Работница станции метро «Щёлковская» Светлана Вязьмина стала победительницей ежегодного конкурса «Лучший дежурный по станции». Проводился он в рамках общегородского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» .

Финальный этап конкурса дежурных проходил в актовом зале главного управления Московского метрополитена . Из ста участников после первого, теоретического этапа - тестирования - в финал прошли девять человек. Все они представительницы прекрасного пола. Исторически так сложилось, что у Службы движения метрополитена - женское лицо. В числе девяти финалистов была и Светлана Вязьмина из ВАО.

В ходе испытаний дежурных проверили на знание сигналов, названий станций метро, а также столичных достопримечательностей, которые расположены неподалёку. Самым зрелищным стало испытания по извлечению специальными клещами предметов, упавших с условной «платформы»-сцены на пути. Перед конкурсантками рассыпали вещи, которые пассажиры чаще всего роняют - сумки, обувь, документы, книги. Вооружившись длинными изолированными клещами-хватателями за 15 секунд опытные дежурные достали все, даже совсем небольшие предметы.

На практическом этапе конкурсанткам предстояло показать свои технические навыки. Они должны были правильно ставить «закоротку» и переводить стрелку специальной рукояткой - курбелем. «Закоротка» или «короткозамыкатель» (две скобы, соединенные тросом) - это заземляющее устройство, соединяющее контактный рельс с ходовым.

Случайному наблюдателю может показаться, что установка «закоротки» на путевой и контактный рельс не так уж и сложно. Или манипуляции с курбелем - поставил рукоятку в паз и крути до щелчка. Однако в реальной обстановке для выполнения этих операций необходимо спускаться в тоннель, где оборудование подключено к току высокого напряжения. Благодаря же уникальной учебной базе на конкурсных состязаниях все эти действия выполнялись в аудиториях, где смонтированы участки путей с контактным рельсом, а также переводящие «стрелки».

Сложнее всего справиться с волнением

При выполнении заданий обязательным было строгое соблюдение алгоритма. Причём, в процессе выполнения следовало чётко проговаривать каждое действие. Жюри немедленно снимало баллы, если вдруг забыл упомянуть, например, о заполнение Журнала спуска в тоннель…
Как прокомментировали сами девушки, работа дежурного по станции заключается, прежде всего, в точном следовании инструкции. Каждая из них умеет действовать автоматически, но на конкурсе все равно все волновались…

Конкурсанткам, спорившим за звание лучшего дежурного по станции, удалось прийти к финишу с минимальным отрывом. И всё-таки победу одержала представительница станции Щёлковская Светлана Вязьмина.

Второе место досталось Марии Смирновой - дежурной по станции 9 дистанции. Третье - Анне Мартыновой - дежурной по станции 5 дистанции.

Как призналась победительница, Светлана Вязьмина, на подготовку к конкурсу у неё было совсем мало времени, поскольку буквально накануне его она вышла из отпуска. Светлана получила памятный знак, букет цветов и ценный подарок. Всё это ей вручил начальник службы движения Московского метрополитена Александр Гордин.

Елена Птицына

Дежурный по станции — это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах. Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях, по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов. Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы, вагоны, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции. Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции, соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения — главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции — одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте — залог безопасности пассажиров и перевозок грузов.

У 23-летнего Сергея Горбунова должность ответственная и серьезная – дежурный по станции.

А работа – в самом центре Кулундинской степи, в Славгороде. «Не мы выбираем дорогу, дорога выбирает нас», – говорит он. Мысль зрелого мужчины, хотя в этой профессии он работает всего год.

– Какое образование необходимо, чтобы стать дежурным по станции?

– Как минимум нужно окончить железнодорожный техникум, получить техническое образование, а чтобы дальше двигаться по карьерной лестнице, необходимо высшее образование. Я учился в СГУПСе в Новосибирске по специальности «Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте».

– Что входит в ваши обязанности?

– Основная задача – обеспечение безопасности движения поездов. Во время своей смены дежурный по станции распоряжается всеми операциями, связанными с приемом, отправлением и пропуском поездов и маневровой работой, то есть развозом местного груза по подъездным железнодорожным путям. Работу надо организовать так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок.

– У вас очень строгая дисциплина, ни шагу от регламента?

