Каждый человек мечтает об универсальном рецепте счастья или универсальном рецепте решения всех проблем, и в поисках оного часто обращаются к психологу. Но таких рецептов не существует, так как каждый человек уникален, значит у каждого свой персональный рецепт счастья, спрятанный в его бессознательном. Психотерапия как раз и предполагает совместное «путешествие» психолога и клиента в его бессознательное, в поисках дороги к его персональному счастью через решение проблем, мешающих стать счастливым, удачным.

Иногда даже говорят: «Вы же психолог, значит Вы все можете», но психолог не волшебник, у него нет волшебной палочки, он всего лишь человек, и не знает всех ответов, тем более, как решить проблему другого человека, поскольку л учше самого человека, никто не знает, что ему нужно, все ответы «спрятаны» в бессознательном самого клиента, психолог только помогает найти их, помогает приподнять «занавесь», скрывающую их в бессознательном, но осознать и принять их должен сам человек. Сделав это, человек, тем самым, обретает внутреннюю гармонию и спокойствие, уверенность в себе и своих силах, удовлетворение своей жизнью.

Также, психолог не жилетка и не губка чужих проблем, смысл работы психолога - помочь человеку развеять иллюзии о самом себе, о сложившейся ситуации, то есть помочь увидеть себя самого такого какой есть, увидеть те стороны своей личности, которые человек прячет сам от себя и принять их. Иногда это болезненно и неприятно , а иногда и радостно . Поэтому если клиент не готов увидеть себя без прекрас, лучше воздержаться от обращения к психологу. Потому что психолог не для того, чтобы только одобрять и хвалить - психолог не нянька, а для того, чтобы «отразить» человека таким, какой он есть, чтобы человек увидел свои сильные и слабые стороны, чтобы взглянул на сложившуюся ситуацию под другим углом, и, тем самым, самостоятельно нашел решение своей проблемы, точнее его осознал, так как решение уже есть в его бессознательном, его надо только осознать и принять. И для этого, иногда, психолог может, наоборот, провоцировать или становится «непонятливым», копировать поведение, мимику, интонации, движения клиента. Все это делается, для того, чтобы человек взглянул на себя «под другим углом», чтобы увидел себя так, как его видят окружающие, так как отношения между психологом и клиентом отображают в большинстве случаев обычный способ взаимодействия клиента с окружающими его людьми - общение, дружба, работа.

Да, в большинстве случаев, психолог понимает, поддерживает, одобряет, поощряет, сопереживает, но если у клиента неадекватное представление о самом себе и виденье сложившейся ситуации искажено, и, при этом клиент уверен в своей непогрешимости (пусть даже на словах он говорит обратное, но глубоко в душе, он считает себя идеальным), и, не желает слышать ничего противоречившего его мнению о себе и его проблеме, то одобрение всего этого в данном случае принесет только вред, что приведет к плачевным последствиям для клиента. То же самое, если клиент неадекватно оценивает себя, когда возводит в ранг достоинств недостатки, а настоящие свои достоинства не ценит или вообще не осознает. Например, когда за доброту выдается неумение отказать или (и) желание получить постоянное восхищение, одобрение, внимание. То есть истинные побуждения своих поступков человек прикрывает благими намерениями, но побуждения их совсем в другом, окружающие это чувствуют, и соответственно реагируют, чаще всего начинают такого человека использовать, а он удивляется почему за его «доброту» так с ним несправедливо поступают, но фактически доброты-то не было, причина его поступков в другом, поэтому и результат такой, и пока человек сам себе не признается, что он просто не умеет отказывать или старается угодить, чтобы казаться хорошим, отношение окружающих к нему не изменится. И в такой ситуации вместо того, чтобы обижаться, стоит научиться отказывать и ценить самого себя. Тоже самое, в ситуации, когда клиент приписывает свои чувства, мысли и поведение окружающим, чем создает массу проблем самому себе, провоцируя их на агрессию, и не может или не хочет этого увидеть. Такое поведение одобрить или поддержать — это нанести неимоверный вред человеку. Поэтому психолог обязательно объяснит или покажет (в зависимости от методов психотерапии) как обстоят дела на самом деле, а клиент или принимает и меняется, или отказывается услышать психолога, и обвинив, что тот ничего не знает, не умеет и не понимает, и, самое главное, с точки зрения клиента, не понимает его самого, уходит обиженный или злой, только теперь приписав собственные эмоции и чувства психологу. И продолжая вести себя так, как привык, и считая это единственно правильным, человек только усугублять свое положение, погрязая все в больших и больших проблемах. Психолог одобривает и поощряет только конструктивные решения и поведение клиента, которые идут на пользу самому клиенту.

