В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Сущность экономики проявляется в её функциях:

    Познавательная – изучение содержания всех многообразных экономических процессов и явлений;

    Практическая – даёт возможность хозяйственным субъектам использовать фундаментальные знания для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов;

    Методологическая – теоретическая основа для всех прикладных экономических наук, которые изучают экономику на уровне фирмы и отрасли;

    Прогностическая – в основе прогнозов всегда лежат определённые теоретические концепции.

При анализе экономических явлений используются два подхода:

    Позитивный – предполагает объективный анализ и прогнозирование следствий, которые вытекают из решений, которые принимают экономические субъекты. С помощью этого метода делаются утверждения: «Если …, то …». Например: «Если цены на автомобили возрастут, то спрос на них уменьшится». Позитивная экономика исследует фактическое состояние экономики: что будет происходить в национальном хозяйстве при определённых действиях в конкретных условиях.

    Нормативные утверждения – утверждения типа: «Для достижения поставленных целей следует сделать … и …» Например: «Для улучшения экономической обстановки в СПб следует повысить цены на бензин».

Экономические законы – форма выражения внутренних постоянных устойчивых повторяющихся причинно-следственных связей между экономическими категориями (закон денежного обращения, закон стоимости, закон спроса и др.).

Методы научной абстракции

Таблица 1

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей .

Экономическая модель – абстрактное изображение экономической действительности, которое позволяет в реальном объекте выделить самое главное.

Модели в экономике подразделяются на следующие категории:

    Словесно-описательные (вербальные).

    Графические.

    Математические.

Экономические системы и их сущность.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нём отношений собственности и организационно-правовых форм.

Главные компоненты экономических систем:

    Социально-экономические отношения, которые базируются на отношении к собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.

    Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности.

    Хозяйственный механизм - способ регулирования экономической деятельности на макроуровне.

    Система стимулов и мотиваций.

За много лет существования в мире существовали и существуют следующие экономические системы:

    Две рыночные системы:

    экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);

    современная рыночная экономика (современный капитализм);

    Две нерыночные системы:

        традиционная система;

        административно-командная система;

    Экономические системы переходного типа.

В каждой из систем имеются свои национальные модели.

    Американская – построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создаётся приемлемый уровень жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

    Шведская – отличается сильной социальной политикой. Направлена на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных граждан. В этой модели функция производства ложится на частные предприятия, которые работают в конкурентной рыночной среде, а функция обеспечения высокого уровня жизни ложится на государство.

    Рыночное хозяйство Германии.

    Японская.

    Южнокорейская.


    Задание 1

    Научные абстракции и экономические категории

    Введение

    Экономические явления нельзя взвесить на весах, положить под микроскоп, просветить рентгеновским лучом; их нельзя поместить в лабораторные условия, чтобы провести над ними эксперимент. Экономические процессы не протекают в "чистом" виде. Они вплетены в сложную ткань реальной общественной жизни, оказываясь "окрашенными" в цвета политических, социальных, психологических и многих других явлений. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.
    На первый взгляд может показаться, что абстракция отрывает экономическое знание от действительности. Однако это заблуждение: абстракция не уводит от действительности, а напротив, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и различных событий. В этом состоит практическое значение абстракции и полученных на основе абстрактного анализа понятий, отражающих содержание экономических явлений ("экономические категории").
    В этой связи важно рассмотреть вопрос о научных абстракциях.
    Рассматривая тему «Научные абстракции и экономические категории» необходимо прежде всего рассмотреть понятия «метод», перечислить методы экономических исследований и более подробно рассмотреть метод научных абстракций.

      Методы экономической теории
    Методология - это наука о методах. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений.

    Понятие метода
    Метод, что в переводе с греческого означает "путь исследования, познания", а также "теория, учение", – это совокупность способов и приемов познания действительности, обусловленных особенностями объекта и предмета исследования. Точно так же, как каждому предмету труда в экономической практике наилучшим образом соответствуют определенные орудия труда, каждому предмету исследования в сфере экономической теории соответствуют свои средства познания, каковыми являются методы исследования.

