Гордиться

Горди́ться

глаг. , нсв. , употр. часто

Морфология: я горжу́сь , ты горди́шься , он/она/оно горди́тся , мы горди́мся , вы горди́тесь , они гордя́тся , горди́сь , горди́тесь , горди́лся , горди́лась , горди́лось , горди́лись , гордя́щийся , горди́вшийся , гордя́сь

1. Если вы гордитесь чем-либо или кем-либо, значит, вы испытываете чувство радости, большого удовлетворения при виде чьих-либо успехов, достижений в какой-либо области или же от осознания чьих-либо исключительных достоинств, способностей, положительных черт характера.

Он гордится своими детьми. | Я горжусь моей страной. | Гордитесь: вы написали прекрасную работу. | В районе построены две новые школы, проведены дороги - нам есть чем гордиться!

2. Если о ком-либо говорят, что ему нечем гордиться , значит, он ничего не достиг в жизни, не сделал ничего хорошего, достойного уважения, восхищения и т. п.

Тебе нечем гордиться: ни богатством, ни славой, ни честно прожитой жизнью.

3. Если о ком-либо с осуждением говорят, что он гордится , значит, он считает себя лучше всех, постоянно демонстрирует своё превосходство над остальными, относится ко всем с презрением.

Несмотря на свои успехи, он не задирал носа и не гордился.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Антонимы :

Смотреть что такое "гордиться" в других словарях:

    Величаться, возноситься, заноситься, зазнаваться, кичиться, надмеваться, чваниться, быть гордым; возгордиться, возмечтать о себе, возомнить (думать, мнить, иметь высокое мнение) о себе, вздернуть (поднять, задирать) нос, заспесивиться. Надулся,… … Словарь синонимов

    ГОРДИТЬСЯ, горжусь, гордишься, несовер. 1. кем чем. Испытывать радостную гордость. Он гордится своим сыном. 2. чем. Кичиться, величаться. «Что, красавица, нагло глядишь? чем гордишься?» Некрасов. 3. без доп. Держать себя горделиво, заносчиво. Что … Толковый словарь Ушакова

    ГОРДИТЬСЯ, ржусь, рдишься; несовер., кем (чем). Испытывать гордость от чего н. Г. успехами. Г. сыном. Г. нечем кому н. (нет оснований быть самоуверенным, важничать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    гордиться - гордиться, кичиться Стр. 0230 Стр. 0231 Стр. 0232 Стр. 0233 Стр. 0234 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    гордиться - кем чем и (разг.) за кого. И хочу трудиться так, жизнью жить такою, чтоб далекий мой земляк мог гордиться мною (Твардовский). Гордиться за сына … Словарь управления

    гордиться - очень гордиться … Словарь русской идиоматики

    Несов. неперех. 1. Испытывать гордость 1., 2.. 2. разг. Держать себя высокомерно, надменно. отт. Ставя что либо себе в заслугу, хвастаться, кичиться этим. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Гордиться, горжусь, гордимся, гордишься, гордитесь, гордится, гордятся, гордясь, гордился, гордилась, гордилось, гордились, гордись, гордитесь, гордящийся, гордящаяся, гордящееся, гордящиеся, гордящегося, гордящейся, гордящегося, гордящихся,… … Формы слов

    Стыдиться … Словарь антонимов

    гордиться - см.: Ну и гордись до пенсии! … Словарь русского арго

Книги

  • Еня и Еля Олимпиада в Волшебном лесу Сказки которые помогают интересоваться спортом укреплять здоровье уважать старания и труд гордиться достижениями радоватьсяпобеде ценить режим и порядок , Гончарова А.. Эта удивительная книга увлекает миром спортивных соревнований, знакомит с зимними видами спорта, объясняет значение слов и событий, связанных с Олимпийскими играми... Дети, читая чудесные…

Поводы для гордости будут зависеть от ваших приоритетов. Для кого-то это будут карьерные высоты, другой будет счастлив, что женился на молодой и красивой женщине, третий же победит на районных соревнованиях по шахматам и будет еще долго с улыбкой вспоминать этот день. Вы можете гордиться любыми достижениями, и чем больше таковых наберется, тем лучше для вас. Однако можно выделить наиболее распространенные поводы для гордости.

