МЦКО (Московский центр качества образования) – автономное государственное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы. Создано 20 октября 2004 года по распоряжению Правительства №2090.
Целью этой организации является мониторинг, диагностика учебных заведений; расширение практических и теоретических задач, связанных с повышением эффективности оценивания уровня качества знаний учащихся, а также раскрытия их способностей; выявление и подготовка наиболее способных представителей молодежи; совершенствование методов аттестации различных образовательных учреждений; подготовка и проведение мониторинговых исследований.
МЦКО регулярно проводит ряд мероприятий, направленных на диагностику работы учебных заведений. Это способствует развитию средних школ, техникумов, ВУЗов и других подобных учреждений, расположенных в столице. Благодаря такой системе, правительство может принимать более взвешенные решения по внедрению реформ в учебные процессы, а учащиеся получают актуальные знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития профессионализма.
Виды диагностики
В период с 2017 по 2018 год МЦКО планирует проведение ряда обязательных диагностик по следующих типов:
- обязательные диагностики (4-8, 10 классы);
- корректирующие (9, 10, 11 классы);
- по общеобразовательным предметам, изучаемым на глубоком уровне для учебных заведений, участвующих в определенных проектах (медицина, инженерия, кадетский класс);
- в профессиональных образовательных учреждениях, которые участвуют в проведении проекта по организации профильного и предпрофильного обучения согласно основным общеобразовательных программах.
Обязательные
Расписание обязательных диагностик на 2017-2018 учебный год представлено в таблице:
Дата | Класс | Предмет | Форма проведения |
12 октября | 9 | Математика | бланковая |
25 октября | 9 | Русский язык | бланковая |
16 ноября | 10 | Русский язык | бланковая |
23 ноября | 5-8, 10 по жеребьевке | Русский язык, Математика, Иностранный язык, Литература (6-8, 10кл.) или история, География (6-8 кл),Физика (8,10 кл.), Биология (7-8 кл., 10 кл.), Обществознание 10 кл. По жеребьевке за 3 дня до диагностики | компьютерная |
30 ноября | 11 | Математика | бланковая |
5 декабря | 10 | Математика | бланковая |
13 декабря | 11 | Предмет по выбору: обществознание, История, Физика, Биология, Химия, Информатика | Бланковая |
18 января | 11 | Русский язык | Бланковая |
27 февраля | 9 и 10 | Диагностика читательской грамотности | Бланковая |
1 марта | 9 | Иностранный язык | В формате ОГЭ |
15 марта | 4-8, 10 по жеребьевке | Русский язык, Математика (4-8,10), Окружающий мир, Биология (5-8, 10), География (5-7, 10 кл), Обществознание (6-8, 10), Музыка (6), Физика (7-8, 10), Литература (6-8, 10), Химия (8,10), Физкультура (7), Информационные технологии, ОБЖ (8), Информатика (10) Предмет и класс определяются за 3 дня до проведения диагностики | Компьютерная |
24 апреля | 10 инженерный | Математика | |
25 апреля | 10 и 11 | Астрономия | Компьютерная |
15 мая | 10 Инженерный | Физика | Компьютерная форма с выполнением на бланках заданий с развернутым ответом |
Необязательные
Существуют виды не обязательных диагностик. К ним относятся:
- в учебных организациях, которые участвуют в проекте «Эффективная начальная школа»;
- тематические;
- метапредметные;
- предметные.
Подробное расписание диагностических мероприятий, проводимых Московским центром качества образования можно .
Для внебюджетных учебных заведений
Для этих учреждений МЦКО предлагает 2 вида диагностик: независимые и в рамках ВМКО. Подробное расписание независимых представлено в следующей таблице:
Дата | Предмет | Класс |
29 ноября 2017 | Английский язык | 5 |
Немецкий язык | 5 | |
Французский язык | 5 | |
Английский язык | 8 | |
Немецкий язык | 8 | |
Французский язык | 8 | |
Метапредметные умения | 10 | |
5 декабря 2017 | Метапредметные умения | 4 |
13 декабря 2017 | Русский язык | 4 |
Математика | 4 | |
23 января 2018 | Информатика | 9 |
Обществознание | 9 | |
Химия | 9 | |
31 января 2018 | Биология | 9 |
Физика | 9 | |
1 февраля 2018 | Русский язык | 7 |
Русский язык | 8 | |
Математика | 6 | |
13 февраля 2018 | Математика | 7 |
Математика | 9 | |
Русский язык | 6 | |
22 марта 2018 | Информационные технологии | 6 |
28 марта 2018 | География | 7 |
Биология | 7 | |
Математика | 8 | |
Биология | 8 | |
29 марта 2018 | География | 6 |
История | 6 | |
Физика | 8 | |
Химия | 8 | |
25апреля 2018 | Обществознание | 8 |
Обществознание | 10 |
Расписание диагностик в рамках ВМКО представлена в таблице ниже.
