычных летних обитателей тех широт. Да и в любом случае среди участников экспедиции не было ни одного человека, кто имел бы навыки охоты на крупных животных. Сработал эффект Даннинга - Крюгера: британцы были уверены, что если уж дикари-эскимосы на­учились выживать в суровых условиях Арктики, то высокоцивилизованным европейцам это не составит труда.

К этому добавилась банальная ошибка в расчетах. Предполагалось, что люди были обеспечены провиантом на три года в условиях полного рациона или на семь лет в случае сильно урезанного, но все же приемлемого дневного пайка. Однако в реальности еды едва хватило до весны 1848 года. К тому же часть консервов оказалась непригодной из-за банальной халатности и жадности снабженцев.

Адмиралтейство заключило контракт всего за несколько месяцев до старта, а на корабли консервы доставили в страшной спешке за два дня до отплытия. Проверять качество не было времени. Консервы оказались низкого качества, почти половина из них были негерметичными, да еще в пищу попал свинец из припоя. Позже спасательные экспедиции в нескольких местах находили запаянные банки, заполненные гнилым мясом, а иногда даже опилками или песком. Та же участь постигла и главное средство для борьбы с цингой - консервированный лимонный сок.

В 1980 году канадский антрополог Уоррен Бити эксгумировал останки трех моряков с острова Бичи. Помимо банальных диагнозов вроде истощения, туберкулеза и пневмонии исследователи выявили, что в костях всех похороненных содержание свинца в десять раз превышало норму. Само по себе это не могло стать причиной смерти, но очень сильно ослабляло сопротивляемость организма прочим болезням и суровым условиям.

В итоге в апреле 1848 года, когда стало очевидно, что единственный шанс спастись - это покинуть корабли, перед истощенными до предела и страдавшими от цинги моряками стояла практически невыполнимая задача. Им нужно было совершить изнурительный поход на юг и успеть добраться до побережья материка, пока не грянули морозы. Остатков испорченных консервов вряд ли хватило бы на все путешествие, и надежда была на то, что они встретят по пути эскимосов, которые поделятся с ними пищей или научат охотиться.

Поэтому обессиленные люди волоком тащили лодки, полные совершенно ненужных для выживания вещей, но которые можно было бы обменять на еду. На острове Кинг-Уильям одна из спасательных экспедиций обнаружила лодку, груженную столовым серебром, книгами, фарфоровой посудой...

А вот с полезными вещами было сложнее. На борту «Террора» и «Эребуса» стояли фрейзеровские патентованные плиты, слишком громоздкие для транспортировки. Это означало, что, покинув корабль, люди лишались горячей пищи и вынуждены были питаться только подгнившим мясом и замороженными супами. На слабеньких спиртовках, имевшихся у моряков, еду невозможно было разогреть (только до температуры чуть выше нуля), к тому же они нужны были, чтобы топить лед для получения воды.

Экспедицию ждал печальный финал: все участники погибли еще до конца 1848 года, так и не добравшись до помощи. И как бы ни было велико искушение списать неудачи экспедиции на злые силы, инопланетян или чудовищных монстров, случившееся с экспедицией идеально описывает «Бритва Хэнлона»: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью». Или, как в случае с Франклином, некомпетентностью, халатностью и самоуверенностью.

Но, с другой стороны, ведь только бросая вызов обстоятельствам, человечество сумело добраться до полюсов, опуститься на дно океанов и отправить в космос «Теслу». И то, что в глазах современников - слабоумие и отвага, в веках останется безумством храбрых.

Что местные археологи обнаружили останки затонувшего более 160 лет назад судна из пропавшей, или, как её ещё называют, «проклятой», экспедиции Франклина по освоению Арктики. Специалистам не удалось точно установить, какому именно из судов - «Эребусу» или «Террору» - принадлежат найденные остов и обломки, однако саму находку уже назвали «поистине историческим для Канады моментом».

