Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития - назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, - показать русский народ, как он есть. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, - писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, - все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…»

Перед нами - целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими

говорящими названиями -

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из разных деревень -

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухина,

Неурожайка тож -

не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели - найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси - они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой - труд становится потребностью:

Не выдержали странники:

«Давно мы не работали,

Давайте - покосим!»

Семь баб им косы отдали.

Проснулась, разгорелася

Привычка позабытая

К труду! Как зубы с голоду,

Работает у каждого

Проворная рука.

Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного».

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

Жизнь трудовая -

Другу прямая

К сердцу дорога,

Прочь от порога,

Трус и лентяй!

Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей - словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия.

Не белоручки нежные,

А люди мы великие

В работе и в гульбе!

Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги:

Ну-тка, с редута-то с первого номеру

Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!

А пенциону полного

Не вышло, забракованы

Все раны старика.

Взглянул помощник лекаря,

Сказал: «Второрозрядные!

По ним и пенцион!.

Полного выдать не велено:

Сердце насквозь не прострелено,

Но их уважает и жалеет простой люд.

Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине

Попасть на родину,

Чтоб дома помереть, -

Их поддержит сама родная земля.

Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно:

«В деревне Босове

Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!»

Вся история Якима Нагого - судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках:

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком,

Под бороной спасается

От частого дождя,

Живет - с сохою возится,

А смерть придет Якимушке -

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох.

Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца:

Грудь впалая, как вдавленный,

Живот; у глаз, у рта

Излучены, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Однако Яким Нагой - не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги, но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается.

Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом.

Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму.

Ермило парень грамотный,

Да некогда записывать,

Наклали шляпу полную

Целковиков, лобанчиков,

Прожженной, битой, трепаной

Крестьянской ассигнации.

Ермило брал - не брезговал

И медным пятаком.

Еще бы стал он брезговать,

Когда тут попадалася

Иная гривна медная

Дороже ста рублей!

Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

А когда Ермила чуть оступился - избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности.

На мельнице

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал -

Приказчик, управляющий,

Богатые помещики

И мужики беднейшие -

Все очереди слушались

Порядок строгий вел!

Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою.

Умом и добротой!

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки…

Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому - в покорности и страхе.

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть - пропасть! -

этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту - брошенное Савелием слово: «Наддай!» Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным («клейменный, да не раб!»), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, «многокручинные», «многострадальные », не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой,

> Кровинки нет непорченной -

Терплю и не ропщу!

Всю силу, богом данную,

В работу полагаю я,

Всю в деточек любовь!

Матрена Тимофеевна говорит о себе:

По мне - тиха, невидима -

Прошла гроза душевная,

Она считает себя «старухой» в тридцать восемь лет и уверена, что

Не дело - между бабами

Счастливую искать!..

Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

Среди непокорных и свободолюбивых крестьян - героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава «Последыш»), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже «комедии» наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, - он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» - подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную.

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем, что народу-то!

Что народу-то! с камнем в воду-то!

Все прощает бог, а Иудин грех

Не прощается.

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь - многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь:

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Н. А. Некрасов говорит о том, что

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала…

В образе Григория Добросклонова, которому

Судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь,

мы явно узнаем черты соратника Некрасова - Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов - поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Перед ним широкий путь.

Другие работы по теме:

Поэму Кому на Руси жить хорошо. Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго в течение многих лет он копил и собирал по словечку материал изучал жизнь и быт простого народа.

После реформы года многих волновали такие вопросы как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону стал ли он счастлив. Ответом на эти вопросы стала поэма. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Некрасов посвятил этой поэме лет своей жизни наИди куда зовут.

Поэма Кому на Руси жить хорошо итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее подобно сюжету народных сказок построен как путешествие крестьян стариков в поисках счастливог.

Центральное место в произведениях. Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин его быт его судьба. И поэма. Кому на Руси жить хорошо это крестьянская эпопея.

Тема народного заступника проходит через все творчество Н. А. Некрасова звучит она и в поэме. Кому на Руси жить хорошо. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос Что делать. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении.

Во всех своих произведениях. Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма. Кому на Руси жить хорошо не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта народ.

Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями.

Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя.

Автор: Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его. Крестьянская тема занимает одно из важнейших мест в поэме. В ней Некрасов по¬казывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.

Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.

Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года.

Автор: Некрасов Н.А. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином... Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова Автор: Некрасов Н.А. «Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро.

Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Автор: Некрасов Н.А. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений.

Автор: Некрасов Н.А. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта - народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он позволяет относиться к себе как к вещи.

Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.

Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.

Л.А. РОЗАНОВА ПОЭМА Н.А. НЕКРАОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В своей работе о поэме «Кому на Руси жить хорошо» Людмила Анатольевна Розанова стремится дать целостное впечатление о поэтическом мире Некрасова, анализирует свойства его творческой манеры, показывает поэта нового типа. Также здесь рассмотрены вопросы новаторства Некрасова, открытость художника миру, устремленность к труду, свободные проявления таланта, чувство ответственности за судьбу родины.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо " Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней литературной работы автора.

Княгиня Е. И. Трубецкая (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") Автор: Некрасов Н.А. Почему – то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.

Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. “Освобождения” в кавычках, поскольку о сущности царского манифеста поэт говорит словами народа:

Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана.

Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени.
Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Это типичные представители сословия. Живут они в деревнях с говорящими названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Семерых крестьян объединяет бедность, неприхотливость и желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, правдоискатели встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам.
Правдоискатели мудры: они не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.

Дай слово христианское! Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!

Они обладают чувством собственного достоинства. Так, в главе “Счастливые” сердито провожают дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!”
Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают свою помощь.
Семеро правдоискателей - образ зарождающегося в народной среде стремления к истине. Еще интереснее Некрасову образы крестьян-“борцов”, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь впалая; как вдавленный Живот;
у глаз, у рта Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Читая описание крестьянина, мы понимаем, что он, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается “дольщиками”, которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.

Работаешь один, А чуть работа кончена
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, “как липочка ободранный”, вернулся на родину. Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту - украшает свою избу картинками. Нагой - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян.

У каждого крестьянина
Душа что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян:

В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный “ни деньгами, ни страхом”, а строгой правдою, умом и добротой. Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Гирину сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян во время бунта. Он - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.
Савелий, богатырь святорусский - также борец за народное дело. Тяжела была его жизнь. В молодости он, как и все крестьяне, терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок и бунтует вместе с другими крестьянами: он закопал в землю немца Фогеля. “Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения” получил за это герой. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. “Клейменый, да не раб!” - говорит он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель: его топор лежит лишь “до поры”, а вот пассивных крестьян он презрительно называет погибшими и пропащими. Некрасов именует Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.
Рассказ о Савелии дан вместе с рассказом о жизни Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких только могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда того вздумали наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные...

Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело - между бабами счастливую искать!” - и подводит итог притчей о ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:

Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!..

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни народа. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги, дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, что “садиться позволялось ей в присутствии княжны”. А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится близостью к господам и своей “почетной” болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков и не понимающим всей низости своего лакейского положения.
Другой тип “раба” - дворовый князя Утятина Ипат - даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:

А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: пусть в проруби выкупает ради прихоти, но поднесет водки и посадит, недостойного, рядом с собой.
Покорный раб показан также в образе “холопа примерного - Якова верного”. Яков служил у жестокого господина Поливанова, который бил его в зубы походя. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.
С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил вольную, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом.
Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменены только формы угнетения крестьян. Но и в народной среде появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси наступит хорошая жизнь для русского народа.

Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.


Сюжет поэмы

Композиция поэмы

Жанр поэмы

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея. Эпопея – это художественное произведение, в котором изображена целая эпоха в жизни народа. Некрасов рисует широкое полотно народной жизни, оценивая её с позиций народа.

