Структура фонемы (различительные признаки)

Различительные (дифференциальный), когда только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой.

Неразличительные (интегральные), так как нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку.

Описание системы фонем языка опирается на противопоставления фонем по различительным признакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Можно сказать, что фонема состоит только из этих. Фонологическая система невозможна без оппозиций: если в языке (например, французском) нет понятия мягких согласных фонем, то там нет и твёрдых согласных фонем, хотя произносимые звуки речи могут расцениваться носителями другого языка (например, русского) как твёрдые или мягкие.

Чаще всего, однако, различительные признаки, не влияющие на смысл, не осознаются носителями языка. Таковы, например, закрытые-открытые гласные в русском языке: в словах тесть [т’э̂с’т’] - тест [тэст] разные гласные звуки, но мы различаем слова тесть и тест по твёрдости-мягкости согласных. В русском языке открытые и закрытые гласные никогда не встречаются в одной и той же позиции; не существует ни одной пары слов, различающихся только закрытым-открытым гласным; закрытость-открытость гласного является лишь сопутствующим признаком мягкости-твёрдости согласного

Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз и попадают в разные произносительные условия называются дистрибуцией. В одних произносительных условиях фонемы не меняют своего звучания, в других меняют.

В одних произносительных условиях фонемы различаются и различают смысл, в лругих перестают различаться и различать смысл (сам - сом).

Произносительные условия называются позициями.

Позиции бывают сильные и слабые.

Сильные позиции – это позиции благоприятные для выполнения фонемой её функций.

Слабые позиции – это позиции неблагоприятные для выполнения фонемой её функций.

В кипрском греческом комплексы и встречаются в начале слова наряду с другими сочетаниями согласных, поэтому сочетания и считаются состоящими из двух фонем.



Системы фонем некоторых языков

Русский язык

Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 43 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж щ җ ц ч й к к" г г" х х"]. Иногда [җ] не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.

Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Английский язык

Точное число фонем английского языка зависит от диалекта и критериев выделения фонем, но большинство оценок сходятся на числе от 40 до 45. Это чуть выше среднего по языкам мира.

Фонему можно представить в виде набора дифференциальных (отличающих) признаков. Фонема - неделимая, основная единица.

Также фонема - класс вариантов звука (аллофонов).

Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные фонетические школы: Московская, Пражская, Ленинградская.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем.

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

Слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое

Согласные звуки.

Проход во рту, по которому идёт струя воздуха из лёгких может быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода – гласные.

Суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода – фрикативные согласные (спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): ф, в, с, з, ш, ж, й, х, а также гортанные придыхательные, сомкнутые, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду – смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

1) взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу (п, б, т, д, к, г, а также и гортанный взрыв);

2) аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух походит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно (пф, ц, дз, ч, дж);

3) носовые (назальные), когда смычка остаётся ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (м, н);

4) боковые (латеральные), когда смычка остаётся ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним т щекой образуется боковой обход, по которому и выходит звук.

5) Дрожащие (вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожание или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания (р).

Все фрикативные относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие – ф, с, ш, х

Звонкие – в, з, ж

Глухие взрывные – п, г, т, к.

Аффрикаты – пф, ц, ч.

Звонкие взрывные – б, д, г.

Аффрикаты – дз, дж.

Признаки, по которым классифицируется согласные звуки:

1. Место образования звука, то есть участие в образовании преграды определённого активного органа речи (языка, губ).

2. Способ образования звука, то есть та «работа» активного органа речи, которая создаёт преграду.

При образовании губных звуков преграда создаётся сближением нижней губой с верхней (п, б, м и мягкие производящие от них). Соответствующие звуки получили название губно-губных и зубно-губных

При образовании переднеязычных звуков преграда создаётся сближением передней части языка с зубами а альвеолами. Передняя часть языка очень подвижна, поэтому может принимать разнообразные положения, менять свою форму и величину сближаемых с зубами и альвеолами участков. От этого и зависит подразделение переднеязычных.

Так, различаются звуки дорсальные, апикальные, какуминальные. При образовании дорсальных звуков кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам.

При образовании апикальных звуков кончик языка поднимается вместе с передней частью спинки к верхним губам и альвеолам.

При образовании какуминальных звуков передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят.

При образовании среднеязычных звуков

Гласные звуки.

Широкие – а,

Средние – э, о

Узкие – и, у.

На слух гласные различаются прежде всего высотой тона, но не голосового. В каждом языке бывает самая высокая и самая низкая гласная.

При произношении гласных кончик языка не играет роли, он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью. При этом каждая часть языка поднимается на тот или иной уровень.

Если поднять переднюю часть языка и опустить заднюю, то получаются гласные, высокие на слух: при полном подъёме – и, при неполном – э.

Если же, наоборот, поднять заднюю часть и опустить переднюю, то получаются гласные, низкие на слух: при полном подъёме – у, при неполном – о.

Положение губ – очень важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон, округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивают переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон; эта артикуляция называется огублением или лабиализацией.

Наиболее важной характеристикой гласных звуков является деление по ряду:

гласные переднего ряда: и-э-ы;
гласные непереднего ряда: а-о-у.

Укажем самые существенные особенности согласных.

1. Противопоставление по мягкости/твёрдости:

а) парные: д-д, з-з, л-л, н-н, р-р, с-с, т-т, ц-ц, ;

б) непарные:
губные - б,п,м,в;
заднеязычные - к,г;
нёбные - ж,ш,ч,й.

Губные и заднеязычные смягчаются в положении перед гласными переднего ряда, образуя варианты фонем.
Нёбные ж,ш,ч всегда твердые; й - всегда мягкий.

2. Противопоставление по глухости/звонкости:

а) парные: б-п, д-т, з-с, з, -с, ж-ш, г-к;
б) непарные:
только звонкие - в, й, л, л, м, н, н, р, р, ;
только глухие - ч, ц, ц, .

3. Противопоставление по составу:

а) сонорные: л, л, н, н, р, р,м, в, й;
б) шумные: все остальные согласные.

Функции фонемы

Благодаря разному составу фонем, а именно употреблению разных фонем в одной и той же позиции. Точно также различные фонемы появляются в тождественных позициях, различая экспоненты, а тем самым и в целом

По одной фонеме содержат

  • экспоненты английских слов o /@U/ ‘нуль’, А /eI/ ‘оценка “отлично” (в американской школе)’
  • экспоненты немецких слов А /a:/ ‘ля (муз.)’, Е /е:/ ‘ми (муз.)’, o! /o:/ ‘о!, ах!’,
  • экспоненты французских слов а /a/ ‘имеет’, eau /o/ ‘вода’, ou /u/ ‘или’.

Однофонемными являются экспоненты многих морфем в этих языках. Экспонент языкового знака не может состоять меньше чем из одной фонемы.

Каждая фонема в потоке речи подвергается различным модификациям (видоизменениям) в результате:

  • коартикуляции (наложения артикуляций смежных звуков),
  • комбинаторных звуковых изменений типа аккомодации и ассимиляции ,
  • позиционных звуковых изменений типа редукции , обусловленных её реализацией в ударном или неударном слоге.

