Далеко не так много способов провести свободное время, которые сохранились со времен античности и до наших дней. Как древние римляне отправлялись в свои термы не только за чистотой, но и за общением, так и современные жители городов и деревень идут туда не только за хорошим паром, но и за добрым разговором. Баня, можно сказать, не столько аристократическое, сколько демократическое времяпрепровождение. Именно поэтому все традиции сохранились в устном народном творчестве - в поговорках и пословицах про баню. Через фольклор передавались сквозь века точные и меткие наблюдения, связанные с баней.

Немного истории

Если сейчас баня в большинстве случаев воспринимается как некий "досуговый центр", в котором можно скоротать свободный вечерок с друзьями, поговорить "за жизнь", выпить пивка, то еще совсем не давно поход в баню был событием не столько праздничным, сколько повседневным. Когда жители мегаполисов еще не были испорчены квартирным вопросом и имели в коммунальных квартирах одну ванну на несколько семей, поход в городскую баню носил вынужденный характер. В любую погоду, с детьми и с вениками, отправлялись ленинградцы и москвичи из своих густонаселенных квартир в бани: это уже становилось своеобразным ритуалом, который многие сохранили, переехав в отдельные квартиры со всеми удобствами. Жители коммуналок, которые еще есть в Москве и Петербурге, продолжают ходить в бани.

Достаточно много фантастических представлений у современников существует по поводу бань в деревнях, в которых русские мужики парились еще до революции. На самом деле собственные бани были только у зажиточных крестьян, для многих баня была только "перевалочным пунктом", которым пользовались два раза в жизни - чтобы войти в этот мир и выйти из него. Баня по народным поверьям была местом нечистым, такой же во время ожидания ребенка считалась и женщина, поэтому, сняв с роженицы крест, ее отправляли рожать именно в баню. Погребальный ритуал тоже проводился в бане: покойника относили туда для подготовки к путешествию в мир иной. Для того, чтобы просто помыться, помещение регулярно использовали единицы. Большинство крестьян мылось в своих просторных печках в доме, где проживали.

Варяги, которые принесли на Русь традицию мыться в банях, не видели у местных желания ее продолжить. В дальнейшем бани в деревнях стали признаком достатка семьи, иметь ее стало даже престижно. В городах рабочие до революции мылись в производственных банях, все остальные - в общественных, у которых в большинстве своем была не очень хорошая репутация.

Зачем нужны бани: отвечают поговорки

Поговорки про баню передают все ее возможности: от клуба по интересам до свершения мистических гаданий, от санатория, куда идут за здоровьем, до места романтических встреч. Эти поговорки можно разделить на две группы - серьезные и прикольные. В первых народ закрепил те представления о бане, которые связаны с сакральными моментами в жизни человека - с его рождением, свадьбой и смертью.

В серьезных поговорках о бане даже проявилась тенденция воспринимать место, где проходит ритуал, как живое и очень близкое существо, которое заботится о человеке, исцеляет его тело и душу.

Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит!

Конечно, баню никто не ассоциировал с церковью, но спасение души, избавление от грехов, если судить по дошедшим до нас поговоркам про баню, - это важное последствие ее посещения.

Поговорки и пословицы про баню, которая делает человека не только чище, но и лучше, также дошли до нашего времени в большом количестве.

Дух парной - дух святой.

Баня все грехи смоет.

Душистый пар не только тело, но и душу лечит.

Субординация, которая всегда существовала в обществе, в бане традиционно отвергалась в пользу всеобщего равенства.

В бане генералов нет.

Единственная власть, которую в бане признавали, была у веника.

Веник в бане всему голова.

Поговорки про баню, посвященные атрибутам банного времяпрепровождения, занимают важную часть фольклорного наследия. Встречают в них и шайка и ушат, но первое место по числу упоминаний занимает все-таки веник.

Веник в бане господин.

Веник в бане всем начальник.

Баня без веника - что клумба без цветов.

Без веника баня не парит, а пар не жарит.

В бане веник дороже денег.

