Отбор материала для словарной работы

В русском языке насчитывается сотни тысяч слов. Изучить в школе все, конечно, не представляется возможным. Перечень же слов для школы пока не определен, поэтому круг слов устанавливается учителем. При этом необходимо учитывать:

разносторонность словаря (он должен охватывать разные сферы жизни);

отношение к мышлению и его развитию (понятия конкретные и отвлеченные, временные пространственные и т. д.);

по отношению к грамматическому строю (слова всех частей речи, их формы);

по тематико-стилистическим признакам это должны быть слова бытовые, нейтральные, исторические, научные.

При отборе слов необходимо учитывать:

доступность словаря, но равняться не на самые легкий и элементарные;

определенная емкость словаря, которая устанавливается опытным путем;

последовательность в расширении словаря в пределах одной темы;

различия в темпах накопления словаря в зависимости от подготовленности, направленности и общего развития учащихся данного класса.

Виды словарной работы на уроках русского языка

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант

Учитель показывает детям карточку - слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

  • 2. Картинный диктант
  • 1) Учитель показывает детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.
  • 2) Учитель показывает картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают, дети проверяют его написание.
  • 3) Учитель закрывает только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.
  • 3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

  • 1) Учитель использует карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова - названия животных, во второй слова - названия птиц.
  • 2) Или карточки - слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную - "О", во второй - слова, в написании которых надо запомнить гласную - "А".
  • 3) Учитель диктует слова вслух. В левый столбик нужно запишисать слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый - кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)
  • 4) Использование кодоскоп. На пленке записан текст. Дается задание, выписать из текста словарные слова.

Урожай! урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом - съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

  • 4. Диктант с использованием загадок.
  • 1) Учитель читает детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.
  • 2) Учитель читает детям загадку, а отгадку - словарное слово, дети записывают самостоятельно.
  • 3) Учитель подбирает загадки, требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

  • 4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря"Под словом «Словарь» имеется в виду детский словарь, в который учащийся записывает незнакомые ему слова с объяснением их и слова, в которых необходимо запомнить орфограмму.. Загадайте их товарищу.
  • 5. Диктант по памяти.
  • 1) Запишите по памяти словарные слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).
  • 2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е, о, а, и, я).
  • 3) Учитель пишет слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.
  • 4) Текст написан либо на доске, либо на пленке и используют кодоскоп. Задание: назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрывается, дети пишут их по памяти. Затем учитель кладет пленку с выписанными словарными словами, дети проверяют себя.

Например: текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Учитель диктует слово из "Словаря", один ученик комментирует его написание, все записывают.

  • 7. Творческий диктант.
  • 1) Замените развернутое определение одним словом.

Например:

  • а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).
  • б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)
  • 2) Учитель показывает детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Задание: расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.
  • 3) На доске записаны предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".
  • а) Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда.
  • б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.
  • в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

Кроме различных видов диктантов используются и такие приемы работы над словарем:

  • 1. При знакомстве с новым словом работу можно организовать так:
  • 1) чтение слова с доски или с карточки;
  • 2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;
  • 3) проговаривание слова вслух;
  • 4) письмо в тетрадях;
  • 5) разбор по составу;
  • 6) подбор родственных слов;
  • 7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).
  • 2. Словарную работу можно сочетать с минуткой чистописания. При написании строчных букв писать словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.
  • 3. К доске выходят 2-3 ученика. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.
  • 4. Подбираются слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.
  • 5. Группируются слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Учитель сообщает детям: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:
  • 1) Учитель диктует слова, ученики их записывают или
  • 2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или
  • 3) называют слова вслух и записывают;
  • 4) учитель вывешивает слова - карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;
  • 5) аналогично организуется работа с карточками - картинками.
  • 6. Учитель группирует слова по буквам.

Например: Сегодня мы будем писать слова, начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

  • 1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;
  • 2) вспомните и запишите словарные слова, начинающиеся с этой буквы;
  • 3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;
  • 4) можно использовать слова - карточки. На доску вывешиваются слова, в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова, начинающиеся на букву "К";
  • 5) аналогично можно организовать работу с карточками - картинками.
  • 7. На этапе работы со словарными словами учитель может использовать перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.
  • 8. Работа с кроссвордом.
  • 1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;
  • 2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";
  • 3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";
  • 4) Составь свой кроссворд, предложи заполнить его товарищу.
  • 9. При знакомстве с новыми словами можно использовать небольшие шутливые стихи.