Обломки обнаружили 7 сентября при помощи дистанционно управляемого глубоководного робота, сейчас артефакты находятся на изучение в лаборатории Оттавы. За дальнейшей судьбой находки следят историки всего мира: о том, почему полусгнившее дерево и килограммы заклёпок так будоражат учёные умы - ниже.

Когда стартовавшая в 1845 году экспедиция Джона Франклина затерялась во льдах, лишь одни официальные поиски её обошлись в 4 миллиона долларов по курсу того времени и длились шесть лет. Важность экспедиции переоценить было невозможно: Франклин искал новый короткий путь в Тихий океан, который столетиями именовали Северо-Западным проходом, через который можно было бы торговать с Японией и Китаем.

Европейские моряки долго шли к Северной Америке: среди отважных смельчаков были и Мартин Фробишер, дошедший до Баффиновой Земли и открывший Ошибочный пролив, и Генри Гудзон, нашедший залив, позже ставший одноимённым, и сам Баффин, в честь которого сегодня названы упомянутые выше земли и море.

Джон Франклин, о коем пойдёт речь, был девятым сыном лавочника. В 14 лет он ушёл на флот, в 19 отправился в свой первый поход к берегам Австралии, став офицером и позже - командиром полярного судна «Трент», на котором однажды пытался найти Северный морской путь.

Позже его усилиями на карте мира появился берег Северной Америки между 109°25′ и 148°52′ западной долготы - неизведанное до этого место. В 1828 году король Георг IV посвятил полярного исследователя в рыцари. Проведя долгое время на службе в адмиралтействе, к 1844 году Франклин получил приказ осваивать земли Крайнего Севера. Для плавания были выбраны «Эребус» и «Террор» - проверенные корабли путешественника Джеймса Росса с паровыми машинами, системами отопления в жилых помещениях, защитой винтов и руля, с библиотекой в две тысячи томов на борту. Что-то вроде экспедиционных «Титаников».

Всего в экспедиции участвовали 134 человека, из которых 24 имели офицерские звания. Сам Франклин шел на «Эребусе», «Террором» же управлял Фрэнсис Крозье. Утром 19 мая экспедиция начала своё плавание. 26 июля 1845 года «Эребус» и «Террор» были замечены китобоем «Принц Уэльский» в бухте Мелвилла у берегов Гренландии. Это был последний раз, когда европеец видел корабли капитана Франклина. Сообщение о встрече дошло в адмиралтейство лишь 29 октября, а молчание моряков никого не беспокоило - выйти на связь команда «Эребуса» должна была не раньше 1846 года.

В 1847 году, когда от экспедиции не пришло не единой весточки, о поиске моряков заговорил Джеймс Росс, предположивший, что запасы продовольствия у моряков подходят к концу (позже выяснилось, что из каждой партии в 2640 десятифунтовых банок консервированных продуктов фабрики Стефана Голднера, которые были взяты на борт судов, просроченными оказались более двух тысяч).

Местные охотники нашли стоянку неизвестных странников,
возле неё - 35 обглоданных мертвецов.

Полгода Адмиралтейство решалось начать поиски пропавшего экипажа. В 1848 году за спасение экспедиции была назначена награда в 20 тысяч фунтов. В мае того же года на поиски Франклина вышел и сам Джеймс Росс на кораблях «Инвестигэйтор» и «Энтерпрайз».

К 1850 году в поисках участвовали суда «Норт Стар», «Резолют», «Ассистенс», «Интрепид», «Пионер», «Леди Франклин» и «София». Общими усилиями мореходы наткнулись на первые следы пропавших моряков: предметы с «Эребуса» и «Террора» и три могилы соратников Франклина - Джона Торрингтона, Джона Хартнелла и Уильяма Брейна. Поиски усилили: район Чукотского моря бороздили суда «Пловер» и «Геральд», которые дошли до острова Врангеля, но так и не нашли следов потерянного капитана.

Маршруты кораблей пересеклись спустя год: суда, искавшие капитана Франклина, случайно нашли Северо-Западный проход, но вот никаких следов моряков найдено не было. В этом оказались бессильны экспедиции Эдварда Белчера, Генри Коллета и Мак-Клура. 26 октября 1852 года Джона Франклина произвели в контр-адмиралы - на церемонии догадывались, что вручение награды проходило не заочно, а посмертно.


