Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, их наличие определяется по орфографическому словарю:

А бб атство, абб ревиатура, абисс инцы, агресс ия, акк лиматизировать, акк омодация, акк омпанемент, акк орд, акк ордеон, акк редитив, акк умулятор, акк уратный, алл ах, алл егория, алл егро, алл ергия, алл ея, алл игатор, алл илуйя, алл опат, алл юр, амм иак, амм онал, амм оний, анн алы, анн ексия, анн ибалова (клятва), анн отация, анн улировать, апп арат, апелл ировать, апп ендицит, апп ликация, артилл ерия, асс амблея, асесс ор, асс енизатор, асс игнация, асс имилировать, асс истент, асс онанс, асс орти, асс оциация, атолл , атт аше, атт естат, атт ракцион, афф ект.

Б акк ара, балл , балл ада, балл аст, балл истика, балл он, балл отировать, барокк о, барр ажировать, барр икада, басс ейн, белл адонна, белл етристика, билл ион, бисс ектриса, брутт о, будд изм, буфф онада, бюлл етень.

В анн а, васс ал.

Г алл ицизм, галл ы, галл юцинация, гамм а, гипп опотам, грамм , грамм атика, грипп , гросс , гросс мейстер, групп а.

Д илемм а, дистилл ировать, дифф амация, дифф еренциал, дифф узия, дресс ировать.

И дилл ия, илл юзия, илл юминатор, илл юстрация, индифф ерентный, интелл ект, интелл игент, интермецц о, ипп одром, ирр игация.

К алл играфия, касс ация, касс ета, касс ировать, кесс он, клемм а, колл аборационист, колл егия, колл ектив, колл ектор, колл екция, колл оид, колл оквиум, колонн а, колонн ада, колосс , комм ерция, комм ивояжер, комм уникабельный, комм утатор, комм юнике, компресс ор, конгресс , концесс ия, коралл , корр ектив, корр ектный, корр елят, корр ида, корр озия, корр упция, коэфф ициент, кристалл .

М асс ировать, месс а, мисс ия, мусс ировать, мусс он.

Н арцисс , нетт о, нипп ель, новелл а, нулл ифицировать.

О кк упация, опп озиция, опп онировать, опп ортунизм, отт оманка.

П аралл елепипед, пасс аж, пасс ив, перр он, песс имизм, пресс .

Р есс ора, ролл .

С ателл ит, сетт ер, силл абический, силл огизм, симм етрия, сс ора, сс уда, стрептококк , стелл аж, сумм а, сурр огат.

Т енн ис, терр аса, терр икон, терр ор, терр итория, тролл ейбус, трипп ер.

Х лорофилл .

Ц елл юлоза.

Э ксцесс , элл ипс, эсс енция.

С одной согласной пишутся слова:

Акустика, алогизм, алюминий, амуниция, апатит, апатия, априори, балюстрада, баркарола, блюминг, вето, варьете, галерея, галантерея, гипертония, гуманизм, десант, децибел, имитация, импресарио, кавалерия, калория, карикатура, клиника, Колизей, коридор, лилипут, марокен, масон, мулат, нивелировать, панорама, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, раса (расовый, расист, расистский), рококо, росомаха, русизм, фолиант, элита.

Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала , так как при ассимиляции иноязычной лексики вторая согласная в русском языке может утрачиваться:

Аг регат (лат. agg regatus), адрес (фp. adress e), ап артаменты (фр. app artement), ап робация (лат. app robatio), ат ака (лат. att aque), ат рибут (лат. att ributum), аф ера (фр. aff aire), аф иша (фр. aff iche), бизнес (англ. business ) - поэтому бизнес мен, но: конгресс мен, кросс мен; буф ер (англ. buff er), вернис аж (фр. vemiss age), виньет ка (фр. vignett e), вол ейбол (англ. voll eyball ), галет а (фр. galett e), дес ерт (фр.dess ert), кан онада (фр. cann onade), оф ицер (нем.Off izier), пуд инг (англ. pudd ing), рес урсы (фp. ress ourees), трот уар (фр. trott oir).

Наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда".

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна - мера веса, тона - падежная форма слова тон - оттенок звука или цвета;
  • касса - устройство для хранения денег, касание - соединение в какой-либо точке;
  • балл - единица оценивания, бал - вечер отдыха с танцами.

Примеры предложений:

  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.

2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла - Алка, кристалл - кристальный, искусство - искусный, корреспондент - юнкор, колонна - колонка, финн - финский, тонна - пятитонка.

Удвоенных согласных нет

Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква "л". Запомните такие слова, в которых отсутствуют Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.

с удвоенными согласными

Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. удвоенных согласных таковы:

  • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
  • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.

К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

  • алл-ея;
  • те-рраса;
  • искусс-тво.

Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

На стыке морфем

Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс - одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

  • бессменный;
  • бесстрашный;
  • беззаветный;
  • беззубый;
  • беззаконный;
  • раззадорить;
  • раззява;
  • рассказ;
  • рассвирепеть;
  • рассусоливать;
  • рассекать;
  • иссушить;
  • иззябнуть;
  • преддверие;
  • поддать;
  • поддеть;
  • оттаять;
  • отток;
  • оббить;
  • вводить,
  • вверх;
  • вверенный;
  • искусство;
  • русский;
  • матросский;
  • новочеркасский;
  • картинный;
  • старинный;
  • истинный;
  • картонный;
  • подстаканник;
  • подоконник;
  • сторонник;
  • странник;
  • избранник;
  • карманник;
  • малинник;
  • осинник.

Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

  • главврач;
  • роддом.

В суффиксах прилагательных

В русском языке одна из самых сложных орфограмм - одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

  • свиной;
  • бараний;
  • юный;
  • багряный;
  • синий;
  • зелёный.

В суффиксах причастий

Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

  • исходить - исхоженный;
  • выкрасить - выкрашенный;
  • написать - написанный;
  • изгнать - изгнанный;
  • желать - желанный;
  • купить - купленный;
  • искоренить - искоренённый;
  • избрать - избранный;
  • раскалить - раскалённый;
  • поджарить - поджаренный;
  • разбудить - разбуженный;
  • разграничить - разграниченный;
  • распечатать - распечатанный;
  • начертить - начерченный;
  • опросить - опрошенный;
  • схватить - схваченный.

Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

В кратких причастиях

Все задания выполнены.

В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

Скамейка крашеная.

Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

Есть приставки

Расставленные столы.

Есть зависимые слова

Скамейка, крашенная вчера.

Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

В суффиксах наречий

В словах-наречиях пишется столько же Н , сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

  • искренний - искренне;
  • нечаянный - нечаянно;
  • прекрасный - прекрасно;
  • интересный - интересно.

Тест

Теперь, когда изучена тема "Удвоенные согласные", правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

А. Нужно оставить обе буквы на строке.

В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

А. Обязательно нужно проверить.

Б. Нет, нужно запомнить.

А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

  • бры…жущая жидкость;
  • задребе…ало железо;
  • прое…жать через мост;
  • надоедливая и…жога;
  • ра…жать капкан;
  • ра..жалобить маму;
  • вы…женная земля;
  • вые…жанная лошадь;
  • ви…жащий ребёнок.

буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

Задания в формате ГИА

  • Снег уже по..таял.
  • Берега по…тапливаются весной.
  • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
  • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
  • Ручьи и..сохли.
  • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
  • Все ра..селись вокруг костра.
  • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
  • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
  • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
  • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
  • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
  • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
  • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
  • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
  • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
  • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти...ые штаны.
  • Афиши были расклее...ы по всему городу.
  • Все уехали, и только холё...ые лица лакеев мелькали в коридорах.
  • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка...ой золотом скатертью.

3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

  • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
  • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
  • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
  • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
  • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
  • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)

Ответы

1. Какое слово написано неправильно?

Д. Галерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

В. Рассказ.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

  • Ручьи иссохли.
  • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
  • Все расселись вокруг костра.

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

  • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
  • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
  • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
  • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
  • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
  • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
  • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
  • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.

На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.

Цели:

  • Закрепить написание и произношение слов с двойными согласными,
  • Пополнять словарный запас детей
  • Развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.
  • Воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Оборудование:

  • учебник Л.В. Кибирева “Русский язык” 2 класс, 2 ч. – М.: ООО “Русское слово”;
  • ноутбук, проектор

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1 - Запишите сегодняшнее число.

(Поставьте ударение в словах, назовите встретившиеся орфограммы.)

2. 2 Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, отгадайте загадку:

Плещет тёплая волна
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)

Какой звук в отгадке произносится долго? (н )

Какими буквами на письме обозначается этот звук? (нн)

Вот эти буквы мы и будем сегодня отрабатывать.

Откуда мы начинаем писать букву н? (сверху вниз) (Слайд 2)

3. Работа по теме урока.

Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?

Да, мы будем работать со словами с двойной согласной.

1. Выборочная работа (Слайд 3)

Выпишите слова с двойными согласными, выделите орфограмму.

Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна ?

Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .

Кто получит низкий балл ,
Не придет на школьный бал.

Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора .

Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

Проверка написанных слов.

2. Работа по рисунку. Тетрадь к учебнику “Русский язык” с.8 упр.9

(Рассмотри рисунок, найди на нём предметы, в названиях которых есть двойные согласные. Запиши их, разделяя черточкой для переноса) (Слайд 4)

Вспомните, как переносятся слова с двойными согласными?

3. Проверка.

Ответ: кас - са, пас-сажир, кол -ли, тен -нис, антен - на, трол- лейбус, пер-рон, ал-лея, шос –се.

(Слайд 5)

4. Физкультминутка (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ) (Слайд 6-11)

5. Работа по учебнику (с. 14 упр. 21)

Дети читают задание. Выполняет один ученик у доски, остальные в тетрадях.

6. Игра “Из каких слов убежали двойные согласные?” (Слайд 12- 13)

(Работа по вариантам: первый вариант – записывает слова с двойными согласными - сс, бб, рр; второй вариант – с двойными – пп, лл, нн, мм, жж)

1 вариант 2 вариант
Россия группа
рассказ миллион
шоссе тонна
русский конница
бассейн грамматика
суббота вожжи
перрон дрожжи
терраса жужжит
территория

7. Лингвистическое задание.

На слух определите слова с двойными согласными.

Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.

А вы знаете имена, в которых тоже есть двойные согласные? Назовите их. (Алла, Анна, Виолетта, Римма, Жанна, Кирилл)

8. Итог урока

Ребята, кому из вас понравился урок?

Что интересного на уроке вы узнали? С какими словами познакомились? (Слайд 14)

9. Домашнее задание

т. С. 10 упр. 11 (Может кто-то тоже сочинит двустишия)