Среди нацистских преступников, попавших на скамью подсудимых после падения Третьего рейха, были и женщины. Одна из них – Мария Мандель, прозванная «зверем» или «бестией», по жестокости и цинизму превосходила многих мужчин. Доказана ее непосредственная причастность к уничтожению в концлагерях более полумиллиона женщин-заключенных.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Мария Мандель родилась в 1912 году в Австро-Венгрии. Ее отец был сапожником. После окончания начальной школы Мария некоторое время прожила в Швейцарии, затем служила почтовым сотрудником в Австрии. В сентябре 1938 года Мандель переехала в Мюнхен, а 15 октября того же года устроилась охранницей в концентрационный лагерь Лихтенбург в провинции Саксония. Это был один из первых концентрационных лагерей в Германии. Мандель работала там в числе 50 женщин, входивших во вспомогательные службы СС.

КАРЬЕРА ПО ТРУПАМ

Мандель быстро произвела хорошее впечатление на руководство. В мае 1939 года она была переведена в Равенсбрюк, где впоследствии получила должность старшего надзирателя. В ее обязанности входило проведение ежедневных построений и перекличек, выдача заданий заключенным, организация наказаний, включая избиения и порки. 1 апреля 1941 года Мандель вступила в нацистскую партию (НСДАП). Это открыло ей двери к карьерному росту. В октябре 1942 года Марию Мандель назначают на пост начальницы женских лагерей Освенцима.

ЧУДОВИЩЕ

Оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель контролировала все женские лагеря Освенцима. Она обладала неограниченной властью над всеми женщинами-заключенными. Избиение и унижение беспомощных жертв доставляли Мандель садистическое наслаждение. Заключенные не называли ее иначе как «зверь» или «чудовище». Мандель отличалась тем, что без тени сомнений приказывала убить на месте любую проходящую мимо женщину, которая имела неосторожность посмотреть на нее. Начальница лагеря утверждала списки заключенных, подлежащих ликвидации. Она отправила в газовые камеры Освенцима более полумиллиона женщин и детей. За отличия перед рейхом Мандель была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.

ЖЕСТОКИЕ ЗАБАВЫ

Мандель получала неподдельное удовольствие в ходе отбора из числа заключенных жертв для отправки в газовые камеры. Особенно ей нравилось «работать» с детьми. Парижская певица кабаре Фаня Фенелон в книге-воспоминании Playing for time («Играть, чтобы выжить») рассказывает, что как-то раз после прибытия в лагерь транспорта из Польши из очереди ожидавших решения своей судьбы выбежал маленький мальчик. Он едва умел ходить, но направился навстречу Марии Мандель, которая славилась особенной жестокостью в адрес женщин с маленькими детьми. Она не отшвырнула ребенка, а бережно взяла его на руки и унесла к себе. Мандель одела малыша в красивые вещи и водила повсюду с собой. Но через пять дней мальчик исчез. Забава наскучила, и ребенок одним росчерком пера Мандель попал в списки на уничтожение.

МЕЛОМАНКА В ФОРМЕ СС

Выжившие узники рассказывали, что Мария Мандель была страстной меломанкой. Так, она добилась у Рудольфа Хёсса, коменданта всего комплекса лагерей Освенцим, согласия на формирование женского оркестра.

Оркестр два раза в день играл у ворот лагеря – при уходе рабочих команд на задания и их возвращении в лагерь. Чтобы повысить эффективность ликвидации заключенных, Мандель поручала оркестру играть бравурные мелодии для идущих в газовые камеры.

КОНЕЦ СМЕРТЕЛЬНОЙ МУЗЫКИ

В 1944 году Мандель перевели в один из лагерей комплекса Дахау – Мульдорф. После прихода союзников она бежала в горы, на родину, но в августе 1945 года была задержана армией США и передана полякам. После Первого освенцимского процесса Мария Мандель была приговорена к повешению. Казнь состоялась в январе 1948 года в краковской тюрьме. Перед смертью Мандель провозгласила: «Да здравствует Польша!» Ее тело было передано студентам-медикам.

Среди нацистских преступников, попавших на скамью подсудимых после падения Третьего рейха, были и женщины. Одна из них – Мария Мандель, прозванная «зверем», или «бестией», по жестокости и цинизму превосходила многих мужчин.

Доказана ее непосредственная причастность к уничтожению в концлагерях более полумиллиона женщин-заключенных.