Работа и учеба

В молодости люди зачастую гордятся отличной учебой, а позже – работой. Причем, предметом собственного довольства могут быть как длительный хороший результат, так и отдельные взлеты. Стабильная учеба на отлично и регулярное выполнение плана не менее хороши, чем победы на олимпиадах и звание лучшего работника года. Также стоит подмечать и малые успехи: выполненная на высший балл контрольная или похвала от начальника также весьма приятны.

Семья

Семья – это еще один повод для гордости. Гордиться можно красивыми и преуспевающими мужем или женой. Ведь вам удалось привлечь внимание столь замечательного человека, добиться его и выстроить прочные отношения. Здоровые румяные дети, которые начинают читать по слогам, показывают свои первые рисунки, на которых смутно угадывается мама – еще одна возможность похвалить самого себя: вы регулярно не спали по ночам, вложили уйму сил в их воспитание, занимались с чадами, покупали им лучшие книжки и развивающие игрушки, и вот результат.

Здоровый образ жизни

Регулярно ходить в спортзал и питаться здоровой пищей – для некоторых это является настоящим подвигом, ведь куда приятнее лежать на диване и смотреть сериалы, лакомясь при этом мороженым из огромного ведерка. Если вы встали на путь борьбы за свое здоровье или хорошую фигуру, исправно занимаетесь спортом, талия сужается, и лишние килограммы уходят – это отличный повод для гордости, ведь вы последовательны и проявляете отменную силу воли. И даже если периодически вы срываетесь и прогуливаете тренировку в кофейне, это не должно омрачить вашей радости.

Успехи в хобби

Помимо работы, у многих людей имеются хобби. Кто-то по вечерам играет в рок-группе, иные мастерят из дерева и пишут стихи. Приглашения на концерты, восторженные покупатели ваших изделий, публикации в журналах и литературных сборниках – это ли не признание вашего таланта, которым гордиться непременно нужно, ведь вы это заслужили.

Спрашивает Анастасия
Отвечает Александра Ланц, 07.03.2011


Вопрос : "Можно ли собой гордиться,когда у тебя что-то получилось,когда ты преодалеваешь каки либо усилия над собой и все получается,с Божьей помощью конечно? В хорошем смисле.. Или это считается греховной гордостью?"
Мир вам, Анастасия!

Вот несколько Библейских текстов, которые я рекомендую вам выписать на отдельный лист бумаги, чтобы время от времени размышлять о них.

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его]... ()

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость ().

Погибели предшествует гордость, и падению - надменность ().

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь ().

Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу (Притч. 8:13).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

Откуда она берётся?

Истоки гордости находятся...

1) в непонимании того, каким человек, собственно, должен быть.

2) в попытках сравнивать себя с собой или с другими людьми

3) в желании быть закрытой системой, растущей исключительно за счёт себя самой, т.е. становиться лучше, умнее, сильнее и пр. за счёт самого себя, так, чтобы как можно больше славы принадлежало только тебе.

4) в желании самопрославления или другими словами - в желании самоуважения и уважения со стороны других людей, т.е. в желании видеть своё «я» хоть чуточку, но выше, хоть чуть-чуть, но больше... даже если речь идёт о каких-то отрицательных качествах этого самого «я».

5) в духе соперничества, который управляет этим миром.

К чему неминуемо ведёт гордость?

1) к возрастанию в гордости, т.е. если вы позволите себе хвалить себя за что-то одно, то обязательно появится ещё что-то, за что тоже придётся похвалить себя, а там ещё что-то...

2) к депрессиям, потому что когда вдруг оказывается, что ты упал (а падения неизбежны) там, где только что вознёсся, то синяки, ушибы, переломы (в зависимости от высоты, на которую гордость уже успела тебя вознести) будут давать о себе знать именно в симптомах депрессии. Депрессия или полная апатия так же появляется, когда осознав, что ты можешь гордиться чем-то, ты видишь, что в принципе не можешь гордиться чем-то ещё.

3) к зависти, т.к. гордость всегда возникает на основе сравнения, и если вдруг «образец» для сравнения уходит далеко вперёд, а ты чувствуешь, что уже никогда за ним не поспеешь, то возникновение зависти неизбежно, а там присовокупятся ненависть, раздражение и пр. Как ни странно, но можно завидовать даже самому себе.