    Общенаучные методы исследования

    К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках – метод единства логического и исторического.

    Восхождение от абстрактного к конкретному

    Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.
    Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления. Во втором значении конкретное существует в виде системы теоретических понятий и категорий. "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления".
    Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования – процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. Абстракции суть "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" . В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия как "человек" или "дом". В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором – от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория "экономика", так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике.
    Основываясь на таком, научном, понимании конкретного и абстрактного можно утверждать, что объекты и явления реальной действительности всегда конкретны, а их обыденные или научные определения всегда абстрактны. Объясняется это тем, что органы чувственного восприятия человека способны охватить только отдельные стороны, свойства и отношения реальных объектов. Представить себе объект во всей его конкретности, со всеми его элементами, их внутренними и внешними связями человек может только посредством мышления, шаг за шагом продвигаясь от поверхностного восприятия к пониманию его глубинных, существенных связей. Вот почему этот процесс мышления называется восхождением от абстрактного к конкретному.
    В целом процесс научного познания действительности осуществляется двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими путями: путем движения мысли от конкретных объектов познания, данных в их чувственном восприятии, к абстракциям (этот путь называют также движением от конкретного к абстрактному, от частного к общему или от фактов к обобщениям) и путем восхождения от абстрактного к конкретному, суть которого заключается в получении представления о реальной действительности посредством осмысления полученных абстракций.

    Таким образом, с одной стороны, методы - это результат познания, обобщения открытых законов, а с другой - средство дальнейшего познания, основанный на уже существующих понятиях и законах. Экономическая теория широко использует методы других наук, а также разрабатывает свои специфические методы исследования. Обычно выделяют три группы методов:

      формальная логика (от лат. Forma - внешний вид);
      диалектическая логика (от гр. Dialektike - искусство вести беседу, полемику);
      математическая логика.
    Важно выбрать и использовать именно тот метод, который бы дал возможность наиболее эффективно (от лат. Effeclus - исполнение, действие) исследовать определенное явление. Специфика (от лат. Specificus - особый) экономических исследований заключается в том, что в экономике невозможен лабораторный эксперимент. Любую экономическую идею можно проверить только на реальном производстве или людях, а нередко - и на всем обществе (например, одномоментного либерализация цен в Украине в начале 90-х годов XX века). Под методом познания обычно понимают способ достижения цели. Он является рабочим инструментом, средством познания предмета, который изучается.
    В методологии общей экономической теории выделяют несколько подходов (субъективистский, рационалистический, диалектико-материалистический и др.), единственно правильным среди которых считается диалектико-материалистический подход. Диалектический материализм учит, что все находится в развитии, что все явления надо рассматривать не изолировано, а во взаимосвязи, что источник всякого развития надо искать не вовне, а внутри явлений, в тех противоречиях, которые составляют содержание явлений.
    Диалектический подход исходит также из того, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.
    Материалистическая диалектика устанавливает, что процесс развития идет «по спирали», каждая новая ступень развития отличается от предшествующей ступени и в то же время повторяет те черты, которые были свойственны еще более ранней ступени развития.
    Методологию нельзя отождествлять с методами - совокупностью конкретных способов и приемов, используемых при изучении конкретной действительности.
    Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