Также стоит помнить, что профессиональное мнение о Вашей проблеме или сложной ситуации, в которой Вы оказались, может не совпадать с Вашим, но как раз в этом и кроется ответ как решить Вашу проблему, потому что если бы Ваше мнение о сложившейся ситуации было объективно, то у Вас бы просто не возникло данной проблемы, а значит и не было бы необходимости обратиться к психологу. Поэтому стоит прислушиться к тому, к чему подводит психолог, и попытаться увидеть себя и свою проблему со стороны, иначе Вы уйдете с тем же, чем и пришли, не меняясь сами, Вы не сможете изменить свою ситуацию, решить свою проблему.

Поэтому, как видите, обращение к психологу еще не означает, что клиент хочет на самом деле решать свою проблему. Причиной обращение психологу часто бывает наоборот, не желание решать свою проблему, а поиск «волшебной палочки» или «волшебной пилюли», то есть человек ждет, что за него психолог все проблемы решит, все сделает за него, а он сам ничего не будет делать, он же уже обратился и считает, что этого достаточно, он сам может ничего не делать, не менять. Но вот только волшебной палочки не существует, и, ее нет у психолога. Волшебная палочка — это сам человек, его труд, который и приведет к изменению ситуации, разрешению его проблем. Психолог только может указать направление, показать как обстоят дела у человека сейчас, как он может их решить, но если человек не будет слышать психолога, а значит и не будет ничего делать из того, что говорит психолог, то у него ничего не изменится. Психолог не может прожить жизнь за клиента и никто не может. И только одно обращение к психологу ничего не решит, решить может только сам человек!

Также, человек может обращаться к психологу, так как у него нет реального общения, и на психолога, в данном случае, возлагается роль друга, которого у него нет, но решать свои проблемы он не собирается, ему важны просто доверительные беседы, где он может поплакаться, а его бы пожалели или вместе с ними поругали обидчиков, или посетовать на жизнь и т.д. Но делать что-то, чтобы самому в себе что-то изменить или свою жизнь менять он не собирается, хотя на словах он все делает, но фактически дальше слов ничего не двигается. В данном случае проводить психотерапию нет смысла. И здесь зависит от психолога: согласен он играть данную роль для клиента или нет. Не зря же, З. Фрейд говорил, что психолог - это платный друг:) .

Кроме того, человек часто обращается к психологу, чтобы переложить ответственность за свою жизнь. Или не хочет принимать решение, пытается совместить не совместимое, и не хочет ни от чего отказываться, и ждет от психолога «волшебного решения»., или клиенту нужен просто «мячик для битья», внимание и т.д. Или нравится сам процесс психотерапии, что он готов держаться за свои проблемы, только бы психотерапия никогда не заканчивалась, так он может позволить себя любое отношение к психологу — агрессию, обвинения, истерики, саможаление, шантаж и т. д., оправдывая это своими проблемами, но на при этом, ничего не делая, чтобы их решить. Но довольно быстро психолог видит, когда это на самом деле психологическая защита, и, человек хочет решать проблемы, а когда это игра в психотерапию — удобное прикрытие ею для получения вторичных выгод, и, соответственно, ничего не делается со стороны клиента из того, что рекомендует психолог, и у клиента находится много оправданий почему он не делает, а часто даже часто в ответ говорит: "я же к Вам обратился, значит что-то делаю и т.д.". Такой клиент никогда не решит свои проблемы, потому что он их не хочет решать, они ему выгодны, хотя на словах «горы готов свернуть» и субъективно может искренне считать, что он что-то делает, работает, изменяется, но объективно ничего не будет меняться. И «работа» с таким клиентом может длиться всю жизнь, и без результатно.

