Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ДЖОН КИТС (1795-1821)

Он был первенцем Томаса и Фрэнсис Китс. У Джона были еще три младших брата - Джордж (1797-1841), Томас (1799-1818), Эдвард (1801-1802) - и сестра Фрэнсис Мэри (1803-1889). В молодости отец будущего поэта служил на платной конюшне, принадлежавшей Джону Дженнингсу, затем женился на дочери хозяина и стал управляющим.

С восьми лет Джон был отдан в престижную частную закрытую школу преподобного Джона Кларка в Энфилде (к северу от Лондона). Сын директора школы Чарльз Кауден Кларк, в более поздние годы видный литератор, был учителем и другом Китса. Он первый познакомил мальчика со старой английской поэзией. Джон увлекся стихотворчеством и даже взялся за собственный перевод «Энеиды» Вергилия. Да и в целом дела у мальчика шли неплохо, но 16 апреля 1804 года Томас Китс погиб в результате несчастного случая, и дети остались сиротами.

Мать недолго печалилась о безвременно ушедшем супруге и 27 июня того же года вторично вышла замуж - за Уильяма Роллингса. Отчим не захотел содержать детей Китса. Фрэнсис пришлось отдать их на воспитание к своим родителям в Энфилде.

Почти через год, 8 марта 1805 года умер дедушка - Джон Дженнингс. Кстати, именно в его честь и был назван первенец Китсов. Дед оставил семье небольшое состояние. Бабушка с детьми переселилась в Эдмонтон, неподалеку от Энфилда. Здесь младшие Китсы тихо и дружно жили, пока в марте 1810 года не умерла от туберкулеза их мать, и они остались круглыми сиротами. К сожалению, Фрэнсис успела заразить неизлечимой тогда болезнью своих сыновей Томаса и Джона.

Опекунами несовершеннолетних Китсов были определены Джон Науленд Сэнделл и Ричард Эбби, оба почтенные и уважаемые в округе люди. В отличие от трагических историй из душещипательных романов оба опекуна честно и искренне заботились о сиротах. После смерти Сэнделла в 1816 году все заботы о молодых людях взял на себя Ричард Эбби, зажиточный чаеторговец.


Летом 1811 года шестнадцатилетний Джон Китс покинул школу в Энфилде и поступил в обучение к хирургу и фармацевту Томасу Хэммонду в Эдмонтоне. Именно в годы учебы у Хэммонда юноша окончательно оформился как поэт. В 1814 году Китсом был создан ряд стихотворений, в частности известный сонет «Как голубь из редеющего мрака…», написанный по случаю смерти бабушки Алисы Дженнингс (урожденной Уолли).

В октябре 1815 года началась стажировка Джона в лондонском госпитале Гая. Одновременно молодой человек не оставлял усиленные занятия поэзией. У него появились связи в литературном и художественном мире Лондона. Китс познакомился с поэтом и журналистом Ли Хантом (1784-1859), издателем популярного еженедельника «Наблюдатель», с художниками Б. Р. Хейдоном (1786-1846) и Дж. Северном (1793-1879), которые стали его близкими друзьями.

Стажировка будущего хирурга близилась к концу. В июле 1816 года Джон сдал экзамены и получил право по достижении совершеннолетия практиковать в качестве хирурга и фармацевта. Опекун Эбби был доволен - его долг перед покойными друзьями медленно, но неуклонно исполнялся. И неожиданно коса нашла на камень. Однажды во время операции Джон Китс поймал себя на том, что достаточно длительное время думал не о больном и о последовательности своих действий, а сочинял стихотворение. Молодой человек испугался. С одной стороны, так можно погубить невинного человека, с другой стороны, видимо, главное призвание его жизни - поэзия. И Джон объявил о том, что оставляет врачебную практику.