Баня без веника, что самовар без трубы.

Банный веник и царя старше, коль царь парится.

В бане веник хозяин, а в печи - кочерга.

Небольшой процент от всех составляют поговорки о бане, в которых речь идет о негативных последствиях банных процедур, а также о бесполезности с помощью бани решать проблемы, которые требуется решать другим путем.

Мойся, хоть кожу сотри, а белее воды не будешь.

И в бане болячка садится.

Из бани почесушку принести.

С грязи не треснешь, с чистоты не воскреснешь.

Из бани вынес (про болезнь неизвестного происхождения).

Шел в баню на ногах, а из бани на дровнях.

Паром сыт не будешь.

В бане часто паришься - скорее состаришься.

От всякой хвори

Много пословиц связано с темой здоровья, которое чудесным образом даже у хилых и немощных в бане появляется. Если надо побороть простуду или просто взбодриться, тоже берут в руки веник. Чтобы добиться терапевтического эффекта нужно соблюдать в бане ряд табу: не говорить громко, не ругаться, чтобы не разозлить банника. Париться нужно только своим веником, чтобы не взять на себя чужую хворь. А чтобы от своей избавиться, произносить правильные слова, например:

Вода - водица, ты моя царица!

Тебе, вода, от меня хвала, а мне - здоровье!

В отличие от пословиц, которые представляют собой целые законченные высказывания с определенной моралью, что ходить в баню хорошо и полезно, поговорки являются отдельными устойчивыми фразами, которые приобретают смысл только в банном контексте. Поговорки про баню прикольные изначально были частью ритуалов, теперь же используются как дань традиции, как некий игровой элемент банного шоу. "Как с гуся вода, так с тебя худоба", - говорят, когда окатывают из ушата водой в бане. Изначально это было заклинание знахаря, теперь же это поговорка.

Банные атрибуты в русских фразеологизмах

В основе многих устойчивых словосочетаний есть банные атрибуты. Несмотря на то что эти фразеологизмы используются для комментария других ситуаций, с баней не связанных, изначально в прямом значении их компоненты использовались в банном дискурсе. Например, не парить с веничком собираются, когда грозятся «задать баню» - это известное выражение имеет значение устроить кому-то серьезный разнос. Даже в известной мрачной поговорке «Везет, как утопленнику» изначально присутствовал банный элемент: «Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо». Суббота - был традиционно банный день: избавить от обязанностей истопника могла только смерть - в этом был изначальный культурологический смысл поговорки.

Абсурдная ситуация на тему посещения бани легла в основу и другого фразеологизма: «После бани да опять коленки мыть». Конечно, речь в нем идет не о чистоплотном человеке: так говорят о том, кто в силу привычки делает то, что лишено всякого смысла. Еще одна поговорка раньше была связана с баней, но потом получила универсальный смысл для всех ситуаций, в которых свидетели одного и того же события рассказывают о нем по-разному: «Из одной бани, да не одни вести».

В произведениях русской классики также встречаются ситуации, в которых персонажи употребляют поговорки про баню. Так, в рассказе Н. Успенского «При своем деле» Прохора Ильича, который возвращается из бани, купцы у каждой лавки поздравляют с легким паром. Из банных фразеологизмов этот является самым известным на сегодняшний день, благодаря культовому советскому фильму Э. Рязанова.

Баня парит, баня правит, баня все исправит.
Баня парит - Ваня правит.
Будешь баню эту помнить (или: не забудешь) до новых веников.
Болести в подполье (с водой), на тебя здоровье.
Блошка банюшку топила, вошка парилася, с полка ударилася.

Бессрочную амуничку побелить (солд., т.е. сходить в баню).
Без веника баня не парит, а пар не жарит.
Будешь таланен, как наспишься по баням (т.е. без крова).
Без бани бурлак пропал!
Баня смоет, шайка сполоснет!

Баня любую болезнь из тела гонит!
Баня все правит.
Баня все грехи смоет!
Баня без пара, что щи без навара!
Баня без веника - что клумба без цветов.