Все, кто не хочет обычно решать на самом деле свои проблемы, любят подобные фразы: «я же к Вам обратился, иначе бы я не писал психологу...», «я же Вам пишу, значит я хочу решить проблему» и т. д. Но помните, что не слова решают, а Ваши усилия, поступки, внутренняя работа, отказ от привычной модели поведения, отказ от вторичных выгод, принятие решений и т. д. Может решить Ваши проблемы, а не просто то, что Вы «отметились» у психолога, написав ему или придя на консультацию. Поэтому от того насколько Вы добросовестно будете выполнять все, что Вам говорит психолог зависит насколько успешнее Вы решите свои проблемы, измените свою жизнь.

Психотерапевтическая работа предполагает, в первую очередь, активную работу самого клиента. Клиент должен не просто рассказать о себе и дальше сложив руки и ждать чуда, а слышать психолога и следовать всем его рекомендациям. В противном случае, никаких изменений в жизни клиента не произойдет, так как изменить себя и свою жизнь может только клиент, психолог только подсказывает путь. Один рассказ о себе - это ничто, главное, рассказывая о себе, попытаться увидеть себя «в другом свете». Поэтому рассказывая о себе, человек, в первую очередь, это делает для самого себя.

Психолог - это своего рода инструмент с помощью которого клиент исследуете свой внутренний мир. Психолог, всегда работает в системе ценностей клиента, а значит, психолог никогда не дает советов, он помогает найти ответы, которые «спрятаны» в бессознательном клиента, просто, часто человек не осознает это, или боится признаться себе в чем-то. Поэтому миссия психолога - помочь найти человеку его собственный, уникальный путь к его счастью, помочь «построить мостик» между сознательным и бессознательным. И в этом процессе, клиент как раз учится, как стать для себя самого психологом. При желании, каждый человек может стать сам для себя психологом, и это самый лучший вариант — научиться осознанно помогать самому себе.

Кроме того, надо отметить, что результат от работы с психологом имеет не мгновенный эффект, а может появиться после проведения сеанса от несколько часов до 3 месяцев. Это происходит в силу того, что психолог работает с привычным стереотипным поведением клиента, с привычными для человека взглядами, установками, и, в результате работы с психологом, они ломаются и выстраиваются новые модели поведения, появляются новые установки, меняются ценности и т. п. И для осознания всего этого требуется время, обычно осознание происходит, когда появляются первые результаты от новых моделей поведения и измененных установок, ценностей, взглядов. Признаками того, что в вас произошли изменения, но вы еще их не осознали является то, что после первых сеансов у вас улучшилось настроение, вы почувствовали какое-то облегчение, появилась надежда; вы узнали что-то новое о себе или своей ситуации, или увидели свою проблему с другой, с новой стороны. И в последствии, вы стали сами меня свою жизнь, например, решились на развод, или наоборот, на совместную жизнь с любимым, или занялись спортом, изучением чего то нового, у вас появились хобби и т. п.

Психолог может только указать путь, но пройти его за клиента, он не может, это должен сделать сам клиент, заставить насильно работать на собой или проблемной ситуацией человека не возможно, а тем более помочь ему против его воли. Поэтому если психолог в процессе работы видит, что клиент не готов к изменения или ждет, что все за него сделает психолог, то такая работа прекращается, так как помочь себе может только сам человек, прожить за него его жизнь не может никто.

Психолог всего лишь «зеркало» клиента: в психотерапевтической работе человек «встречается» с тем, что он вытеснил в бессознательное без каких либо психологических защит или «масок», клиент «увидит в зеркале» именно то и те собственные качества, что ему мешает на данном этапе его жизни быть счастливым, и, без изменения которых, не возможно изменить и его жизнь. Для некоторых людей это очень болезненный процесс. Если же клиент не смог принять увиденного и не пожелал услышать психолога при работе над любой из проблем, то работа, само собой, прекращается. В некоторых случаях, в довольно редких, чаще всего такое случается, когда целью обращения клиента к психологу было не желание меняться, по настоящему решить свою проблему, а он хотел только найти подтверждение собственному мнению и выводам, одобрение деструктивному поведению, восхищение, а психолог попытался ему «открыть глаза», клиент начинает воспринимать психолога почти как врага.

