Вопрос №9

Работник сервиса работает в постоянном взаимодействии с людьми. Эффективность его деятельности во многом определяется умением правильно выстроить отношения с людьми, найти с ними психологический контакт. Работник сервиса должен уметь регулировать и свое собственное эмоциональное состояние, формировать у потребителей благоприятное мнение о своем предприятии и своей деятельности. Одним словом, работник сервиса должен постоянно учитывать психологический аспект взаимодействия с клиентами. С этой целью ему необходимо обладать знаниями и умениями в области практической психологии.

Прежде всего работнику сервиса необходимо научиться формировать благоприятную психологическую атмосферу на своем предприятии. Может быть, вы замечали, что поведение людей во многом определяются той социально-психологической атмосферой, в которую они попадают. Так в недружественной атмосфере человек, сам того не замечая, становится раздражительным, агрессивным. В атмосфере принятия и любви, наоборот, в человеке пробуждаются творческие стремления и силы. Одна атмосфера побуждает человека совершить преступление, даже если этого у него и не было в планах, а другая, наоборот, останавливает преступника. Человек словно все время оказывается в некотором магнитном поле, в котором одни действия притягивают, их хочется совершать, а другие отталкивают. Каждому известно, что не всегда можно выполнить принятое решение. Например, решил бегать по утрам. Просыпаешься утром, но тело так притягивается к кровати, что нет никаких сил, способных поднять его. Но в другой психологической атмосфере все это может быть достигнуто очень легко.

Создавав благоприятную психологическую атмосферу на своем предприятии, работник сервиса тем самым создает значимое условие для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности. Было давно замечено, что в одной психологической атмосфере люди совершают трудовые подвиги, а в другой – не способны осуществить даже самые элементарные действия. Устойчивая психологическая атмосфера называется психологическим климатом. Как показывают исследования, успехи любого трудового коллектива во многом определяются тем социально-психологическим климатом, который господствует на предприятии.

Таким образом, «под социально-психологическим климатом подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу» . В присутствии других людей поведение и состояние любого человека меняется. Попадая в общество, человек обнаруживает, что в нем пробуждаются новые силы или гаснут прежние. В психологии известны феномены социальной фасилитации и социальной ингибиции. Социальная фасилитация (от англ. facilitate – облегчать) - повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов . Социальная ингибиция (от лат. socialis – общественный и inhibere – сдерживать) – социально-психологический феномен, который заключается в снижении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей .



Сталкиваясь с другими людьми, мы непроизвольно чувствуем их отношение к нам и невольно начинаем реагировать на них в соответствии с их ожиданиями. Мы реагируем на мимику людей, их позы и жесты, их манеры и стереотипы. Сами того не желая своим поведением мы можем запустить у другого человека тот или иной стереотип сознания или поведения. Необходимо понимать, что то, что мы видим, есть не объективная действительность. Мы видим субъективные образы объективной действительности. Эти образы создает наша психика. Что-то в этих образах соответствует реальной действительности, а что-то нет. Те образы, которые мы видим, не охватывают действительность целиком, а раскрывают перед нами лишь те или другие ее стороны. Образы, создаваемые нашей психикой, в конечном счете, определяют и наши эмоции и те силы, которые пробуждаются в нас. Например, мы хотим рассказать что-то интересное человеку, но видим его скучающий взгляд. В результате, наше желание может пропасть, и мы испытаем негативную эмоцию в присутствии этого человека. Что произошло? Мы почувствовали по мимике тот образ, который создала психика этого человека. И этот образ остановил наш рассказ, заставив нас переоценить значимость нашего сообщения. Даже если сообщение было значимым, у нас может сложиться представление о нем, как о чем-то незначимом и неинтересном, и мы забудем о нем. Более того под влиянием другого человека мы сами не заметим как наше видение мира, наши образы и наши состояния изменятся и то, что нас привлекало, может начать отталкивать, и наоборот.

Как отмечал Платон, здоровье души (т.е. психики) определяется тем, чем она питается. А питается психика образами. Если психика запечатлевает некрасивые образы, она расстраивается, теряет духовную силу, становится тяжелой и противоречивой. Если же психика видит по-настоящему прекрасные образы, она вдохновляется, наполняется силой и может преодолеть многие препятствия, даже не заметив этого. Если человек совершает предательство, преступление его душа напитывается всем этим и расстраивается, лишается силы. Если же человек совершает хорошие поступки и видит примеры доблести и справедливости, его душа обретает доблесть. Каждый человек, по мнению Платона, должен заботиться как о своей душе, так и о душах других людей. А забота эта заключается в правильном питании души. Таким образом, необходимо не допускать в душу негативных образов, разрушающих ее, и культивировать в ней положительные образы.

