Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Название: Учебник Мемотехники. Система запоминания Джордано.

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.
Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.
«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ВВОДНЫЕ СТАТЬИ 2

СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ «ДЖОРДАНО» 2
НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ 2
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ 2
СИСТЕМА ЗАПОМИНАНИЯ 3
ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМЫ «ДЖОРДАНО» 4
ПОРЯДОК ОСВОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ 4
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? 5
ЗАГЛЯНЕМ В ГОЛОВУ МНЕМОНИСТА 6
МНОГОЛИКАЯ МНЕМОТЕХНИКА 7
НАРОДНАЯ МНЕМОТЕХНИКА 8
КЛАССИЧЕСКАЯ МНЕМОТЕХНИКА 8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МНЕМОТЕХНИКА 9
ЦИРКОВАЯ (ЭСТРАДНАЯ) МНЕМОТЕХНИКА 9
СПОРТИВНАЯ МНЕМОТЕХНИКА 9
СОВРЕМЕННАЯ МНЕМОТЕХНИКА 10
КОМУ НУЖНА МНЕМОТЕХНИКА? 11
Школьникам и студентам 11
Преподавателям 11
Просто в жизни 11
Для самообразования 11
Ораторам 11
Для сохранения здоровья 12
ЧАСТЬ 2. МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ 12
ПАМЯТЬ - ОБЛАСТЬ ПАРАДОКСОВ 12
Продукт деятельности мозга 13
Объекты окружающего мира 13
Связи, связи и только связи 13
РЕАКЦИЯ МОЗГА НА РАЗНЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ 15
ПАМЯТЬ И ЗАПОМИНАНИЕ 18
Непроизвольное запоминание 18
Произвольное запоминание 18
Сверхпроизвольное запоминание (метапамять) 18
ПАМЯТЬ В СИСТЕМЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 19
Процесс "Внимание" 19
Процесс "Представление" 20
Процесс "Ощущение" 20
Процесс "Мышление" 20
Интеллект 21
Воображение 21
СМЫСЛ ЗАПОМИНАНИЯ 22
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 23
Временные характеристики электрической памяти 23
Голография 23
Стоячая волна 23
Голограмма 23
Пространственная частота 24
Зрительный анализатор 24
Обратная связь 25
Резонанс 26
Фильтр пространственной частоты 26
Дирекциональная избирательность 26
Фоновая активность нервных клеток 28
Рабочая активность нервных клеток 28
Синапсы 28
Схема образования электрической связи 28
РЕФЛЕКТОРНАЯ ПАМЯТЬ 30
Временные характеристики рефлекторных связей 30
Отличия электрических и рефлекторных связей 31
ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ 31
ЧАСТЬ 3. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 33
ОТ ЧАСТЕЙ - К ЦЕЛОМУ 33
ЕСТЕСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ 33
ИСКУССТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ 34
НАВЫК ЗАПОМИНАНИЯ 35
ПРОВЕРКА НАВЫКА ЗАПОМИНАНИЯ 36
Описание программы "Мастер запоминания" 36
"Вводный тест" 36
"Тренировка" 36
"Экзаменационный тест" 37
Нормативные показатели 37
Проверка скорости узнавания (проверка рефлекса) 38
ОБРАЗЫ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ 38
Какие не должны быть зрительные образы в вашем воображении 38
Какие должны быть представляемые в воображении образы? 39
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ПРОЦЕСС "ПАМЯТЬ" 39
Другие мыслительные операции 39
Операция "Увеличение-уменьшение образа" 40
Операция "Вращение образа" 40
Операция "Соединение образов" 41
Операция "Выделение подобразов (частей образа)" 41
Операция "Видоизменение образа" 41
Операция "Трансформация образа" 41
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБРАЗОВ 41
ОПОРНЫЕ (СТИМУЛИРУЮЩИЕ) ОБРАЗЫ 42
ДВА ТИПА ОБРАЗОВ 43
ПОНЯТИЕ "ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ" 43
ОБРАЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИИ 45
ПРАВИЛА ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗЕЙ 46
ДЛЯ ЧЕГО ВЫДЕЛЯЕТСЯ ОСНОВА АССОЦИАЦИИ 47
