Америка – плавильный котел

Что надо знать об Америке в первую очередь

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что словосочетание «Соединенные Штаты Америки» – не совсем правильный перевод названия этой страны на русский язык? Тринадцать американских колоний, объявивших 4 июля 1776 г. о выходе из-под власти британской короны, не были единым государством. Более того, создавались они в разное время и разными силами – от Вирджинии, которая была основана в 1607 г. Лондонской компанией, до Джорджии, начало которой положила подписанная в 1732 г. хартия короля Георга II. Однако после провозглашения независимости тринадцать колоний решили объединиться. Их союз получил простое и незамысловатое название United States of America – то есть Соединенные Государства Америки. В действительности именно это и произошло: возникла конфедерация новых независимых государств.

Если сравнивать с современными аналогами, вновь образованный союз бывших британских колоний немного напоминал, с одной стороны, СНГ, созданный на развалинах СССР, а с другой – ЕС, ныне мучительно переживающий интеграцию. Со временем в состав США, помимо тринадцати изначально образовавших союз государств, вошли еще тридцать семь государств и территорий и один федеральный округ. По прошествии десятилетий вектор государственного образования сместился в сторону большей федеративности, и сегодня страна представляет собой скорее федерацию, нежели конфедерацию.

С лингвистической точки зрения название США на русском языке не поменялось, хотя с содержательной значительно эволюционировало. И это лишь маленький пример неточности. Однако элементарное незнание сути внутреннего устройства Америки ведет к гораздо большим ошибкам – к непониманию логики американского политического и бытового мышления, ежедневного поведения, психологии и системы ценностей, непониманию исторического, этнического, религиозного и социального самоощущения простых американцев.

Итак, нынешние США – это конституционная республика, постепенно укрепляющая свои федеративные принципы в ущерб самостоятельности изначально суверенных штатов. Но есть некоторые незыблемые принципы: каждый штат в США имеет собственную судебную, исполнительную и законодательную власть – причем они в значительной степени независимы от федеральных, – свою конституцию, свой бюджет и право собирать собственные налоги, свою полицию, уникальную внутреннюю административную и территориальную структуру и т. д. Кстати, четыре субъекта США – Кентукки, Массачусетс, Вирджиния и Пенсильвания – официально до сих пор называются Содружествами, хотя это уже никак не отличает их от других штатов.

Значительная часть истории США представляет собой постоянный поиск баланса между правами федеральной власти, которую сами штаты и создали для кординации некоторых общих сфер (например, внешней политики или обороны), с одной стороны, и правами отдельных штатов, стремящихся к разумной, но максимальной независимости от федерального центра, с другой. Штаты не забывают, что именно они создали центральную власть, а не наоборот. В отличие от традиционных государств Америка создавалась снизу вверх. Долгое время тут не было того, что называется государством, и каждый городок, каждая ферма или полустанок жили по своим правилам и законам. Некоторые американские города были, по сути, созданы криминальными группами. Винчестер был шерифом, кольт – миротворцем. Лишь потом пришло осознание, что существующие правила и законы надо согласовать и на основе консенсуса и конкуренции сделать общими. Именно здесь лежат корни страстной любви американцев к индивидуальной свободе и сильнейшего скептицизма по отношению к любой власти, особенно центральной.

До сих пор законы конкретного штата, действия его чиновников и решения властей оказывают несравнимо большее влияние на жизнь простого американца, чем любые действия и решения президента страны. Губернатор – самый высокопоставленный чиновник, который избирается жителями штата напрямую, что дает ему независимость от любого хозяина Белого дома, против которого, кстати, данный штат мог проголосовать на президентских выборах. Напомню, что в США губернатора выбирают граждане, а президента страны – штаты. Система выборщиков представляет собой дань конфедеративному началу Америки: если бы ее не было, президента, по сути, избирали бы только четыре самых густонаселенных штата, что неприемлемо для американцев и, как это ни парадоксально, ослабило бы единство страны. Основа государственного устройства США – равенство штатов во всех важнейших вопросах и их сильная, почти конфедеративная независимость от федеральной власти.

Американцы любят закон, но не любят власть. Они ее, если угодно, терпят, поскольку она является механизмом соблюдения закона – но только до тех пор, пока она выполняет эту функцию. Закон в США выше власти и выше человека, но ниже общества, равно как и правительство – ниже общества. Американцы не особенно любят правительства – ни свое, ни чужие, относясь к ним с немалым подозрением и считая неизбежным злом. Они давно уверились, что «самое лучшее правительство – это то, которое правит меньше всего». Трудно найти другую страну, жители которой так иронизировали бы над своими политическими лидерами, постоянно ставя их на место, контролируя каждый шаг и даже унижая.

Традиция Америки – сильный контроль над государственными институтами со стороны гражданского общества и СМИ. Американцы – ярые противники политической монополии, да и монополии вообще: эта страна построена на постоянной конкуренции, на балансах, противовесах и сдержках не только в политике, но и во всех сферах общественной жизни. Естественно, эти механизмы срабатывают не всегда, но постоянный поиск компромисса и согласование интересов являются важнейшими чертами американского менталитета.