Примеры подобной заботы мы, в частности, видим в жизни людей средневековья. Забота эта заключалась в постоянной борьбе с дурными мыслями и культивированием мыслей о добре путем поста и молитвы. Некоторые святые говорили, что нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы видеть другого человека как бога после Бога. И если вам на ум приходит негативный образ другого человека, то нужно бороться с ним. Душа рассматривалась как поле, на котором могут прорастать как нехорошие мысли и образы, так и хорошие. Однако подобно тому, как на реальном поле сорняки не дают развиваться культурным растениям, так и в душе негативные мысли часто подавляют хорошие. Поэтому все хорошее в душе нуждается в заботе. Психологическая культура проявляется в том, что мы выпалываем сорняки в нашей душе и удобряем заботой то хорошее, что произрастает в ней. Напитываясь хорошими образами, наша душа обретает мир и покой, который она распространяет и на других людей. Наоборот, негативные образы поселяют в душе страх, ожидание несчастий, ненависть к другим людям. Такого рода состояния не только негативно влияют на окружающих, но и расстраивают наше физическое здоровье.

Представим, что в психике человека в силу разных факторов возник образ того, что он – жертва. Он начинает вести себя как жертва, чувствовать себя жертвой. В результате, окружающие люди чувствуют этот образ, и это вызывает в них желание нападать. Так формируется неблагоприятная психологическая атмосфера. А этот образ жертвы мог быть вызван в человеке, например, неодобрительным взглядом начальника, случайным словом, сказанным кем-то. Но человек не заметил, и не стал бороться с этим образом. Не здесь ли кроется объяснение таких феноменов народного сознания как сглаз или порча?

Таким образом, формирование благоприятного психологического климата предполагает постоянную заботу людей о своей психике. Такая забота и может быть представлена как психологическая культура. Психологическая культура – это «забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям» . В психологической культуре выделяют три основных компонента:

1. самопознание и самооценка;

2. познание других людей;

3. умение управлять своим поведением, эмоциями и общением.

Владея психологической культурой, каждый человек может быть сам для себя психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций [там же].

В литературе также используется термин психологическая культура сервиса. Психологическая культура сервиса – «это уровень психологических знаний, навыков и умений работников сервиса для учета индивидуально-психологических особенностей клиентов с целью выбора наилучшей тактики их обслуживания» .

Безусловно, невозможно заботиться о психике, не обладая знаниями о ней. Понимание закономерностей формирования образов в психике людей, позволяет управлять психикой и эффективно регулировать эмоции и поведение этих людей.

Общее понятие «культура» имеет множество определений, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей и видов. Наконец, существует самостоятельная система знаний — наука культурология.

Культура происходит от латинского глагола «colo , colere » - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом.

В самом общем смысле, мы понимаем под культурой, прежде всего, устойчивые формы человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Это некоторый набор кодов, предписывающих нам определенное поведение с присущими нам переживаниями и мыслями. Сама человеческая деятельность, познание и творчество являются источниками происхождения культуры.

Рассуждая о психологической культуре личности, пытаясь ответить на вопрос – «Что же понимается сегодня наукой под психологической культурой? », мы обращаемся к разработкам современных отечественных ученых, в частности к статье Деминой Л.Д. и Лужбиной Н.А. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ» в «Сибирском психологическом журнале» №40, за 2011 год.

В психологии долгое время отсутствовали системные исследования, посвященные феномену психологической культуры личности. В некоторых исследованиях изучались лишь отдельные ее составляющие: коммуникативная компетентность, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность и др.

Дополняя определения психологической культуры личности таких авторов как, Е.А. Климова Е.А., Н.Н. Обозова, О.И. Моткова, И.А. Ральниковой, Л.С. Колмогоровой и других, барнаульские ученые Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, считают, что психологическая культура личности – это системное образование, включающее не только информированность о законах функционирования психического мира, способах и приемах управления внутренней и внешней активностью, но и их практическое использование в повседневных жизненных ситуациях.