Итак, цель любой психотерапии научиться понимать и принимать себя, свои ощущения, желания, а, значит, стать самостоятельным, счастливым, успешным. Таким образом, психотерапия — это «путешествие» в собственное бессознательное, это определенный путь самопознания и самопринятия. Психолог в этом процессе играет роль «зеркала» для клиента: психолог «зеркаля» и, таким образом, показывает человеку его нынешнюю проблему, мешающую клиенты быть в гармонии с самим собой и счастливым, то есть психолог всего лишь проводник клиента на встречу с самим собой, с собственным бессознательным этого человека. При консультации и психотерапии, психолог всегда воспринимает клиента безоценочно.

Н. Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

«МОЯ МИССИЯ – ПСИХОЛОГ» (Республиканский конкурс психологов)

«Четверть всех знаний мы получаем от учителей.
четверть – слушая самих себя,
четверть даруют нам друзья,
а еще четверть – прожитые годы».
(Пауло Коэльо.)

Как громко сказано «Моя миссия – психолог». Когда я прочитала эту фразу, то у меня появилась тяжесть внутри меня, она сковала меня определенным страхом и тревогой. Я спросила себя: «А, ты задумывалась, что тебе отведено судьбой, выполнять эту миссию?»
И не смогла ответить сама себе.
Передо мной встал образ моей старшей сестры. Она стояла передо мной и требовала нарисовать ей такую же красивую куклу, как я нарисовала себе, но, сколько я не совершала попыток, они все заканчивались неудачей. Я вышла из этой ситуации. Я просто подарила ей эту куклу. Ее лицо стало таким светлым и лучезарным от счастья, что я радовалась вместе с ней.
У меня всегда было непроизвольное желание помочь неуспевающим учить уроки, младших учить кататься на коньках, на санках, оберегать их от опасностей, проводить с ними КВН… до сих пор храню фотографии своих подопечных, помню только имена, забыв фамилии.
Я постоянно кого-то нянчила, кого-то опекала, за кого-то заступалась, доказывала учителям, что они не правы по отношению к той девчонке, которая грезила стать актрисой, певицей, а математика с химией для нее были абстракцией. Эта девчонка стала знаменитой в своем крае. Она сама пишет стихи и музыку, гастролирует по северному миру, неся волшебные звуки своего голоса и души.
Мои одноклассники назвали меня после выпускного вечера жандармом преступного мира из-за моей нетерпимости ко лжи, предательству, несправедливости.
В то время меня эти представления обо мне переполнили обидой.
Прошли годы, я научилась контролировать свои чувства, принимать мир во всем его многообразии, раскрашивая взаимоотношения с окружающими во все цвета радуги. Но до сих пор не переношу ложь, приспособленчество, предательство, несправедливость.
Не смотря на это, меня до сих пор называют странной женщиной. Может за то, что из большого крупного промышленного уральского города приехала с двумя детьми в край синих озер, сказочного неба. Может за то, что впоследствии с четырьмя детьми уехала жить на хутор…
Действительно странностей много.
Когда добираюсь автостопом до города На вопрос «Кем вы работаете?», -отвечаю – «человеком».
Однажды я прочитала, что в одном из европейских зоопарков находится комната на двери, которой написано «Здесь находится самый страшный зверь планеты». Кого же видит человек, заходя в эту комнату: Самого себя – отражением в зеркале.
Как научиться жить в окружающем мире и не стать зверем и остаться человеком?
На вопрос: «Кто такой человек?» Начинают перечислять, что есть у человека, но ни один из ребят никогда не обратился к внутреннему содержанию, состоянию души человека.
Кто поможет ребенку найти самого себя, не потеряться в мире прошлого, настоящего и будущего. Как научить его стать сильным, уметь выстоять перед искушением, ошибиться и не разочароваться, смочь подняться и остаться самим собой, верить и быть верным, любить и быть любимым, хотеть счастья и быть счастливым.
Каждый из моих учеников отправляется в путешествие, полное приключений, удач, обид, переживаний. Кто будет исполнять роль путеводителя, роль экскурсовода, мудреца, попутчика, друга? Какую роль возьмет на себя сам ребенок, а какую возьмешь ты?
Ты должна помнить твой девиз « Не навреди».
Каждое дитя – дитя земли нашей. И если этот ребенок не может попросить помощи у нас взрослых тогда, когда ему плохо. Он не может понять, отчего ему плохо, почему он не принят своими одноклассниками, у него нет друзей. Почему детская жестокость так больно бьет таких же, как они, детей.
«Я бегу по поляне, заросшей жесткой травой. Я стою пред сплошной стеной гор, взбираюсь, мне трудно дышать. Вокруг меня один забор». - это образы детства, описанные детьми
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что у ребенка трудности в общении, во взаимодействии с близкими. Только не я решаю его проблему, а он решает ее сам. Соотнесение моей ситуации к своей, помогает ребенку принять правильное решение для самого себя.
Невозможно увидеть мгновенный результат моего воздействия на чувственную сферу ребенка, но то, что он после этого распрямляет спину, начинает сам находить друзей – это достижение его самого и чуточку мое.
Трудно дается учеба, требования школы для маленького человека, как цунами, обрушиваются на него, а он еще не научен, быть стойким, выносливым. Он растерян. Как помочь найти ему свой путь к освоению знаний? И я протягиваю ему свою руку «Держись малыш, все будет хорошо!».
«Я лечу. У меня появились крылья сильные, крепкие. Они несут меня над полями, морями, городами. Как здорово! Как прекрасен мир и я в нем!» это уже не тот малыш, который сжимал голову в плечи, сторонился своих одноклассников. Это человек, познающий себя, тебя и меня…
«Не хочу, не буду, отпусти меня, там мои друзья, они ждут меня» – это как в сказке о Маше и медведе, когда дорога домой, стала заблудшей. И ты в ночи становишься путеводной звездой, ты должен помочь, осветить путь домой, к теплу, пониманию, а может в доме уже не горит очаг, самое трудное научить ребенка разводить его самому, если родители до сих пор не могут найти мир в своем сердце.
Не повторить, предупредить, предотвратить – эти глаголы самые актуальные. Чтобы ребенок знал, чего в жизни необходимо опасаться
Надо его вооружить знаниями об этом, научить, его этими знаниями пользоваться, чтобы они стали правилами и ценностями
его жизни.
Ошибок можно избежать, если постоянно насыщать взрослых и детей доступными их восприятию психологическими знаниями о возможностях разных периодов развития человека, трудностях, возникающих на нашем пути, последствиях, если мы сами нарушаем законы природы.
Вот теперь я вижу, что не малый труд вкладываю я в знания детей, как учитель, друг, проживая с ними их жизнь. И делаю это незаметно для него, чтобы он почувствовал свою значимость, индивидуальность. Может этот мой путь психолога и можно назвать миссией…?

