1 (11) декабря 1699 года государь Петр I Алексеевич учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. Главное корабельное знамя Российского ВМФ представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, которые образуют косой крест. Свой выбор царь объяснил тем, что именно от апостола Андрея Первозванного Русь впервые приняла святое крещение, и он стал её небесным покровителем, и таким образом, Петру хотелось увековечить имя святого.

Символика Андреевского флага имеет глубокие корни. Один из учеников Иисуса Христа был Андрей - родной брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона), покровителя царя Петра I. Согласно Евангелию, оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели непосредственное отношение к морю. Андрей был первым призван Иисусом Христом в ученики и поэтому был назван Первозванным. Согласно некоторым источникам, Андрей был направлен для миссионерской деятельности в Скифию (Северное Причерноморье). В ряде русских источниках сообщается о путешествии апостола из Крыма в Рим через Ладогу. Рассказывается, что Андрей сделав остановку на возвышенностях у Днепра, где будет основан Киев, сообщил ученикам, что здесь воссияет благодать Божия и будет основан великий город. Он поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. Затем он посетил и северные земли Руси, удивляясь обычаю славян, которые моясь в банях, били себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и ледяной водой. Некоторые источники сообщают о дальнейшем пути апостола Андрея на север, где он поставил крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и посещении острова Валаам. В то же время надо отметить, что многие авторы, в том числе православные церковные историки, ставят под сомнение существование этого путешествия.

Одно известно точно, апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник и проповедник христианства. Деятельность миссионера была тесно связана с морем. «Золотая легенда» (собрание христианских легенд и житий святых, написанное в 13 столетии) сообщает о спасении и даже воскрешении 40 путешественников, которые морем направлялись к апостолу, но были погублены штормом (в другом варианте сообщается об успокоении моря молитвой). Этим можно объяснить почитание Андрея Первозванного как покровителя мореходов. Его жизнь была завершена мученической смертью - распятием на косом кресте (который и получил имя апостола).

Почитание в Российском государстве апостола Андрея и особое отношение к нему царя Петра Алексеевича выразилось и в том, что в 1698 году был учрежден первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Основной частью ордена был образ апостола Андрея, распятого на косом кресте. Андреевский орден на голубой ленте до 1917 года оставался главной и самой почитаемой наградой в Российской империи (с 1998 года высшая награда Российской Федерации). Также надо отметить, что символика Андреевского флага шла ещё от отца Петра – царя Алексея Михайловича, который учредил для построенного при нём корабля «Орёл» особый флаг – бело-сине-красное полотнище с двуглавым червлёным орлом.

Став царем, Петр Алексеевич большое внимание уделил разработкам рисунков флага российского флота. Так, в 1692 году было создано два эскиза. Один - с тремя горизонтальными полосами и подписью: «белая», «синяя», и «красная». Второй рисунков - указываются тех же цвета с «наложенным» на них Андреевским крестом. В 1693 и 1695 годы флаг второго проекта был занесен в ряд европейских атласов как «флаг Московии». Надо сказать, что в поисках окончательного варианта военно-морского флага России царь перебрал за два десятилетия около 30 проектов. В августе 1693 года царь Пётр поднял на вооруженной яхте «Св. Петр» флаг из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной) с золотым орлом в центре. С этого момента можно проследить развитие военно-морского флага Русском государстве. К сожалению, нет данных о том, под какими стягами ходили ладьи русских воинов в первом тысячелетии нашей эры, плавали суда новгородских купцов и ушкуйников. Хотя можно предположить, что русские боевые стяги были с самой глубокой древности красными.

