Юрий Лисянский (1773-1837). Художник В.Л.Боровиковский

Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского –моряка и исследователя, соратника Крузенштерна, одного из руководителей первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Фактически Лисянский стал первым нашим соотечественником, совершившим плавание вокруг земного шара.

Юрий Лисянский родился 13 августа (2 августа по старому стилю) 1773 года в городе Нежине в семье священника. В возрасте 10 лет он был принят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он подружился с эстляндским немцем Адамом (Иваном) Крузенштерном – позже их имена навсегда останутся в истории и будут стоять рядом.

Выпуск Морского кадетского корпуса 1787 года оказался досрочным, так как началась война со Швецией. Гардемарин Лисянский был назначен на 32-пушечный фрегат «Подражислав», на котором участвовал в Гогландском сражении, в боях у Эланда и Ревеля. В 1789 году его произвели в мичманы, а в 1793-м – в лейтенанты.

В том же 1793 году Юрия Лисянского в числе шестнадцати лучших офицеров направили в Англию для службы волонтером в британском флоте. В мае 1794 года он отправился в Северную Америку, где вместе с Крузенштерном принял участие в боевых действиях против французского флота. Во время пребывания в Филадельфии Лисянский встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. Лисянский много путешествовал, в Вест-Индии едва не погиб от жёлтой лихорадки. Летом 1796 года он вместе с Крузенштерном и Баскаковым на фрегате «Клеопатра» вернулся в Англию. Затем новые путешествия – остров Св. Елены, Южная Африка, Индия… «Моё намерение, - писал Лисянский брату, - есть остаться у мыса Доброй Надежды на четыре или пять месяцев, дабы познакомиться с Африкой, а особливо с оконечностью оной, которая весьма нужна для плавающих к востоку оной, я думаю, что через сие не буду в дураках»… Лисянский вернулся в Кронштадт в 1800 году после семи лет отсутствия на родине. К тому времени он имел чин капитан-лейтенанта и в свои 26 лет считался одним из самых опытных офицеров Российского флота. Лисянского сразу же назначили командиром фрегата «Автроил», а в ноябре 1802 года его за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Шлюп «Нева» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен

Звёздный час капитан-лейтенана Ю.Ф.Лисянского – первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 годов. В ней Иван Крузенштерн командовал шлюпом «Надежда», а Юрий Лисянский — шлюп ом «Нева ». Об этом плавании написано много и нет смысла здесь рассказывать о нём подробно (желающим можем рекомендовать, например, статью в журнале «!OCEAN» #10 за 2017 г.). Отметим лишь, что Лисянский открыл один из Гавайских островов , по сей день носящий его имя (остров Лисянского , США). За свои заслуги он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Портрет Ю.Ф.Лисянского, около 1810 г. Гравюра А.Ухтомского по оригиналу Кардена

По возращении из путешествия Лисянский женился на вдове петербуржского чиновника; семья воспитала шестерых детей. В 1807-1808 годах — служба на Балтике, Лисянский командует кораблями «Зачатие Святой Анны », «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвует в боевых действиях против Англии и Швеции. Но в 1809 году он выходит в отставку в чине капитана 1 ранга. Одной из причин отставки стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. В итоге он опубликовал книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году (два тома и атлас карт и рисунков) на собственные средства. В России она осталась практически не замеченной, зато её перевод, изданный в 1814 году в Лондоне, получил признание и высокую оценку специалистов.

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

Юрий Лисянский родился 2 августа 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.

В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.


За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй – «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.



Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, оружие, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.



В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

Русский мореплаватель. Родился 2 (13) апреля 1773 в Нежине. Окончил Морской кадетский корпус (1786). Участник русскошведской войны (1788 - 1790). В 1790 - 1783 служил на Балтийском флоте. В 1793 - 1799 плавал на английских судах к берегам Северной Америки, в Вест-Индию, Южную Африку и Индию.