Никаких достоверных новостей с Севера об экспедиции не приходило: издания вроде The New York Herald и The Dollar Monthly Magazine печатали сказочные истории от эскимосов, которые якобы видели вмёрзшие во льды суда, однако достоверность их была ничтожно низкой: за полгода, которые весточка шла до Великобритании, она обрастала фантастическими подробностями, оказывавшимися ложью. Первые более-менее подлинные сведения о состоянии экспедиции Франклина пришли от сухопутного путешественника-хирурга Джона Рэ, изучавшего жителей канадского Севера и эскимосов: в 1854 году Рэ, исследуя полуостров Бутия, пообщался с эскимосами, которые рассказали, что четыре года назад видели примерно 40 европейцев, шедших на юг. Местные охотники нашли стоянку неизвестных странников, возле неё - 35 обглоданных мертвецов.

Осенью того же года Рэ рапортовал в Адмиралтействе о своих находках, привезя с собой найденные личные вещи экипажа, в подлинности которых никто не усомнился. Во время своего выступления перед адмиралами Джон Рэ заявил, что в найденных им котелках были обнаружены человеческие останки, однако никто, включая супругу капитана Джейн Франклин и друга семьи, писателя Чарльза Диккенса, не хотел верить этим словам.

31 марта 1854 года Адмиралтейство прекратило поиски команды, а имена матросов были вычеркнуты из списков флота. Несмотря на прекращение официальных спасательных работ, частные лица вроде Джона Андерсона и Александра Стюарта надеялись найти живого капитана «Эребуса». Одна из главных находок того времени была сделана лейтенантом Гобсоном с яхты «Фокс», который в районе мыса Виктории обнаружил каменную пирамиду с запиской, подписанной капитаном Крозье.


В единственном достоверном документе того времени говорилось, что «Эребус» и «Террор» вмерзли в лёд ещё 12 сентября 1846 года. Капитан Франклин умер 11 июня 1847 года, и командование кораблями перешло Крозье. Третья зима во льдах стоила жизни 24 морякам. Когда продовольствие подошло к концу, выжившая часть команды двинулась на юг.

Суммируя предыдущие истории эскимосов с содержанием записки, Гобсон пришёл к выводу, что экипаж команды погиб от голода и цинги в районе реки Грейт-Фиш. Это была 38-я по счету экспедиция, которая позволила обнаружить первые достоверные следы капитана Франклина, пропавшего без вести. Практически все они стали продолжением поисков Северо-Западного прохода.

До вчерашнего дня самые важные артефакты, однако, так и не были найдены; и если строить иллюзий насчёт обнаружения скелета Франклина не приходится, то надежда на находку новых пояснительных записок или бортового журнала после подъёма корабля теплится сейчас в сердцах небезразличных к морю как никогда раньше.

Не так давно я писал о понравившейся книге Симмонса ”Террор”. Т.к. история пропавшей экспедиции показалась мне весьма интересной, решил сделать краткий реферат по данной теме.
Далее будет многобукв.
1. Предполагаемый маршрут экспедиции. Синим цветом показан путь, пройденный на кораблях, остальным цветом – пешие и лодочные передвижения.

Пропавшая экспедиция Франклина (Franklin"s lost expedition) - экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году. Будучи офицером Королевского военно-морского флота и опытным исследователем, он участвовал в трёх арктических предприятиях. В возрасте 59 лет Франклин предпринял свою четвёртую экспедицию. Её целью были исследование неизвестной части Северо-Западного прохода и завершение его открытия. Однако экспедиция на двух судах со 129 членами экипажа, включая самого Франклина, пропала.
Джон Франклин – руководитель экспедиции

«Эребус» и «Террор» были бывшими бомбардирскими судами Королевского военно-морского флота, перестроенными для плаваний во льдах и оснащёнными по самым современным стандартам XIX века. На кораблях стояли паровые двигатели, паровая отопительная система для комфорта экипажа. Судовая библиотека включала более 1200 книг. Был взят трёхлетний запас провианта. Большей частью экипаж был укомплектован англичанами, многие из которых были с севера страны. Кроме Франклина, Крозье и двух ледовых лоцманов, никто более не имел полярного опыта.
Капитан Френсис Крозье – капитан ”Террора”.