    Экономическая действительность в целом, вся система хозяйственной практики составляет объект изучения для экономической теории. Хозяйственная практика, отраженная в совокупности экономических категорий и законов, принимает форму предмета науки. Через систему научных категорий и законов осуществляется структурная организация теоретического знания. Каждая наука познает свой предмет посредством системы методов - средств и способов, применяемых в процессе исследования.
    Экономическая теория опирается на общенаучные методы познания. Отталкиваясь от простейших методов (наблюдение, сравнение, обобщение, группировка и т. д.), экономико-теоретические исследования развиваются, используя методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, количественного и качественного подходов к экономическим явлениям, их исторического и логического осмысления. В экономической теории широкое применение находят методы моделирования, формализации, в том числе - математической формализации.
    Особое значение для экономической науки имеет метод абстрагирования. Экономические процессы, как правило, очень сложны и многообразны, они развиваются под воздействием разнообразных причин. В ходе научного познания возникает задача выявления главных, сущностных элементов и сторон экономической действительности и отвлечения от второстепенных и малозначащих сторон. Эту задачу и решает операция абстрагирования, результатом которой становятся научные абстракции - понятия, категории, законы науки, отражающие сущность экономической действительности. Роль метода абстрагирования возрастает и вследствие того, что экономические интересы и противоречия не всегда обладают качеством непосредственной наблюдаемости; сущность интересов и противоречий часто скрыта за многими «слоями» внешних проявлений и деформаций .
    Таким образом, абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи .
    Получается, что изучая функционирование хозяйства и выдвигая требования к механизму, результатам этого функционирования, экономика как наука использует определенные методы исследования (метод - это путь, способ исследования какого-либо объекта). Как же экономика изучает свой предмет?
    При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п. Приемлемым можно считать следующую классификацию:

      Научная абстракция
    Научная абстракция является общенаучным методом познания.
    Так, воспроизводство общественного капитала весьма сложная проблема. Для того чтобы выявить главные его закономерности, К. Маркс абстрагировался от тех явлений, которые, не оказывая существенного влияния на содержание процессов, осложняют их понимание.
    Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание. Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере финансовых отношений, так и на уровне количественного исследования этих процессов, для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между финансовыми показателями.
    Научные абстракции и методы не искажают, а отражают главное в реальных явлениях движения, позволяя более глубоко и с качественной, и с количественной стороны познать определяющие стороны этих процессов.
    Метод научной абстракции требует исследования явлений в их наиболее развитом, зрелом виде.
    Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах, производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи .
    С другой стороны научная абстракция как метод углубленного познания действительности основывается на освобождении информационного материала от случайного, несущественно и выделения в нем устойчивого, типичного. Результатами применения метода научной абстракции, его продуктом является теоретические абстракции, научные понятия, категории, экономические законы .
    Роль научной абстракции в исследовании финансов весьма велика, так как при анализе финансовых отношений нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук.
    и т.д.................

    Экономику принято считать одной из самых древнейших наук. Даже первобытные люди владели базовыми знаниями в этой области: имели определенное представление о принципах ведения хозяйства, о складывающихся отношениях между всеми членами общины в процессе добычи и распределения благ и обмена полученными продуктами. Однако данные представления не объединялись в самостоятельную область знаний.

    История экономической теории

    Возникновение экономической мысли охарактеризовано доиндустриальным (аграрным) периодом общественного развития и охватывает такие древние цивилизации, как Римская империя, Греция и т. д. (IV тыс. до н. э. - V в. н. э.). Она была тесно переплетена в данную эпоху с религиозной идеологией и политико-правовыми взглядами.

    Письменно зафиксированные экономические образы мыслей были выражены в основном проблемами функционирования, а также рациональной организацией хозяйственной и трудовой деятельности, системой государственного управления и ответственностью за имущество. Данными письменами выступали: своды законов, тексты Ветхого и Нового Завета, различные договоры, социальные и философские трактаты отдельных личностей.

    Дальнейшая эволюция экономического воззрения протекала в средневековые времена: Западная Европа - V-XVIII вв., включая буржуазные революции, Россия - IX-XIX вв., точнее, до реформы 1861 г. Эта эпоха сопряжена с формирующимися взглядами в отношении проблем сословного положения, владения землями, взаимосвязей корпоративного типа (городские коммуны, купеческие гильдии, ремесленные цеха, рыцарские и монастырские ордена и т. п.). Политическая власть принадлежала светским и церковным феодалам (собственникам земли), существенные позиции отводились традициям, кроме того, царило религиозное мировоззрение.