Эбби был в шоке, он умолял, уговаривал своего подопечного одуматься, но безрезультатно. Китс бесповоротно ушел из медицины. В этом решении Джона поддержал Ли Хант. Молодой человек был окрылен поддержкой нового друга и посвятил ему свой первый поэтический сборник, озаглавленный «Стихотворения», который вышел в марте 1817 года.

Критика отнеслась к молодому поэту одобрительно, но Китс ожидал большего. В апреле 1817 года он уехал из Лондона, чтобы в уединении работать над поэмой «Эндимион». Она была опубликована через год и неожиданно подверглась жесткой критике в ведущих литературных журналах. Обозреватели литературных отделов объявили поэму «спокойным, невозмутимым, слюнявым идиотизмом» и советовали «Джонни» оставить стихи и «вернуться к своим склянкам и пилюлям».

К тому времени в настроениях Китса произошли значительные перемены. Он стал тяготиться опекой Ханта. Сам ли поэт, или по чьей-то подсказке, но Китс вдруг заметил поверхностность суждений уже немолодого покровителя, его в определенной мере легкомысленность и самонадеянность. У Джона появился новый учитель - видный радикал Уильям Хэзлитт (1778-1830). Блестящий критик, знаток Шекспира, историк английской поэзии и театра, политический писатель, он бесстрашно нападал на лиц, облеченных высшей властью, и на важнейшие общественные институты Великобритании.

Под влиянием Хэзлитта Китс создал поэму «Изабелла, или Горшок с базиликом» на сюжет пятой новеллы четвертого дня «Декамерона» Боккаччо.

В конце июня 1818 года уехал в Америку второй по старшинству брат Китса - Джордж. Он был уже женат, и на отъезд подвигла молодого человека его супруга Джорджиана. Джон проводил супругов до Ливерпуля. Он мучительно переживал это расставание, поскольку на руках у него оставался тяжело больной младший брат Томас, да и сам поэт не мог похвастать крепким здоровьем.

Чтобы немного развеяться, Китс в компании своего друга Чарльза Брауна отправился в пешее путешествие по Озерному краю, Шотландии и Ирландии. Он посетил могилу Бёрнса в Дамфрисе и его домик в Эре. Поездку пришлось срочно прервать - на острове Малл Джон сильно простыл, как оказалось впоследствии, эта простуда спровоцировала у него скоротечный туберкулез.

Дома поэт застал умирающего от чахотки Томаса. У постели агонизирующего брата, чтобы хоть немного отвлечься, Китс начал сочинять поэму «Гиперион», навеянную творчеством Мильтона. Великое произведение осталось неоконченным - Китс завершил лишь две первые книги. Работа над поэмой была прервана смертью брата.

Томас Китс умер 1 декабря. Потрясенный до глубины души Джон решил переселиться в Хэмпстеде к Чарльзу Брауну, вместе с которым он решил написать пьесу «Оттон Великий». Соседкой Брауна была милая восемнадцатилетняя девушка по имени Фанни Брон (1800-1865). При первой встрече она очень не понравилась Китсу, но уже через неделю он был очарован ею. 25 декабря 1818 года поэт сделал Фанни предложение, а в июле 1819 года состоялась помолвка. История их любви отражена в замечательных письмах поэта, принадлежащих, как и большинство его писем, к шедеврам английской эпистолярной прозы.

1819-й - последний творческий год в жизни поэта. Начался он с завершения романтической поэмы «Канун Святой Агнессы». Но великим взлетом поэтического гения Джона Китса стали апрель и май, когда им были созданы пять од. Четыре из них - «Ода Психее», «Ода Соловью», «Ода греческой вазе» и «Ода Меланхолии» признаны вершинами англоязычной поэзии.

Летом и осенью Китс написал трагическую поэму «Ламия» и переработал «Гиперион», новый вариант известен под названием «Падение Гипериона. Видение».