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ И СКОРОСТНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ 47
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОБРАЗНЫМИ КОДАМИ 48
КАК РЕГУЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ 48
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ 49
Эффект стирания ассоциации 49
Эффект сворачивания ассоциативных цепочек 49
Эффект первого образа 50
Эффект непосредственного припоминания 50
Эффект ассоциативного припоминания 50
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ 50
Скорость запоминания 50
Скорость припоминания 50
Качество запоминания 50
Объем запоминания 51
Надежность запоминания 51
ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ЗАПОМИНАНИЯ 51
Кодирование 51
Запоминание 51
Запоминание последовательности 51
Закрепление связей в мозге 52
ЧАСТЬ 4. ПРИЕМЫ КОДИРОВАНИЯ 52
БУКВЕННО-ЦИФРОВОЙ КОД (БЦК) 52
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА ОБРАЗОМ 52
ПОДБОР СЛОВА ПО СОГЛАСНЫМ БУКВАМ 53
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЕЛ В ОБРАЗЫ 53
Преобразование в образы чисел от 01 до 09 53
Преобразование в образы чисел от 10 до 99 53
Преобразование в образы чисел от 000 до 999 53
КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЦИФРОВОГО РЯДА 54
ПРИЕМ СИМВОЛИЗАЦИИ 54
ХОРОШО ЗНАКОМАЯ ИНФОРМАЦИЯ 55
ПРИЕМ КОДИРОВАНИЯ ПО СОЗВУЧИЮ 55
ПРИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ 56
МЕТОД НАВОДЯЩИХ АССОЦИАЦИЙ 56
КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗВУКОВ 57
КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗНАКОВ 58
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (00 - 99) 58
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (000-999) 59
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ НАЗВАНИЙ МЕСЯЦЕВ 59
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ ДНЕЙ НЕДЕЛИ 60
ОБРАЗНЫЕ КОДЫ БУКВ АЛФАВИТА 60
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ КОДЫ 60
ДРУГИЕ ОБРАЗНЫЕ КОДЫ 61
МЕТОД ВЫДЕЛЕНИЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ПРИЗНАКА 61
Функции отличительного признака 62
Выделение отличительного признака на фотографии 62
Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека 62
Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация "Знакомство") 62
Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен 63
Выделение отличительного признака из интерьера помещения 63
Внимание: ложные и стандартные отличительные признаки 63
МЕТОД СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ 63
ЧАСТЬ 5. ЗАПОМИНАНИЕ 64
ТРИ СПОСОБА СОЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВ 64
СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ОБРАЗОВ 65
ОБРАЗОВАНИЕ АССОЦИАЦИИ 66
СОЕДИНЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ 68
ЧАСТЬ 6. ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ 69
МЕТОД ЦИЦЕРОНА 69
ПРИЕМ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ 70
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ ОБРАЗА 70
ПРИЕМ "ЦЕПОЧКА" 71
ПРИЁМ "МАТРЁШКА" 72
ЗАПОМИНАНИЕ ПОД ПОРЯДКОВЫМИ НОМЕРАМИ 73
ЗАПОМИНАНИЕ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ 74
ПРИЕМ ВОЗВРАТА 74
ЗАКРЕПЛЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ 75
НЕВИДИМЫЕ ЧАСТИ ОБРАЗА 75
НУМЕРАЦИЯ ОБРАЗНЫМИ КОДАМИ 76
ЧАСТЬ 7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ В МОЗГЕ 76
МЕТОД АКТИВНОГО ПОВТОРЕНИЯ 76
ПРОСМОТР В ВООБРАЖЕНИИ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ И ОСНОВ АССОЦИАЦИЙ 78
ПОВТОРЕНИЕ С ПОЛНОЙ РАСШИФРОВКОЙ 78
ПРИЕМЫ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОРИСОВКИ 78
Закрепление образных кодов 79
Закрепление иностранных слов 79
Закрепление новых знаков 79
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОПОРНЫХ ОБРАЗОВ 80