    В то время начинал проявляться интерес, направленный на товарно-денежные отношения. Основными теоретиками выступали схоласты, а экономические идеи заимствовались преимущественно из ересей, к примеру равенство, осуждение продажи индульгенций, обязанность трудиться и т. д.

    В условиях возникновения капиталистических отношений и разложения феодализма зарождается первая школа экономической этиологии - меркантилизм (XV-XVIII вв.). Итак, именно этот период охарактеризован восприятием экономической теории в качестве самостоятельной науки ввиду появления первой взглядов, центральное место в которой занимает проблема богатства.

    Экономическая теория: определение, основные направления и разделы

    Она выступает дисциплиной экономической науки и представляет собой ее философское и теоретическое основание, состоящее из множества направлений и школ. Экономическая теория, определение которой было представлено выше, можно дополнить тем, что это, прежде всего, наука о процессе осознанного выбора людьми и обществом способа применения дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое назначение.

    Экономическая теория включает ряд разделов:

    В настоящее время можно выделить следующие научные школы и направления экономической теории:

    • неокейнсианство;
    • новую институциональную экономическую теорию;
    • монетаризм;
    • нейроэкономику;
    • новую ;
    • австрийскую школу;
    • экономику и право.

    Что выступает предметом рассматриваемой науки?

    Ответом на этот вопрос служит несколько определений. Так, экономическая теория изучает:

    1. Виды деятельности, связанные с обменными процессами и коммерческими сделками, которые осуществляются между людьми.

    2. Повседневную деловую жизнедеятельность людей, а также воспроизводство и распределение ими средств, необходимых для существования.

    3. Поведенческие особенности человека и группы людей в рамках производства, распределения, обмена и потребления ими материальных благ.

    4. Способность человечества справляется с возникающими задачами в сфере производства и потребления.

    5. Богатство как результат людских взаимоотношений.

    6. Законы, управляющие производством, обменом материальных благ на соответствующих этапах эволюции общества (Энгельс).

    7. Богатства и стимулы, которые выступают импульсами к активной деятельности человека, а также мотивы их противодействия (А. Маршалл) и другие интерпретации того, что экономическая теория изучает.

    Неокейнсианская теория экономического роста

    Данное учение относится к послевоенному периоду. Объективной предпосылкой его возникновения становятся процессы, которые протекали в рамках мировой экономики в конце XX века. К ним можно отнести:

    1. Развертывание НТР.
    2. Значительное увеличение темпов роста экономики в социалистических странах.
    3. Неравномерность в развитии капиталистических стран и т. д.

    Вышерассмотренные процессы выдвинули на первый план задачу ускорения темпов роста и привели к возникновению нескольких теорий экономического роста, в которых авторы были нацелены на выяснение общих факторов данного процесса.

    Была выделена теория Р. Харрода (Англия) и Е. Домара (США), в основе которой лежит вывод о приемлемости устойчивого темпа экономического роста в качестве предпосылки динамического состояния равновесия экономики, позволяющего достичь полное потребление как производственных мощностей, так и трудовых ресурсов.

    Еще одним положением модели Харрода-Домара выступает признание предпосылки постоянства параметров: среднего показателя эффективности капиталовложений и доли сбережений в общих доходах.

    Третьим общим положением стало заявление о том, что достичь постоянного роста и динамического равновесия возможно благодаря активному государственному вмешательству в экономику.

    Авторы сделали вывод: при условии устойчивой капиталоотдачи и нормы накопления устойчив будет и темп роста национального дохода ("гарантированный темп роста"). Была очевидна сложность обеспечения данного равновесия в рамках рыночной стихии, а именно отсутствие автоматических факторов, которые бы содействовали скорому восстановлению нарушенного ранее равновесия.