Из книги Неоднажды в Америке автора Букина Светлана

Плавильный котёл На этот раз я пригласила их к себе. Не всё же по кафешкам бегать: шумно, не поговоришь толком. Мы сидели вокруг журнального столика, пили свежеприготовленный кофе, обсуждали смену учительницы рисования в школе и ждали Сюзан. Она опаздывала уже на

Из книги Одноэтажная Америка автора Петров Евгений

Глава 47 Прощай, Америка! В Нью-Йорке было свежо, дул ветер, светило солнце.Удивительно красив Нью-Йорк! Но почему становится грустно в этом великом городе? Дома так высоки, что солнечный свет лежит только на верхних этажах. И весь день не покидает впечатление, что солнце

Из книги Литературная Газета 6272 (№ 17 2010) автора Литературная Газета

Демянский «котёл» Библиоман. Книжная дюжина Демянский «котёл» Алексей Ивакин. Десантура-1942. В ледяном аду. – М.: Яуза, Эксмо, 2010. – 320 с. «…Три раза поднимались в атаку десантники. И три раза немцы отбивали их. И сами поднимались в контратаки, сбивая зацепившихся за

Из книги Кризисы в истории цивилизации [Вчера, сегодня и всегда] автора Никонов Александр Петрович

Из книги Время Ч. автора Калитин Андрей

Глава 13 Гуд-бай, Америка... «Мы их повесим за...» Я прилетел в Нью-Йорк в январе, как в свое время и обещал Александру Гранту, с которым собирался обязательно увидеться, чтобы обсудить финал книги. Об этом визите в Штаты меня попросили также братья погибшего в Москве

Из книги Совершенно секретно автора Бирюк Александр

Глава 3. Америка приступает к трапезе Итак, незадолго до своей загадочной во всех отношениях смерти Ратленд встретился с сыном и рассказал ему все, что накопилось у него на душе за все годы незаслуженного, по его мнению, остракизма со стороны любимой "Интеллидженс Сервис".

Из книги Литературная Газета 6348 (№ 47 2011) автора Литературная Газета

Глава 4. "СИС" и Америка Итак, можно прекрасно заметить, что британские спецслужбы с самого начала "холодной войны" по большей части занимались делами, весьма далекими от проблем национальной безопасности и безопасности вообще всего, что нужно было обезопасить за

Из книги Литературная Газета 6379 (№ 31 2012) автора Литературная Газета

Кого в котёл? Кого в котёл? НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС Русским сегодня нужна подлинная демократия Андрей ВОРОНЦОВ И опросы общественного мнения, и мои собственные наблюдения говорят, что большинство граждан нашей страны, русских и нерусских, нынешней власти не доверяют и

Из книги Литературная Газета 6401 (№ 4 2013) автора Литературная Газета

СИРИЙСКИЙ КОТЕЛ СИРИЙСКИЙ КОТЕЛ Война За полтора года, прошедшие с момента возжигания конфликта в Сирии, конечно же, общество кое-что узнало об этом государстве. Так, нам теперь известно, что за войной - противостояние алавитского меньшинства и суннитского большинства. И

Из книги Между Сциллой и Харибдой [Последний выбор Цивилизации] автора Никонов Александр Петрович

Северо-Западный котёл Северо-Западный котёл Александр Симаков. Демянский плацдарм. Противостояние. 1941-1943. - Великий Новгород: Печатный двор "Великий Новгород", 2012. - 464 с. - 1000 экз. Славой солдатской повитую С тех незапамятных дней, Землю, с боями отбитую, Мы полюбили

Из книги Смертоносный экспорт Америки - демократия. Правда о внешней политике США и многом другом автора Блум Уильям

Глава 6. Почему Россия не Америка - А вот в Америке все не так! В Америке все совсем по-другому!..Такую фразу часто приходится слышать, когда приводишь слушателям цифры или графики, где показана зависимость религиозности стран от степени их экономического развития. Они

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Глава 13 ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА Преступление - быть СВВ, социалистом во власти (11 декабря 2007 года) В Чили во время президентской избирательной кампании 1964 года, в которой марксист Сальвадор Альенде боролся с двумя другими основными кандидатами значительно правее его по

Из книги Собрание сочинений автора Колбенев Александр Николаевич

Глава 13. Отвлекающий маневр «Америка» С приходом в Россию во второй половине 2008 г. мирового кризиса в обществе усиленно насаждалась мысль о о том, что во всех наших бедах повинна безрассудная финансовая политика США. Во многом это так и есть. Однако кивать на дядю –

Из книги Америка: каким мир был бы без нее? автора Д’Суза Динеш

Глава 20. Америка, 2016-й год 2016-й год. В США введен комендантский час. Военные пришли к власти и пытаются из-за всех сил навести в стране конституционный порядок. Вооруженные до зубов группировки, выходцы из Латинской Америки и чернокожие афроамериканцы никак не могут

Из книги Кризисное управление Россией. Что поможет Путину автора Сулакшин Степан Степанович

Глава 4 Америка не заслуживает прощения Я - революционер, посвятивший себя низвержению имперской системы. Билл Эйерс. «Враг народа» Террористы, взорвавшие бомбы в Пентагоне, считали, что не делают ничего плохого. Они верили, что их действия оправданны, ибо Америка -

Из книги автора

Кто разжег «Дебальцевский котел»? На востоке Украины происходит усиление военного конфликта, в особенности военная операция вокруг «котла» в Дебальцево. В чем причины обострения? Нужно понимать, каковы стратегии у двух противодействующих сторон на востоке Украины.