Лиля / 22.12.2015 Всем доброго времени суток!
Я применила методы, предлагаемые Козаренко для запоминания учебного материала из более чем 500 страниц. Это был учебник фармакологии на английском языке. Дело в том, что фармакология мне очень трудно давалась, так как у меня плохая память на названия лекарств, механизмы действия, побочные действия и т.д тем более на английском. Кто знаком с фармакологией меня поймут. На запоминание я потратила 1 месяц. Через год смогла воспроизвести приблизительно с 90 % точностью весь учебник. Учитывая, что я в течение года даже не дотрагивалась до учебника. Методы работают. Только их терпеливо надо осваивать. Возможно, если бы я делала все упражнения систематично, то на запоминание учебника ушло бы меньше месяца. Во время обучения мне приходилась лично звонить Козаренко и спрашивать советы, особенно когда были тупиковые ситуации с ассоциациями. Очень приятный и доброжелательный человек! После фармакологии я выучила учебник микробиологии (тоже на английском) . И сдала успешно экзамены. Методы работают. Даже не сомневайтесь!Просто наберитесь терпения и систематично занимайтесь. Успехов всем!

/ 25.10.2015 А в изучении изучения иностранных языков помогает??
кто нибудь отпишитесь о своем реальном опыте.

Альберт / 15.08.2015 Я вот изучил мнемонику Ассемблера и не использую же ее в жизни.лучше бы автор описал кибернетику запоминания информации.

Владимир / 29.01.2015 Владимир Козаренко ведет курс "Мнемотехника шаг за шагом" состоящий из 60 уроков. На его прохождение уходит около полугода. Время на прохождение одного урока от 1,5 часа.

Но на освоение навыка запоминания уходит 24 урока. Подразумевается, что после них вы будете владеть в достаточной степени техникой. Дальше идут тренировки в запоминании той информации, которая вам будет нужна - тексты, иностранные языки, пароли и др.

Александр / 29.01.2015 Кто прошел курс мнемотехники и регулярно применяет полученные знания для запоминания различных текстов, учебной литературы, логической информации как в программировании- Отзовитесь пожалуйста. Пока-что не встречал на просторах интернета таких.
ИМХО, если бы мнемотехника реально изменила кому-нибудь жизнь к лучшему, то уже появились бы блоги, в которых их автор рассказывал о том как он запомнил очередную книгу с помощью этого навыка.
Получается, что мнемоника хороша в запоминании телефонных номеров, несвязных слов и чисел, таблиц, коротких энциклопедических данных, таблиц по истории, ФИО и прочей ерунды. Но чтобы кто-то освоил новую профессию с её помощью или язык, то нет никого.
Зато интернет пестрит разными курсами с преувеличенными обещаниями о возможностях в запоминании, которые вы получите в том "искусстве", реальную цену которого здравомыслящие ученые и философы знали уже столетия назад

Канат / 27.01.2015 Владимир скажите пожалуйста сколько по - времени уидет на освоение техники?

Александр / 25.01.2015 Продолжение
В первых двадцати четырех уроках курса у меня буквально плавились мозги и желания заниматься не прибавлялось. Во-вторых, когда сталкиваешься с реальной учебной информацией, её необходимо преобразовать в зрительные образы (кодирование)- на это уходит много времени и образы получаются отдаленно приблизительными. Это слабое место мнемотехники как таковой. Сразу после запоминания можно всю информацию достаточно точно пересказать по образам, но в течение небольшого времени куча искусственных ассоциаций забываются, а по некоторым связкам образов трудно декодировать информацию обратно. Поэтому автор системы рекомендует регулярное повторение. Хотя для запоминания телефонов, таблиц, энциклопедических фактов система неплоха. В итоге, я в мнемотехнике сильно разочаровался – усилий для запоминания затрачивается много, а долговременность запоминания без регулярных повторений отсутствует. В платной версии курса я переписывался с преподавателем, но нового он ничего не говорит, а только пережевывает тезисы из учебника и текстовых уроков.