4) к насаждению в сердце идольчиков и идолов в зависимости от того, в каком направлении развивается ваша гордость. Если это желание быть лучшим учеником, то идолом станет учёба, оценки, похвальбы от учителей, если это желание быть преуспевающим бизнесменом, то идолом станет бизнес, деньги, комфорт, если это внешний вид, то идолом станет внешность, мода и т.д.

5) к желанию абсолютной независтимости от кого бы то, чего бы то ни было. Чем сильнее гордость, тем меньше она позволяет человеку проводить время в совещаниях, в выслушивании советов, тем активнее она заставляет человека принимать решения в зависимости только от его собственных удобств и собственных представлений о том, что правильно, а что неправильно.

6) к трусости или нескрываемой наглости, бунту, потому что гордый человек либо будет очень бояться потерять все свои «достижения», а значит, не сможет смело смотреть в глаза возможным переменам, либо гордый человек пойдёт к маячащим впереди целям по чужим жизням.

Поэтому, дорогая Анастасия, если вы желаете оставаться в покое и радости , я очень советую вам гнать из вашего сердца любые намёки на появление в нём хотя бы самой малюсенькой гордости, потому что она не замедлит начать расти и шириться как раковая опухоль. Вот почему Бог Вседержитель ненавидит гордость – она пожирает людей, делает их неспособными услышать Его Голос, упрекающий и одновременно спасающий. Гордость, если позволить ей существовать в вашем сердце, однажды начнёт противиться всякой попытке Бога исправить ваш путь. «И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их» ().

Есть только один способ, позволяющий избежать появления любого вида гордости в вашем сердце. Вам необходимо верою ухватиться за утверждение Библии о том, что вы созданы по образу и подобию Бога. Это поможет вам перевести взгляд ваших духовных глаз с себя, своих каких-то достижений на Бога и начать постигать, Каков Он.

Да, когда вы переключите своё внимание с себя на Творца, вы неминуемо впадёте в шок о того, что Он бесконечно прекрасен, бесконечно свят, мудр, совершенен... а вы... даже сравнивать невозможно. Но когда вы начнёте это понимать, молите Бога во что бы то ни стало удержать ваш взгляд на Нём, чтобы вам не начать вновь водить вашими духовными глазами по сторонам в поисках какого-то стандарта пониже, подостижимее. Верою держитесь за то, что если Бог создал вас по Его Собственному образу и подобию, значит, есть какой-то путь примирения вашей, моей и всякой человеческой никчёмности и Его абсолютного совершенства!

Начало этого пути обозначено в «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Поразмыслите над этими словами. Действительно, что у вас есть, что вы не получились бы? Ум – от Бога, тело, в котором этот ум содержится, - от Бога, сила думать и действовать – от Бога, дыхание – от Бога, способности – от Бога. У вас нет ничего своего, а всё, что вы производите – это результат того, как вы используете мудрость, таланты, способности и пр., данные Богом. Чем вам хвалиться? Тем более, что от вас, как от Божьего ребёнка, ожидается , что вы будете развиваться, улучшаться и пр, потому что вы на то и были созданы, в вас изначально заложено стремление к этому и возможности достижения этого. Чем хвалиться в таком случае? Может ли двухлетний ребёнок хвалиться тем, что он начал ходить, а трёхлетний – тем, что начал говорить? Нет. Потому что это в них заложено и горе, если они по какой-то причине откажутся это делать – для них же хуже, не так ли? То же самое и с нами. Чем нам хвалиться, если мы просто делаем то, для чего предназначены и делает это за счёт силы Самого Вседержителя?

Продолжение пути примирения нашего с вами несовершенства с совершенством Бога обозначено в «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» . А! Так у нас всё-такие есть возможность хвалиться и быть гордыми! Только надо чтобы полностью поменялось направление . Если обычный человек направляет свои хвалы внутрь себя и на себя, то тот, кто познал любовь Божию, всегда будет направлять свои хвалы из самого центра своего сердца в Небо к Создателю. Вот почему Давид, чьё сердце взирало на Бога и только на Бога, всё более различая Его совершенство, Его красоту, Его мудрость, вот почему Давид пел:

Будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. ()

Апостол Павел вторит Давиду: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом » ().