После двух лет ожидания вестей от экспедиции общество, леди Франклин, члены парламента и британская пресса призвали Адмиралтейство отправить в Арктику поисковый отряд. В ответ Адмиралтейство разработало план, осуществление которого началось весной 1848 года. Экспедиция закончилась ничем.
Первые находки были сделаны в 1850г. Так, 23 августа капитан одного из поисковых кораблей увидел пирамиду из камней и разбросанные вокруг пустые консервные банки, на которых значилось имя Голднер. Несколько дней спустя, на острове Бичи, группа наткнулась на три могилы, которые оказались местом последнего упокоения некоторых членов экипажа Франклина, умерших в январе - апреле 1846 года.

Весной 1851 года пассажиры и члены экипажа нескольких судов наблюдали у побережья Ньюфаундленда огромный айсберг со вмёрзшими в него двумя судами - одно из них стояло прямо, другое - с креном. Было высказано предположение, что ими могли быть корабли «Эребус» и «Террор», хотя всё же более вероятно, что это были суда китобоев.

В 1854 году во время изучения топографии канадского побережья Северного Ледовитого океана к югу от острова Кинг-Уильям были записаны рассказы местных эскимосов о погибших от голода белых людях.

В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям, с подробной информацией о судьбе пропавших до весны 1848 года.

В записке было сказано, что люди Франклина перезимовали в 1845-1846 годах на острове Бичи, где трое из них погибли и были похоронены. Экспедиционные суда были затёрты льдами близ острова Кинг-Уильям в сентябре 1846 года и никогда более не выходили в открытые воды.

Экипаж зимовал на острове Кинг-Уильям в 1846-1847 и 1847-1848 годах и 26 апреля 1848 года планировал выйти из лагеря и попытаться достичь реки Бак на канадском побережье. 15 матросов и девять офицеров к тому времени были уже мертвы. Остальные погибли в дороге, большинство из которых - ещё на острове, а 30 или 40 человек - дойдя всё же до северной части материка, но оказавшись в сотнях миль от ближайшего оплота западной цивилизации.
Экспедиция Мак-Клинтока также обнаружила на южном побережье острова Кинг-Уильям человеческий скелет. При нём были найдены документы, в числе которых - свидетельство моряка, выданное на имя Гарри Пеглара 1808 года рождения.

В 1981 году группа канадских учёных начала новый этап научных исследований могил, тел и других артефактов, которые оставила после себя экспедиция Франклина на островах Бичи и Кинг-Уильям. Они пришли к выводу, что члены экипажа, могилы которых были найдены, скорее всего, умерли от воспаления лёгких и, возможно, туберкулёза, на фоне общего ухудшения здоровья вследствие отравления свинцом из-за некачественно произведённой пайки банок, в которых хранилось продовольствие.

Изучение костей показало наличие острого дефицита витамина C, являющегося причиной цинги. После возвращения в Эдмонтон Битти совместно с арктическим археологом Джеймсом Савелом обнаружил на бедренной кости одного из скелетов царапины и засечки, тогда как череп был проломлен. Это стало первым научным подтверждением фактов каннибализма, о которых рассказывали многие из эскимосов и предположения которых содержались в отчёте доктора Рэя.
Был проведен анализ костей скелета: в них содержалось 226 мд свинца, что почти в 10 раз превышало содержание свинца в контрольных образцах, взятых у скелета эскимоса.

Проведённые позже исследования показали, что ещё одним потенциальным источником свинца, возможно, были корабельные опреснительные системы, а не консервные банки.

