Каждому из нас под силу натренировать свой мозг думать эффективнее. Один из лучших способов сделать это - расширить набор ментальных моделей, которые мы обычно используем. Узнать о том, что это такое и как с этим работать, можно в статье, переведённой нашей редакцией. Понять, что представляют собой ментальные модели, поможет история известного американского учёного Ричарда Фейнмана (Richard Feynman), получившего степень бакалавра в MIT и степень доктора наук в Принстонском университете.

Ричард Фейнман приобрёл репутацию блестящего математика, который мог решить самые сложные математические задачи. Когда люди спрашивали, как ему это удаётся, Фейнман утверждал, что его секретное оружие - вовсе не ум, а особая стратегия, которой он овладел в старшей школе . По словам Фейнмана, однажды учитель физики попросил его остаться после урока и вручил книгу, только дочитав которую, Ричард сможет снова болтать во время занятий. Поэтому каждый день Фейнман усаживался в задней части класса и изучал книгу Advanced Calculus авторства Фредерика Вудса (Frederick S Woods), в то время как остальная часть класса продолжала заниматься обычными уроками. И при изучении этого старого учебника исчисления Фейнман начал разрабатывать свой собственный набор ментальных моделей.

«- В этой книге показано, как дифференцировать параметры под знаком интеграла, - писал Фейнман. - Оказывается, в университетах учат далеко не всему; они не уделяют особого внимания этому методу. Но я понял его и начал использовать. Так что, поскольку я был самоучкой, у меня были своеобразные методы выполнения интегралов. У парней в MIT или Принстоне возникали проблемы с вычислением определённого интеграла, потому что они не могли сделать это стандартными методами, которым их научили в школе. Если бы это было интегрирование по контуру, они бы вычислили его; если бы это было просто расширение числовой последовательности, они бы также справились. Но когда это не работало, появлялся я и пытался дифференцировать под знаком интеграла, и зачастую это помогало. Поэтому я приобрёл отличную репутацию только благодаря тому, что мой набор инструментов отличался от техники всех остальных».

Каждый аспирант в Принстоне и Массачусетском технологическом институте – это бриллиант. Фейнмана из числа его соучеников выделял не только интеллект, но и метод рассмотрения проблемы. У него был более широкий набор ментальных моделей.

Что такое ментальная модель?

Ментальная модель - это объяснение, как что-то работает. Концепция, принципы или мировоззрение, которых вы придерживаетесь. Например, спрос и предложение - это ментальная модель, которая помогает понять, как работает экономика. Теория игр - это ментальная модель, которая помогает понять, как работают отношения и доверие. Энтропия - это ментальная модель, которая помогает вам понять, как взаимодействуют хаос и упадок. Ментальные модели определяют ваше восприятие и поведение, эти инструменты мышления используются для понимания жизни, принятия решений . Новая ментальная модель даёт вам новый способ увидеть мир, как это и случилось с Ричардом Фейнманом во время изучения новой математической техники.

Ментальные модели несовершенны, но полезны. Например, не существует единой ментальной модели физики или техники, которая обеспечивает безупречное объяснение всей Вселенной, но лучшие ментальные модели из этих дисциплин позволили нам строить мосты и дороги, разрабатывать новые технологии и даже путешествовать в космос. Как говорит историк Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari): «Учёные в целом согласны с тем, что никакая теория не является верной на 100%. Таким образом, реальный тест знаний - это не истинность, а полезность». Лучшие ментальные модели - это идеи с наибольшей полезностью. Они широко используются в повседневной жизни. Вот почему разработка обширной базы когнитивных моделей важна для всех, кто заинтересован в чётком, рациональном и эффективном мышлении.

Секрет выдающегося мышления

Расширение набора ментальных моделей - это то, над чем специалисты должны работать так же усердно, как и новички. У всех нас есть любимые ментальные модели, которые мы используем для объяснения того, как и почему что-либо произошло. По мере взросления и приобретения опыта в определённой области, вы, как правило, предпочитаете наиболее знакомые умственные модели.

Проблема заключается в следующем: когда определённое мировоззрение доминирует в вашем мышлении, вы попытаетесь объяснять каждую проблему, с которой сталкиваетесь, через призму этого восприятия. В эту ловушку особенно легко попасть умному или наделённому талантом в определённой области человеку. Чем лучше вы овладеете одной ментальной моделью, тем более вероятно, что она станет вашим слабым местом , так как вы начнёте применять её без разбора к каждой проблеме. То, что выглядит как экспертный анализ, часто является ограничением. Как гласит известная пословица: «Человеку с молотком любая вещь кажется гвоздём».