Подведём некоторые итоги того, что было сказано?

Никогда и ни за что не допускайте в своё сердце желание гордиться собою или каким другим человеком, даже чуточку, даже в шутку, потому что гордость может заразить ваше сердце, быстро и незаметно запустив в него тьму и перекрыв доступы для Света.

Для того, чтобы противостоять гордости всегда помните о своём предназначении – уподобляться Христу и о том, что Сам Христос даёт вам для этого и силы и возможности.

На всех своих путях постигайте, Каков Бог, и учитесь превозносить только Бога, потому что только Он, собственно, и достоин превознесения, ведь только Он обладает абсолютным, бесконечным совершенством во всём. Для нас с вами нет и не может быть лучшего образца для подражания. А если при этом помнить о том, что Он, Такой огромный и прекрасный, ЛЮБИТ нас и постоянно протягивает нам руку помощи... то как можно не хвалить Такого Бога?

С любовью во Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Разное":

Гордость с нагрузкой

"Сняла решительно пиджак наброшенный. Казаться гордою хватило сил". Это было более или менее понятно: девичья гордость, не давай поцелуя без любви и вообще лирика. "С законной гордостью отрапортовал рабочий коллектив Захоперского снегоперерабатывающего комбината им. Внеочередного съезда о досрочном выполнении производственного плана за пятый квартал шестого года седьмой пятилетки". Это было уже чуть менее понятно, но зато привычно, вроде как лицо диктора Кириллова или очередь за печальными фрагментами коровьего скелета. И в общем-то тоже своего рода лирика.

Когда человек гордится дочкой, занявшей первое место на конкурсе юных музыкантов, это совсем понятно: в этой победе обнаруживаются следы его собственных душевных инвестиций. Если человек говорит: "Я горжусь своей дружбой с N", - это тоже понять можно: если такой достойнейший человек, как N, дарит тебя своей дружбой, значит, в тебе что-то есть.

Но та гордость, объектами которой служат вещи, никаким образом не тронутые нашим личным усилием или хотя бы участием, в моем представлении входит в круг явлений безусловно иррациональных.

Особенно в этом смысле причудливыми, хотя и самыми заметными на поверхности бурной общественной жизни мне кажутся два типа гордости - гордость "государственная" и гордость "национальная". Впрочем, это явления одного порядка. Странно это или не странно, но явления эти существуют, и не считаться с этим нельзя. Мало ли еще существует странных явлений в природе, а также в мире людей и вещей.

Можно, конечно, сказать, что чем, мол, ты гордишься - ты-то, мол, тут при чем! Смирись, мол, гордый человек. А что толку?

Так или иначе, но если непременно хочется гордиться, то для равновесия научись тогда и стыдиться. Лишь стыд может хоть как-то притормозить разрушительный потенциал безудержной гордости.

Хочешь гордиться Толстым и Достоевским, Менделеевым и Чайковским, победой над немецким фашизмом, Королевым и Гагариным? Гордись, если неймется. Но тогда изволь устыдиться разделов Польши, красного террора, Ленина-Сталина, раскулачивания, ГУЛАГа, пакта Молотова-Риббентропа, Катыни, Берлинской стены, подавления Пражской весны, зачисток чеченских сел, чекистского крюка и неиссякаемого потока вранья, которым тебя же неустанно кормит твое же родное государство.

А-а! Это все не ты, это другие? Ты к этому отношения не имеешь? А к "Войне и миру" ты имеешь отношение? А подо Ржевом ты был убит? А на околоземной орбите как тебе было, ничего? Скафандр не жал?

Если ты такой уж прямо, допустим, русский, что русее не бывает, и если тебе хоть убей приспичило изо всех сил гордиться дедами-победами да отцами-молодцами, то постыдись уж заодно и погромов, и мужика, своим бренным телом перегородившего выход из электрички, и гопника, на всех углах орущего "Россия для русских".

Если ты такой уж, допустим, еврей евреич и тебя распирает от гордости за Альберта Эйнштейна, Кафку и Иегуди Менухина, то устыдись в таком случае железного наркома Лазаря Кагановича и зубного техника Зяму, приворовывающего казенное золотишко и презирающего "этих гоев". Если тебе приспичило считать нобелевских лауреатов "из наших", то считай уж до кучи и комиссаров в пыльных шлемах, пламенно руководивших доблестными продотрядами. Сам, сам считай, не доверяй это дело нацистам.