Предыстория

Мария Мандель родилась в 1912 году в Австро-Венгрии. Ее отец был сапожником. После окончания начальной школы Мария некоторое время прожила в Швейцарии, затем служила почтовым сотрудником в Австрии.
В сентябре 1938 года Мандель переехала в Мюнхен, а 15 октября того же года устроилась охранницей в концентрационный лагерь Лихтенбург в провинции Саксония. Это был один из первых концентрационных лагерей в Германии. Мандель работала там в числе 50 женщин, входивших во вспомогательные службы СС.

Карьера по трупам

Мандель быстро произвела хорошее впечатление на руководство. В мае 1939 года она была переведена в Равенсбрюк, где впоследствии получила должность старшего надзирателя. В ее обязанности входило проведение ежедневных построений и перекличек, выдача заданий заключенным, организация наказаний, включая избиения и порки.
1 апреля 1941 года Мандель вступила в нацистскую партию (НСДАП). Это открыло ей двери к карьерному росту. В октябре 1942 года Марию Мандель назначают на пост начальницы женских лагерей Аушвиц-Биркенау. Комплекс находился на территории Польши, в 60 километрах от Кракова. Россиянам более знакомо польское название этой фабрики смерти Освенцим. Именно там проводил чудовищные опыты на людях доктор Менгеле.
Среди более чем 500 000 женщин, сгинувших в печах Аушвица, – нидерландская гимнастка, олимпийская чемпионка 1928 года Эстелла Агстериббе с трехлетним сыном и французская писательница Ирен Немировски. Выжили Станислава Лещинская – акушерка, которая приняла в концлагере роды более чем у трех тысяч женщин, и писательница Кристина Живульская, написавшая в 1947 году книгу «Я пережила Освенцим».

Чудовище с миловидным лицом

Оберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель контролировала все женские лагеря Аушвица. Она обладала неограниченной властью над всеми женщинами-заключенными. Избиение и унижение беспомощных жертв доставляли Мандель садистическое наслаждение. Заключенные не называли ее иначе как «зверь» или «чудовище».
Мандель отличалась тем, что без тени сомнений приказывала убить на месте любую проходящую мимо женщину, которая имела неосторожность посмотреть на нее. Начальница лагеря утверждала списки заключенных, подлежащих ликвидации. Она отправила в газовые камеры Аушвица более полумиллиона женщин и детей. За отличия перед рейхом Мандель была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.

Жестокие забавы

Мандель любила выбрать среди узников-евреев «домашних животных» для развлечения. Она заставляла их выполнять ее поручения или прогуливаться по лагерю. «Зверушки» Марии быстро надоедали, после чего немедленно отправлялись в газовую камеру.
Мандель получала неподдельное удовольствие в ходе отбора из числа заключенных жертв для отправки в газовые камеры. Особенно ей нравилось «работать» с детьми. Парижская певица кабаре Фаня Фенелон в книге-воспоминании Playing for time («Играть, чтобы выжить»), рассказывает, что как-то раз после прибытия в лагерь транспорта из Польши из очереди ожидавших решения своей судьбы выбежал маленький мальчик. Он едва умел ходить, но направился навстречу Марии Мандель, которая славилась особенной жестокостью в адрес женщин с маленькими детьми. Она не отшвырнула ребенка, а бережно взяла его на руки и унесла к себе. Мандель одела малыша в красивые вещи и водила повсюду с собой. Но через пять дней мальчик исчез. Забава наскучила, и ребенок одним росчерком пера Мандель попал в списки на уничтожение.

Меломанка в форме СС

Выжившие узники рассказывали, что Мария Мандель была страстной меломанкой. По примеру коллег-мужчин, собравших в Аушвице-Биркенау два оркестра из заключенных, она добилась у Рудольфа Хёсса, коменданта всего комплекса лагерей Освенцим, согласия на формирование женского оркестра.
Музыкантам был выделен «музыкальный барак» - отдельный блок №12. Постепенно полек-политзаключенных (бывших учительниц музыки) заменили на прибывавших в лагерь евреек. Девушки были профессиональными музыкантами. Мандель приказала выдать им белые блузки, сшить пиджаки в серо-голубую полоску и тёмно-синие юбки. Все женщины-музыканты получили недозволенное обычным узницам разрешение – они могли носить нижнее белье.
Участницы оркестра были, пожалуй, единственными в лагере заключенными, пользовавшимися искренним расположением Марии Мандель. После войны женщины вспоминали, что та относилась к ним достаточно тепло – нередко приходила в блок №12 и просила сыграть ту или иную мелодию.

