Опыт работы по мотивации учеников к обучению.

Древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

«Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельнос­ти, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский.

Цель: Повысить качество обучения учащихся к предмету, развить познавательную активность на уроках теоретического и практического обучения, повысить интерес к учебной деятельности, подготовить ребенка знающего предмет и умеющего оказать практическую помощь своему товарищу.

Мотивы и мотивация .

Мотив - это источник деятельности лю­бого человека. Он выступает как бы «энергетиче­ской батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека.

Нет внутреннего мотива - внутрен­ней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к дея­тельности, ради чего она совершается.

- Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельно­сти называется мотивацией учебной деятельности

Причины спада мотивации.

    Отношение ученика к учителю.

    Отношение учителя к ученику.

    Личная значимость предмета.

    Умственное развитие ученика.

    Продуктивность учебной деятельности.

    Непонимание цели учения.

    Страх перед школой.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. Познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связывающим звеном для решения традиционной задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности: это их сложное сплетение.

Стимулирование познавательной активности учащихся:

    Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

    Наглядность.

    Творческие работы по разным предметам.

    Участие в предметных олимпиадах.

    Научно – исследовательская деятельность.

    Проектная деятельность учащихся.

    Внеклассные мероприятия по предметам.

    Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).

    Дифференциация (разноуровневые задания).


    -игровые,

Личностно - ориентированные,
-развивающие,
-проблемное обучение,
-компьютерные.

    Интегрированные уроки.

    Ситуация успеха

Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из основных задач.

Учитывая особенности детей с речевой патологией, мною была сделана корректировка программ и планирующей документации с учетом факторов, влияющих на формирование положительной мотивации. Учебные программы откорректированы с учетом диагноза учащихся. Содержание календарно -тематического плана по предмету пересмотрено, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала для уроков произвожу также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираю с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока предусматриваю своевременную смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях использую различный дидактический материал. Применяю дидактические игры, творческие работы по предметам (в рамках предметных недель: пример «Великие математики»; «Великие физики»; «Великие Информатики)», участие в предметных олимпиадах, проектная деятельность учащихся (создание презентаций и докладов по предмету; внеклассные мероприятия по предметам; индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).дифференциация (разноуровневые задания); карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

На уроке применяю информационно-компьютерные технологии:

1.Печатные материалы (тестирование, дидактический материал)

2.Презентации урока с использованием мультимедиа.

3.Личностной (самоанализ, самооценка, самоутверждение)

В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения преподавателя к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, от­ношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и по­буждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

На уроках выбираю такой стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения. Дети должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы. Нужно внушить ученикам что, работая в группе, общаясь с товарищами, оказывая помощь, умение прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

Научить какому либо предмету всех детей практически невозможно, но научить не бояться определенного предмета, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.

В работе учителя главное осторожно пользоваться таким тонким инструментарием, как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.

Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

Эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

Доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

Перевес положительной оценки над отрицательной;

Понимание душевного состояния ребенка;

Не наказание оценкой, а побуждение к действию;

Хорошие знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности. Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации: эмоциональные, позновательные, волевые и социальные.

I . Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представ­лений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

II . Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных реше­ний,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

III . Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результа­тах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

IV . Социальные

1 - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 - взаимопроверка,

7 – рецензирование

Каждый метод мотивации необходимо применяю согласно ситуации. Для этого я сделал следующее:

    Скорректировал учебно-планирующую документацию, внес в нее изменения. Внес изменения в содержание.

    Выработал такой стиль общения, чтобы дети видели свои достижения и недостатки, знали, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, могли высказать свое мнение, с удовольствием работали в группе, общались с товарищами, умели прислушиваться к их мнению и оказывали помощь, что очень важно для учащегося.

    Организую учебную деятельность таким образом, чтобы сформировать положительные мотивы учения.

    Применяю различные виды стимулирования познавательной активности.

Можно выделить следующие виды стимулирования познавательной активности учащихся:

    Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.) – ученики хорошо включаются в данный вид деятельности и с интересом выполняют задания (кодирование и передача информации: один ученик при помощи жестов должен передать информацию классу, первый кто догадается, должен поднять руку и только после этого сказать ответ. Необходимо строго выполнять правила)

    Наглядность – также является эффективным методом.