К таким поведенческим проявлениям ученые относят следующее:

конструктивное общение с близкими и дальними людьми , различающимися по национальным, возрастным, половым и другим признакам, что обеспечивает продуктивное разрешение личных, деловых и общественных вопросов;

сознательное «построение» своей жизни , судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни, что позволяет ставить осуществимые цели и задачи;

реализация единства внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем , саморегуляцию, самореализацию, саморазвитие на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития всех психических процессов, свойств и состояний;

достаточно гармонично организованное творчество – наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени;

конструктивное ведение дел , для чего характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель и т.п.;

гармонизация своего внутреннего мира – обеспечение полноценной духовной жизни, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих чувства, мысли и представления о себе, окружающих людях и т.п.

В структуре психологической культуры личности Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина выделяют

когнитивный,

ценностно-смысловой,

рефлексивно-оценочный,

креативный и

поведенческий компоненты.

В качестве системообразующего фактора, вступающего во взаимодействие и опосредующего развитие других составляющих психологической культуры личности, по их мнению, выступает социальный интеллект.

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию в 1920 году Э. Торндайком, который определил его как «способность к пониманию и управлению людьми, способность действовать мудро в межличностных отношениях». В настоящее время многие исследователи особо отмечают концепцию социального интеллекта Дж. Гилфорда, где под социальным интеллектом им понимается способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей.

Таким образом, рассмотрение социального интеллекта в качестве системообразующего фактора психологической культуры личности позволяет понять и объяснить многие феномены гармоничного функционирования личности, которые проявляются, например, в преобладающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии как себя, так и других людей; конструктивном общении и ведении дел; в саморегуляции своих желаний, эмоций и действий, привычек и т.д., что является залогом психологического здоровья личности.

По материалам «Сибирского психологического журнала» Томского государственного университета, за № 40, 2011 г.

Принято ли у нас ходить к психологу?

Культура обращения за психологической помощью в России пока только ещё формируется и практика психологии очень часто представлена в умах людей различными мифами и предрассудками. Многие из нас очень плохо представляют себе, чем занимаются психологи и кто они такие, с трудом различая психологов, психиатров, психотерапевтов, психоаналитиков. По современной статистике – более девяноста процентов нашего населения ни разу в жизни не обращались к психологу.

К кому мы привыкли обращаться в случае чего?

В нашей стране люди предпочитают решать свои проблемы не с психологами и психотерапевтами, а с гадалками, знахарями, народными целителями, экстрасенсами, колдунами. К ним за помощью, по данным социологических исследований, обращается примерно пятая часть граждан. Из тех, кто прибегал к таким услугам, 22% уверяют, что это всегда помогает решить проблемы, 46%, что это помогает иногда.

Психолог или гадалка?

Социологи считают, что у нас не принято посещать психологов и психотерапевтов. Понимание этих слов очень многими людьми связано с чем-то не нормальным, с какими-то отклонениями. «Я что псих, чтобы по психологам ходить?» — нередко мы можем слышать нечто подобное в повседневной жизни. В нашей ментальности корень «псих» чаще воспринимается большинством негативно, настораживая, настраивая на нечто неприятное. А «бабушки», гадалки, маги, экстрасенсы на хорошем счету, особенно растут их рейтинги с появлением в СМИ различных тематических шоу. Обращение к ним за помощью является достаточно распространенным явлением, особенно в сельской местности.

Почему экстрасенс «лучше» психолога?

Одной из причин, почему к таким людям больше обращаются за помощью, может являться и то, что у многих из нас нет желания самостоятельно вникать в суть своего вопроса, глубоко разбираться в собственных проблемах, самому нести ответственность за себя, свои действия и свою жизнь; спрашивать, прежде всего, с самого себя; ходить заниматься к психологу; серьёзно работать над собой и самому решать свои жизненные трудности. Ведь гораздо проще и намного легче переложить ответственность на кого-то: «это они на меня порчу навели, сглазили, приворожили, наслали родовое проклятие и тому подобное». Не редко за этим могут скрываться уход от ответственности, привычка не самому решать свои проблемы, а с помощью третьих лиц — целителей, магов, гадалок.

Зачем нужна психологическая культура личности человека?
Она необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику .
Желаю всем психического здоровья!

Психологическая культура личности

Познание самого себя , других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.

Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей; интеллекта , работоспособности, общительности , склонностей , социальной направленности личности, характера и темперамента и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские , отношения со сверстниками и партнерами , с друзьями и любимыми)

Психологическая культура человека…

Она является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое.
А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден.

Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

Формирование психологической культуры людей

Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. Лучшим вариантом стало бы ее включение в воспитательный процесс в семье и школе.
А то получается, что наша система образования заботится о физической культуре человека, а про психологическую -вовсе не думает.

