Общество, выборы, избирательные технологии -- все эти понятия лежат в плоскости единого информационного пространства. Возможности управления массами путём воздействия на массовые политические настроения в нынешнем мире очень широки и, в ходе многочисленных демократических выборов, достаточно отработаны. Вот только успех они имеют не всегда ожидаемый. Почему? Дело в том, что преследуя определенную цель -- завоевать максимальное количество голосов на выборах, одни оказывают на сознание масс пропагандистки идеологическое влияние, другие - воздействие социально-политическое, включая социально-экономические акции. Но никто не желает заниматься прогнозированием развития массовых политических настроений, ведь проще применить манипулятивные технологии.

Между тем сама возможность такого рода воздействия на человека появилась сравнительно недавно, с развитием средств массовой коммуникации и информации. Понятие «массовая коммуникация», которое содержит широкое поле манипулятивых возможностей, активно вошло в практику общения в ХХ столетии. Связано это во многом с появлением принципиально новых средств передачи информации такого мощного средства манипуляции массовым сознанием, как телевидение. Этот информационный феномен за короткий срок оказал огромное влияние на жизнь общества. ТВ и другие средства производства массовой культуры находятся под контролем политических и экономических элит и служат их интересам. Совершенно очевидно, что они используются в качестве одного из ведущих инструментов манипулирования сознанием масс.

Манипулятивная деятельность негативно влияет на выбор граждан, превращая его из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Современные манипуляторы, понимая огромную роль масс в политическом процессе, умело используют закономерности массовой психологии. манипуляция политический избирательный кампания

Термин «манипуляция» лексически многозначен, поскольку претерпел некоторые изменения в своём значении. В буквальном смысле слова он обозначает сложные виды действий, выполняемых руками, требующих мастерства и сноровки. Латинский прародитель термина - manipulus - имеет два значения: 1) пригоршня, горсть (manus - рука + ple - наполнять); 2) маленькая группа, кучка, горсточка. В этом значении данное слово обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. Затем слово приобретает метафорический оттенок. Поначалу слово «манипуляция» употреблялось применительно к демонстрации фокусов и карточным играм, в которых ценится искусность в проведении ложных отвлекающих приёмов, создании обманчивого впечатления или иллюзии. В метафорическом значении манипуляция может быть определена как способ влияния на людей или ловкого управления ими или вещами. Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге предполагает «прибирание к рукам», сохранение иллюзии самостоятельности действий манипулятора, а также искусность приёмов воздействия. Вид применения власти, скрытое управление и обработка -- вот три кита, на которых строится манипулятивные действия заинтересованной группы лиц.

Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением -- это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу. Его теория манипулирования массами строится отчасти на чисто психологических особенностях массового сознания.

Среди отечественных работ последних десятилетий, посвящённых рассмотрению проявлений массового сознания, представляют интерес изучение общественного мнения, массовых настроений, действий масс, в том числе и в избирательные кампании.

Открытия многих зарубежных и отечественных исследователей в области политической психологии придали новый импульс развитию демократических обществ, перепуганных революционными потрясениями начала XX века. Для того чтобы управляться с силой народных масс, есть два пути: первый - тоталитарная модель управления, строящаяся на сплочении масс в организованную силу путем устрашения и идеологической обработки, и второй - разобщение людей, пропаганда индивидуалистических ценностей, потакание животным инстинктам. Но если при тоталитарном режиме используются террор и страх, причем не только как инструмент уничтожения и запугивания, но и как логичный инструмент управления массами, то в демократическом обществе манипуляции нередко заменяют механизмы физического принуждения, характерные для тоталитарных режимов, и потому становятся еще изощрённее. Все происходящее в обществе определяется поведением масс. И сегодня политическое манипулирование массами, массовым сознанием становятся обычной практикой людей, стремящихся, во что бы то ни стало к власти.