    Участие в предметных олимпиадах – предоставить информацию по олимпиадам таким образом, чтобы дети сами выявили желание участвовать в олимпиадах.

    Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов. Дети любят задания, которые предоставляются специально, направленно для определенного ученика).

    Дифференциация (разноуровневые задания. Учитывая, что классе есть как «сильные» ученики, так и «слабые»).

    Использование различных педагогических технологий:
    -игровые,
    -личностно- ориентированные,
    -развивающие,
    -проблемное обучение,
    -компьютерные.

    Интегрированные уроки

    Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

    Создание ситуации успеха:

«Сбывшаяся радость» (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи.;

«Неожиданная радость». Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата;

"Мнимый успех": удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи;

    Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

    Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”.

Возможные варианты (способы) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!»:

    Продолжай также хорошо работать.

    Я ценю то, что ты сделал!

    Это великолепно!

    Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

    Вы меня порадовали!

    Уже намного лучше!

    Вы превзошли мои ожидания!

    У вас сегодня всё получилось!

    Я поражен вашими знаниями!

    Вот видишь, ты сам сделал, а говорил, что боишься и не знаешь.

Задача:

1.Ученик отказывается выходить к доске. Ваши действия?

2.В момент опроса ученик поднимая руку, выкрикивает «Можно Я». Как Вы поступите в данной ситуации?

1.Закончите предложение.

Анкета. Ф. И. О. _________________________________________________

Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на анкету.

1.Закончите предложение.

Начиная урок, я произношу слова: __________________________________________________________________________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: __________________________________________________________________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет:____________________________________________________________________________

2.Каким образом поощряете учеников:_________________________________________________ __________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета. Ф. И. О. _________________________________________________

Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на анкету.

1.Закончите предложение.

Начиная урок, я произношу слова: __________________________________________________________________________________

Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: __________________________________________________________________________________

Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: __________________________________________________________________________________

По моему мнению, на эффективность урока влияет:____________________________________________________________________________

2.Каким образом поощряете учеников:_________________________________________________ __________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игра – один из ключевых видов деятельности человека. Ей и отдельным ее представителям сегодня посвящены десятки интересных статей разной направленности, исследований, научных работ. Уникальность ее заключается в том, что, будучи изначально средством для развлечения, она помогает в обучении и развитии личности. Особенно ярко это проглядывается у тех, кому сейчас от 18 до 30 (так называемом поколении У). Тех, кому геймификация в работе может подарить не только знания, но и стремление к их получению, любовь к труду.

Геймификация, и как ею пользоваться

В России игры для обучения используются преимущественно на стадии детского сада, дошкольного образования и начальной школы. В старших классах, в университете или, тем более на работе, встретить элементы считается скорее исключением, чем правилом. В зарубежных странах, напротив, разработаны целые программы, согласно которым такие игры, как Minecraft, Civilization и т.д. стали неотъемлемым элементом учебного процесса.

Что до показателей успеваемости в тех школах, где подобная методика была опробована, то пусть и не сразу, но они уверенно пошли вверх. С чем связано подобное явление? Элементарно, попав в привычную для себя среду, подростки больше заинтересовались учебой. Ведь согласитесь, опыты всегда нагляднее и интереснее, нежели сухая зубрежка фактов. А игры позволили визуализировать даже те предметы, практика по которым считалась «сухой» априори.

Что же мы имеем в итоге? Обучаемый попадает в привычную для себя среду (а для поколения У – это именно виртуальное пространство), где он:

  • Чувствует себя увереннее, т.к. знает законы этой реальности и может не только принимать их, но и отчасти видоизменять.
  • Заинтересован в результате. Раньше провал в каком-то деле выражался лишь «2 в журнал» или лишением премии. Здесь же результат ошибки может иметь совершенно разные по значимости и по масштабу последствия.
  • Не только запоминает, но и визуализирует. Какой смысл изучать законы экономики, если больше половины студентов не понимают, как рынок может обрушиться буквально от одного поспешного решения? Как объяснить мастерам, что ошибки в расчетах, критичны, если пока «обрушение моста» и «смерти тысяч человек» существуют лишь в теории?
  • Стремится развиваться. Основа любой игры – развитие. Будь то поднятие уровня, изучение новых чертежей и рецептов для крафта, открытие новых локаций и т.п. Здесь игрок не должен, он хочет изучать, тренироваться, творить. Согласитесь, ведь именно этого так не хватает современным ученикам/работникам.