Баня - мать вторая: кости распарит, все дело поправит!
Баня - мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь.
Банька - не нянька, а хоть кого ублажит.
Банный веник и царя старше, коли царь парится!
Бане не сгореть, а овина не потушить (поверье).

Баня парит, баня правит!
Баня не топится, а кривая все торопится.
Баня не заговенье, на нее нет запрета.
В который день паришься, тот день не старишься.
Вылечился Ваня - помогла ему баня.

В который день паришься, в тот день не старишься.
Шелудей в бане не смоешь.
Шел в баню на ногах, а из бани на дровнях (угорел).
Своя воля во щах (да в бане, да в жене).
Свет - не баня, для всех место будет.

Не семерым только место; о бане крестьянской.
С черным в лес не ходи, с рыжим бани не ходи.
С легким паром, с горячим самоваром!
С гуся вода, с тебя худоба.
Овина не отнимывать, а бане не сгарывать.

От бани до мазарок (могилок) недалече.
Непрочные хоромины - баня да овин.
Не холостому на женатого баню топить.
Не поминай бани: есть веники и про тебя.
Напоил, накормил и спать уложил (и в баню сводил).

Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.
На паршивого не угодишь: либо жарко, либо не парко (в бане).
На пару, на баньке, на веничках! (Благодарят за баню.)
На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре (благодарность за баню).
С гуся вода, с тебя худоба.


Пристал, как банный лист!
Муж в бане, а жена в амбаре - уговориться не могут.

Лук да баня все правят.
Который день паришься, тот день не старишься.
Кому что, а вшивый все про баню.
Коли б не баня, все бы мы пропали!
Когда паришься - тогда не старишься!

Когда б не баня, все 6 мы пропали.
Каких только дураков нет: и после бани чешутся!
Как с гуся вода, приговаривают окачивая.
Из баньки да в ямку - приговор злых людей, ко смерти новорожденного.
Из бани идет - чешется, а из кабака не шатается.

Из бани вынес, говорят о болезни, неизвестно отчего прикинувшейся.
И в одной бане, да не одни приметы.
Здорово ль парился? (Идущему из бани)
Задать кому баню (или: трезвону, перезвону, перечесу, памятку и пр.).
Жена мужа почитай, как крест на главе; муж жену береги, как трубу на бане!

Дух парной, дух святой!
Добрая та речь, что в бане есть печь.
Дам баню, что до новых веников не забудешь!
В кабаках дневать без денег - скучно; в торговых банях ночевать - душно.
В игре, что в бане (все равны).

В баню идти - пару не бояться.
В баню, в баню, на простор, зазывают.
В бане пристало (болячка, чесотка и пр., говорится шутя о человеке, который заразился).
В бане парок и ладит, и гладит.
В бане мыться, заново родиться.

В бане веник дороже денег.
В амбар, по муку, а он: в баню, по клюку.
Горели дрова жарко, было в бане парко; дров не стало, и все пропало.
Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься - не ожгись, поддавай - не опались, с полка не свались.
Вода б книзу, а сама б ты кверху (в бане).

Веник в бане господин, или набольший.
Веник в бане всем начальник.
В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли.
В поле в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил и царю не спустил (веник в бане).
Жаркий пар любой недуг исцелит.

Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
Душа на прохладу, а плоть в баню (т.е. просятся).
Из одной бани, да не одни вести (басни).
Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.

Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).
Пристал, как банный лист!
Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.
Чтоб молодой не бил жены своей, не бить клюкой головешку в бане (на молодых).

Чертова бабка вся в заплатках (каменка в бане).
Черт с тобой, не живи со мной; пойдем в баню да разведемся!
Хорошая баня, лучше сытного обеда!
Ума - два гумна, да баня без верху.
Торопится, как слепой в баню.

Торговая баня всех моет, а сама вся в грязи.
Тащи корову на баню, травы много (из прибаски о пошехонцах).
Такую баню задали, что небо с овчинку показалось (или: что чертям тошно стало).
Такая парка, что небу жарко!
Табак да кабак, баба да баня, одна забава!

