Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 - 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 - 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы .

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте .

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 - 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с . Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и , приучать детей читать правильно, без ошибок.

Смотрите также :

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монгольской народной республики. У каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Методика зрительных диктантов Федоренко.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах. В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – «Тает снег» и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читают, молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях. На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке. Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение «Спринт». К доске выходят несколько учеников (3-5), им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.



Детская книжка.

Различия в читательском развитии младших школьников столь велики, что изучение личностных особенностей ребенка, индивидуальная работа с конкретным читателем крайне необходимы. Как, по каким критерия выбирают книги младшие школьники? Что хотят найти в книгах? Как помочь им выбрать самое необходимое? Среди ребят младшего возраста свих читателей находят и русская поэзия, и зарубежная литература, книги и музыке и композиторах, об ученых и общественных деятелях. Однако, некоторое предпочтение юные читатели отдают сказкам и приключениям, что можно считать их возрастной особенностью. Чаще других среди любимых книг называют рассказы Н.Носова, А.Гайдара «Чук и Гек», книги о дяде Степе С.Михалкова, «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна, русские народные сказки и книги про животных. В нашей библиотеке кроме учебников «чтения» есть дополнительные книги по литературному чтению и творчеству. Все дети готовятся к урокам внеклассного чтения. Самыми любимыми и читаемыми писателями на протяжении многих лет остаются Драгунский, Носов, Чарушин, Снегирев, Пришвин, Барто, Михалков, Чаплина. Также популярными книжками становятся книжки современных писателей: Э. Успенского. Новым элементом, который я разработала сама, стал – ведение индивидуального графика техники чтения. Делается это так: каждому ученику в дневник в начале учебного года я вклеиваю лист с заранее подготовленными линиями, затем дети вместе с родителями вычерчивают график по результатам проверки по месяцам. Красный цвет графика, если стрелка идёт в верх, черная, если стрелка идёт вниз, синяя – ровно. А в классном уголке учитель заполняет таблицу:(4 класс, данные на конец марта, норма 4 класса 100 – 110 слов)Каждый ребёнок видит свой результат в сравнении с другими, появляется дух соревнования «быть лучше», не отстать от других. Урок литературного чтения в четвёртом классе. Тема : Мифы древней Индии. Миф о царе Ушинаре.Цели: познакомить с новым жанром устного народного творчества – миф, совершенствовать технику чтения, развивать речь, учить мыслить, рассуждать, развивать память, внимание, воспитывать доброту и справедливость.Ход урока: 1. Организационный момент.2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки.3. Сообщение темы и цели урока.4. Работа в тетради. Выполнение упражнений по развитию памяти и внимания. Зрительные диктанты Федоренко. (Набор №3) 1. Прилетели птицы. 2. Ярко светит солнце. 3. Лида вытерла доску. 4. Весело бегут ручьи. 5. Подул резкий ветер. 6. Зоя прилежно учится.5. Проверка домашнего задания.Чтение и пересказ подвигов Ер-Таргына из хрестоматии.6. Знакомство с новой темой. 1. Чтения правила, что такое «миф», запись в тетради. 2. Чтение мифа о царе Ушинаре заранее подготовленным учеником. 3. Словарная работа. Слова – жертва, владыка, преданья.4. Чтение обычное.5. Чтение «скороговоркой»6. Работа над текстом. В тетрадь выписать из текста метафоры(доброе сердце) и сравнения (как солнце)7. Проверка восприятия по вопросам к тексту учебника.8. Выразительное чтение текста.7. Выполнение творческого задания:- Подумайте и скажите, как бы вы разрешили спор сокола и голубя.8. Чтение текста на время (1 мин.) Результаты записать, сравнить с ранее полученными.Итог урока : - С каким произведением познакомились?Дом. задание : - пересказ мифа, выучить правило. Урок литературного чтения во втором классе. Тема: М.Аимбетов «Солнце на ладони»Цели: познакомить детей с новым произведением, формировать навыки беглого, осознанного правильного, выразительного чтения и развитой речи, развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к профессии хлебороба.