После сентября 1819 года Китс ничего значительного не создал. Материальное его положение ухудшилось по вине брата Джорджа. С конца года поэт все чаще ощущает нездоровье, утомление, все труднее и мучительнее его борьба за существование, непрестанная нужда и зависимость от друзей. В письмах его все сильнее звучат пессимистические мотивы; начатые осенью сатирическая поэма «Колпак с бубенцами» и трагедия «Король Стефан» остались незавершенными.

В январе 1820 года в Лондон приехал Джордж Китс. Почти месяц длилась последняя встреча братьев. 3 февраля Джон проводил Джорджа до Ливерпуля, а по возвращении домой у него открылось сильнейшее легочное кровотечение. Понимая, что долго ему не протянуть, Китс попытался расторгнуть помолвку с Фанни Брон, но девушка категорически отказалась с ним расставаться.

В начале июля 1820 года вышла в свет последняя прижизненная книга поэта - «“Ламия”, “Изабелла”, “Канун святой Агнессы” и другие стихи».

Осенью, поскольку здоровье Китса неуклонно ухудшалось, он по настоятельным советам врачей отправился на лечение в Италию. 18 сентября в сопровождении художника Джозефа Северна поэт отплыл из Грейвзэнда, а 15 ноября путешественники прибыли в Рим. К этому времени состояние Китса было безнадежным.

30 ноября поэт написал свое последнее письмо. С 10 декабря течение его болезни резко обострилось.

Джон Китс умер в Риме 23 февраля 1821 года. Похоронили его на римском протестантском кладбище.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение.
............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Джон Китс - величайший английский поэт-романтик. Кроме прекрасных стихов из-под его пера вышли замечательные письма, адресованные друзьям и родным, и представляющие не только филологический, но и художественный интерес. Биография Джона Китса очень коротка, но он оставил после себя большое стихотворное наследство. За столь короткий срок, а творил он всего около шести лет, Китс смог стать эпохальным поэтом. Произведения, созданные им, вошли в анналы английской литературы и считаются хрестоматийными.

Все творчество Китса отмечено печатью гения и явилось новым этапом в мировой поэзии. Поэт, предчувствуя свой ранний уход, работал на грани собственных возможностей, полностью отдавая себя творчеству.

Детство

Поэт Джон Китс, стихи которого призывали читающую публику обратить свои взоры на небеса и помогали им воспарять душой к великим древним богам и героям, родился 31 октября 1795 года в скромной и небогатой семье Томаса Китса, хозяина конюшни. Семья жила в Лондоне и имела четверых детей, из которых Джон был самым старшим. Братьев звали Джордж (1797-1741) и Том (1799-1818), сестру - Фанни (1803-1889). Родители умерли рано: отец - в 1804, мать - в 1810 году. Накоплений в семье было немного, но их все-таки хватило на то, чтобы дать братьям окончить престижную школу, а старшему, Джону, получить медицинское образование. Один из учителей школы, где они учились, Чарлз Кларк, сдружился с Джоном и всесторонне опекал его во время учебы. Именно он познакомил Китса со старинными шедеврами английской литературы, научил тонко чувствовать ткань поэзии и приобщил к романтизму.

Юность

С 1811 по 1815 год Джон Китс проходил стажировку в лондонской больнице, по окончании которой сдал экзамен на право медицинской практики. Но жизнь сложилась иначе. По его собственному признанию, он во время важных операций, чувствовал что его мысли витают в областях далеких от медицины. Он, держа в руках скальпель, сочинял стихи. Так долго продолжаться не могло, и поэтому Китс не стал связывать свою жизнь с медициной, а пустился на вольные хлеба свободного поэта.

К тому времени он уже хорошо разбирался в литературе, высоко ценил Эдмунда Спенсера и Гомера и посещал поэтический кружок. Среди членов этого кружка, уничижительно прозванного «Школой простецов», был критик Ли Хент, ставший впоследствии другом и издателем Китса.