Однако, в современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье.

Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям. Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.

Культура как система искусственных средств отличает человека от животных. Понятие «культура» многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832--1917). «Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». Вплотную этим вопросом занимались Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу «Culture: A critical Review of concepts and Definitions» в 1952 году. (На русском языке она вышла в 1992 году под названием «Культура: Критический анализ концепций и дефиниций»). Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по «упору» или «акценту» (на преемственность, на генезис и так далее). Вот некоторые из определений: «Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р.Бенедикт).

«Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг). «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П.Сорокин).

«Культура - прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет).

Мэтры отечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей.

Вопросы развития психологического здоровья и психологической культуры все чаще поднимаются в современной педагогической и психологической литературе. В научной среде сформировалось и активно используется понятие психологического здоровья. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в процессе жизни, где под нормой понимается не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека, а под субъективной реальностью понимается «душа», «внутренний мир», «индивидуальный дух», «человеческое в человеке». Но вслед за понятием психологического здоровья, по аналогии с медициной, возникает понятие психологической гигиены, а также и более общее понятие психологической культуры. Под психологической культурой следует понимать не просто знание причин возникающих психологических проблем и последствий тех или иных действий. Психологическая культура - это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

Учёные выделяют такое присущее человеку психологическое свойство как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по словам Ю.М.Лотмана, является определённым культурным достижением человечества и принадлежит человечеству в целом. Можно предположить, что интеллигентность - это высшая форма проявления сущности психологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентного человека являются человеческое отношение к миру и людям, привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. В представлении А.Ф.Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Д.С. Лихачёв высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность. Воспитание психологической культуры личности невозможно без определённого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, является собственно научная, пусть элементарная, но истинная - осведомлённость о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Под грамотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым, Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

Общая психологическая грамотность -- это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Но одних знаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основу психологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная и понимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культурной системой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов. По Виноградову Г. С. термин «детский фольклор» обнимает собою всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых.

Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений.

Это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза, его составляют:

· детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

· детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

· детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

Творческая, пристрастная переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним.

По определению М.В. Осориной, «детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности» . Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что она имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения. С точки зрения психолога, многие традиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическим тренингом навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознания и саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми и сотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях, в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опору и выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые в буквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка: отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой и таинственным миром сверхъестественного.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Педагогический институт

Факультет начальных классов

Специальность 050708-Педагогика и методика начального образования

Кафедра педагогики и психологии

Выполнила:

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Елена Кунченко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

к.ф.н.,доцент

Попова Надежда Николаевна

Мичуринск - Наукоград 2012

Введение…3

1. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование..5

1.2. Психологическая культура высокого уровня…8

2. Психологическая культура учащихся и ее повышение…10

2.2. Психологическая культура студента и педагога…13

3. Тестирование…15

Заключение…20

Список используемой литературы…21

Введение

Гармоничное состояние личности предполагает наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.



Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

По мнению О.И.Моткова психологическая культура (ПК) - наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Целью данной работы является исследование составных компонентов психологической культуры.

Объектом исследования является психологическая культура личности, а предметом - процесс зарождения и формирования психологической культуры личности, его основные закономерности.

Материалом(основным) послужили работы О.И Моткова, В.Н. Дружинина, Л.С. Колмогоровой.

Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития школьников и студентов. К образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в учебных заведениях, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации. Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда. В связи с этим задачами моей курсовой работы будут являться:

- изучение психологической культуры личности, ее основных компонентов, литературы по данной теме;

- оценивание силы психологических стремлений, а также степень полноты их осуществления в каждодневной жизни школьников и студентов, посредством тестов;

- сделать необходимые выводы.

Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование.

Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в

«нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т. д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна приноситреальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных. Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи. Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

Впервые определение понятия «психологическая культура» и методика ее изучения «Культурно-психологический потенциал» были описаны в книге «Психология самопознания личности» Моткова О.И. Оно по содержанию близко понятию «культура психической деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Абаев Н.В., 1989). Сегодня, как считает Олег Иванович, понятие ПК, иногда чрезмерно расширяемое и неверно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в сферу исследований личности и ее развития.

Колмогорова Л.С. утверждает, что имеют значение знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений. Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в :

Преобладающем хорошем самочувствии;

Глубоком понимании и принятии себя;

Позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

Высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений «хорошей жизни», она является

целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. «Хорошая жизнь» человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.