Латиноамериканский «плавильный котел». XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Слайд 9 из презентации «Латинская Америка в 19 веке» . Размер архива с презентацией 1749 КБ.

История 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Русская культура конца 19 века» - Иван Иванович Шишкин. Ф.М. Достоевский. Могучая кучка. Реализм. «Богатыри». Модест Петрович Мусоргский. Иван Сергеевич Тургенев. «Лесные дали». Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМА в Москве). Пётр Ильич Чайковский. Опорные понятия. Николай Андреевич Римский – Корсаков. Нигилизм. Фёдор Михайлович Достоевский. «Дубовая роща». «Не ждали». Беседа. Виктор Михайлович Васнецов. Художественная культура народов России.

«Гражданская война 1917-1922» - Третий этап Гражданской войны (март 1919 -март 1920). Расстрелянные большевиками монахи. Плакаты времен Гражданской войны 1917-1920 гг. Этапы гражданской войны. Отправка бойцов на фронт. В.И. Ленин. Жертвы Киевской чрезвычайной комиссии. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги. Первый коммунистический китайский отряд, сражавшийся в России в рядах Красной армии. Итоги Гражданской войны. Войска Западного фронта весной 1919 вели борьбу в Карелии, Прибалтике и Белоруссии.

«Организация «Народная воля»» - Последнее покушение на Александра II. Александр II при смерти. Охота началась. Народовольцы. Неудача «Народной воли». Император. Первое покушение. Народная воля. Взрыв в Зимнем дворце. Александр II. Андрей Желябов.

«Надежда Дурова» - Дурова Н.А. Память о Надежде Андреевне живет и по сей день. Надежда Дурова. Дуровой до определенного момента удачно удавалось скрывать свой пол. Память о Дуровой Н.А. Дурова Надежда Андреевна. Дурова вышла в отставку. Дурова Н.А в Елабуге. Юнкер. Детство Дуровой Н.А. Мать. Гром Отечественной Войны. Писательница.

«Внутренняя политика Николая I» - Краткая характеристика Николая I. Политика в области образования и культуры. Меры по укреплению государственного управления. Борьба с революционным движением. Основные направления внутренней политики Николая I. Следствие и суд над декабристами. Современники о Николае I. Крестьянский вопрос. Финансовая реформа. Династический кризис. Внутренняя политика Николая I.

«Россия в конце 18 в» - Политический строй. Население России. Территория России в конце XVIII века. Население. Территория. Россия на рубеже XVIII - XIX веков. Политический строй России в начале 19 века. Россия – многорелигиозное государство. Сословный строй. Сословно-экономическое положение.

Выберите правильный ответ: 1. В каких годах происходила Гражданская война в США? А) , Б) , В) В каком году было отменено рабство в США? 2. В каком году было отменено рабство в США? А) 1776, Б) 1890, В) 1863, Г) Исторические личности. Авраам Линкольн – это 3. Исторические личности. Авраам Линкольн – это А) Президент США Б) Человек, который отменил рабство в США В) Человек, который был убит актером Бутом, сторонником рабства Г) Президент США, который сохранил целостность страны Д) Все ответы верны.


План урока: 1. Встреча миров. 2. Создание колониальной системы управления. 3. Латиноамериканское общество. 4. Время освободителей. Симон Боливар. 5. Итоги и значение освободительных войн. 6. Век каудильо. 7. Медленное развитие экономики. 8. Латиноамериканский «плавильный котел».


Встреча миров Что мы знаем о Южной Америке? 1492 г.- открытие Колумбом Америки г.- открытие Колумбом Америки. XV-XVI вв.- колонизация Южной Америки (Испания, Португалия). XV-XVI вв.- колонизация Южной Америки (Испания, Португалия). XVII в.- колонизация Северной Америки (Англия и Франция). XVII в.- колонизация Северной Америки (Англия и Франция).












1. Белые уроженцы метрополии: представители родовитого дворянства и богатые купцы (высшие административные, военные и церковные должности). 2. Креолы- родившиеся в колониях «чистокровные» потомки европейцев: крупные и средние землевладельцы, средний слой чиновничества. 3. Метисы (потомки от смешанных браков белых и индейцев) ; мулаты (белых и негров); самбо (индейцев и негров)- были лишены гражданских прав: не могли участвовать в выборах местных органов власти, не могли занимать должности чиновников и офицеров; ремесло, торговля свободные профессии. ремесло, торговля свободные профессии. Социальная структура колониального общества


КОНЕЦ XVIII-НАЧ. XIX ВВ.- Усиление освободительной борьбы в Латинской Америки. Обострение противоречий между населением колоний и метрополией (усиление финансового и административного контроля; произвол колониальной администрации; увеличение налогов). Обострение противоречий между населением колоний и метрополией (усиление финансового и административного контроля; произвол колониальной администрации; увеличение налогов). 22 августа 1791 Г. – восстание на острове Гаити (фр. Сан-Доминго). Во главе восстания Туссен-Лувертюр. Завоевание свободы в 1804 г. Время освободителей