Невозможно не задумываться над теми последствиями, к которым политические манипуляции привели многие страны, и как они повлияли на Россию. Актуальность данной темы определяется также и тем, что если жертвами межличностных манипуляций становятся отдельные индивиды, то жертвами политических манипуляций - огромные массы людей. Политические манипуляции включают в себя как межличностные, так и массовые манипуляции. В первом случае для их осуществления манипулятор прибегает к определённой технике, т. е. набору манипулятивных приёмов, работающих на межличностном уровне. Во втором случае на помощь манипулятору приходят манипулятивные технологии.

Политические манипуляции массами представляют собой средство достижения определённых целей неким политическим субъектом. А целью деятельности любого политического субъекта является приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить, поскольку всегда есть много желающих её отнять. Итак, вырисовываются три основные цели, которые преследуют политические лидеры: приход к власти, её реализация и её сохранение.

Широкое целенаправленное воздействие на миллионные массы, ставшее возможным в ХХ веке (хотя еще в период Реформации можно обнаружить множество примеров внушения массам), всё более усиливается благодаря новым технологическим возможностям. Главной «наступательной силой» здесь выступают средства массовой информации (СМИ). Общественное мнение, эффект гласности, возможность манипулировать сознанием приобрели такую силу, с которой уже невозможно не считаться.

Таким образом, рассматривая политическую манипуляцию как скрытое воздействие на широкие массы, посредством внушения, пропаганды и т. д. имеющее своей целью заставить массы думать и действовать в интересах манипулятора, мы подошли к непосредственной связке «приёмы манипуляция -- избирательная кампания».

" с помощью средств массовой информации.

1. Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
"Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля - в загон, как и все прочие животные (цитата из книги "Тихое оружие для спокойных войн").

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Данный метод также называется "проблема-реакция-решение". Создается проблема, некая "ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4. Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что "завтра все изменится к лучшему" и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5. Обращаться к народу как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? "Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. "Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…

9. Усиливать чувство собственной вины

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, "система" получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.

Манипуляция массовым сознанием. Обман человечества.

5 (100%) 1 vote

Обман №1. Наука делает успехи.

В современном мире наука стала фундаментом мировоззрения большинства людей. Широко внедряется «одинаковое мировоззрение». Это привело к тому, что наука подобна аналогу религий и идеологий, обладая ещё более глобальным охватом. Под её влиянием находятся все народы нашей планеты. Уже в школе детям закладывают догмы, не являющиеся истинными.

Для манипулирования важно, чтобы навязываемое мировоззрение было одинаково абсолютно для всех. А ложное оно или истинное – это не важно. Главное добиться любыми методами цели управления.

Поэтому мы постоянно подвергаемся внушению о том, что наука прогрессирует, а мы пользуемся плодами этого «прогресса»: компьютерами, мобильными телефонами, gps-навигаторами…

И нам почему-то не говорят того, что всё это результат технологических прорывов ,под которые очень быстро подстраивают новые теории. А верная физическая картина мира тут не при чем. Технологическая летопись есть только у части таких прорывов, в остальных же случаях она отсутствует (пример: микроэлектроника).

Исследователи утверждают, что это свидетельствует о существовании подобных технологий до их открытия. т. е. кто-то ими уже владел и передал людям.

Все мы понимаем жизненную угрозу нашей планеты, исходящую от текущих технологий. Можно привести пример ядерных электростанций, которые принято считать благом альтернативной энергетики. Глобальные катастрофы на них, потрясшие мир, могут стать причиной уничтожения всей жизни на земле. Одна такая «тлеющая бомба» (как их называют специалисты) при определённом стечении обстоятельств способна взорвать всю планету.

Не могут оставить равнодушными последствия взрывов на таких электростанциях: ужасающие трагедии и их непреодолимые последствия (тонны радиоактивной земли, тысячи тонн радиоактивной воды,утечки радиации в океан и т. д.).