Например:

При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? В звуках нету смыслаЧто за мон? Но едва шепнут лимон - сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор,С топором пошел во двор,Стал чинить Егор забор,Потерял Егор топор.Вот и ищет до сих пор.Поищи и ты топор.

10. Используются и такие задания.

Подберите дома:

Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.

Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.

Отрывки из художественных произведений, в содержании которых есть слова из "Словаря".

Названия художественных произведений, которые являются словарными словами.

  • 11. Задания типа "Ответь на вопросы":
  • 1) Кто живет в лесу?
  • 2) Кто следит за чистотой в классе?
  • 3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание можно выполнять по-разному:

  • а) 3-4 вопроса учитель записывает на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.
  • б) Учитель диктует вопросы, дети записывают полные ответы.
  • в) Учитель диктует вопросы, дети пишут только ответы - словарные слова.
  • 12. Задания типа "Допиши предложение".
  • 1) Весело чирикает … (воробей)
  • 2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

Такой вид работы тоже проводится по-разному.

  • 1. На доске записываются 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.
  • 2. Слова для вставок пишутся на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
  • 3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
  • 13. Задание "Цепочка слов". Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок и т.д.
  • 14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или пишет на доске несколько букв и предлагает детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать:

Коллективно

Самостоятельно

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

  • 15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаются слова:
  • 1) Зима, мороз, коньки, каток.
  • 2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.
  • 16. Запишите словарные слова:
  • 1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель ____________. Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).
  • 2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Игра - средство активизации словарной работы

Для активизации словарной работы можно использовать игры.

Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.

Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.

Игра "Догадайся". Словарную работу можно начать с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки.От слов начала откусили,Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

Игра "Подскажи словечко".

Е … (пенал) . о … (мороз)

Е …. (ребята) . о …. (колхоз)

Е …. (мебель) . о ….. (воробей)

На тему "Птицы":

О. … (воробей)

О. .. (ворона)

Е … (петух)

Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Учитель говорит детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

Игра "Буквы заблудились". Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

      1. Методы работы над правописанием трудных слов

    Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

    Вставка слова в классное наборное полотно.

    Чтение слова учителем.

    Объяснение значения слова (учителем или детьми).

    Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

    Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).

    Запись слова в орфографический словарик.

    Задание на дом – выучить написание слова.

    Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

      1. Виды словарных работ

    Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

    Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

    Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

    Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

    Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)

    Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

    Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).

    Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

    Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

    Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).

    Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).

    Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

    Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

    по родам;

    по числам;

    по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

    с непроверяемой и проверяемой гласной;

    одушевленные или неодушевленные предметы;

    по тематике – «Город» и «Деревня»;

    по частям речи;

    с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.

Выписать из данных слов:

  • слова, состоящие из двух, трех слогов;

    слова с Й;

    слова с шипящими.

Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).

Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).

Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.

Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.

Подбор однокоренных слов.

Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

Разбор слов по составу.

Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).

Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).

Письмо по памяти.

Самодиктант и взаимопроверка.

Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).

Перфокарты, перфоконверты.

Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).

Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.

Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).

К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).

Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).

От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках.

Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции - ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Именно графическое обозначение этих звуков буквами и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам.

Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. “ Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс”, - писал известный ученый-методист А.В.Текучев.

Эти слова находят свое подтверждение и в книге В.П.Канакиной “ Работа над трудными словами в начальных классах”, и в книге ГАБакулиной “ Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”, и в статьях многих авторов газеты и журнала “Начальная школа”. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их “переносить” на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

1. Фонетические упражнения.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, используют такой вид упражнений, как письмо с “дырками”, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

3. Словообразовательные упражнения.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5. Синтаксические упражнения.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

6. Лексические упражнения.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед нами стоит задача - активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.

Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются

Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок “ Огород”.

Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.

2 уровень.

Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

3 уровень.

Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..

2 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..

3 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый..., безрогая .... рыжая..., косолапый..., охотничья... . Составь предложение с одним из словосочетаний.

2 уровень.