Ли Хент

Ли Хент (1784-1859) кроме критики занимался журналистикой, драматургией и поэзией. Это был честный и мужественный человек. Он издавал свой журнал, в котором с яростью обличал пороки общества и власть имущих. За свои высказывания Хент даже был заключен в тюрьму на два года. Это создало вокруг него ореол мученика и сильно увеличило количество почитателей. Свой первый сонет поэт Джон Китс в 1815 году написал как приветствие по поводу выхода из тюрьмы Ли Хента.

Хент первым увидел в Китсе гениальное дарование и всячески способствовал его росту. Он не только помог Джону проявить себя, но и познакомил его с большинством поэтов Возрождения, а также привел Китса в круг самых передовых людей Англии. Ли Хент подготовил фундамент будущей поэзии Китса, открыв для него мир романтизма.

Романтизм

Как явление романтизм появился в европейской и американской культуре на заре промышленной революции. Его основными постулатами стали возращение к природе, к чувственности, к архаике. Романтизм явил собой реакцию на эпоху Просвещения - царство рационализма, научного познания мира, секуляризации общества. Романтики хотели вернуть человеку религию как вкус к бесконечности, как иррациональный компонент осмысления реальности, как утраченный путь к счастью. Романтизм восстал против прагматического материализма обывателей и дал возможность вернуться в сознание людей мифу, сказанию, эпосу, фольклору.

В Англии романтизм начинался с поэтов и Сэмюэля Кольриджа. Они, познакомившись с немецкими романтиками Фридрихом Шеллингом и братьями Шлегелями, решили претворить их теории на своей английской почве. В отличие от немцев, у английских романтиков важное место отводилось осмыслению общественных процессов и критике зарождающегося буржуазного общества. Яркими представителями английского романтизма являлись Вальтер Скотт, Перси Шелли, лорд Байрон, Уильям Блейк и Джон Китс.

Несмотря на разные политические убеждения (Кольридж был убежденным консерватором, а Шелли - ярким революционером) и эстетические воззрения (идеалист Блейк и материалистически настроенный Скотт), всех романтиков объединяло полное неприятие зарождающегося капиталистического строя, буржуазных нравов и рассудочного прагматизма. Также они были схожи в своем положительном отношении к чувственности человека, к обновлению поэтического строя, к использованию символов и метафор. Романтики видели свою цель в возвращении сказки в расколдованный мир.

Древняя Греция

Дух Древней Греции пленил Китса еще в юности. Помогли этому и бессмертные строки "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, и великие трагики Софокл и Еврипид. Но в большей степени этому пленению духом Эллады способствовала потрясающая интуиция Джона Китса. Стихотворения древнегреческих поэтов, которые он любил и ценил, созидали в нем то легкое, тонкое чувство причастности к вечным архетипам, к стержневым общечеловеческим традициям. Мировоззрение Китса до такой степени было насыщено образами из древнегреческих эпосов и мифов, что он смог обогатить романтизм этой пленительной атмосферой существования богов и богинь, красоты и гармонии, радости и величия.

Становление Китса как поэта

Вечное безденежье делало жизнь начинающего поэта трудной и тревожной. Его помолвка с Фанни Брон, которую он искренне любил, сорвалась из-за постоянного отсутствия денег. Плохая наследственность, стрессы и переживания начали подтачивать его здоровье, за которым он совсем не следил, работая на износ. Стихи Джон Китс писал самозабвенно, полностью погружаясь в материал и отрешаясь от мира.

Первый его сборник стихов, скромно названный «Стихотворения», вышел в 1817 году и сразу подвергся атаке критически настроенных журналистов. Некоторые стихотворные цитаты Джона Китса, особенно политической направленности, постоянно муссировались и зло высмеивались критикой. Его обвиняли в малообразованности, вспоминая его происхождение. Таких как Китс, людей «из низов», имевших наглость ругать устоявшиеся порядки и действия властей, в те времена не воспринимали всерьез. Их считали вульгарными недоучками, которые должны были знать свое место.