Композиция строится по законам классической эпопеи, т.е. состоит из отдельных, относительно самостоятельных частей и глав, связанных между собой темой дороги, по которой странствуют семь мужиков в поисках счастливого человека.

Порядок расположения глав в поэме до сих пор вызывает споры, так как произведение осталось незавершённым, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов. В полном собрании сочинений А.Н. Некрасова части и главы поэмы расположены в таком порядке:

«Пролог»

«Часть первая»

Глава I. Поп

Глава II. Сельская ярмонка»

Глава III. Пьяная ночь

Глава IV. Счастливые

Глава V. Помещик

«Последыш»

«Крестьянка»

«Пир – на весь мир»


В «Прологе» встречаются семь мужиков из разных деревень и заводят спор о счастье и счастливом человеке на Руси. Названия деревень свидетельствуют об общей картине пореформенного разорения: «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Мужики решили отправиться на поиски счастливого человека. Важный образ поэмы – это образ дороги, который позволяет широко и полно показать жизнь народа. Множество голосов раздаётся в поэме, сливаясь в один голос – голос народа России.

Герои поэмы пытаются найти кого-нибудь, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Голоса попа, помещика, дворянина-последыша, крестьян звучат одинаково: нет счастливых в России.

За спором мужиков Некрасов ставит совсем иной вопрос: что такое счастье в извечном, православно-христианском его понимании и способен ли русский народ соединить крестьянскую политику с христианской моралью?

В главе «Пир – на весь мир» Некрасов выводит центральный образ поэмы – образ Гриши Добросклонова, народного заступника, который говорит: «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином». В этих словах – главный пафос поэмы. Некрасов показывает, как зреют в народе объединяющие его силы.

В главе «Сельская ярмонка» Некрасов показывает народную толпу – пёстрое, хмельное, горластое народное море. В образе сельской ярмонки – душа крестьянина, широкая и многоликая, стоголосая и безудержная.

В главе «Пьяная ночь» праздничный при достигает кульминации, обстановка становится напряжённой. И здесь появляется человек с сильным характером Яким Нагой.



Яким Нагой – крестьянин, мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим промыслом, поживший в городах. Он – один из тех, «кто до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким Нагой предстаёт перед читателем как сын матери сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни: «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «рука – кора древесная, а волосы – песок». У Якима Нагого есть своё, крестьянское чувство чести и достоинства. Он видит общественную несправедливость по отношению к народу; в его словах о народной душе слышится грозное предупреждение.

В образе Якима Нагого отразились противоречия души народной. Он помогает понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни.

Ермил Гирин – простой мужик, заслуживший всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда у Ермила с купцом Алтынниковым вышла тяжба из-за мельницы и у него не было с собой денег, он обратился к народу за поддержкой. И народ в едином порыве собирает деньги и одерживает победу над неправдою.

Ермил Гирин наделён острым чувстом христианской совести и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил из рекрутчины меньшого брата Митрия. Но этот поступок стоил Ермилу больших мучений и завершился народным покаянием, еще больше укрепившим его авторитет.

Казалось бы, Ермил имел всё, что нужно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт. Но в критическую минуту Ермил жертвует всем ради правды народной и попадает в острог.


Матрёна Тимофеевна Корчагина – русская крестьянка с гордым и независимым характером, с чувством собственного достоинства. Некрасов показал в поэме судьбу женщины из народа: жизнь в родном доме, сватовство и свадьба, жизнь в доме мужа, рождение ребёнка, смерть ребёнка, проводы мужа в рекруты, хлопоты за мужа и т.д.

Образ Матрёны Тимофеевны – это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несёт в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что её судьба счастливее других, несмотря на все испытания, так как её жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Но русская крестьянка, по убеждениям Матрёны Тимофеевны, в принципе не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

Речь Матрёны Тимофеевны фольклорна, из её уст мы слышим народные песни и крестьянские плачи. Это голос самого народа.