Восстанови пословицы, используя словарные слова.

1. Хорош... – белый, а охотник – смелый.
2 .... черна, да молоко у нее бело.
3. ... – старая льстица.
4. Для... зима – одна ночъ.
5. ... – верный друг человека.

3 уровень.

Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.

Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .

1. За двумя... погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Ешь... соломку, поминай лето.
3. Старую... не травят молодыми собаками.
4. Два... в одной берлоге не живут.
5. Без... зайца не поймаешь.

Лексические упражнения.

1 уровень.

Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.

1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
3. В лесу живет, кур крадет.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.
5. Зимой беленький, летом серенький..

2 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,

1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.
2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.
5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

3 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.

1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
2. Это слово означает “едящий мед”.
3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
5. Еще одно значение этого слова - пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.

3 класс

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.

Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..

2 уровень.

Выпиши слова в два столбика: в первый - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова.

Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.

3 уровень.

Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.

16,4,16,18,16, 5.
16,3,16,27.
17,16,14,10, 5,16,18.
16,4,21,18,6,24.
12,1,18,20,16,22,6,13,30.
14,16,18,12,16,3,30.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.

2 уровень.

Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.

3 уровень.

Спиши, исправляя ошибки.

Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.

Словообразовательные упражнения.

1 уровень.

№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.

№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь

2 уровень.

№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.

№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.

3 уровень.

№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.

1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).

№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.

салат работать
сажать помидор вскопать огород
ухаживать ходить
выращивать угощать
торговать овощ приготовить морковь
купить убирать

Морфологические упражнения.

1 уровень.

№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.

1. Оля любит есть на завтрак тертую... .
2. Митя увидел крупные, розовые клубни... .
3. Среди овощей нет сочней... .
4. Сзади дома был большой... с грядками, кустами смородины и малины.
5. Всякому... свое время.
6. Сеня взял с тарелки соленый... .

№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.

г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.

2 уровень.

Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.

1. Леня с папой все утро работали.... (огород).
2. Мама приготовила салат... (огурец).
3. Бабушка испекла пироги... (морковь).
4. На обед дети ели котлеты...(картофель).
5. На полке стояли банки... (помидор).

3 уровень.

№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.

Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.

№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.

Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.
Участок земли, где устроены грядки с овощами.
Огородное растение, растущее обычно кочаном.

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.

2 уровень.

№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

3 уровень.

Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.

Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!
щей нет здоровья.

Муравьева Нина Викторовна
МАОУ СОШ №11 г. Тамбова
учитель русского языка и литературы.

Словарная работа на уроках русского языка и литературы.

В решение комплексной задачи формирования человека будущего вносят свой вклад все школьные дисциплины. У каждого из них есть не только своя предметная специфика, особые задачи в обучении школьников, но и специфика развивающего, воспитательного воздействия на учащихся. Я, как преподаватель русского языка и литературы, направляю учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьников, включая память и мнение, идеалы и эстетические вкусы, личные взгляды и убеждения.

На протяжении нескольких лет работаю над темой «Словарная работа на уроках русского языка и литературы», так как считаю, что этот вопрос нужен, полезен, важен. Слово – инструмент познания мира. В начале было Слово. И я, как учитель словесности, конечно же, слово ставлю в своей работе на первое место, не разделяя русский язык и литературу, потому что на уроках решаются одни и те же проблемы: как через грамотную устную и письменную речь прийти к образному восприятию словесного искусства, и далее, узнав и почувствовав красоту и силу слова, научиться самостоятельно мыслить и творить. В настоящее время очень часто родной язык воспринимается и детьми и родителями как некий свод правил по орфографии и пунктуации, а литература – как сборник биографий классических писателей и система образов их произведений. Никто не спорит, без этого обойтись нельзя. Всё это основа, на которой строится здание науки, как словесность, но русский язык и литература шире. И чтобы заинтересовать ребят своими предметами, я опираюсь на индивидуальность каждого. Каждый человек талантлив по-своему, а на уроках, в процессе учёбы, особенно, когда не всё получается, ученик может потерять веру в себя. Нужно не убить в ребёнке его индивидуальность, а через его возможности достичь своих целей, разбудить в нём творческие силы, так как творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Именно поэтому я с тщательностью отношусь к организации словарной работы на уроках русского языка и литературы.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направление словарной работы.