Оборудование: серия картинок «Как хлеб на стол пришёл»,секундомер, таблицы с деформированными предложениями.Ход урока : 1. Организационный момент.2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки.3. Сообщение темы и цели урока.4. Разминка:1) Работа над скороговоркойИз под топота копыт пыль по полю летит.На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.2) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения. Дети коллективно зачитывают слова:Была, Балхаша, у волшебника, красавица, дочь.Вопрос учителя: Мы с вами прочитали предложение?Ответ: Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу.Детям предлагается восстановить предложение.- Откуда это предложение? (Казахская легенда Или и Каратал).5. Проверка домашнего задания.1)Чтение наизусть стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»2)Конкурс на чтение сказки «Путешествие осеннего листочка», используя приём олицетворения.6. Знакомство с новым произведением.1)Вступительное слово учителя.2) Рассматривание серии картинок «Как хлеб на стол пришёл»3) Чтение текста учителем. Для детей задание:прослушать текст и сказать почему он так называется.4) Проверка восприятия:- О чём рассказывается в тексте?- Почему рассказ так называется?5) Словарная работа.- Какие слова и выражения вам непонятны?- Как понимаете такие слова и выражения: жернов, штурвал, страда, ток, хлебороб, пышущая жаром, благословенный хлеб.6)Работа с текстом.Обыкновенное чтение.Чтение «скороговоркой».Упражнение «Спринт».7) Анализ прочитанного текста. Ответы на вопросы учебника.8) Выразительное чтение текста детьми.Подведение итога. - С каким произведением познакомились, кто автор?- Чему учит это произведение?Домашнее задание : выразительно читать и пересказывать рассказ «Солнце на ладони».Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. Тема : Звуки [ф],[ф"], Буквы Ф, ф.Цели урока : познакомить с новым звуком и буквой, развивать плавное слоговое чтение, воспитывать интерес и любовь к чтению.Оборудование: кубики и таблицы Зайцева, картинки с изображением филина, жетончики.Ход урока : 1. Организационный момент.2. Сообщение темы и цели урока.3. Разминка:1) Работа над скороговоркойТкёт ткач ткани на платок Тане.2) Работа над дыханием. Звукоподражание.Шорох осенних листьев: Ш-ш-ш.Полёт пчелы: З-з-зэПолёт жука: Ж-ж-ж.Накачивание воздуха:Ф-ф-ф.Сдутие мяча:С-с-с.3) Работа с полоской бумаги. Дети ставят полоски на уровне губ, начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.4) Чтение слогов по таблице скоростного чтения. У детей на парте лежит индивидуальная таблица. Слоги читают по строчкам и по столбикам.4. Проверка домашнего задания.Чтение наизусть стихотворения «Разговор Лютика и Жучки»Конкурс на лучший рассказ по картинке «Лягушонок и Утёнок».4. Работа над новым материалом.Выделение изучаемого звука [ф] из стихотворения «Фиалка».Стихотворение читает учитель:«Фью, фью» - птица распевает,И фиалка в поле расцветает.И земля глядит на насМиллионом синих глаз.Нахождение кубика с этим звуком, дети дают характеристику звуку по кубику (согласный, глухой, бывает твёрдый или мягкий). Чтение кубика хором. Распевание таблицы Зайцева.5. Занимательная азбука. Загадки:Этот глаз – особый глаз:Быстро взглянет он на вас.И появится на светСамый точный ваш портрет.(Фотоаппарат) [ф] – твёрдый. Днём спит, ночью летает,Уханьем своим всех в лесу пугает.(Филин) [ф"] – мягкий. Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкуюОбжигают с давних пор.Называюсь я ………. (фарфор) [ф] – твёрдый .Весь день стоят на улицеПрохожими любуются.Их служба начинается,Когда уже смеркается.И не погаснут до зариГлаза - ночные ……..(фонари) [ф] – твёрдый. 6. Составление слов из кубиков: филин, фонарь, фиалка, в сопровождении хорового чтения.7. Обозначение звука буквой [эф]. Пропечатывание буквы в тетради, рассматривание элементов, на что похожа, и место её в алфавите.Стих:Всем известно без подсказки Буква «Ф» - как ключ от сказки.Никогда его у насНе отнимет Карабас. (Какой Карабас?)8. Работа по учебнику. 1)Чтение слогов, слов по учебнику. 2)Чтение текста «Филин» 3) Проверка восприятия.- О какой птице идёт речь? Филин – что это за птица? Чем питается?9. Самостоятельное чтение учащимися.Письмо.Психологический настрой на письмо: упражнения «посадка», «курочка водичку пьёт», «художники»1. Анализ письменных букв. Поэлементный анализ строчной буквы ф, письмо в тетради слогов, слов, дописывание предложений. Анализ и письмо заглавной буквы Ф.Подведение итога: С каким новым звуком познакомились? Какую букву научились писать? Чему учились?Заключение.