В 1696 году во время второй осады турецкой крепости Азов русские корабли несли на корме флаг с синим прямым крестом и четвертями белого и красного цветов. Однако уже в следующем году царь Пётр учреждает новый флаг военного флота из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной, фактически вернувшись к варианту 1693 года. Под этим флагом отправился в 1699 году в Константинополь с первой официальной дипломатической миссией российского военного флота корабль «Крепость». В то же время русский государь, только что вернувшийся из путешествия в Западную Европу, продолжил поиски рисунка военно-морского флага России. Осенью 1699 года впервые на бело-сине-красном полотнище появляется «андреевский» косой синий крест - знак покровителя Руси апостола Андрея Первозванного. Он же был помещён царем и в белой голове известного с 1697 года трехцветного вымпела, который просуществовал под названием «ординарного» до 1870 года.

В 1700 году царь Петр рассматривает гравюры и чертежи 58-пушечного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). На гравюрах Адриана Шхонебека и на акварели Бергмана боевой корабль изображён с шестью различными флагами! На одном из видов изображён флаг, в полотнище которого последовательно располагаются девять горизонтальных полос белого, синего и красного цветов; на другом - бело-сине-красный флаг с тремя горизонтальными полосами (вариант 1697 года); на третьем - флаг из семи полос, на широкой белой центральной полосе которого размещён чёрный андреевский крест, выше этой полосы узкие белая, синяя и красная, и ниже неё - узкие синяя, белая и красная полосы. Однако царь считает, что флаг 1697 года устарел, а полотнище из девяти полос плохо читается и к тому же очень похож на голландский флаг контр-адмирала. Царя удовлетворяют флаги на чертежах: белый, синий и красный с андреевским синим крестом в верхней четверти флага у древка. Эта система была аналогична принятой в английском флоте. Одновременно были учреждены флаги галерного флота, отличавшиеся от корабельных флагов наличием косиц (концы флага в виде прямоугольных треугольников). Кроме того, на мачтах кораблей стали поднимать белые, синие и красные вымпелы, в белой голове которых помещался синий андреевский крест. Синий и красный флаги и вымпелы, которые иногда отменяли, и вновь вводили в обращение, в целом они просуществовали до 1865 года. Белый флаг получил новый рисунок уже в 1710 году – синий андреевский крест был перемещён в центр полотнища и словно висел в нём, не касаясь концов флага. Привычный нам образ Андреевский флаг принял в 1712 году: белый флаг с синим Андреевским крестом. В такой форме этот флаг просуществовал в Военно-морском флоте России до ноября 1917 года.

С 1720 года на бушприте кораблей флота России стали подниматься гюйс - специальный флаг, который ранее использовали как флаг морских крепостей и именовавшийся «кейзер-флаг». Красное полотнище пересекал не только косой синий крест, но прямой белый крест. Считается, что, он появился в 1701 году. До 1720 года корабли России несли в качестве гюйса уменьшенную копию кормового флага. Слово «гюйс» имеет интересную : оно происходит от нидерландского «гёз», то есть нищий. Так в 16 столетии называли восставших против испанского владычества жителей Нидерландов. Самая большая группа гёзов воевала на море («морские гёзы») и впервые стала применять этот флаг.


Гюйс, флаг морских крепостей.

Главенство белого флага, с синим Андреевским крестом, было окончательно закреплено в Уставе 1797 года: «Если корабли никуда не причислены, несут белые флаги». В то же время корабли русского Черноморского флота от его основания до 1918 года плавали только под белыми андреевскими флагами. Цветные – синие и красные флаги, были отменены в правления Анны Иоанновны и Екатерины Великой. В крыжах (верхняя четверть флага у древка) синего и красного флагов с 1797 по 1801 годы (во время правления Павла Петровича) расположили не андреевский флаг, а гюйс, который для императора Павла I, который с детских лет носил звание генерал-адмирала, имел особенное значение как личный знак. Надо отметить, что именно государь Павел Петрович превратил старые флаги и знамена из предметов вещевого довольствия в военные реликвии. Кроме того, при государе Павле некоторые русские корабли некоторое время поднимали красный с белым крестом иоаннитов флаг. Этот флаг был создан как кормовой знак мальтийских эскадр созданных новоиспеченным главой Мальтийского ордена. 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Ордена св. Иоанна Иерусалимского и планировал создать флот базирующийся на Мальте, для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Флаг был упразднен после смерти Павла Петровича.