Веселая мелодия для последнего пути
Женский оркестр быстро оттачивал мастерство. Его директором назначили заключенную Альму Розэ – племянницу Густава Малера, талантливую скрипачку. Альму уважали эсэсовцы, ей глубоко симпатизировала Мандель. В состав коллектива входили 5 певиц, 30 исполнительниц и даже 8 переписчиц нот. Розэ добилась для музыкантов дополнительного пайка и права не посещать обязательные переклички-построения.
Оркестр два раза в день играл у ворот лагеря – при уходе рабочих команд на задания и их возвращении в лагерь. Девушки также выступали перед персоналом концлагеря, важными гостями, привилегированными заключенными. Чтобы повысить эффективность ликвидации заключенных, Мандель поручала оркестру играть бравурные мелодии для идущих в газовые камеры.

Конец смертельной музыки

В 1944 году Мандель перевели в один из лагерей комплекса Дахау – Мульдорф. После прихода союзников она бежала в горы, на родину, но в августе 1945 года была задержана армией США и передана полякам. После Первого освенцимского процесса Мария Мандель была приговорена к повешению. Казнь состоялась в январе 1948 года в краковской тюрьме. Перед смертью Мандель провозгласила: «Да здравствует Польша!» Ее тело было передано студентам-медикам.

Жестокость и цинизм нацистской преступницы Марии Мандель потрясали мужчин, при этом она слыла сентиментальной и очень любила музыку

Мария Мандель , которой суждено было стать одной из самых известных нацистских преступниц, родилась в 1912 году в Австро-Венгрии, в семье сапожника. Ее фамилия, звучащая в нашей транскрипции не совсем по-немецки, не должна удивлять: просто кто-то из советских переводчиков в 1940-х годах не слишком правильно переложил ее на русский, точнее было бы «Мандль» (Mandl).

Время «больших возможностей»

В жизни Марии поначалу ничего не предвещало того, что обычная немецкая девушка станет чудовищем Аушвица, как ее впоследствии прозвали, начальницей концлагеря, жестокость и цинизм которой будут потрясать даже мужчин. Мандель окончила начальную школу, пошла работать, была добропорядочной австрийской фройляйн… Все изменил 1938 год.

В марте немецкие войска оккупировали Австрию, в апреле в обеих странах прошел плебисцит, где более 99% населения проголосовали за объединение двух государств. Для амбициозной блондинки, целиком разделявшей национал-социалистические идеалы, наступило время больших возможностей.

Мария переехала жить в Мюнхен, а уже осенью нашла себе новую работу – охранницей женского лагеря в Лихтенбурге, одного из первых нацистских концлагерей. Там содержались политзаключенные, гомосексуалисты, уголовники. В мае 1939 года лагерь перевели на север страны, в Равенсбрюк. Там Мария вступила в правящую Национал-социалистическую партию, стала кадровым офицером СС, дослужилась до поста старшей надзирательницы – в общем, зарекомендовала себя в глазах начальства с самой лучшей стороны.

«Эффективный менеджер»

Об этом периоде карьеры Мандель нет подробных сведений, поскольку осуждена она была исключительно за работу в Освенциме. Известно, что Мария распоряжалась бытом заключенных, отвечала за их выход на работы, назначала наказания провинившимся. За время ее «трудовой деятельности» число узниц выросло с 900 до 10 000 человек; несколько тысяч (возможно, десятков тысяч) умерли или были убиты. О какой-то особой жестокости Мандель этого периода не говорится; ее характеризовали как исключительно аккуратного, исполнительного, хозяйственного сотрудника – сейчас таких называют «эффективными менеджерами».

Справка: Освенцим, Аушвиц, Аушвиц-Биркенау – это разные названия одного и того же комплекса концлагерей, которые располагались возле польского города Освенцим, в 1939 году присоединенному к территории рейха. В мировой практике чаще употребляется название немецкое название «Аушвиц», в советской и российской литературе – польское «Освенцим».

В конце лета 1942 года, однако, случился небольшой казус. Начальница польского лагеря Аушвиц Иоганна Лангефельд повредила мениск, ей нужна была операция. Она изъявила желание лечиться и восстанавливаться на родине, в Германии. Руководители системы концлагерей пошли навстречу заслуженной сотруднице и совершили рокировку: отправили Лангефельд в Равенсбрюк, а Мандель поехала во встречном направлении, из Германии в Польшу. 7 октября 1942 года она приступила к предпоследней работе в своей жизни: к управлению всем разветвленным хозяйством женских лагерей Аушвиц-Биркенау. По воспоминания заключенных, после относительно мягкой и человечной Лангефельд Мандель выглядела настоящим чудовищем.


Мария как ответчик в суде Освенцима (1947). wikipedia

Начальница концлагеря

Как считают историки, за два года работы Мандель в концлагере Аушвиц погибло не менее четырехсот тысяч женщин: по 500 человек в день без праздников и выходных. Ее обвиняли в применении пыток, в травле заключенных собаками и многих других преступлениях. Мандель называли «зверем», «чудовищем» и «гиеной Аушвица», «волчицей фюрера».