Обман № 2. Медицина делает успехи

Современная медицина добилась успехов в экстренной травматологии. Но она направлена на зарабатывание денег, и это несмотря на своё предназначение – лечение людей. А основная цель – увеличение количества больных. Многие люди становятся калеками уже до рождения. Много детей в материнской утробе подвергаются убийству, такой жестокости нет даже в животном мире. Современная медицина считает нормой производить из них сырьё, которое используется в дорогих косметических средствах. Очень часто, применяя неправильные медицинские приёмы, детей калечат при рождении.

Сследующий этап – травля прививками. Затем следует лечение ядами, носящими безобидное, внушающее надежду название «лекарства». Сейчас уже стало мировой практикой то, что болезни (вирусы) выводят искусственно. Такие вирусы могут применяться как оружие и как способ заработать на продаже лекарств (заранее разработанных для этого).

Для приумножения больных людей подвергаются жесточайшей критике и высмеиваются все другие средства лечения, противоречащие всеобщей медицинской цели нашего времени, а именно: вытрусить карманы пациентов.

Человек не рассматривается целостно, а исключительно как тело, биологический носитель. И нет даже намёка на нашу «духовность». Так как же можно вылечить, имея такое ограниченное мировоззрение?


Обман №3. Современная экономика - закономерный этап развития общества

Правительства стран являются всего лишь аналогом фирм – невидимок и выполняют функцию прикрытия настоящих управленческих объектов – центров, орудием управления которых стал печатный станок и ссудный процент.


Обман №4. Планете угрожает перенаселение, истощение ресурсов и голод

Мастерски скрывается реальное положение вещей. То, что разрушения и вред наносят фанатики религии, живущие по философии господства миром, ростовщики, считающие себя хозяевами денег, политики и финансисты, культивирующие в своём сознании первенство власти и денег и другие им подобные.

Научно доказано, что если правильно и гармонично развивать и использовать природосообразные технологии, не будет испытывать голода ещё большее число людей, чем живёт сейчас на нашей планете.

некоторые факты:

– на свалки США вывозятся 41% продуктов питания, которые производятся в стране. Таким количеством пищи можно накормить более половины жителей Африки.

– фермеры США получают дотации за непревышение лимитов производства продукции.

– в мировом масштабе выбрасывают третью часть продовольствия. То, что произвели, но не использовали. Это данные ООН .

Такие семена гмо – линий не могут существовать без пестицидов, продажа последних помогает набить карман потуже. К «заработку» этого направления относится и получение патентных выплат.

Другие растения, произрастающие рядом, также становятся заражёнными гмо (опылением). И не исключены судебные разбирательства со стороны владельцев гмо-растений, обнаруживших на соседнем огороде своего запатентованного мутанта. Даже при желании избавиться на своём участке от генно-модифицированных культур необходимо ждать более трёх лет, за более короткий период почва не очистится.

Сейчас Россия выступает потенциальным мировым лидером по органическому земледелию. У нашей страны есть возможность выступить монополистом по производству продуктов питания, являющихся натуральными. У нас есть нескончаемые гектары земли, которая не затронута химией и в большинстве не знает гмо. Можно наладить снабжение натуральных продуктов в европейские страны, Китай.

Это и есть возможность создания неисчерпаемого источника поступлений валюты по сравнению с исчерпанными нефтегазовыми запасами.


Обман №5. Традиционная история. Манипуляция массовым сознанием.

Нашей недавней историей прекрасно иллюстрируется уровень пребывания человеческой цивилизации до её заражения; и как посредством глобальных катаклизмов и жесточайших способов произошло уничтожение этого невероятного величия и великолепия. Эфективным способом управления массами стало скрытие такой информации.

В наше время каждый желающий посредством коммуникаций может получить данные по таким направлениям, как высокие технологии, планетарные катаклизмы, древние цивилизации, что опровергает официальную историю, которая «шита белыми нитками».

Существует множество аргументированных опровержений исторических мифов, называемых «традиционной историей», которые основаны на независимых исследованиях. Это и татаро-монгольского иго, распространение цивилизации от африканского предка, и календарь, по которому сейчас должно быть 7524 лет от сотворения мира вместо 2015г. , и многое другое.