В 19 столетии в Российской империи появятся ещё несколько новых кормовых флагов. Так, ещё в 1797 году корабли Морского Кадетского корпуса получили специальный кормовой флаг, где в центре Андреевского флага в красном овале был помещен герб учебного заведения. А на грот-мачте суда этого учебного заведения стали поднимать «ординарные» вымпелы с трехцветными косицами. С 1827 года корабли учебных морских экипажей получили право поднимать особенный флаг, где было изображение пушки и якоря (они также размещались в красном овале). Получили свои кормовые флаги и гидрографические суда русского императорского флота. В 1828 году был учреждён флаг «для лоции», на андреевском флаге в центре располагался рисунок чёрной катушки компаса с золотым якорем, указывающим на север. Правда, уже в 1837 году этот флаг был заменён учреждённым в 1829 году флагом генерал-гидрографа. Он имел ту же чёрную катушку компаса, но в синем небольшом крыже. Кроме того, в 1815-1833 гг. существовал и кормовой флаг для кораблей Висленской военной флотилии (Флаг военных судов Царства Польского). Это был андреевский флаг с небольшим красным крыжем, в котором расположили белого польского орла. Данный флаг был отменён после поражения Польского восстания 1830-1831 гг.


Флаг Генерал-гидрографа Генерального штаба. Флаг судов, для лоции предназначенных.

Вспомогательные суда военно-морского флота Российской империи до 1797 года несли на корме трёхцветный флаг, а на бушприте гюйс. С 1794 по 1804 год вспомогательные суда отличались военным вымпелом. А с мая 1804 года получили специальный флаг с белым или синим полотнищем, с крыжем национальных цветов (бело-сине-красный) и перекрещенными якорями под ним. Кроме того, вооружённый транспорт одновременно нёс военный вымпел. Все эти флаги были отменены в 1865 году.

Георгиевский вымпел - трехцветный вымпел с андреевским флагом в голове, на центр креста которого наложен красный щит с образом покровителя военных св. Георгия Победоносца, был учреждён в 1819 году. Он стал отличать гвардейский экипаж, который заслужил эту честь в сражении города Кульм в 1813 году. Другими отличиями, которые выделяли высших должностных лиц, были георгиевский адмиральский флаг (он имел полотнище андреевского флага, но с красным щитом Георгия Победоносца), георгиевский брейд-вымпел и шлюпочный флаг контр-адмирала. Кроме того, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в боях с турками особенно отличились 74-пушечный линейный корабль «Азов (герой Наваринского сражения) и 18-пушечный бриг «Меркурий» (одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями), они были отмечены адмиральскими георгиевскими флагами, которые поднимали как кормовые. За всю последующую историю Российской империи более ни один военный корабль русского флота не получил такой награды.

С развитием страны происходили изменения и во флагах военно-морского флота. В 1865 году по причине ненадобности были отменены синие и красные флаги и вымпелы. Также отменили и все, кроме андреевского, кормовые флаги. В 1870 году шлюпочные флаги стали стеньговыми флагами адмиралов, был ликвидирован «ординарный» вымпел, под которым плавали корабли, не причисленные к какой-либо части. Георгиевский вымпел получил вместо трехцветных, белые косицы. В этом же году кормовым флагом вспомогательных судов Военно-морского флота России стал синий флаг, который имел изображение андреевского флага в крыже. Кроме того, по мере развития вооруженных сил, появляются флаги судов морских крепостей, новые флаги должностных лиц, судов отдельных частей, кораблей отдельного Корпуса пограничной стражи, флаги морской авиации.