Рассмотрим пример биолога Роберта Сапольского (Robert Sapolsky). Он предлагает задать один и тот же вопрос «Почему курица перешла дорогу?» разным специалистам:

  • Если спросить эволюционного биолога, то он скажет: «Курица пересекла дорогу, потому что увидела потенциального полового партнёра с другой стороны».
  • Если спросить кинезиолога, он может ответить: «Курица пересекла дорогу, потому что мышцы ноги сокращались и двигали ногу вперёд с каждым шагом».
  • Если спросить невролога, его вариантом будет: «Курица пересекла дорогу, потому что нейроны в её мозгу вызвали это движение».

Ни один из этих экспертов не ошибается, но никто не видит всю картину целиком. Каждая индивидуальная ментальная модель - это всего лишь один взгляд на реальность. Проблемы и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни, нельзя объяснить одной только областью или отраслью. Все перспективы имеют определённую долю правды, но ни одна из них не содержит всю. Опираться на узкий набор инструментов мышления - это как носить ментальную смирительную рубашку. Когда набор умственных моделей ограничен, то же самое происходит и с потенциалом поиска решения. Чтобы высвободить свой потенциал необходимо собрать ряд ментальных моделей, свой набор инструментов. Таким образом, секрет выдающегося мышления заключается в изучении и использовании различных умственных моделей .

Расширение набора ментальных моделей

Процесс накопления ментальных моделей в чём-то напоминает улучшение зрения. Каждый глаз может видеть что-то сам по себе, но закрыв один, вы потеряете половину видимого горизонта. Невозможно увидеть полную картину, когда вы смотрите только одним глазом. Аналогичным образом, ментальные модели дают внутреннюю картину того, как работает мир. Мы должны постоянно совершенствовать и улучшать качество этой картины. Это подразумевает чтение разнообразных хороших книг, изучение основ, на первый взгляд, не связанных между собой областей и заимствование знаний у людей с совершенно разным жизненным опытом .

Разум человека нуждается в нескольких ментальных моделях, чтобы воссоздать общую картину того, как работает мир. Чем из большего количества источников вы черпаете, тем яснее становится ваше мышление. Как отмечает философ Ален де Боттон (Alain de Botton), «главным врагом хороших решений является отсутствие достаточного количества точек зрения на проблему».

Поиск ликвидных знаний

В школе мы склонны разделять знания на разные ячейки: биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире информация редко делится на чётко определённые категории. Известные мыслители избегают взгляда на жизнь через объектив одного предмета. Вместо этого они ищут «ликвидные знания», которые легко переносятся из одной темы в другую.

Вот почему важно не только изучать новые ментальные модели, но и размышлять о том, как они связаны между собой . Творчество и инновации часто возникают на пересечении идей. Определяя связи между различными ментальными моделями, вы можете найти решения, которые большинство людей упускают из виду.

Инструменты для улучшения мышления

Хорошая новость в том, что вам не нужно разбираться во всём, чтобы стать первоклассным мыслителем. Из всех ментальных моделей, которые сформировало человечество на протяжении истории, есть всего несколько десятков тех, которые нужно освоить, чтобы иметь чёткое представление об устройстве мира .

Самые важные когнитивные модели - это идеи из таких дисциплин, как биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. В каждой сфере есть несколько основных ментальных моделей. Например, ментальные модели экономики включают такие идеи: «стимул», «дефицит» и «экономия на масштабах». Если человек сможет овладеть основами каждой дисциплины, то сможет создать точную и полезную картину жизни. Процитируем инвестора и экономиста Чарли Мунгера (Charles Munger): «80 или 90 важных моделей охватят около 90% знаний, сделав вас по-настоящему мудрым. Из них только небольшая часть будет действительно очень важной». Доменный регистратор №1 в Украине

Ментальные модели- как не угодить в ловушку?

Все решения и сценарии поведения людей происходят на базе их ментальных моделей.

Ментальные модели мы создаем для упрощения картины мира. Наблюдая за событиями, мы их обобщаем, и храним в памяти единую картину (фотографию). С одной стороны, это позволяет не запоминать всё многообразие. С другой стороны, мы теряем изменчивость, присущую вещам и событиям. Сначала процесс познания работает на ментальную модель, потом ментальная модель подгоняет увиденное под себя. Как зачетка на студента.

Ментальная модель, сформированная благодаря нейронным связям, это убеждения в правоте собственной позиции , или то, что люди даже вопреки всем свидетельствам и фактам, могут считать истинным.

«Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели придают свой особый смысл событиям.

Через них мы истолковываем свой опыт.

Это- не факты ! Хотя мы иногда так к ним относимся.

Ментальные модели мы создаем для упрощения собственной «картины мира», т.е. восприятия мира с позиции своего индивидуального опыта, воспитания, среды, традиций и привычек. Это некие индивидуальные рамки, в которые мы подгоняем все многообразие жизни и поведения людей.Как разбойник Прокруст “подгонял” путешественников под размеры своего ложа, обрезая или растягивая ноги.

Например, если ранее нам удалось достичь роста продаж без серьезных вложений в качество продукта, то мы проецируем наш успешный опыт на дальнейшую деятельность предприятия, не принимая, что условия, среда, рынок и потребитель и прочие вводные поменялись.

У ментальной модели есть две стороны медали:

  1. Положительная (не нужно «изобретать велосипед» каждый раз заново, т.е. скорость принятия решений в стандартных ситуациях «на автомате» и быстрота реакции)
  2. Отрицательная (ограничение и рамки, которые делают жизнь трудной, загоняют в тупик, способствуют спорам и разногласиям, тормозят личное развитие и т.п.)

У каждого человека – свои индивидуальные ментальные модели, некоторые из нас постоянно готовы их менять, поскольку мир вокруг меняется, и мы получаем новые вводные (информация,опыт, знания, переосмысление, озарение и опять по кругу).

А некоторые люди всю жизнь так и остаются со своими жесткими принципами и убеждениями, отстают в развитии, так, что с ними вообще невозможно общаться!

«Фанатик - это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему»

Уинстон Черчилль

Наши ментальные модели хорошо иллюстрирует треугольник Канижа, названный в честь итальянского психолога .

Посмотрите на картинку внимательно, и скажите, сколько треугольников вы видите?

По опросу слушателей на семинарах и конференциях, все «видят» посередине белый треугольник, которого на рисунке …нет! Нам кажется, что он нарисован, но это лишь иллюзия:)

Таким образом, наша ментальная модель- это некий фильтр, через который мы пропускаем все факты и события нашей жизни и которую поддерживаем с помощью 4-х механизмов (источник Д.О’Коннер,И.Макдермотт “Искусство системного мышления”).

1.Вычеркивание – отбор и фильтрация опыта, часть которого уходит из памяти. Все мы помним одни и те же события по-разному.

2.Конструирование – придумывание чего-то, что на самом деле отсутствует. Полезно для мозга, развивает креатив и фантазию, но искажает факты

3.Искажение – манипуляция фактами и событиями, придание им различных толкований, выдергивание из контекста, усиление или принижение значимости.

4.Обобщение – истолкование единственного случая (в том числе вырванного из контекста) как типичного для целого класса явлений. Например, если был неудачный опыт общения с психологом или врачом, говорим, что все они «шарлатаны». После болезненного развода и раздела имущества, женщина может считать, что все мужики понятно кто.

«Заботьтесь о том, чтобы не было худшего, а лучшее само о себе позаботится».

Народная мудрость на идише.

Жесткие ментальные модели загоняют нас в ментальные ловушки:

Недооценка аномалий и неопределенности (“черных лебедей”), обычно мы страхуемся от малых и вероятных потерь, а не от больших и редких

Слепая вера прогнозам экспертов и гуру

Самоуспокоение

Обилии информации плохо влияет на скорость и качество решения (не видно леса из-за деревьев)

Наши собственные идеи прилипчивы, с ними трудно расстаться, мы их горячо защищаем, даже когда не правы…

Самообольщение и слепая вера в самый благоприятный для нас исход событий

Надежда на «авось»

Неадекватное установление сроков окончания работ\проектов и бюджетов

Заложена ли ошибка планирования в человеческой природе?

Да, так и есть, утверждает Нассим Талеб , с которым я полностью согласна, и очень рекомендую прочесть его книгу «Черный лебедь»

Исследователи провели эксперимент, предложив студентам назвать время, необходимое им для завершения диплома.

В одном показательном тесте группа разделилась на оптимистов и пессимистов: оптимисты обещали закончить за двадцать шесть дней, пессимисты - за сорок семь. На самом деле на завершение работы потребовалось в среднем пятьдесят шесть дней.

Попробуйте протестировать себя и четно ответить на вопросы ниже, чтобы понять какой тип ментальной модели у вас преобладает.