Табак да баня, кабак да баба - одна забава.
Сон да баба, кабак да баня - одна забава.
Табак да баня, кабак да баба - только и надо.
Стриги (Мыль) свою бороду, чеши свою голову, ходи в баню по субботам!
Слепой в баню торопится, а баня не топится.

Андрей Афанасьевич Мельник (укр. Андрій Мельник; 12 декабря 1890, Воля Якубова, Дрогобычский уезд, Австро-Венгрия (ныне - Львовская область, Украина) - 1 ноября 1964, Клерво, Люксембург) - украинский политический деятель, ближайший соратник Е. Коновальца.

Ранние годы

Родился в с. Воля Якубова Дрогобычского уезда на Львовщине.

В 1914-1916 годах Мельник командовал сотней Легиона украинских сечевых стрельцов на австро-российском фронте. В 1916 году попал в плен, находился в лагере под Царицыном (сейчас Волгоград). 6 января 1917 года в составе группы галицийских пленных бежал из лагеря и вскоре добрался до Киева. В январе 1918 года - один из организаторов куреня сечевых стрельцов, начальник штаба куреня, а после формирования полка - начальник штаба полка. 19 декабря 1918 года ему было присвоено звание атамана Армии УНР. В марте-июне 1919 - начальник Штаба действующей армии, в июле-августе 1919 года - помощник коменданта группы сечевых стрельцов. В конце 1919 года был интернирован поляками в Ровно.

В 1920-1921 годах - инспектор военных миссий УНР в Праге.

В 1922 году вернулся в Галицию, вёл там подпольную деятельность. В апреле 1924 года был арестован польской полицией и приговорён к 4-летнему заключению. В 1932-1938 годах - член правления издательского союза «Діло», в 1933-1938 годах - председатель Главного совета Католической ассоциации украинской молодёжи «Орлы», член Общества украинских боевиков «Молода Громада». В 1934 году - член сеньората УВО и Председатель Сената ОУН. После разгрома сети УВО-ОУН в Галиции арестован не был и находился на службе у митрополита Андрея Шептицкого - был управляющим лесами, принадлежащими Украинской грекокатолической церкви.

После гибели Е. Коновальца 11 ноября 1938 года при поддержке Шептицкого возглавил ОУН, 27 августа 1939 года получил полномочия «вождя» организации.

Вторая мировая война

Мельник сотрудничал с германской разведкой (прежде всего с абвером), поскольку видел в немцах естественных союзников в борьбе против общего противника - поляков. В августе 1939 года получил от Канариса весьма призрачные гарантии, что после «освобождения» немцами Западной Украины Мельник будет назначен «проводником» (вождём) украинского народа - это обещание так никогда и не было выполнено. С 12 октября 1939 года - глава Провода (Правления) ОУН. Ближайший соратник Мельника М. Сциборский составил проект конституции Украины, согласно которому на Украине предполагалось образовать «тоталитарное, авторитарное, корпоративное государство» с Мельником во главе.

После присоединения Западной Украины к УССР находился на территориях, занятых Германией, оттуда руководил подпольной работой. С 1941 года находился в Берлине. 6 июля 1941 года, после нападения Германии на СССР, Мельник через главный штаб вермахта направил в ставку фюрера письмо, в котором указал:

Украинский народ как никто другой, борясь за свою свободу, всей душой проникается идеалами новой Европы. Стремление всего украинского народа - принимать участие в осуществлении этих идеалов. Мы, старые борцы за свободу 1918-1921 годов, просим предоставить нам и одновременно нашей украинской молодёжи честь участия в крестовом походе против большевистского варварства. Наряду с Легионами Европы просим и мы дать нам возможность маршировать плечом к плечу с нашими освободителями - германским вермахтом и создать для этой цели украинское боевое соединение.