После получения официального разрешения на эксгумацию группа Битти посетила остров в августе 1984 года для проведения вскрытия могил троих членов экипажа Франклина. Первой была открыта могила кочегара Джона Торрингтона. Из-за вечной мерзлоты трупы, пролежавшие в земле почти 140 лет, прекрасно сохранились.

После завершения вскрытия Торрингтона, эксгумации и краткого осмотра Джона Хартнелла группа из-за ухудшения погоды вынуждена была вернуться в Эдмонтон, взяв с собой образцы костей и мягких тканей.

Элементный анализ костей и волос Торрингтона показал, что матрос «испытывал тяжёлые психические и физические проблемы, вызванные отравлением свинцом». Вскрытие показало, что причиной смерти стало воспаление лёгких, однако отравление свинцом было названо одним из сопутствующих факторов.

Во время экспедиции группа посетила место, расположенное примерно в 1 км к северу от могил, для изучения фрагментов сотен консервных банок, оставшихся после экспедиции Франклина. Битти отметил, что пайка на них была выполнена некачественно и с использованием свинцового припоя, который, вероятно, находился в прямом контакте с пищей.

И совсем свежие новости:
7 сентября 2014 года остов одного из двух кораблей предприятия Франклина был найден членами экспедиции к проливу Виктория. На данный момент неизвестно какой именно из двух кораблей был обнаружен. Фотоснимки находки, найденной на глубине 11 метров, были сделаны с помощью дистанционно-управляемого подводного аппарата.

Наиболее значимым результатом экспедиции Франклина стало обследование и нанесение на карту тысяч миль вдоль береговой линии, произведённые многочисленными экспедициями по её розыску. Ричард Кириакс отметил, что «потеря экспедиции, вероятно, принесла гораздо больше [географических] знаний, чем её успешное возвращение». Ирония судьбы, да.

За информацию спасибо Википедии, за фотографии Интернету.

Экранизация бестселлера Дэна Симмонса «Террор», посвященного пропавшей экспедиции британского мореплавателя сэра Джона Франклина, наконец-то выходит в эфир. Самое время разобраться в подробностях насколько жуткой, настолько же и увлекательной истории кораблей «Эребус» и «Террор», сгинувших в арктических льдах в середине позапрошлого века.

Кадр из сериала «Террор», 2018

Дэн Симмонс

Американский писатель, работающий в жанре фантастики, ужасов и криптоистории. До того как полностью сосредоточиться на писательстве, Симмонс почти двадцать лет преподавал английскую литературу в школе, и любовь к предмету заметна во всех его сюжетах. Главным трудом фантаста считаются четыре романа из цикла «Песни Гипериона» - космические оперы о кибермире будущего. Последние его романы - фэнтези про приключения Чарльза Диккенса в подземном Лондоне («Друд») и альпинистский хоррор о нацистских тайнах покорения Эвереста («Мерзость»). Роман «Террор» - двадцать шестая по счету книга Симмонса - был сразу с восторгом принят читателями, критиками и мастерами жанра, в том числе и Стивеном Кингом. Телеэкранизация «Террора» станет своеобразным подарком к 70-летию писателя, родившегося 4 апреля 1948 года.

В 2007 году Дэн Симмонс выпустил свой лучший на данный момент роман - «Террор». Книга увлекает даже тех, кто никакое фэнтези на дух не переносит: психоделический хоррор на фоне детальной реконструкции всего того, что было на тот момент известно о пропавшей в Арктике экспедиции Джона Франклина.

Сегодня, 26 марта, канал AMC начинает показ экранизации «Террора». Сразу привлекает кастинг: главные роли играют Киран Хайндс (Джон Франклин) и Джаред Харрис (капитан Крозье). Хайндс запомнился многим как Юлий Цезарь в «Риме» и Манс-Налетчик в «Игре престолов», а универсальный артист Харрис кажется просто созданным для своей роли. Режиссеры - Тим Милантс, Эдвард Бергер, Серджо Мимика-Геззан. Зрители Берлинского кинофестиваля уже увидели первые две серии, и отзывы пока положительные. В любом случае это одна из самых ожидаемых премьер 2018 года. Подготовимся к ней.