Александр / 25.01.2015 Отзыв о системе «Джордано» Начало.
Я пять лет назад занимался по системе Джордано. Заказывал даже платные уроки на сайте. В теории выглядит все красиво и убедительно. Но практика раставила все на свои места. Мнемотехника очаровывает при запоминании небольших объемов информации. При реальных учебных задачах дело обстоит по другому. Все запоминание сводится к соединению образов в воображении. Эмоции по мнению автора системы только мешают быстрому запоминанию.Поэтому нужно их объединять простым способом (на телевизоре лежит книга, шкаф пронзает мечь, на микрофоне висит пакетик чая и т.д). После объединения нужно удерживать связь в течении шести секунд. А теперь представьте на практике этот нудный процесс создания банальных связей. Я добросовестно выполнял все задания но весь этот процесс показался очень утомительным. Мнемотехника – это очень кропотливый труд. По моему опыту «мнемотехника шаг за шагом» напоминает зубрежку с помощью зрительных образов по двум причинам. Во-первых, образы для успешного запоминания необходимо представлять очень детальными, а это не очень естественно, так как все имеющееся представления об образах были достаточно обобщенными у меня в голове. Приходится дополнительно тренироваться запоминать мелкие детали привычных вещей.

y00rgen / 13.11.2013 Я почитал сначала "Учебник мнемотехники", тоже не порадовало, что в начале много воды, не относящейся к делу, хотя и интересной для общего развития. Но там постоянно были отсылы к разделу упражнений, которого в электронной версии просто нет! И создавалось впечатление, что книга - действительно замануха на платное обучение. Но перейдя ко второй половине учебника, нашёл уже действительно практические вещи, а просмотрев "Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления", увидел реальные упражнения. Пока не вникал, но буду читать. Николаю спасибо за ссылки:)

Николай_Часть 12 / 3.07.2013 Напоследок хочу попросить - отпишитесь кто нибудь о своем опыте применения мнемотехники в реальной жизни, в обучении (кроме изучения иностранных языков). Если есть такой опыт, напишите пожалуйста, интересно узнать.

Николай_Часть 11 / 3.07.2013 А пока буду пробовать. Кроме Козаренко, я наметил еще ознакомиться с системой Тони Бьюзена. Там в основном приемы такие же, только цифры кодируются не как у Козаренко буквами->словами по этим буквам->образами этих слов, а кодируются сразу похожими на них по виду образами (напр. 2 - лебедь, 8 - песочные часы).
Так же интересна система Доминика Обрайена. Хотя там приемы, так же, те же самые. Но он многократный чемпион по запоминанию, и мне хочется ознакомиться и с его системой:) Правда про него и его систему основная часть материала - на английском.
Просмотрю и другие книги, других авторов. Если найду что-то уникальное - так же ознакомлюсь.
На этом всё, может еще позже отпишусь, опишу свой опыт применения мнемотехники на практике.

Николай_Часть 10 / 3.07.2013 Я же начал изучать мнемотехнику, чтобы попробовать и узнать - помогут ли эти умения в обучении вообще, и конкретно - в изучении компьютерных наук и программирования. Возможно позже, когда я изучу все уникальные приемы мнемотехники, и буду хорошо ими владеть, тогда я попробую их применять в изучении различных дисциплин, и возможно тогда напишу сюда отзыв о своих успехах на этом поприще:)

Николай_Часть 9 / 3.07.2013 А дальше пойдут мои небольшие размышления. Я просматривал так же некоторые другие книги и материалы по мнемотехнике, и могу сказать, что у них у всех много общего, очень много. Можно сказать, один копипаст одних авторов у других, с небольшими авторскими дополнениями. Методы Козаренко тоже не уникальлны и скопипащены из более ранних систем мнемотехники, но он их все собрал в стройную последовательную систему. За это ему респект и уважуха:)

Николай_Часть 8 / 3.07.2013 Ну и.. to Лжец: Сами вы пингвин:-D. Во-первых, я не писал, что НЕ собираюсь проходить систему, а во-вторых, и это мое ЛИЧНОЕ мнение (подчеркиваю это), судить о личности человека только по трем его постам - вот что может быть верхом ограниченности. Но вас я не знаю, поэтому ничего говорить о вас не буду. И предлагаю здесь не выяснять отношения.
На этом всё, что я хотел сказать о системе Козаренко - она годная. Правда большая. И пробовать практиковаться по ней стоит.
Дальнейшие мои посты уже не относятся конкретно к системе Козаренко. Поэтому их можете пропустить:)

Николай_Часть 7 / 3.07.2013 Сейчас я прохожу упражнения по книге_2 - Зиганов, Козаренко. И вам её советую для отработки методов автора, после ознакомления с теорией (книга_1).
То что я сказал в первых постах, было моим первым впечатлением. А так, в теории автора бреда не много. Особенно, по Моему ЛИЧНОМУ Мнению, его многовато (но не слишком) в главе 2. А все остальное - годный материал. Но это моё личное мнение.
И я решил, что ознакомлюсь с системой ближе, и тогда уже дам общее мнение о ней, более окончательное.
И оно такое - система ГОДНАЯ:) Изучать стОит. И так как есть даже книга именно с практическими упражнениями, и все это FREE, в сети, то бред в некоторых частях теории - это вообще мелочи:) Пользы от системы несравнимо больше.