Организовал засылку в Киев и другие крупные города Украины так называемых «походных групп» своих сторонников, среди которых были видные деятели ОУН М. Сциборский, О. Кандыба-Ольжич, М. Величковский, О. Сеник, писатели (У. Самчук, И. Рогач, О. Телига и др.), которые на месте развернули пропагандистскую работу, вербовали сторонников среди местного населения (В. Багазий и др.). 21 сентября сам прибыл в Киев. Однако их деятельность вызвала недовольство рейхскомиссара Э. Коха, и в январе-феврале 1942 года почти все легально действовавшие сторонники Мельника были арестованы, некоторые казнены. Полувоенные формирования ОУН Мельника (напр. Буковинский курень) были расформированы и включены в состав полиции.

Андрей Мельник

Мельник Андрей (1890-1964) родился в Галиции в 1890 году. В годы первой мировой войны был офицером корпуса Украинских сечевых стрельцов (УСС) в составе австрийской армии. В армии Петлюры получил звание полковника. Был одним из командиров Осадного корпуса сечевых стрельцов, возглавляемого Коновальцем . Участвовал в подавлении восстания рабочих "Арсенала". Родственник Евгения Коновальца ("пан атаман" и Мельник женились на родных сестрах-дочерях западно-украинского финансиста Степана Федака). Вместе с Коновальцем Андрей Мельник стоял у истоков УВО. В 1938 году завербован сотрудником Абвера Эрвином Штольце. Зигфрид Мюллер, работавший сначала в гестапо, а затем возглавивший филиал Абвера в Риге, показывал 19 сентября 1945 года, что "Мельник посещал начальника 4-го отдела Шройдера в его служебном помещении гестапо, где получал необходимые указания по работе. Мельника я сам часто видел в стенах гестапо..." Вождь ОУН Андрей Мельник сотрудничал с Абвером под кличкой "Консул-1". Куратором его был капитан Палюи ("Доктор Пухерт"). После убийства создателя ОУН Евгена Коновальца украинскими националистами руководил "триумвират" (Барановский, Сенык-Грибивский и Сцидорский). Затем о правах на пост вождя заявил Андрей Мельник, сообщив, что якобы Коновалец в своем завещании передал власть своему родственнику (то есть Мельнику). Хоть этого документа никто не видел, в 1939 году в Вене на втором сборе ОУН бывший петлюровский полковник был избран вождем националистов. Есть основания предположить, что об избрании Мельника преемником Коновальца хлопотал имевший большой авторитет у оуновцев митрополит Шептицкий (новоиспеченный лидер управлял имениями этого князя греко-католической церкви). Тем временем хозяева оуновцев - фашисты захватили Польшу . Приближалась война с СССР , поэтому Абвер переключил националистов на подрывную деятельность против Советского Союза. По показаниям Эрвина Штольце, услуг Мельника уже было недостаточно. Поэтому был завербован Степан Бандера , освобожденный немцами из польской тюрьмы... С выходом на свободу многих молодых националистов ситуация в ОУН все больше обострялась. "Новое поколение" готовило переворот, не подозревая, что конфликт усиленно подогревается Абвером и гестапо через Теодора Оберлендера и одного из лидеров ОУН Рихарда Ярого. В 1940 году молодые устроили бунт. Они выдвинули требования: "всесторонняя милитаризация ОУН, организация конспиративных центров в западных областях Украины, формирование легиона на стороне немцев против СССР, отстранение руководства ОУН и передача их... трибуналу". В ответ Мельник обвинил бандеровцев в провокаторстве. Однако не отрицал, что "немцы являются единственным союзником ОУН, и этому альянсу нельзя вредить". С помощью Абвера Бандера созвал в феврале 1940 года в Кракове конференцию