Савелий, богатырь святорусский – герой, который появляется в рассказе Матрёны Тимофеевны. Он – костромской крестьянин, выросший в глухом лесном краю и Корёги-реки. Савелий олицетворяет собой могучую лесную стихию. Он прошёл и острог, и каторгу. С другими мужиками, когда лопнуло терпение сносить самодурство немца-управляющего, Савелий столкнул его в яму и сравнял её с землёй. Савелий – первый в поэме стихийный народный бунтарь. Когда его называют «клеймёным, каторжным», Савелий отвечает: «Клеймёный, да не раб!» В самом терпении народном он видит воплощение русского богатырства. Однако грозная сила Савелия не лишена противоречий. Трагедия, случившаяся с Савелием, не уследившем любимого внука Дёмушку, смягчает сердце богатыря. Смерть мальчика он воспринимает как наказание за прошлый грех убийства. Из бунтаря он превращается в религиозного подвижника, уходящего на покаяние в монастырь.

Таким образом, крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виноват в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития - назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, - показать русский народ, как он есть. «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, - писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, - все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил «Кому на Руси жить хорошо»… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…» Перед нами - целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими говорящими названиями - Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из разных деревень - Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, Голодухина, Неурожайка тож - не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели - найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси - они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой - труд становится потребностью: Не выдержали странники: «Давно мы не работали, Давайте - покосим!» Семь баб им косы отдали. Проснулась, разгорелася Привычка позабытая К труду! Как зубы с голоду, Работает у каждого Проворная рука. Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих «ржаного колоса от ячменного». Мы же немного Просим у бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай! Жизнь трудовая - Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей - словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия. Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе! Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги: Ну-тка, с редута-то с первого номеру Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру! А пенциону полного Не вышло, забракованы Все раны старика. Взглянул помощник лекаря, Сказал: «Второрозрядные! По ним и пенцион!. Полного выдать не велено: Сердце насквозь не прострелено, но их уважает и жалеет простой люд. Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине Попасть на родину, Чтоб дома помереть, - их поддержит сама родная земля. Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно: «В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!» Вся история Якима Нагого - судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках: Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся. С тех пор лет тридцать жарится На полосе под солнышком, Под бороной спасается От частого дождя, Живет - с сохою возится, А смерть придет Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох. Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца: Грудь впалая, как вдавленный, Живот; у глаз, у рта Излучены, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука - кора древесная, А волосы - песок. Однако Яким Нагой - не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные «за целый век» деньги, но не «образумился», не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения: У каждого крестьянина Душа, что туча черная - Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям А все вином кончается. Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом. Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму. Ермило парень грамотный, Да некогда записывать, Успей пересчитать! Наклали шляпу полную Целковиков, лобанчиков, Прожженной, битой, трепаной Крестьянской ассигнации. Ермило брал - не брезговал И медным пятаком. Еще бы стал он брезговать, Когда тут попадалася Иная гривна медная Дороже ста рублей! Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил… А когда Ермила чуть оступился - избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности. На мельнице своей Брал за помол по совести, Народу не задерживал - Приказчик, управляющий, Богатые помещики И мужики беднейшие - Все очереди слушались Порядок строгий вел! Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой! Даже власти сознавали его большой авторитет среди народа и хотели использовать его в своих целях, когда взбунтовалась Вотчина Помещика Обрубкова, Испуганной губернии, Уезда Недыханьева, Деревня Столбняки… Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому - в покорности и страхе. Недотерпеть - пропасть, Перетерпеть - пропасть! - этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту - брошенное Савелием слово: «Наддай!» Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным («клейменный, да не раб!»), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, «многокручинные», «многострадальные », не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни: Во мне Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой, > Кровинки нет непорченной - Терплю и не ропщу! Всю силу, богом данную, В работу полагаю я, Всю в деточек любовь! Матрена Тимофеевна говорит о себе: По мне - тиха, невидима - Прошла гроза душевная, она считает себя «старухой» в тридцать восемь лет и уверена, что Не дело - между бабами Счастливую искать!.. Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! Среди непокорных и свободолюбивых крестьян - героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава «Последыш»), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже «комедии» наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, - он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме: Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел «барскую болезнь» - подагру, и вечный «холоп князей Утятиных» лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это «фальшивый» бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную. На десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил злодей, С родом, с племенем, что народу-то! Что народу-то! с камнем в воду-то! Все прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться! Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тем и замечательна, что показывает реальную жизнь - многообразие крестьянских типов, два пути «средь мира дольного». И рядом с «дорогой торною», по которой «к соблазну жадная» идет толпа, есть и другой путь: Дорога честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд За обойденного, За угнетенного. Н. А. Некрасов говорит о том, что Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути, Немало их оплакала… В образе Григория Добросклонова, которому Судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь, мы явно узнаем черты соратника Некрасова - Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов - поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!.. Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить: Еще народу русскому Пределы не поставлены: Перед ним широкий путь.