Однако, как считают некоторые историки, все же какой-то личной, отдельной от распоряжений начальства жестокости Мандель, по всей видимости, не проявляла, в отличие, скажем, от своей протеже Ирмы Грезе, занявшей пост начальницы венгерского женского лагеря в Аушвице. На первом Освенцимском процессе фрау Мандель даже утверждала, что смогла спасти от смерти много женщин. А современная российско-норвежская писательница Ольга Рёснес в своей книге «Аушвиц: горсть леденцов» на основании «документальных данных» и вовсе рисует портрет добродетельной, доброжелательной оберштурмбанфюрерин. «Эта крайне исполнительная, волевая и к тому же на редкость скромная женщина, с открытым лицом крестьянки и исполненным понимания взглядом серо-зеленых глаз, сполна заплатила за свою наивную веру в хорошие намерения узников», - описывает она Марию Мандель.

Больше всего на свете сентиментальная надзирательница с серо-зелеными глазами любила музыку. Легендой стал собранный ею оркестр заключенных женщин: бодрая музыка сопровождала узников Освенцима и во время прибытия в лагерь, и по пути в газовые камеры. Говорят, на первых порах оркестр старались сделать «расово полноценным», однако среди заключенных полек не было хороших музыкантов; пришлось набирать евреек.

Жизнь подневольных исполнительниц была относительно легкой (им даже разрешили носить нижнее белье!), однако их работа подразумевала частое общение с начальницей лагеря, и каждый разговор грозил стать последним. Впрочем, большинство оркестранток выжили; на процессе Мандель ставила это себе в заслугу.


Да здравствует Польша

В ноябре 1944 года подполковника Мандель перевели в Германию, в лагерь смерти Дахау. В мае 1945-го, поняв, что война проиграна, она попыталась скрыться в родной Австрии. Отец, однако, отказался от дочери, опасаясь репрессий. До августа Марию прятала сестра, но потом американцам все же удалось задержать бывшую надзирательницу. В конце 1946 года ее передали польским властям.

Поскольку лагерь находился на территории Польши, то судили его руководителей в Кракове. Верховный национальный трибунал приговорил 23 обвиняемых, включая Мандель, к смертной казни (двоим приговор смягчили до пожизненного заключения), шестерых к пожизненному, семерых к 15 годам лишения свободы, шофера к пяти годам, одного из охранников к трем годам – и лишь врач Ганс Мюнх был оправдан. Иоганна Лангефельд смогла сбежать из тюрьмы до вынесения приговора и благодаря этому дожить до старости. Говорят, ей помогли польские охранники, которые помнили и ценили гуманность бывшей надзирательницы – особенно на фоне преступлений Марии Мандель.

36-летнюю нацистскую военную преступницу повесили в Кракове 24 января 1948 года. Последними словами Мандель были «Да здравствует Польша» – возможно, это была слабая попытка разжалобить палача.

Среди нацистских преступников, попавших на скамью подсудимых после падения Третьего рейха, были и женщины.