Основные периоды борьбы за независимость I период(гг.) Провозглашение независимости Большинства колоний, создание республик. Креольские революционеры не смогли привлечь народные массы на свою сторону г.- массовые крестьянские восстания в Мексике под руководством Мигеля Идальго г.- была провозглашена независимость Мексики г.- Аргентина г.- Чили обрела независимость. II период(гг.) Освобождение территории Центральной и Южной Америк; образование независимых республик на всей территории испанских колоний, кроме Кубы и Пуэрто Рико г.- Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор г.- Перу г.- создание Великой Колумбии (Венесуэла, Панама, Эквадор) г.- Мексика г.- Верхнее Перу - Боливия




Независимые республики в Южной Америке: Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина. В Центральной Америке: Гватемала, Гондурас, Коста–Рика, Никарагуа, Гондурас, Коста–Рика, Никарагуа, Сальвадор. Сальвадор. Бразилия отделилась от Португалии в 1822 г., но республикой стала с 1889 г.; 1844 г.- Доминиканская республика; 1898 г г.- Доминиканская республика; 1898 г.- Куба; 1903 г.- Республика Куба. Т.о. в XIXв. Вместе с Мексиканской республикой и Республикой Гаити образовалось 20 Латиноамериканских государств.




Государственное устройство новых стран Конституции: президент, две палаты, узкий круг избирателей. Господствующее положение: крупные землевладельцы. Сохранение рабства негров и индейцев, пеонажа крестьянства (отмена рабства с 1811 г.(Чили) до 1888 г. (Бразилия)) г.(Чили) до 1888 г. (Бразилия)).


Каудильо форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Каудильо - форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Век каудильо




Многоукладность экономики (XVI-XVIII вв.) Натуральное патриархальное хозяйство индейских племен Натуральное патриархальное хозяйство индейских племен Феодальный уклад Феодальный уклад Рабовладельческий уклад (плантационное рабство) Рабовладельческий уклад (плантационное рабство) Мелкотоварное хозяйство (городское ремесло, хозяйства крестьян-колонистов). Мелкотоварное хозяйство (городское ремесло, хозяйства крестьян-колонистов). Элементы капиталистического хозяйства. Элементы капиталистического хозяйства.


XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. Латиноамериканский «плавильный котёл»


Домашнее задание § 26, вопросы стр Заполнить таблицу с. 241, задание 4.

Какие положительные и отрицательные последствия «встречи миров» проявились в истории Латинской Америки в XIX в.?

Встреча миров. Когда 500 лет назад Великие географические открытия привели европейцев в Новый Свет, произошло прямое «столкновение» двух миров — мира индейцев с миром испанцев и португальцев. Отношения не могли складываться дружественно — слишком велик был разрыв в уровне развития, к тому же конкистадоры, как вы помните, руководствовались девизом: «Бог, слава и золото!» В Европе уже зарождалось новое общество с его духом предпринимательства, стремлением к личной выгоде, личному успеху, желанием подчинить своим интересам весь окружающий мир. И эта Европа пришла в соприкосновение с континентом, где существовали традиционные общества, где люди жили и работали так, как жили и работали их предки, — стараясь приспособиться к окружающей среде, подчиняясь общинным порядкам.

Колонизация, в ходе которой погибли очаги древней культуры индейцев, продолжалась до середины XVII в. И тем не менее, столкнувшись с миром индейцев, испанская и португальская конкиста вынуждена была примириться с сохранением некоторых элементов их культуры, общинных порядков, а индейцы в конечном счёте восприняли некоторые черты испанской культуры и христианство. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Создание колониальной системы управления. К середине XVII в. колонизация Латинской Америки была завершена и стала создаваться колониальная система управления. Кроме Бразилии, захваченной португальцами, вся Южная Америка принадлежала Испании. Земли, захваченные в Новом Свете, были объявлены собственностью испанской короны. Система управления колониями прежде всего должна была охранять право собственности испанских и португальских монархов, управляли колониями испанские и португальские чиновники. Города имели органы местного самоуправления, занимавшиеся судебными делами и вопросами благоустройства. В то же время колонизаторы не стали уничтожать индейскую общину и оставили во главе индейских селений касиков — старейшин, чья власть являлась наследственной. Общинные порядки использовались испанцами для управления колониями и организации хозяйственной жизни. Община обеспечивала колонизаторам коллективную барщину.

Чтобы подавить возможную конкуренцию со стороны колоний, власти мешали развитию местной промышленности и строительству мануфактур. В колониях Нового Света разрешалось производить только то, что не выращивалось в Испании и Португалии: табак, кофе, сахарный тростник, маис.

В погоне за наживой завоеватели не щадили никого и превратили индейцев в бесплатную рабочую силу — рабов. Сотни и тысячи их гибли на рудниках и плантациях от непосильного труда, голода и болезней. Отказ от работы жестоко подавлялся, индейцев пытали, убивали, не щадя при этом ни женщин, ни детей.

Многие из индейцев со временем превращались в прикреплённых к земле наследственных долговых рабов — пеонов, и эта зависимость передавалась по наследству следующему поколению.