своих сторонников. На этом заседании бандеровцы создали главный революционный трибунал, который вынес смертный приговор членам "триумвирата" и многим другим мельниковцам. Приведением приговора в действие занялась только что созданная служба безопасности СБ, возглавляемая Лебедем и Арсеничем (последнего один из его коллег характеризовал как самого жестокого бандеровца, не считающегося ни с какими обстоятельствами и не знающего иных мер влияния, кроме физического уничтожения). В течение нескольких месяцев после конференции было уничтожено около 400 мельниковцев. Те в ответ ликвидировали свыше 200 бандеровцев. Руководство абвера схватилось за голову, но было уже поздно - примирение стало невозможным. Тем не менее 5 апреля 1940 года Бандера побывал у Мельника в его резиденции в Италии . Он потребовал отдать власть в руки молодых, ссылаясь на решение конференции бандеровцев в Кракове. Мельник пригрозил Бандере трибуналом, и раскол произошел. В апреле 1941 года бандеровцы созвали в Кракове "великий сбор" ОУН. На этом мероприятии присутствовали аж 68 делегатов. Решения мельниковцев были аннулированы, а проводником ОУН провозглашен Бандера. ОУН раскололась на ОУН-М (мельниковцы) и ОУН-Б (бандеровцев) или ОУН-Р (революционная).На оккупированную немцами территорию Украины мельниковцы прибыли с большим опозданием. С их прибытием на местах между ОУН-Б и ОУН-М началась борьба за руководящие посты в учреждениях, создаваемых немцами. Напомню, незадолго до начала войны бандеровцы сформировали свой провод. Вслед за ними свое "правительство" создал и Мельник. Непосредственно проводу ОУН-М подчинялся штаб по организации мельниковского движения в городе Ровно. Выбор для создания центра в этом городе, наверняка, не случаен. Рейхкомиссар Украины Эрик Кох тоже облюбовал Ровно для своей резиденции. Таким образом мельниковский штаб устроился "под крылышком" фашистской администрации, что давало явные преимущества в ведении интриг против ОУН-Б. "Крыша" не помогла, бандеровцы "убрали" видных соратников Мельника - Сциборского и Сеника в Житомире и Шульгу по дороге в Луцк.В июле 1941 года фашисты щелкнули по носу Бандеру. Поняв намек, мельниковцы осудили попытку бандеровцев создать украинское государство и заверили немцев в готовности сотрудничать на любых условиях. Заверения в этом содержится в письме Мельника в ставку Гитлера от 6 июля 1941 года: "Украинский народ, как никто другой, борясь за свою свободу, всей душой проникается идеалами новой Европы. Стремление всего украинского народа - принимать участие в установлении идеалов"... Как ОУНовцы "устанавливали эти идеалы" испытали на себе сотни тысяч мирных граждан, убитых ими. Сколько бы не писали защитники ОУН, что в конце 1941 года гестапо жестоко преследовало мельниковцев, факты говорят об обратном. Во-первых, Мельник преспокойно жил в Берлине, под боком у гестапо, и не подвергался в то время арестам, даже "почетным". Так же спокойно чувствовали себя его соратники Левицкий (в Варшаве), Омельянович-Павленко (в Праге). Все они подписали письмо от 14 января 1942, адресованное Гитлеру: "Мы заверяем Вас, Ваше Превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией , чтобы объединенными силами... претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе". А 6 февраля 1943 года Мельник отправил послание шефу вермахта Кейтелю с просьбой решить "вопрос вовлечения украинских вооруженных сил в борьбу против Москвы". После разгрома гитлеровской Германии Мельник сумел избежать наказания и скрылся за рубежом. Умер в 1964 году.