Революция 1917 года принесла новые символы. Рядом с андреевскими флагами стали поднимать красные полотнища. С весны 1918 года подъём андреевского флага на кораблях Советской России был прекращён. В конце 1924 года андреевские флаги были спущены и на кораблях флота белых в Бизерте (корабли были заложены французам, те их вскоре «пустят на иголки»). Гюйс и крепостной флаг, с некоторыми изменениями - в центральной части полотнища в белом круге изображалась красная звезда с серпом и молотом посередине, просуществовали до 1932 года. Кроме того, во время Второй мировой войны символику Андреевского флага использовали коллаборационистские части генерала Власова.

17 января 1992 года, правительством России была принята резолюция, которая возвратила Андреевскому флагу статус Военно-Морского флага России. В результате дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были восстановлены в ВМФ России и действуют до настоящего времени.

Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, - и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире - отечественного Андреевского флага. в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота.

Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орел» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесенный туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.

Гангутский бой. Художник Рудольф Яхнин. museum.navy.ru

Крест, осенивший русский флот

Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лег на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…

Увы, в реальности все это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим - классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.

Петр I. Художник Поль Деларош (1838). wikipedia.org

Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора - выход в Балтийское море. Оно стало четвертым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырехконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.

Умереть на посту у флага

«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», - сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.

Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг - а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота - всегда охранялся вооруженным часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.

В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений. Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя - офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом - осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на свое место он вернулся сразу после перевязки».

Крейсер «Варяг». Фото: wwportal.com

И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли все-таки решились на спуск флага - но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.

«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить»

Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семен Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошел в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжен русской эскадрой - как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе - от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! - был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына - Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.

Два святых на одном флаге

Морской Георгиевский знаменный флаг - награда за защиту Севастополя в Крымской войне. Фото: Музей истории Черноморского флота (Севастополь)

5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.

Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненный командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский. На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорен к смертной казни, сразу же замененной 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобожден. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил - сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером». Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.

Возвращение легенды

То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего - о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.

Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест - пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота

И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести. Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.

* Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря.

ОТ ПЕТРА ПЕРВОГО… Своим рождением Российский флаг обязан отечественному флоту. Флаг той или иной Своим рождением Российский флаг обязан отечественному флоту. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её принадлежит именно ей, является её территорией. В 1690 гг. бело-сине-красный территорией. В 1690 гг. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства, флаг стал символом Российского государства, и прежде всего – на море. и прежде всего – на море. Именно таким флагом пользовался Пётр I. Именно таким флагом пользовался Пётр I.






ФЛАГ КАК СИМВОЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ФЛАГ КАК СИМВОЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Флаг постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Флаг постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он развевается на мачтах российских кораблей, наносят на воздушные суда РФ и на её космические аппараты. Он развевается на мачтах российских кораблей, наносят на воздушные суда РФ и на её космические аппараты. Флаг свидетельствует о принадлежности к России. Флаг свидетельствует о принадлежности к России. Флаг поднимают во время официальных церемоний, развивается в воинских частях. Флаг поднимают во время официальных церемоний, развивается в воинских частях. В дни всенародного траура флаг приспускается или прикрепляют чёрную ленту. В дни всенародного траура флаг приспускается или прикрепляют чёрную ленту.



Государственный флаг Российской Федерации - это официальный символ России наряду с ее гербом и гимном. Прямоугольное полотнище белого, синего и красного цветов - российский триколор - имеет свою историю. Флаг менялся на протяжении столетий, а его история отражает этапы развития и изменения России.

ЗАКАЗАТЬ ФЛАГ МОЖНО У НАС

1668

До XVII века единого государственного флага в России не было. Первое упоминание о нем связано с именем царя Алексея Михайловича Романова. В 1668 году он в соответствии с европейской традицией повелел поднять флаг над первым русским военным кораблем, названным «Орел». Известно, что для изготовления первого флага были закуплены алая, белая и синяя материи, хотя точных сведений о том, как он выглядел, нет. На этот счет существует несколько версий, по одной из них на флаге был также изображен двуглавый орел. Считается, что по своему типу первый военно-морской флаг восходил к некоторым стрелецким знаменам середины XVII века, а то и более ранних периодов.