Поскольку индейцы вымирали и рабочих рук на рудниках и плантациях не хватало, испанцы в XVI—XVIII вв. стали ввозить в Америку более сильных и выносливых негров-рабов из Африки.

К началу XIX в. большинство индейского населения составляли закрепощённые крестьяне, а также рабочие рудников, мануфактур, ремесленных мастерских, грузчики и домашняя прислуга.

Только в некоторых труднодоступных районах оставались племена, так и не признавшие власть колонизаторов и оказывавшие им сопротивление. В отдельных областях сохранились свободные крестьянские общины.

Латиноамериканское общество. Окончательно латиноамериканское общество сложилось к XIX в. С годами изменился его состав. Привилегированную верхушку составляли белые уроженцы метрополии: представители родового дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками.

Появилось и коренное белое население — креолы — потомки испанцев и португальцев, родившиеся в колониях. Среди них имелись крупные и мелкие землевладельцы, предприниматели — владельцы рудников и мануфактур, чиновники администрации, офицеры, священники, ремесленники. Формально креолы имели такие же права, как и уроженцы метрополии, но на высшие посты в системе управления колониями их не допускали.

В результате смешанных браков в колониях появились метисы (потомки от смешанного брака белых и индейцев), мулаты (потомки от смешанного брака белых и негров) и самбо (потомки от смешанного брака индейцев и негров). Все они не имели гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров, участвовать в выборах местных органов власти. Всех этих людей постепенно объединили общий язык и одна религия.

Время освободителей. В истории Латинской Америки имеется много страниц, посвящённых войнам против колониальной зависимости. В 1791 г. началось восстание негров-рабов на острове Гаити. Набат революции во Франции могучим эхом отозвался в этой французской колонии (французское название колонии Сан-Доминго). После длительной борьбы в западной части острова в 1804 г. было провозглашено первое независимое государство Латинской Америки — Гаити.

Симон Боливар

«Временем освободителей» стал XIX в. К началу века Испанская колониальная империя в Америке имела территорию более 10 млн кв. км и простиралась от Сан-Франциско до мыса Горн.

В начале XIX в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись документы Великой французской революции.

В 1811 г. объявила себя независимой республикой Венесуэла. Среди членов Патриотического общества, возглавившего освободительное движение, выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Однако негры и индейцы их не поддержали, и тогда Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, а крестьянам — землю.

Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость, для борьбы нужно было иметь союзников. Он повёл свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде. Это был легендарный переход через Анды. С каждым днём становилось всё холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь. Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в 1819 г. в единое государство — Великую Колумбию.

В 1824 г. после долгой освободительной войны независимой республикой стала Мексика.

«Независимость — это единственное благо, которого мы достигли...» Стремясь укрепить независимость молодых латиноамериканских государств, Боливар выступил за их объединение в конфедерацию. Он постоянно боролся за создание демократической республики, где цвет кожи её граждан не влиял бы на их положение в обществе. Но объединить новые независимые государства, имевшие общий язык и религию, не удалось. Власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор. «Независимость,—сказал Боливар, — это единственное благо, которого мы достигли за счёт всех других».

Переход армии Боливара через Анды

Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 г. он ушёл в отставку. Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нём сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Революция в Португалии в 1820 г. привела к новому подъёму движения за независимость в Бразилии. Бывшая колония провозгласила независимость и объявила себя империей.

В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе. Но ещё много лет кубинской армии пришлось бороться за освобождение от колониальной зависимости. Независимая Кубинская республика была провозглашена только в 1895 г.

Итоги и значение освободительных войн. Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых государствах, кроме Бразилии, установился республиканский строй (Бразилия стала республикой в 1889 г.). Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались.

Политическая независимость создала более благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства и вхождения в мировой рынок, но сохранение многих обычаев традиционного общества замедляло этот процесс.

В независимых государствах постепенно уничтожили рабство, отменили подушную подать и принудительную трудовую повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви, был установлен парламентский строй и приняты конституции.

Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя и упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали ощущать свою принадлежность к определённой нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд учёных считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая такую оценку, так как создание новых республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть.

Процесс модернизации в странах Латинской Америки развивался крайне медленно.

Век каудильо. После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территорий. Это сопровождалось острой борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времён войны за независимость, захватывавших её при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканском обществе, как вы знаете, в отношениях между людьми сохранялись связи, характерные для традиционного общества. Это выражалось в господстве клановых связей между патроном (хозяином) и подчинённой ему массой. Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

Суть этого явления состоит в том, что вокруг сильной личности сплачивается круг людей, рассчитывающих решить свои проблемы при помощи патрона. В политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение управлять толпой, завоевав её доверие. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона. Эти отношения выражает принцип: «Всё — для друзей, а для врагов — закон».

Часто за маской «любимца толпы» скрывались честолюбие и ожесточённое соперничество отдельных семейств.

В XIX в. начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны.

Медленное развитие экономики. Десятилетия междоусобных войн гибельно отразились на экономическом состоянии молодых государств. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX в. ряд стран втягивается в мировой рынок.