Психология – наука, которая помогает быть счастливым. Кроме задач и целей психологии, у нее есть высокая миссия. Каковы же основная задача и миссия психологии как науки?

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология » переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή - «душа», λόγος - «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира. Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало », в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Миссия психологии

Психология – сложная наука, она имеет множество школ и направлений . Некоторые их них:

  • психоанализ
  • фрейдизм
  • бихевиоризм
  • гештальтпсихология
  • гуманистическая психология
  • трансактный анализ
  • нейролингвистическое программирование
  • трансперсональная психология
  • системно-векторная психология,
  • когнитивная и многие другие.

Все они по-разному подходят к изучению психической природы человека, по-разному определяют предмет и объект своего изучения, используют разные методы и приемы работы с клиентами. Но в совокупности эти учения образуют невероятную «мозаику» психологических знаний.

Помимо теоретической, фундаментальной психологии есть прикладная и практическая психология, занимающаяся применением теоретических знаний на практике.

Таким образом, в наше время психология не только занимается изучением и исследованием психики, но также реализует полученные знания на практике. Есть теория и практика психологии, тесно взаимодействующие друг с другом.

Миссию психологии как науки можно было бы обозначить как объединение всех сфер человекознания в единую концепцию.

Психология тесто связана с общественными, естественными, философскими и даже техническими науками.