Не хочешь стыдиться того, к чему сам не был причастен? Понимаю. Так и не гордись тогда.

Знаю, что призывы мои тщетны. Знаю, что чем больше у человека потребность в метафизической гордости, тем меньше ему охота чего-то стыдиться. А поэтому все время выходит так, что гордятся одни, а стыдятся другие.

Оно и понятно: для того чтобы уметь четко отделять объекты гордости от объектов стыда, требуется постоянная и очень напряженная работа ума, сердца, опыта, интуиции. Ибо это и есть работа по различению добра и зла.

Гордость и сама по себе относится к числу смертных грехов. Гордость, не уравновешенная стыдом, - грех двойной. Ибо в таком случае страсть эта приводит тебя к тому, что ты начинаешь гордиться как раз тем, чего следует стыдиться.

Да, существуют люди, которые без "чувства законной гордости" как без пряников. А поэтому чем меньше становится содержательно обеспеченных объектов гордости, тем более остервенелый характер носит охота за ними.

Догордиться, таким образом, можно и до мышей. Что, впрочем, повсеместно и происходит. Неугомонные, обуянные неутолимой страстью "гордецы" хватаются за все подряд - за шустрого попрыгунчика всея Руси Диму Билана, за без пяти минут финал футбольного чемпионата, за танковый турпоход по холмам Грузии, за счастливую, будящую патриотические восторги возможность прикрутить газовый крантик надменному соседу, за нечаянную радость стать благоговейными зрителями великого таинства - священного распила олимпийских бюджетов.

Лет пять назад я побывал в Челябинске, где провел пару дней. В один из них мне устроили маленькую автомобильную экскурсию по окрестностям города. Была жутко снежная зима, поэтому природные красоты оказались не слишком доступными моему взору. Некоторую визуальную недостаточность как умел компенсировал любезный и словоохотливый водитель, увлеченно рассказывавший, сколько грибов, ягод и рыбы здесь будет летом. Он же поведал мне и про страшную техногенную катастрофу, случившуюся в этих краях сколько-то лет назад.

Когда же мы проезжали мимо какой-то ничем особенным не выделявшейся местности, его голос сделался вдруг заметно звонче, а в интонациях послышалась отчетливая региональная гордость. "Между прочим, - сказал он, - вот это место, которое мы сейчас проезжаем, по данным ООН считается самым загрязненным в мире".

"Оу!" - на манер вежливого иностранца из советской кинокомедии произнес я и со всей деликатностью, на какую хватило моих способностей, попросил его прибавить скорость.

Ибо это именно то чувство, которое превозносит человека над другими людьми. Да, что там над людьми? Гордыня способна превознести человека над самим Господом и понятное дело, что ничего хорошего в этом нет.

Но признаюсь вам, я испытываю чувство гордости за поступок запорожского священника, который отказался отпевать некрещеного младенца, и вот почему:

На самом деле мне радостно осознавать, что среди нашего духовенства есть принципиальные, преданные Христу и Церкви люди, которые не бояться исповедовать свою веру во всей чистоте, не взирая на политическую конъюнктуру или пристрастия мира сего. Люди, которые не бояться пострадать за Христа. Не боятся скорбей и лишений. Люди, которые лучше и чище меня. Люди, с которых я могу брать пример. Потому что они на деле исполняют заповедь Спасителя: «Блаженны вы когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестие за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах…» (Лк. 6, 22-23).

Грех ли это? Вряд ли? Ибо чувство это не возносит меня над такими людьми. И даже наоборот, побуждает меня к покаянию за то, что я не полностью отдаю себя служению Господу и Его Церкви (может быть для этого чувства нужно найти какой-то другой, более подходящий термин?)

Но в это же время мне бывает стыдно за тех своих сослужителей, которые поливают грязью Церковь на разного рода антицерковных помойках, типа «Эха Москвы», или на страницах украинской ура-патриотической прессы. А некоторые умудряются даже делать это на католических ресурсах.

Вы спросите и что в этом чувстве (стыда за других людей) такого удивительного или необычного?