Люди, не заинтересованные материально, занимаются сбором и аналитической обработкой информации, первоисточников и артефактов. Они делают публикации в блогах, на форумах. И когда-нибудь информация, противоречащая официальной догме, качественно трансформируется.


Обман №6. Человечество одиноко во вселенной

Наша планета и люди, живущие на ней не уникальны. Вселенная насчитывает множество цивилизаций, некоторые из которых только начинают своё развитие, другие – ещё не рождены, а третьи находятся на высоком уровне развития.

«Единственность» человечества стала мифом, внедрённым посредством религиозных и научных учений. Высмеивались и тщательно скрывались данные относительно контактов с такими цивилизациями.


Обман №7. Несмотря на недостатки, человечество развивается в правильном направлении

Большинство людей подсознательно понимает, что на нашей планете очень распространена несправедливость и жестокость, и это – ненормально, должно быть по-другому. Людям нужно преодолевать свою ограниченность и тупость, развивая честность и справедливость в своих действиях, тогда лживые и безсовестные поступки перестанут быть и казаться выгодными.

Ведь, по меньшей мере, странно, что наука многие годы топчется на одном месте, промышленно отравляя землю и всех её жителей различными ядовитыми веществами, а в сельском хозяйстве взят курс на пищу, разрушающую здоровье и приносящую вред.

Отравленный социум предоставляет каждому человеку выбор поступков в каждой конкретной ситуации. Как же ему ориентироваться? В таком случае к индивиду обращается его совесть – сигнал системы сущности.

Аналогом её является оперативный звуковой сигнал или загорающиеся транспаранты в опасных ситуациях, которые имеют кабины пилота пассажирских авиалайнеров. Что произойдёт при игнорировании пилотами аварийных сигналов?

Подобное происходит и с людьми: если игнорировать свою совесть и идти на поводу логики больного социума, то, как материальное, проявление возникают болезни, люди ощущают себя невезучими, и сущность полностью сбрасывает данное тело. При этом идёт наработка негативного «багажа», мешающего развиваться в новых воплощениях.

Таким образом, люди в любой момент могут обращаться к своей совести за правильным решением, в аналогии с пилотом, регулярно проверяющим приборы для полного исключения трагических последствий.

Существует единственный и неоспоримый путеводитель для того, чтобы выбрать верную модель поведения – это наша совесть. Без сомнений, покуда мы живём, она с нами. Просто нужно научиться её слышать.


Манипуляция массовым сознанием. Обман № 8 …

место №8 осталось вакантное. Мы это сделали для того, чтобы вы поразмыслили над вышесказанным. Может, кто-то опровергнет перечисленные обманы… или же будет согласен с существованием таковых и сам сформулирует важнейший десятый обман нашего невесёлого рейтинга.

♦♦♦♦♦♦♦

Все вышеупомянутые обманы заставляют задуматься: а есть ли какая-то защита от столь глобальных заблуждений или мы никак не можем изменить своё отношение к происходящему вокруг и его влияние на нас?

Для адекватного восприятия окружающей нас реальности нужно изучать факты современной научной парадигмы, а не слепо верить сми и другим непроверенным источникам, учитывать альтернативное мнение честных учёных, изобретателей, исследователей.

Очень важно отказаться от взгляда на экологию как на отдельную науку и начать жить в гармонии с природой. Экологичным должно стать все: политика, экономика, наука, образование, личная жизнь каждого.

Не перекладывайте ответственность за своё здоровье на «людей в белых халатах», т. к. в существующей системе мы не получим даже извинений за медицинские ошибки, которые порой бывают ужасающие. Намного результативнее вести здоровый образ жизни, при заболеваниях применять альтернативные средства лечения и народные методы. Конечно же, не забывая про здравомыслие.