Чили активно экспортировала в Европу серебро, медную руду, селитру. Между 1880 и 1910 гг. объём промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

К концу века более благоприятные условия для развития животноводства и земледелия создались в Аргентине. Толчком для развития животноводства стало создание морозильных установок и увеличение ёмкости английского внутреннего рынка. Аргентина активно вывозила мороженое мясо в европейские страны, при этом 2/3 его поставлялись в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьёй дохода к началу XX в. оставался экспорт кофе, золота, серебра, натурального каучука и тропических фруктов.

Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

По уровню экономического развития к началу XX в. страны латиноамериканского региона выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабалённого крестьянства. Фактически здесь доминировала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

Латиноамериканский «плавильный котёл». На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживали 60 млн человек (в 1820 г. — 20 млн). Здесь существовало 20 независимых государств.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.

XIX век явился временем формирования латиноамериканских наций. Они формировались из представителей разных народов, живших в границах одного государства. Как и в США, здесь действовал «плавильный котёл», в котором смешивались различные расы и нации: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран, а затем и новые иммигранты.

Общество в латиноамериканских странах формировалось под влиянием испанских и португальских традиций, в системе отношений между людьми всегда существовала иерархия. Каждый должен был знать своё место, свой клан, связывать своё благополучие с «большим» или «маленьким» покровителем, каудильо. Отсюда и склонность к авторитарным режимам.

В Латинской Америке сформировалось особое общество, отличное и от европейского, и от североамериканского. Десятилетия кровавых междоусобных войн, диктаторские режимы, массовые движения протеста, временами перераставшие в революции, движения за демократизацию — всё это делало трагической историю латиноамериканцев в XIX в.

В то же время в наиболее развитых странах Латинской Америки происходил процесс модернизации, развивалась промышленность, изменялась социальная структура общества, проводились политические и социальные реформы. Величайшим завоеванием латиноамериканцев стало уничтожение рабства.

Богатства континента приводят к активному проникновению в его экономику иностранного капитала, что рождает новые противоречия. На рубеже веков Латинская Америка выходит из состояния политической и экономической изоляции.

1. Покажите на карте колонии европейских стран в Латинской Америке. 2. Охарактеризуйте состав латиноамериканского общества к началу XIX в. 3. Какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти XIX в.? 4. Дайте характеристику Симона Боливара как политического деятеля. 5. Составьте в тетради план ответа на вопрос: «Каковы итоги и значение освободительных войн?»

1. Обсудите с одноклассниками, почему именно в Латинской Америке развилось такое явление, как каудильизм. 2. Сравните экономическое развитие стран Латинской Америки и США к началу XX в. 3. Обсудите с одноклассниками, в чём заключались особенности формирования латиноамериканских наций. 4. Охарактеризуйте особенности латиноамериканского общества и роль католической религии в нём, используя дополнительный материал учебника.

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. Ещё в XVI в. церковь в латиноамериканских государствах поставила перед собой цель способствовать сближению духовной культуры между различными группами, составлявшими население колоний (испанцами, неграми, индейцами, метисами). Каждую группу побуждали принимать общую веру и обычаи. В Мексике, например, ещё в XVI в. сформировался культ святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Так сначала возник культ местной святой, а затем церковь распространила его на всю территорию страны. Религиозные праздники, коронации создавали многочисленные поводы для стечения огромных масс людей.

Религиозные шествия, собиравшие толпы богомольцев со всего королевства в одном месте, способствовали укреплению связей между жителями страны. И постепенно культ Девы Марии Гуаделупской объединил жителей Мексики: каждый, кто поклонялся этой святой, считался принадлежащим к мексиканской нации. Вообще католическая религия и католическая церковь играли большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением являлись индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население. Учёные считают, что индейцы после уничтожения их идолов колонизаторами перенесли в католичество своё стремление поклоняться «божественным силам», боготворить их и даже превращать в простой амулет.

Среди различных слоёв населения всегда ходили рассказы о чудесах, о явлениях святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах с ещё доколумбовых времён принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения. Желая излечиться от болезни, узнать свою судьбу, люди принимали травы у домашних алтарей, где находилось большое количество скульптур самых разных святых.

Учёные объясняют эту особенность верований соединением культур коренного населения и колонизаторов, принёсших католицизм. Уничтоженные церковью языческие идолы заменялись изображениями христианских святых, к которым и обращались по мере надобности с просьбами, а то и с требованиями.

Подведём итоги

Вы познакомились с различными типами обществ, которые сформировались на территории Северной и Южной Америки.

США с самого начала развивались как государство европейцев на американской почве. Североамериканское общество формировалось как общество индустриальное. В США не было всевластия церкви, страна развивалась как президентская республика, со всеми присущими этому типу государств демократическими органами власти. Всё это создавало условия для быстрого развития процесса модернизации.

В государствах Латинской Америки ростки демократии долго и трудно пытались пробиться через господствующие нормы традиционного общества. Авторитарные режимы, каудильизм душили политические свободы.

Две Америки — два стиля жизни. Разные традиции. Разная культура. Разные типы общества.

Вопросы и задания к главе IV

1. Обсудите с одноклассниками, почему развитие государств на американском континенте пошло столь разными путями. 2. Выскажите своё мнение: существовало ли какое-либо сходство в истории создания США и государств в Латинской Америке? 3. Период быстрой индустриализации страны после Гражданской войны американский писатель Марк Твен назвал «позолоченным веком». Как вы думаете, что он имел в виду? Согласны ли вы с такой оценкой? 4. Составьте в тетради синхронистическую та блицу «Основные события в США и Латинской Америке во второй половине XIX в.».