Киран Хайнс в роли адмирала Франклина. «Террор», 2018

1. Последнее дело Франклина

«Террор» - тот случай, когда знание реальной истории не будет спойлером, а только усилит впечатление - интрига сюжета Симмонса начинается там, где исторические сведения кончаются. Итак, 19 мая 1845 года корабли Ее Величества «Террор» и «Эребус» отошли от причалов Гринхайта в графстве Кент и направились в сторону канадской Арктики. На борту было 134 человека, но пятерых почти сразу отчислили за проступки или непригодность. Они оказались самыми везучими - как пассажиры, опоздавшие на разбившийся самолет. В итоге осталось 129 офицеров и матросов, которыми руководил сэр Джон Франклин, опытный мореплаватель и полярник, завершавший свою карьеру.

Целью экспедиции было исследование Северо-Западного прохода - морского пути вдоль северного побережья Канады из Атлантического океана до Берингова пролива. Предполагалось, что до него можно дойти по открытому Полярному морю, и неисследованным оставался небольшой район, куда и направились корабли Франклина.

«Корабли сэра Джона Франклина «Эребус» и «Террор» на реке Темзе в Лондоне»

Флагманским «Эребусом» командовал сам 59-летний глава экспедиции, «Террором» - 49-летний капитан Френсис Крозье, который станет главным героем у Симмонса. Суда были специально подготовлены к арктическому плаванию: бронированы, оборудованы паровыми установками для отопления и системой дистилляции воды, снабжены запасом разнообразной провизии на три года. При этом полярный опыт имели только четверо из 129 моряков - Франклин, Крозье и пара ледовых лоцманов. Поход должен был стать триумфом Франклина - он и правда оставил имя адмирала в веках, но, увы, совсем по другим причинам.

В последний раз «Террор» и «Эребус» видели в августе того же 1845 года - английские китобои встретили их, дожидающихся улучшения погоды, в море Баффина. Зимовки во льдах были запланированы, экспедиция рассчитывалась не на один год. Судя по найденной почти через десять лет записке, первая зимовка мирно прошла у острова Бичи. Еще через два года моряки покинули корабли, прочно затертые многолетними льдами, чтобы разбить лагерь на острове Кинг-Уильям, - и пропали.

Четыре десятка поисковых экспедиций искали следы Франклина на протяжении полутора веков. Через 166 лет после исчезновения нашлись оба корабля, но убедительного ответа на вопрос, что произошло, все еще нет. Находки только добавляют загадок.

Адмирал Джордж Бэк. Корабль Ее Величества «Террор» на якоре возле айсберга в водах Баффиновой Земли

2. Мрак и ужас

Название «Террор» очень подходит для версии Симмонса - людей Франклина действительно терроризируют. Но и без того имена кораблей поражают. Разумно ли идти в долгий полярный поход на судах «Мрак» и «Ужас»? Старинный обычай давать военным судам устрашающие названия подтвердил мудрость капитана Врунгеля.

Британское адмиралтейство объявило солидную награду тому, кто найдет следы Франклина, и экспедицию искали очень активно. Поиски начались в мае 1848-го, через три года после потери связи. Судя по записке на официальном бланке адмиралтейства, которую обнаружили только через десять лет, в тот момент часть людей Франклина, скорее всего, были живы.

Сама записка - удивительный документ. Она, так сказать, двухсерийная: первое оптимистическое сообщение оставлено в конце мая 1847 года, второе написано прямо на полях первого через год, и оно зачеркивает весь оптимизм. Согласно первой депеше, экспедиция благополучно перезимовала, сэр Джон Франклин по-прежнему руководит своими людьми, и в целом «все в порядке». Согласно второй, через две недели после первого сообщения сэр Джон умер, и командование принял капитан Крозье. В следующем году умерли уже в общей сложности 24 члена экспедиции, корабли были намертво затерты льдами, и оставшиеся в живых покинули их. Приводятся координаты места, где они встали лагерем, и их намерение «завтра» выступить в сторону реки Бака на северо-западном побережье Канады. Что стало причиной смерти Франклина и где его могила, не говорится, зато есть почти бессмысленные подробности закладки сообщения.