Спросите себя, каков главный смысл вашей жизни? Не идёте ли вы против голоса совести, добывая деньги для обеспечения семьи? Давайте будем ценить свою уникальную человеческую сущность больше, чем сиюминутные материальные блага, и осознавать истинную цену наших неправильных деяний и «перевёрнутого» мышления. Ведь тогда мы эволюционно опускаемся вниз и в этом, и будущих воплощениях. И неизбежно вновь и вновь будем возвращаться в заражённый социум, волоча за собой клубок нерешённых проблем.

Разумнее стремиться к благородству, великодушию и честности. Нельзя привить детям лучшие качества, если мы сами при этом обманываем и продаём свою душу.

Только после изменения себя можно прививать качества своим детям. Только личный пример, а не пустые слова. Только в этом случае у нас есть шанс воспитать тех, кто после нас будет преобразовывать наш несовершенный мир!

А сегодня Я продолжу мысль и расскажу о манипуляции сознанием . В статье будут рассмотрена история возникновения манипуляции, основные законы, методы воздействия и способы защиты . В статье будут рассмотрены как частные манипуляции над определенным человеком, так и массовая манипуляция сознанием . Будут сделаны выводы, проведём парочку опросов (так что давайте активнее!). Не обижайтесь на дедушку Геббельса . В общем, приступайте к чтению. :) В блог поместился не весь оригинальный обзор, многое пришлось сократить, а статью разделить на 2 части. Оригинальная версия . 23 страницы с конкретными примерами. Может кому пригодится для реферата, доклада, выступления на семинарских занятиях по психологии или социологии.

Что такое манипуляция?


«Есть речи - значенье темно иль ничтожно,
Но им без волненья внимать невозможно.»
М. Ю. Лермонтов (1841)

Само слово «манипуляция » имеет корнем латинское слово manus - рука ( manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). И не даром в качестве символического образа манипуляции у многих в голове прорисовываются руки кукловода с ниточками тянущимися к марионетке .

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой , обманной или насильственной тактики . Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора , часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными , насильственными , нечестными и неэтичными . Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор , соучастник . Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась . Манипуляция — это не только скрытое психологическое насилие, но и соблазн . Важную роль здесь играет использование лидеров мнений, оказывающих влияние на формирование мнений в пределах своей группы.
Чаще манипуляция имеет отрицательную окраску . Однако, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным . В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

История манипуляции


«Леопарды врывались в храм и лакали из жертвенных сосудов, осушая их до дна.
Это повторялось раз за разом.
В конце концов, это стало возможным предвидеть и превратилось в часть церемонии»

(Предупреждение в одной из притч Франца Кафки (1883 — 1924),
который своими болезненными психологическими откровениями
очень помог созданию современной технологии манипуляции)

Термин «манипуляция» есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками а специальными «манипуляторами »).


Метафора манипуляции складывалась постепенно . Психологи считают, что важным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников, работающих без сложных приспособлений, руками («фокусник-манипулятор »). Искусство этих артистов , следующих девизу «ловкость рук и никакого мошенничества» , основано на свойствах человеческого восприятия и внимания - на знании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя их внимание , действуя на воображение - создавая иллюзии восприятия . Если артист владеет мастерством , то заметить манипуляцию очень трудно.

Именно когда все эти принципы вошли в

технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Манипуляция сознанием восходит к истокам человеческой цивилизации. Управление человеческим сознанием всегда было и будет основой существования политической системы. Особую силу массовая манипуляция сознанием обрела в прошлом веке с развитием теле и радиовещания, появлению СМИ (средств манипуляции информацией!), а чуть позднее и сети Интернет.


Отцом прародителем манипуляции сознанием следует считать Йозефа Геббельса (1897 — 1945) - непревзойденного мастера пропаганды , оратора , манипулятора и правую руку Адольфа Гитлера .
Именно с его подачи начались космические масштабы управления сознанием масс. Следует отметить, что при росте в 165 сантиметров, будучи хромым на ногу, троечником, которому не везло на начальных этапах его карьеры (как и Гитлеру), он обладал огромнейшей
харизмой ! И в чём же секрет? А всё гениальное просто. Он оплодотворил и удовлетворил "женщину " - массу ! Он сказал им то, что они хотели слышать, он пообещал им то, что они хотели бы получить! Непоколебимая целеустремлённость - вот источник харизмы!И «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят» (или, со слов Владимира Путина , «чем невероятнее ложь, тем быстрее в неё поверят» ).