Отправляя в путь крестьян-правдоискателей, Н. А. Некрасов не просто показывает нам людей разных сословий, составляя портрет России второй половины XIX столетия в один из переломных моментов ее развития – назревание и проведение реформы 1861 года. Главная задача поэта, пишущего для народа и говорящего от их имени, – показать русский народ, как он есть. “Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, – писал Н. А. Некрасов о своей работе над главной поэмой в своей жизни, – все, что мне привелось услыхать из уст его, и я наметил “Кому на Руси жить хорошо”… Это будет эпопея современной крестьянской жизни…”
Перед нами – целая галерея образов, самых разных характеров, самых разных взглядов на жизнь. Проходят перед глазами читателя, как живые, праведники и прохвосты, труженики и лентяи, непокорные и блюдолизы, бунтари и холопы. О ком-то поэт рассказывает подробно и ярко, кто-то изображен одним выразительным штрихом. Даже наши крестьяне-правдоискатели из мест с такими
Говорящими названиями –
Подтянутой губернии,
Пустопорожней волости,
Из разных деревень –
Несытова, Неелова,
Заплатова, Дырявина,
Горелок, Голодухина,
Неурожайка тож –
Не однородная безликая масса, а люди со своим прошлым, своими пристрастиями. Бросив дом и свои дела ради великой цели – найти смысл крестьянской жизни, узнать, кому живется весело, вольготно на Руси – они не представляют себе жизнь в безделии. Не только за исповедь Матрены Тимофеевны платят они работой – труд становится потребностью:
Не выдержали странники:
“Давно мы не работали,
Давайте – покосим!”
Семь баб им косы отдали.
Проснулась, разгорелася
Привычка позабытая
К труду! Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.
Мужики отходят от поиска счастливых, среди попов, помещиков и прочих представителей иерархической верхушки, может, потому, что не уважают бездельников, не отличающих “ржаного колоса от ячменного”.
Мы же немного
Просим у бога:
Честное дело
Делать умело
Силы нам дай!
Жизнь трудовая –
Другу прямая
К сердцу дорога,
Прочь от порога,
Трус и лентяй!
Картины жизни многострадального русского народа складываются из хвастливых рассказов на ярмарках, из сложенных народом песен, из легенд, рассказываемых странниками и богомольцами, из исповедей – словно проходит перед нами, лапотная и босая, с согнутыми от непосильного труда спинами, с сожженными солнцем лицами, с мозолистыми руками, со стоном и песней в душе вся Россия.
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе!
Так, с достоинством, говорят русские мужики о себе. Пусть не ценит государство их ратные подвиги:
Ну-тка, с редута-то с первого номеру
Ну-тка, с Георгием – по миру, по миру!
А пенциону полного
Не вышло, забракованы
Все раны старика.
Взглянул помощник лекаря,
Сказал: “Второрозрядные!
По ним и пенцион!.
Полного выдать не велено:
Сердце насквозь не прострелено,
Но их уважает и жалеет простой люд.
Пусть наживаются купцы и подрядчики на мужицком труде, взваливая на плечи непосильную ношу, забирая молодецкую силу, подтачивая здоровье, пусть счастьем кажется после работы на чужбине
Попасть на родину,
Чтоб дома помереть, –
Их поддержит сама родная земля.
Один из героев поэмы скажет о себе горько и точно:
“В деревне Босове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!”
Вся история Якима Нагого – судьба талантливого умельца, труженика, бунтаря и бедолахи, рассказанная в нескольких строках:
Яким, старик убогонький,
Живал когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет – с сохою возится,
А смерть придет Якимушке –
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох.
Н. А. Некрасов описывает Якима как измученного страдальца:
Грудь впалая, как вдавленный,
Живот; у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
Однако Яким Нагой – не темный, не забитый мужик, ему удалось сохранить чистую, ясную душу и индивидуальность. Спасая во время пожара лубочные картинки, он потерял накопленные “за целый век” деньги, но не “образумился”, не изменил своей мечте о красоте. Умея разговаривать с народом, образно и ярко рассказывать, именно Яким формулирует суть крестьянского протеста, отмечая его великие подспудные силы и слабость выражения:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям
А все вином кончается.
Яким Нагой стоит в самом начале пути, ведущего к осознанию собственного достоинства, своей силы, необходимости единства перед общим врагом.
Символом высшего авторитета среди народа, отстаивания справедливости и мужицкой солидарности стал в поэме образ Ермилы Гирина. Когда у него хотят отобрать мельницу и купец Алтынников в сговоре с чиновниками требует внести за нее тотчас же деньги, народ, зная честность Гирина, выручает его, собрав на ярмарке нужную сумму.
Ермило парень грамотный,
Да некогда записывать,
Успей пересчитать!
Наклали шляпу полную
Целковиков, лобанчиков,
Прожженной, битой, трепаной
Крестьянской ассигнации.
Ермило брал – не брезговал
И медным пятаком.
Еще бы стал он брезговать,
Когда тут попадалася
Иная гривна медная
Дороже ста рублей!
Так люди отплатили ему добром за честную работу писарем. За честность люди выбрали Ермилу бургомистром. И он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…
А когда Ермила чуть оступился – избавил своего младшего брата от рекрутчины, то едва не повесился из-за угрызений совести, сумел вернуть сына Васильевне, взятого в рекруты вместо брата Ермилы, искупил свою вину и отказался от должности.
На мельнице
Своей
Брал за помол по совести,
Народу не задерживал –
Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие –
Все очереди слушались
Порядок строгий вел!
Благодаря всему этому, Ермила Гирин имел
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою.
Умом и добротой!
Даже власти сознавали его большой авторитет среди народа и хотели использовать его в своих целях, когда взбунтовалась
Вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревня Столбняки…
Власти надеялись, что бывший бурмистр Гирин будет помогать им, сумеет усмирить бунтарей, но Ермила не пошел против совести, в результате чего оказался в остроге, как и большинство других борцов за правду и справедливость. В поэме все чаще повторяется мотив бунта, гнева, невозможности продолжать жизнь по-старому – в покорности и страхе.
Недотерпеть – пропасть,
Перетерпеть – пропасть! –
Этими словами начинается рассказ о жизни Савелия, богатыря святорусского, долгое время вместе с односельчанами чинившего сопротивление помещику, а затем живьем закопавшего в землю издевавшегося над ним немца-управляющего. Мы видели хоть и стихийное, но уже организованное сопротивление, призыв к бунту – брошенное Савелием слово: “Наддай!” Отбыв каторгу, крестьянин возвращается домой несломленным (“клейменный, да не раб!”), не утратившим чувства достоинства, не смирившимся с суетностью, жадностью, мелкими придирками семьи, сохранившим добрую душу и умение понять и поддержать молодую невестку. Символично, что внешне он напоминает Матрене памятник Ивану Сусанину. Но и крестьянские женщины, “многокручинные”, “многострадальные “, не выглядят забитыми и покорными. В Матрене Тимофеевне Корчагиной есть не только силы перенести все испытания, непосильную работу, издевательства семьи, но и готовность в любую минуту защитить своих детей, своего мужа, принять на себя наказание, укоры мужниной родни:
Во мне
Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой,
> Кровинки нет непорченной –
Терплю и не ропщу!
Всю силу, богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Матрена Тимофеевна говорит о себе:
По мне – тиха, невидима –
Прошла гроза душевная,
Она считает себя “старухой” в тридцать восемь лет и уверена, что
Не дело – между бабами
Счастливую искать!
Отмечая умение героини бороться с обстоятельствами, стремление самой быть хозяйкой собственной судьбы, Некрасов показывает непреодолимую силу системы, которая порождает много зла. Тем дороже для нас слова крестьянки, сумевшей сберечь живую душу в этом мире:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