"Эндимион"

После издания первого сборника Китс удаляется из Лондона в провинцию. Там, в уединении, он сосредотачивается и работает над поэмой «Эндимион». Эта большая работа была призвана доказать друзьям и почитателям силу его таланта. Хотя, прежде всего, ему нужно было это доказать самому себе. С поэмой он справился блестяще. Именно «Эндимион» раскроет все грани творчества поэта и принесет, к сожалению, посмертную славу Джону Китсу.

В «Эндимионе» поэт совместил две равновеликие цели писательства - трезвое изображение реальной человеческой жизни с ее тяготами, лишениями и катаклизмами, и стремление художника к свободному полету в область искусства. Показывая темные стороны существования, Китс не забывал и светлые устремления к прекрасному. Он исходил из свойственного всем романтикам трагического взгляда на непримиримый конфликт между идеальным и реальным. Он пытался вернуть красоту, которую дух времени изгонял из буржуазного, насквозь рационального общества.

Цитаты из стихов Джона Китса

  • "Как часто мне бывала смерть мила".
  • "Я хочу свет от слова, чем просто свет".
  • "И ты далеко в человечестве".
  • "Прекрасное пленяет навсегда…"
  • "Сильны любовь и слава смертных дней, и красота сильна. Но смерть сильней".

Вильям Хэзлитт

После работы над «Эндимионом» Китс значительно окреп как поэт и гражданин. Его взгляды стали более дерзкими и бескомпромиссными. И тогда он начал замечать в своем старшем товарище Ли Хенте наивность и мягкотелость, а в его взглядах он чувствовал поверхностность и конформизм. Самому же Китсу хотелось настоящей борьбы. Он отдалился от Хента и приобрел нового, более радикального учителя и товарища. Им стал Вильям Хэзлитт, ученик Кольриджа, глубокий знаток Шекспира, блестящий критик и тонкий ценитель поэзии. Хэзлитт бесстрашно и энергично критиковал буржуазию и люто ненавидел все институты власти, наблюдая в них лишь инструменты угнетения народа.

У Хэзлитта Китс перенял отношение к искусству как к некоей высшей силе, являющейся единственной заступницей тружеников и неподвластной ни жалким богачам, ни наглым узурпаторам. Любовь к Шекспиру как высшему воплощению бесконечной свободы творчества и поэтического мужества тоже перешла к Китсу от его нового учителя и соратника. Воодушевленный новыми идеями, Китс пишет поэму «Изабелла, или горшок с базиликом», в которую вкладывает прощальную полемику с Ли Хентом.

Весь 1819 год Джон Китс работает над своими одами, названными позже великими. Это «Ода Психее», «Ода соловью», «Ода Меланхолии», «Ода к осени», «Ода к праздности». В них поэт показал читателям новые грани своего гения. Он искусно вплел в эллинский орнамент своих фантазий изысканную мистическую нить. В тот же год он пишет баллады «Канун святой Агнессы», «Ламия» и работает над новой масштабной поэмой «Гиперион», которая, увы, осталась незаконченной. Настроение его произведений становится тревожным и беспокойным, появляются спиритуалистические мотивы. Китс, вероятно, предчувствовал свою скорую трагическую кончину.

Болезнь и смерть

В начале 1820 года у Китса пошла горлом кровь, и поэтому стал предельно понятен характер недомоганий последнего времени. Сомнений не осталось. Туберкулез уже свел в могилу мать Китса и его младшего брата Тома. Настал черед самого поэта. Свой последний год жизни Джон провел в творческом молчании, уединении и покое.

Умер он в Риме, 23 февраля 1821 года, в возрасте 25 лет. Похоронен поэт на римском протестантском кладбище.

На его могиле начертаны слова: «Здесь лежит некто, чье имя написано на воде».