1693

В этом году во время плавания по Белому морю Петр I впервые использовал на своей яхте «флаг царя Московского». Флаг состоял из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной), по центру флага был расположен золотой двуглавый орел. Таким образом, у флота появился свой единый флаг, который де-факто можно считать государственным флагом России.

1705

20 января Петром I был издан указ о размещении бело-сине-красного флага на торговых судах. Этот флаг использовался также как военно-полевой флаг русской армии, а бело-сине-красные шарфы были частью офицерской формы с 1700 по 1732 года.

1712

На военном флоте был утвержден белый с лазоревым крестом Андреевский флаг, созданный в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Макет флага был создан лично Петром I.

1806

На основе петровского триколора в дальнейшем были разработаны и другие флаги. Так, в 1806 году появился флаг Российско-Американской кампании: традиционный триколор с черным двуглавым орлом и надписью «Российско-Американская компания» посередине белой полосы.

1858

Александром II был утвержден новый рисунок флага для торжественных случаев (черно-желто-белый). Инициатором изменений стал барон Кене, который обратил внимание императора на то, что цвета флага не соответствуют цветам герба, в то время как данное обстоятельство противоречило правилам немецкой геральдики.

1865

Вышел указ, в котором черный, оранжевый (золотой) и белый назывались государственными цветами Российской Империи. Его цвета символизировали землю, золото и серебро. Отметим, что черно-желто-белый флаг никогда не пользовался популярностью в обществе - слишком сильны были ассоциации с Австрией и домом Габсбургов.

1883

Во время празднования коронации Александра III, император обратил внимание на контраст праздничной процессии, украшенной черно-желто-белыми цветами, и города, в котором преобладали бело-сине-красные цвета. 28 апреля 1883 года император повелел в торжественных случаях использовать исключительно бело-сине-красный флаг торгового морского флота.

1896

Накануне коронации Николая II петровскому триколору был официально присвоен статус государственного флага. Красный цвет при этом символизировал «державность», лазоревый - покровительство Богоматери, а белый - свободу и независимость.

1918

В апреле этого года по предложению Свердлова государственным флагом стало красное полотнище с золотой надписью РСФСР в левом верхнем углу. Идея флага, судя по всему, была заимствована у европейских революционеров и социалистов.

1954

Вплоть до этого времени государственный флаг РСФСР зачастую заменяло красное полотнище без надписей и рисунков. 2 мая 1954 года указом Президиума РСФСР был утвержден окончательный вариант флага. Теперь флаг состоял из красного полотнища со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага. На красном полотнище, в левом верхнем углу, были изображены золотые серп и молот, а также красная пятиконечная звезда, окаймленная золотым, над ними.

1991

22 августа 1991 года началась новая история флага России. Государственным флагом было признано прямоугольное полотнище с разновеликими горизонтальными полосками белого, синего и красного цветов и соотношением сторон 1:2. С 1994 года 22 августа было объявлено Днем государственного флага Российской Федерации.

1993

11 декабря этого года президент РФ Борис Ельцин издал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», в котором были утверждены цвета и пропорции флага в том, виде, в котором мы имеем их сейчас.

2008

С 15 октября 2008 года государственный флаг РФ может быть использован частными лицами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в целях, не являющихся надругательством над флагом.

Российский флаг довольно значительно видоизменялся на протяжении всего периода своего существования. И последний вариант, который используется в современном мире, является максимально приближенным к тому, который появился первым. В честь этого символа страны ежегодно 22 августа празднуется День флага Российской Федерации, так как именно в этот день в 1991 году было утверждено современное расположение цветов, которые, тем не менее, использовались в царской Руси задолго до этого. Следует отметить, что праздничной эта дата стала не сразу, а только начиная с 1994 года, когда был опубликован соответствующий указ президента.