И вот в 1931 году в работе «Наци-соци» Геббельс уже пишет «10 заповедей для каждого национал-социалиста».
И они так красиво звучат! И какими великими были эти идеи !!!

Вильфрид фон Овен , один из референтов Геббельса в последние годы войны, со ссылкой на «Майн кампф » Гитлера, а также «Психологию народов и масс » Гюстава Лебона , составил «декалог пропаганды» своего шефа, которым является основой пропаганды и манипуляции сознанием!

Законы манипуляции


Манипуляция имеет свои определённые законы , о которых Я хочу сейчас Вам рассказать. Затем мы перейдём непосредственно к методам манипулирования и защите своего сознания.

Постулаты манипуляции сознанием


Манипуляция является видом духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия, (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, ее образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.

  1. К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти.

  2. Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении. Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.

Успех манипуляции сознанием


  1. Манипуляция - это скрытое воздействие , факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер , «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» . Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие », игру в искренность , когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

  2. Манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний . Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.

  3. Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ . Целенаправленное изменение общественных настроений создает поле возможностей (Окно Овертона ) для реализации манипулятивной программы.

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon ), успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор искусно:


  • скрывает агрессивные намерения и поведение;

  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной;

  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Теория "Окно Овертона"

«Окно Овертона» — политическая теория, которая описывается как «окно» границы идей, которые могут быть приняты обществом. Согласно этой теории, политическая жизнеспособность какой-либо идеи зависит в основном от того, попадает ли она в «окно», чем от предпочтений конкретного политика. В любой конкретный момент, «окно» включает в себя область политических идей, которые можно считать приемлемыми в текущем состоянии общественного мнения, взгляды, которых политик может придерживаться без опасений быть обвиненным в излишнем радикализме или экстремизме. Сдвиг окна, при котором становятся возможными те или иные политические действия, происходит не тогда, когда идеи изменяются среди политиков, но тогда, когда они изменяются в обществе, которое голосует за этих политиков.

Методы воздействия на сознание

Саймон идентифицировал следующие методы управления:


  1. Ложь — трудно определить, лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно . Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты ) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.

  2. Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.

  3. Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

  4. Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение . Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара .

  5. Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например, заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.

  6. Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».

  7. Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему .

  8. Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением не относящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.

  9. Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы .

  10. Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.

  11. Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады , чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.

  12. Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.

  13. Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

  14. Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например, утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.

  15. Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.

  16. Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.

  17. Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.

  18. Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

  19. Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым», когда не получает желаемого.

В зависимости от эмоций , которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций :

положительные формы :


  • заступничество,

  • успокаивание,

  • комплимент,

  • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

  • сообщение хороших новостей,

  • общие интересы…

отрицательные формы:


  • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

  • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

  • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker ), манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки »), которые могут существовать в жертвах:


  • страсть к удовольствиям;

  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;

  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;

  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;

  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);

  • низкая уверенность в своих силах;

  • внешний локус контроля.

Уязвимости согласно Саймону :


  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,

  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,

  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.

  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.

  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor ), следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:


  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;

  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;

  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию;

  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;

  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;

  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;

  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;

  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;

  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;

  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;

  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;

  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;

  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку, даже если знают причину, почему предложение настолько дешево;

  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к одновременному выполнению многих задач. Слыша рекламное предложение, они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Методов манипуляции сознанием , используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:


  1. Использование внушения.

  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

  4. Метод под названием «нужны трупы».

  5. Метод «страшилок».

  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

  7. Метод фрагментации.

  8. Многократные повторы или «метод Геббельса ».