Практика, которую можно и нужно перенимать

Одним из вариантов перевода игры из виртуального мира в реальный стали живые квесты. Мгновенно снискавшие огромную популярность, они заставили многих игроков задуматься о собственном физическом и умственном развитии. Ведь в реальности неподготовленный человек не сможет носиться, как угорелый и прыгать по крышам. Ему не по силам будет сразу взламывать сейфы с первого нажатия или разгадывать виртуозные головоломки. Но подобные неудачи, где есть поощрение в качестве приза, но нет негативного давления от организаторов, как ни странно, заставляют участников переигрывать еще и еще, неумолимо стремиться к заветной цели. Так почему бы и рабочий/учебный процесс (если его специфика это позволяет) не превратить в своеобразный квест? Поему бы не отбросить созданные еще в совершенно другом обществе рамки и не устроить, скажем, глобальный мозговой штурм? Зачем подстраиваться под уже не эффективные правила, когда можно сами их подстраивать под свой коллектив, тем самым мотивируя сотрудников полюбить то дело, которым им предстоит заниматься.

Геймификация в действии: учимся говорить «спасибо»

Система достижений и поощрений, разумеется, крайне занимательна и эффективна. Однако о командном духе также нельзя забывать. Находясь в обществе людей, что всегда готовы помочь и разделить ответственной, работник (да и ученик) старается гораздо усерднее. Объясняется это довольно легко – банальным нежеланием подводить товарищей и тянуть коллектив вниз.

Помочь пробудить коллективный настрой и уважение коллег друг к другу игровым элементам вполне по силам. Так, например, можно ввести систему поощрения и бонусов за достижения, награждать в которой сотрудников будет не начальство, а их непосредственные коллеги. Для этого потребуется ввести специальную внутреннюю валюту или баллы и несколько простых правил:

  • Валюту работники будут получать регулярно, но смогут тратить ее исключительно на поощрение коллег и приобретение каких-то внутрикомпанейских бонусов (например, лишней пачки бумаги или новые ножницы).
  • Благодарить коллег можно, только обязательно поясняя, за что именно выдается благодарность.
  • Неиспользованная до определенного времени валюта должна сгорать, чтобы у сотрудников не возникало стремление к накопительству.

Таким образом, работники будут не только помогать «копить» на что-то, но и анализировать поступки друг друга, искать в поведении и поступках положительные моменты. А поиск этот уже приведет к тому, что подсознательно человек и сам не захочет быть плохим работником/учеником, сам будет стремиться вперед.

В завершении хотим напомнить, что внедрение игровых элементов в рабочий процесс – это лишь один из инструментов, призванных повысить мотивацию учеников, работников или обычных людей. Чтобы получить максимально эффективный результат, опираться на одну только геймификацию бессмысленно. Работать эта методика начнет лишь в правильной комбинации с другими элементами стимулирования мотивации. Впрочем, если у вас сложилось некое иное мнение на этот счет, мы с радостью рассмотрим и обсудим его в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Приёмы повышения

учебной мотивации

у учащихся

Приёмы повышения учебной мотивации у учащихся

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д. Ушинский

Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению – одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование мотивации к учёбе – одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.

Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

Задачи формирования мотивации:

Содействие полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;

Пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания;

Виды стимуляции мотивации:

Организация учебной деятельности;

Общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.

Психологические особенности младшего школьного возраста

Высокий уровень умственного развития (восприятие мышление, запоминание, речь)

Формирование определенного объема знаний и навыков, произвольной памяти, воображения, мышления

Формирование сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий;

Способность к достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

Формирование самооценки.

Существует несколько способов, с помощью которых можно повысить интерес к обучению. Они основаны на создании определённого эффекта. Учитель должен владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы из огромного их числа извлечь то самое важное, что в наивысшей мере способствовало бы достижению конечного результата.