История флага

Считается, что своим появлением именно в том варианте, в котором российский флаг существует сейчас, он обязан Петру Первому и его действиям, направленным на создание флота. Именно благодаря необходимости обозначать принадлежность корабля той или иной державе возник современный вариант трехцветного бело-сине-красного флага. Однако до сих нет никаких доказательств фактических причин, по которым были выбраны именно такие цвета. Предлагается множество теорий, начиная с попытки подражать другим странам, которые имеют аналогичные цвета флагов, и заканчивая такой простой причиной, что к моменту возникновения проблемы на складах просто не было ткани других цветов. Конечно, до момента появления такого символа и в Древней Руси, и позже использовались различные знамена, но они не были официально утвержденными. Только 22 августа 1991 года современный вариант флага был признан государственным, и именно в этот момент появился такой праздник, как День флага Российской Федерации. Тем не менее начиная со времен царствования Петра Первого, этот символ в том или ином варианте активно использовался и в торговле, и в дипломатических миссиях, и даже во время боевых действий.

Флаг Российской империи

Первые упоминания о новых цветах российского знамени появляются в 1731 году, однако фактически черно-желто-белый флаг был официально утвержден только в 1858 году. Тем не менее уже в 1883-м был принят закон, согласно которому во время торжественных праздников и прочих государственных мероприятий для украшения следовало использовать исключительно бело-сине-красный флаг. И несмотря на это, ещё очень долгое время в ходу были оба варианта. Таким образом, на протяжении очень продолжительного периода истории одновременно использовались две вариации государственного флага.

Флаг СССР

Первая вариация флага СССР была утверждена в 1918 году. До этого использовался или бело-сине-красный вариант, или просто красное знамя. В последствии оно дорабатывалось и видоизменялось, прежде чем стать таким, каким его знает большинство: красный фон и перекрещенные серп и молот в левом верхнем углу. Таким знамя стало в 1924 году, и дальнейшие правки ничего существенно нового не добавили. У каждой республики, которая входила в состав СССР, были свои вариации флага, однако за основу брался именно основной вариант.

Современный российский флаг

Начиная с 1991 года, в качестве государственного флага используется бело-сине-красное знамя. Таковым оно остается и по сегодняшний день. Существует множество толкований того, что означает российский флаг. Наиболее распространенное трактует цвета следующим образом. Белый - откровенность и благородство, синий - честность, верность, целомудрие и безупречность, а красный - любовь, великодушие, смелость и мужество. По другим вариантам цвета символизируют Великую, Белую и Малую Русь. Существует ещё множество менее известных предположений, по одному из которых белый цвет символизирует свободу, синий - Богородицу, а красный - державу. Также считается, что такие цвета являются традиционными для всего славянского мира. Из современных флагов разных держав очень похожи на российский флаг знамена Азании (Сомали) и Словении. У последней этот символ практически идентичен, а вот у Сомали вместо синего цвета используется скорее бирюзовый или некий подобный ему. Ранее подобные цвета и аналогичное их расположение также встречались на символике Герцогства Крайна и Словакии, но впоследствии были изменены на более уникальные.

Итоги

В общем и целом история флагов Российской Федерации довольно запутана, сложна, имеет множество противоречий и относительно мало документальных свидетельств. Непонятен изначальный выбор Петром I именно такого расположения и таких цветов флага. Несмотря на активное использование этой символики продолжительное время, фактически официально она была утверждена относительно недавно. Следует отметить, что большинство флагов субъектов РФ мало похожи на государственный символ, и лишь у некоторых встречаются аналогичные цвета. Интересен тот факт, что свой флаг есть у всех, кроме Псковской области, хотя у разных административных единиц, которые в нее входят, если свои собственные знаки отличия.