Страны Латинской Америки

5. Вы изучили главу «Две Америки» и узнали о жизненном пути ряда исторических деятелей. Вызвал ли кто-либо из них вашу симпатию? Если да, то чем вызвана ваша симпатия к этому человеку?

Творческие работы и проекты

Творческая работа «Латинская Америка — плавильный котёл». Используя факты, приведённые в учебнике, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, напишите эссе на предложенную тему. Оформите работу. Что нового вы узнали, работая над темой? Что хотели бы узнать дополнительно?



Проблема межнациональных взаимоотношений, умения людей различного этнического и религиозного происхождения мирно сосуществовать в рамках одного государства, умение быть разными, но при этом равными друг другу - это одни из главных проблем, которые волнуют современное общество.

В настоящее время в мире насчитывается более 2000 наций, проживающих в 197 государствах.

Человечество в скором будущем будет жить в условиях полиэтнических стран, так как с каждым годом усиливаются. Возникают новые территориальные образования.

Сегодня национальная проблема приобрела мировое значение. Вместе с борьбой против угрозы ядерной войны и охраной окружающей среды она вошла в число важнейших вопросов глобального масштаба. Острейшие этнические конфликты существуют в Анголе, Нигерии, Ираке, Украине. Националистическими идеями прониклось население многих стран мира. В разных формах этнический вопрос выступает на первый план общественной жизни Франции, Великобритании, Бельгии, Испании, Канады.

Среди ученых бытует мнение, что именно национализм в конце XX века чуть не подвел человечество на грань новой катастрофы.

Проблема межнациональных взаимоотношений очень актуальна и в США, одном из крупных многонациональных государств мира, где проживает около 106 этнических групп. Национальный вопрос в истории этой страны всегда был одним из главных. США - это страна иммигрантов, именно так ее называл Рузвельт, а Кеннеди Джон написал книгу «Нация иммигрантов».

Опыт США в сфере уникален. Благодаря постоянному притоку населения в результате переселения, люди разных национальностей вливаются в страну вместе со своими традициями, культурой, языком и острыми этническими проблемами. В результате смешения населения, пестрого в расовом и этническом отношении, происходил процесс формирования американской народа, который получил вполне определенное название - "плавильный котел наций". Об этой модели межэтнического развития общества и пойдет речь в статье.

Определение понятия

Само понятие "плавильный котел" или "плавильный тигель" - является переводом с английского языка выражения melting pot. Это модель этнического развития общества, которая пропагандируется в американской культуре. Доминирование этой мысли связано с идеалами представления о свободном демократическом обществе, в котором люди спокойно уживаются с расово и этнически разными соседями.

Данная концепция очень схожа с политикой мультикультурализма.

В соответствии с теорией "плавильного котла", формирование американской нации должно было идти по формуле смешивания или сплавления всех народов. При этом предполагалось как культурное, так и биологическое слияние (смешивание). Эта теория отрицала наличие каких бы то ни было социальных, этнических или национальных конфликтов в обществе. Известный американский исследователь Манн А. считал, что термин плавильный котел в США стал национальным символом 20-го столетия.

Происхождение понятия

Само понятие было сформулировано в пьесе британского драматурга и журналиста Зангуилла Исраэля, который очень часто посещал США и знал жизнь, обычаи и культуру страны. Суть литературного произведения заключалась в том, что в США происходило слияние или смешивание различных народов и культур, в результате чего образовалась единая американская нация. Пьеса была названа «Плавильный котел». Это выражение стало очень популярным сначала в американской культуре, а затем и во всем мире. Чуть позже была сформирована целая концепция развития общества с одноименным названием.

Суть концепции тоже заимствована из пьесы, где главный герой, глядя с корабля, который прибыл в порт Нью-Йорка, воскликнул, что Америка - это величайший котел, в котором переплавляются все И что именно так Всевышний создал американскую нацию.

История развития теории слияния наций

История слияния народов из разных стран в один общий этнос или культуру интересовала ученых и писателей еще до появления пьесы «Плавильный котел». Эссе на эту тему и описания американского народа как единой нации прослеживаются у авторов, историков и философов еще в XVIII веке. Например, Пейн Томас, англо-американский философ и писатель, в своей книге «Здравый смысл» описывает американцев как единый народ, который образовался из выходцев из Европы, которые там были гонимы из-за своих идей религиозной и гражданской свободы.

Но самым первым автором, который использовал выражение «плавильный котел» для описания американского народа и общества, стал француз Кревкер Джон, который в своих «Письмах американского фермера» рассуждал на тему, кто такой американец. Он писал, что в Америке все национальности смешиваются в новую расу, которая однажды изменит весь мир.

История концепции в XIX веке

Наибольшую популярность концепция приобрела в XIX веке. Ее поддержал выдающийся интеллектуал той эпохи Эмерсон Ральф.

Рузвельт Теодор в своем четырехтомном произведении «Покорение Запада» описывает колонизацию Запада, восхваляет американскую силу, которую он видел в единстве. И в заключении он пишет, что американский индивидуализм был закален именно мощью единения.