Знание психологии человека нужно и учитывается везде, поэтому существует так много отраслей психологии :

  • общая
  • педагогическая
  • детская
  • дифференциальная
  • социальная
  • возрастная
  • клиническая
  • инженерная
  • космическая
  • юридическая
  • военная
  • специальная
  • психология труда
  • психология власти
  • организационная
  • психопатология
  • психофизиология и прочие.

У каждой из них свой объект и предмет изучения, цели и задачи, но все они служат во благо той или иной сферы человеческой деятельности.

Практические психологи занимаются психологическим консультированием, коррекцией, профилактикой, реабилитацией, просвещением, психотерапией, а также проводят психологические тренинги.

Миссия практического психолога – создание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала индивида. Призвание психолога – помогать людям.

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования:

  • психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь),
  • состояний (эмоции, чувства, установки),
  • свойств (способности, темперамент, характер, мотивы, цели, воля).

Изучать особенности психики нужно для того, чтобы лучше понимать ее природу и учиться управлять психическими явлениями.

Также в качестве задач психологии определяется:

  • изучение физиологических механизмов, лежащих в основе функционирования психики;
  • изучение зависимости психики от объективных условий жизни;
  • изучение влияния особенностей психической деятельности на оптимальное формирование личности и эффективное взаимодействие людей;
  • внедрение полученных психологических знаний в жизнь с целью повышения эффективности различных областей практики;
  • улучшение психического здоровья людей и их общей удовлетворенности жизнью.

Задачи практического психолога, работающего с клиентами, определяется им самостоятельно, и различаются в каждом конкретном случае.

Прикладные задачи практической психологии определяются спецификой учреждения, в котором работает психолог, чаще всего ими становятся: психологическое обеспечение оптимального функционирования организации, труда работников, составление обучающих программ, пособий, программ подготовки и переподготовки кадров, разрешение конфликтов, улучшение психологического климата и прочее.

И теоретики и практики психологии помогают людям разрешать различные психологические проблемы, совершенствоваться личностно и улучшать качество жизни.

Быть психологом для меня - заниматься самым интересным делом в мире! Эта работа не всегда простая, но всегда интересная. Она заставляет все время учиться, узнавать окружающий мир с различных сторон.

Когда человек, обратившийся за помощью, говорит: "Мне стало намного легче!" или "Теперь я знаю, что я буду делать!" - я понимаю, что наша профессия существует не зря, и радуюсь.

Для меня быть психологом - это всё! Это образ жизни, который выбран осознанно и навсегда.

Эта удивительная профессия делает весь жизненный опыт - опытом профессиональным, стимулирует непрерывно ежедневно учиться, развиваться как личность.

Результат этой деятельности - положительные изменения в жизни человека. Любимая профессия, приносящая пользу другим - Высшее благо!

Быть психологом - значит ежедневно становиться лучше для улучшения жизни других.

Быть психологом - это открыться навстречу, быть рядом, идти вместе.

Для меня быть психологом - это быть открытым к разным сторонам человеческой жизни, быть открытой миру.

Помогать людям, понимать суть происходящего, узнавать новое, быть в тонусе, повышать свои умения и навыки.

Быть психологом - это ответственное дело, так как от каждого слова и действия многое зависит! Это нужно понимать и часто корректировать самого себя, своё поведение, не играть роль "всемогущего", а просто помогать по мере возможности, знания и силы!

Всем желаю быть хорошими психологами и всего наилучшего!

Для меня быть психологом - это реализовать свое предназначение.

Это переживать чудо таинства Встречи с Другим человеком.

Это, сохраняя и повышая свою компетенцию, оставаться собой, не смешивая личное и профессиональное.

Быть психологом - это столкнуться с тем, что психология невозможна без того изначального смысла, который вкладывали в это слово: без души. Психолог работает всей своей Личностью с Личностью.

Для меня быть психологом - значит уметь реализовать свои знания об общих закономерностях мышления, психики и поведения для помощи в решении каждой конкретной проблемы, с которой ко мне обращаются мои клиенты.

Для меня быть психологом - это не миссия, это сложная, но порой очень увлекательная работа, когда можно находиться рядом с человеком, который оказался в трудной ситуации, и попытаться помочь ему.