  9. Метод абсолютной лжи. Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят (Геббельс ).

  10. Создание лжесобытий, мистификация.

  11. Подмена фактов красивыми лозунгами. Например, «Свобода, Равенство, Братство ».

  12. Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих общие символы и ценности целевой группы (концепция молекулярной революции А. Грамши ).

Живут себе люди, читают газеты, ежедневно смотрят телепередачи, новости, обмениваются друг с другом мнениями, обсуждают политиков, рекламу, и даже не понимают, как стали объектом манипуляции общественным сознанием. Манипуляция массой людей имеет цель внедрить в их сознание через подсознание необходимую информацию, которая, в свою очередь, уже воспринимается как данность. Как именно управлять сознанием людей ? Давайте разберемся.

Прежде чем рассказать о промывке мозгов общества средствами массовой информации, хочу поведать о своей «разоряющей» истории. Зовут меня Алена. Даже и представить себе не могла, что реклама на детском канале станет причиной лишних и ненужных растрат. Дело в том, что моя четырехлетняя дочь, время от времени, просматривая в положенное ей время мультики, «очень-очень» стала просить нашего папу купить «такое, как в телевизоре». Благодаря этим красивым рекламам, ну и не без любви папы к дочери, у нас дома все увеличивалось количество красивых игрушек, полезных и бесполезных.

Дочь, конечно, была счастлива каждой покупке, но вскоре эти игрушки ей надоедали. И она просила папочку купить еще одну «в последний разочек». Хорошо, что есть бескомпромиссная мама, то есть я, которая вовремя прекратила эти накопительные и разорительные покупки. Ничего, мы эти «нет» быстро пережили. И теперь, как прежде до мультиков и реклам занимаемся рисованием, начали писать буквы. Есть чем заняться, а к просмотру мультиков мы теперь подходим с умом. Так что не только взрослые, но и дети, в первую очередь, попадают под это массовое влияние всего «красивого» на телевидении.

Где и как применяются методы манипуляции общественным сознанием?

Внедрение идей, целей, образа мыслей, создание запрограммированного отношения к политической ситуации, программирование поведения — все это результат проработанных политических и, как следствие, информационных тактик. Манипуляторы общественным сознанием используют свойство сознания человека воспринимать информацию односторонне, основываясь на внешних впечатлениях о созданной иллюзорной форме манипулятивного текста, в ущерб его содержанию. Существует множество методов массового манипулирования, это целая наука, которая собрала вокруг себя почитателей, учеников и успешных практиков.

«Для достижения успеха манипуляция должна быть незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее с ним естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражен в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться».

Г. Шиллер

Такое манипулирование общественным сознанием повсеместно употребляется в СМИ, рекламе, политике и соцсетях. Массовое сознание и СМИ – являются объектом и субъектом воздействия на подсознание.


10 Методов управления массовым сознанием

Сознание человека – это некий психический феномен. Умелое воздействие на него может творить как чудеса, так и иметь негативные отголоски, такие, как изменение мнения, самооценки, представления о ком-либо, и общей картины мира в целом. Знание следующих методов воздействия на массовое сознание поможет вычислить, когда на вас пытаются воздействовать и принять соответствующие меры.