Так вот, не так давно, в одном из православных печатных изданий, мне на глаза попалась статья о том, как плохо испытывать чувство стыда за других. Ее автор, явно движимый благородным порывом ответить на критику Церкви со стороны светского общества, обрушился на всех тех, кому бывает стыдно за своих братьев по вере. Ибо по его мнению: «Стыд за других – то, что человек видит именно других намного хуже, и не хочет быть в их тени, не хочет, чтобы его ассоциировали с ними» .

Если говорит коротко, то в целом контекст статьи выдержан в стиле – «сам дурак», а именно: если вам вдруг стало стыдно за другого человека, то на самом деле, это чувство является признаком вашей духовной незрелости, реальной гордыни (т.е. греховного состояния) и самолюбия. Именно поэтому, делает вывод автор, если нам и должно быть за кого-то стыдно, то только за себя. А сами эти чувства (стыд за других и стыд за себя) несовместимы никоим образом.

Но важно даже не это. На мой взгляд, данный материал как раз и является признаком нашей духовной незрелости, попыткой самооправдания – худшего из пороков, мешающего нам трезво оценить свою жизнь, увидеть свои ошибки и недостатки.

По меткому выражению прп. аввы Исайи, самооправдание есть конец страстей! Если попытаться более глубоко вникнуть в смысл этой фразы, станет понятно ее истинное значение: самооправдание – это лакмусовая бумажка духовной жизни человека или, точнее сказать, оно есть свидетельство полного отсутствия духовной жизни в человеке, признак абсолютного доминирования страстей в нашей душе.

Привычка оправдывать свои недостатки, как правило, характеризуется полным отсутствием критического отношения к себе, т.к. оправдывающийся человек скорее склонен увидеть грехи ближнего, а собственное осуждение объяснить дьявольскими кознями или завистью окружающих.

Страсть к самооправданию рождается очень просто, легким наветом против тех, кто указывает нам на наши грехи и недостатки. Слушая такого человека, легче всего сказать себе: этот человек гордый (ему бы только обличать, да осуждать, т.е. опять тот же аргумент в стиле – «сам дурак») – и мы уже не можем смотреть на него иначе, как сквозь призму этого ложного «рассуждения», – мол, где же у него там гордость сидит? Думая так, мы, естественно, фактически без труда находим то, что ищем, потому что искать гордость в человеке – все равно, что искать песок в пустыне – не найти невозможно: песок повсюду, куда ни посмотришь. В противовес этому, мы невольно начинаем любить похвалы, лицемерие и человекоугодие. Нередко склоняя голову перед «хвалебным пением» в нашу честь и придавая смиренно-елейное выражение своему лицу, не забудем заметить: «Ну, что вы – я человек грешный!», хотя в это же время душа наша бывает преисполнена сладостного умиления и чувства собственной значимости.

Так что, скорее всего, автор разбираемой нами статьи и сам не заметил, как допустил явную ошибку, а лучше сказать нарушил логическую последовательность в рассуждении, а именно: для него стыд за других, и собственная гордыня являются тождественным понятиями. Таким образом, он нарушил сразу два закона логики: закон тождества и закон достаточного основания.

Почему так получилось понять трудно? Еще раз скажу – в реальности гордыня и производное от нее самооправдание, это такое состояние, когда нам неприятны замечания со стороны, а неприятны они нам именно потому, что мы видим себя лучше других и т.д.

В противоположность самооправданию, чувство стыда (не важно за себя или за других) принципиально несовместимо с гордыней. Стыд практически всегда рождается вследствие раскаяния человека. Можно даже сказать, – вследствие нашего покаяния. А у покаяния совершенно другой вектор, нежели у гордыни. Покаяние, стыд – это признак смирения, а не гордыни. И поэтому стыд за других вовсе не означает того, что мы автоматически считаем себя лучше этих людей. Стыд за других – это чувство боли и сострадания к тому человеку, по отношению к которому это чувство возникло. В нашей душе это чувство должно вызывать антипатию не к конкретному человеку, а ко греху, который тот сотворил. В том числе, это чувство должно и нас предостерегать от того, чтобы не впасть в аналогичных грех.