В.Рябчиков. Нынешние герои Украины - http://www.mrezha.ru/ua/Heroes.htm

Мельник Андрей (12.12.1890, село Воля, близ Львова, Австро-Венгрия - 1.11.1964, Клерво, Люксембург), один из руководителей украинских националистов. Участник 1-й мировой войны, командир сотни легиона украинских сечевых стрельцов в составе австро-венгерской армии. 4.9.1916 взят в плен. 6.1.1917 с группой галичан бежал из лагеря для военнопленных и в 1918 принял участие в формировании куреня сечевых стрельцов (Киев) в составе армии Украинской народной республики (УНР), начальник штаба куреня, затем начальник штаба полка сечевых стрельцов. Во время восстания против власти гетмана П. Скоропадского - заместитель командира осадного корпуса, в 1919 - исполняющий обязанности командира корпуса. 19.12.1918 произведен в атаманы армии УНР. В 1919 начальник штаба армии, затем помощник командующего армейской группой. В конце 1919 интернирован польскими войсками. В 1920-21 инспектор военных миссий УНР. Свояк атамана Е. Коновальца -создателя Организации украинских националистов (ОУН). Вместе с Коновальцем создал Украинскую военную организацию (УВО), которая была призвана вести вооруженную борьбу против большевиков. С 1923 краевой комендант в Галиции. В апр. 1924 арестован польской полицией. В 1933-38 руководитель Главной Рады Католической ассоциации украинской молодежи «Орел». С 1924 член руководства УВО и председатель Сената ОУН. После убийства Коновальца агентами НКВД (11.10.1938) объявил себя его преемником и возглавил провод украинских националистов (ПУН). Вступил в конфликт с претендовавшим на власть в ОУН лидером «молодых» С. Бандерой (в 1940 противостояние приняло форму военных и террористических действий). С 1938 сотрудничал с Абвером, затем секретный агент гестапо. 27.8.1939 при поддержке А. Шептицкого избран главой ОУН. В апр. 1941 ОУН раскололась на ОУН-М (сторонники М.) и ОУН-Б (сторонники Бандеры). После оккупации Украины германскими войсками создал штаб в Ровно (где находилась резиденция рейхскомиссара Э. Коха). Находившийся в Берлине М. осудил попытку Бандеры создать независимое украинское государство и обратился к А. Гитлеру с призывом о сотрудничестве. 6.2.1943 направил начальнику Верховного командования вермахта В. Кейгелю письмо с просьбой решить «вопрос вовлечения украинских вооруженных сил в борьбу против Москвы». После поражений немецких войск в 1943 стал активно выступать с заявлениями о создании независимого украинского государства и 26.2.1944 был арестован гестапо и заключен в концлагерь Заксенхаузен. После окончания войны М. удалось избежать выдачи советским властям, жил в Германии, Люксембурге и Канаде. В 1947 на 3-м съезде украинских националистов избран руководителем ПУН.

Андре́й Афанасьевич Ме́льник (укр. Андрій Мельник; 12 декабря 1890, Воля Якубова, Дрогобычский уезд, Австро-Венгрия (ныне - Львовская область, Украина) - 1 ноября 1964, Клерво, Люксембург) - украинский политический деятель, ближайший соратник Е. Коновальца.

Родился в с. Воля Якубова Дрогобычского уезда на Львовщине.

В 1914-1916 годах Мельник командовал сотней Легиона украинских сечевых стрельцов на австро-российском фронте. В 1916 году попал в плен, находился в лагере под Царицыном (сейчас Волгоград). 6 января 1917 года в составе группы галицийских пленных бежал из лагеря и вскоре добрался до Киева. В январе 1918 года - один из организаторов куреня сечевых стрельцов, начальник штаба куреня, а после формирования полка - начальник штаба полка. 19 декабря 1918 года ему было присвоено звание атамана Армии УНР. В марте-июне 1919 - начальник Штаба действующей армии, в июле-августе 1919 года - помощник коменданта группы сечевых стрельцов. В конце 1919 года был интернирован поляками в Ровно.

В 1920-1921 годах - инспектор военных миссий УНР в Праге.

В 1922 году вернулся в Галицию, вёл там подпольную деятельность. В апреле 1924 года был арестован польской полицией и приговорён к 4-летнему заключению. В 1932-1938 годах - член правления издательского союза «Діло», в 1933-1938 годах - председатель Главного совета Католической ассоциации украинской молодёжи «Орлы», член Общества украинских боевиков «Молода Громада». В 1934 году - член сеньората УВО и Председатель Сената ОУН. После разгрома сети УВО-ОУН в Галиции арестован не был и находился на службе у митрополита Андрея Шептицкого - был управляющим лесами, принадлежащими Украинской грекокатолической церкви.