Подача заявок
Существует 2 этапа подачи заявки. Первый этап (с сентября по ноябрь 2017 года) уже прошел, однако второй этап (с декабря по февраль 2017-2018 гг.) еще актуален. Заявку можно подавать на официальном сайте МЦКО mcko.mos.ru и в личном кабинете школы.
Презентационный видео-ролик об МЦКО:
Персоналу тоже было понятно несоответствие объема работы и отведенного времени, поэтому мне дали дополнительно 10 минут. После 55 минут работы мною было решено 24 задания без проверки. Я сдала работу и вышла в ужасном состоянии, рассказала про все папе. Папа обратился к администрации, и без всяких споров мне разрешили писать работу столько времени, сколько потребуется. Я работала еще 60 минут. Было некомфортно: мне казалось, что я задерживаю людей.
Отдельного упоминания заслуживает бланк ответов. Он был стандартным, содержал 26 пунктов и формату работы не соответствовал: по количеству заданий, по отсутствию формы для развернутого ответа. Всё это пришлось писать на обороте в свободной форме. На последующих диагностиках мне тоже давали этот бланк, и с форматом других работ он так же не совпадал.
Приблизительно через неделю нам пришел по е-мейл ответ с результатами диагностики (файл прилагается). По каждому заданию в таблице показаны тема задания, максимальный балл и полученная оценка. Оказалось, что я получила намного меньшую оценку, чем ожидала. На просмотре нам были выданы задания и моя работа; спецификации и критериев оценивания опять не было. Во многом мои ошибки оказались дурацкими - я сама удивлялась, как могла такое написать. Мы посчитали, что некоторые задания оценены неправильно, а одно задание не соответствовало типовой программе. Фотографировать ничего не разрешили, копию работы не предоставили.
Дома мы подготовили и по е-мейл подали апелляцию, которая осталась без ответа. Чуть позже мы получили сертификат (файл прилагается), в котором был указан первоначальный результат. Заверенный лист с расшифровкой результатов нам дать отказались.
К сказанному следует добавить, что невозможность анализа ошибок дома в значительной степени снижает образовательную пользу от такой диагностики. К диагностике я была готова хорошо, это несомненно, и рассчитывала на "5". Первое время впечатление было настолько плохим, что я больше не хотела туда приходить.
Отметим, что на этой диагностике у администрации и персонала был интерес именно к нам, как к СО-шникам. Нам выдали персональный лист регистрации, были открыты к диалогу, пошли навстречу во всем, что не было запрещено. Потом обстановка изменилась, но об этом в следующий раз.
Планируется проведение диагностики МЦКО в Московских школах в рамках нового учебного года 2018-2019. Благодаря этой процедуре будет оценена эффективность методов преподавания, также подведение итогов касательно качества предоставляемых знаний, полученных школьниками. МЦКО позволит определить профессиональных педагогов и отметить основные ошибки, чтобы модернизировать систему обучения.
Обязательную диагностику МЦКО, проводимую с 15 ноября 2018, делят на три этапа
Специалисты условно разделяют диагностику на три подгруппы:
- Оценка достижений в учебе всех лиц, которые обучаются в образовательных организациях в текущем учебном году. Будет проведена исследовательская работа в бюджетных заведениях (общеобразовательных) ;
- Национальные исследования касательно качества знаний, предоставляемых ученикам. Запланированы сравнительные исследования образовательного процесса, проводимые в соответствии с изучением международных методик (частные школы) ;
- Диагностики в рамках ВМКО. Были проведены с сентября по октябрь, и направлены на исследование адаптации учащихся первых классов к образовательному процессу.
В письме Департамента образования Москвы от 14 мая 2018 года содержится календарь диагностических мероприятий МЦКО на 2018-2019 год. Разработан план проверки, который пройдет на уровне средних школ. Информация об этих мероприятиях интересует директоров и педагогов. В текущем учебном году подразумевается 7 этапов контроля.