За Церковь нам действительно стыдиться нечего, т.к. Церковь свята и непорочна и Она – есть Тело Христово, Столп и утверждение Истины и т.д. Но все же Церковь это одна семья и мы в этой семье друг другу не чужие. Лично я воспринимаю любой публичный и непубличный грех своих собратьев священнослужителей (в том числе и иерархов), как личную трагедию родных мне людей. Да мне стыдно за тех, кто ведет в Церкви двойную жизнь (с одной стороны служит в ней, а с другой, ни за что, ни про что, поливает ее грязью).

Конечно же, я согласен с тем, что за себя лично нам тоже должно быть (хотя бы периодически) стыдно. И все же стыд за других людей очень часто является показателем того, что совесть в нас еще жива. Ну согласитесь, странно было бы узнать, что матери, сын которой совершил гнусный поступок (с нравственной точки зрения или уголовное преступление, например), не стыдно за своего сына. Что же она его хвалить должна? Нет, она должна взять ответственность за его воспитание на себя и поэтому в этой ситуации есть место обоим видам стыда. В противном случае получается так, что за себя стыдиться она может (мол виновата не доглядела), а вот за сына нет, – мол мальчик он у меня хороший и ни в чем не виноват (или в крайнем случае, – бес попутал). Что это если не боязнь взять на себя ответственность за грех близкого человека, воспитанием которого она занималась не один год?

И, кстати, ответственности этой не боялись святые отцы, которые прямо, без всякой тени ложного смирения говорили о проблемах и нравах современного им общества и внутри церковной жизни. Тем самым исполняя заповедь апостола Павла: « Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5,20).

В качестве примера позволю привести себе только лишь несколько цитат св.отцов на эту тему (хотя на самом деле таких цитат у св.отцов можно найти огромное количество). Уже апостолам приходилось писать горькие слова о своих учениках: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал. 5,7). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2, 20-21).

А вот свт. Григорий Богослов прямо пишет о том, что ему бывает стыдно за своих собратьев: «…Мне стыдно было за других, которые, будучи ничем, не лучше прочих (если еще не хуже) с неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело…».

В письме к своему другу св.Василию Великому он пишет: «Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое наружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды. Христос спит».

Да и сам свт. Василий Великий сказал не мало горьких слов на эту же тему: «…Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему… Я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому, боялся Господа, но и тот был, одержим диаволом. Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели соответствующей речам… Любовь охладела, разоряется учение отцев, частые крушения в вере, молчат уста благочестивых... И хотя скорби тяжкие, но нигде нет мученичества, потому что притеснители наши имеют одно с нами именование».

Вторит ему и свт. Григорий Двоеслов: «Смотрите, мир полон священников, но редко встречаешь делателя на жатве Божьей, ибо мы согласны облекаться епископским саном, но не исполнять обязанностей нашего сана. Есть, любимейшие братья, в жизни епископов великое зло, которое сокрушает меня. Дабы кто не подумал, что я желаю причинить кому-либо личную обиду, я самого себя первого в этом зле обличаю; вопреки моей воле я поддаюсь требованиям варварской эпохи. Это зло заключается в том, что мы вдались в занятия века сего и что наши действия не соответствуют достоинству сана. Мы бросаем дело проповеди. Если мы призваны к епископскому званию, то это, вероятно, в наше же наказание, ибо у нас только имя епископа, но нет достоинств. Те, кто нам вручены, отходят от Бога, а мы молчим; они гибнут во зле, а мы им и руки не протягиваем, чтобы вытянуть их. Занятые мирскими делами мы безразличны к судьбе душ».

Не оставались в стороне от насущных проблем своего времени и святые более близкого к нам времени. Так, в середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) рисует не менее печальную картину: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят… Положение Церкви и христианства самое горестное. Предсказанное в Писании совершается, охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось православие… Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем нельзя удержать… Вместе с разгульною жизнью явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству (что тут скажешь - прямо про наше время). Кутилы из крестьян кутят и впали в индефферентизм по отношению к религии; не кутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. Содержание духовенства скудеет и скудеет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода и что последствия этого положения должны быть многоплодны… Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления».

Так вот, именно для того чтобы дух нашего антихристианского времени не завладел нами полностью мы и должны не бояться стыдиться за свои неблаговидные поступки и за неблаговидные поступки других людей, в том числе наших оппонентов.