Новизна;

Разнообразие;

Занимательность;

Увлекательность;

Использование ярких художественных средств;

Образность;

Игра;

Удивление;

Поиск;

Парадоксальность.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.

Эмоциональный блок

Задача учителя – вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.

Этот этап необходимо организовывать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познание нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учёбе, то есть к появлению положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности.

Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно», «что открыли, узнали на уроке?»)

Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую эмоциональную речь учителя.

Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных ситуаций, юмористических минуток.

Мотивационно - целевой блок

Задача учителя – обучить целеполаганию в учении и их реализации.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации;

2. Формулировка основной учебной задачи;

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Методические приёмы:

Прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.

Реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий.

Предоставление права выбора, через равноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности.

Практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок

Задача учителя – формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система.

Методические приёмы:

Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок»

Необычная форма преподнесения материала, стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий, установление противоречий, создание проблемной ситуации.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений

Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешения противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Здесь важно включение всех учащихся в активную учебную работу. Однако, приёмы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти проблемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, так как попав в группу одноклассников, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

Методические приёмы:

Включение всех учащихся в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью;

Наблюдение за чужой деятельностью приводит к становлению мотивации учения;

Выбор форм коллективной и групповой деятельности зависит от особенностей класса и характера учителя.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в мире.

Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации. Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Таким приёмом, стимулирующим мышление, является создание учебно-проблемных ситуаций.

Схема создания проблемных ситуаций:

Создание учебно-проблемной ситуации

Практическая работа

Интенсивное развитие мышления

Положительная мотивация

Метод проектов

Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.

С точки зрения учащегося , учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП (учебно-воспитательный процесс) школы является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру:

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.

5. Собственно защита проекта.

Цель проекта:

  • Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
  • Развитие моторики.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие личности младшего школьника.
  • Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

Развитию речи и обогащению словаря;

Развитию умения работать в коллективе;

Расширению кругозора учащихся;

Повышению мотивации учащихся;

Поощрению творчества;

Воспитанию самостоятельности;

Развитию обще учебных умений.

Трудности, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении проектов, можно условно разделить на две группы;

  • Трудности, связанные с организационной стороной проекта и управлением деятельностью учащихся
  • Трудности, обусловленные содержанием проекта.

Существуют различные классификации проектов.

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

1) личност-

ные

2) парные

1) краткосрочные

2) средней

продолжительности

3) долгосрочные

1) творческий

2) исследова-

тельский

3) ролево-игровой

4) практико-

ориентированный

5) информацион-

ный

1) моно-

проект

2) межпред-

метный проект

Формы проекта:

Выставка, коллаж

Инсценирование, драматическое представление

Репортаж, интервью, сообщение

Стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат

Экскурсия, поход

Ролевая игра

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

На начальном этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения:

  • планировать текущую работу;
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
  • вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);
  • осуществлять взаимообогащающее общение;

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;

– умение задавать уточняющие вопросы;

– умение выступать перед аудиторией;

– умение проявлять организаторские способности.

Уровни участия на всех этапах проекта это:

Исследователь (пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями)

Фотограф (делает фотозарисовки)

Художник (ведет хронику в художественном исполнении)

Участник (выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями)

Ожидаемые результаты от проектной деятельности:

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование Интернета и др.

Приобретение коммуникативных навыков.

Развитие речи и обогащение словаря.

Положительное влияние на воспитание личности учащегося.

Активное участие родителей учеников в школьной жизни ребенка.

Повышение профессиональной компетентности учителя.

Учащимся очень нравиться заниматься исследовательской деятельностью потому, что:

Каждый может проявить себя как, творческая личность,

Каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”,

Добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,

Развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,

Развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,

Воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причём учиться хорошо, отлично. Подводя итог, можно сказать, что

Умело подобранный материал к уроку;

Внеклассная работа по предмету;

Работа научного общества с одарёнными детьми;

Интегрированные уроки;

Проблемное обучение;

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;

Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач

разовьёт его мотивационную сферу и поможет достичь высоких результатов.