План проверки МЦКО
Для бюджетных общеобразовательных учреждений подготовлен ряд контрольных точек в рамках МЦКО:
- Специалисты планируют провести обязательную диагностику в 10, 4, 5, 6, 7, и 8 классах. 15 ноября проверка состоится в классах с 5 по 8 (и 10). Также планируется проведение аналогичных мероприятий 14 марта 2019 года в 4–8, 10 классах в 127 школах столицы;
- Также планируется обязательная диагностика в классах с 9 по 11, которая относится к корректирующей. Эту процедуру планируется реализовать для школ, которые столкнулись с проблемами проведения ЕГЭ по математике и русскому языку, показав неудовлетворительные результаты. Проверку по математике в 9 классе провели 3 октября. В 10 классе состоится аналогичная процедура 5 декабря. 11 класс пройдет проверку 28 ноября. Контроль по русскому языку для 9 класса был проведен 24 октября. Аналогичная процедура для 10 класса состоялась 8 ноября. 11 класс пройдет проверку 17 января. Также запланирован контроль в области «предмет по выбору» (определяет общеобразовательное учреждение). Пройдет 13 декабря для 11 класса;
- Пройдет проверка по предметам, изучаемым школьниками на углубленном уровне. Диагностику планируется провести в апреле-мае следующего года (для 10 классов, участвующих в проектах с углубленным изучением предметов) ;
- Планируется проведение проверки в профильных школах;
- В рамках МЦКО предусматривает изучение ситуации вокруг успехов факультативных занятий. 8 и 9 классы изучают финансовую грамотность или историю Москвы (по выбору). Десятиклассники имеют возможность посетить факультативы на тему «памятные страницы истории Отечества»;
- Метапредметная диагностика. Внедряется для того, чтобы проанализировать вариант получения положительных результатов при изучении образовательной программы;
- Пройдет диагностика в начальных классах по следующим дисциплинам: математика, чтение и русский язык. Проведение запланировано в апреле следующего года.
С сентября по ноябрь текущего года проходит первый этап диагностики. Разработан специальный сайт - mcko точка ru. Этот ресурс позволяет подать заявку, чтобы зарегистрироваться. Специалисты подготовили колонку «мониторинг и диагностика» (руководителям). Каждый желающий может изучить документацию, связанную с проведением аудита.
Диагностика МЦКО 15 ноября 2018 года
Новый учебный сезон 2018-2019 вновь не обойдется без независимого мониторинга и диагностики МЦКО в столичных школах.
В соответствии с письмом Департамента образования города Москвы (ДОгМ) от 14.05.2018 № 02-19-2520/18 обязательные диагностики проводятся 15 ноября 2018 г. в 5–8, 10 классах и 14 марта 2019 г. в 4–8, 10 классах в 127 школах Москвы.
Школы выбираются открытой жеребьевкой за три дня до проведения диагностики. Для каждой из 127 выбранных школ в тот же день открытой жеребьевкой определяется класс и предмет (блок в 10 классах) диагностики. Предмет (блок в 10 классах) выбирается из списка, указанного в Приложении к письму ДОгМ. Работы будут выполняться в электронной (компьютерной) форме. Результаты обязательных диагностик будут включены автоматически в МРКО.
Так государственное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы имеет возможность оценить эффективность преподавания, сделать выводы о качестве получаемых знаний школьниками, выявить наиболее способных педагогов, подготовить почву для внедрения новых систем обучения и это еще далеко не весь перечень задач, которые можно решить с помощью данных проверок. Подать заявки на участие в мероприятиях первого этапа диагностики можно на сайте (mrko.mos.ru) в личном кабинете школы.
Новый учебный сезон 2018-2019 вновь не обойдется без независимого мониторинга и диагностики МЦКО в столичных школах. Так государственное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы имеет возможность оценить эффективность преподавания, сделать выводы о качестве получаемых знаний школьниками, выявить наиболее способных педагогов, подготовить почву для внедрения новых систем обучения и это еще далеко не весь перечень задач, которые можно решить с помощью данных проверок.
Мониторинг 2018-2019
Вся аудиторская деятельность учреждения была поделена на три большие группы:
- Оценка учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году (на бюджетной и внебюджетной основе).
- Национальные исследования качества предоставления знаний.
- Международные сравнительные исследования качества образовательного процесса.
Каждая группа отличается календарем диагностик МЦКО 2018-2019, а также целями, участниками инструментами проверки. Но регламентирующий документ у них общий – письмо Департамента образования Москвы от 14 мая 2018 года «О мероприятиях по независимой оценке учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году».