В середине ХIХ века, когда, благодаря успехам точных наук и техники, лингвисты получили возможность использовать для изучения звуковой стороны человеческой речи различные технические приспособления, они оказались в растерянности перед бесконечным многообразием звуков, не поддающимся точному учёту и систематизации. Ведь ни один звук не произносится абсолютно тождественно ни разными говорящими, ни даже одним говорящим при повторении. Снять это противоречие, упорядочить весь этот фонетический хáос, свести бесконечное многообразие реальных звуков речи к ограниченному числу повторяющихся единиц системы языка позволило введение понятие фонемы.
Фонемы это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
К основным функциям фонемы относятся следующие:

1. конститутивная (строительная) функция;

2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Система фонем

Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Отличие фонемных систем разных языков

Глава I. Методика экспериментального исследования и анализа полученных данных.

1. Методика сбора орфоэпических данных.

2. Методика обработки полученных данных.

3. Методика анализа полученных данных.

Глава II. Реализация фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным в современном русском литературном языке.

2. Новые данные.

2.1. Реализация фонемы 1)1 в позиции после согласного перед ударным гласным и в предударной части слова.

2.1.1. Фонетические факторы.

2.1.1.3. Количество слогов, предшествующих слогу с Г)/.

2.1.1.4. Твёрдость / мягкость предшествующего согласного.

2.1.1.5. Качество гласного, стоящего после /}/.

2.1.1.6. Количество согласных, стоящих перед 1)1.

2.ХАЛ. Качество согласных, стоящих перед 1)1.

2.1.1.В. Положение фонемы Г)! в первом / не первом слоге слова.

2.1.1.9. Темп речи.

2.1.1.10. Фразовая позиция.

2.1.1.11. Тема-рематические отношения высказывания.

2.1.1.12. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.1.2. Лексические факторы.

2.1.3.1. Пол говорящего.

2.1.3.2. Жанр речи.

2.1.3.4. Вид речи.

2.2. Реализация фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным в заударной части слова.

2.2.1. Фонетические факторы.

2.2.1.3. Количество слогов, предшествующих слогу с /]/.

2.2.1.4. Твёрдость / мягкость предшествующего согласного.

2.2.1.5. Качество гласного, стоящего после 1]1.

2.2.1.6. Количество согласных, стоящих перед Г)!.

2.2.1.7. Качество согласных, стоящих перед 1]1.

2.2.1.8. Темп речи.

2.2.1.9. Фразовая позиция.

2.2.1.10. Тема-рематические отношения высказывания.

2.2.1.11. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.2.2. Лексические факторы.

2.2.3.1. Пол говорящего.

2.2.3.2. Жанр речи.

2.2.3.4. Вид речи.

2.3. Реализация фонемы /]/ в позиции после согласного перед гласным в прилагательных с суффиксом -j-, в наречиях, образованных от прилагательных с суффиксом -j- при помощи приставки по-, и в числительном третий.

2.3.1. Реализация фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным в прилагательных с суффиксом -j-.

2.3.1.1. Фонетические факторы.

2.3.1.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.3.1.1.2. Количество слогов, предшествующих слогу с 1)1.

2.3.1.1.3. Качество согласного.

2.3.1.1.4. Темп речи.

2.3.1.1.5. Фразовая позиция.

2.3.1.1.6. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.3.1.2. Лексические факторы.

2.3.1.2.1. Стилистическая и частотная характеристика слова.

2.3.1.3. Социолингвистические факторы.

2.3.1.3.1. Пол говорящего.

2.3.1.3.2. Возраст говорящего.

2.3.2. Реализация фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным в наречиях, образованных от прилагательных с суффиксом -j- при помощи приставки по-.

2.3.2.1. Фонетические факторы.

2.3.2.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.3.2.1.2. Количество слогов, предшествующих слогу с 1)1.

2.3.2.1.3. Темп речи.

2.3.2.1.4. Фразовая позиция.

2.3.2.1.5. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.3.2.2. Лексические факторы.

2.3.2.2.1. Стилистическая и частотная характеристика слова.

2.3.2.3. Социолингвистические факторы.

2.3.2.3.1. Пол говорящего.

2.3.2.3.2. Возраст говорящего.

2.3.3. Реализация фонемы /]/ в позиции после согласного перед гласным в числительном третий.

2.3.3.1. Фонетические факторы.

2.3.3.1.1. Положение фонемы /]/ в конечном открытом слоге / в конечном закрытом и неконечном слоге.

2.3.3.1.2. Темп речи.

2.3.3.1.3. Фразовая позиция.

2.3.3.1.4. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.3.3.2. Социолингвистические факторы.

2.3.3.2.1. Пол говорящего.

2.3.3.2.2. Возраст говорящего.

3. Выводы.

Глава III. Реализация фонемы /]/ в позициях начала слова, между гласными и после гласного перед согласным в современном русском литературном языке.

1. Ранее установленные закономерности.

1.1. Начало слова.

1.2. Между гласными.

1.3. После гласного перед согласным.

2. Новые данные.

2.1. Реализация фонемы /]/ в позиции начала слова.

2.1.1. Фонетические факторы.

2.1.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.1.1.2. Расстояние до ударного гласного и количество заударных слогов.

2.1.1.3. Количество слогов, следующих за слогом с 1)1.

2.1.1.4. Качество гласного, стоящего после 1)1.

2.1.1.5. Количество согласных, стоящих после гласного с 1)1.

2.1.1.6. Качество согласных, стоящих после гласного с

2.1.1.7. Темп речи.

2.1.1.8. Фразовая позиция.

2.1.1.9. Тема-рематические отношения высказывания.

2.1.1.10. Наличие / отсутствие паузы перед словом.

2.1.2. Лексические факторы.

2.1.2.1. Стилистическая характеристика слова.

2.1.2.2. Частотная характеристика слова.

2.1.3. Социолингвистические факторы.

2.1.3.1. Пол говорящего.

2.1.3.2. Жанр речи.

2.1.3.3. Степень подготовленности речи.

2.1.3.4. Вид речи.

2.1.4. Реализация фонемы 1)1 в позиции между гласными и в позиции после согласного перед гласным.

2.2. Реализация фонемы 1)1 в позиции между гласными.

2.2.1. Фонетические факторы.

2.2.1.1. Количество предшествующих и последующих слогов.

2.2.1.2. Положение фонемы 1)1 внутри корня и на стыке морфем.

2.2.1.3. Качество гласного, стоящего перед 1)1.

2.2.1.4. Темп речи.

2.2.1.5. Фразовая позиция.

2.2.2. Лексические факторы.

2.2.2.1. Стилистическая характеристика слова.

2.2.2.2. Частотная характеристика слова.

2.2.3. Социолингвистические факторы.

2.2.3.1. Пол говорящего.

2.2.3.2. Жанр речи.

2.2.3.3. Степень подготовленности речи.

2.2.3.4. Вид речи.

2.3. Реализация фонемы 1)1 в позиции после гласного перед согласным.

2.3.1. Фонетические факторы.

2.3.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.3.1.2. Количество слогов, предшествующих слогу с

2.3.1.3. Количество слогов, следующих за слогом с 1)1.

2.3.1.4. Качество гласного, стоящего перед 1)1.

2.3.1.5. Количество согласных, стоящих после 1)1.

2.3.1.6. Качество согласных, стоящих после 1)1.

2.3.1.7. Темп речи.

2.3.1.8. Фразовая позиция.

2.3.1.9. Тема-рематические отношения высказывания.

2.3.2. Лексические факторы.

2.3.2.1. Стилистическая характеристика слова.

2.3.2.2. Частотная характеристика слова.

2.3.3. Социолингвистические факторы.

2.3.3.1. Пол говорящего.

2.3.3.2. Жанр речи.

2.3.3.3. Степень подготовленности речи.

2.3.3.4. Вид речи.

3. Выводы.

Глава IV. Реализация фонемы /j/ в позиции конца слова в современном русском литературном языке.

1. Ранее установленные закономерности.

2. Новые данные.

2.1. Реализация фонемы /j/ в позиции после твёрдого согласного и гласного в конце слова.

2.1.1. Фонетические факторы.

2.1.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.1.1.2. Количество предударных и заударных слогов.

2.1.1.3. Количество слогов, предшествующих слогу с

2.1.1.4. Темп речи.

2.1.1.5. Фразовая позиция.

2.1.1.6. Тема-рематические отношения высказывания.

2.1.1.7. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.1.2. Лексические факторы.

2.1.2.1. Стилистическая характеристика слова.

2.1.2.2. Частотная характеристика слова.

2.1.3. Социолингвистические факторы.

2.1.3.1. Пол говорящего.

2.1.3.2. Жанр речи.

2.1.3.3. Степень подготовленности речи.

2.1.3.4. Вид речи.

2.2. Реализация фонемы /}/ в позиции после мягкого согласного и гласного в конце слова.

2.2.1. Фонетические факторы.

2.2.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.2.1.2. Количество предударных и заударных слогов.

2.2.1.3. Количество слогов, предшествующих слогу с

2.2.1.4. Темп речи.

2.2.1.5. Фразовая позиция.

2.2.1.6. Тема-рематические отношения высказывания.

2.2.1.7. Наличие / отсутствие паузы после слова.

2.1.1.8. Гласный или согласный звук в начале следующего слова.

2.2.2. Лексические факторы.

2.2.2.1. Стилистическая характеристика слова.

2.2.2.2. Частотная характеристика слова.

2.2.3. Социолингвистические факторы.

2.2.3.1. Пол говорящего.

2.2.3.2. Жанр речи.

2.2.3.3. Степень подготовленности речи.

2.2.3.4. Вид речи.

2.3. Реализация фонемы 1)1 в позиции после двух гласных в конце слова.

2.4. Реализация фонемы 1)1 в позиции после ударного гласного в конце слова.

2.5. Реализация фонемы 1)1 в существительных с суффиксом 1)1 со значением лица женского пола, а также в отдельных словах с суффиксом 1)1 местоименного типа склонения.

2.6. Эксперименты по восприятию носителями русского литературного языка звуков на месте фонемы 1)1 в позициях после твёрдого или мягкого согласного и гласного в конце слова и после двух гласных в конце слова.

2.6.1. Фонетические факторы.

2.6.1.1. Позиция по отношению к ударному слогу.

2.6.1.2. Количество слогов, предшествующих слогу с

2.6.1.3. Исследуемый слог под ударением.

2.6.1.4. Место и способ образования предшествующего согласного.

2.6.1.5. Сочетание согласных в слоге.

2.6.1.6. Фразовая позиция.

2.6.1.7. Фонема 1)1 после мягкого согласного и гласного и фонема 1)1 после твёрдого согласного и гласного.

2.6.2. Лексические факторы.

2.6.2.1. Частотная характеристика слова.

3. Выводы.

Заключение научной работыдиссертация на тему "Закономерности реализации фонемы /j/ в современном русском литературном языке"

Исследование произношения звуков на месте фонемы 1)1 в позиции после твёрдого согласного и безударного гласного в конце слова; в позиции после мягкого согласного и безударного гласного в конце слова; в позиции после двух гласных в конце слова; в позиции после согласного и ударного гласного в конце слова; в существительных с суффиксом 1)1 со значением лица женского пола, а также в отдельных словах с суффиксом 1)1 местоименного типа склонения, и, кроме того, серия экспериментов по восприятию звуков на месте фонемы 1)1 носителями русского литературного языка в позиции после гласного в конце слова позволяет прийти к нижеследующим выводам:

3.1. Такие факторы, как: позиция по отношению к ударному слогу, количество предударных и заударных слогов, темп речи, фразовая позиция, тема-рематические отношения высказывания, наличие / отсутствие паузы после слова, жанр речи, степень подготовленности речи, несомненно, влияют на реализацию фонемы 1)1 в позиции после твёрдого согласного и безударного гласного в конце слова. Некоторое влияние оказывают также следующие факторы: количество слогов, предшествующих слогу с 1)1, частотная характеристика слова. Не было выявлено влияние стилистической характеристики слова и пола говорящего на реализацию фонемы /]/ в данной позиции.

3.2. На реализацию фонемы 1)1 в позиции после мягкого согласного и безударного гласного в конце слова влияет: темп речи, фразовая позиция, тема-рематические отношения высказывания, наличие / отсутствие паузы после слова, частотная характеристика слова, пол говорящего, жанр речи, вид речи. Кроме того, некоторое влияние оказывает количество слогов, предшествующих слогу с 1)1, и степень подготовленности речи. Не влияет на реализацию фонемы 1)1 в данном случае позиция по отношению к ударному слогу, количество предударных и заударных слогов и стилистическая характеристика слова.

3.3. На реализацию фонемы 1)1 в позиции после двух гласных в конце слова оказывает влияние лишь фразовая позиция, все другие факторы не способны изменить вероятность появления [и] или нуля звука на месте фонемы 1)1 в данной позиции. При этом в большинстве случаев в позиции после двух гласных фонема 1)1 реализуется нулём звука. Исследование реализации фонемы 1)1 в позиции после ударного гласного в конце слова не выявило факторов, способных хоть сколько-нибудь значительно повлиять на реализацию фонемы 1)1 в данной позиции. В подавляющем большинстве случаев фонема 1)1 в позиции после ударного гласного в конце слова реализуется [и]. Фонема 1)1 в существительных с суффиксом 1)1 со значением лица женского пола, а также в отдельных словах с суффиксом 1)1 местоименного типа склонения реализовалась нулём звука в 49,40% случаев. При этом часто реализация фонемы 1)1 нулём звука в данной позиции зависит от того, каким звуком реализуется фонема 1)1 в этих словах в позиции после согласного перед гласным.

3.4. Эксперименты по восприятию звуков на месте фонемы 1)1 носителями русского литературного языка в позиции после гласного в конце слова позволили:

1) подтвердить результаты, полученные в ходе анализа собранного материала и касающиеся реализации фонемы 1)1 в позиции после гласного в конце слова.

В результате проведенных экспериментов выяснилось, что аудиторы определяли, какое именно слово было произнесено только в позиции после согласного и гласного. В позиции после двух гласных более чем в половине случаев аудиторы не смогли понять, какое слово было произнесено и, затруднившись, ответили «не могу определить». Таким образом, очевиден вывод, что невозможно на слух определить, какое слово было произнесено с [и] или без него, если [и] находился в позиции после двух согласных. На восприятие звуков на месте фонемы 1)1 носителями русского литературного языка в позиции после гласного в конце слова оказывают влияние следующие факторы: позиция по отношению к ударному слогу, количество предшествующих слогов, фразовая позиция, позиция фонемы 1)1 после мягкого согласного и гласного и после твёрдого согласного и гласного, частотная характеристика слова. При этом не оказывают влияния следующие факторы: качество предшествующего согласного и сочетание согласных в слоге;

2) выяснить, оказывает ли влияние интонация на восприятие звуков на месте фонемы 1)1 носителями русского литературного языка в позиции после гласного в конце слова.

Исследование интонограмм всех пар слов, использованных в эксперименте по восприятию звуков на месте фонемы /)/, не подтвердило влияние интонации на восприятие звуков на месте фонемы 1)1 носителями русского литературного языка в позиции после гласного в конце слова.

Заключение

Результатом проведённого исследования явилось системное описание реализации фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным, в начале слова, между гласными, после гласного перед согласным и в конце слова в современном русском литературном языке, а также описание различных условий и факторов, влияющих на реализацию фонемы 1)1. Кроме того, была создана методика, позволяющая определять границы, выраженные в цифрах, в пределах которых звуки, произнесённые в конкретных примерах на месте фонемы 1)1, опознаются хорошо, опознаются с трудом и не опознаются.

В ходе первого этапа предпринятого исследования был собран массовый материал; проведено экспериментальное исследование восприятия звуков на месте фонемы 1)1 и, следовательно, получены данные, которые были использованы для анализа собранного в ходе эксперимента материала.

Вторым этапом исследования явилось проведение анализа собранного материала и детальное описание различных языковых и социолингвистических факторов, оказывающих влияние на произношение звуков на месте фонемы 1)1 в современной речи.

Цели, поставленные в начале работы, в общем и целом достигнуты, задачи решены.

Итоги проведённого исследования реализации фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным, в начале слова, между гласными, после гласного перед согласным и в конце слова в современном русском литературном языке позволили прийти к следующим выводам:

1. В современном русском литературном языке фонема 1)1 во всех исследуемых позициях может реализоваться нулём звука. При этом реализация фонемы 1)1 практически всегда зависит, прежде всего, от фразовой позиции и положения исследуемой фонемы по отношению к ударению. Эти два фактора оказывают очень сильное влияние на реализацию фонемы 1)1 тем или иным вариантом. Кроме того, анализ полученных в ходе исследования данных позволяет прийти к выводу, что на реализацию фонемы 1)1 в различных позициях часто оказывает влияние множество дополнительных факторов, однако такое влияние является скорее не прямым, а косвенным, способствуя некоторому увеличению или уменьшению количества реализаций фонемы 1)1 тем или иным звуком.

2. С точки зрения одного из главных факторов - положения исследуемой фонемы по отношению к ударению - можно построить своеобразную иерархию позиций от наиболее благоприятных для реализации фонемы 1)1 нулём звука к наименее благоприятным позициям: 1) позиция после заударного гласного перед согласным - 80,59%; 2) позиция конца слова после мягкого согласного и гласного (не в 1-м заударном слоге слова) -79,18%; 3) позиция конца слова после мягкого согласного и гласного (в 1-м заударном слоге слова) - 77,91%; 4) позиция после согласного перед гласным в заударной части слова (после заударного слога слова) - 73,67%; 5) позиция конца слова после твёрдого согласного и гласного (после заударного слога слова) - 70,44%; 6) позиция после согласного перед гласным в предударной части слова - 67,18%; 7) позиция после гласного перед согласным в предударной части слова (после предударного гласного и перед безударным слогом) - 65,13%; 8) позиция начала слова (перед безударным гласным) -61,80%; 9) позиция после гласного перед согласным в предударной части слова (после предударного гласного и перед ударным слогом) - 58,04%; 10) позиция конца слова после твёрдого согласного и гласного (после ударного слога слова) - 57,98%; 11) позиция после согласного перед гласным в заударной части слова (после ударного слога слова) - 50,96%; 12) позиция после согласного перед ударным гласным - 27,07%; 13) позиция после ударного гласного перед согласным - 16,78%; 14) позиция начала слова (перед ударным гласным) - 6,49% (см. таблицу 5.1).

Положение по отношению к ударению существенно для реализации фонемы 1)1 после согласного перед гласным в предударной части слова: перед ударным гласным - 27,07% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1, перед безударным гласным - 67,18% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1. Не столь важен этот фактор для реализации фонемы 1)1 после согласного перед гласным в заударной части слова: после ударного слога -50,96% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1, после заударного слога - 73,67% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1.

Положение по отношению к ударению почти определяет реализацию фонемы 1)1 в позиции начала слова: перед ударным гласным - 6,49% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1, перед безударным гласным - 61,80% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1.

Положение по отношению к ударению после гласного перед согласным в предударной части слова имеет некоторое влияние на реализацию фонемы 1)1: после безударного гласного, за которым следует безударный слог, а за ним - ударный, было зафиксировано 65,13% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1, после безударного гласного, за которым следует ударный слог - 58,04% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1. В том случае, когда фонема 1)1 находится в заударной части слова, положение по отношению к ударению имеет решающее значение: в положении после ударного гласного фонема 1)1 реализовалась нулём звука в 16,78% словоупотреблений, а в положении после безударного гласного - 80,59%.

Положение по отношению к ударению важно для реализации фонемы 1)1 на конце слова после твёрдого согласного и гласного: после ударного слога -57,98% произнесений с нулём звука на месте фонемы /)/, после остальных -70,44% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1. Если фонема 1)1 идёт после мягкого согласного и гласного, то положение по отношению к ударению не имеет значения: 77,91% и 79,18% произнесений с нулём звука на месте фонемы 1)1 после ударного слога и после безударного слога соответственно. Очевидно, что разница статистически не существенна.

3. В ходе исследования была предпринята попытка проверить, зависит ли реализация фонемы 1)1 в каждой конкретной позиции от как можно более широкого спектра факторов. При этом влияние таких факторов как темп речи, фразовая позиция, стилистическая характеристика слова, тема-рематические отношения высказывания, вид речи, жанр речи и степень подготовленности речи было проверено на примере всех исследованных позиций. Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет прийти к следующим выводам:

1) такой фактор как темп речи влияет на реализацию фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным и в предударной, и в заударной части слова, в позиции после гласного перед согласным, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного и после мягкого согласного и гласного; не влияет на реализацию фонемы 1)1 такой фактор как темп речи в позиции начала слова и между гласными;

2) фразовая позиция и тема-рематические отношения высказывания оказывают влияние на реализацию фонемы!)/ в позиции после согласного перед гласным и в предударной, и в заударной части слова, в позиции после гласного перед согласным, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного и после мягкого согласного и гласного, начала слова; фразовая позиция и тема-рематические отношения высказывания не влияют на реализацию фонемы 1)1 только в позиции между гласными;

3) стилистическая характеристика слова не оказывает влияния на реализацию фонемы 1)1 в позициях после согласного перед гласным и в предударной, и в заударной части слова, в позиции начала слова, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного и после мягкого согласного и гласного; стилистическая характеристика слова оказывает небольшое влияние на реализацию фонемы 1)1 в позициях между гласными и в позиции после гласного перед согласным;

4) вид речи оказывает незначительное влияние на реализацию фонемы 1)1 во всех исследованных позициях: после согласного перед гласным и в предударной, и в заударной части слова, в позиции начала слова, между гласными, в позиции после гласного перед согласным, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного и после мягкого согласного и гласного;

5) жанр речи также оказывает влияние на реализацию фонемы 1)1 во всех позициях: после согласного перед гласным и в предударной, и в заударной части слова, в позиции начала слова, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного и после мягкого согласного и гласного, между гласными и в позиции после гласного перед согласным;

6) степень подготовленности речи оказывает влияние на реализацию фонемы 1)1 в позициях начала слова, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного, кроме того, небольшое влияние этот фактор оказывает на реализацию фонемы 1)1 в позициях после согласного перед гласным в заударной части слова и в позиции конца слова после мягкого согласного и гласного. Этот фактор не оказывает влияния на реализацию фонемы 1)1 в позициях после согласного перед гласным в предударной части слова, между гласными и в позиции после гласного перед согласным.

4. Анализ материалов исследования показал, что в некоторых позициях можно выделить один единственный фактор, способный оказать преимущественное влияние на реализацию фонемы 1)1. Например:

1) на реализацию фонемы 1)1 в позиции после согласного перед гласным оказывает наибольшее влияние позиция по отношению к ударному слогу. В предударной части слова фонема 1)1 реализуется нулём звука лишь в 37,30% словоупотреблений, а в заударной части слова - в 60,88% словоупотреблений; этот же фактор является основным и для позиции начала слова.

2) на реализацию фонемы 1)1 в позиции конца слова оказывает основное влияние качество предшествующего согласного: после сочетания мягкого согласного и гласного реализация фонемы 1)1 нулём звука встречается чаще. Особенно чётко это различие видно в позиции после ударного слога: после сочетания твёрдого согласного и гласного доля реализаций нулём звука составляет 57,98%, а после сочетания мягкого согласного и гласного -77,91%.

Анализ собранного материала показал, что ведущим фактором, влияющим на реализацию фонемы 1)1 в абсолютном конце слова, является артикуляционная близость звука [и] и предыдущего гласного. В позиции после мягкого согласного и гласного тенденция к реализации фонемы 1)1 нулём звука действует наиболее ярко и последовательно.

Данные составленных таблиц убедительно показывают, что во всех случаях процент реализации фонемы 1)1 нулём звука значительно выше, когда фонема 1)1 стоит после гласного переднего ряда.

И если выявленные закономерности - влияние количества слогов, наличия паузы, темпа речи и др. - просматриваются достаточно чётко после твёрдого согласного и гласного, то после мягкого согласного и гласного сохраняется лишь «контур» этих закономерностей.

5. Интересным представляется тот факт, что в некоторых случаях реализация фонемы 1)1 оказывается связанной с артикуляцией гласного и слога, предшествующего анализируемому или следующего за анализируемым.

Так, если в позиции конца слова в последовательности ГСГ^ первый гласный [и3], то в позиции после твёрдого согласного и гласного фонема 1)1 реализуется звуком [и] в 58,50% словоупотреблений, а после мягкого согласного и гласного - в 27,60%; если же первый гласный [ы], то после твёрдого согласного и гласного возрастает количество реализаций нулём звука (36,40% реализаций [и] и 63,60% реализаций нулём звука), а после мягкого согласного и гласного - реализаций [и] (40,00% реализаций [и] и

60,00% реализаций нулём звука).

Показательно и распределение вариантов реализации фонемы 1)1 после слога, заканчивающегося фонемой /а/, противопоставленной фонеме /и/ по ряду и подъему. Казалось бы, в реализации фонемы 1)1 в этом случае должны проявляться сходные тенденции. Однако перед твёрдым согласным эта фонема реализуется [а], и в 69,60% словоупотреблений фонема 1)1 реализуется [и], а перед мягким согласным - [а"] или [а] (продвинутом по ряду и подъему), и фонема 1)1 реализуется нулём звука в 77,90% при [а"] и в 90% при [а]. Таким образом, можно говорить о влиянии на реализацию фонемы 1)1 артикуляционного сходства / контраста не только непосредственно предстоящего гласного, но и гласного предыдущего слога. Безусловно, это предположение нуждается в дополнительном специальном исследовании, но предварительные выводы о межслоговом взаимодействии сделать все-таки можно.

Кроме того, влияние слога, следующего за анализируемым, явно прослеживается в позиции начала слова. В том случае, когда в последовательности ]ГСГ второй гласный [и] или [и3], фонема 1)1 реализуется нулём звука заметно чаще, чем в остальных позициях.

Анализ собранного языкового материала позволяет связать реализацию фонемы /]/ с особенностями структуры звуковой цепи. Так, в позиции конца слова после твёрдого согласного и гласного максимальный процент реализации фонемы 1)1 звуком [и] (46,60%) наблюдается, если конец слова имеет структуру ГСГ]. После мягкого согласного и гласного процент реализаций звуком [и] не так высок - 24,90%, однако и в этом случае он все же выше, чем в других последовательностях. Таким образом, собранный материал показывает, что звуковая цепь именно такой структуры максимально устойчива в потоке речи.

6. Проведённое исследование позволило не только описать возможные реализации фонемы /)/ в различных позициях, выявив при этом всё многообразие факторов, способных оказывать влияние на реализацию фонемы 1)1 в той или иной позиции, но и установить, какие именно факторы влияют на восприятие звуков на месте фонемы 1)1 носителями русского литературного языка в позициях после твёрдого или мягкого согласного и гласного в конце слова и после двух гласных в конце слова.

Сводная таблица реализаций фонемы /¿/ в позиции после согласного перед гласным, начала слова, между гласными, после гласного перед согласным и в позиции конца слова

Положение фонемы Позиция фонемы /у по | отношению к месту ударения Количество словоупотреблений Отношение Б: А в % Отношение В: А в %

А: всего Б: с [и]. [)] В: с нулём звука

В позиции после согласного перед гласным Перед ударным гласным

Перед | ударным I 2276 гласным | 1620 616 71,18% 27,07%

В предударной части слова

Перед безударным гласным 780 244 524 31,28 % 67,18%

В заударной части слова

После ударного слога 3830 1822 1952 47,57% 50,96%

После заударного слога 2970 715 2188 24,07% 73,67%

В позиции начала слова, между гласными и после гласного перед согласным В позиции начала слова

Перед ударным гласным 1634 1528 106 93,51% 6,49%

Перед безударным гласным 3000 1136 1854 37,87% 61,80%

В позиции между гласными

Перед ударным гласным 702 251 451 35,75% 64,25%

В позиции после гласного перед согласным

После предударного гласного и перед безударным слогом 978 336 637 34,36% 65,13%

После предударного гласного и перед ударным слогом 224 88 130 39,29% 58,04%

После ударного гласного 2706 2220 454 82,04% 16,78%

После заударного гласного 474 90 382 18,99% 80,59%

В позиции конца слова После твёрдого согласного и гласного

В 1-м заударном слоге слова 1 1847 728 1071 39,41% 57,98%

В других заударных слогах 812 212 572 26,10% 70,44%

После мягкого согласного и гласного

В 1-м заударном слоге слова 892 157 695 17,6% 77,91%

В других заударных слогах 514 79 407 15,36% 79,18%

Список научной литературыАрзиани, Елена Леонидовна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Аванесов 1956 - Р.И. Аванесов. Фонетика современного русского литературного языка. Учеб. пособие для гос. ун-тов и пед. ин-тов. М., 1956.

2. Аванесов, Ожегов 1955 Р.И. Аванесов, С.И. Ожегов. Русское литературное ударение и произношение. Опыт словаря - справочника / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. М., 1955.

3. Бардин 1976 - К.В. Бардин. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976.

4. Баринова 1973 - Г.А. Баринова. Фонетика. // Русская разговорная речь. М., 1973. С. 40-150.

5. Бархударова 1999 E.JI. Бархударова. Русский консонантизм: типологический и структурный анализ. М., 1999.

6. Бархударова 2002 - E.JT. Бархударова. Явление вариативной реализации фонем и проблемы восприятия русской звучащей речи // Проблемы фонетики. Вып.IV. / Отв. ред. Р.Ф. Касаткина. М., 2002. С. 31-36.

7. БАС Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Гл. ред. В.И. Чернышёв. М., 1948-1965 г.

8. Бондарко 1961 JI.B. Бондарко. Оттенки русских ударных гласных. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. Л., 1961.

9. Грамматика 1960 Грамматика русского языка: В 2 т. Т. 1. М., 1960.

10. Грамматика 1980 Грамматика русского языка: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

11. Зализняк 2003 А.А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок. 110 ООО слов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.,2003.

12. Златоустова 1954 - Л.В. Златоустова. Длительность гласных и согласных звуков русского языка // Учен. зап. Казанского гос. ун-та. Т. 114, кн. 6. 1954. С. 99-123.

13. Златоустова 1962 - Л.В. Златоустова. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань, 1962.

14. Каленчук 1993 М.Л. Каленчук. Орфоэпическая система современного русского литературного языка: Дис. . доктора филол. наук. М., 1993.

15. Касаткин 2003 Л.Л. Касаткин. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.

16. Касаткин 2006 Л.Л. Касаткин. Современный русский язык. Фонетика. М., 2006.

17. Касаткин 2009 Л.Л. Касаткин. Орфоэпические правила реализации фонемы /j/ в современном русском литературном языке // Russian Linguistics / Vol. 33, 2009. С. 177-194.

18. Касаткин, Касаткина 2004 Л.Л. Касаткин, Р.Ф. Касаткина. Особенности реализации фонемы /j/ в позиции после согласного перед гласным в русском литературном языке // Russian Linguistics / Vol. 28,2004. №2. С. 227-236.

19. Касаткин, Чой 2005 Л.Л. Касаткин, М. Ч. Чой. Долгота / краткость согласного на месте сочетаний двух согласных букв в современном русском литературном языке. М., 2005.

20. Касаткина 1998 Р.Ф. Касаткина. Одно из воплощений русской фонемы /)/. // Язык: изменчивость и постоянство. К 70-летию JI.JI. Касаткина / Отв. ред. M.JI. Каленчук. Москва: ИРЯ РАН, 141-148.

21. Касаткина 2007 - Р.Ф. Касаткина. Компрессированные формы слов и фразовые позиции в русской речи. // Тезисы научной конференции «Фонетика сегодня V». М., 2007. с. 99-102.

22. КошутиЬ 1919 - Рад. Kouiymuh. Граматика руског je3HKa. 1. Гласови. 2-о изд. Пг., 1919. -LVI + 510с.

23. Крылов 1946 - И.А. Крылов. Полное собрание сочинений И.А. Крылова в Зт. / Под ред. Демьяна Бедного. М., 1946, т.З.

24. Кузнецов, Ott 1989 В.Б. Кузнецов, A.B. Отт. Автоматический синтез речи. Алгоритмы преобразования «буква-звук» и управление длительностью речевых сегментов. Таллинн, 1989.

25. Кузнецов 1997 В.И. Кузнецов. Вокализм связной речи: Экспериментальное исследование на материале русского языка. СПб., 1997.

26. Кузнецова 1965 A.M. Кузнецова. Изменение гласных под влиянием соседних мягких согласных. М., 1965.

27. MAC Словарь русского языка: В 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. 3-е изд. М., 1985-1988.

28. Матусевич 1976 М.И. Матусевич. Современный русский язык. Фонетика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. по специальности «Русский язык и литература». M., 1976.

29. Николаева 2000 Т.М. Николаева. От звука к тексту. М., 2000.

30. Николаева 2004 Т.М. Николаева. Семантика акцентного выделения. М., 2004.

31. Обратный словарь 1974 Обратный словарь русского языка. М., 1974.

32. Ожегов, Шведова 1995 С.И. Оэюегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. М., 1995.

33. ОС 1987 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы // С.Н. Борунова, B.JI. Воронцова, H.A. Еськова: Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1987.

34. Панов 1966 М.В. Панов. О тексте для фонетической записи // Развитие фонетики современного русского языка / Под ред. С.С. Высотского и др. М., 1966. С. 173-181.

35. Панов 1967 -М.В. Панов. Русская фонетика. М., 1967.

36. Панов 1979 М.В. Панов. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

37. Панов 1990 - М.В. Панов. История русского литературного произношения: XVIII-XX вв. М., 1990.

38. Панов 2002 - М.В. Панов. История русского литературного произношения: XVIII-XX вв. М., 2002.

39. Тихонов 1985 А.Н. Тихонов. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985.

40. Тихонов 2007 А.Н. Тихонов. Морфемно-орфографический словарь русского языка. М., 2007.

41. Частотный словарь 1977 Частотный словарь русского языка / В.А. Аграев, В.В. Бородин, Л.Н. Засорина и др.; Под ред. Л.Н. Засориной. М., 1977.

42. Щерба 1912 JI.B. Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. «Записки историко-филологического факультета С.-петерб. университета», ч. CVII, Спб., 1912, XI + 155с.

43. Эзоп 2009 Эзоп. Басни. // Перевод и комментарии М.Л. Гаспарова. М., 2009.

44. Gimson 1970 A.C. Gimson. An Introduction to the Pronunciation of English. London, 1970.260

ФОНЕМЫ И СИСТЕМЫ ФОНЕМ

1. Понятие фонемы

Ключевым понятием функциональной фонетики , или фонологии является понятие фонемы. Термином фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка.

Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделенные значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка - морфем , слов и их форм - принципиально невозможно без фонем, из которых строятся их означающие.

2. О соотношении фонемы и звука

Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

3. Функции, выполняемые фонемами

1)Конститутивная, или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал , из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)

2)Различительная, или дистинктивная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

6. Сильные и слабые позиции фонем

Различают позиции фонем сильные и слабые. Те положения, в которых фонема наиболее отчетливо может проявить свои признаки, называется сильной позицией. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. Слабой позицией называется положение фонемы слова, в котором происходит нейтрализация признаков данной фонемы (например, позиция конца слова для звонких и глухих согласных в русском и немецком языках - в английском и французском языках эта позиция для того же противопоставления сильная.).

7. Система фонем

Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

8. Отличие фонемных систем разных языков

1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в русском языке представлено 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во французском согласных и 15 гласных), в немецом 33(18 согласных и 15 гласных).

2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.

3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова в русском и немецком для звонких и глухих согласных - слабая, то во французском - сильная.

4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), например, твердость-мягкость, глухость - звонкость, смычность - щелинность. Оппозиция - противопоставление фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов: коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком, напр. б-п по признаку звонкости - глухости) и некоррелятивной (фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками а - т.)

9. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

1. Основные фонетические процессы:

Аккомодация;
-ассимиляция и ее виды;

Дессимиляция и ее виды;

2. Прочие фонетические процессы:

Эпентезы;

Протезы;
-диерезы.
3. Фонетические и традиционные (исторические)чередования.

Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические процессы.

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.

Прочие фонетические процессы.

Диэрезы (или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.

Но бывают диэрезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии , когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.

Эпентезы (или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.

Протезы (или надставки) являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не встречаются в середине слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же в й, которыми прикрываются начальные гласные, например, вострый, ето вместо это. В качестве протетических гласных в русском языке может выступать также и, например, в южнорусских диалектах говорят "ишла" вместо "шла". Здесь назначение и - разгрузить группу начальных согласных.

10. Слог и слогоделение.

1) Понятие слога.

2) Виды слогов.

3) Различные теории слога.

4) О соотношении слога и морфемы в разных языках.

Понятие слога

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных. Таков, например, чешский язык , в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk - волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.

Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус. яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.

Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.

Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении , например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.

Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.

Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.

Различные теории слога.

Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.

1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).

2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).

3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба)

11. О соотношении слога и морфемы.

Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.

Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.

12. Словесное ударение.

1. Определение словесного ударения

2. Типы ударения.

Редукция как следствие динамического ударения.

Качественная и количественная редукция.

Функции словесного ударения.

Ударение в фонетическом слове.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом. Так, в русском литературном языке ударный слог всегда и самый сильный, и самый долгий и, кроме того, лишь на ударных слогах может происходить движение тона. По мнению, немецкое словесное ударение является динамическим. Однако другие лингвисты, например Будагов считает, что в немецком языке имеются элементы силового и элементы музыкального ударения.

Каждому языку свойственны свои правила, регулирующие место ударения в слове. Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy, во французском языке ударение в слове всегда падает на последний слог в слове.

Различают ударение подвижное и неподвижное. Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает. Так чешский язык является языком с неподвижным ударением. Если мы будем изменять слово jeden (им. ед ч.), то в любой из полученных форм ударение будет падать на первый слог jedneho (род., ед. ч.). В русском языке ударение подвижное. Есть пары слов, которые различаются лишь ударением: замок - замок. Иногда значение слова при этом не меняется, например: творог - творог, обух - обух, налил - налил, иначе - иначе. То есть речь идет в данном случае о сосуществующих нормативных вариантах произношения одного и того же слова при отсутствии смыслового или стилистического различия.

Редукция.

Динамическое или динамически-комплексное ударение может быть причиной редукции. Редукция - это ослабленение и изменение звучания безударных слогов.

Различают редукцию количественную и качественную. При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняется в любом слоге.

При качественной редукции слоговые гласные безударных слогов делаются не только слабее и короче, как при количественной редукции, но и теряют те или иные признаки своего тембра, качества. Например, в слове воды - о находится под ударением и представляет собой гласный полного образования , который можно охарактеризовать как гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

Функции словесного ударения.

Словесному ударению обычно приписывают три функции: кульминативную (объединяющую), делимитативную (разграничительную), и дифференцирующую (словоразличительную).

Сущность кульминативнй функции заключается в том, что ударный слог, подчиняя себе соседние безударные слоги, связывает звучание слова в одно целое.

Связывая звучание слова в отдельное целое, ударение помогает слушающему одновременно разграничить одно значимое слово от другого. В этом проявляется делимитативная функция словесного ударения.

Дифференцирующую функуцию можно проиллюстрировать следующими примерами: руки - руки, ноги - ноги, ubersetzen - ubersetzen, August - August, alle - Allee.

Выше рассматривалось словесное ударение.

Рассмотрим теперь ударение в фонетическом слове . Под фонетическим словом понимается сочетание самостоятельного знаменательного слова со служебным, имеющее одно общее ударение. В фонетическом слове служебное слово обычно бывает безударным, оно примыкает к самостоятельному слову, на которое и падает обычно ударение. В зависимости от того, где находится неударное слово в пределах фонетического слова, говорят о проклитике и энклитике. Если безударное служебное слово стоит перед ударным самостоятельным словом, то это проклитика, например, у сестры. Если безударное служебное слово стоит после ударного самостоятельного слова, то это - энклитика. Например, посмотрел бы. Но не всегда под ударением в фонетическом слове находятся знаменательные слова, иногда односложные предлоги в русском языке принимают на себя ударение и тогда следующая словоформа оказывается безударной, например, на дом, на берег, по воду, по два. При одной словоформе могут находиться как энклитики, так и проклитики, например, на денек бы, в лесок бы.

13. Интонация.

1. Определение.

2. Два основных типа ударения.

3. О взаимодействии интонации с лексическими и грамматическими факторами языка.

Интонация - это ритмико-мелодический рисунок речи . Интонация представляет собой комплексное явление, в состав которого входят следующие компоненты: 1) частота основного тона голоса (мелодическая составляющая); 2) интенсивность (динамическая составляющая)

3) длительность, или темп (темпоральная составляющая) 4) тембр.

С чисто лингвистической точки зрения в языках следует различать два основных типа интонации.

1. При интонации первого типа меняется самый смысл слова, его исходное и основное значение. Интонация этого рода свойственна таким языкам, как китайский, японский и другие. Так в японском языке слово "su" может иметь значение гнезда или уксуса в зависимости от характера интонации, слово hi - "день" или "огонь". В этих случаях интонация более или менее резко меняет значение слова и выступает как важнейший фактор в системе языка.

2. Интонация второго типа имеет менее самостоятельное значение, чем интонация первого типа. Интонация второго типа лишь придает слову дополнительное значение, обычно резко не меняющее его смысла, как и смысла всего предложения. Такая интонация свойственна индоевропейским языкам.

Интонация взаимодействует с другими факторами языка - лексическими и грамматическими. Как отмечал в своей книге " Русский синтаксис в научном освещении", вопросительная интонация все больше повышается, делается все более сильной и напряженной, по мере того, как мы будем сравнивать между собой следующие три предложения:

Читал ли ты книгу?

Читал ты книгу?

Ты читал книгу?

В первом случае вопрос передается не только интонационно, но и при помощи частицы ли, а также порядком слов (глагол на первом месте). Во втором предложении вопросительная интонация должна быть несколько усилена, так как здесь уже отсутствует вопросительная частица ли, которая помогает передать вопрос в первом предложении, хотя и сохраняется второй помощник интонации - порядок слов, когда глагол продолжает оставаться на первом месте. Наконец, в третьем предложении интонация вопроса еще больше повышается, так как в этом предложении у нее уже не оказывается и второго помощника - порядка слов. И вопрос передается только интонацией. Таким образом, чем больше помощников - лексических (частица ли) и грамматических - порядок слов - бывает у интонации, тем слабее сама интонация: оттенки смысла передаются сразу несколькими средствами.

29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций. Фонема и аллофон.

Фонема является смыслоразличительной единицей. При этом фонема - целиком психичное явление, равно как и аллофон, реализацией их в речи является звук. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы., т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

Слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется.

30. Основные принципы фонологического анализа. (Аллофон. Виды дистрибуций).

Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к разным фонемам или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно поставить их в определенные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций:

1. контрастная.Фонемы находятся водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень.

2. дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке. Здесь качество звуков зависит от позиции.

3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую без изменения смысла слов, что свидетельствует о разных параметрах говорящего (местоположение, особенности речи).

31. Фонетические процессы в речи.

Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате появляются следующие фонетические процессы:

1. редукция (изменение длительности звуков в безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением: -силовое -количественное(ударный звук произносится более долго) -тоновое(изменение высотытона).

2. аккомодация - взаимное приспособление гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и наоборот.

3. ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет на последующий) -регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).

4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых или подобных звуков получается 2 различных звука. Процесс, противоположный ассимиляции(транвай, вместо трамвай).

32. слово, как основная единица языка.

слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую оболочку, слова); морфологической (совокупность грамматических и словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или цельностью, выделимостью и свободной воспроизводимостью в речи, семантическая валентность (т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов).

От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое единство звучания и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно, от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.


Опираться на теорию множеств, математическую логику, теорию алгоритмов. На основе применения «неколичественного» математического аппарата в теоретическом языкознании сформировалось направление, условно называемое комбинаторной лингвистикой – в ней используются методы математической статистики теории вероятностей, теории информации, математического анализа Современные инструментальные методы...

Широкого спектра знаний. Основному же термину «юрислингвистика» 10 лет – он был введён в 1999 году Н.Д. Голевым, доктором филологических наук, профессором, академиком СО РАН ВШ. §2 Проблемы становления современной юридической лингвистики Социальные функции языка исключительно широки. В литературе по социальной лингвистике регулярно отмечаются выходы языка в культуру, религию, этногенез, ...

И с логическим выводом. В третьей главе “Анализ употребления профессиональных фразеологизмов и терминологизмов в когнитивном аспекте” осуществляется анализ использования ФЕ профессионального и терминологического происхождения в современном английском и русском дискурсах. Фразеологизация терминов и профессиональных устойчивых сочетаний в современном английском и русском языках продиктована...

Меньше проявляется дифференцирование по полу в обслуживающем его языке». Фундаментальные принципы лингвистических исследований в современной лингвистике в связи с актуализацией проблем гендера, методологические основы изысканий лингвистов-гендерологов изложены в работах сотрудников Лаборатории гендерных исследований и других ученых. Появились статьи, которые содержат обзор работ последних лет в...

Фонема /]/ в русском языке в позиции перед ударным гласным часто реализуется звуком [j]. Характерный шум согласного возникает в результате трения воздушной струи о края щели - суженного прохода, образуемого средней частью спинки языка и средней частью нёба. При ослаблении напряжения органов ротовой полости спинка языка несколько опускается и исчезает преграда, необходимая для образования согласного. Но поскольку голосовые связки дрожат и образуется голос, то возникает гласный звук. При небольшом ослаблении спинки языка произносится гласный верхнего подъема неслоговой [и], при более значительном - гласный среднего подъема неслоговой [е]. Так и происходит обычно в литературном языке, когда /]/ находится не перед ударным гласным: мо\а, мо[и], по[и]ма[и], Main \ка или па[о\ма[е\, ма[о\ка. После гласного перед [и] на месте /j/ здесь нет цикакого звука: [май] (мои).

В южнорусских говорах [j] более напряженный, чем в севернорусских и среднерусских. В литературном языке [j] сонорный согласный, а во многих южнорусских - шумный. Поэтому он может в этих говорах произноситься и после гласных перед [и]: [ма]и], [тващ].

В севернорусских говорах [j], как и другие звонкие согласные, обычно менее напряженный звук, чем в литературном языке. Поэтому чаще на его месте выступает гласный [и] или [е], который может здесь произноситься и перед ударным гласным: мо[иа], [иа]ма, на [еа]сном, к [иу]ре.

Этим же характером звука [j] объясняются случаи его выпадения между гласными в севернорусских говорах. Чаще всего такие случаи фиксируются в формах глагола и прилагательного, когда /]/ находится в заударном слоге. На месте литературного зна[и]ет здесь произносят знаэт, или как результат ассимиляции и стяжения гласных - знаат, знат. У прилагательных изредка встречаются формы ддброэ, доброо, молодаа, молодуу. Чаще же произносятся формы типа добра, молода, молоду. В некоторых севернорусских говорах выпадение [и] в этой позиции носит фонетический характер. Здесь могут сказать и молодо-от (молодой-от) и даже ча-от (чай-от). В других севернорусских говорах это явление носит морфологизованный характер, то есть отмечается только в определенных грамматических формах.

В ряде говоров отмечается совпадение с /j/ других согласных фонем. Так, в южнорусских говорах [j], [и] могут произноситься на месте /у’/: сапо[)]й, Серъ\ёй, на дорд[и]е. Объясняется это тем, что мягкий парный к [у] звук образуется в той же палатальной зоне, что и [j], и может не отличаться от него по другим признакам.

В некоторых говорах с /]/ совпадает /w’/: готд[и] (готовь), постои] (поставь). Такого же происхождения наречия домой, долой, возникшие из древнерусских форм дат. п. домови, долови в результате редукции и исчезновения конечного [и].

С /j/ может совпадать /д’/ в интервокальной позиции: хд[и]ит, дя[и]ина (или с нулем звука - хдит, дяина или дёина сжена дяди’), мой-то [j]ёдко (дедко). Объясняется это тем, что ослабляется напряжение губ при произношении или языка при произношении [д’]. На месте основной преграды, необходимой для артикуляции этих звуков, образуется широкий проход для воздушной струи. При этом сохраняется поднятость средней части спинки языка. При такой артикуляции и возникает [j] или [и].

В говорах отмечается и противоположное явление - произношение других звуков на месте [j]. Ив северных, и в южных говорах встречаются примеры произношения [л5] на месте /j/: скамё[п’]ка, шу[л’]га ‘левша5 (от шуя, шуйга), [лНежели, горноста[л’], кос[л’]ё- вище, рассто[л’]яние. В онежских говорах отмечен взрывной [г’] на месте /j/: [г ]яма (яма), [г’]яблоко, Маръ[г’]я, сел*ь[г’]я, [т’]ёлка.

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.