После гибели Е. Коновальца 11 ноября 1938 года при поддержке Шептицкого возглавил ОУН, 27 августа 1939 года получил полномочия «вождя» организации.

Вторая мировая война

Мельник сотрудничал с германской разведкой (прежде всего с абвером), поскольку видел в немцах естественных союзников в борьбе против общего противника - поляков. В августе 1939 года получил от Канариса весьма призрачные гарантии, что после «освобождения» немцами Западной Украины Мельник будет назначен «проводником» (вождём) украинского народа - это обещание так никогда и не было выполнено. С 12 октября 1939 года - глава Провода (Правления) ОУН. Ближайший соратник Мельника М. Сциборский составил проект конституции Украины, согласно которому на Украине предполагалось образовать «тоталитарное, авторитарное, корпоративное государство» с Мельником во главе.

После присоединения Западной Украины к УССР находился на территориях, занятых немцами, оттуда руководил подпольной работой. С 1941 года находился в Берлине. 6 июля 1941 года, после нападения Германии на СССР, Мельник через главный штаб вермахта направил в ставку фюрера письмо, в котором указал:

Украинский народ как никто другой, борясь за свою свободу, всей душой проникается идеалами новой Европы. Стремление всего украинского народа - принимать участие в осуществлении этих идеалов. Мы, старые борцы за свободу 1918-1921 годов, просим предоставить нам и одновременно нашей украинской молодежи честь участия в крестовом походе против большевистского варварства. Наряду с Легионами Европы просим и мы дать нам возможность маршировать плечом к плечу с нашими освободителями - германским вермахтом и создать для этой цели украинское боевое соединение.

Организовал засылку в Киев и другие крупные города Украины так называемых «походных групп» своих сторонников, среди которых были видные деятели ОУН М. Сциборский, О. Кандыба-Ольжич, М. Величковский, О. Сеник, писатели (У. Самчук, И. Рогач, О. Телига и др.), которые на месте развернули пропагандистскую работу, вербовали сторонников среди местного населения (В. Багазий и др.). Однако их деятельность вызвала недовольство рейхскомиссара Э. Коха, и в январе-феврале 1942 года почти все легально действовавшие сторонники Мельника были арестованы, некоторые казнены. Полувоенные формирования ОУН Мельника (напр. Буковинский курень) были расформированы и включены в состав полиции.

К 1943 году фракция «мельниковцев» в ОУН, частично усилиями немцев, частично усилиями Бандеры, была разгромлена, от неё остались лишь немногочисленные сторонники, действовавшие полулегально на территории Дистрикта Галиция; большинство «мельниковцев» перешло либо к бандеровцам (Украинская повстанческая армия), либо под крыло созданного В. Кубийовичем Украинского центрального комитета (последний формально признавал верховенство Мельника, однако вёл достаточно независимую политику, пользуясь покровительством губернатора О. Вехтера).

26 февраля 1944 года Мельник был помещён в специальный блок для политических персон немецкого концлагеря «Заксенхаузен». В сентябре того же года был освобождён, немцы поручили ему сформировать украинское антисоветское движение - однако, Мельник с этой задачей не справился.

Антисемитизм

В обнародованной 5 июля листовке за подписью Андрея Мельника говорилось: «Смерть жидовским прихвостням - коммунобольшевикам!» Другая листовка ОУН(М) была обращена к молодым украинцам: «ОУН несет Тебе, украинская молодежь, освобождение, свободу и светлую национально-естественную жизнь на Твоей земле, где не будет: НИ КАЦАПА, НИ ЖИДА, НИ ЛЯХА».

Поздние годы

С 1945 года жил в Германии и Люксембурге. В 1947 году на Третьем Большом съезде украинских националистов избран пожизненным главой Провода Украинских националистов.

После войны стремился консолидировать украинских эмигрантов. В 1957 году выдвинул инициативу создания всемирной организации украинцев, в результате чего в 1967 году (уже после его смерти) был создан Всемирный конгресс украинцев. Умер в г. Клерво (Великое герцогство Люксембург), похоронен в городе Люксембург.