План проверки для средних школ
Это самый востребованный среди педагогов и директоров план, так как распространяется на все бюджетные общеобразовательные заведения столицы. В новом учебном году он будет состоять из семи этапов:
- Корректирующие обязательные диагностики с 9 по 11 классы. Коснется только тех заведений, в которых результат ЕГЭ по русскому языку и математике в 2018 году оказался неудовлетворительным.
- Проверка по тем предметам, которые изучаются на углубленном уровне.
- Проверки в организациях-участниках проекта по организации профильного обучения по основным общеобразовательным программам.
- Проверка знаний, приобретенных на факультативных занятиях. Для 8-9 классов это «финансовая грамотность» либо «история Москвы», а для десятиклассников это «памятные страницы истории Отчества».
- Мета предметная диагностика. Служит для анализа по достижению планируемых результатов в освоении образовательной программы.
- Диагностика в начальных классах (математика, русский язык, чтение). Пройдет в апреле 2019 года.
Важно! Первый этап диагностики пройдет в сентябре – ноябре 2018 года. Заявки на участие в нем необходимо подавать на сайте mrko.mos.ru в личном кабинете школы. Так же на официальном сайте учреждения в разделе «инструктивно — методические материалы» можно ознакомиться с полной информации по проведению аудита.
МЦКО в текущем учебном году также проведет рейд проверок в образовательных учреждениях, не относящихся к бюджетным (частных школах). Расписание аудита МЦКО 2018-2019 для них показано ниже.
Национальные исследования качества образования
К данной группе относят два инструмента диагностики. Это всероссийские проверочные работы (ВПР) и программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Целью этих методов является обеспечение единства образовательного пространства с повсеместным соблюдением принятых общеобразовательных программ.
Особенностями ВПР являются:
- уровень проверки знаний школьников осуществляется посредством одинакового задания для всей страны;
- используются единые критерии оценивания;
- школьникам предоставляют абсолютно идентичные условия при сдаче экзамена (отражены в специальных инструкциях);
- единые критерии оценивания (после проведения работ школы получают доступ к критериям и рекомендациям по оцениванию).
ВПР дают возможность руководителям школ своевременно сориентироваться в правильности организации образовательного процесса и проверить уровень знаний своих подопечных на соответствие общероссийскому стандарту.
Важно! Во время написания подобных контрольных разрешено присутствие наблюдателей от родителей или учителей.
Особенностью проведения программы НИКО являются:
- анонимное анкетирование (технология компьютерного тестирования или использование машиночитаемых бланков) учащихся с целью сбора информации о процессе обучения и его должном уровне;
- формирование выборки участников осуществляется на федеральном уровне по специальной методике (зависит от конкретного проекта НИКО).
- результаты полученных опросов используются для анализа текущего состояния образовательной системы и формирования программ по ее развитию.
Важно! При тестировании учеников по программе НИКО оценка деятельности учителей и региональных органов исполнительной власти не предусмотрена.
Участие в новом учебном году в проекте НИКО показано ниже.
Международные сравнительные исследования качества образования
В 2018-2019 годах эта группа мониторинга будет обозначена тремя событиями, каждое их которых направлено на разные категории школьников.
- Исследование Progress in International Reading Literacy Study (качество чтения и понимания текста). Будет проводиться среди учащихся начальных классов в разных странах мира.
- Исследование International Computer and Information Literacy Study (проверка компьютерной и информационной грамотности для восьмиклассников).
- Исследование по граждановедческому образованию для восьмиклассников.
Недиагностические цели МЦКО в 2018-2019 году
Помимо мониторинга учебных заведений у Московского центра образования имеется много иных целей и планов в области повышения уровня образования в Москве и, в частности, в России. Это различные международные конференции, семинары и аттестации.
Так, самым первым в календаре нового учебного года запланировано важное событие мирового уровня – Московский международный форум «Город образования» (30 августа – 2 сентября 2018). Организаторы планируют привлечь более 70 000 участников, среди которых будут и представители руководящего состава школ Москвы, России и других стран мира. Закончится форум традиционным фестивалем русского языка.
А в феврале пройдет главное организационное событие года – международная конференция по вопросам развития системы качества получения знаний.
Центр также предлагает сотрудникам образовательных организаций курсы повышения квалификации с выдачей соответствующего удостоверения.
С подробным расписанием диагностических работ 2018 – 2019 все желающие могут ознакомиться на сайте МЦКО mcko.ru .