Ограничивающие развитие ментальные модели


1.Если вы всегда настаивайте на том, что ваши идеи полностью соответствуют реальности.

2.Если у вас узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта.

3.Если вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы.

4.Каждый раз, когда вас не устраивают поведение людей и ход событий, вы имеете наготове богатый запас объяснений.

5.Активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и никогда не сомневаетесь в оправданности их применения.

6.Щедро оснащаете свою речь обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений.

7.Делаете обобщения на основании единственного случая.

8.Используете односторонние, полученные вне прогнозируемых временных рамок события для подтверждения своих идей.

9.Вину за неудачи и проблемы возлагаете на только людей, а не систему (не забывая при этом и себя).

10.Осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина – следствие».

11.Никогда не проявляете любознательности.

12. Не пересматриваете своих убеждений на основе полученного опыта.

Развивающие вас системные ментальные модели

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.

2.Вы имеете широкий круг профессиональных и личных интересов, хобби.

3.Не боитесь неопределенности (особенно, если вы топ-менеджер, которым платят за принятие решений в условиях неопределенности).

4.Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям.

5.Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.

6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.

  1. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.

8.Ищете объяснения в виде системы циклов и контуров обратных связей (см.мою статью ), в которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становится причиной чего-то другого.


Ментальные модели — это неотъемлемая часть мышления человека. В ней кроется как невероятный потенциал, так и слепая догматичность. Причем одновременно. Так что же они из себя представляют?

Согласно определению авторов книги «Искусство системного мышления» Джозефа О’Коннора и Иана Макдермотта, ментальные модели — это идеи и представления, которые мы используем для направления наших действий, для понимания и объяснения причин и следствий, а также для того, чтобы придать смысл нашему жизненному опыту.

Узнать больше о ментальных моделях Вы сможете в следующей нашей статье, а в этой мы поговорим о жестких ограничивающих ментальных моделях. Не все их них являются ограничивающими, но все они жесткие. На основе признаков поведения, которые мы рассмотрим чуть ниже, Вы можете сделать шаг к выявлению своих собственных ограничивающих ментальных моделей и своих близких людей. После нестрогого поведенческого анализа. Итак:

  • когда Вы настаиваете на том, что только Ваши идеи полностью соответствуют реальности;
  • когда у Вас в жизни сложился узкий круг интересов, который исключает приобретение нового опыта;
  • когда Вы не допускаете ни малейшей неопределенности и стараетесь как можно быстрее делать выводы («незадумываясь» — уместное здесь слово);
  • каждый раз, когда Вас не устраивают поведение людей и ход событий, а Вы также имеете наготове богатый запас объяснений;
  • когда активно используете модальные операторы («должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо») и ни на йоту не сомневаетесь в оправданности их применения;
  • когда щедро оснащаете свою речь «кванторами всеобщности» — обобщающими понятиями («все», «каждый», «никто», «никогда») и не признаете никаких исключений;
  • когда делаете обобщение на основании единственного случая;
  • когда используете полученные вне прогнозируемых временных рамок примеры событий для подтверждения своих идей;
  • когда осмысляете происходящее в терминах прямолинейной логики «причина — следствие», «после этого — значит по причине этого»;
  • когда избегаете пересматривать свои убеждения на основе полученного нового опровергающего опыта.

Список не является закрытым, но уже эти признаки позволяют многое понять. Как о себе, так и о знакомых Вам людях. Сами по себе ментальные модели состоят их нескольких убеждений, которые не являются ни объективно плохими, ни объективно хорошими. Многое зависит от контекста.

Неоспоримым достоинством таких мыслительных моделей является наличие четкой позиции и последовательного поведения человека. Даже закономерно предсказуемого, ведь другие варианты исключены. Однако хочу отметить и один недостаток: ограничивающие ментальные модели — это не всегда верные представления о мире и источник конфликтного поведения.

Ричард Фейнман (Richard Feynman), получивший Нобелевскую премию по физике в 1965 году, за свою жизнь заслужил репутацию одного из самых выдающихся в мире ученых. Помимо этого, он отлично играл на бонго, попробовал себя как художник, в течение нескольких лет рисуя обнаженные модели, и взломал сейф с совершенно секретной информацией об атомной бомбе:)

Получив степень бакалавра в MIT и докторскую в Принстоне, за годы учебы в каждом из этих заведений он прославился легкостью решения математических задач, с которыми не могли справиться даже кандидаты наук математических факультетов.