Как методически подхожу к решению этих проблем? Изучение орфографии и развитие речи учащихся характеризуется существенными различиями. Речь всегда предполагает творческую деятельность, а орфография требует строго соблюдения установленных норм, выработки доведённых до автоматизма навыков. Вместе с тем эти виды работ взаимосвязаны. У них общая цель: повышение уровня письменной и речевой культуры учащихся. Успех в работе по развитию речи положительно сказывается на орфографии и наоборот. А развитие речи не может существовать без творчества. Как это работает на уроке?

Во-первых, это обогащение словарного запаса школьников, которое преследует следующие цели: усвоение лексики, развитие языкового чутья и семантики слов, формирование навыков свободного и правильного употребления их в речи. Поэтому каждое слово при объяснении нового материала или выполнении упражнения поясняется. На уроках рассматриваем слово в четырёх аспектах: орфографическом, лексико-семантическом с опорой на этимологию, орфографическом и синтаксическом. Поэтому работа над новым словом проходит по несколько этапам: оно пишется на доске, проговаривается, к нему подбираются однокоренные слова, с ним составляются предложения, а при необходимости мини-тексты. Дети активно участвуют в этой работе, чувствуют себя исследователями, работая со словарём. Тем более, в русском языке с семантикой слова связано много моментов, примером могут служить слова-омофоны или слова с корнями-омофонами: обежать (бегом обойти что-либо) – обижать (причинить кому-либо обиду); полоскать (промыть что-либо) – поласкать (проявить ласку) и др.

С семантикой слов сверены правила, регулирующие употребление приставок пре – при, слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными, наречиями на – о др. Как в работе над этими темами проявляется связь орфографии, развития речи и творчества?

Возьмём приставки пре-, при-. Класс делится на 7 групп (2 – с пре, 4 – с при, 1 – с затемнённым значением) и предлагаю на время подобрать как можно больше слов, доказывая правильность подбора, составляя словосочетания (слабые) и предложения (сильные) с этими словами.

Такая работа проводится и на уроках литературы. Дети мало читают, поэтому их словарный запас беден. В слабых классах сталкиваешься при прочтении текста с искажением смысла слов и даже всего произведения. Это происходит потому, что ребята основываются на своём жизненном опыте. Так «печенеги» могут превратиться даже в разновидность печенья (6 класс. Литература. «Сказание о белгородском киселе»).

Повышению уровня речевой культуры, обогащению словарного запаса способствуют чтение и заучивание текстов наизусть. Так например в 7 классе на уроке «Рассказы-сценки Чехова» был устроен урок путешествия в мир театра (внеклассное чтение), где уделялось большое внимание семантике и правильному написанию слов (на доске слова с трактовкой: трагедия, комедия, абсурд, ремарка, фраза и др.); ребята учили тексты сценок наизусть и сами выступали в роли режиссёров-постановщиков, работая над составлением сценариев по рассказам, прочитанным дома, подбирая ремарки, описывая манеры героев, их внешность. В такой работе находит отражение логическая цепочка: орфография – развитие речи – творчество.

Во-вторых, это работа над изучением грамматических норм русского языка. С одной стороны, условие предупреждения орфографических ошибок, а с другой – формирование правильной речи и как результат – развитие творческих способностей. Например, употребление слов картофель, тюль, шампунь, как существительных мужского рода, поможет отнести их к существительному 2 скл., а не к 3, что необходимо для выбора правильного написания окончания предложного падежа единственного числа (позаботиться о молодом картофеле, пятно на белом тюле, осадок в новом шампуне). Ставится проблема: определить род имени существительного.

Ребята включаются в поиск, работают со словарём, составляют словосочетания, предложения, опять здесь работает та же цепочка.
Методика работы с новыми словами и введением их в речь учащихся хорошо известна, поэтому я на уроках использую такие виды упражнений, которые направлены на овладение словом:

1. «Угадай слово». Учитель даёт толкование, дети записывают само слово, проверяют по словарю.

2. Лексический диктант – диктуемым словам, дети должны дать толкование.

3. Индивидуальные задания (по карточкам).