Одна из них – Мария Мандель, прозванная «зверем», или «бестией», по жестокости и цинизму превосходила многих мужчин.Доказана ее непосредственная причастность к уничтожению в концлагерях более полумиллиона женщин-заключенных.ПредысторияМария Мандель родилась в 1912 году в Австро-Венгрии. Ее отец был сапожником. После окончания начальной школы Мария некоторое время прожила в Швейцарии, затем служила почтовым сотрудником в Австрии. В сентябре 1938 года Мандель переехала в Мюнхен, а 15 октября того же года устроилась охранницей в концентрационный лагерь Лихтенбург в провинции Саксония. Это был один из первых концентрационных лагерей в Германии. Мандель работала там в числе 50 женщин, входивших во вспомогательные службы СС.Карьера по трупамМандель быстро произвела хорошее впечатление на руководство. В мае 1939 года она была переведена в Равенсбрюк, где впоследствии получила должность старшего надзирателя. В ее обязанности входило проведение ежедневных построений и перекличек, выдача заданий заключенным, организация наказаний, включая избиения и порки.1 апреля 1941 года Мандель вступила в нацистскую партию (НСДАП). Это открыло ей двери к карьерному росту. В октябре 1942 года Марию Мандель назначают на пост начальницы женских лагерей Аушвиц-Биркенау. Комплекс находился на территории Польши, в 60 километрах от Кракова. Россиянам более знакомо польское название этой фабрики смерти Освенцим. Именно там проводил чудовищные опыты на людях доктор Менгеле.Среди более чем 500 000 женщин, сгинувших в печах Аушвица, – нидерландская гимнастка, олимпийская чемпионка 1928 года Эстелла Агстериббе с трехлетним сыном и французская писательница Ирен Немировски. Выжили Станислава Лещинская – акушерка, которая приняла в концлагере роды более чем у трех тысяч женщин, и писательница Кристина Живульская, написавшая в 1947 году книгу «Я пережила Освенцим».Чудовище с миловидным лицомОберштурмбанфюрер СС (подполковник) Мандель контролировала все женские лагеря Аушвица. Она обладала неограниченной властью над всеми женщинами-заключенными. Избиение и унижение беспомощных жертв доставляли Мандель садистическое наслаждение. Заключенные не называли ее иначе как «зверь» или «чудовище».Мандель отличалась тем, что без тени сомнений приказывала убить на месте любую проходящую мимо женщину, которая имела неосторожность посмотреть на нее. Начальница лагеря утверждала списки заключенных, подлежащих ликвидации. Она отправила в газовые камеры Аушвица более полумиллиона женщин и детей. За отличия перед рейхом Мандель была награждена крестом «За военные заслуги» 2-й степени.Жестокие забавыМандель любила выбрать среди узников-евреев «домашних животных» для развлечения. Она заставляла их выполнять ее поручения или прогуливаться по лагерю. «Зверушки» Марии быстро надоедали, после чего немедленно отправлялись в газовую камеру.Мандель получала неподдельное удовольствие в ходе отбора из числа заключенных жертв для отправки в газовые камеры. Особенно ей нравилось «работать» с детьми. Парижская певица кабаре Фаня Фенелон в книге-воспоминании Playing for time («Играть, чтобы выжить»), рассказывает, что как-то раз после прибытия в лагерь транспорта из Польши из очереди ожидавших решения своей судьбы выбежал маленький мальчик. Он едва умел ходить, но направился навстречу Марии Мандель, которая славилась особенной жестокостью в адрес женщин с маленькими детьми. Она не отшвырнула ребенка, а бережно взяла его на руки и унесла к себе. Мандель одела малыша в красивые вещи и водила повсюду с собой. Но через пять дней мальчик исчез. Забава наскучила, и ребенок одним росчерком пера Мандель попал в списки на уничтожение.Меломанка в форме ССВыжившие узники рассказывали, что Мария Мандель была страстной меломанкой. По примеру коллег-мужчин, собравших в Аушвице-Биркенау два оркестра из заключенных, она добилась у Рудольфа Хёсса, коменданта всего комплекса лагерей Освенцим, согласия на формирование женского оркестра.Музыкантам был выделен «музыкальный барак» - отдельный блок №12. Постепенно полек-политзаключенных (бывших учительниц музыки) заменили на прибывавших в лагерь евреек. Девушки были профессиональными музыкантами. Мандель приказала выдать им белые блузки, сшить пиджаки в серо-голубую полоску и тёмно-синие юбки. Все женщины-музыканты получили недозволенное обычным узницам разрешение – они могли носить нижнее белье.Участницы оркестра были, пожалуй, единственными в лагере заключенными, пользовавшимися искренним расположением Марии Мандель. После войны женщины вспоминали, что та относилась к ним достаточно тепло – нередко приходила в блок №12 и просила сыграть ту или иную мелодию.Веселая мелодия для последнего путиЖенский оркестр быстро оттачивал мастерство. Его директором назначили заключенную Альму Розэ – племянницу Густава Малера, талантливую скрипачку. Альму уважали эсэсовцы, ей глубоко симпатизировала Мандель. В состав коллектива входили 5 певиц, 30 исполнительниц и даже 8 переписчиц нот. Розэ добилась для музыкантов дополнительного пайка и права не посещать обязательные переклички-построения.Оркестр два раза в день играл у ворот лагеря – при уходе рабочих команд на задания и их возвращении в лагерь. Девушки также выступали перед персоналом концлагеря, важными гостями, привилегированными заключенными. Чтобы повысить эффективность ликвидации заключенных, Мандель поручала оркестру играть бравурные мелодии для идущих в газовые камеры.Конец смертельной музыкиВ 1944 году Мандель перевели в один из лагерей комплекса Дахау – Мульдорф. После прихода союзников она бежала в горы, на родину, но в августе 1945 года была задержана армией США и передана полякам. После Первого освенцимского процесса Мария Мандель была приговорена к повешению. Казнь состоялась в январе 1948 года в краковской тюрьме. Перед смертью Мандель провозгласила: «Да здравствует Польша!» Ее тело было передано студентам-медикам.