В своей удивительной книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» (Surely You’re Joking Mr. Feynman!), ученый так описывает свой успех:

«Однажды [школьный учитель физики, мистер Бадер,] попросил меня остаться после урока. «Фейнман, — сказал он. — Ты очень много болтаешь и от тебя слишком много шума. Я знаю, почему: тебе скучно. Поэтому я собираюсь дать тебе книгу, которую ты тихо будешь читать на уроке, пока не поймешь все, что в ней написано, а потом снова можешь начать разговаривать»

С этого момента, на каждом уроке физики я не обращал внимания на объяснения закона Паскаля и на то, что происходило в классе, — я просто сидел в углу за задней партой и читал «Продвинутый математический анализ» Вудса (F. S. Woods, Advanced Calculus). Бадер знал, что я был уже немного знаком с «Математическим анализом для практика» Томпсона (J.E. Thompson, Calculus for the Practical Man), поэтому он дал мне труд посложнее, рассчитанный на первые курсы колледжа и включавший ряд Фурье, функцию Бесселя, детерминанты, эллиптические функции, т. е. все те замечательные вещи, с которыми я еще не был знаком.

Эта книга научила меня еще и тому, как дифференцировать параметры под знаком интеграла — операция не из простых. Впоследствии выяснилось, что этому не особенно учат в университетах, уделяя данной теме минимум внимания. Но я сумел освоить этот чертовски сложный метод и применял его, где только мог. Так, благодаря самостоятельному обучению, я приобрел уникальные знания.

В результате, когда ребята в MIT или Принстоне мучались с каким-нибудь интегралом, пытаясь взять его при помощи стандартных методов, изученных в школе — по контуру или разложением в простой ряд — приходил я и дифференцировал выражение, при этом часто довольно успешно. Вскоре я заработал репутацию человека, умеющего брать сложные интегралы, а все потому, что мой набор инструментов отличался от других, и когда обычные методы не работали — всегда звали меня»

— Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

Ричард Фейнман, фотография Калифорнийского Технологического Института

Ментальные модели

«Точка зрения — это уже 80 баллов по шкале IQ»
— Алан Кэй (Alan Kay)

Ментальная модель — это способ нашего восприятия мира.

Говоря простым языком, ментальные модели — это набор инструментов, при помощи которых вы мыслите. Каждая ментальная модель предполагает свою собственную систему взглядов на жизнь (или на конкретную проблему): через них мы придаем смысл событиям и истолковываем свой опыт. Так, в отличие от других, Фейнман мог брать сложные интегралы благодаря уникальной ментальной модели, которую он добавил в свой интеллектуальный репертуар и использовал тогда, когда остальные студенты были бессильны. Это совсем не означает, что Фейнман был обязательно умнее, чем другие, он просто подходил к решению задачи с другой стороны.

Итак, ментальные модели помогают увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Их работа особенно заметна, когда в результате мыслительных тренировок вы начинаете видеть сразу несколько вариантов решения проблемы. Причем каждый из них по-своему поможет вам определиться с приоритетами и добиться выполнения поставленных задач.

Универсального метода для решения всех задач не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, в зависимости от ситуации, вы сможете выбирать ту из них, которая наилучшим образом подходит для конкретного случая.

Закон инструмента

Абрахам Каплан в книге «Принцип методологической автономии исследования» (Abraham Kaplan, The Conduct of Inquiry ) говорит о своей концепции под названием «Закон инструмента» (The Law of the Instrument ), которая также известна как «Молоток Маслоу» (The hammer of Maslow) :

«Я назвал это законом инструмента, и суть его в следующем: дайте ребенку молоток, и он будет крушить им все, что встретит на своем пути»

Действие закона Каплана можно проиллюстрировать другой известной фразой, сказанной Маслоу: «Когда у тебя есть только молоток, все похоже на гвоздь» (If all you have is a hammer, everything looks like a nail ). Если вы привыкли смотреть на все только с одной стороны, то ваше восприятие ограничено рамками вашего мировоззрения, в котором решение сложной проблемы обычным способом может оказаться невозможным. Расширение границ разума путем включения в него новых ментальных моделей позволит вам найти выход из любой ситуации.

Интересно, что такое одностороннее восприятие особенно выражено у людей, которые являются выдающимися экспертами в какой-либо области. Чем ярче ваш талант и способности в одной сфере, тем вероятнее, что вы имеете тенденцию рассматривать свои способности как ключ к решению всех проблем. Иными словами, чем больше вы развиваете какую-то одну ментальную модель, тем скорее она перестанет оправдывать свою дееспособность, так как мешает вам мыслить шире. В результате, очень умные люди часто впадают в пристрастное состояние, их взгляд замыливается, и они не могут придумать ничего действительно инновационного.