Одну из основополагающих ролей в изучении концепции занимает труд историка Тернера «Значение и границы в Американской истории», в котором он уделяет большое внимание географическому фактору. «Плавильный котел» в его научной работе - это процесс американизации. Согласно его теории, все иммигранты американизировались по основным направлениям. Кроме того, он считал, что американская идентичность не заимствована из Европы, что она возникла в результате непрерывного продвижения поселений на Запад. Он утверждал, что вначале границей Европы было Атлантическое побережье, но с продвижением вглубь континента происходило постепенное удаление от европейского влияния и развитие нации по американскому типу.

Критика теории

Теория слияния наций была воспринята негативно сторонниками культурного плюрализма (они выступают за сохранение этнических и культурных традиций в составе национальной общности). Плюралисты критиковали дискриминацию и ущемление прав меньшинств, к которым относили представителей желтой и черной расы в США.

Если в концепции «плавильного котла» меньшинства являются второстепенными и постепенно должны исчезнуть, то плюралисты считают меньшинства главным элементом в структуре общества, и они должны развиваться и сохранять свою самобытность и культуру.

Концепция культурного плюрализма, теоретически оформилась в 20-х годах XX столетия. Основные доктрины теории были изложены в научной работе американского философа Каллена Г. «Демократия против плавильного котла», в которой он писал, что можно изменить стиль одежды, религию, мировоззрение, но нельзя изменить своего происхождения. Именно плюралисты считают, что этнические группы объединяют не культура и язык, а происхождение, и поэтому американское общество, по их мнению, это салатница, в которой разные культуры мирно уживаются, при этом сохраняя свою самобытность.

Преимущества и недостатки теории

Среди преимуществ данной теории можно назвать то, что она создала благоприятную общественную атмосферу, свела до минимума риски терактов и других всплесков насилия.

Эта концепция позволила увеличить производственные силы страны, создавая термин американский народ или американская нация, что было выгодно для экономики страны в то время.

Эта теория усилила процесс ассимиляции других народов, стирая границы и противоречия между культурами. При этом шел активный процесс формирования и обогащения американской культуры.

Среди недостатков можно выделить слишком идеалистичную направленность этой концепции. Кроме того, она предполагала жесткую ассимиляцию, что, как показала практика, не входило в планы иммигрантов.

Теория не смогла долго продержаться, о чем свидетельствуют наличие ряда национальных общин, которые, считая себя гражданами США, остаются мексиканцами, евреями, украинцами, китайцами, арабами и так далее. Скорее всего, теория не смогла отразить всего многообразия тех процессов, которые происходили в обществе многонациональной страны.

Так обстояли дела со сплавлением наций в США. Что же происходило в Латинской Америке?

Концепция "плавильного котла" в Латинской Америке

Латиноамериканские нации стали складываться в XIX веке. Они формировались из разных народов и этносов, проживавших в границах того или иного государства. Как и в США, здесь действовал "плавильный котел", в котором смешивались нации и расы: индейцы, выходцы из Португалии, Испании и других стран Европы, негры, арабы, выходцы из Азии.

Общество в этих странах формировалось под влиянием португальских и испанских обычаев, в системе отношений меду людьми всегда была иерархия. Каждый знал свое место, отсюда и склонность к авторитарным режимам.

Сработала или нет концепция "плавильного котла" в Латинской Америке?

В эссе, в публицистической литературе и даже научных работах некоторые ученые считают, что нет. Процессу смешивания народов и этносов способствовало языковое единство (большинство стран говорят на испанском, только Бразилия на португальском языке), общая религиозная принадлежность (католичество), социальное сходство, общее для стран колониальное прошлое, но слишком очевидны были различия в поведении, обычаях, традициях, менталитете между европейскими мигрантами, потомками индейцев и выходцами из Африки.

И, несмотря на так называемое латиноамериканское братство, среди стран континента просматривается недоверие и соперничество. Яркий пример - испаноговорящая Аргентина и португалоговорящая Бразилия. Если первая заселена выходцами из европейских стран, то вторая в этническом составе населения имеет в большей степени африканские корни, именно в Бразилию в XVI-XVIII веках привозили сотни тысяч рабов с африканского континента. И сложно ожидать, что эти две страны в будущем смогут образовать единое государство.

Плавильный тигель Европы

Если ничего не изменится, то в ближайшем начнет напоминать Нью-Йорк или некоторые государства Латинской Америки, которые опровергают концепцию смешивания или сплавления наций. Например, в Нью-Йорке уживаются множество культур: китайцы и корейцы, пакистанцы и пуэрториканцы, мексиканцы и русские. Некоторые этнические группы слились, например, ирландцы и испанцы, поляки и евреи, другие сохранили свою индивидуальность: живут в своих кварталах, говорят на своем языке и соблюдают свои традиции. Но все они подчиняются общим законам и употребляют в общественных местах стандартный официальный государственный английский язык.

Концепция плавильного котла не сработала ни в США, ни в Латинской Америке. Сработает ли этот принцип в Европе, или она будет напоминать Нью-Йорк? Ответ на этот вопрос человечество узнает в самое ближайшее время.