Применяя эти методики на уроках, я добилась таких результатов.

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи.
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Что такое оптимальное чтение?
Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена (со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Необходимость оптимального чтения ясна. Эту проблему рассматривают в нескольких аспектах.
Аспект обучения.
Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.
Аспект развития.
Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
Аспект воспитания.
Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.
Экономический аспект.
Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. В США на многих предприятиях не принимаются на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Идейно-политический аспект.
Школьнику с низкой скоростью чтения не хватает времени заниматься дополнительно: например, читать прессу… низкая техника чтения не способствует освоению информации.
С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
Видный украинский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-200 слов в минуту.
Возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать.

Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.
1 .Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
2. Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой), и любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, природоведение, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок.
Пять минут за урок. 4 урока в день. 5 дней в неделю. 5× 4×5=100(мин)= 1ч.40 мин.
4. Чтение перед сном .
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям.
Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекоминдации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти .
Что это значит?
Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Фидоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение состоит из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
7. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко нужно выделить три типа упражнений.
Это такие упражнения:
многократное чтение
чтение в темпе скороговорки
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
.
Все названные упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. В этом упражнении повышены требование к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.
Упражнение длится не более 30 секунд. Затем предлагается третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети проговаривают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать его в том же повышенном темпе. Его возможность не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительности чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование учащихся.
Самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетрадь.

Http://igirpet.21416s10.edusite.ru/

на

«Программа для чтения» - Возрастной состав библиотечных работников. Результаты опроса родителей учащихся «О необходимости регулярного чтения младшему школьнику». Ключевые выводы: значимость Программы и диагностика существующего состояния инфраструктуры чтения в России. Исследование проблем чтения в образовательных и воспитательных учреждениях.

«Навык чтения» - Динамическое чтение. Сформированный навык чтения. Методика оптимального чтения. Виды работ для формирования навыка чтения. Смысловая сторона чтения. Буквенные. Темп чтения. Техническая сторона чтения. Чтение. Динамика скорости чтения. Цифровые. Правильность чтения. Формирование у детей навыка чтения.

«Устный журнал» - Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Россия. Пословицы о русском языке: Мама. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. До слова крепись, а давши слово – держись. Наша речь. Волшебные слова. Какие буквы не бывают большими в именах, фамилиях и кличках животных? Допиши слово. Не храбрись словом, а покажи делом.

«Техника быстрого чтения» - Ёжик …. Дикие звери. Лев и мышь. Белка и волк. Спор животных. Подснежник. Лоси. Читать должно быть интересно. Первая охота. Найди меня. Майский снег. К.Д.Ушинский. Зимний день.

«Работа с одарёнными детьми на литературе» - Л.Н.Толстой. Сочинение сказки по заданному набору слов. Методы сочинения сказок. Как мне повезло. Спасение героев. Метафоры. Сказка «Нефтяная рыбка». Метод аналогий. Этапы развития творческого воображения. Необычный образ Бабы Яги. Метод морфологического анализа. Портрет школьника. Последовательность вопросов.

«Смысловое чтение» - Оценка информации. Реципация. Мотивация. Работа с текстом. Смысловое чтение. Современные образовательные технологии. Типовые задания. Умение выделить абзацы. Низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Чтение –фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций. Рефлексия. Главное предназначение.

Всего в теме 23 презентации

Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи к концу 4 класса. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости, влекут за собой почти все беды школьной системы, т. е скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах,если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 150 до 200 слов в минуту. Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение,бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика,подарить ему надежду на успех.
Как добиться оптимальной скорости чтения?

Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами,а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение,когда все ученики читают одновременно вслух,вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Любой урок начинается с того, что учащиеся открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда учащийся прочитает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается,если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку...Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это означает? Часто можно наблюдать такую картину. Учащийся читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова,забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.
Теперь учащийся легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Главное в достижении цели - это вера в ученика и ежедневные тренировки!