Адмирал Джордж Бэк. Корабль Ее Величества «Террор» в Арктике

В ряду странностей выделяется отсутствие могилы Франклина. За все прошедшие годы не найдено ничего, что напоминало бы захоронение руководителя экспедиции, который умер, когда все еще было «в порядке». Или уже не было? Но непорядок тоже заслуживал бы упоминания. Вряд ли сэра Джона решили похоронить в замерзшем море. Три простых члена экспедиции, умершие от болезней до него, были погребены как положено на острове Бичи, и вечный лед сохранил их нетленными до наших дней. При желании можно увидеть жутковатые фотографии тел.

Надо отметить, что природа была явно против полярников. Как раз эти годы в устной истории эскимосов-инуитов считаются наиболее тяжелыми: лета фактически не было, льды не вскрывались, аборигены уходили со старых мест. Британцы вообще не стремились ни к контактам с «дикарями», ни к использованию их методов выживания. В том числе и поэтому инуитские предания об экспедиции Франклина долго не принимали всерьез - должное внимание на них обратили только в наши дни.

3. Каннибалы во льдах

Записку на бланке адмиралтейства нашли в 1859 году, а первые сведения о людях были получены за четыре года до этого от инуитов на северо-западном побережье Канады. По их словам, полсотни белых людей умерли там от голода, в крайности дойдя до каннибализма. Викторианской публике рассказы о людоедстве принять было трудно - не может же один джентльмен съесть другого. Но слова подтверждались опознанными вещами с «Эребуса», которые передали эскимосы. Как бы в противовес этому Уилки Коллинз даже написал об экспедиции романтическую пьесу «Замерзшая бездна»: никаких каннибалов, только героизм, любовь и северное сияние. Одного из героев сыграл сам Чарльз Диккенс, а на премьеру пришла королева Виктория.

Но известнейшим произведением искусства на эту тему стала картина Эдвина Ландсира «Человек предполагает, а Бог располагает» - воистину кошмарное полотно. Вообще-то Ландсир был мирным анималистом и в арктическом сюжете от своей любимой темы не отошел. Он изобразил двух злобных белых медведей во льдах, один из которых обгрызает человеческий остов, а другой рвет британский флаг. Огромное полотно пугало людей до обмороков, но оно продолжает висеть в зале Королевского колледжа Лондонского университета.

Эдвин Генри Ландсир. Человек предполагает, а Бог располагает. 1864

4. Блокнот мертвеца

По разным рассказам инуитов, они встречали выживших членов экспедиции даже десять лет спустя после ее пропажи. Судьба экспедиции Франклина с тех пор прочно срослась с эскимосской историей. Уже в наши дни историк-инуит Луи Камукак говорит о том, что его дед пользовался долотом, сделанным из столового ножа Франклина, а школьные уроки на тему экспедиции дополнялись знакомыми с детства легендами. Сейчас Камукак уверен, что сможет найти могилу адмирала.

Вещи экспедиции Франклина сами по себе изумляют - полярники, как хоббиты, взяли с собой в Арктику не только огромную библиотеку, но всю привычную утварь вплоть до серебряных вилок с монограммами. Самый странный арсенал обнаружили на побережье острова Кинг-Уильям в большой лодке с двумя скелетами, водруженной на огромные тяжелые сани: шелковые платки, душистое мыло, губки, ботинки, книги, чай и 18 кг шоколада.

В другом месте острова обнаружился скелет в форме стюарда, который сыграет роль в сюжете Симмонса. При нем был паспорт моряка на имя Генри Пеглара - не стюарда, но старшины верхней команды, а также расческа и блокнот. (Рассмотреть эту и другие находки, связанные с экспедицией Франклина, можно на сайте Королевских музеев Гринвича .)