Самый молодой из крупнейших английских поэтов эпохи романтизма. Широкое признание пришло к нему лишь после выхода в свет (1848) его биографии и издания сочинений.


Родился 31 октября 1795 в Финсбери, северной части Лондона; старший сын Т.Китса, работника на платной конюшне, потом ее управляющего - после женитьбы на дочери владельца. У Джона было трое братьев (один из них умер в младенчестве) и сестра. Отец Китса погиб в апреле 1804, мать всего через десять недель повторно вышла замуж, и дети росли десять лет в основном под опекой бабушки со стороны матери. Мать Китса умерла в 1810 от чахотки, которая впоследствии свела в могилу всех ее сыновей.

В 1803-1811 Китс обучался в школе в соседнем Энфилде. В 1811 он на четыре года поступил в ученики к хирургу. Эти годы отмечены возрастающим интересом к поэзии; свое первое стихотворение он написал в 1814. В 1816 он сдал экзамены на врача и фармацевта, но именно с этим годом связано начало его становления как поэта. В мае Китс впервые опубликовал свое стихотворение, сонет К одиночеству, и в этом же году написал еще несколько сонетов и два больших стихотворения: Я вышел на пригорок - и застыл (ј) и Сон и Поэзия. Спустя год он решительно отказался от медицинской карьеры.

С этого времени жизнь Китса неотделима от поэзии. Первый этап его творчества лучше всего представляют упомянутые большие стихотворения 1816, навеянные тесным общением с природой. Но при всем богатстве описаний природы поэтический сюжет стихотворения движется по цепочке ассоциаций, направляющих внимание читателя на творческие возможности человеческого ума. Здесь воображение выступает скорее как созидающее и провидческое, нежели просто копирующее природу.

Так молодой поэт оказывается в русле ведущего направления современной ему английской художественной жизни. К концу 1816 он свел знакомство с плодовитым поэтом и журналистом Ли Хантом, издателем «Наблюдателя», напечатавшим стихи Китса и повлиявшим на формирование его либеральных политических взглядов, а также с художниками Б.Р.Хейдоном (1786-1846) и Дж.Северном (1793-1879), которые стали его близкими друзьями. Познакомился он и с поэтом-романтиком П.Б.Шелли. Китс занялся составлением своей первой книги Стихи (Poems), вышедшей в апреле 1817 с посвящением Ханту, и обдумывал свой самый грандиозный на тот день замысел - мифологическую поэму в четыре тысячи строк о любви юноши Эндимиона, древнегреческого царственного пастуха, и Цинтии (или Дианы), девственной богини луны. Созданная между апрелем и ноябрем 1817 и опубликованная в 1818, поэма Эндимион (Endymion) - источник его более поздних и совершенных творений. Ее портят обилие слащаво-сентиментальных оборотов, особенно в изображении любовных сцен, несколько вялый стих, сюжетные просчеты и композиционная рыхлость. Но одновременно в ней подытожено и развито все, о чем Китс тогда мечтал и что являло ему воображение; поэма знаменовала его переход к более углубленному пониманию поэзии. Стремление Эндимиона к Цинтии превращается в метафору творческой жажды, поиска поэтом своей музы и источников поэтического вдохновения и ярко высвечивает ступени духовного роста человека.

Стихотворения, написанные следом за Эндимионом, показывают, что творческое воображение Китса было в большей мере склонно к мукам самосознания, чем к радостям выхода в запредельное: он не мог закрыть глаза на жестокие истины человеческого удела, его разум в равной степени тяготел и к трагедии бытия, и к фантастическому. В его письмах все чаще звучит хвала «знанию» и «философии», а не впечатлительности и воображению. Под «философией» Китс понимал не абстрактные рассуждения, а разумную восприимчивость и искренность, способность видеть жизнь в целом и принимать ее противоречия.