Я была, мягко говоря, в «шоке» от того, что можно решить свои проблемы и проблемы других людей. Иногда за один сеанс!

Люблю свою работу! Для меня быть психологом - это любовь ! Люди такие интересные, разные, странные, иногда сложные… но каждый из них заслуживает счастья, здоровья и радости. Хочется сделать все возможное для них. Жаль, что иногда они не хотят!

Для меня быть психологом - это мое физическое и психологическое здоровье ! Сколько решено моих личных проблем с детством, родителями, мужчинами, детьми. Я все еще «лечусь». Каждая проведенная группа личностного роста - это и мой личностный рост, всегда открывается что-то новое…

Для меня быть психологом - это благосостояние! Да, не надо стесняться - это и дом, и деньги , и участие в обучающих семинарах. Я вкладываю деньги в свой профессионализм, и они возвращаются мне сторицей. Я благодарна своей работе и Богу за возможность творить любимую деятельность и получать за это вознаграждение.

А еще это бесконечная учеба! Второе высшее (психологическое), трансперсональная психология, НЛП-практик, экзистенциальная психология - это только некоторые методы и направления, которые за последние годы стали любимыми у меня и моих клиентов.

И наконец - быть психологом для меня это образ жизни, формирование мировоззрения, позитивного мышления, создание новых моделей поведения, возможность передать эти знания другим людям, психологам. Возможность использовать свою личность как эффективный инструмент помощи людям, семьям , детям, коллективам.

Благодарю за такой вопрос! У меня еще раз возникли чувства счастья, удовлетворения и гордости за свою любимую психологию…

Быть психологом значит увидеть поистине волшебное превращение моего клиента из гадкого утенка в Великолепного Лебедя. Осознавать, что я к этому процессу имею прямое отношение - это самая дорогая награда для меня. Спасибо всем моим клиентам!

Уметь с улыбкой встречать возрастные кризисы как дополнительный ресурс для нового жизненного витка.

Иметь возможность вполне объективно помогать обратившимся людям.

В нужный момент уметь принять произошедшее насколько это возможно.

Научиться вновь обретать то, что, казалось бы, навсегда потеряно.

Иметь возможность видеть в людях их позитивное намерение.

С того момента, как я вступила на профессиональный путь психолога , моя жизнь стала более интересной, более насыщенной, более разнообразной и позитивной.

Воспользуюсь возможностью и поблагодарю всех людей, который были, есть и будут встречаться на моем жизненном пути: спасибо моим родителям, брату, мужу, сыну, преподавателям и моим друзьям за поддержку и помощь, а также спасибо за доверие тем людям, которые видят во мне человека, способного помочь на их жизненном пути.

Дисциплина: Психология
Тип работы: Доклад
Тема: Миссия психолога в системе образования

Миссия психолога в системе образования.
В современных условиях государство не берёт на себя функции духовного развития молодёжи. Поэтому школа иногда не может
вмешаться в это. Отсюда происходит множество психологических проблем. Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе
это – психолог.
Кому и зачем мы нужны в школе?
То, что школе нужен психолог, принимается как постулат. Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два
простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи
Битяновой,
Бегловой,
Сартана, Степановой и других авторов. Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких
представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые
частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому \"помогать\" - точно не отвечают, кажется, детям. Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи,
которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.
Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом
сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли
можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.
Вместе с тем, адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от
консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога
расширены возможности – ребенок все время перед глазами.
Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет
психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.
Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может
выглядеть, что должно быть в результате. Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным
процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не
рождало у окружающих неоправданные надежды.
Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные
особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее,
взрослым – учителям, родителям – знать, что делать. Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу. Ситуация обследования в
школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже
не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата).
В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между
людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы
можем дать детям. Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше,
школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает
ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что
психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как
ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.
Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу. Учитель добивается результата, психолог точки
прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения.
Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности. Видится проблема в том, что нет пока в образовательном
сообществе представления о миссии школьного психолога. Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься
развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь. Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили,
чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ. Именно поэтому каждый
специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему.
Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического
коллективов оставит место для свободы
Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию. Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как,
хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования.
Наверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение.
С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.
Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии
школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное...

Забрать файл