Записи из этого блокнота тянут на завязку хоррора. Они сделаны двумя разными людьми, часто - зеркальным шрифтом: слова выведены задом наперед. На одной странице записи образуют правильный круг, а внутри него несколько бессвязных, тоже зеркальных фраз, в том числе такая: «Terror camp clear» - «Лагерь «Террора» опустел». На обороте - слова погребальной молитвы.

И лагерь «Террора», что бы это ни значило, действительно опустел. Кроме этих трех скелетов за все время поисков были найдены и опознаны три первых мертвеца 1846 года, когда экспедиция еще не пропала, разрозненные останки и захоронения - в общей сложности не более трех десятков человек. Куда исчезла еще сотня, ответа нет. Ни одна из версий - переохлаждение, голод, цинга, отравление свинцом из плохо запаянных консервов либо из системы опреснения воды - не объясняет массовой и быстрой гибели и исчезновения следов. Самое логичное допущение: люди Франклина пострадали от какого- то непредвиденного чрезвычайного происшествия.

5. Возвращение

Через восемь лет после выхода романа Симмонса корабли Франклина внезапно нашлись. Именно «внезапно» - на них буквально наткнулись. Сначала обнаружился затопленный «Эребус». В сентябре 2016 года гидрографы и археологи, которые составляли карту неисследованного участка залива Королевы Мод, посадили вертолет на удобный, ничем не примечательный островок.

Уже на земле, во время прогулки по берегу, наметанный глаз полярного исследователя отметил некий необычный предмет - металлический обломок правильной формы. На нем оказались метки Британского королевского флота, а дальше по берегу нашлись новые обломки, опознанные как части шлюпбалки. В итоге сонар, отправленный на дно, передал на поверхность изображение большого затопленного корабля. На судовом колоколе ясно читалось название: «Эребус». Без преувеличений - находка века.

Подъем колокола «Эребуса», 2016

Археологи говорили, что корабль будто сам хотел быть найденным. Похоже, подтверждается самый эффектный рассказ эскимосов, который сто лет не принимали всерьез: они видели огромный корабль с улыбающимся мертвецом на борту, дрейфовавший по льдам к югу.

Через два года, и тоже по случайности, нашли «Террор». Удивительно, но он лежит на дне в заливе Террор, названном в начале XX века в его же честь. Место определили благодаря селфи одного из членов команды исследовательского корабля «Мартин Бергманн». Семь лет назад тот запечатлел себя на фоне какой-то мачты, торчавшей изо льда залива, и рассказал об этом руководителю экспедиции, когда «Бергманн» оказался неподалеку. Они сразу двинулись в ту сторону, и у юго-западной части острова Кинг-Уильям эхолот обнаружил на дне корабль. В отличие от сильно поврежденного «Эребуса» «Террор» оказался практически целым. Он тщательно задраен на зиму и, как предполагают ученые, мог бы плыть, если б освободился ото льдов. Главное - оба корабля найдены очень далеко и от места, обозначенного в записке капитана Крозье, и друг от друга.

2018 год должен стать поворотным для этой истории: начинает работу масштабная археологическая экспедиция, которая будет исследовать корабли. До сих пор одной из главных забот археологов была защита находок от покушений любопытствующих и энтузиастов. С выходом экранизации их количество явно увеличится. Кроме того, на наших глазах может родиться еще один сюжет традиционного хоррора: никто не предскажет, какие тайны «Ужаса» и «Мрака» поднимутся на поверхность из-под вековых льдов.

  • Нина Волкова

    Иллюстрации

    AMC, Rauner Library, Thierry Boyer / Parks Canada

129 мертвецов в полярной пустыне: загадка гибели экспедиции Франклина

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений. Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор». Трагедия пропавшей экспедиции Франклина - в обзоре Onliner.by.

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу - поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода - перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени - от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену - человеческие жизни.

Возможные варианты Северо-Западного прохода

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину - опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

Джон Франклин

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться. Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.







Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой - отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. - значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку - три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе - апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами - гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.







Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846-1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846-1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент - 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки - вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир. Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи - матрос Хартнелл - погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.