– Для соблюдения безопасности движения поездов необходимо соблюдать регламент и действовать согласно инструкции. Хоть железнодорожный транспорт и считается одним из самых безопасных, ситуации случаются разные. Безопасность на участке пути зависит не только от дежурного по станции, но и от машинистов, движенцев, путейцев, электромехаников, связистов, энергетиков.

У нас очень хороший, доброжелательный коллектив. Так совпало, что на станции работают специалисты, которые уже в профессии по 20-30 лет, есть молодые, как я. Нам очень помогают наши опытные коллеги, они все рассказывают, советуют, приходят на помощь. В стороне не остается начальник станции Анатолий Подсадний, который подсказывает, объясняет, делится с нами своим опытом.

– Почему выбрали именно эту профессию?

– Мой отец 20 лет отработал на станции Славгород в той же должности. При выборе профессии я долго не думал и учился по целевому направлению. По распределению направили сюда.

– С какими сложностями вы столкнулись, придя на свое место?

– К некоторым вещам пришлось привыкать, адаптироваться. Например, у нас строгий регламент переговоров. Приходится очень много разговаривать. После смены иной раз говорить ни с кем не хочется. Эмоционально за смену устаем. Смена у нас, к слову, 12 часов. Дневная – с восьми утра до восьми вечера. И ночная – с восьми вечера до восьми утра. В ночные смены в первое время было тяжело, скорее, не тяжело, а непривычно спать днем и бодрствовать ночью.

– Какими чертами характера должен обладать человек вашей профессии?

– Внимательность – один из главных критериев. Ответственность, реакция, память, самодисциплина, самоконтроль, концентрация внимания, потому что постоянно нужно за всем следить. Каждое неверное действие может повлечь за собой серьезные последствия.

Хороший ли доход приносит работа? Особенно для молодых фактор заработка играет ведущую роль.

– Заработная плата достойная. Меня вполне все устраивает, кроме того, есть перспективы карьерного роста.

– Вы довольны, что по распределению попали именно сюда?

– Для меня Славгород – родной город, на железной дороге лучше начинать с небольших станций, чтобы набраться опыта. Это не такая крупная, как ближайшие Кулунда и Карасук.

Нравится ли вам самому ездить на поездах?

– После первого курса я работал проводником. За неделю мы проделывали путь от Адлера до Владивостока, преодолевали по 10 часовых поясов. И тогда мне казалось, что я накатался на всю жизнь. На данный момент понимаю, что это была усталость, мне и сейчас часто приходится ездить на поездах, и делаю это с удовольствием.

- Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

- Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Я считаю, что в специальностях, связанных с работой на железной дороге нужны психологическая устойчивость, умение самостоятельно и быстро принимать решения в любых ситуациях.

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?

Для меня самая большая трудность - это сменный график работы, работа в ночное время.

- Что самое интересное в Вашей работе?

Для меня самое интересное - это возможность принимать решения самостоятельно.

- Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

Творческие способности - нет, а вот проявляю себя постоянно, так как работа требует большой самостоятельности.

- Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

Да, моя мечта сбылась.

- Помните ли вы, откуда узнали об этой профессии?

Моя мама работала на железной дороге, я часто бывала у нее на работе. Так я узнала о том, что на железной дороге существует много различных специальностей и мне захотелось тоже там работать.

- Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?

Без моей профессии сложно представить железнуюдорогу. Если не было бы таких специалистов, то на железной дороге была бы путаница: поезда сталкивались бы друг с другом, не знали, в какое время отправляться и по какому маршруту.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Доход в моей профессии средний, но радует стабильность.

Ответственным людям, самостоятельным, умеющим быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Нужно помнить, что моя профессия оказывает большую психологическую нагрузку; вызывает частую усталость.

- Как Вы видите свою профессию в будущем?

Думаю, что в будущем моя профессия будет такой же нужной и важной на железной дороге.

- Чтобы Вы предложили усовершенствовать в своей профессии?

Сложный вопрос, меня всё устраивает. Но наверно, я бы предложила усовершенствовать систему оповещения о прибытии и отправлении поездов.

- Были ли у Вас моменты разочарования в профессии?

Нет, никогда не разочаровывалась в своей профессии.

- Возможен ли в Вашей профессии карьерный рост?

Да, возможен. Можно стать поездным диспетчером или начальником станции.

Интервью провел Беленкин Дмитрий Владиславович,

Ученик 6 класса МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1»