    Существенным недостатком данной неокейнсианской модели является игнорирование Харродом и Домаром социально-экономической структуры существовавшего капиталистического общества, оказывающей непосредственное влияние на динамику макроэкономических показателей.

    Новая институциональная экономическая теория

    Она занимается изучением поведения экономических объектов. Это еще одно новое направление, входящее в основные экономические теории. Возникший интерес к институциональной модели связан с попытками, нацеленными на преодоление ряда предпосылок, которые характерны для неоклассики (совершенной конкуренции, аксиомы полной рациональности, установления равновесного состояния с помощью ценового механизма), с анализом экономических процессов в комплексе, с возникшей потребностью исследования новых явлений, сопряженных с НТР.

    Положения рассматриваемой модели

    Во-первых, институты представлены поведением экономических агентов.

    Во-вторых, они рассматриваются с позиции оказываемого ими влияния на решения, принимаемые экономическими агентами.

    В-третьих, многие объекты не ассоциировались с "черными ящиками", то есть организация (государство, домашние хозяйства, фирмы) воспринимается как система с внутренней структурой интересов.

    В-четвертых, сравнивание институциональных альтернатив между собой, а не только с идеальной версией вещей.

    В-пятых, более глобальный подход определения ситуации касаемо выбора в рамках институциональной модели, позволяющий ослабить ограничения на метод сравнительной статики.

    В-шестых, данное направление нацелено на приведение к единообразию экономического подхода.

    Важнейший метод научного познания

    Им выступает метод научной абстракции. В экономике он представлен очищением исследования объекта от временных и случайных факторов, а также определением типичных, сугубо индивидуальных и постоянных его черт.

    Не поддаются исследованию посредством материальных инструментов, поэтому в качестве главного метода их изучения используют абстракцию, точнее отвлечение от всех факторов, которые не соответствуют природе исследуемого предмета.

    Может показаться, что научная абстракция уводит от реального экономического значения анализируемого объекта. Однако это в корне неправильный вывод. Она, напротив, приближает к его истинным проявлениям, скрывающимся за грудой многочисленных сторонних событий и явлений.

    Роль данного метода в экономическом анализе

    Она заключается в упрощении процесса исследования экономического явления. Метод научной абстракции предполагает, что все иные события, исключая те, которые изучаются на данном этапе, остаются неизменными.

    Обобщение, по сути, является абстрагированием и намеренным упрощением. Таким образом, научная абстракция трактуется как выделение наиболее значимых сторон исследуемого явления и уход от всего случайного и второстепенного.

    Основные приемы рассматриваемого метода

    В экономической теории исследователи широко применяют, как уже было упомянуто ранее, метод научной абстракции, имеющий два главных способа, посредством которых он реализуется - дедукция и индукция.

    Они выступают взаимодополняющими, а не противопоставляющими приемами исследования. Сформулированные на их основе гипотезы являются для экономиста своего рода ориентиром в процессе сбора эмпирических данных. Разнообразные представления касаемо определенных фактов и мира в целом служат предпосылкой дальнейших содержательных суждений.

    Сущность данных приемов

    Как уже говорилось, метод научной абстракции в экономике представлен двумя приемами. Итак, индукция (наведение) - метод умозаключений, который основан на обобщении определенных фактов. Посредством данного приема обеспечивается так называемый переход от исследования частных (единичных) явлений к общим выводам и положениям.

    Также метод научной абстракции включает такой способ исследования объекта, как дедукция (выведение) - рассуждения, посредством которых гипотеза проверяется реально существующими фактами. Данный прием делает доступным переход от общих выводов к частным.

    Метод научной абстракции, выраженный абстрактным мышлением, позволяет постепенно раскрыть сущность экономических явлений. Для этого требуется сформировать определенные логические понятия, отражающие в полном объеме истинную экономическую реальность.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!