Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

В позднем периоде творчества Лермонтова появляются глубокие философские темы. Присущее ему в юности бунтарство и открытый протест сменяются более зрелым взглядом на жизнь. Если раньше при описании России Лермонтов руководствовался высокими гражданскими идеями, связанными с мученической смертью на благо Отчизны, то теперь его любовь к Родине выражается в более умеренных тонах и напоминает патриотические стихотворения Пушкина. Примером такого отношения стало произведение «Родина» (1841 г.).

Лермонтов уже в первых строках признается, что его любовь к России – «странная». В то время ее было принято выражать в высокопарных словах и громких заявлениях. Это в полной мере проявилось во взглядах славянофилов. Россия объявлялась самой великой и самой счастливой страной, имеющей совершенно особый путь развития. Все недостатки и беды игнорировались. Самодержавная власть и православная вера объявлялись залогом вечного благополучия русского народа.

Поэт же заявляет, что его любовь не имеет каких-либо разумных оснований, она является его врожденным чувством. Великое прошлое и героические деяния предков не вызывают в его душе никакого отклика. Автору самому непонятно, за что ему так невероятно близка и понятна Россия. Лермонтов прекрасно понимал отсталость своей страны от Запада, бедность народа и его рабское положение. Но не любить собственную мать невозможно, поэтому он восхищен картинами необъятного русского пейзажа. Используя яркие эпитеты («безбрежных», «белеющих»), Лермонтов изображает величественную панораму родной природы.

Автор не говорит прямо о своем презрении к жизни высшего общества. Оно угадывается в любовном описании простого деревенского пейзажа. Лермонтову намного ближе поездка на обычной крестьянской телеге, чем прогулка в блестящем экипаже. Это позволяет почувствовать на себе жизнь простого народа, ощутить свою неразрывную связь с ним.

В то время господствовало мнение, что дворяне отличаются от крестьян не только образованием, но физическим и нравственным устройством организма. Лермонтов же заявляет об общих корнях всего народа. Иначе чем еще можно объяснить неосознанное восхищение деревенской жизнью. Поэт с радостью готов променять фальшивые столичные балы и маскарады на «пляску с топаньем и свистом».

Стихотворение «Родина» относится к числу лучших патриотических произведений. Его главное достоинство заключается в отсутствии пафоса и огромной искренности автора.

Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей с самого детства. Но после продолжительной разлуки, приехав на летние каникулы в родовое поместье Шахматово, Блок не узнал в серьезной и сосредоточенной барышне свою давнюю подругу. Он был не только очарован красотой Любовь Менделеевой, но и поражен ее взрослыми суждениями, так не свойственными 16-летним барышням. В итоге юный поэт влюбился, но вскоре вынужден был отказаться от ухаживаний за избранницей, которая отвергла Блока, поставив жирную точку в легкомысленном летнем романе.

Возвращаясь в Санкт-Петербург, 6 сентября 1901 года Александр Блок в почтовом поезде написал стихотворение “Мчит меня мертвая сила…”, которое стало одним из первых произведений в цикле, посвященном Прекрасной Даме. Поэт еще не до конца осознал всю горечь своей утраты, он лишь руководствуется своими ощущениями и выплескивает наружу ту боль, которую испытывает. Поэтому окружающий

мир представляется ему мрачным, неприветливым и угрюмым. Глядя сквозь окно поезда на небо, которое “уныньем затмило”, поэт вспоминает последнюю встречу со своей избранницей, во время которой и произошло роковое объяснение. Любовь Менделеева была холодной и непреклонной, однако когда увидела, какое впечатление на Блока произвел ее отказ, то попросила у него прощения.

Это короткое “прости” стало для поэта скромным утешением и послужило поводом для того, чтобы превозносить избранницу, считая ее благородной, чуткой и необыкновенно утонченной девушкой. “И в разлуке чиста ты, и непорочно свята”, – отмечает Блок, обращаясь к своей Прекрасной Даме, но не рассчитывая на то, что будет услышан. Поэт понимает, что вернуть прошлое невозможно, и ему остается лишь хранить в памяти счастливые мгновения, подаренные судьбой. Блок, являясь символистом по убеждению, все же верит в то, что его неудачный роман еще не закончен. “Нет безнадежного горя!”, – убеждено автор, отмечая, что его сердце находится “под гнетом труда”, пытаясь исправить досадные ошибки и вернуть расположение возлюбленной. У автора есть цель, и он стремится к ней, не оглядываясь на прошлое, ведь впереди “на небесном просторе – ты – золотая звезда”, с которой Блок отождествляет свою избранницу, такую же недосягаемую, неприступную и блистательную в своей непокорности.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к...
  2. В 1906 году жизнь Александра Блока в очередной раз круто изменилась. Его супруга Любовь Менделеева, сбежавшая с поэтом Андреем Белым, вернулась домой, заявив, что ее...
  3. Сборник “Стихи о Прекрасной Даме”, которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве “Гриф” в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной...

Мчит меня мертвая сила

Мчит меня мертвая сила,
Мчит по стальному пути.
Небо уныньем затмило,
В сердце – твой голос: "Прости".

Да, и в разлуке чиста ты
И непорочно свята.
Вон огневого заката
Ясная гаснет черта.

Нет безнадежного горя!
Сердце – под гнетом труда,
А на небесном просторе –
Ты – золотая звезда.
6 сентября 1901. Почтовый поезд

Из дневников 18-ого года:
«Прощание я помню: Любовь Дмитриевна вышла в гостиную (холодная яркая осень) с напудренным лицом»
(У Л.Д.М. был яркий естественный румянец, и она, кажется переживала по этому поводу. Из воспоминаний Л.Д.:
«… мое [платье] такое же, но "blue pastel", как называла портниха. Это – очень матовый, приглушенный голубой цвет, чуть зеленоватый, чуть сероватый, ни светлый, ни темный. Лучше подобрать и нельзя было к моим волосам и цвету лица, которые так выигрывали, что раз в театре одна чопорная дама, в негодовании глядя на меня, нарочно громко сказала: "Боже, как намазана! А такая еще молоденькая!" А я была едва-едва напудрена. Платье жило у меня до осени 1902 года, когда оно участвовало в важных событиях».)

Из дневников 18-ого года:
«Возвращение в Петербург было с мамой 6 сентября в одном поезде с М. С. Соловьевым, который рассказывал, что в Москве есть Боря Бугаев, что там обращено внимание на мои стихи.»
Вот так: в сердце все звучит «твой голос»: «Прости», а рядом брат Учителя – В.С. Соловьева впервые упомянет о брате по духу – про того, который станет Андреем Белым…

Неудивительно, что место написания – указано. И тем подчеркнута – дата, и тем подчеркнута – суть.

*
предыдущее стихотворение -
следующее стихотворение -

Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании