– ежегодное мероприятие, проводимое частным некоммерческим фондом Technology Entertainment Design (отсюда аббревиатура TED). Цель – распространение уникальных идей («ideas worth spreading») через выступления выдающихся людей. Так, за время существования конференции среди спикеров были известные бизнесмены, писатели и ученые, в том числе Нобелевские лауреаты. Сегодня о конференциях TED знают во всем мире, как и о дочернем проекте TEDх – лицензионном формате для других стран. Но не популярность, а польза, которую можно извлечь для себя из докладов, стали мотивом написания этого материала. Лучшие выступления TED – наш список лекций для интересующихся саморазвитием и самообразованием.

Джошуа Фор. Трюки памяти, на которые способен каждый

Джошуа Фор (часто встречается написание Фоер) – писатель и научный журналист, автор книги . В центре его интересов – скоростное запоминание. Работая с тематикой как журналист, он настолько ей увлекся, что начал развивать свою память, осваивая разные методы. В результате, Джошуа победил на US Memory Championship, соревновании национального масштаба. Некоторыми из применяемых им техник, освоить которые может каждый, он делится в своем выступлении.

Джош Кауфман. Как за 20 часов научиться чему угодно

Одно из самых известных выступлений TED. Джош Кауфман – успешный писатель, автор бестселлера «Сам себе МВА». В своей лекции он рассказывает о том, как рождение дочери изменило его привычный уклад жизни. Ребенку необходимо было уделять много времени, из-за чего не оставалось время на саморазвитие. В связи с этим автор заинтересовался вопросами ускорения процесса обучения, выявленными методиками которого он и делится в этом выступлении. Основная идея – 20 часов достаточно для того, чтобы начать неплохо разбираться практически в любой области:

Крис Лонсдейл. Как выучить любой язык за 6 месяцев

Еще одна лекция TED в продолжение предыдущей тематики. Крис Лонсдейл – управляющий директор собственной компании, которая занимается групповыми и индивидуальными тренингами повышения продуктивности. Он является автором методики, предлагающей уникальный и комплексный подход к обучению, что дает людям возможность осваивать языки или сложные технические знания за короткий период времени. Это выступление о ней.

Кен Робинсон. Как школы подавляют творчество

Кен Робинсон – специалист в области развития , писатель, спикер. Долгое время был профессором кафедры художественного образования в Уорикском университете. В своих многочисленных трудах и выступлениях говорит о необходимости развития талантов и творческих способностей, ограничениях существующих образовательных систем. В 2003 г. посвящен в рыцари за заслуги в образовательной сфере. Это – одно из известнейших его выступлений.

Джулиан Трежер. Как говорить так, чтобы другим хотелось слушать

Джулиан Трежер занимается изучением звука. Его фирма консультирует компании из разных отраслей бизнеса на тему того, как эффективно применять звук. Конкретно в этом выступлении он говорит об эффективном общении. О его 7 смертных грехах и мощных инструментах речи: от простых вокальных упражнений до советов, как говорить, используя .

Саймон Синек. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать

Саймон – писатель, эксперт в области лидерства. Его книги – компиляция опыта того, как думают, действуют и выстраивают коммуникацию выдающиеся лидеры. Среди примеров – корпорация «Apple», Мартин Лютер Кинг, братья Райт. В лекции он рассказывает о мощной модели вдохновляющего лидерства.

Оригинальное выступление +субтитры

Рита Пирсон. Каждому ребенку нужен наставник

Рита Пирсон родилась в семье учителей и тоже избрала для себя эту профессию, посвятив ей более 40 лет. Как педагог, она следит за реформами образования и инновациями в этой сфере. Но при этом остается убежденной в том, что учитель играет традиционно важную роль в обучении детей. По ее мнению, педагог должен уметь находить общий язык с каждым ребенком, выстраивая с ним близкие, человеческие взаимоотношения. А убеждение детей в том, что все они достойны лучшего, становится мотивацией к обучению даже для самых слабых учеников.

Элизабет Гилберт. Ваш неуловимый гений

Элизабет – писательница. Наиболее известна по книге «Есть, молиться, любить». В этом выступлении она размышляет о творческом процессе и отстаивает мысль, что гений – это не особый дар, ведь гением может считаться каждый из нас.

Памела Мейер. Как распознать лжеца

Напоследок – небольшой материал для поклонников сериалов «Теория лжи», «Шерлок», «Менталист» и других подобных. Памела Мейер – автор книги «Распознавание лжи». В своей лекции она рассказывает о некоторых поведенческих шаблонах, которые могут свидетельствовать о том, что вам лгут.

Попасть на сцену TED и выступить сложно, но вполне реально. Важно учитывать, что организационный комитет TED заранее имеет концепцию и видение события и подбирает спикеров конкретно под свой запрос. И с этим всегда возникают трудности: вам нужно соответствовать под их требования. Однако, не нужно сразу разочаровываться. Посмотрите, выступление одного из российских спикеров, Юлдус Бахтиозина — художник и режиссер, которая живет и работает в России.

Тем не менее если у вас есть желание выступить на главной сцене TED, у вас есть все возможности. Организаторы обращают внимание на спикеров, которые проявили себя в узких и конкретных темах. Заявку в качестве спикера вы легко можете оставить на сайте TED.

Как правило, получить возможность выступить на TEDx намного проще. Организаторы TEDx рассматривают местных спикеров, которые могут повлиять на сообщество наилучшим образом.
В списке событий вы можете найти событие TEDx, которое проходят в вашем городе. Если в вашем городе не проходит событие, присмотритесь на те, события, которые проходят в ближайших городах. А, возможно вы станете именно тем, человеком, который организует событие TEDx в вашем городе.

Если вы нашли подходящее событие и ваша идея соответствует теме мероприятия, вы можете связаться с организаторами и представить им свое предложение.
Чем у́же вы определите свою идею, тем лучше. Организаторов больше волнуют ваши идеи, чем ваше резюме. Поэтому сосредоточьтесь на идее, которая будет интересна их аудитории.

Перед тем, как вы примете решение выступить, предлагаю ознакомиться с правилами TED:

  1. Каждое выступление должно быть не менее 18 минут.
  2. Выступления не могут быть коммерческого характера (продвижение собственных продуктов/услуг и т.д.).
  3. Во время выступления спикеры не должны читать с листочка. Поэтому запаситесь временем и терпением, и репетируйте свое выступление до состояния “идеала”.
  4. Выступления должны быть достоверными и реалистичными
  5. Выступления не должны содержать политические, религиозные темы, также темы алкоголя и курения.

    В 2015 году я со своей командой организовала первый TEDxBaumanSt в Казани.
    За 3 года мы организовали 5 событий. И если на первом событии подготовка спикеров шла интуитивно. Сейчас подготовка спикеров это четко спланированная схема.

После согласования спикера, мы высылаем руководство по подготовке. Это наш внутренний документ. Но на официальном сайте вы найдете полное руководство на английском языке, которым может пользоваться любой.

Мы рекомендуем спикерам посмотреть несколько видео TED и TEDx перед тем как начать подготовку к выступлению, чтобы создать понимание того, что такое формат TED.

Затем спикер пишет наброски своего выступления. В своей команде мы часто помогаем подготовить выступление: от проработки идеи до разбора самого текста.
Организаторы TED закладывают пол года на подготовку спикера. Процесс подготовки спикеров TED описан на сайте, вы легко можете с ним ознакомиться. Но несмотря на это не стоит думать, что вы подготовитесь за месяц до события. Велика вероятность того, что если вы не будете активны в процессе подготовки, вас спишут со счетов. После того, как текст выступления будет готов, начинается процесс репетиций. Нужно будет репетировать его снова и снова.


Максимальное время вашего выступления 18 минут. Здесь не пройдет формат “ничего, я уложусь”. Организаторы заботятся о спикерах и о слушателях, поэтому событие проходит строго по таймингу. Спикер должен тщательно подогнать свое выступление.
На сцене стоит тайминг с обратным отсчетом, но если выступающий не тренировался, он будет подгонять и нервировать спикера. Поэтому мы рекомендуем много и тщательно репетировать свое выступление (для тренировки можно использовать таймер обратного отсчета на официальном сайте TED )

Если вы готовитесь к выступлению на TEDx, вот несколько советов:

  1. Не заучивайте текст выступления. Лучше разделите ваше выступление на несколько основных блоков и репетируйте блоками.
    2. Идея должна быть одной и глобальной. Не теряйте свою “идею” во время выступления.
  2. Используйте эмоции, чтобы управлять вашими историями: ваше выступление должно иметь “личность”.
  3. Маленькая шутка проходит долгий путь. Репетируйте перед аудиторией, чтобы увидеть реакцию на шутки.
  4. Утром, перед выступлением сделайте разминку на дикцию и голос, чтобы во время выступления ваш голос звучал сильным и звонким.
    6. Получайте удовольствие — не волнуйтесь, если вдруг все пошло не по плану выступления (аудитория не следит за вашим текстом, она чувствует и слушает вас).

    P/S/ Приглашаем на TEDxBaumanSt 10 ноября в Казань

This entry was posted in . Bookmark the .

TED - это конференция, которая уже больше двадцати лет приглашает на свою сцену талантливых и умных людей, готовых делиться своим опытом.

Эта подборка видеороликов с TED-конференций - своеобразная аптечка скорой помощи для учителя. У всех из нас случаются творческие кризисы, апатия, вызванная накопленной усталостью, приступы сомнений в своих силах. Когда не работают слова ободрения и одобрения от близких и друзей, нужна порция антидепрессанта извне, и лучше обойтись без алкоголя и медикаментов. И знаете что? Вдохновенные, сокрушительные, критикующие, но полные веры в лучшее речи от своих коллег со всего мира - отличное средство борьбы с унынием.

Мы намеренно оставили выступления на английском языке с русскими субтитрами. Дубляж всё-таки забирает некоторую часть харизмы выступающего.

Возвращаем любовь к учительскому ремеслу

Кен Робинсон: Как школы подавляют творчество

Дети, поступившие в школу в этом году, выйдут на пенсию году эдак в 2070. Считается, что школа обязана готовить своих подопечных к будущему. В этом есть глубокая ирония, ведь мы не можем спрогнозировать развитие нашего мира даже на ближайшие лет пять. Но дать ученикам навыки, соответствующие нашим ожиданиям от будущего (которых нет!), мы должны. Сэр Кен Робинсон считает, что нет смысла догадываться о том, что будет дальше, ведь дети знают это гораздо лучше нас благодаря своей способности к творчеству. Блестящая и остроумная речь от истинного британца и международного советника по вопросам развития творческого мышления.

Джеффри Канада: Наши никудышные школы

Джеффри Канада 56 лет назад учился в откровенно дурной школе бедного района Нью-Йорка, в которой всегда был большой процент неуспевающих учеников. Прошло более полувека, и ситуация осталась той же. Образовательный подход - это не вино, которое с годами становится только лучше. Так почему же в школах, которые на практике год за годом ощущают, что их подход не работает, продолжают из года в год следовать той же дорогой? Кто придумал эти школьные программы, которых не волнует конечный результат? Джеффри, почётный доктор наук в трёх университетах и создатель благотворительного центра в Гарлеме, произносит импульсивную речь о проблемах современных школ.

Ден Мейер: Мы совершенно не так учим математике

Ден Мейер - американский учитель математики в старших классах, и он считает, что математика сейчас в школе преподаётся хуже некуда. Если дать сейчас каждому из вас выпускной тест по алгебре, едва ли четверть из вас справится с ним хотя бы на тройку. И это вина всей системы преподавания. Мы прививаем к ученикам нелюбовь к сложным задачам; учим их применять готовые формулы и решения; отдаём предпочтение скорости, а не вдумчивому рассуждению. Это проблема, ведь те школьники, которых мы учим сейчас, через 40 лет будут управлять страной.

В статье Кит Девлин тоже критикует существующую парадигму математического образования.

Рита Пирсон: Дети ничему не научатся у тех, кто их не любит

«Мне не платят за то, чтобы я любила детей. Мне платят за то, чтобы я вела уроки. Я преподаю, они учат. Этого достаточно», - как-то сказала Рите Пирсон одна из её коллег. На что Рита ответила: «Они ничему у тебя не научатся, а твоя работа всегда будет тяжела и мучительна». Так и есть. Настоящий учитель учит не только своей предметной дисциплине, но и умению строить взаимоотношения, находить взаимосвязи, а, самое главное - вере в себя. Рита работала в сложных классах с низкой успеваемостью и рассказывает о том, как помочь полюбить школу тем детям, жизнь которых слишком рано учит их быть взрослыми.

Возвращаем веру в будущее школы

Дафна Коллер: Чему нас учит онлайн-образование

Дафна - дочь двух профессоров, представитель счастливого меньшинства, которому повезло родиться в семье, ценящей качественное образование и имеющей достаточно желания и возможностей привить своим детям такую же любовь к науке. Во многом благодаря родителям Дафна получила научную степень, стала профессором компьютерных наук и одним из ведущих исследователей искусственного интеллекта. Однако не всем в этом мире так же повезло, как ей. Именно поэтому Дафна стала сооснователем Coursera, и именно поэтому она считает онлайн-обучение открытым окном к получению знаний для каждого человека на Земле.

Салман Хан: Изменим подход к образованию с помощью онлайн-уроков

Салман Хан - основатель крупнейшего ресурса онлайн-образования Khan Academy , уроки которого ежедневно просматривает более миллиона студентов. Хан рассказывает, почему многим видеоуроки гораздо милее сердцу, чем традиционные уроки «лицом к лицу», и как здорово, что в видеоуроке учителю не приходится задавать своим ученикам сакраментальный вопрос: «Ну что, всем всё понятно?». Откровенная история о том, как всё начиналось, и как учителя стали использовать видеоуроки Khan Academy на своих занятиях.

Питер Норвиг: Когда в классе 100 000 учеников

Наши технологии такие современные, а технологии преподавания до сих пор остаются такими же, как в XVIII веке. Всё те же книги, тетрадки, учитель в переднем ряду и засыпающий ученик за задней партой. Об этом говорит Питер Норвиг, ведущий американский учёный в области вычислительной техники и кумир многих программистов. В 2011 г. он провёл интерактивный курс по искусственному интеллекту в Стэнфордском университете, который посетило онлайн около 100 тысяч человек. Питер объясняет, почему нельзя применять стандартные подходы преподавания к аудитории такого масштаба.

Возвращаем веру в детей

Алисон Гопник: Младенцы и маленькие дети - это институт исследования человечества

Алисон Гопник - профессор психологии и философии Калифорнийского университета. Она рассуждает о том, что дети с самого малого возраста учатся тому, о чём мы даже догадываться не могли. Например, идее эмпатии. Период детства - единственный период жизни человека, в котором он чувствует себя защищённым; любые новые знания усваиваются мозгом в спокойном состоянии, а не в состоянии стресса (которому подвержены как раз взрослые); это одна из причин, по которой детство является ключевым периодом для усвоения знаний об этом мире.

В статье немного подробнее рассказано о том, почему так сложно запомнить что-либо, когда за тобой гонится саблезубый тигр или когда пытаешься заполнить годовой отчёт.

Шейн Койсзан: Каково это - быть ребёнком и быть другим

Вспомните, каково вам было в 8–10–14 лет. Вспомните школьную столовую, давку, смех сверстников над неловким толстяком-пятиклассником, вопросы от родителей «Ну как? Всё хорошо?» и свои неискренние ответы. Вспомните своё детство, которое не всегда окрашено в яркие цвета. Вас спрашивали, кем вы хотите стать, чтобы потом сказать, что вы сделали плохой выбор. От вас требовали определиться с будущим, но делали это за вас. Вы теперь взрослый человек; и всё ещё, встречая ребёнка-аутсайдера, вы опускаете глаза. Так же, как тогда, двадцать лет назад, в той столовой. Пронзительная предыстория и стихи мультимедийного поэта Шейна Койсзана в сопровождении прекрасной музыки и анимации.

На последнем видео вы как раз должны были расплакаться. Если нет - срочно бегите к врачу за таблетками.

Если вы хоть раз в жизни устраивали деловое мероприятие - семинар, конференцию или форум, то отлично знаете, сколько сил, времени и денег это требует. Какими мощными организаторскими способностями надо обладать, как умело руководить людьми, слаженно работать в команде, держать всё под контролем и ловко разруливать форс-мажоры. Зная это, вы вряд ли затеете event, не задавшись вопросом: «А что я с этого буду иметь?». Желательно, чтобы ответ звучал солидной цифрой, рублей или долларов, а иначе - зачем столько усилий? Однако тысячи людей во всём мире проделывают эту гигантскую организаторскую работу безвозмездно, проводя конференции, выступить на которых считают за честь лучшие спикеры планеты, а посетить лично мечтает каждый социально активный житель мегаполиса. Речь идёт о конференциях фонда TED, проходящих в Америке с 1984 года, а в России - с 2009-го. В чем секрет этого популярного формата? Почему у него столько последователей? В чём выгода его организаторов? Давайте разберёмся.

Есть идея? Есть TED !

Если коротко, то конференции TED - это просветительское мероприятие, на котором одни умные люди делятся с другими умными людьми своими идеями. Причем, идеи эти должны быть такими новыми, полезными и вдохновляющими, чтобы слушатели захотели непременно делиться приобретенными знаниями дальше.

Например, на самой первой конференции TED в 1984 году слушателям представили первую модель искусственного интеллекта, только что выпущенный компьютер Макинтош, свеженький компакт-диск, созданный Sony - то есть, то, о чём сегодня знает каждый школьник. С 1990 года конференции проходят ежегодно.

Основатель конференции Ричард Сол Вурмен был графическим дизайнером, поэтому в аббревиатуре TED «зашиты» его основные интересы - технологии, развлечения и дизайн (technology, entertainment, design). Однако темы TED Talk (так называются лекции-выступления на конференции) давно перешагнули эти рамки и захватывают науку, бизнес, глобальные проблемы человечества, политику, искусство - словом, всё то, что важно и интересно современному человеку, думающему о будущем. Расширил горизонты TED журналист и издатель Крис Андерсон, который в 2001 году приобрёл права на конференцию и задал ей новое направление: «Ideas worth spreading» - идеи, достойные распространения. Именно с этого времени лекции TED, приобрели популярность во всём мире. Вряд ли это было бы возможно без стремительного развития интернета. Сегодня сотни тысяч видеозаписей лекций TED доступны бесплатно на сайте ted.com. Вдохновиться лучшими мировыми идеями можно, даже если у вас не очень с английским, потому что волонтёры регулярно переводят новые лекции на русский язык и выкладывают на канале YouTube.

Но и этого оказалось мало. Вдохновленные активисты захотели проводить свои собственные конференции в формате TED, и в 2009 году им, наконец, это позволили. Такие конференции называются TEDx, и провести их может любой, кто получит у правообладателей бесплатную лицензию. С этого момента волна TED захлестнула мир. Уже в 2010 году 750 TEDx разного формата прошли в 60 странах мира, в том числе и в России. А всего за 9 лет существования проекта прошло более 16 тысяч TEDx.

Российским первооткрывателем TEDx стал Андрей Силинг, в 2009 году он организовал TEDxPerm. Следующей стала команда выпускников и студентов Высшей Школы Экономики, они провели TEDxMoskva. В Казань TEDx «привела» Анна Иванова, организовав первую конференцию на 100 человек в 2015 году.

Оно того стоит?

Идеи - бесценны, особенно уникальные. Поэтому все спикеры TEDx выступают бесплатно - и нобелевские лауреаты, и рок-звезды, и предприниматели, и президент США. Более того, сама конференция TEDx - проект некоммерческий. Да, зрители платят за билеты, причём, немаленькие суммы. Так, например, посещение всех дней глобальной конференции TED2017 в Ванкувере, на которой, между прочим, выступал Папа Римский Франциск, стоило 10 тысяч долларов. Региональный формат TEDx значительно дешевле. Билеты на прошедшую в 2016 году TEDxKazan с аудиторией 500 человек стоили от 900 до 5000 рублей. А посещение TEDxBaumanSt, рассчитанной на аудиторию 100 человек, обойдётся не дороже 600 рублей.

Однако, вырученных за билеты денег, конечно же, не хватает на покрытие всех расходов, поэтому обычно активно привлекаются спонсоры. Организатор TEDxBaumanSt в Казани Анна Иванова объяснила принципы привлечения средств:

- На сайте ted.com есть правила для организаторов, где чётко написано, что TED - это волонтёрский проект, и вырученные деньги идут на организацию мероприятия. Организаторы вправе работать со спонсорами, но пакеты спонсорских денег также ограничивают правила TED. Эта сумма не превышает 10 тысяч долларов. Найти спонсора - не самое простое дело. У меня не было опыта привлечения спонсорских денег более 500 тысяч рублей. И практически все вырученные деньги идут на организацию мероприятия: печать, дизайн, создание сайтов, видеосъёмку, кейтеринг и так далее. Поэтому говорить о каких-то больших деньгах не стоит. Чаще для организаторов TED - не основная работа, в команду привлекаются идейные люди, готовые поддержать проект в свободное время.


О том, что TEDx никак не может быть бизнес-проектом, говорит и старший посол TEDx в России, организатор TEDxMoscow Андрей Егоров:

- Лозунг TED - «Идеи, достойные распространения» и именно ему следуют те, кто решает получить лицензию на организацию мероприятий в стиле TED. Прибавив ‘х’ и географическое название, где будет проходить конференция, организатор получает не столько право на проведение лицензионного мероприятия, сколько множество обязательств. Каждый шаг прописан - подготовка спикеров, организация, взаимодействие с партнерами, брендирование и так далее. Да, можно получать спонсорские деньги и продавать билеты на мероприятие, но, согласно правилам, весь бюджет должен уйти на организацию. Нельзя делать из этого коммерческий проект и зарабатывать.

Как рассказывал на одной из встреч Крис Андерсен, та же история и с «большим» TED - несмотря на многомилионные бюджеты, он остаётся некоммерческим проектом. В таком подходе есть своё преимущество. Все возможности использования модного бренда для заработка исключены, а значит, TED x занимаются только фанаты, чья мотивация лежит в другой плоскости. Поэтому акцент смещается на миссию TED и на качество проработки идей, достойных распространения.


Так же считает и Артём Родичев, организатор московского TEDxSadovoering :

« Основной мотив организаторов - способствовать распространению достойных идей в своих сообществах. Это серьёзная социально значимая задача.

Когда начинал заниматься TEDx, были амбиции создать что-то с самого начала и заработать личный авторитет. Но сейчас мой личный мотив - работа с командой. Это абсолютно удивительные люди. Я никогда раньше не встречал таких прекрасных талантливых людей!».


Очевидно, что организаторы TEDx, вкладывающие в неё столько сил и времени, собирают особенные, нефинансовые «дивиденды» со своей деятельности. Организатор TEDxNovisibirsk Светлана Фоминых перечислила свои мотивы:

«Опыт, причастность к бренду, желание делать что-то классное и полезное для города, репутация в городе, интересная работа».

Старший посол TEDx в России Андрей Егоров считает, что конференции TEDx делают те, кто любит TED:

«В мире таких организаторов несколько тысяч человек и в большинстве случаев это одни из самых продвинутых, креативных, интересных представителей своего города. Поэтому быть частью такого комьюнити (Периодически проводятся мероприятия, куда съезжаются организаторы TEDx со всего мира или хотя бы региона) является существенной мотивацией. Кроме того, организовывая TEDx, ты делаешь конференцию не для заказчика, а для себя, поэтому можешь выбирать темы и людей, интересных команде. Да и сам процесс - общение со спикерами, проектирование сценариев, подготовка - интересный опыт. Поэтому и делать TEDx стоит не формально, а только, если есть внутренняя потребность».

Анна Иванова , успевшая провести уже четыре конференции TEDx в Казани, говорит, что получает от этого удовольствие, хотя и «очень энергоёмкое»:

- Если говорить о полезности TED, то меня уже начали с ним ассоциировать. Это позволило расширить круг знакомств и узнаваемость".

Необходимость проведения презентации перед инвесторами или на важной конференции может стать для предпринимателя серьезным испытанием. Издание Inc.com опубликовало материал , в котором собрало советы 20 спикеров проекта TED Talks о том, как следует подходить к публичным выступлениям.

Важно правильно питаться

Дофамин и адреналин являются нейромедиаторами, которые помогают регулировать эмоциональное состояние человека. Для их синтеза необходим тирозин — аминокислота, которая содержится в белковой пище. Это значит, что для того, чтобы чувствовать себя наилучшим образом и меньше нервничать перед выступлением, необходимо хорошо питаться.

Белковую диету лучше начинать соблюдать за несколько дней до важного выступления — перекус в последний момент не поможет, считает психолог и спикер TED Talks Эми Кадди.

Нужно «сжигать» кортизол

Гормон кортизол вырабатывается организмом в стрессовых ситуациях. Высокое его содержание в крови ограничивает способность человека к восприятию сложной информации. В результате выступающему становится сложнее вести презентацию и реагировать на поведение аудитории.

Эффективным способом «сжигания» кортизола являются физические упражнения. Предприниматель Нилофер Мерчант является ярым поклонником «пеших совещаний», которые практиковал еще Стив Джобс. Об этом она рассказала со сцены TED:

Должно быть два запасных плана

Публицист Саймон Синек убежден, что успешные предприниматели и лидеры умеют внушать людям чувство защищенности. Применительно к искусству публичных выступлений, почувствовать себя в безопасности нужно самому выступающему. Существует множество вещей, которые во время презентации могут пойти не так, как задумывалось — «зависнет» PowerPoint, один из зрителей начнет перебивать, в конце концов, спикер может просто забыть текст.

Синек советует выбрать два самых больших страха, связанных с публичным выступлением, и разработать план действий в таких ситуациях — как следует себя вести, если по каким-то причинам упадет проектор или предыдущие ораторы «съедят» все время, оставив на выступление всего пару минут. Усилия, потраченные на подобное планирование не пропадут зря, потому мысли о том, что может пойти не так, позволяют выработать умение справляться с неожиданностями.

Разработать ритуал до выступления

Люди часто прибегают к приметам, чтобы облегчить себе жизнь в ситуациях, когда они совсем не уверены в успешном исходе того или иного дела. Профессиональный бегун не побежит быстрее от того, что надел «счастливые» носки. Однако, они могут помочь ему чувствовать себя раскованнее. Вместо следования приметам, журналист The Wall Street Journal и автор книг о бизнесе Дэн Пинк советует установить четкий ритуал, предшествующий выступлению.

Пробежаться глазами по слайдам, проверить подключение проектора — небольшие действия помогут сосредоточиться, кроме того с каждым разом они будут приносить все больше удовлетворения и спокойствия.

Запасная цель не повредит

Не всегда выступающему удается добиться своего — инвесторы, выслушав презентацию, могут отказаться финансировать стартап, а потенциальные клиенты могут не заключить контракт. Понять, получится ли решить поставленную задачу, обычно можно еще в ходе выступления, и многие люди, видя, что все идет не так, как хотелось бы, начинают или чересчур стараться, или вообще опускают руки.

Профессор Университета Хьюсотана Брене Браун уверена, что в такой ситуации следует попытаться добиться хоть чего-то — если контракт не удастся заключить сегодня, это не значит, что подобное невозможно в будущем, поэтому следует произвести на зрителей максимально благоприятное впечатление, чтобы они запомнили выступающего и то, о чем он говорил.

В любой непонятной ситуации нужно взять паузу на 10 секунд

Известный предприниматель и эксперт по маркетингу Сет Годин использует в своих презентациях один трюк — если он сбивается с ритма или забывает, о чем хотел сказать, то выдерживает паузу длиной десять секунд.

По его мнению пауза в две-три секунды сразу выдает проблемы выступающего, после пяти секунд многим уже начинает казаться, что так и задуманно, а после десяти — аудитори затаив дыхание ждет, когда же он снова начнет говорить.

Вопросы, на которые невозможно ответить, могут быть полезными

Публицист Найджел Марш прибегает к другому способу установления контакта с аудиторией — он задает ей вопрос, на который не знает ответа и сам (люди в зале точно должны быть не в курсе). Затем он признается, что тоже не может рассказать ничего по этой теме, но взамен предлагает поговорить о том, в чем разбирается хорошо. Марш говорит, что обычно у выступающих есть ответы на все вопросы, что вызывает у зрителей скуку.

Признание в ограниченности своих знаний позволяет выступающему проявить свою человеческую сущность и вызвать симпатию аудитории, которая затем будет слушать его более внимательно.

Неожиданные факты и аналогии привлекают внимание

Никто не вспомнит качественную диаграмму Ганта, которую увидели в презентации, но никто не сможет быстро забыть какой-то необычный факт, прозвучавший в ней («а вы знали, что когда человек краснеет, то краснеет и его желудок?»), считает бывший консультант по переговорам и нынешний писатель Сюзан Кейн.

Не нужно ничего продавать аудитории

Большинство предпринимателей считают, что должны выжимать из своих выступлений максимум — привлекать новых клиентов, рекламировать свои продукты или услуги или выстраивать сеть контактов. Основатель Basecamp (бывшая 37signals) Джейсон Фрид убежден, что действовать нужно не так. По его мнению, думать о выступлении в терминах продаж не нужно, поскольку это создает повышенные ожидания от него и, как следствие, большее давление и стресс.

Вместо этого предприниматель советует сосредоточиться на донесении до аудитории выгод, которые она получит, прослушав презентацию (и, в дальнейшем, воспользовавшись продуктом). Фрид говорит, что людям не нужно ничего продавать, надо лишь помочь сделать свою личную и профессиональную жизнь лучше, тогда они сами купят столь полезный товар.

Никаких извинений

Часто люди, которые выступают перед аудиторией, начинают свою речь с извинений — «у меня не было много времени на подготовку» или «я, конечно, не специалист в этом, но меня попросили».

Это не поможет установить эмоциональную связь со зрителями, считает сотрудник Autodesk и публицист Том Вуйец. Вместо этого, люди начнут задавать себе вопрос, зачем вообще на сцену вышел человек, который не очень к этому готов, который тратит всеобщее время.

Не нужно проверять аппаратуру на сцене

Вся подготовительная работа перед презентацией должна быть проделана до её начала. Нельзя выйти на сцену и начать ковыряться с проектором и проверять громкость микрофона, убеждена COO Facebook Шерил Сандберг.

Если в процессе выступления что-то идет не так, нельзя прерываться и пытаться это поправить, следует улыбаться и продолжать выступление как ни в чем не бывало.

Нельзя откладывать ответы на вопросы

Если у кого-нибудь из зрителей появился вопрос прямо по ходу презентации — это значит, что люди слушают выступающего. Это большая удача, которой нужно пользоваться, а не говорить что-то вроде «давайте я закончу, а затем отвечу на все вопросы», убежден знаменитый журналист и писатель Малькольм Гладуэлл.

Он считает, что если ответ на вопрос содержится в одном из последующих слайдов, нет ничего зазорного в том, чтобы «прокрутить» презентацию до нужного момента. Хорошая презентация — это диалог, а не монолог, поэтому никогда не стоит пытаться ограничить аудиторию в её желании общения.

Не нужно перегружать слайды

Профессор университета епископа Уильяма Лоренса Майкл Портер пользуется простым способом определения оптимального размера шрифта на слайдах — по мнению ученого, размер шрифта должен быть в два раза больше, чем средний возраст предполагаемой аудитории.

Чаще всего, это означает, что размер будет в интервале от 60 до 80 пунктов. Портер считает, что если все нужные слова в таком случае не влезают на слайд, то это значит, что сообщение недостаточно лаконично и его можно сократить.

Нельзя читать слайды

Слайды должны быть понятны без необходимости чтения того, что на них написано. Если без необходимости чтения понять содержание невозможно, аудитория с большой долей вероятности не заинтересуется такой презентацией. И тем более выступающий не должен сам читать собственные слайды — они должны быть вспомогательным средством в ходе презентации, но само выступление не должно строиться вокруг них.

Именно такого подхода придерживается в своих выступлениях ученый и психолог Келли Макгонигал.

Внимание нужно заслужить

Сложности выступающих с привлечением внимания аудитории заключаются не в том, что кто-то забывает выключить мобильный телефон и он звонит во время презентации. Если выступление интересно, а презентация оформлена так, что на неё хочется смотреть, звуки хлопающей двери или звонки телефона не смогут помешать людям внимательно слушать то, что им говорят со сцены.

Слушатели в зале не обязаны слушать презентацию, но выступающий обязан завоевать их внимание — такой философии придерживался Стив Джобс, который уделял подготовке своих выступлений очень много времени и сил.

Важно повторять ключевые мысли

Зрители в зале часто могут расслышать далеко не все, что говорится со сцены — это вынуждает их додумывать то, что хотел сказать выступающий, самостоятельно. Поэтому необходимо строить презентацию таким образом, чтобы ключевые мысли в ней повторялись несколько раз. Помимо прочего, никто не сможет запомнить все, что было сказано в ходе выступления, а повторение главных тезисов позволит аудитории их усвоить.

Спикер TED Ричард Сент Джон в своих презентациях часто использует этот прием.