4. Диктант с обоснованием (опора на этимологию слова). Перед записью слова ученики должны показать его этимологическую проверку. (Вита) витамин, (корзить) корзина.

5. Самодиктант

Вспомни и запиши как можно больше слов…

а) имеющих в своём составе исторический корень – кол- (от коло) со значением круг;

б) имеющих в своём составе исторический корень – багр-, обозначавший красный цвет.

в) назови (запиши) слова, имеющие в своём составе исторический корень – чар - в значении «волшебство, колдовство». (Чары, чаровать, очаровать, очаровывть, очарование, очаровательный, чародейка, чаровница, разочарование, разочаровать).

6. Аукцион трудных слов. Может производиться как устно (в этом случае побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком), так и письменно (побеждает тот, кто запишет («продаст») больше слов).

7. Конкурс грамотеев. Задание - кто вспомнит больше слов с приставкой при – пре -и грамотнее запишет. Проверка по словарю тетради соседа с выставлением оценки карандашом.

8. Подобрать синонимы к данным словам. Задание можно усложнить, например: подобрать синонимы с приставкой пре-при- к словам затруднение, предместье, сознаваться, трогать.

9. Написать без ошибок, объяснить знаки препинания:

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Выдали даме на станции четыре зелёных квитанции о том, что получен багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка.

Объяснить, почему после слова багаж в одном случае ставится двоеточие, а в другом нет.

Одной из форм работы, способствующей закреплению и систематизации полученных знаний, является словарный диктант комплексным заданием.

Специфика такого диктанта состоит в том, что слова, в него включенные, в процессе анализа рассматриваются с различных точек зрения. Это форма работы обеспечивает комплексность в решении орфографических, грамматических и лексических задач, позволяет сочетать формирование орфографических и грамматических навыков с развитием речи учащихся. Диктант с комплексным заданием – очень экономная и продуктивная форма работы, так как на небольшом по объёму тексте учащиеся повторяют и закрепляют материал целой учебной темы. Кроме того, в процессе выполнения разнообразных заданий идёт не только повторение, но и обобщение знаний, их систематизация.

В-третьих, это развитие связной устной и письменной речи школьников. Орфографический навык можно считать сформированным лишь в том случае, если он надёжно срабатывает в естественных условиях продуцирования письменной речи, когда сознательный контроль направлен у пишущего на содержание и композицию высказывания. Часто ребята, которые при диктанте не допускают ошибок, безграмотно пишут работы самостоятельного характера, поэтому каждое творческое задании е предваряю работой над ошибками. На уроке ролевой игры по русскому языку в 11 классе на тему «Устное выступление» ребята изучили теорию по теме.

Три ученика подготовили предвыборные речи на пост мэра города. Была проведена лексическая работа по группе новых слов (баллотироваться, оппозиция, пассивный, компромисс). Остальные ребята готовились к ролям избирателей, репортёров, их задачей было составить грамотные актуальные вопросы, соблюдая стилистические нормы. На таком уроке ведётся работа над орфографией, речью, развитием творческих способностей учащихся.

Помимо формирования грамотности, устной и письменной речи одной из целей своих уроков считаю формирование личности, всесторонне развитого человека. С этой целью провожу уроки-диспуты, классные часы, беседы на нравственно-этические, вечные темы, предполагающие неоднозначные решения, расхождения в оценках и мнениях, которые затем будут прослеживаться в последующем процессе обучения. Что это даёт? Дети уже подготовлены к восприятию проблемы, которую решает автор в своём произведении. Например, тема Добра и Зла на уроках по изучению произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Традиционно провожу уроки по литературе в 11 классе, на которых мы говорим по душам, читаем стихи, обращаемся к новинкам литературы.

Конечно, уроки литературы далеко не единственный фактор, влияющий на формирование мировоззрения учащихся. Сильнее действуют мероприятия, в подготовке которых ребята сами принимают участие. Это походы, в которых формируется правильное отношение к природе, классные часы. Примером может служить классный час, посвящённый дню рождения М.Ю. Лермонтова, проведённый у памятника великому поэту. Это и мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ребята приносили фотографии своих прадедов, воевавших в Великую Отечественную войну, отцов, служивших в рядах вооружённых сил России. Так через живые лица, через судьбы близких людей мы учимся любить Родину. Я считаю, чтобы добиться настоящих результатов труда, необходимо работать долго и упорно, без принуждения, а по желанию, как ученикам, так и учителю. Поэтому, наверное, в основе моей педагогической деятельности находятся такие взаимосвязанные, на мой взгляд, понятия, переходящие друг в друга, как теория, труд, творчество, основанные на любви к детям, понимании их проблем. Л.Н. Толстой говорил: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Эти слова великого мастера я беру за основу в своей работе.