Однако, если вы регулярно добавляете в свое сознание новые ментальные модели, со временем вы научитесь с легкостью находить правильный ответ именно благодаря нестандартному подходу. Стоит ли говорить, что как раз это умение и отличает настоящих гениев от обычных людей, даже обладающих высоким интеллектом, и Ричард Фейнман — блестящий тому пример.

Накапливайте различные мысленные модели, практикуйте новый взгляд на вещи — это самый лучший ключ, который поможет вам открыть любую дверь.

Как осваивать новые ментальные модели?

Существует два основных пути приобретения новых ментальных моделей:

Читайте книги за пределами стандартной программы

Если вы владеете тем же материалом, что и остальные, вы будете думать так же, как и все. Даже не надейтесь найти оригинальный подход, если вы читаете то же самое, что и ваши сокурсники, сослуживцы или ровесники. Поэтому старайтесь обращать больше внимания на редкие работы (такие, как математический анализ Вудса) или читать те книги, которые выходят за пределы ваших интересов, но каким-либо образом пересекаются с ними. Проще говоря, ищите ответы в непривычных местах.

Находите связи между несвязанными вещами

Неважно, заняты ли вы чтением книги, прослушиванием лекции или просмотром ТВ, делайте заметки о том, как эта новая информация может быть связана с тем, что вы уже знаете. Люди имеют тенденцию разделять информацию по разным областям знаний, считая, что вот этот набор сведений относится к экономике, этот — к медицине, а третий, вообще, к истории. Но это всего лишь пережиток школьной системы образования, потому что в реальном мире не существует такого четкого разделения:

Подпись: «Все взаимосвязано: осознание того, как различные области знаний пересекаются друг с другом, ведет к более глубокому пониманию вопроса» (на рисунке пересекаются три области знаний — история, поведение животных и архитектура, рождая новую область — Великие пирамиды Гизы).

Например, один из документальных фильмов повествует, что общего между пирамидами и ритуальными повадками животных. С точки зрения создателей передачи, манера животных во время схватки подниматься на задние лапы, чтобы через рост продемонстрировать свою власть, связана с известным историческим фактом: когда правление Египтом переходило в руки нового фараона, чтобы доказать свое культурное превосходство, он строил еще более высокую пирамиду как символ своей власти.

Такой подход объединяет, казалось бы, совершенно несвязанные области (архитектуру, древнюю историю и поведение животных), в результате исследования нам открылось более глубокое понимание вопроса.

Вы никогда не задумывались над тем, что мозг можно научить маслить по-иному, по-новому? Необходимо просто расширить набор ментальных моделей. Они естественны и присущи каждому человеку, даже независимо от того, знает ли он об их наличии. Они образуют разностороннюю систему - мировоззрение. Разберемся в этом и многом другом в нашей статье.

Что такое ментальность?

Это форма мышления и образ восприятия мира, характерный как для индивида, так и конкретной социальной группы людей. Ментальный человек - это характеристика личности, которая включает сознательное и бессознательное. Понятие определяется составом ума, уровнем интеллекта либо набором психологических и социальных установок, вариантами анализа и восприятия информации, полученной в ходе мышления и процессе ощущений. Теперь дадим определение следующему термину.

Ментальные модели

Сначала разберемся в взгляд на проблему, при решении которой учитываются оказывающие влияние обстоятельства: круг общения, цели далекие и близкие, прошлое и будущее. В линейном мышлении рассматривается только одна причинная линия. Здесь же наблюдается навык смотреть на ситуацию масштабнее, шире и дальше. То есть, если задача не решается "в лоб", найти выход можно при помощи грамотной подготовки, может понадобиться "зайти со всех сторон".

Теперь понимая, что такое системное мышление, его можно использовать для анализа основных стимулов, которые будут направлять наш мыслительный образ и методику к решению задач. Качество результата будет определяться процессом, используемым для их принятия. Попробуем исследовать наше мышление на предмет имеющихся в нем предрассудков и заблуждений.

Мы будем использовать системное мышление:

  1. Непосредственно для решения проблем. И первоочередно для одоления мыслительного процесса, который порождает их.
  2. Для обнаружения и преодоление ярлыков шаблонного мышления.
  3. Чтобы показать, насколько наше мышление неотделимо от появляющихся проблем. Которые непросто возникают ниоткуда. Они являются порождением событий и того, что мы о них думаем. Мы - это главное звено своих неудач. Оставаясь на том же который их порождает, мы их не решим.
  4. Понять и лучше разобраться в убеждениях и способах действия можно, используя системное мышление, применяя его принципы к непосредственному процессу мышления, так как наши убеждения также складываются в систему.