Среди непокорных и свободолюбивых крестьян – героев поэмы нужно отметить и эпизодический образ непокладистого Агапа (глава “Последыш”), который настолько ненавидел помещиков, что не выдержал даже “комедии” наказания, когда его, в угоду Последышу, князю Утятину, напоили в сарае и заставили кричать, будто он подвергается жестокой порке, – он умер от пережитого унижения. Есть и другие герои в поэме:
Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.
Это бывший лакей, который на ярмарке хвалится тем, что лизал барские тарелки и приобрел “барскую болезнь” – подагру, и вечный “холоп князей Утятиных” лакей Ипат, и холоп примерный Яков верный. Это “фальшивый” бурмистр Клим, самый никчемный мужик, добровольно согласившийся исполнять эту неблаговидную роль перед Последышем. Особо следует отметить образ старосты Глеба, за деньги уничтожившего завещание покойного адмирала, который давал своим крепостным вольную.
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей,
С родом, с племенем, что народу-то!
Что народу-то! с камнем в воду-то!
Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” тем и замечательна, что показывает реальную жизнь – многообразие крестьянских типов, два пути “средь мира дольного”. И рядом с “дорогой торною”, по которой “к соблазну жадная” идет толпа, есть и другой путь:
Дорога честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд
За обойденного,
За угнетенного.
Н. А. Некрасов говорит о том, что
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
В образе Григория Добросклонова, которому
Судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь,
Мы явно узнаем черты соратника Некрасова – Николая Добролюбова. Григорий Добросклонов – поэт, вступивший на путь гражданского служения отечеству, твердо решивший, Кому отдаст всю жизнь свою И за кого умрет. Он, вскормленный хлебом пополам со слезами, воспитанный на заунывных песнях о горькой доле вахлачины, соединил в своей душе любовь к бедной матери с любовью к родине, сложив для нее Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного! Именно благодаря реальности и оптимистической окрашенности образа Григория Добросклонова воспринимаешь поэму Н. А. Некрасова не только как обвинительный акт государственного устройства того времени, но и как гимн мужеству и силе духа русского народа. Вслед за поэтом хочется повторить:
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Перед ним широкий путь.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Образы крестьянских женщин, выведенных поэтом в произведениях, написанных до поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, кажутся только эскизами к нарисованному во весь рост портрету Матрены Тимофеевны. Если в 40-х годах, да и позднее Некрасов изображает в крестьянских женщинах преимущественно терпение, Read More ......
  2. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы Read More ......
  3. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма Кому на Руси жить хорошо Read More ......
  4. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором Read More ......
  5. Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним мирской путь. Н. А. Некрасов В жизни каждого поэта наступают дни, когда талант его щедро открывается перед людьми, а сам он вызывающе дерзко входит в литературу. Проходит время, и творчество его становится Read More ......
  6. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, Read More ......
  7. 1. Семеро странников, ищущих счастливого человека. 2. Ермил Гирин. 3. “Крепостная женщина” Матрена Тимофеевна. 4. Григорий Добросклонов. Тема поиска счастливой доли и “правды-матушки” занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму “Кому на Руси Read More ......
  8. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Автор исследует народную жизнь до и после 1861 года, после формальной отмены крепостного права. В центре произведения – проблема Read More ......
Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”