Козаренко В.А.


Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»


Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)


Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность



Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической психологией.

Объясняется реакция мозга на разные виды информации: почему одни сведения запоминаются автоматически, а другие «не хотят» запоминаться.


1.3 Философские аспекты

Специфически рассматривается слово «логика». Любая связь, созданная мозгом автоматически, или созданная вами сознательно, считается логической.

Дается специфическое толкование понятию «информация». Выделяется информация «для человека» и информация «для мозга». В общем смысле под информацией понимается безграничное разнообразие комбинаций повторяющихся элементов, количество которых ограничено.

Объясняется понятие «смысл запоминания». Смысл запоминания - это последовательное соединение элементов отдельной информации.

Дается толкование слову «понимание». Под «пониманием» подразумевается представление в воображении группы пространственно организованных зрительных образов.


1.4 Система запоминания



Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация. В системе «Джордано» понятие «ассоциация» отличается от понятия «соединение образов».

Четко обозначена основная мыслительная операция, ведущая к сознательному включению процесса «память» - операция «Соединение образов».

Обозначены два возможных способа запоминания последовательности информации.

Приятного чтения!

Козаренко В.А.

Учебник мнемотехники

Система запоминания «Джордано»

Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru)

Москва, 2007

Глава 1 Вводные статьи

1.1 Система запоминания «Джордано»

Добро пожаловать в систему запоминания «Джордано», созданную в 1990 году. Это самая развитая и самая практичная система запоминания. Она специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. В отличие от других систем запоминания, система «Джордано» свободна от излишних и непрактичных приемов.

«Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Теоретическая основа - оригинальная модель памяти, разработанная на основе современных представлений о квазиголографической природе работы мозга.

Приемы запоминания, существующие в разных системах и школах памяти мира, были систематизированы, доработаны и объединены в одну целостную систему, дабы удовлетворять трём основным критериям: простоте, универсальности и эффективности.

«Простота» означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Система «Джордано» направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации, каковой, в частности, являются: телефонные номера и адреса, фамилии и имена, точные даты и географические названия, анекдоты и энциклопедические сведения, тексты, лекции и доклады. Тем не менее, система позволяет эффективно запоминать и логически не связанную информацию: цепочки слов, чисел, карт, буквосочетаний.

Большинство людей не понимают, что приемы запоминания представляют собой лишь малую часть того, что нужно знать для эффективного запоминания. Большое значение имеют: формирование навыка запоминания, достигаемое путем последовательной отработки каждого отдельного приема, выполнение дополнительных психотехнических упражнений, направленных на развитие визуального мышления и устойчивости внимания, тщательный контроль питания, от которого зависит не только работоспособность мозга, но и здоровье человека вообще.

Существует стойкое заблуждение, что, занимаясь мнемотехникой можно легко перегрузить свой мозг информацией. Распространению такого мнения способствовала книга А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти», где тогда еще молодой психолог описывал возможности памяти мнемониста Шерешевского. Тот якобы жаловался на постоянные головные боли. Сейчас трудно судить, от чего болела голова у Шерешевского. Зато совершенно определенно можно сказать, что мозг практически невозможно перегрузить информацией, так как информация появляется в вашем мозге только в момент ее припоминания. До этого момента информации в мозге нет.

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует определенного напряжения и затрат энергии.

1.2 Научная обоснованность

Не зная механизма фиксации информации мозгом, нельзя создать эффективную систему запоминания. В системе «Джордано» дается описание механизмов памяти. Выделяется два механизма фиксации связи мозгом, которые называются «электрическая память» и «рефлекторная память».

Описывается механизм понимания текстовой и речевой информации и приводится простая схема работы воссоздающего воображения.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание.

Вводится понятие «точной» или «знаковой» информации, которая специально не выделяется академической