  1. Использование внушения. Здесь посредством средств массовой информации незаметно внушаются необходимые политике государства идеи на подсознательном уровне. Часто такой метод используется и в рекламе. Людям внушается, какое средство для мытья посуды «лучшее», какой сок «любимый», какой шампунь подойдет для «вашего типа волос» и т.д. Роль воздействия рекламы на сознание людей здесь неоспорима.
  2. Искажение фактов, подача ложной информации предвзятого характера. В основном используется в политике для массового подавления какого- либо политического объекта, внедрения негативной и ложной информации о нем, создание «плохой репутации» с предоставлением якобы «достоверных фактов».
  3. Прием переноса от частного факта к общему. Этот метод индуктивного обобщения считается наиболее недостоверным. Однако, часто применяется для создания видимости ложного доказательства. К примеру, в рекламе: «Тетя Надя выбрала …, все хорошие хозяйки выбирают …». Если тетя Надя выбрала рекламируемый продукт и она хорошая хозяйка, это далеко не значит, что все хорошие хозяйки выбирают его.
  4. Использование непроверенной информации, сплетен, домыслов, слухов. Это используют «умелые» журналисты для того, чтобы манипулируя общественным сознанием, создать сенсацию о какой-либо знаменитости, а также в политике, чтобы «подмочить репутацию» политического конкурента.
  5. Метод запугивания. Методом запугивания пользуются практически все руководящие лица, дабы повысить производительность труда. Когда от страха, что «едет комиссия» за час выполняется то, что не было сделано за месяц.
  6. Умалчивание одних фактов и выставление на всеобщее обсуждение других. Считается действенным методом для воздействия как на сознание массовое, так сознание и малых групп. Здесь прилюдно освещается та информация, которая необходима манипулятору, и умалчиваются нелицеприятные факты. К примеру, на завод приезжает телевидение, руководители дают показать места, раскрывают достижения в работе и производительности труда на заводе. Негативные события и проблемные вопросы завода не освещаются даже тогда, когда он находится на грани остановки работы.
  7. Метод всепоглощающей лжи. Этот метод рассчитан на то, что манипуляции массовым сознанием воспринимаются «раскрывающая правду ложь», как оглашение голой правды. Этот метод часто используется для влияния СМИ на сознание людей в политике, шоу-бизнесе, более мелких общественных массах.
  8. Метод многократного повторения необходимой к внедрению в сознание информации с целью управления массовым сознанием. Многократно повторяющаяся информация глубоко оседает в сознании людей и способствует достижению своей цели: активации необходимых действий. Насмотревшись рекламы вкусного йогурта, дети не оставили маму в покое, пока та не купила им в магазине именно «такой, как в рекламе».
  9. Изменение видения мира внедрением красивых лозунгов. К примеру, в рекламе: «Устали от повседневных забот? Окунитесь в океан блаженства…».
  10. Метод фрагментации воздействует на глубокие слои подсознания. Когда, показывая фрагментами воздействующую информацию, манипулятор добивается своего.


10 Методов защиты от общественного манипулирования

Чтобы защититься от негативного влияния СМИ, телевидения на вас, как части массового сознания, следуйте следующим правилам. Они помогут выстоять в борьбе против идеологического давления и внушения:

  1. Необходимо показать внешнее согласие с прямым источником воздействия. Это отнюдь не означает, что вы согласны. А про себя можете перефразировать сказанное, как вам угодно. И продолжать жить по-своему.
  2. Если промывка мозгов происходит при разговоре, то измените тему разговора.
  3. Знайте цену себе, своим родным. Обозначьте рад полезных и нужных товаров для вас, ваших детей и вашего дома. Списком запишите те вещи, которые красивы, но не обязательны и не изменят вашу жизнь к лучшему.
  4. Зная, как промывают мозги по телевизору, будьте начеку, не поддавайтесь рекламной провокации.
  5. Повышайте уровень своей компетенции, критичности, оценочного образа мышления, не дайте себе промыть мозги.
  6. Проведение анализа противоречивых источников: в интернете, газетах.
  7. Для исключения получения ложной информации необходимо проводить сбор информации из первоисточников, лично проводить беседы с группами. Это позволит получить достоверную информацию и избежать дезинформирования.
  8. Выявить манипуляторов и из методы воздействия. Проанализировать их методы и цели.
  9. Проведение анализа комментариев и отзывов в соцсетях поможет выявить основную цель манипулятора.
  10. Анализ отношений противоборствующих групп и выявление их возможной противодействующей тактики.

Хочу поблагодарить читателя за проявленный интерес к данной наболевшей теме. Хочу заметить, что в других разделах сайта он может найти еще много интересной и полезной информации для личностного развития информации.