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Реферат по педагогической практике

на тему: СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выполнил:

Проверил:

Ижевск, 2010 г.

Введение 2

Глава I. Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка

1.1 История развития вопроса 4

1.2 Принципы организации работы над словарным запасом учащихся…….7

Глава II. Опытная педагогическая работа 14

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

На сегодняшний день образование является непременным условием для становления человека как полноценной личности. Школа – это первая ступень в этом длительном и трудном восхождении. Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.

Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому, на наш взгляд, главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка.

Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:

    во-первых, расширяет словарный запас учеников;

    во-вторых, переводит слова из пассивного словаря в активный;

    и, в-третьих, учит правильно и грамотно излагать сои мысли при письме.

В данной работе мы рассмотрим различные приемы словарной работы на уроках русского языка в школе. Объектом нашего исследования стала проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

Цели исследования: познакомить учащихся с богатством русского языка и сформировать умение грамотно писать.

Задачи исследования:

    произвести анализ литературы по данной теме;

    рассмотреть различные подходы к словарной работе и выявить наиболее актуальные из них;

    применить данные методики в процессе обучения школьников 5-8 классов и выявить наиболее эффективные.

Глава I . Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка

1.1 История развития вопроса

В последние годы к методике обучения русскому языку в школе возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий. В-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммутативному направлениям.

Вопрос об изучении словарной работы был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия", будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".

И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений".

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей, из чего можно сделать вывод о том, что специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово – важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" – около 130 тысяч слов. Это – общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа – одна из проблем школы вообще. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Ничего природного в «природной» грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается довольно стойкой. (Веретенников И., Бенькович И.) В 60-ых годах лаборатория РО (Репкин В.В., Репкина Г.В.) специально исследовала и установила, что эти две группы отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте не обнаружено.

Для того, чтобы понять почему у значительной части детей орфографическая ориентировка в процессе чтения отсутствует, следует обратить внимание на механизмы ее осуществления. Еще в 40-е годы видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или «механической» памятью руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. Но если письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым, «орфографическим» прочтением.

Такую орфографическую ориентировку относительно несложно организовать по методике, предложенной московским учителем Петром Семеновичем Тоцким.

Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную памятьна основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Большой вклад в решение этой проблемы внес виднейший советский психолог Н.И. Жинкин (Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958г.).

Непонимание роли речедвижений в процессе усвоения буквенного образа слова является одной из главнейших методических неудач при обучении правописанию, вследствие чего усвоение орфографического навыка затягивается на очень длительный срок. Необходимо вырабатывать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны. Именно данную методику мы взяли за основу в своей педагогической деятельности.

Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Поэтому перед учителем 5-8 классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса уДипломная работа >> Педагогика

У младшего школьника на уроках русского языка . Данная работа может быть полезна методистам... дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение... – сканворд, обратный, бесконечный, русский , словарный , чайнворд, фигурный, рисунок, косой...

  • Работа над орфографией, в связи с изучением лексики в средней школе

    Курсовая работа >> Педагогика

    Лексико-орфографической и словарной работы на уроках русского языка в средней школе. 2.1. Место, роль и содержание словарно -орфографической работы на уроке русского языка . Орфографическая и орфоэпическая...

  • Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся третьих

    Дипломная работа >> Педагогика

    Е.А. Графическая наглядность на уроках русского языка как средство развития... на уроке немецкого языка [Текст] // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - с. 39-42. Некоторые приемы работы с картинками на уроках ... словарного запаса»). Методика направлена на ...

  • Урок русского языка во 2 классе

    Реферат >> Педагогика

    Урок русского языка во 2 классе «Орфография. Безударная гласная в... . Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На меня все посмотрели. Словарная работа . - Послушайте...