Обследовал и, описал о. Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

В 1802 принял участие в первом русском кругосветном плавании, которым руководил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция осуществлялась на двух судах - (командир Крузенштерн) и (командир Лисянский). Выйдя из Кронштадта в 1803 и обогнув Южную Америку, корабли вошли в Тихий океан. Посетив Маркнзские и Гавайские о-ва, они разошлись: Крузенштерн поплыл в сторону Камчатки, а Лисянский - к берегам Северной Америки.

lisynskiyЗдесь он установил связь с русской колонией, обследовал о. Кадьяк и восточное побережье Аляски. На протя- жении всего путешествия Лисянский проводил океанографические исследования. Особую ценность имеют его наблюдения над морскими течениями, позволившие ему совместно с Крузенштерном внести исправления и дополнения в существовавшие в то время карты морских течений.

Произвел астрономические определения географических координат посещенных им пунктов и указал наиболее удобные гавани. В китайском порту Кантон (ныне Гуанч-жоу) встретился с Крузенштерном. В июне 1806 экспедиция возвратилась в Кронштадт. Книга Лисянского.в 1803- 1806 годах> (1947) содержит много интересных географических и этнографических данных. В 1806- 1809 служил на Балтийском флоте.

Именем Лисянского названы остров, открытый им в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря, гора на Сахалине.

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ, 1773-1837, участник первого русского кругосветного путешествия, известный сотрудник знаменитого адмирала Крузенштерна, родился 2 Августа 1773 года. Воспитанник Морского корпуса с 1783 г., Лисянский 20 Марта 1786 г, был произведен в гардемарины. Во время Шведской войны был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» участвовал в Готландском сражении; в 1789 г. был произведен в мичманы и участвовал, в этом году и в следующем, во всех крупных морских боях со шведами. В 1793 г. произведен в лейтенанты и командирован в Англию для службы «волонтером» на судах Английского флота. Здесь он участвовал в морских cpaжeнияx с французами и плавал около берегов Африки, Азии и Америки. По возвращении в Россию, Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты 27 Марта 1798 г. и назначить командиром фрегата «Автропл». В 1805 г., за 18 морских кампаний, получил орден св. Георгия 4 класса . В этом же году издал переведенную им с английского книгу Клерка «Движение флотов». Командуя шлюпом «Нева», отправился вместе с Крузенштерном (шлюп «Надежда») в кругосветное путешествие, с целью достичь морем берегов Российско-Американских колоний; при этом он заходил на острова Тенериф и св. Екатерины, в Бразилии. В 1804 г., обогнув мыс Горн, Лисянский, на Сандвичевых островах, отделился от шлюпа «Надежда» и взял самостоятельный курс на о. Кадьяк, потом отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо - Американских колоний, Баранову, в возвращении взятого и разоренного г. Новоархангельска. В 1805 г., на возвратном пути, открыл острова Лисянского и Крузенштерна и в Кантоне опять соединился с «Надеждой». Обогнув мыс Доброй Надежды, после 142-дневного плавания, Лисянский пришел в Портсмут, а оттуда 26 июня 1806 г. возвратился в Кронштадт и был произведен в капитаны 2 ранга. В 1809 г., 8 Января, Лисянский был уволен от службы. В 1812 г. он издал описание своего кругосветного плавания, обнаружив выдающуюся наблюдательность. Заглавие книги: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах», с приложением обстоятельного и точного Атласа. Позднее свое сочинение Лисянский перевел на английский язык и издал в Лондоне в 1814 году. Книги эти в настоящее время довольно редки, а имя путешественника предано незаслуженному забвению. Насколько помнят еще Крузенштерна, настолько же мало известен, вне круга специалистов, спутник и его сотрудник Лисянский.
Ю. Ф. Лисянский умер в Петербурге, в чине капитана 1 ранга, 22 февраля 1837 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
(С портрета, пастелью, из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

Ордена Российской империи (3)