В июне 1818 Китс и его приятель Ч.Браун предприняли нелегкое путешествие пешком по Озерному краю и Шотландии. Постоянные боли в горле заставили Китса вернуться домой; страдавшего чахоткой брата Тома он застал в тяжелейшем состоянии. Всю осень Китс самоотверженно ухаживал за умирающим братом; отчасти чтобы отвлечься, он погрузился в работу над поэмой-эпосом Гиперион (Hyperion). Великое произведение осталось неоконченным - Китс завершил лишь две первые книги. Они открывают период его наивысшего творческого подъема, но в то же время обнаруживают признаки того, что Китс отошел от реальности, углубившись в обобщения. Сюжет о низвержении титанов, первозданных богов Древней Греции, он претворил в исполненное трагизма иносказание, в историю очеловечивания под гнетом страданий и горя, в оригинальную притчу об исторической эволюции. Смерть Тома 1 декабря прервала тяжкий труд Китса над Гиперионом. Фрагменты третьей книги, написанные, видимо, позже, излагают миф о преображении Аполлона - не столько в новоявленного бога солнца, сколько в бога поэзии. Таким образом, Китс возвратился к теме Эндимиона - становлению поэта.

Вторая половина 1818 знаменательна еще двумя событиями в жизни Китса. Изданный в апреле Эндимион подвергся нападкам критиков ведущих литературных журналов, что впоследствии породило трогательную легенду, будто Китса «убили» разгромные рецензии. Той же осенью Китс познакомился с восемнадцатилетней Фанни Броун и сразу в нее влюбился. Эта влюбленность отраженным светом легла на его лучшую романтическую поэму Канун Святой Агнессы (The Eve of St. Agnes, 1819), исполненную тепла и веселых красок, но и омраченную тенью тьмы, жестокости, порчи, трагической развязки, которой едва избежали герои.

Вершина творческого взлета Китса пришлась на апрель и май, когда были созданы пять од, из которых четыре - Ода Психее, Ода Соловью, Ода греческой вазе и Ода Меланхолии - относятся к вершинам поэзии на английском языке. В этих одах Китс обращается к собственным мыслям и переживаниям, чтобы выявить глубинные противоречия своей творческой жизни. Каждая ода имеет свой композиционный стержень, центральный образ-символ (например, Соловей или ваза), который провоцирует лирического героя на спор с самим собой. Между поэтом и птицей, обреченностью человека и нетленной, но и внечеловеческой красотой природы и искусства разверзается бездна. Летом и осенью 1819 (последние месяцы его творческой жизни) Китс написал две примечательные вещи. В трагической поэме Ламия (Lamia) он раскрыл некоторые конфликты, ставшие для него характерными: между вымыслом и реальностью, чувством и мыслью, красотой и правдой, - раскрыл так, что его мастерство иронии, скептицизм и дар психологического анализа впервые предстали во всей своей полноте. Еще поразительнее фрагмент переработанного варианта Гипериона - Падение Гипериона. Видение (The Fall of Hyperion: A Dream). Китс дерзнул вести повествование от первого лица и превратил поэму о божественном Аполлоне в поэму поиска, героем которой выступает сам автор, в поэму-размышление о назначении поэта в мире, где человек обречен на боль, страдания и смерть.

После сентября 1819 Китс ничего значительного не создал. Материальное его положение ухудшилось по вине брата Джорджа. Он обручился с Фанни Броун, но надежды на скорый брак не было. 3 февраля 1820 у Китса пошла горлом кровь. Так начался год его, как он выразился, «посмертного существования». Китс успел подготовить и выпустить (в июле) третью книгу стихотворений, куда вошла б льшая часть его величайших творений, и в сентябре отплыл в Италию вместе с Дж.Северном, но бороться с болезнью было уже поздно. Последние месяцы он ужасно мучился, его преследовал страх смерти, но больше всего терзали мысли о Фанни. Китс скончался на руках у Северна 23 февраля 1820.