Любую работу направляют глубоко засевшие в подсознании идеи, стратегии, иными словами, ментальные модели. "Ментальные" - потому что кроются в нашем уме, направляя действия. А "модели" - так как мы выстраиваем и создаем их на основе полученного опыта. Их можно обозвать общими идеями, формирующими наши мысли и действия, и представления об ожидаемых итогах.

Рассмотрим одну из них

Приведем пример ментальной модели. Итак:

  • Все подобные гипотезы упрощают действительность.
  • Нам неизвестно точное число избирателей, но знаем, что оно огромное.
  • Неведомо, какие характеристики кандидата послужат положительными аспектами для голосования в его пользу для одних, и отрицательными для других.
  • Но будем основываться на том, что персоны малопопулярных кандидатов не выдвинуться на голосование.

Суть познавательной функции человека и заключается в создании ментальных моделей мира. Это значит, когда индивид что-то познает, он автоматически строит модель изучаемого объекта. К примеру:

  • Исследуя территорию, составляет карту местности, то есть формирует географическую модель.
  • Изучая законы физики, строит математические модели этих законов и так далее.

При формировании моделей человек собирает всю возможную информацию, основываясь на своих органах чувств, а потом старается представить ее в понятной сжатой форме. Модели помогают в принятии решения, к примеру, географическая карта создается для того, чтобы проложить нужный маршрут, экономические законы позволяют управлять производственным процессом или продажей продукции.

Ментальные модели дают общую картину мира. А мы, в свою очередь, должны улучшать ее качество. Самосовершенствоваться, а именно читать книги, изучать новые дисциплины, перенимать опыт успешных людей.

Они есть у каждого человека

Только индивид может их не осознавать. Мы воспринимаем все окружающее через них, живем в них. То есть это видно по тому, как мы говорим о собственных убеждениях, которых придерживаемся, отбрасываем или защищаем, принимаем, что они есть у нас. Утратив веру во что-то, как правило, навсегда, необходимо заполнить образовавшуюся пустоту внутри. И тут наши ментальные модели способны меняться и развиваться с новым опытом, а попадая в неизвестную социальную сферу, к примеру, вынуждены совершенствоваться. Это немного усложняет процесс мышления. Поэтому значение ментальная модель имеет огромное. Важно серьезно относиться к процессам, которые отвечают за их формирование.

Направляют все наши действия

Ментальные модели являются стабильным якорем, на который можно рассчитывать. Нам необходима обратная сила, которая бы их подтверждала и подпитывала. И порой ее хочется найти так сильно, что люди рады и несчастью, дабы утвердиться, что были правы в своем предупреждении.

Таким образом, ментальные модели наполняют смыслом события, посредством которых мы разъясняем наш опыт. Глубоко обосновавшиеся в подсознании модели в каком-то смысле организуют мировоззрение. Мы пользуемся ими для проведения различий и выбора, чтобы определиться, что для нас важно, а что не имеет значения. Можем принимать представления за реальность.

Как это происходит? Наши глаза видят мир и фиксируют картинки не так объективно, как фотоаппарат. Они работают в тандеме с мозгом, который истолковывает видимый мир при помощи иного метода. Поэтому то, что мы лицезреем, является частичной реальностью и порождением нашего способа видеть. То же наблюдается и на примере ментальных моделей, они идентичным образом формируют то, что мы видим, слышим и ощущаем. Они присущи всем и не являются неизменными.

Таким образом, ментальные модели - это идеи, основанные на полученном в прошлом, опыте, стратегии, приемы восприятия, существующие в сознании человека и направляющие его на совершение действий.

Рассмотрим способы формирования

Они развиваются и сохраняются при помощи следующих базовых средств:

  • Вычеркивание. Представляет собой фильтр информации на основании интересов, эмоционального состояния, озадаченности и чуткости.
  • Конструирование. Умение видеть, чего нет, способность в обстоятельстве неопределенности обнаруживать похожие на правду истолкования, принимая их за действительность.
  • Искажение. Преобразование прожитого в реальности с преуменьшением одних элементов и преувеличением иных.
  • Обобщение. Формирование ментальных моделей, основанных на единичном опыте, который мы воспринимаем, как характерный феномен.

Вся поступающая в головной мозг информация сначала проходит фильтр. То есть, она сравнивается с устоявшимся мировоззрением и, если противоречит сложившимся стереотипам, отсеивается, и принимается в случае подтверждения. Далее, происходит искажение полученных данных. Мы привязываем их к уже собранным ранее фактам. Чтобы сложилась общая картинка, часть недостающей информации додумывается и запоминается, как достоверная. Потом вся информация обобщается и формируется новая ментальная модель. Она остается в нашем сознании навсегда, но может корректироваться.

Как это работает на практике?

Приведем пример формирования негативной ментальной модели. Допустим, Наталья Андреевна пообещала сделать презентацию к уроку. Но не выполнила обещание.

Этапы формирования новой модели:

  • Просеивание: мы оцениваем событие и сравниваем с ожиданиями: "Так и знала, что на нее нельзя положиться".
  • Искажение: истолковываем ситуацию в свою пользу: "Моей вины здесь нет, это Наталья Андреевна виновата".
  • Фантазирование: придумываем, то, чего в действительности не было. К примеру: "Если бы я попросила ее подготовиться к открытому уроку, она бы также не выполнила поручение".
  • Обобщение: единичный случай мы истолковываем как характерный: "На нее ни в чем нельзя положиться".

Виды ментальных моделей

Существует два вида моделей:

  • Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
  • Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.

Все ментальные модели создают сложную систему - наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.

О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:

  • Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
  • Винить в проблемах себя и других.
  • Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
  • Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
  • Постоянное использование фраз: "не должен", "должен", "недопустимо" и прочие.
  • Систематическое употребление обобщающих понятий: "все", "никто", "никогда" и другие.
  • Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
  • Отсутствие любопытности.
  • Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.

А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют "поддерживающими". Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.

Поговорим о психологических отклонениях

Аутизм, задержка психического развития, гиперактивность и другие заболевания говорят о ментальных нарушениях. И здесь очень важно не заметить предпосылки недуга, а признать, что они есть и ребенок нуждается в профессиональной помощи. Необходимо наблюдать за развитием малыша с самого рождения. Должен насторожить беспричинный плач и чрезмерный гипертонус или гипотонус мышц, плохой сон и др. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.

Ментальные нарушения являются причиной плохой адаптации в социуме. Такие дети страдают низким уровнем интеллекта, пассивностью во всех сферах деятельности. Они имеют особенности, которые выражаются в плохом развитии моторных и речевых функций, снижении познавательного процесса и так далее. Степень их проявления будет варьироваться от легких до глубоких форм. Основные нарушения у детей с ментальными нарушениями:

  • Коммуникативные. Нет полноценного взаимодействия с окружающими, в частности, родителями.
  • Двигательные.
  • Сенсорные. Неразвито восприятие.

Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Этому способствуют многие факторы: экология, наследственность, стрессы и др. А шизофрении отводится ведущая роль среди психических заболеваний.

Перейдем к следующему вопросу

Поговорим об общих ментальных моделях. Они формируют границы для одинакового восприятия действительности участниками взаимоотношений и служат основополагающим фактором любой совместной работы. Для них характерны следующие компоненты: общие знания, ценности, ожидания, значения, убеждения. Общие ментальные модели являются основой любого взаимодействия.

Факторы, влияющие на их образование

Итак, выделяют:

  • Биологический. Это расовые внешние особенности человека - цвет кожи и волос, разрез глаз, рост и так далее. Также имеет значение генетический фон.
  • Социальный фактор. Менталитет, уровень культуры социума.
  • Индивидуальный. Не совпадает с ментальной моделью общества. Складывается исключительно на уровне одного человека.

Итак, мы разобрались с ментальными моделями человека, узнали, как они формируются и что собой представляют, какое значение имеют в жизни. Они являются неотъемлемой ее частью, помогают упростить ее. Есть еще одно понятие «ментальный возраст». Означает определяемый специальными тестами уровень интеллектуального развития индивида.

И напоследок, узнаем, как принимать решения при помощи моделей

Когда встает проблема, мы делаем выводы исходя из своего опыта и убеждений. А чтобы добиться цели, ситуацию необходимо рассматривать с разных сторон, а для этого потребуется совокупность ментальных моделей. Итак, к советам:

  • Упрощайте сложное.
  • Искореняйте предубеждения.
  • Смотрите на мир шире, сквозь призму разнообразных дисциплин.

Необходимо самосовершенствоваться, создавать множество ментальных моделей. И они должны быть из разных дисциплин, потому что невозможно весь мир сосредоточить в одной какой-то области.